Какое лучше масло для 4 тактных двигателей. Масла для четырехтактных двигателей легкой техники

Масло для 4-х-тактных двигателей имеет ряд отличий от аналогов, предназначенных для двухтактных моторов. В случае двухтактного двигателя производится смазывание маслом, которое предварительно растворяется в бензине и в результате вместе с ним сгорает. В двигателе же четырехтактном, напротив, все делается для того, чтобы масло не проникало в камеру сгорания.

Четырехтактный мотоциклетный двигатель

Таким образом, масло в четырехтактном двигателе должно обеспечивать стабильные смазывающие свойства в течение как можно более длительного срока.

Соответственно, и содержание различных присадок в современных моторных маслах для четырехтактных двигателей существенно выше и достигает иногда 25%. Учитывая отсутствие особых требований, предъявляемых к автомаслам для четырехтактных моторов, при подборе присадок не принимается во внимание зольность. Как правило, она может достигать 2% и более. Кроме того, такие смазки отличаются более высоким уровнем дымности.

Принцип действия четырех- и двухтактного мотора

Прежде чем рассматривать основные отличия смазок для 4-тактных двигателей, необходимо выяснить, чем отличаются такие моторы от двухтактных. Одним из элементов четырехтактного мотора является масляный картер, на постоянной основе поддерживающий требуемый уровень смазочного материала. Из картера смазка с помощью масляного насоса передается в смазочную систему и оказывается на стенках цилиндра. Результатом является трение поршня о стенку не «всухую», а в виде скольжения по масляной пленке.

Для того чтобы масло не проникало в камеру сгорания, его отсекают обратно в масляную ванну специальные маслосъемные кольца. В случае четырехтактных моторов, мощность которых не превышает 5 л/с, масляный насос чаще всего отсутствует. Распределение масла в них осуществляется за счет масляного тумана, создаваемого вращающимся коленчатым валом.

Нагрузки в подобных движках значительно меньше, поэтому поступление масла обеспечивается регулярно в необходимых количествах, что оказывает положительное влияние на долговечность мотора.

После одной заливки смазки в картер ее замена требуется только один раз в течение сезона. При этом также необходимо контролировать ее уровень, хотя автомасло никуда не исчезнет. Кроме того, современные двигатели оснащены датчиками, способными напоминать об изменениях уровня масляного вещества.

Принцип работы 4-тактного двигателя

Смазочная система в двухтактных моторах действует иначе. В двигателях до 30 л.с. необходима подготовка смеси бензина с маслом в соотношении 50:1. При этом не обязательно встряхивать емкость после наполнения бензином и смазочным материалом, поскольку современные автомасла являются самоперемешивающимися. Даже несмотря на это, иногда возникает нехватка масла для качественного смазывания зеркала цилиндра. В результате двигатель начинает работать «всухую», что вызывает соответственное снижение его ресурса.

В моторах же, мощность которых превышает 40 л.с., имеется бачок для автомасла, в котором происходит автоматическая подготовка смеси в нужных пропорциях. Смесь масла, воздуха и бензина сначала поступает в цилиндры и сгорает. При этом ее сгорание является не таким эффективным, поскольку содержащаяся в топливной смеси смазка вызывает снижение выделяемой энергии. Кроме того, эффективность снижается из-за временного открытия выпускных и впускных окон цилиндра, результатом чего является частичная потеря несгоревшей смеси и ее выброс в атмосферу или воду.

Различия масел

Итак, рассмотрим, чем масло для двухтактных двигателей отличается от 4-тактных. Как уже было сказано, основное принципиальное отличие двух типов двигателей состоит в том, что двухтактные моторы смазываются смазочным веществом, растворенным предварительно в бензине и вместе с ним в результате сгорающим. В ряде двухтактных двигателей существует отдельная система для подачи смазки в картер, но суть от этого не меняется – смазочный материал также сгорает одновременно с бензином.

В случае же двигателей четырехтактных предпринимаются меры для предотвращения попадания масла в камеры сгорания.

Соответственно различаются и основные требования к автомаслам:

  • в двухтактном двигателе требуется как можно более полное сгорание масла, при котором остается минимальный нагар в виде золы и сажи;
  • смазка в двигателе 4-тактном должна как можно дольше обеспечивать стабильные смазочные характеристики.

В начале эпохи двигателей внутреннего сгорания для изготовления смазочных материалов использовалась простая перегонка нефти. Такие вещества применялись в обеих разновидностях моторов. Это было связано с небольшой удельной мощностью первых автодвигателей, а также невысокими нагрузками на сопряжения деталей и износом, который они вызывали.

Масло для 4х-тактных двигателей

Тем не менее, впоследствии рост удельных параметров и рабочих оборотов двигателей привел к тому, что подобные автомасла исчерпали свои возможности. В качестве выхода из сложившейся ситуации было решено применять специальные добавки в автомасла, названные присадками. Они способны значительно улучшить определенные параметры смазок.

В автосмазках обычно применяется целый комплекс подобных присадок:
противоизносные;

  • моющие;
  • противозадирные;
  • антиокислительные;
  • противопенные и т.д.

В результате на сегодняшний содержание присадок в современных маслах для двигателей с четырьмя тактами может составлять до 25% от объёма всей смеси. Учитывая, что к смазкам для таких моторов в плане полноты сгорания не предъявляются какие-либо особые требования, при подборе присадок можно не принимать во внимание зольность. Следовательно, зольность таких масел может превышать 2%, кроме того, подобные автомасла могут обладать высокой дымностью.

Применение «4-тактного» масла в 2-тактном двигателе

В случае использования предназначенной для 4-х-тактных двигателей смазки в двухтактном моторе, образующаяся в процессе сгорания масла зола оседает на поршнях и стенках камеры сгорания. При этом остатки сгорания образуют с моторным смазочным материалом абразивный порошок, оказывающий на зеркала цилиндров воздействие, аналогичное настоящей наждачной бумаге. В результате данный абразив буквально распиливает детали, в результате чего их срок эксплуатации существенно снижается.

Достаточно серьезный вред наносит и сажа, которая оседает в канавки поршневых колец. В результате кольца теряют подвижность, что приводит к снижению мощности двигателя. Сажа, откладывающаяся в выхлопных окнах, постепенно снижает размер их сечения. Это приводит к затруднению выпуска отработанных газов, то есть, опять же, к потере мощности.

К тому же нагар, включающий в себя сажу и золу, и откладывающийся на головках цилиндров и поршнях, вызывает развитие таких негативных явлений, как калильное зажигание и детонация. Это также вызывает уменьшение мощности и снижение ресурса мотора. В результате отложения нагара на электродах в свечах зажигания может произойти их замыкание и, соответственно, остановка двигателя.

Классификация


Классификация JASO

На данный момент наиболее передовыми для применения в 4-тактных моторах являются масла, соответствующие одновременно спецификациям JASO MA-2 и API SN (США). Российский ГОСТ 17479.1-85 был адаптирован под классификацию SAE. Производителями автомобилей рекомендуется использовать для четырехтактных двигателей автомасла, имеющие вязкость, класс которой находится в диапазоне между 5W20 и 10W40.

При этом чем вязкость выше, тем лучшей будет работа моторного масла при повышенных температурах. Это необходимо принимать во внимание в процессе выбора смазки в различных климатических зонах.

Аналогично любым другим, моторные автомасла для 4-тактных двигателей делятся на три разновидности:

  1. Синтетические, не образующие нагара и обладающие прекрасными защитными характеристиками. Могут применяться в экстремальных условиях эксплуатации.
  2. Полусинтетические и минеральные автомасла высокого качества отличаются хорошей защитой от износа, отсутствием дыма в процессе сгорания и поддержанием чистоты двигателя. Они хорошо подходят для повседневного вождения.
  3. Специальные полусинтетические смазки обладают моющими свойствами, малым значением расхода на угар, а также высокой стабильностью характеристик. Такие смазочные материалы могут применяться при использовании низкосортного топлива.

Как выбрать 4 тактное масло

Во многих экспертизах масел для четырехтактных моторов иностранные производители представлены в основном специальными мотомаслами, а отечественные – обычными моторными автомаслами. При этом поясняется, что специальное 4-тактное масло для мотоциклов отличается от автомобильного только более низким количеством антифрикционных присадок. При этом обычному потребителю достаточно уяснить только два наиболее важных критерия, определяющие достоинства определенной марки: вязкость и качество.


Выбираем подходящее масло

Вязкость моторных смазок для 4-тактных двигателей классифицируется в нашей стране согласно ГОСТ 17479.1-85, который, как уже сказано выше, адаптирован к SAE. Согласно данной классификации различается три типа автомобильных масел:

  1. Группа автомасел для работы двигателя только в летний период. Такие смазки достаточно редко поступают в продажу, их маркировка: SAE 20, 30, 40. Смазочные материалы, вязкость которых превышает SAE 60, в моторах не используются.
  2. Техника с 4-тактовыми двигателями в зимний период практически не используется, поэтому приведем только обозначение таких смазок: SAE 0W, 5W, 10W и так далее до 25W.
  3. Автомасла всесезонные производятся путем добавления специальных присадок в базовое масло. Такие добавки делают смазку достаточно жидкой для более легкого запуска двигателя при отрицательных температурах. Также они обеспечивают высокую защиту всех рабочих элементов двигателя. Всесезонные сорта обозначаются по SAE как 10W40, 15W50, 10W60 и прочими числовыми комбинациями, определяющими диапазон использования смазочного материала в соответствии с температурой окружающего воздуха.

Число, расположенное перед буквой «W», указывает отрицательную температуру, при которой автомасло загустевает, а цифра после буквы – максимальную температуру, при которой обеспечивается бесперебойная работа двигателя.

Четырёхтактные двигатели с воздушным охлаждением нуждаются в смазочных материалах. При чем таких, чтобы качество соответствовало требованиям, о которых мы расскажем.

Владельцы техники предпочитают использовать масло с маркировкой Sae, которое нужно заливать в двигатель при температуре воздуха не ниже 5 о С. В его состав входит многофункциональный пакет присадок с противоизносными и антикоррозионными характеристиками.

Эта жидкость хорошо защищает от износа и перегрева трущиеся детали двигателя, обеспечивает его чистоту и увеличивает ресурс работы. Смазочные вещества стандарта Sae производятся с разным типом основы, что оказывает влияние на их рыночную стоимость.

Так, цена синтетики за упаковку литровой ёмкости варьируется от 240 до 290 руб., минерального – от 350 до 510 руб.

Исключительными смазывающими характеристиками обладает и масло «Скаут-5л», которое завоевало высокую репутацию у отечественных владельцев мотоблоков и его можно назвать полноценным аналогом Sae 30. Оно сравнимо с ним по качеству, но более доступно по цене, что делает данный продукт еще более востребованным. Такое масло в 5-ти литровой ёмкости стоит 1390 руб., что в пересчёте на 1 литр составляет всего 278 руб.

Чем отличается двухтактное масло от четырёхтактного

Одни виды моторного масла предназначены для четырёхтактных силовых агрегатов, а другие - для двухтактных. Они не взаимозаменяемы, и лить их следует в соответствии с назначением, потому что к смазочным веществам для моторов с разным рабочим циклом предъявляются различные требования. Так, масло для четырёхтактных двигателей, где используется принудительная система смазывания, рассчитано на продолжительное воздействие и призвано обеспечивать более стабильное покрытие деталей. В 2-х тактных двигателях - масло поступает вместе с топливом и должно мгновенно в нём растворяться, бездымно сгорая с минимумом отложений в виде сажи и золы. Поэтому характерной чертой 2-х тактных масел является хорошая их очистка и минимальное содержание агрессивных добавок. Они, в отличие от 4-х тактной жидкости, не вмещают зольных, антизадирных и антиизносных присадок, что позволяет им практически полностью сгорать вместе с топливом без образования нагара и токсичности выхлопа.

Особенностью масел для четырёхтактных моторов является содержание множества металлоорганических добавок, которые направлены на улучшение их физико-механических свойств и увеличение эффективности действия. И если лить такую смесь в двигатель с рабочим циклом на два такта, то это приведёт к образованию зольных отложений на поверхности поршня и стенках камеры сгорания. Повышенное накопление отложений, в свою очередь, может спровоцировать появление различных неприятностей, устранить которые возможно только проделав сложный и дорогостоящий ремонт мотора мотоблока. Немало вреда наносит и сажа, которая засоряет воздушный фильтр и оседает в канавках поршневых колец, если использовать несоответствующий нефтепродукт. Скопление сажи чревато потерей подвижности колец, а это – прямой путь к снижению мощности двигателя мотоблока, ухудшению его работы и даже полному выходу из строя.

Классификация моторных масел

Наиболее важными параметрами моторного масла являются степень вязкости и температурный диапазон, при котором его можно использовать. В маркировке число перед буквой «W» указывает на величину температуры, при которой жидкость загустевает. Цифра после буквы обозначает максимальную температуру, при которой она обеспечивает бесперебойную работу двигателя. Данные показатели должны соответствовать тем, что указаны в инструкции по эксплуатации садового мотоблока. Так же следует учитывать, что высоковязкие смазочные вещества, такие как Sae 30, Sae 40, предназначены для использования техники в летнее время, а маловязкие, например, 5W30 – для её зимней эксплуатации. Маловязкий нефтепродукт при высоких температурах будет быстро испаряться и не сможет обеспечивать полноценное смазывание механизмов. Слишком густая жидкость станет препятствием в запуске мотора при низких температурах воздуха.

Важен и химический состав основы смазывающего вещества, так как он влияет на свойства продукта и обуславливает его воздействие.

Минеральное моторное масло:

  • обеспечивает понижение силы трения;
  • снижает образование осадка и нагара;
  • уменьшает износ рабочих деталей;
  • не образует вредных выхлопов и не загрязняет воздушную среду.

Синтетика вмещает присадки, предотвращающие нагарообразование и защищающие силовой агрегат от износа. Полусинтетика производится путём смешивания минеральных и синтетических основ с применением специальных присадок.

Преимущества синтетической и полусинтетической моторной жидкости:

  • повышенная текучесть;
  • низкая испаряемость;
  • малый расход на угар.

Для 4-х тактных моторов мотоблоков, культиваторов и прочей садовой техники отлично подходят нефтепродукты с маркировкой Sae-30, имеющие высокую вязкость и предназначенные для летнего использования. Они могут быть произведены на минеральной или синтетической основе и вмещать различные присадки. Жидкость с такой маркировкой надёжно защищает трущиеся поверхности от коррозии и быстрого износа, продлевает срок службы двигателя.

Аналогом летнего Sae-30 может выступать любое всесезонное масло, в обозначении которого второй цифрой выступает «30». Например, жидкость с маркировкой "5W-30" имеет аналогичные характеристики при использовании в летний период, но её также можно лить и в зимнее время, когда температура воздуха не ниже -35 о С. Смазка "10W-30" тоже обладает подобными Сае 30 свойствами при применении в тёплое время года, но её рабочий диапазон ограничен температурой -25 о С.

Ниже описаны наиболее популярные марки летних масел с маркировкой Sae 30, а также предназначенных для всесезонного применения.

CARVER Sae30

Летняя минеральная смазка (пр-во Россия), содержащая различные присадки с дисперсантными, антиокислительными, антикоррозийными свойствами. Она образует прочную масляную плёнку, которая длительное время сохраняется на поверхности деталей. Обеспечивает надёжную защиту двигателя от износа и повышает его устойчивость к большим механическим нагрузкам.

Motul Garden 4T Sae30

Минеральное смазывающее вещество с противоизносными, детергентно-дисперсантными свойствами. Обладает хорошей стойкостью к действию температур, не вспенивается. Используется в четырёхтактных бензиновых двигателях и дизелях. Совмещается с неэтилированным и этилированным бензином, дизтопливом.

Husqvarna Sae30

Данный нефтепродукт, производимый шведской компанией, содержит добавки, благодаря которым оказывает противонагарное, противоизносное, антикоррозийное действие. Обеспечивает стабильную смазку деталей, способствуя повышению ресурса двигателя. Эффективно работает при плюсовом диапазоне температур 5-30 о С.

Patriot Supreme HD Sae30

Высококачественное моторное масло американского производства с минеральной основой для летнего применения. Содержит противоизносные, антикоррозийные присадки и обеспечивает максимальную защиту двигателя при тяжёлых условиях эксплуатации. Предназначено для смазки мотоблока, минитрактора, мотокосы и прочей сельхозтехники.

Premium Зубр 10W-30

Всесезонная полусинтетическая жидкость российского бренда, предназначенная для смазывания четырёхтактных бензомоторов и дизелей. Обладает повышенной устойчивостью к окислению при высоких температурах, имеет вязкость, соответствующую стандарту Sae 10W-30. Может эффективно использоваться в диапазоне температур -25 о С - +50 о С.

Premium Inforce 11-04-03

Всесезонное масло (пр-во Россия) на полусинтетической основе с многофункциональным пакетом присадок, обеспечивающим антикоррозионные, противозадирные и противоизносные свойства. Препятствует образованию нагара, снижает шумность работы двигателя, эффективно защищает его подвижные детали от износа. Может применяться при температуре от -20 о С до +30 о С.

G-MOTION 4T 10W-30

Смазывающая жидкость всесезонного применения, произведённая в Германии, предназначена для 4-х тактных двигателей мотоблоков, культиваторов, снегоуборщиков, минитракторов и прочей малогабаритной техники. Обладает термоокислительной стабильностью, хорошо смазывает трущиеся детали, снижает технический износ, препятствует образованию коррозий и вредных отложений. Обеспечивает эффективную работу силовой установки при любых условиях эксплуатации.

Масло Скаут-5л

Полусинтетическое масло Скаут-5л - одно из самых востребованных смазочных материалов, применяемых для мотоблоков, минитракторов и прочих средств малой механизации. Оно производится на основе минеральных, синтетических нефтепродуктов и является детергентным, то есть содержащим моющие и диспергирующие присадки, поэтому полностью соответствует техническим требованиям. Такой сорт смазки является всесезонным и может использоваться в широком диапазоне температур – от -25 о С до +40 о С без снижения своих свойств.

Выбираем лучшее масло для мотоблока и культиватора

Имея культиватор с китайским, американским двигателем либо мотоблок с двигателем Хонда, нужно помнить, что на продолжительность работы мотоагрегата влияет не только своевременность устранения неполадок, но и качество используемого масла, а также систематичность его замены. Неправильно подобранная смесь или не вовремя произведённое смазывание деталей в зонах трения приводит к повышенному нагарообразованию, увеличению расхода ГСМ и быстрой поломке мотора.

Смазочные материалы для 4-х тактных двигателей мототехники выпускаются в довольно широком ассортименте – от бюджетных до более дорогих. Чтобы выбрать подходящий продукт, необходимо ориентироваться в маркировке и параметрах, обозначающих его основные критерии. Так, маркировкой «S» классифицируется группа смазочных веществ, предусмотренных для бензиновых двигателей, а буквой «C» - для дизельных.

Всем требованиям, предъявляемым к моторным смазкам для мотоблоков Нева, Скаут, Crosser, Салют, Зубр, Фаворит, Добрыня и других моделей, оснащённых четырёхтактным движком с воздушным охлаждением, отвечает и ряд автомобильных смазок. На вопрос: «Можно ли заливать автомобильное масло в мотоблок?» специалисты отвечают - «Да, только при использовании разных сортов жидкости могут наблюдаться различные нормы расхода и степень образуемого нагара». А вот заливать в мотор мотоблока трансмиссионную жидкость они не рекомендуют, объясняя это тем, что данный тип вещества не предназначен для работы в диапазоне больших оборотов и высоких температур. Если трансмиссионку лить в мотор, то она начнёт интенсивно пригорать, выпадать в осадок, забивать каналы и воздушный фильтр, что может привести к серьёзнейшим поломкам.

Сколько нужно заливать?

Культиваторы, минитракторы и мотоблоки, поставляемые на российский рынок, в основном оснащены силовыми установками Subaru, Briggs&Stratton, Honda или их китайскими аналогами. Они могут быть разной мощности и вмещать разное количество смазки. Как узнать, сколько смазочной жидкости лить из канистры, чтобы 4-х тактный двигатель работал в оптимальном режиме и от недостатка смазки не стирались его детали?

Нормы расхода смазочных материалов можно узнать из инструкции по эксплуатации или технической документации, прилагаемой к мототехнике.

Ниже в таблице указаны индивидуальные нормы расхода смазки для самых популярных моделей двигателей.

Требуемый объем, л

Subaru EX21D (7,0 л.с.)

Subaru EH34B (11,0 л.с.)

Briggs&Stratton (от 8,0 до 13,5 л.с.)

Honda GX-390 (8,0-13,0 л.с.)

Заливать моторную смазку можно просто, определяя её количество по щупу на пробке. Минимальный уровень практически ограничивается длиной самого щупа, а максимальный – доходит до резьбы сливного отверстия. Также можно ориентироваться, глядя в отверстие картера.

Как правило, в мотоблок с 6-8-сильным движком помещается порядка 0,6 л жидкости, в более мощные агрегаты – чуть больше 1 л. Неспроста самой популярной расфасовкой у производителей является объём в 0,6 литра. Именно такой нормы масла хватает, чтобы заправить до полного уровня мототехнику средней мощности, которая пользуется наибольшим спросом у владельцев садовых и дачных участков.

Цены

Качественные четырёхтактные масла для мотоблоков производят компании разных стран, в том числе России, Франции, Германии, Швеции, США. Большой ценовой диапазон и разновидность продукции позволяет подобрать самый оптимальный вариант для любой единицы малогабаритной сельхозтехники.

В таблице приведены средние цены на самые популярные сорта смазочных веществ для 4-х тактных двигателей внутреннего сгорания.

Цена в рублях

CARVER SAE 30 (0,95 л)

Husqvarna SAE 30 (0,6 л)

Patriot Supreme HD SAE 30 (0,95 л)

G-MOTION 4T 10W-30 (0,95 л)

Скаут 10W-40 (5 л)

Чтобы мотоблок или культиватор были долговечными и качественно выполняли свои функции необходимо создавать оптимальные условия для работы двигателя: своевременно устранять неполадки, производить смазку трущихся поверхностей. Важно чтобы для смазывания деталей в зонах трения использовалось только подходящее моторное масло, приобретать которое следует исходя из технических требований силовой установки и реальных условий её эксплуатации.

Где купить?

Купить смазочный материал достойного качества и по выгодной цене можно в магазине Gardenshop. Владельцам мотокультиваторов, мотоблоков и минитракторов магазин предлагает лучший аналог Sae 30 - высококачественное масло «Скаут-5л». Оно обладает хорошими смазывающими характеристиками и высокой энергосберегающей способностью, предотвращает образование вредных отложений и проявляет стойкость к повышенным температурам.

Приобрести оригинальную моторную смазку в Gardenshop можно по самой низкой цене в регионе – всего за 278 руб. за литр ! Кто доверяет рекомендациям профессионалов, тот покупает 4х тактное масло «Скаут–5л»!

Моторные масла для 4х-тактных приводов с воздушным охлаждением отличаются от смазочных материалов, предназначенных для двигателей с водяной системой охлаждения. Поэтому при подборе масел необходимо учитывать маркировку, состав жидкостей и тип двигателей, для которых они разработаны.

Для 4 х тактных моторов с воздушным охлаждением характерны высокие температуры в цилиндро-поршневой группе. Масло не смешивается с горючим и не поступает в камеру сгорания, следовательно, моторная смесь для указанного типа приводов должна обладать следующими свойствами:

  1. Увеличенное число присадок, входящих в состав моторной жидкости - до 25% от общего объема.
  2. Устойчивость вязкостных характеристик при различных температурных режимах. Смазочный материал должен обеспечивать быстрый и легкий пуск двигателя, а также мгновенное поступление масла ко всем трущимся элементам привода.
  3. Термоокислительная стабильность. Структура смеси должна обладать устойчивостью к реакциям окисления, чтоб не образовывался осадок и нагар, а также смесь не становилась по структуре как вода.
  4. Улучшенные противоизносные и противозадирные характеристики, обеспечивающие защиту элементов двигателя от воздействия трибологических нагрузок.

Не стоит применять мотомасла, разработанные для двигателей, оснащенных водным охлаждением в 4 х тактных моторах с воздушным охлаждением, эти два типа масел содержат различный состав присадок, первые рассчитаны на нагревание зеркала цилиндра до температуры +160 0 С, а для вторых этот параметр составляет - +220 0 С.

Посмотрите видео о классификации моторных жидкостей:

Стандарты

Простому покупателю сложно разобраться в маркировке смазочных материалов, поэтому нередко недобросовестные продавцы выдают жидкости для 2 х тактных моторов вместо 4 х тактных. Приобретая такую продукцию, вы уменьшаете ресурс привода, поэтому перед походом в автомагазин, ознакомитесь с общепринятыми стандартами, указывающими на то, что моторное масло подходит для четырехтактных приводов с воздушным охлаждением:

  1. Эксплуатационный класс по системе API должен соответствовать требованиям SF/CC, не ниже.
  2. Согласно ГОСТ мотомасло для указанных приводов отвечает группе Г.
  3. По стандарту SAE жидкость должна отвечать требованиям дилера транспортного средства. Такую информацию можно найти в сервисной книге или на крышечке заливной горловины. Для двигателей с воздушным охлаждением рекомендуется заливать масло имеющее обозначение SAE 30 - летний класс моторных смесей, указанный смазочный материал достаточно густой, чтоб быстро не разжижаться при высокой рабочей температуре.

Выбирая базовую основу автомасел, для двигателей с воздушной системой охлаждения учитывайте:

  1. Минералка - уменьшает силу трения, снижает износ элементов привода, сгорая не образовывает нагар и дым, используя ее можно применять этилированный или неэтилированный тип бензина.
  2. Полусинтетика - применяется с горючим не очень высокого качества, рекомендуется для моторов с большой загруженностью, обеспечивает стабильность своей структуры во время работы, но обладает повышенной текучестью, применима при этилированном и неэтилированном бензине.
  3. Синтетика - предотвращает нагарообразование, защищает двигатель от износа, применима только с неэтилированным горючим.

Подбирая смазочный материал, учитывайте сезон, когда будет использоваться транспортное средство, летние типы масел начинают кристаллизоваться при температуре ниже -10 0 С, зимние выдерживают - -25 0 С, всесезонные обеспечивают защиту мотора в любое время года. Их диапазон рабочих температур смотрите в классификации по SAE.

На канистре с качественным продуктом указывается, что смазочный материал подходит для 4 х тактных приводов с воздушным охлаждением. Правильно подобранные жидкости должны отвечать требованиям дилера транспортного средства, чтоб обеспечивать нормальную работу мотора. Предпочтение стоит отдавать товару известных брендов, на который у продавцов есть сертификат качества. Неправильно подобранное моторное масло приведет к увеличению нагарообразования, увеличенному расходу топлива, быстрой поломке мотора.

Выбирая конкретную марку масла, обратите внимание, что мотомасла для мотоциклов отличаются количественным составом антифрикционных присадок. Связано это с режимом работы силовых агрегатов, снегоходы, к примеру, рассчитаны на предельные режимы нагрузок, а скутера используются при гораздо лучших эксплуатационных условиях. В смазочных материалах для указанных видов техники будет различный состав и присадки.

Советы по выбору моторного масла для бензогенераторов
Существует несколько классификаций моторных масел, мы остановимся на следующих классификациях:

  1. Классификация масел по совокупности эксплуатационных свойств API
  2. Классификация масел по вязкости SAE.
Классификация моторных масел по API для бензиновых двигателей
класс описание
SL Для всех двигателей Рекомендации по техническому обслуживанию двигателя. Советы по выбору моторного масла для бензогенераторов: Существует несколько классификаций моторных масел, мы остановимся на следующих классификациях:

3. Классификация масел по совокупности эксплуатационных свойств API

4. Классификация масел по вязкости SAE

Автомобилей эксплуатируемых в настоящее время. Масла класса SL созданы для обеспечения лучших высокотемпературных свойств и снижения расхода масла.
SJ Для двигателей автомобилей до 2001 г. выпуска.
SH Для двигателей автомобилей до 1996 г. выпуска.
SG Для двигателей автомобилей до 1993 г. выпуска.
Классификация API различает масла для бензиновых и для дизельных двигателей. Первым соответствует буква S, например - SH, SJ или SL, при этом вторая буква говорит о более высоком уровне. Так, класс SL был введен в практику, улучшив и отчасти заменив класс моторных масел SJ. API - Американский Институт Нефтепродуктов (API - American Petroleum Institute)

Классификация моторных масел по SAE для бензиновых двигателей
Классификация Применение при температуре окружающей среды Обозначение
0W30 0W40 0W50 5W30 5W40 5W50 -40°…+20° -40°…+35° -40°…+45° -30°…+20° -30°…+35° -30°…+45° "Зимнее масло"
10W30 10W40 10W50 ?25°…+30° -25°…+35° -25°…+45° "Всесезонное масло"
15W30 15W40 20W30 20W40 -20°…+35° -20°…+45° -15°…+35° -20°…+45° "Летнее масло"
SAE (Society of Automotive Engineers - Американское Ассоциация Автомобильных Инженеров) описывает свойства вязкости и текучести - способности течь и, одновременно, "прилипать" к поверхности металла. Стандарт SAE J300 подразделяет моторные масла на шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, и 25W) и пять летних (20, 30, 40 и 50). Сдвоенный номер означает всесезонное масло (5W-30, 5W-40, 10W-50 и т. д.).

Сочетание значений вязкости летнего и зимнего сортов масла не означает арифметического сочетания свойств вязкости. Так, например, масло 5W-30 рекомендовано к эксплуатации при температурах окружающей среды от? 30 до +20 градусов. Вместе с этим летнее масло 30 может работать при температурах до 30 градусов, но только при температуре окружающей среды выше нуля.

В общем термин "рекомендовано к эксплуатации" очень и очень условный. Каждый двигатель определенной марки автомобиля, либо бензиновый двигатель внутреннего сгорания для спецтехники, отличается уникальным сочетанием степени форсированности, теплонапряженности, особенностей конструкции, применяемых материалов и т. д .
Для бензогенераторов используйте высококачественные масла для 4-х тактных двигателей, отвечающие требованиям автопроизводителей для обслуживания не ниже класса SG. Очень желательно использовать моторные масла соответствующие классу SL по API, которые имеют соответствующую маркировку на упаковке. Моторное масло SAE 10W30 рекомендуется как универсальное - для работы при любых температурах. Используя приведенные данные для выбора оптимальной вязкости масла в соответствии с температурой среды, в которой Вы собираетесь эксплуатировать генератор, Вы можете выбрать и другой сорт масла.

Идеальным условием нормальной работы бензогенератора является применение моторных масел класса SL с вязкостными характеристиками по SAE подходящими по температуре окружающей среды, в месте, где работает бензогенератор.
Рекомендуемые масла. Класс по API не ниже SJ
При температуре выше 4°С 10W30, 10W40, 15W30, 15W40, 20W30, 20W40, SAE 30
При температурах от? 18°С до +4°С SAE 0W40, 0W50, 5W30,5W40, 5W50, 10W30, 10W40
При температурах выше 4°С мультитемпературные масла (10W-30 и др.) расходуются в большей степени и могут стать причиной износа двигателя. При использовании этих масел, проверяйте уровень чаще, чем обычно. При использовании SAE30 при температурах ниже 4°С, может быть затруднен пуск и использование этого масла может привести к преждевременному износу двигателя из-за недостатка смазки.

В двухтактных силовых агрегатах смазка растворяется в горючем, а после этого сгорает одновременно с ним. Масло для четырехтактных двигателей существенно отличается от аналогов, применяемых в двухтактных движках. Оно более качественно и сохраняет действие своих полезных свойств в течение длительного срока.

В его состав входит большое количество специальных присадок (не менее 25%). В отличие от других марок к данному маслу нет повышенных требований по уровню зольности и дымности. Их уровень достигает повышенных показателей (зольность - более 2%).

Особенности смазочной системы двух- и четырехтактного мотора

Многие потребители задаются вопросом, в чем разница 4- х тактных двигателей и двухтактных. В картере четырехтактного силового агрегата постоянно поддерживается заданное количество смазочного материала. Оттуда он подаётся в смазочную систему под воздействием масляного насоса.

В результате на поршнях образуется масляная пленка. При этом отсутствует трение при его скольжении по стенкам цилиндров. С целью недопущения проникновения, масляной жидкости в камеру сгорания, установлены кольца маслосъемные, отсекающие потеки смазки, направляя их обратно в картер.

Система смазки двухтактных движков основана на смешивании топлива с моторной смазкой в пропорции 50/1. Современные автомобильные масла обладают уникальным свойством само смешивания. При нехватке вещества для полноценной смазки рабочих поверхностей цилиндров силовой агрегат работает «по-сухому». При этом резко снижается общий ресурс двигателя.

Более мощные двухтактные моторы более 40 л. с. оснащены специальным бачком для автомобильного масла. В нем производится автоматическое дозирование и смешивание смеси в правильных соотношениях.

Недостатком 2-х тактных систем смазки является снижение эффективности сгорания вследствие содержания в бензине масляных частиц. Открывание впускных и выпускных клапанов также негативно влияет на рабочие характеристики силового агрегата. При этом происходит большой выброс несгоревших смесей в окружающую среду.

Различия 2-х и 4-х тактных масел

В связи с наличием конструктивных отличий смазочных систем данных двигателей, требования к смазочным материалам существенно отличаются:

  1. Для двухтактных двигателей необходимым условием является способность наиболее полного сгорания масла. При этом образуется минимальное количество нагара (сажа и зола).
  2. В четырехтактных моторах основное требование к моторному маслу - длительное обеспечение смазочных эффектов за счет сохранения полезных свойств используемого материала.

Раньше при изготовлении смазочных веществ применялся метод простой нефтеперегонки. Полученный продукт подходил для смазки деталей и узлов, движков любых видов. Их технические характеристики удовлетворяли требования моторов, обладающих небольшой мощностью, малой силой трения и небольшим износом в местах сопряжения деталей.

С ростом показателей рабочих характеристик и оборотов движков возникла необходимость в создании автомасел с новыми возможностями. В смазочные жидкости начали добавлять присадки, которые значительно улучшают технические параметры смазочных продуктов:

  • уменьшающие износ;
  • антиокислительные;
  • противопенные;
  • противозадирные;
  • моющие.

Современное моторное масло для 4-х тактных двигателей содержит присадки в количестве 25% общего объема. Для таких жидкостей не предъявляются повышенные требования по уровню зольности и сажи.

Чем вредна заправка 2-тактного мотора 4-тактным маслом

Моторное масло для четырехтактных движков не рекомендуется применять для двухтактных силовых агрегатов. При сгорании смеси образуется зола, которая образует осадок в камерах сгорания и поршнях.

В сочетании со смазкой остатки сгорания превращаются в абразивный порошок. Острые абразивы наносят непоправимый вред зеркальным поверхностям цилиндров, существенно сокращая их срок эксплуатации.

Сажа очень вредна для работы поршневых колец. Она забивается в канавки, в итоге кольца утрачивают подвижность, мощность двигателя резко снижается. Сажевые отложения скапливаются также в системе выхлопа, сужая просвет в трубе, что затрудняет выход отработавших газов и дополнительным потерям мощности.

Нагарные зольные и сажевые отложения, находящиеся на поршнях и цилиндрах, вызывают детонацию. Эксплуатационный ресурс силового агрегата при этом резко снижается. Закоксованность электродов и свечей зажигания приводит к их замыканию и блокировке работы двигателя.

Разновидности четырехтактных моторных масел

Наиболее популярным среди пользователей является моторное масло для четырехтактного силового агрегата, соответствующее спецификациям JASOМА-2, APISN. Отечественные масла, выпущенные в соответствии с ГОСТ 17479.1-85, адаптированы под требования системы SAE.

Как и все смазки, моторное масло для 4 тактного движка имеет следующие разновидности:

  1. Синтетическое моторное масло. Оно не образует нагаров, обладает множеством положительных характеристик. Его используют при экстремальных поездках.
  2. Полусинтетика и минеральные высококачественные смазки обладают износоустойчивостью, отсутствием задымленности при сгорании, поддерживают чистоту в двигателе. Рекомендуется заливать для повседневного использования.
  3. Специальная полусинтетика. Такие виды смазочного материала применяются при работе на низкосортном топливе. Благодаря входящим присадкам, данное масло характеризуется прекрасными моющими свойствами, небольшим расходом на угар, сохранением полезных качеств в течение долгого периода.

Правильный выбор 4 тактного моторного масла

Для обычных потребителей наиболее определяющими факторами при выборе подходящей марки служат вязкость моторной смазки и ее качество.

По вязкости смазочный продукт выбирается на основе таблиц САЕ по трем критериям:

  • смазка, используемая в двигателях летом, SAE 20, 30, 40;
  • зимние материалы от SAE 0W до SAE 25W;
  • всесезонные автомобильные масла.

Кроме базовой основы,всесезонки содержат в своем составе специальные присадки. Они разжижают смазочный продукт для ускорения запуска мотора в зимние холода. При этом, с их помощью все рабочие элементы двигателя надежно защищены от вредных окислительных процессов и больших сил трения.

Обозначение всесезонных моторных масел по SAE: 10W30, 14W40 и т.д. Числовое обозначение, стоящее впереди, говорит о самой низкой температуре воздуха, при которой данное масло еще не начнет загустевать. Последние цифры - это максимально допустимая температура окружающей среды для нормальной бесперебойной работы мотора в летнюю жару.

Выбор масла по качеству в соответствии со спецификацией API

Уровень качества моторного масла по данной системе обозначается двумя латинскими буквами. Первая говорит о принадлежности продукта к группе материалов, предназначенных для бензиновых или дизельных моторов - S и C соответственно. Вторая литера - это непосредственно уровень качества продукта. Большой популярностью пользуются масла марки SL, SJ, SH. В то время, как классы SM, SE,SF, SG используются крайне редко.

При выпуске мотоциклов производители указывают типы автомасел, рекомендуемых для использования в конкретном транспортном средстве. Данная информация размещается на фирменных наклейках и на заливных пробках двигателей.

Использование смазочной жидкости более высокого класса нецелесообразно. Однако, если условия эксплуатации отличаются повышенной сложностью, рекомендуется использовать машинное масло с повышенным индексом вязкости.

Смазка для двигателей с воздушным охлаждением

Для моторов, оборудованных системой воздушно-масляного охлаждения, это особенно актуально, т. к. в работающем двигателе температура превышает 100°С.

В транспортных средствах, имеющих изношенные четырехтактные моторы, также рекомендуется использовать более вязкие смазочные материалы, чтобы снизить потери.

Какое масло использовать в старых 4 тактных двигателях

Для моторов более старых образцов подходят все смазочные жидкости современных марок. Главное помнить, синтетика характеризуется большей текучестью по сравнению с минеральными аналогами.

Торговая сеть также располагает большим ассортиментом как минеральных, так и полусинтетических моторных масел.