Все электромобили российского рынка: гости из будущего. Электромобили в России: что покупают и сколько они стоят Российские электроавтомобили

Электромобиль - одна из наиболее перспективных и прибыльных областей развития. Американский опыт показывает, что эта сфера является очень востребованной. Известные зарубежные фирмы уже успели выпустить не по одному поколению электромобилей, в то время как российские проекты проваливались один за другим. Но в последние годы появилось несколько успешных отечественных стартапов, о которых и пойдет речь в этой статье.

Что такое электромобиль

Человечество в 21-м веке подошло к неутешительному выводу: ресурсы в виде нефти заканчиваются, угарный газ загрязняет планету. Нужно искать замену привычному автомобилю, и ею стал электрокар. Транспорт, работающий на электричестве, уже широко распространен в нашей стране. Каждый день тысячи наши соотечественников ездят на троллейбусах, трамваях и электричках. В наиболее развитых странах доля перевозок на электротранспорте составляет 50 %. Теперь очередь дошла и до личного транспорта. Чем же так удобно использование электричества в качестве «топлива»?

КПД электрического транспорта в несколько раз превышает тот же показатель двигателя внутреннего сгорания, который требует много топлива, но мало отдает взамен. С электрическим двигателем затраты на добычу и производство топлива снижаются в несколько десятков раз. А значит, сокращается и стоимость поездок на таком виде транспорта. Электромобили значительно проще по конструкции, реже требуют ремонта и замены деталей.

Несмотря на многочисленные преимущества, электрокары довольно редко можно встретить на улицах и дорогах. Причин этому несколько: высокая цена, неразвитая структура заправок и стереотипы в головах людей. Хоть это и присоединиться к нему пока способны немногие.

История появления электромобилей

Идея создания электромобиля зародилась в Англии еще в 1799 году, где ее и зарегистрировали. Но от идеи до создания первого пробного экземпляра прошло немало времени - только в 1842 году были построены рабочие электрокары, которые могли перевозить людей. После изобретения свинцово-кислотного аккумулятора в 1859 году развитие электромобиля значительно ускорилось, так как упала необходимость каждый раз менять цинковые пластины.

Первый изобрел инженер Ипполит Романов в 1889 году. Легкий и похожий на маленькую ракету автомобиль был, конечно же, не предназначен для поездок по улицам. Автомобиль серийного производства запустили в 1907 году. Он пользовался популярностью, так как был прост в управлении и развивал достаточную для тех времен скорость.

Шло время, и электромобили совершенствовались с каждым годом. Пика своего развития они достигли в 2003 году, когда Илон Маск основал свою всемирно известную марку Тесла. Электромобили из Силиконовой долины прославились тем, что ничуть не уступают в характеристиках обычным машинам. Они легко разгоняются до 200 км/ч за несколько секунд и могут проехать без подзарядки 300-400 км. Электромашины обычной ценовой категории развивают скорость не более 150км/ч и могут проехать всего 100 км на одном заряде.

Электромобили на российском рынке

В течение последнего десятилетия область российского электростроения активно развивалась, но почему-то не получала должной прибыли. То ли дело в том, что финансирование этой области еще недостаточно, то ли в том, что импортные автомобили охотнее покупают. Так или иначе, а закон, разрешающий электромобилям ездить по российским улица, появился только в 2011 году. Сейчас начинают говорить о дополнительных льготах для водителей электромашинок: выделенной полосе и снижению налогов. Среди электромобилей российского производства можно отметить Marussia и «ё-мобиль», которым предрекали большое будущее. Но сбыться мечтам не удалось: на фоне экономической нестабильности инновационные стартапы развалились.

Пытались освоить эту нишу и другие производители: в 2011 году российский электромобиль появился у концерна «Лада». Автомобили пополнили состав таксопарка в Ставропольском крае, но дальше местного чуда техники не ушли. Какие российские разработки электромобилей можно встретить сейчас?

Электромобиль Sona

Совсем недавно, в августе текущего года, компания Sona Motors представила свою новую разработку: российский электромобиль Sona. В настоящее время этот инновационный проект находится в стадии разработки, производство планируют начать в 2018 году. Поиск инвесторов дает шанс на воплощение российской мечты о собственном мощном электромобиле, аналоге «Тесла». Всего для запуска проекта требуется 50 миллиардов рублей. Сумма немалая, и непонятны перспективы электрических автомобилей, а об окупаемости такого вложения и говорить пока не стоит. Поэтому «Соня» до сих пор не нашла своего покровителя.

Компания Sona Motors планирует не только выпуск российского электромобиля, но и выход на международный рынок. Миссия фирмы заключается в обеспечении мобильности людей без вреда для окружающей среды.

Электромобиль Zetta

В отечественные электромобили 2017 года можно отнести еще одну разработку другой российской компании. Электромобиль El Panda разработан российской фирмой Zetta. Компактный экомобиль получил свое название из-за расцветки: она у него точь-в-точь как у панды. Пока компания находится в стадии поиска инвестора для серийного производства, но выставочные экземпляры можно увидеть и протестировать уже сейчас. Внешний вид машины напоминает те небольшие служебные машинки, которые развозят багаж в аэропортах. Квадратная и странная по форме, El Panda понравилась далеко не всем. Можно даже сказать, что этот российский электромобиль 2017 является противоположностью обтекаемым седанами зарубежных производителей. Будет он пользоваться успехом или нет, покажет время.

Несмотря на компактность и странный дизайн, электрокар обладает удивительными для своей категории показателями: 98 л. с. позволяют достигать 800нМ крутящего момента. А без дополнительной зарядки El Panda может проехать около 200 км! Но, к сожалению, пока будущее электромобиля El Panda российской компании Zetta туманно - проекту требуются большие инвестиции.

Электрический автомобиль Bravo

Есть среди электромобилей еще одна «малютка» - элеткрокар Bravo, разработанный мордовской компанией «Браво Моторс». В небольшой кабине машины помещается только один человек, да и внешне она похожа скорее на крытую машинку для гольфа, чем на полноценное средство передвижения. Вместо четырех привычных колес у него всего три опоры: две спереди и одно сзади. Но, несмотря на такие особенности, электромобиль способен разгоняться до 90 км/ч.

Интересной особенностью Bravo является способность «сжиматься». Его третье колесо подтягивается к передним, поднимая кабину с водителем. В «разложенном» виде его длина составляет 2,7 метра, а в «компактном» варианте всего 1,8. Идеальное транспортное средство для парковки в городе! Управлять машиной в безопасном режиме (когда скорость не превышает 10 км/ч) можно даже с помощью гаджета. Установив специальную программу, вы сможете издалека наблюдать, как электрокар паркуется. Этот электромобиль на российском рынке пока что не имеет аналогов. Легкий, маневренный и удобный, он вызывает повышенный интерес у водителей. Кроме того, с безопасностью у машинки тоже все в порядке. Ремень безопасности и возможность комплектации с помощью 3 подушек безопасности защищают водителя в случае ДТП. В данный момент цена и будущее автомобиля пока не определены.

Автомобиль на электричестве LADA Ellada

Электромобиль выпустил и один из самых известных автоконцернов России. LADA Ellada была сделана по прототипу «Лады-Калины». Большая, вместительная, она задумывалась как замена обычным машинам на бензине. Стоимость одного автомобиля довольно демократичная для своего сегмента. За экземпляр электрокара с греческим названием просят от 800 тысяч до миллиона рублей.

«Лада-Эллада» обладает хорошей динамикой и удобной комплектацией для повседневных нужд. Огромным минусом является ограниченная работа аккумулятора: на полном заряде можно проехать всего 20-30 километров. С наступлением морозов, которые в России не редкость, эта цифра становится еще меньше, ведь, как известно, на холоде батареи гораздо быстрее теряют свой заряд. Да и подзарядка Ellada возможна не от каждой «заправочной» станции, которых в Москве уже десятки. Обычный разъем не подходит, и вариант у владельцев пока только один - заряжать аккумулятор дома. По понятным причинам это весьма долгий и затратный метод.

Именно поэтому «Эллада» пока остается незамеченной современными автомобилистами, но все же является самым удобным и доступным электромобилем на российском рынке.

Преимущества и недостатки электромобиля по сравнению с обычным

Российский электромобиль - явление диковинное, его нечасто встретишь на улицах. Несмотря на несравненные плюсы, обычные люди покупать его не спешат. Зачем, если есть бензиновые машины, которые дешевле и привычнее электрических? Есть ли смысл в развитии этой отрасли на территории стран бывшего СНГ?

Ни для кого не секрет, что экологическая ситуация на планете ухудшается с каждым годом. Электромобили способны если и не остановить этот факт, то заметно улучшить экологию на территории больших городов, жители которых вынуждены ежедневно дышать выхлопными газами. Тут преимущество не на стороне бензиновых двигателей. К тому же конструкция электромобилей значительно проще, а значит, и ломаться в ней особо нечему. Стоимость ТО снизится, да и сама машина будет реже нуждаться в ремонте.

Электромобили на российском рынке 2017 года - это транспортное средство будущего. Особенно по душе придется любителям «навороченной» техники дополнительные функции: «умный» режим парковки, контроль мертвых зон, наличия поблизости пешеходов и т. д. По тишине с электрокарами тоже соревноваться нет смысла: ведь двигатель работает практически бесшумно. Но самым главным плюсом для покупателей по-прежнему является дешевизна автомобилей.

К сожалению, российские электромобили пока что не оправдывают надежд покупателей на снижение стоимости передвижения. Область только развивается, и достойных продуктов, которые могли бы выпускаться серийно, еще просто не существует. Людям проще купить новенький полноприводный джип, чем тратить сумму в два раза большую на неудобное и непонятное средство передвижения.

Сеть подзарядки электромобилей практически не развита, поэтому их владельцам нужно перед каждой поездкой тщательно планировать маршрут, чтобы не попасть впросак. Ограниченность заряда аккумуляторов - еще один весомый минус. Время наполнения батареи от домашней электросети зачастую составляет около 8-10 часов. А это значит, что вы будете все время привязаны к количеству заряда на батареях. Исправят в будущем разработчики эти проблемы или нет? Скорее всего - да, именно поэтому есть смысл поговорить о будущем российских электрокаров.

Перспективы российского электромобиля

Будет или нет развиваться российский рынок электромобилей? На примере существующих попыток запуска в продажу серийного российского электромобиля можно понять, что эти компании требуют огромных сумм инвестирования. В условиях кризиса мало кто может позволить себе вкладывать деньги в инновационные разработки, не гарантирующие доход. А существующие модели неудобны и непрактичны.

Главным стопором в развитии рынка электрических автомобилей является наличие пошлин для физических лиц. Стоимость электромобиля из-за них увеличивается в разы, и покупка вообще теряет смысл. Есть у электрокаров и некоторые льготы: можно парковаться на территории Москвы бесплатно, но это все же несущественная мелочь по сравнению с минусами такого производства. Большинство водителей передвигаются не только по городу, но и за его пределы, а электромобили не рассчитаны на большие расстояния.

Еще одним «стопором» является отсутствие современных отечественных разработок в этой сфере. Та же самая «Лада-Эллада» полностью сделана из западных деталей, исключение составляет только сам кузов. Однако, если на рынок поступит универсальная модель, которая будет удовлетворять запросы покупателей, и снизится стоимость на такие машины, ситуация в корне изменится. Люди поймут выгоду электромобилей и начнут ими пользоваться.

Для кого предназначены эти машины

Электромобили российского производства имеют довольно узкую целевую аудиторию. Они рассчитаны исключительно на жителей больших городов, которые передвигаются на небольшие расстояния и имеют в свободном доступе электросети с высоким напряжением. В том же поселке зарядить такой автомобиль не представляется возможным, да и страшно: вдруг аккумулятор сядет в лесу или глухом поле. А вот по городу передвигаться очень удобно. Специальные системы парковки и компактные размеры позволяют вставать на стоянку даже в самом центре.

Другие известные машины на электричестве

В то время как российские электромобили только начинают свой путь, многие западные модели уже давно стали популярны во всем мире. Самая известная из них - компания «Тесла», которая была первопроходцем в данной области. пришлась по душе покупателям представительным внешним видом и самым большим в сегменте запасом хода. Такой электромобиль может проехать без подзарядки 400-500 км! К тому же по динамике «Тесла» ничуть не уступает своим бензиновым братьям.

Более бюджетной моделью является Nissan Leaf, который уже давно занимает первые места в топе продаж электромобилей. Компактный и симпатичный, он может проехать около 180 км. Огромным плюсом покупки электрокара являются льготы и преимущества, которые граждане получают при использовании электродвигателей вместо бензиновых. Поэтому содержание такой машины обходится намного дешевле.

Ну и последний электромобиль с мировым именем, о котором стоит упомянуть, - это гибрид Mitsubishi Outlander. Реплика в электроварианте пришлась по душе многим автомобилистам. На первый взгляд - это все тот же вместительный внедорожник, только под капотом располагается двигатель внутреннего сгорания вместе с электрическим. Успех данной модели заключается в мощности (121 л. с.) и универсальности.

Пока обычные автомобили пользуются гораздо большим спросом по сравнению с обыкновенными гибридами. Однако в последние годы наблюдается ускоренное развитие электромобилей в мире. Так, в США продажи электрокаров за последние годы выросли на 20%. Сегодня электротранспорт является довольно перспективным сегментом рынка, который, безусловно, требует особенного внимания, но его массовый выпуск всё же сопряжен с определёнными проблемами и спорными вопросами.

  • Развитие электромобилей по всему миру
    • Американские электромобили
    • Европейские электромобили
    • Азиатские электромобили
    • Советские электромобили
  • Гибридные модели автомобилей
  • Как электромобили продвигают в массы?
    • Опыт некоторых стран
  • Прорыв компании Tesla
  • Прогноз рынка электромобилей
  • Перспективы развития электромобилей в России

Почему электромобили снова стали востребованы?

Увлекательная история создания электромобилей длиною в 2 столетия казалось подошла к концу. Но в середине 70-х годов прошлого века, когда цены на нефть резко подскочили, помыслы инженеров вновь обратились к хорошо подзабытой технологии электрического привода для автомобилей. Проблема массового использования электромобилей ещё более обострилась в связи с тем, что целый ряд государств в самом конце XX века значительно ужесточил своё законодательство об охране окружающей среды. Самые жёсткие законы были приняты в Калифорнии – наиболее загазованном американском штате, они подталкивали к постепенному и неуклонному увеличению использования машин, имеющих «нулевой выхлоп». Правда позднее, в результате лоббирования определённых кругов, законы пришлось смягчить, а основная масса электромобилей, произведённых в этот период, была по мере истечения срока их эксплуатации утилизирована за счёт штата.

Развитие электромобилей по всему миру

Американские электромобили

В 1996 году появился первенец второй волны электромобилей – EV1 от «Дженерал моторс», всего с 1996 по 2003 год было выпущено 1117 единиц этой марки. Это двухместное купе с обтекаемыми формами имело 137-сильный мотор и могло проехать без подзарядки до 225 км, разгоняясь до 130 км/ч. Когда вместо свинцово-кислотных аккумуляторов на нём стали использовать никель-металлогидридные, то это помогло увеличить пробег до 240 км.

После этой первой ласточки производство новых электромобилей уже не прекращалось. Сейчас подобные машины ездят почти повсюду, и стороннему человеку трудно бывает отличить их от обычных, поскольку внешне они выглядят точно так же. Помимо GM к производству авто на электрической тяге приступили и другие гиганты автомобилестроения: Ford, Honda, Toyota.

Европейские электромобили

Не отставало и большинство европейских производителей, которые примерно в то же время выпустили несколько удачных моделей. Так, у Volkswagen появились электрические версии малолитражек Jetta и Golf. С 1995 по 1998 год было выпущено порядка 200 подобных машин, названных City Stromer. В них стояли свинцово-кислотные аккумуляторы, которых хватало на 50-90 километров, а максимальный разгон был возможен до 100 км/ч.

Французский Peugeot («Пежо») разродился моделью Electrique, признанной самой экологичной в Европе (пробег 80 км, максимальная скорость 96 км/ч). Рено и Ситроен выпустили свои модели с похожими характеристиками.

Азиатские электромобили

Китайская промышленная революция ознаменовалась невероятным загрязнением воздуха над страной, поэтому правительство, стремясь ослабить эти негативные проявления, также хочет законодательно подтолкнуть китайских автопроизводителей к выпуску электрических моделей. Не менее серьёзно относятся к этой проблеме и в Индии. Например, индийская компания Reva Electric Car начала производство своих электромобилей даже раньше, чем GM – в 1994 году, доведя в 2009 году их ежегодный выпуск до 35 тысяч.

Более продвинутым выглядит японский концепт-кар Eliica, имеющий 8 колёс. Его конструкцию представили в 2003 году студенты: машина имела пробег до 200 км, а разгоняться могла до фантастической скорости – более 300 км/ч!

Попытки сделать первый советский электромобиль предпринимались на базе ВАЗа ещё в 1970-е годы. Но одной из непреодолимых проблем стала необходимость затраты массы электроэнергии на обогрев салона, необходимый в зимний период. Затем была ещё попытка продолжить это дело – производство под заказ на базе кузова «Оки» модели ВАЗ-1111Э.

Стоил такой автомобиль порядка 4000 долларов и имел следующие характеристики: максимальная скорость 90 км/ч, пробег в городском режиме до зарядки – 100 км, разгон до 60 км/ч за 14 секунд.

Последний показатель большого оптимизма не внушает. Были подобные, и также не слишком удачные попытки и на Украине – там старались сделать электромобиль на Запорожском автозаводе. Московское правительство в 2008 году также сотрясало воздух, намереваясь организовать в столице сборку электромобилей, но дальше разговоров дело не пошло.

Гибридные модели автомобилей

Ужесточение экологического законодательства вдохнуло новую жизнь не только в производство электромобилей, но и гибридных вариантов, в которых оптимально сочетаются лучшие черты как классических автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, так и электромобилей. Лидерство в развитии гибридных технологий захватила японская Toyota, именно она первой разработала и приступила к массовому производству гибридных машин модели Toyota Prius. Именно Prius стал в США самым продаваемым гибридным электромобилем. Модель стала выпускаться сотнями тысяч и задержалась на рынке на несколько лет. Также гибридные силовые установки стали устанавливать и на ряде модификаций престижных Lexus и Camry. Планы перспектив развития «Тойоты» предполагают, что к 2030 году с конвейеров этого автогиганта будут сходить исключительно гибридные модели.

На американском рынке гибридных автомобилей существенную конкуренцию Тойоте составляет Honda, которая выпустила вполне доступную модель Insight, считающуюся наиболее доступным гибридом на рынке США. Её официальную цену удалось сделать ниже на 2000 долларов, чем у популярной Toyota Prius.

Не стояла на месте и компания General Motors, которая использовала свои разработки для ранее производившегося электромобиля «EV1». На их базе она создала инновационный гибрид Chevrolet Volt, который произвёл фурор на Дейтройтском автосалоне в 2007 году. Этот автомобиль укомплектован 120-киловаттным электродвигателем, а его литий-ионные аккумуляторы на пике способны отдавать мощность 136 кВт. Машина развивает максимальную скорость в 190 км/ч, а до 96,5 км/ч разгоняется за 8,5 секунд. После 65 километров аккумуляторы Chevrolet Volt всё ещё сохраняют до 30% энергии. От сети напряжением 110 В время полной зарядки составляет 6-6,5 часов, а при напряжении 220 В на это потребуется не более 4 часов. Эту модель комплектуют различными двигателями, работающими на смеси этанола с бензином, чистом этаноле или биодизелями. Аккумуляторы можно заряжать с помощью 53-киловаттного генератора, приводимого в действие 1-литровым трёхцилиндровым двигателем внутреннего сгорания. Топливный бак автомобиля рассчитан на 45 л топлива, а вместе с полностью заряженными аккумуляторами машина сможет проехать до 1000 километров. Есть модели, где вместо двигателя внутреннего сгорания установлены топливные элементы, заполняемые 4 кг сжатого водорода.

Как электромобили продвигают в массы?

В мире в последние годы наступил бум альтернативной энергетики. В области автомобилестроения естественным продолжением этого бума стал рост спроса на электромобили. Так, если в 2011 году по всему миру их было продано около 50 тысяч штук, то в 2014 году это число возросло до 300 тысяч. Только в США за тот год было продано свыше 100 тысяч машин на электрической тяге. Сегодня бюджетный Nissan Leaf или высокотехнологичная Tesla Model S являются не менее популярными, чем многие обычные модели с бензиновыми или дизельными агрегатами.

Опыт некоторых стран

Власти Норвегии и Нидерландов изо всех сил пытаются популяризировать идею электромобилей. Поэтому в этих небольших странах за 2014 год было продано 43 000 и 45 000 электромобилей соответственно. Власти всячески приветствуют этот процесс: для электромобилей отменена плата за стоянку и пошлина при покупке, есть даже государственные субсидии, возвращающие покупателю «электрического чуда» 5-7 тысяч евро от его стоимости.

Другие страны также придумывают собственные системы льгот. Так, американцы, купившие электромобиль, получают от государства компенсацию в 7500 долларов, французы – 7000 евро.

Более всего в этом плане расщедрились китайские власти – в провинции они компенсируют 10 тысяч долларов, а в задымлённом Пекине и вовсе 18 тысяч!

Но рынок электромобилей стремительно развивается даже без искусственного стимулирования спроса и разнообразных послаблений. Так, японский Ниссан решил развивать электротакси. Он выпустил на европейские дороги более полутысячи такси с электрическим приводом. Клиенты отзываются о них вполне благожелательно. В 2015 году таксомоторные компании приобрели у Ниссана свыше сотни подобных машин, сделав его лидером на новом рынке. Электрические такси активно разъезжают и по Восточной Европе. Одна будапештская таксомоторная компания купила 65 электромобилей Nissan Leaf. Парк её экологически чистых такси является крупнейшим в Венгрии. Для их зарядки в Будапеште размещены 7 зарядных станций.

Прорыв компании Tesla

В коммерческом плане на рынке выделяется детище Илона Маска – компания Tesla. Не так давно этот американский производитель суперкаров открыл свой первый завод на территории Европы – в голландском Тилбурге. Здесь ежегодно выпускается около 23 тысяч машин, но при необходимости планку можно поднять до 52 тысяч. Также американцы хотят наладить производство электромобилей в Китае. Маск привлекает инвесторов тем, что в случае открытия такого производства в стране, цены на их продукцию на местном рынке упадут на 30%. В 2015 году «Тесла» намеревалась продать 55 тысяч машин, и довести до полумиллиона их выпуск в 2020 году. Темпы роста спроса на электромобили компании Тесла оказались даже выше прогнозируемых, что говорит о небывалой нацеленности рынка в этой нише.

Прогноз рынка электромобилей

По мере увеличения объёма производства будет снижаться стоимость таких машин, они будут становиться всё более привлекательными для массового покупателя, который всё чаще предпочитает их обычным автомобилям с двигателями внутреннего сгорания.

В целом во всём мире можно наблюдать рост продаж электромобилей. Прогноз развития рынка электромобилей в мире таков, что к 2025 году их будет продано 37 миллионов.

Однако к концу 2014 года появилась новая угроза для развития индустрии электромобилей - падение цен на нефть. Всего несколько лет назад считалось, что ограничение мировых нефтяных запасов станет решающим фактором в плане господства электромобилей как основного средства передвижения в будущем. В настоящее время эксперты сомневаются, что электрокары смогут дожить до счастливого ближайшего будущего, несмотря на то, что их рынок продолжает развиваться.

Видео об электромобилях будущего, которые могут конкурировать с Tesla:

Перспективы развития электромобилей в России

В 2013 году на международном энергетическом форуме, состоявшемся в Москве, была рассмотрена проблема перспективы развития электромобилей в России. Здесь же был рассмотрен вопрос о создании в центральных регионах государства зарядной инфраструктуры. Сразу же после форума стартовала программа широкомасштабного введения электротранспорта на территории страны.

Многие авторитетные специалисты заявляют, что российский рынок электромобилей существенно отстаёт от ведущих западных стран приблизительно на пять лет. Однако, несмотря на довольно медленные темпы, Россия всё же движется вперёд и добивается положительных результатов. Так, например, в 2013 году были выпущены пять новых автомобилей El Lada, которые сегодня выполняют роль местного такси в Кисловодске. Далее была выпущена пилотная партия в 100 электромобилей.

В настоящее время специальными колонками для заправки электрокар оборудованы Москва, Ставропольский край, Питер.

Специалисты считают, что в качестве стимула для развития электрической инфраструктуры в стране необходимо применять внедрение пассажирского транспорта. Позже планируется постепенно оснащать города электростанциями и для частных пользователей.

Развитие электромобилей в России в настоящее время зависит от того, насколько качественно будет финансироваться данный проект. По подсчетам специалистов, при мощности батареи автомобиля 1,7 кВт/ч ему потребуется аккумулятор стоимостью 8,5 млн рублей. За день такой электрокар будет проходить до 200 км.

Пока ещё трудно сказать, сколько потребуется времени, чтобы электромобили стали основным транспортным средством, бегающим по нашим дорогам. Проблема развития электромобилей ведь не только в создании более надёжных и ёмких источников питания, есть и ещё ряд причин, связанных с эксплуатацией растущего электропарка. К тому же, традиционные автомобили также совершенствуются, создаются новые модели, работающие на биологическом топливе.

Как Вы считаете, какое будущее ждет электромобилей? Как быстро будет развиваться их рынок? Поделитесь своим мнением в комментариях .


Рынок электромобилей постоянно растёт, что обусловлено неподдельным интересом потенциальных покупателей к данным транспортным средствам, возможной экономией и соображениями экологичности. Тем не менее, ряд объективных факторов пока сдерживают их популярность, что предопределяет и ограниченное предложение. Рассмотрим эту ситуацию на примере Северной Америки и попробуем оценить, насколько товарные электромобили отвечают запросам рядовых граждан.

Для тех, же кто готов сесть за руль электрифицированного автомобиля, не ограничивая себя в свободе передвижения и не меняя привычный уклад владения транспортом, идеально подойдут различные гибридные модификации, которых на мировом рынке превеликое множество. Тем же, кто хочет купить полноценный электромобиль, придётся исходить и особенностей места проживания. Это обусловлено не только факторами, связанными с особенностями эксплуатации данного вида техники, но и с фактически представленными на рынке моделями, рассмотрим наиболее популярные из них.


BMW i3

Доступный на всей территории США, этот автомобиль стартует с отметки 43 395 долларов, а уже в Канаде ценник неуклонно повышается до 49 645 долларов. Данная модель выпускается суббрендом именитого баварского концерна, специализирующимся исключительно на электрифицированных транспортных средствах. BMW i3 может быть оборудован силовой установкой, обеспечивающей дополнительный запас хода вместо стандартных 183 км пробега между зарядками, что позволяет проехать уже 289 км.

Несмотря на внедрение передовых технологий, разработчики позиционируют своё творение как конструктивно простое транспортное средство. Стремление к экономичности и увеличению дальности пробега не слишком сильно ударили по разгонной динамике, ввиду чего ускорение до 100 км/час укладывается в 8 сек. Компактные размеры не сказались на внутреннем пространстве. Кроме того, визуальному комфорту способствуют и полупрозрачные материалы в отделке. Ещё одним приятным моментом стало отсутствие центрального тоннеля, что повышает комфорт пассажиров второго ряда.


Chevrolet Bolt


По мнению общественности, это первый массовый электромобиль, который, ко всему прочему, вполне доступен по цене и предлагает впечатляющий пробег на одной подзарядке - до 383 км. В США Chevrolet Bolt доступен в базовой комплектации за 37 495 долларов, в Канаде - 44 795 долларов. Более того, производитель позиционирует модель, как компактный кроссовер, что дополнительно привлекает внимание. Предусмотрено два режима зарядки, в первом - от стандартной бытовой сети за 1 час накапливается ток, достаточный для преодоления 40 км, во втором «ускоренном» - за 30-40 мин достигается емкость 80%.

Салон достаточно просторный, кроме того, предусмотрена и возможность его трансформации, а также установки дополнительного багажника на крышу. Сам процесс управления практически не отличается от обычного автомобиля с автоматической трансмиссией, так что у потенциальных владельцев проблем не возникнет.


Fiat 500e


Данная модель доступна только в Калифорнии и Орегоне, Fiat 500e заслужил свою репутацию благодаря усилиям инженеров Fiat Chrysler Automobiles (FCA). При этом генеральный директор предприятия Серджио Маркионне призывал граждан не приобретать этот электромобиль, поскольку для компании он оказался крайне убыточным. Если же вас привлёк неординарный дизайн и альтернативная силовая установка, то за 33 990 долларов США вы получите пробег в 140 км между зарядками.

Несмотря на компактные размеры, автомобилю есть что предложить, поскольку удельная мощность, приходящаяся на единицу массы, гораздо выше, чем у конкурентов. Конечно, максимальная скорость в 137 км/час подойдёт разве что для городских поездок, зато это позволило существенно снизить вес батарей, которые имеют современное жидкостное охлаждение.

Салон рассчитан на четырёх взрослых пассажиров, включая водителя, как и у оригинала. Несмотря на то, что электромобиль создавался на обычной серийной бензиновой платформе, объём багажника удалось сохранить, разместив батареи под сидениями, что также позволило снизить центр тяжести.


Ford Focus Electric


Внешне автомобиль практически неотличим от стандартного. За исключением мелких нюансов. При стартовой цене в 29 995 долларов в США и 33 848 долларов в Канаде, Ford Focus Electric предлагает своим потенциальным покупателям 185 км пробега на одной подзарядке. Этот автомобиль доступен в следующих штатах и городах: Атланта, Бостон, Чикаго, Денвер, Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Орландо, Феникс, Портленд, Роли-Дарем, Ричмонд, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сиэтл, Тусон и Вашингтон (Округ Колумбия).

Система подзарядки предполагает как щадящий режим от бытовой сети, при котором за 1 час пробег увеличивается на 32-40 км, так и интенсивный - до 80% ёмкости всего за 30 мин. К достаточно непривычным опциям для электрокара можно отнести подогрев передних сидений, хотя обычно от столь мощных потребителей отказываются в пользу дальности пробега.


Honda Clarity Electric


Этот электромобиль поступит в продажу только в августе и будет доступен лишь в Калифорнии и Орегоне. Розничной продажи как таковой не будет, зато объявлены цены на аренду такого транспортного средства — в частности, 269 долларов США в месяц на 3 года с залогом 1 999 долларов США при подписании контракта. Для клиентов из других стран стоимость составит 70000 долларов, что существенно ниже расчётной себестоимости. Интервал между зарядками не превышает 128 км, что существенно ограничивает потенциальную клиентуру.

Тем не менее, формат полноценного среднеразмерного автомобиля, оснащённого электротягой - заманчивое предложение. В качестве основных преимуществ называются просторный салон и более доступная, чем у прямых конкурентов, цена. При этом предполагается и гибридная силовая установка.


Hyundai Ioniq Electric


В настоящий момент Hyundai Ioniq Electric доступен только для покупателей в Калифорнии, а начальная цена на этот электромобиль стартует с отметки 30 385 долларов. В конечном итоге, пробег на одном цикле зарядки достигает почти 200 км. Он также доступен в Канаде с начальной ценой 37 354 долларов. Автомобиль построен на переднеприводной платформе, в конструкции которой активно использовались высокопрочные стали и алюминий. Уже в базе имеется 7 подушек безопасности, электроусилитель руля и мощная аудиосистема, так что времена, когда в электромобилях экономили на комфорте и безопасности, канули в Лету.


Kia Soul EV

Kia Soul EV доступен в различных штатах США, включая Калифорнию, Джорджию, Техас, Орегон, Вашингтон, Гавайи, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Коннектикут и Мэриленд. Кроссовер предлагает до 149 км без подзарядки, а стартовая цена составляет 34 845 долларов. В Канаде Kia Soul EV стартует с отметки 37 135 долларов. Инженерам пришлось полностью переработать конструкцию кузова, чтобы разместить электромотор и массивные батареи с минимальным ущербом для внутреннего пространства, в результате чего существенно возросла жёсткость силовой структуры и лишь незначительно стал теснее задний ряд сидений. Благодаря оптимальным настройкам динамика разгона даже превышает аналогичный показатель стартовой бензиновой версии. Не поскупились и на полноценный климат-контроль, который оснащён системой экономии электроэнергии.


Mercedes-Benz B250e


Mercedes-Benz B250e оценивается в 40 895 долларов, это интересный вариант для тех, кто хотел бы немного роскоши в своем электромобиле. В США полностью электрический B-класс доступен в Калифорнии, Коннектикуте, Мэне, Мэриленде, Массачусетсе, Нью-Хэмпшире, Нью-Джерси, Нью-Йорке, Орегоне, Род-Айленде и Вермонте. Модель предлагает до 140 км пробега без дополнительной зарядки. Несмотря на компактность размеров и стремление максимально снизить снаряжённую массу, отделка, как и свойственно Mercedes-Benz - на высшем уровне.

Перекраивать платформу инженерам не пришлось, так как изначально под полом были предусмотрены ниши для размещения альтернативных источников энергии, будь-то газовые баллоны, водородная установка или, как в нашем случае, аккумуляторы. Мощность силовой установки составляет 177 л.с., так что недостатка тяги не почувствует даже самый притязательный клиент.


Mitsubishi i-MiEV

Вам будет крайне сложно найти Mitsubishi i-MiEV 2017 модельного года в США, поскольку это самый доступный автомобиль на электротяге. Его стоимость составляет 23 845 долларов в Америке, а в Канаде - 29 698 долларов. Учитывая пробег в 94 км, а также тот факт, что на подходе находится следующее поколение, лучше немного подождать. По вместимости существующая модель мало чем отличается от обычных одноклассников и предполагает комфортное размещение четверых седоков. Следует отметить, что несмотря на заявленные ходовые качества, дополнительное оборудование существенно сокращает пробег. Особенно в холодное время года.


Nissan Leaf


Говоря об электромобилях нового поколения, необходимо упомянуть и о Nissan, который готовит новое поколение легендарного Leaf. Нынешняя модель стоит от 30 680 долларов США и реализуется по всей стране без ограничений. В Канаде Nissan Leaf стартует с 35 988 долларов, что для заявленного пробега 172 км вполне приемлемо. За всё время производства удалось продать около 30000 экземпляров, так что модель можно признать по-настоящему массовой, однако сфера распространения по-прежнему ограничена тёплыми странами с соответствующей развитой инфраструктурой.

Дизайн автомобиля довольно футуристичен, но при этом необычайно скромен, а внешние габариты позволяют отнести его к полноразмерному пятидверному хэтчбеку С-класса. Вместимость заднего дивана предполагает либо троих взрослых субтильного телосложения, либо двоих взрослых и ребёнка, что при таких габаритах - маловато.


Smart ForTwo Electric Drive


Это идеальный летний автомобиль, стоимость которого начнется с 24 550 долларов в США или 28 750 долларов в других странах. Он доступен во всех штатах, а обещанный пробег находится в диапазоне 112-128 км. Стоит отметить, что штатный режим зарядки от бытовой сети весьма требователен к параметрам тока и предполагает обязательное наличие заземления. 72-сильная силовая установка для двухместного сверхкомпактного автомобильчика - более чем достаточно, а максимальная скорость ограничена отметкой в 120 км/час.


Tesla Model S


Учитывая неортодоксальный метод Tesla по продаже автомобилей непосредственно потребителям, американский автопроизводитель не всегда доступен в Северной Америке. Тем не менее, вы можете найти магазины Tesla и галереи по всей стране, хотя законодательство далеко не всех стран позволяет осуществлять реализацию по всему миру.

Модель S 75 стартует с 70 700 долларов США и предлагает до 400 км на одной зарядке. Вы можете приобрести усовершенствованную версию 100D, которая способна проехать до 539 км, правда, цена уже составит от 98 700 долларов, в то время как энтузиасты, ориентированные на производительность, стремятся к модификации P100D с дальностью 506 км при разгоне с 0 до 100 км/час за 2,5 секунды, которая стоит 141 200 долларов. В Канаде модель S начинается с 95 950 долл. для модели 75, 100D стоит 134 900 долларов, а P100D - 195 200.


Tesla Model X


Модель Tesla X является единственным серьёзным полностью электрическим внедорожником на рынке, но ожидаемо, что в ближайшие годы в сегмент войдет множество конкурентов. Как и модель S, модель X предлагается с несколькими различными вариантами: базовая модель 75D стартует с отметки 83 700 долларов США. Модель X 100D стоит от 100 700 долларов, а в верхней части диапазона P100D - за 146 200 долларов.

Модель X 75D имеет пробег в 381 км, а 100D - 475 км. P100D жертвует некоторой частью этого показателя ради разгонной динамики, проезжая 465 км на одном заряде. В Канаде модель X начинается с 117 450 долларов, а 100D - от 140 750. Верхняя часть модельного ряда - P100D стоит 205 300 долларов.


Volkswagen e-Golf


Для чего-то более практичного вы можете выбрать Volkswagen e-Golf, который продаётся за 29 815 долларов США в Америке, в то время как в Канаде он оценивается в 37 640 долларов. Полностью электрифицированный хэтчбек проходит до 133,5 км за на одном заряде, что делает его хорошим вариантом для тех, кто ищет электромобиль, который вполне можно использовать для повседневных нужд. В настоящее время Volkswagen e-Golf доступен в Калифорнии, Коннектикуте, Мэне, Мэриленде, Массачусетсе, Нью-Джерси, Нью-Йорке, Орегоне, Род-Айленде, Вермонте и Вашингтоне.

Электрический транспорт медленными, но уверенными шагами входит на российский рынок. Мы уже видели электрифицированные концепты ГАЗ и КАМАЗ, а теперь подоспела и компания «Бакулин Моторс Групп». Две перспективные российские разработки в сегменте электробусов — Volgabus и беспилотник Matrёshka .

Volgabus СитиРитм-12Е — отечественный электробус

Впечатляет уже сам дизайн электробуса. Футуристичность, ломаная оконная линия, изогнутые задние фонари и подведенные округлые фары. Отдельно стоит заметить, что автобус низкопольный — значит, в нем смогут с комфортом перемещаться инвалиды на костылях и колясках . Этот же дизайн сохранится и на традиционных автобусах марки с двигателем внутреннего сгорания.

За один раз автобус может перевезти 90 пассажиров. 28 мест — сидячие. Сами кресла установлены на высоких подиумах, в которых спрятаны аккумуляторы. Это плюс. Разработчики других отечественных электробусов, КАМАЗ-6282 и ЛиАЗ-6274, выбрали более опасное (хочется даже сказать — безответственное) решение — там

Выпускается с 2013 года американской компанией Tesla Motors. Оснащается литиево‑ионными аккумуляторами емкостью 60 и 85 кВт·ч. Вместо коробки передач - одноступенчатый редуктор. Время зарядки от 220‑вольтовой электросети - 9 часов. Гарантия производителя (8 лет без ограничения пробега) не распространяется на ввозимые в Россию машины. Привод задний или полный. Клиренс - 155 мм. Цена - от 104 000 до 190 000 долларов (машины с пробегом до 10 000 км по США или Европе несколько дешевле).

Tesla Model S 60

Задний привод. Запас хода - 330 км, время разгона 0–100 км/ч - 6,2 с, максимальная скорость - 190 км/ч, мощность асинхронного трехфазного электромотора - 223 кВт (302 л.с.).

Tesla Model S 85

Задний привод. Запас хода - 420 км, время разгона 0–100 км/ч - 5,6 с, максимальная скорость - 210 км/ч, мощность асинхронного трехфазного электромотора - 267 кВт (362 л.с.).

Tesla Model S P85D

Полный привод. Запас хода - 420 км, время разгона 0–100 км/ч - 3,2 с, максимальная скорость - 250 км/ч, суммарная мощность двух асинхронных трехфазных электромоторов - 516 кВт (691 л.с.).

Smart fortwo eleсtric drive

Двухместный заднеприводный электромобиль выпускается с 2007 года. Литиево‑ионные аккумуляторы емкостью 17,6 кВт·ч заряжаются от 220‑вольтовой сети за 6–7 часов. Мощность электромотора - 55 кВт (75 л.с.). Трансмиссия - одноступенчатый редуктор. Запас хода - 145 км, время разгона 0–100 км/ч - 11,5 с, максимальная скорость - 125 км/ч. Клиренс - 126 мм. Цена - от 2 200 000 рублей за подержанный экземпляр.

Nissan Leaf

Пятидверный переднеприводный хэтчбек выпускается с весны 2010 года. Литиево‑ионный аккумулятор емкостью 24 кВт·ч заряжается от 220‑вольтовой сети за 8 часов. Мощность электромотора - 80 кВт (109 л.с.). Вариатор. Передний привод. Запас хода - 160 км, время разгона 0–100 км/ч - 9,0 с, максимальная скорость - 140 км/ч. Клиренс - 150 мм. Цена - от 2 000 000 рублей за подержанный экземпляр.

Электромотоцикл Zero S

Мощность электромотора - 40 кВт (54 л.с.). Тяговая батарея емкостью 8,5 кВт·ч заряжается от 220-вольтовой сети за 3 часа. Запас хода - 127 км, время разгона 0–100 км/ч - 4,8 с, максимальная скорость - 153 км/ч. Цена - от 780 000 рублей.

Renault Fluence Z.E.

Пятиместный переднеприводный седан выпускался в Турции с 2009 до 2014 года. До сих пор можно найти экземпляры без пробега. Электрический Fluence на 130 мм длиннее бензиновой машины из-за расположенной позади задних сидений тяговой аккумуляторной батареи емкостью 22 кВт·ч, которая заряжается от 220‑вольтовой сети за 12 часов. Мощность электромотора - 70 кВт (95 л.с.). Коробка передач - одноступенчатая. Запас хода - 185 км, время разгона 0–100 км/ч - 13,4 с, максимальная скорость - 135 км/ч. Клиренс - 160 мм. Цена - от 3 000 000 рублей.

1 февраля 2014 по 31 декабря 2015 года временно отменены таможенные пошлины на ввозимые в Россию электромобили . Их стали покупать не только госорганизации, которые зачастую мало интересуются ценой приобретаемого, но и частники. «Электросообщество» не раз обращалось к кабмину с просьбой освободить его от уплаты транспортного налога, но чуда не случилось. Лишь губернатор Калужской области в качестве эксперимента обнулил местным «электрикам» этот самый налог. А в Москве машины с нулевым выхлопом имеют возможность бесплатно стоять даже в пределах зон платной парковки.

Как правило, в России электрокар - вторая, если не третья машина в домохозяйстве. Вне зависимости от цены - будь то Mitsubishi i‑MiEV или Tesla Model S. Главная проблема - отсутствие развитой сети зарядных станций.

Внятной статистикой продаж владеет лишь Mitsubishi, поскольку i‑MiEV остается единственным официально импортируемым электромобилем: до конца 2014 года их было продано в общей сложности 150 штук. Следом идет Tesla Model S: россияне уже купили около 80 новых и подержанных машин . Прочие электромобили продаются буквально поштучно.

Что касается массовых игроков, я насчитал лишь пять моделей, которые можно у нас купить. Почти все они (исключение - i‑MiEV) продаются по серым схемам, поэтому тыкаться с ними на фирменный сервис бессмысленно. Свято место пусто не бывает: обслуживанием электромобилей занимаются как отдельные специалисты, так и небольшие компании, многие из которых начали набивать руку более десяти лет назад, изучая диковинные в ту пору гибридные машины. Им известны слабые стороны чистых электромобилей.

Скажем, подержанный Nissan Leaf из выпущенных до 2013 года плох тем, что его климат-контроль работает постоянно, а это лишний расход энергии. Позже климат-контроль сделали отключаемым. Знатоки также советуют утеплять зимой моторный отсек и воздуховоды печки съемным автоодеялом.

А у Теслы дохлые стеклоочистители: если щетки примерзли к окну, то могут легко оторваться от поводков. Штаб-квартира калифорнийской фирмы не очень поощряет стороннее вмешательство в машины и весьма неохотно продает запчасти на сторону. Известен случай, когда стеклянную крышу и крышку багажника для обрусевшей Теслы пришлось заказывать на подставную машину из Германии. Впрочем, наступление прогресса этим не остановить. Нашим людям не впервой заниматься превращением сказки в быль.


Благодарим за помощь компании Elektromobili и Prius20.ru.

Мнение

Илья НИКОНОРОВ, руководитель пресс-службы ММС в России: - Пик продаж электромобилей i‑MiEV пришелся на 2013–2014 годы. Почему? В 2013‑м повышенный интерес к нему начали проявлять природоохранные организации, экологические компании и государственные автопарки. А после отмены пошлины в 2014 году i‑MiEV подешевел практически вдвое (с 1 800 000 до 999 000 рублей) - и был реализован отложенный спрос, в том числе со стороны частных лиц. Важным мотиватором для покупки электромобилей может стать развитая инфраструктура, над созданием которой работают крупнейшие энергетические компании - Россети (в масштабах России) и МОЭСК (в пределах Москвы и Московской области). В частности, компания Россети установила зарядные станции в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Екатеринбурге. В этом году на очереди еще девять регионов. А московское правительство объявило о намерении до конца 2015 года в дополнение к имеющимся зарядным станциям МОЭСК установить еще двести пятьдесят. Роман СКОЛЬСКИЙ, руководитель пресс-службы Nissan и Datsun в России: - У фирмы Nissan два коммерчески успешных электромобиля - Leaf и Е NV200, которые хорошо продаются по всему миру. В России они официально не представлены, поскольку мы не видим устойчивого спроса на такие машины. Ведь их нужно не только сертифицировать, но и обеспечить запчастями, провести обучение персонала дилерских станций… Вдобавок зарядной инфраструктуры как не было, так и нет. А, скажем, в холодной Норвегии Leaf - один из самых продаваемых Ниссанов, поскольку государство компенсирует покупателю до 15% цены электромобиля. Нам бы такую поддержку!