Система «Эра-Глонасс». Как работает и для чего нужна? Чем опасна система эра-глонасс (4 фото) Надо ли устанавливать глонасс на авто

Возникает довольно часто. Необходимостью оборудования транспортных средств интересуются и обычные автовладельцы, и руководители предприятий, использующие автомобили для коммерческих перевозок.

При этом интерес этот отнюдь не праздный: знать, обязательна ли установка ГЛОНАСС нужно и для планирования расходов, и для оценки расширения функциональных возможностей автомобиля. Так что ниже мы приведем краткие характеристики систем спутниковой навигации, и разберёмся, в каких случаях установка навигационного оборудования действительно является обязательной.

Системы спутникового позиционирования: общие сведения

С развитием спутниковой сети, позволяющей при относительно небольших финансовых и временных затратах определять положение любого объекта, на рынке стали появляться системы спутниковой навигации. Работают такие системы по единой схеме:

  • На отслеживаемый объект устанавливается специальное устройство – маяк. Трекер или полнофункциональный терминал .
  • При необходимости (постоянно либо периодически) устройство определяет собственные координаты в привязке к сети навигационных спутников.
  • Информация со спутника обрабатывается и передается в специальное программное обеспечение. Для передачи чаще всего используется мобильная GSM-сеть.

Использование спутниковых систем позволяет решать целый ряд задач:

  • Удаленное позиционирование любого объекта с установленным спутниковым терминалом.
  • Отслеживание движения объекта (или нескольких объектов) в режиме реального времени.
  • Удаленный сбор информации о техническом состоянии объекта, параметрах его движения и т.д.

Системы спутниковой навигации чаще всего используются на транспорте. Но трекеры и маяки могут применяться и в других сферах – например, при поиске потерявшихся домашних животных.

Наиболее разветвленной спутниковой сетью использующейся для навигации, является сеть GPS. Отечественным аналогом является сеть спутников ГЛОНАСС, которая постоянно развивается, и сегодня практически не уступает GPS по качеству связи и точности позиционирования.

Принципиальные отличия систем ГЛОНАСС И ЭРА-ГЛОНАСС

При упоминании установки ГЛОНАСС на транспортное средство может подразумеваться один из двух вариантов:

  1. Система удаленной навигации ГЛОНАСС.
  2. Система ЭРА-ГЛОНАСС, обеспечивающая оперативное позиционирование и информирование экстренных служб при попадании автомобиля в ДТП.

Путать их не стоит: разница между этими системами достаточно существенна, и ниже мы ее проанализируем.

ГЛОНАСС: навигационная система

Оборудование автомобилей спутниковой навигацией ГЛОНАСС – это услуга, которой обычно пользуются предприятия с крупным автопарком. При этом:

  • На автомобили компании устанавливаются ГЛОНАСС-терминалы, обеспечивающие связь со спутниками и передачу данных. Дополнительно машины могут оборудоваться датчиками удаленного контроля, отслеживающими уровень ГСМ, фиксирующими удары при ДТП и т.д.
  • На компьютеры в компании устанавливается программное обеспечение, обеспечивающее прием и обработку информации со спутниковых терминалов на транспортных средствах.
  • Благодаря совместной работе ПО и периферических устройств появляется возможность отслеживать движение всего автопарка в режиме реального времени, также обеспечивается контроль за маршрутами, графиком движения, расходованием ГСМ и т.д.

В данном случае ГЛОНАСС-навигация выступает в качестве центрального элемента системы мониторинга транспорта. Её устанавливают на:

  • коммерческие автомобили, выполняющие регулярные/нерегулярные перевозки;
  • автобусы, выполняющие перевозки по утвержденным маршрутам;
  • спецтехнику;
  • автомобили, перевозящие опасные грузы и т.д.

ЭРА-ГЛОНАСС: экстренное реагирование

Система ЭРА-ГЛОНАСС отличается и по конструкции, и по функционалу:

  1. При установке ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиль монтируются спутниковый терминал с модулем мобильной связи, переговорное устройство и «тревожная кнопка» для активации системы в ручном режиме. Если автомобиль оснащается системой при производстве, то дополнительно устанавливаются датчики ДТП, автоматически активирующие систему при ударе или перевороте авто.
  2. При активации системы (сработал датчик или была нажата кнопка «SOS») терминал связывается со спутниковой сетью ГЛОНАСС для определения координат автомобиля. Информация о ДТП передаётся по мобильной сети в колл-центр, оператор которого связывается водителем по переговорному устройству.
  3. Если водитель не отвечает, или же подтверждает факт аварии, то на место происшествия выезжают экстренные службы. При этом учитывается информация, поступившая от терминала ЭРА-ГЛОНАСС: место ДТП, характер повреждений, марка и тип двигателя авто и т.д.

Таким образом, система ЭРА-ГЛОНАСС использует возможности сети навигационных спутников для решения конкретной задачи: быстрого и точного определения координат места аварии.

В чем отличие ГЛОНАСС от ЭРА-ГЛОНАСС?

При анализе всей приведенной выше информации разница становится очевидной. Обе системы используют спутниковую сеть для позиционирования транспортного средства с установленным терминалом, но:

  • ГЛОНАСС – это прежде всего система навигации, отслеживания и мониторинга транспорта, призванная решать задачи коммерческого характера. Ее использование облегчает управление обширным автопарком, снижает вероятность хищения топлива и т.д.
  • ЭРА-ГЛОНАСС – это система оперативного оповещения экстренных служб о ДТП, призванная сократить до минимума время реагирования на сигнал об аварии. Возможности спутниковой сети в ней используются для позиционирования ТС.

Есть отличия и с финансовой точки зрения: оборудование и для ГЛОНАСС, и для ЭРА-ГЛОНАСС приобретается за свой счет (либо включается в стоимость авто). Но если расходы на эксплуатацию системы мониторинга несет само предприятие, то использование возможностей ЭРА-ГЛОНАСС для экстренной связи со скорой помощью или ДПС совершенно бесплатно.

Установка какой системы является обязательной?

Когда говорят об обязательной установке ГЛОНАСС на автомобиль, почти всегда имеют в виду именно ЭРА-ГЛОНАСС:

  • Установка оборудования для автопарка навигационными системами и их эксплуатация для мониторинга транспорта являются полностью добровольными.
  • Ранее обязательной была установка ГЛОНАСС-трекеров на автомобили, перевозящие опасные грузы, но сейчас эта норма упразднена.

Что касается установки комплексов ЭРА-ГЛОНАСС, то на текущий момент она обязательна:

  1. Для новых автомобилей, выпускаемых в обращение в странах Таможенного Союза.
  2. Для всех б/у автомобилей, ввозимых в страны ТС из-за рубежа.

В первом случае оборудование для спутникового позиционирования и экстренного оповещения устанавливает производитель, во втором – эта обязанность ложится на плечи владельца ТС. Для установки терминала и «тревожной кнопки» придется обратиться в специализированный сервисный центр.

Разобравшись во всех нюансах, приведенных выше, вы сможете понять, обязательна ли установка ГЛОНАСС в вашем случае, и уже на основе этого анализа планировать дальнейшие действия и расходы.

]

Отсрочка нашей «ЭРЫ»: почему «буксует» внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС

Автопроизводители могут не устанавливать терминал экстренного реагирования при авариях до истечения срока действия одобрения типа транспортного средства, сообщил «Росстандарт». Отсрочка не снимает ключевую проблему, считают независимые эксперты: сложная и дорогостоящая процедура установки оборудования ЭРА-ГЛОНАСС увеличивает стоимость транспортного средства, при этом нет гарантии срабатывания системы в странах Таможенного союза

текст: Михаил Ожерельев / 17.05.2017

«Росстандарт» официально подтвердил, что с 2017 года система ЭРА-ГЛОНАСС не станет обязательной для всех выпускаемых в обращение новых автомобилей на территории Таможенного союза. При этом обязательная комплектация терминалами ЭРА-ГЛОНАСС попрежнему предусмотрена техническом регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» (ТРТС 018/2011). В этом документе написано, что с 2017 года бортовое устройство вызова экстренных оперативных служб - обязательная опция для всех новых транспортных средств. Теперь оказалось, что это не совсем так.

С 2017 года новые бортовые терминалы должны срабатывать при опрокидывании машины

Вновь вводимые требования распространяются на транспортные средства, которые проходят оценку соответствия позднее даты ввода требований об обязательном оснащении ЭРА-ГЛОНАСС, пояснили в пресс-службе «Росстандарта». При этом одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которые были выданы до даты ввода требований, действительны до окончания срока их действия. Иными словами, при наличии действующего ОТТС (документ выдается на три года) допускается выпуск в обращение транспортного средства без устройства вызова экстренных оперативных служб.

В грузовиках и автобусах сигнал о ДТП отправляется в ручном режиме

Российская система ЭРА-ГЛОНАСС формально введена в эксплуатацию 1 января 2015 года, а фактически - 1 января 2016-го. Если машина попадает в аварию, сигнал о ДТП с указанием точных координат и минимального набора данных (время ДТП, тип транспортного средства, скорость, количество пристегнутых пассажиров, величина ударных перегрузок) автоматически передается службам спасения - за это отвечает бортовой терминал. На автомобили устанавливают два вида терминалов в зависимости от типа транспортного средства. Система для легковых авто должна посылать сигнал о ДТП в автоматическом режиме. Система для коммерческого транспорта предусматривает упрощенное устройство, которое включает «тревожную кнопку», а в автоматическом режиме реагирует только на опрокидывание машины. С января по ноябрь 2016 года государственная автоматизированная система ЭРА-ГЛОНАСС приняла свыше 5,6 тыс. сигналов, информация о 250 вызовах, требовавших вмешательства оперативных служб, была передана для реагирования, из них 74 вызова являлись автоматическими - такую статистику приводил министр транспорта Максим Соколов в конце минувшего года.

ЭРА-ГЛОНАСС в России, ее аналог под названием ЭВАК в Казахстане и такая же система под названием ЭРА РБ в Белоруссии должны были начать работать одновременно, так как наличие соответствующего терминала в новых моделях машин еще в 2011 году было предусмотрено в вышеупомянутом техническом регламенте. Тем не менее ни в Белоруссии, ни в Казахстане аналоги ЭРА-ГЛОНАСС пока не готовы. Таких систем нет и в других странах Таможенного союза - Армении и Киргизии. Не успев подготовить инфраструктуру, представители правительств Казахстана и Белоруссии ранее официально обращались к российским властям с предложением отложить внедрение ЭРА-ГЛОНАСС. Официально им согласием не ответили, но фактически навстречу пошли, не став заделывать лазейки в законодательстве, связанные с ОТТС.

Между тем ход реализации проекта выявил еще один существенный недочет. Участники рынка говорят о плохо отработанной процедуре сертификации. На сегодняшний день аккредитация по системе ЭРА-ГЛОНАСС выдана только двум компаниям - «Связь-Сертификат» в Москве и «Омега» в Севастополе. Последний вариант не очень устраивает импортеров, в частности, из-за своей удаленности от центра страны. Так что многие вынуждены пользоваться услугами «Связь-сертификат», и уже выстроилась очередь на несколько месяцев. По этой причине, а еще выражая недовольство стоимостью сертификации, представители Ассоциации европейского бизнеса в России давно подумывают об обращении в Федеральную антимонопольную службу. Не все просто и с новым порядком оценки соответствия транспортных средств для получения ОТТС. Введенные в январе 2017 года дополнительные требования в отношении установки бортовых терминалов ЭРА-ГЛОНАСС предусматривают для всех категорий транспортных средства проверку срабатывания на опрокидывание. Сейчас такие испытания можно провести только на Дмитровском автополигоне и на полигоне в Бронницах.

Фактический перенос обязательного оснащения автомобилей устройствами ЭРА-ГЛОНАСС на рубеж 2020 года больнее всего бьет по интересам АО «ГЛОНАСС» - госкомпании, в распоряжение которой передана система ЭРА-ГЛОНАСС. Потому что в сентябре 2015 года совет директоров АО «ГЛОНАСС» утвердил концепцию стратегии развития компании, в соответствии с которой АО собирается стать коммерческим оператором телематических сервисов и уже с 2019 года самостоятельно зарабатывать на жизнь, не получая денег из бюджета. Но эти планы основывались на предположении, что устройства станут обязательными уже в 2017 году. Теперь вся концепция под сомнением, потому что никто не может сказать, сколько авто с ЭРА-ГЛОНАСС на борту будут ездить по дорогам России в 2017, 2018, 2019 годах. Парк таких машин, безусловно, будет расти, поскольку некоторые производители, среди которых «АвтоВАЗ», «Форд-Соллерс» и «Группа ГАЗ» уже оснастили некоторые модели устройствами ЭРА-ГЛОНАСС. Но в любом случае обязательное оснащение всех авто и добровольная комплектация отдельных моделей - это две разные ситуации.

«В случае переноса срока обязательного внедрения ЭРА-ГЛОНАСС в конструкцию автомобиля добросовестные автопроизводители, которые уже профинансировали оснащение своих автомобилей, окажутся в условиях неравной конкуренции», - отметили в АО «ГЛОНАСС». К слову, компания уже не раз высказывались против переноса сроков обязательного внедрения ЭРА-ГЛОНАСС, потому что обеспечение безопасности жизни граждан - приоритет для государства.

Среди автопроизводителей (за редким исключением) особого интереса к внедрению ЭРА-ГЛОНАСС пока не наблюдается. Директор по продажам Mercedes-Benz компании «Даймлер КАМАЗ РУС» Герман Гильфанов на пресс-конференции, посвященной итогам 2016 года, не смог назвать точную дату начала выпуска грузовиков c терминалами ЭРА-ГЛОНАСС: «Скорее всего, это будет второе полугодие 2017 года». При этом топ-менеджер подчеркнул, что законодательство позволяет выпускать автомобили в обращение по действующим ОТТС. «По мере окончания срока действия ОТТС мы начнем менять их на новые с сертификацией ЭРА-ГЛОНАСС. Бортовые устройства будут монтироваться на заводе в Набережных Челнах. Для импортируемых автомобилей эту работу готов делать наш головной завод в Верте», - сказал Герман Гильфанов.

В компании «Скания-Русь» планируют начать массовую установку терминалов экстренного реагирования на грузовики в 2018 году. «Со следующего года там, где это необходимо, у нас будут поставляться автомобили с «волшебной кнопкой». Но уже сегодня часть машин мы выпускаем с терминалами ЭРА-ГЛОНАСС. Речь идет, прежде всего, о топливо-заправщиках, где ОТТС необходимо получать заново», - сказал Лонид Ткачик, начальник отдела продаж грузовых автомобилей ООО «Скания-Русь».

Похожая ситуация с оснащением тяжелых грузовиков «тревожной кнопкой» и в компании «MAH Трак энд Бас РУС». А вот в сегменте автобусов этот вопрос у MAN решается активнее. Еще в начале 2016 года компания сертифицировала новый автобус Lion‘s Intercity c системой ЭРА-ГЛОНАСС, став первой, кто проходил сертификацию автобуса большого класса в рамках новой процедуры.

Почему же такие примеры можно сегодня буквально пересчитать по пальцам? Эксперты говорят, что главная причина кроется в экономике. «Процедура установки системы ЭРА-ГЛОНАСС сложная и дорогостоящая, стоимость каждого теста составляет 10 тыс. евро, а общие расходы на сертификацию могут достигнуть 200–250 тыс. евро. Обязательная сертификация автомобилей и установка на них бортовых терминалов системы ЭРА-ГЛОНАСС могут заметно повлиять на общее состояние российского авторынка - увеличить стоимость машин и сократить модельные ряды некоторых брендов», - говорит Евгений Гришкевич, директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр».

И все же, хочется надеяться, что со временем все противоречия разрешатся. Лишь в этом случае спустя годы ЭРА-ГЛОНАСС будет восприниматься как действительно необходимый, а не навязанный сверху атрибут современной транспортной инфраструктуры.

ЕВГЕНИЙ ГРИШКЕВИЧ/ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ПО ПОСЛЕПРОДАЖНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ГК «АВТОСПЕЦЦЕНТР»


С 1 января 2017 года система ЭРА-ГЛОНАСС должна быть установлена на всех автомобилях, вышедших с конвейера и импортируемых в Россию. Без установленного терминала автовладельцы не смогут получить ПТС на новый автомобиль. Ожидается, что к 2020 году требование обязательной установки ЭРА-ГЛОНАСС коснется всех автомобилей в стране. У системы экстренного реагирования, безусловно, есть преимущества, направленные в первую очередь на снижение уровня смертности людей в результате ДТП. Однако нововведение вызвало неоднозначную реакцию со стороны производителей машин и автодилеров. Замешательство вызвано возможным снижением спроса на автомобили, которые еще не оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС, и дополнительными расходами на установку системы на новые авто. Стоимость сертификата составляет около 13 млн руб., цена за каждый бортовой терминал - порядка 4 тыс. руб. Согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных средств» и ГОСТ Р 54620–2011, для получения разрешения на установку системы ЭРА-ГЛОНАСС в машины одной модели необходимо провести фронтальный и боковой крэш-тесты автомобиля. Если при этом сам автомобиль не выдерживает испытание, а терминал остается целым, производитель обязан провести тест повторно на еще одном таком же автомобиле. В итоге эти расходы будут заложены в розничную стоимость автомобилей.

АЛЕКСЕЙ ТУЗОВ/ЭКСПЕРТ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ


Согласно техрегламенту по обязательной установке ЭРА-ГЛОНАСС, на крупные внедорожники и коммерческую техникупроизводитель может ставить не автоматическую систему, а устройства вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС). Такие терминалы имеют упрощенный функционал - у них есть только ручной вызов, а автоматическое срабатывание отсутствует. В декабре 2016 года коммерческие автомобили модели Hyundai HD были сертифицированы системой ЭРА-ГЛОНАСС, на них были установлены терминалы с кнопкой экстренного вызова, динамиком и микрофоном для связи с оператором. Монтаж устройства может быть произведен и в региональных сертифицированных центрах ЭРА-ГЛОНАСС, если коммерческие автомобили уже эксплуатируются или были куплены организацией до января 2017 года. Например, в Приморском крае уже имеется такая станция, стоимость услуги вместе с ценой самого устройства варьируется от 10 до 30 тыс. руб. При этом, согласно федеральному закону от №395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе ЭРА-ГЛОНАСС», владелец коммерческого транспортного средства имеет право по собственному желанию установить УВЭОС.

НАТАЛЬЯ СОЛОВЬЕВА/ДИРЕКТОР ПО ПРОДАЖАМ АВТОБУСОВ И ДВИГАТЕЛЕЙ ООО «МАН ТРАК ЭНД БАС РУС»


Оснащение техники системой ЭРА-ГЛОНАСС - одна из самых актуальных тем этого года. И MAN имеет положительный опыт в этом вопросе. Во-первых, в начале 2016 года нами был сертифицирован новый автобус MAN Lion‘s Intercity c ЭРА-ГЛОНАСС. Так, мы не просто прошли все необходимые процедуры при сертификации совершенно нового продукта, но и смогли сертифицировать его с установкой ЭРА-ГЛОНАСС. Для нас это была настоящая победа, потому что мы были первыми, кто проходил сертификацию автобуса большого класса в рамках новой процедуры.

Процедура сертификации занимает много времени. По сути, есть не так много возможностей, где такие тесты можно проводить. Большая очередь, ожидание может сильно затянуться. Хочу сказать, что нам было очень комфортно работать с Дмитровским автополигоном. Со стороны организации, отстаивающей интересы государства, не было никаких бюрократических проволочек. Это пример, когда интересы государства не мешают бизнесу, а наоборот, помогают ему. Эксперты указывают на технические моменты, которые нужно пересмотреть и доработать.

Теперь у нас колоссальный опыт по сертификации, и все последующие модели, включая новый туристический автобус MAN Lion‘s Coach, продажи которого начнутся в сентябре, будут выпускаться с системой ЭРА-ГЛОНАСС. Попутно мы сертифицируем наш модельный ряд VIP-автобусов Neoplan Cityliner. Поэтому до конца текущего года вся автобусная техника, ввозимая в Россию, будет оборудована и сертифицирована с ЭРА-ГЛОНАСС.

При покупке машины в текущем году будущему автовладельцу придется столкнуться с недавним нововведением, которое волнует многих водителей: что такое ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиле и как она работает? Тем более что новые «легковушки » уже оборудованы такой системой.

Назначение

ЭРА-ГЛОНАСС представляет собой крупную тревожную кнопку SOS, установленную над ветровым стеклом. Место расположения специально выбрано так, чтобы при возникновении аварии она была доступна для нажатия с любого ракурса.

Данная система экстренного вызова является абсолютно бесплатной, ее обязательная установка предусмотрена законодательством РФ. Подключение к ней прошли далеко не все авто, так как официально она начала применяться с 2015 года. Согласно стратегии правительства, количество подключенных ТС будет увеличиваться с каждым годом. К 2020 году все автомобили должны быть оснащены системой.

ВАЖНО! Главное назначение ЭРА-ГЛОНАСС состоит в немедленном реагировании при возникновении ДТП в случае угрозы здоровью и жизни человека. Что существенно повышает шансы пострадавших людей на выживание. Причины высокой смертности – запоздалое оказание скорой помощи.

При наличии сигнальной кнопки в салоне авто водитель сразу может отправить тревожный вызов. Аналогичная система безопасности e-Call уже успешно функционирует в европейских странах, которые являются членами Евросоюза. С 2018 года автомобили без экстренной копки вызова реализовываться там не будут.

Особенности ЭРА-ГЛОНАСС

Для программы ЭРА-ГЛОНАСС характерна простота, практичность, высокая степень эффективности и надежности. Она довольно не восприимчива к различным отрицательным воздействиям даже в условиях тяжелого ДТП.

Ниже приведены основные особенности:

  1. Встраиваемый в автосалон модуль является своеобразным мобильным телефоном с наличием датчиков и кнопки вызова.
  2. На прием сигнала настроена антенна. Она оснащена специальным усилителем для передачи сигнала высокого качества даже в труднодоступной зоне.
  3. В случае вызова службы спасения СИМ-карта работает бесплатно.
  4. Бесперебойную связь с оператором обеспечивает чувствительный микрофон и встроенный динамик. Так организуется двухсторонняя связь с пострадавшими людьми, которые способны вести диалог.
  5. 3G-модем способен дополнительно отправлять спасателям важные сведения.
  6. Навигатор отслеживает местонахождение автомобиля. Таким образом, диспетчер получает GPS-сигнал с точным указанием места ДТП.

ВАЖНО! ЭРА-ГЛОНАСС не требует технического обслуживания. Она рассчитана на длительный срок бесперебойной работы.

Совсем скоро может случиться так, что проверка исправности системы ЭРА-ГЛОНАСС будет проводиться в процессе стандартного технического осмотра авто.

Принцип работы

В программе ЭРА-ГЛОНАСС учтены многие важные моменты. К примеру, тревожный сигнал случайно нажатой кнопки можно мгновенно отменить. Если пострадавший человек из-за травмы не способен дотянуться до кнопки, экстренный вызов об аварии будет однозначно отправлен.

Рассмотрим принцип действия ЭРА-ГЛОНАСС на практике:

  1. Посредством современного навигационного модуля определяется точное местонахождение автомобиля.
  2. Особые датчики способны мгновенно реагировать как на мощный удар, так и на переворачивание машины. При ДТП программа запускается автоматически даже без намеренной подачи тревожного сигнала.
  3. Допускается ручная отправка сигнала SOS путем нажатия соответствующей тревожной кнопки.
  4. Сотовая связь применяется с целью отправления и расшифровки экстренного вызова, а также сведений о нахождении машины.
  5. При получении сигнала диспетчер пытается дозвониться на встроенный прибор в салоне авто. Предпринимается попытка связаться с водителем.
  6. При подтверждении факта дорожного происшествия, оператор отправляет сигнал с подробными данными службе скорой помощи. Если кнопка была нажата случайно, эта информация также пересылается в экстренную службу для отмены вызова.

У службы спасения есть 20 минут, чтобы добраться до места происшествия (согласно действующим требованиям). Указанный временной отрезок является оптимальным вариантом для оказания медицинской помощи потерпевшим участникам аварии с тяжелыми последствиями. К счастью, медицинские работники помогают травмированным людям намного быстрее, особенно если ДТП произошло в черте города.

Какую информацию считывает система ЭРА-ГЛОНАСС

Многие водители с большим подозрением относятся к данной системе из-за убеждения, что она способна отслеживать любое перемещение автомобиля. В действительности это не так, ведь ЭРА-ГЛОНАСС является простым модулем с ограниченными функциями без наличия трекинга (слежения).

Главное назначение указанного прибора состоит в отправке сигналов с необходимыми сведениями при возникновении ДТП. Умная система считывает и передает следующие важные сведения:

  • точное местонахождение дорожной аварии, ее участников;
  • численность пассажиров в легковой машине (расчет ведется согласно числу пристегнутых ремней безопасности);
  • ключевые данные об автомобиле: номер, модель, цвет.
  • технические сведения об автокатастрофе: последние сведения о скоростном режиме, показатели перегрузок.

Собранная информация крайне необходима для получения максимально достоверных сведений о происшествии с целью предоставления качественной, оперативной медпомощи.

На видео о системе ЭРА-ГЛОНАСС

Некоторые скептики прогнозируют, что массовое внедрение новой системы ЭРА-ГЛОНАССС приведет к увеличению стоимости автомобилей, а многие производители совсем перестанут поставлять на российский рынок редкие модели машин, которые могут не окупиться. Тревога вызвана тем, что перед установкой система должна пройти сертификацию, тест на опрокидывание, боковой и фронтальный краш-тесты. Это приведет к значительным издержкам со стороны производителей. Время покажет. А пока ЭРА-ГЛОНАСС остается одним из самых эффективных способов снижения смертности на российских дорогах.

Обновление информации от 27.02.2017.-

Как-то все это незаметно на общем фоне более «интересных» и «важных» новостей подающихся прессой в России и во всем мире, о них нам каждый день и ежечасно вещают многие СМИ. Для многих автомобилистов и предпринимателей приближается "час Х". Так, согласно нового Технического регламента О безопасности колесных транспортных средств в РФ и приказов МВД России за № 1072, Минпромторга России за № 3557, ФТС России за № 2293 от 11.11.2015 , с 1 января 2017 года в России начнут действовать нормы обязывающие, всех автопроизводителей устанавливать на автомобили систему ЭРА-ГЛОНАСС (устройство вызова экстренных оперативных служб). В итоге получается, что начиная с нового года все автомобили выпускаемые в нашей стране, а вместе с тем и ввозимые на территорию России, должны быть обязательно оснащены подобными устройствами.

Таким образом, начиная с нового 2017 года, если автомобиль не будет оснащен устройством ЭРА-ГЛОНАСС, то Таможенные органы или органы ГИБДД не будут выдавать на автотранспортные средства паспорта транспортного средства (ПТС). Соответственно это будет означать, что при отсутствии ПТС собственники или импортеры не смогут поставить автомобили на регистрационный учет в ГИБДД, а значит не смогут получить номерные знаки на автомобиль.


Это обязательное требование содержится и в приказе Министерства внутренних дел РФ (приказ №496 от 23.07.2005 года, с изменениями от 11.11.2015 года), который утверждает положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (ПТС), которые выдаются на территории Российской Федерации. Также об этом указано в совместных приказах МВД РФ с Минпромторгом РФ и с ФТС РФ от 11 ноября 2015 года, № 1072/3557/2293).

Вот текст пункта 19.1 Положений о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (ПТС), которым необходимо руководствоваться после введения закона в действие на территории России с 1.01.2017 года:

  • 19.1. В случае выдачи паспорта транспортного средства или дубликата паспорта на транспортное средство или шасси, оснащенное устройством вызова экстренных оперативных служб, в раздел "Особые отметки" вносятся сведения об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб.

Самое здесь неправильное и плохое то, что согласно требованиям Нового законодательства с 1 января 2017 года, внесение сведений об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб в разделе "Особые отметки", это требование является обязательным для всех вновь выпускаемых в обращение транспортных средств в соответствии с теми требованиями Технического регламента, где речь идет о безопасности колесных транспортных средств.

Обязательное требование об идентификационном номере устройства ЭРА-ГЛОНАСС, которое должно вноситься в особые отметки ПТС Таможенными органами РФ или органами ГИБДД, ставит фактически все автомобили произведенные на территории страны а также ввезенные на территорию РФ, но в настоящее время не имеющих данного устройства вызова экстренных служб (ЭРА-ГЛОНАСС), как бы вне закона, так как на такие транспортные средства с нового 2017 года их собственники не смогут получить ПТС.


На первый взгляд это нововведение затрагивает только новые автотранспортные средства, производимые в России или ввозимые из-за границы через таможенные органы РФ. Но на самом деле такое требование установки на автомобиль системы ЭРА-ГЛОНАСС касается не только новых автомобилей, но и всех подержанных машин, которые после 1 января 2017 года будут ввозиться в РФ и проходить процедуру таможенного оформления.

Можно ли самостоятельно оборудовать автомобиль системой ЭРА-ГЛОНАСС, чтобы получить ПТС?


Теоретически это может сделать любой владелец собственник автомобиля. Но на практике, т.е. на деле, это будет экономически не выгодно. Рассудите сами. Средняя стоимость устройств вызова экстренных оперативных служб доступных в продаже для частных лиц составляет около 20 тыс. рублей. Но установить сам блок будет недостаточно, что б ввезти свою машину в Россию и получить ПТС.

Напомним своим читателям. Несколько лет назад, для растоможивания транспортного средства и для получения ПТС необходимо было получить свидетельство о безопасности конструкции данного транспортного средства (СБКТС).

Такое свидетельство является подтверждением, что ввозимый на территорию РФ автомобиль исправен, у него нет никаких нарушений и он допускается для эксплуатации в дорожном движении как на территории РФ, так и Таможенного Союза.

К нашему глубокому сожалению, начиная с Нового 2017 года получить подобное свидетельство о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС) на автомобиль, на котором не стоит устройство вызова экстренных служб (ЭРА ГЛОНАСС), будет просто невозможно. Соответственно от сюда и делаем вывод, что без получения свидетельства о безопасности ТС выдача ПТС не предусматривается.

Как же тогда получить свидетельство СБКТС, если самостоятельно оборудовать автомобиль устройством ЭРА-ГЛОНАСС?

Для того, чтобы получить СБКТС на транспортное средство, владелец которого самостоятельно установил на него ЭРА-ГЛОНАСС необходимо, как минимум, провести два краш-теста в специализированной организации. Примечательно здесь то, что в этих краш-тестах данные специалисты должны разбить в дребезги как минимум два автомобиля, и все это для того, чтобы конкретно выяснить работоспособность, установленного вами блока устройства вызова экстренных оперативных служб при ДТП.

После подобных испытаний (заметим, успешных испытаний) вам выдадут сертификат, на основании которого в ПТС и поставят отметку об идентификационном номере устройства вызова экстренных оперативных служб. Но это все в теории. На самой же практике на подобное испытание вам понадобятся как минимум 30 млн. рублей. Таким образом можно сделать вывод, что подобные суммы могут позволить себе тратить только крупные импортеры иномарок в Россию.

Какие сведения о системе ЭРА-ГЛОНАС вносятся в ПТС в раздел "Особые отметки"?


В соответствии с законодательством, с 1 января 2017 года при выдаче ПТС на автомобили запускаемые в оборот на территории РФ, в графе особые отметки проставляется номер устройства вызова экстренных служб (ЭРА-ГЛОНАСС).

В заключение уважаемые читатели хотелось бы отметить следующее. После введения обязательного требования наличия во всех вновь ввозимых или произведенных автомобилях с системой ЭРА-ГЛОНАСС, в страну в значительной мере сократится и так уже упавший за последние годы импорт ввозимых из-за границы иномарок. Вполне возможно, что из-за не продуманной до конца идеи наш авторынок снова потеряет многие модели автомобилей.

Мы не хотим скрывать, что несколько известных зарубежных автомобильных брендов уже заявили о том, что с 2017 года они выводят с рынка некоторые модели автомобилей, так как со своей стороны считают нецелесообразным и экономически невыгодным устанавливать на свои марки машин данную систему ЭРА-ГЛОНАСС.

Естественно их понять можно, ведь затраты на одну только сертификацию устанавливаемых на автомобили таких устройств вызова экстренных оперативных служб, могут быть не сопоставимы с их небольшой прибылью получаемой при продаже редких или не пользующихся большим спросом моделей машин в России.


Многие мировые автомобильные компании вообще отказались связываться с этой системой ЭРА-ГЛОНАСС, они фактически полностью прекратили импорт многих моделей машин продаваемых в России.

К большому сожалению ничего хорошего в этом нет и не будет, ведь за последние 3 года он стал очень суженным и не интересным для многих мировых автомобильных компаний. Да, мы все прекрасно понимаем, чем меньше будет конкуренции на авторынке, тем лучше станет тому же АвтоВазу.

Признаемся себе честно, что без конкуренции на автомобильном рынке ни одна компания в мире не добилась бы нужного для себя успеха. Поэтому считаем, что в интересах наших властей желательно бы сделать все наоборот, взять и поддержать всех автопроизводителей в нашей стране и отложить на сколько это возможно все те обязательные требования связанные с установкой на автомобили системы ЭРА-ГЛОНАСС, которые они недавно приняли. Ведь это напрямую повлияет на все ценообразование отпускных заводских цен на автомобили, которые не только ввозятся из-за рубежа, но и производятся на территории Российской Федерации.

В СМИ и социальных сетях вновь появилась информации о том, что с 1 января 2018 года даже старые автомобили заставят оборудовать системой "ЭРА-ГЛОНАСС" за счет владельцев, а стоимость установки составит 24 тысячи рублей. Нужно ли устанавливать "ЭРА-ГЛОНАСС" в старый автомобиль с 01.01.2018 года?

"С 1 января будущего года все транспортные средства в России должны быть оснащены системой "ЭРА-ГЛОНАСС". Минус нововведения очевиден: траты на приобретение и установку соответствующей системы. Стоит напомнить, что оглашённое изменение должно было вступить в силу ещё в начале нынешнего года, но тогда правительство решило отодвинуть граничный срок его выполнения ровно на 12 месяцев" .

Такая информация ранее была опубликована во многих СМИ и социальных сетях. Вчера вновь появились тревожные сообщения, что автомобилистов с 1 января заставят раскошелиться на 24 тысячи рублей, которые пойдут на обязательную установку системы "ЭРА-ГЛОНАСС".

На самом деле, эта информация не соответствует действительности. Все новые модели автомобилей в России должны с завода оснащаться системой "ЭРА-ГЛОНАСС", причем еще с 1 января 2017 года. Никаких поправок, обязывающих оснащать все автомобили, в том числе и старые, модулями "ЭРА-ГЛОНАСС", не принято. Неправильно указана в сообщениях даже стоимость системы - модуль "ЭРА-ГЛОНАСС" сейчас стоит 22 361 рубль, с учетом НДС.

Владелец автомобиля должен самостоятельно устанавливать систему в одном случае - если он ввозит иномарку без "ЭРА-ГЛОНАСС" на территорию России через таможню. На остальных водителей обязательная установка "ЭРА-ГЛОНАСС" не распространяется. При желании, ее можно установить за деньги, в добровольном порядке

Что касается изменений "ЭРА-ГЛОНАСС" с 1 января 2018 года, то они есть, но совсем другого характера. Речь идет об автоматической передаче данных о ДТП страховщикам. С 1 января 2018 года данные о ДТП будут передаваться из государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в автоматизированную информационную систему ОСАГО. Но эта услуга будет добровольной и платной - необходимо заключать доп. договор с АО "ГЛОНАСС".