Пожарные автомобили связи и освещения. Классификация пожарных автомобилей

Оценили: 2 человек

Специальные пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре.

Пожарный рукавный автомобиль АР –2 (131)-133

Рукавный автомобиль служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов диаметром 150, 110 или 77 мм, общей длиной соответственно 1,34; 1,76 или 2,04 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара.

Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены через лафетный ствол.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Базовое шасси – ЗИЛ – 131
Максимальная мощность двигателя – кВт-110
Максимальная скорость км/ч – 80
Общее количество вывозимых рукавов (м)
Диаметром – 150 мм – 1.340
- 110 мм – 1.760
- 77 мм – 2.040
Скорость выкладки рукавов в линию км/ч – 9
Пропускная способность ствола ПЛС-60 КС л/с – 60
Производительность по пене кратностью 10 м3/мин – 40
Габаритные размеры мм – 7275х2536х3030
Масса с полной нагрузкой кг – 10 425

Автомобиль применяют совместно с передвижными насосными станциями, насосно-рукавными автомобилями или автоцистернами.

Возможность комплектования автомобиля рукавами трех диаметров, наличия устройств для механизированной намотки рукавов в скатки и их погрузки в кузов, который может быть быстро освобожден от направляющих стоек, а так же стационарно установленного лафетного ствола облегчают высокие тактические возможности автомобиля.

Рукавный автомобиль смонтирован на шасси трехосного автомобиля ЗИЛ-131 высокой проходимости.

Впереди автомобиля установлена лебедка для вытаскивания его на труднопроходимых участках пути, а также оказания помощи застрявшим в пути машинам.
Для привода лебедки имеется механическая реверсионная односкоростная коробка отбора мощности, допускающая отбор мощности до 22 кВт (30 л.с.).
Привод лебедки осуществляется двумя карданными валами с промежуточной опорой.
За кабиной водителя установлен цельнометаллический кузов каркасной конструкции.

В задней и передней части кузова имеются ящики с закрывающимися дверьми. Двери задних ящиков в открытом положении образуют площадку для входа в кузов, а также для укладки рукавов.

Под полом имеются вентиляционные каналы для естественной вентиляции объема кузова. К одному из окон можно присоединить рукава для подачи воздуха от стационарного вентилятора.

Внутреннее пространство кузова разделено на ряд секций быстросъемными стойками с капроновыми роликами, расстояние между стойками устанавливают в зависимости от диаметра укладываемых рукавов. Количество стоек определяется из расчета укладки рукавов наименьшего диаметра.
Крышка кузова сверху оборудована деревянными трапами и откидными поручнями, которые в поднятом состоянии образуют огражденную площадку, где могут перевозиться использованные рукава в скатках или навалом.

В передней части крыши установлен лафетный ствол, управление которым осуществляется из кузова через люк крыши

Задняя стенка кузова оборудована двумя железными дверьми, которые при прокладке рукавных линий в открытом положении закрепляются специальными фиксаторами на боковых стенках кузова.

В систему выхлопа двигателя автомобиля вмонтирована газовая сирена, рычаг включения которой расположен в кабине водителя.

Дополнительно к электрооборудованию базового шасси, которое полностью сохранено, на рукавном автомобиле установлено:
-фара прожектор;
-сигнальная фара;
-задняя фара для освещения места прокладки линий, три плафона для освещения кузова.

В дверных проемах задней панели установлены конечные включатели сигнала открытия дверей. На кузове машины установлены передние и задние фонари.

ПА СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ.

Автомобиль связи и освещения АСО-12(66)-90А предназначен для освещения места работы пожарных подразделений на пожаре, обеcпечения связи штаба пожаротушения с центральным пунктом пожарной связи (ЦППС) и служит для доставки боевого расчета и комплекта инструмента к месту пожара.

По прибытию на место пожара является электростанцией, обеспечивающей электроэнергией агрегаты освещения, связи и электроинструмент, а также местом дислокации штаба тушения пожара.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Максимальная мощность двигателя кВт – 84,6
Число мест для боевого расчета – 5

Средства связи и освещения:
Мощность генератора – 12 кВт
Генератор – ЕСС-5-62-42-М-101
Громкоговорящая установка – ГУ-20М
Радиостанция стационарная – 57РЗ и 57Р1
Радиостанция переносная – 63Р1
Прожектор – ПКН-1500
Телефонный аппарат – ТА-68
Электродымосос – ДПЭ-7
Габаритные размеры мм – 5655х2322х2880
Масса с полной нагрузкой кг – 5770

Автомобиль предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от –35 до +35?С.

Автомобиль связи и освещения смонтирован на шасси ГАЗ-66-01. За кабиной водителя установлена трехместная кабина боевого расчета и кузов, в котором размещено спецоборудование.

Кабина боевого расчета сварная, выполненная на чугунных профилях, обшитых тонким металлическим листом. Внутри кабина облицована картоном.

По всей ширине кабины боевого расчета размещается стол, на котором устанавливается оборудование связи и трехместное сиденье, в подставке которого размещено спецоборудование и отопитель 015. Для подачи звукового сигнала тревоги установлена газовая сирена, которая работает от выхлопных газов автомобиля.

За кабиной боевого расчета установлен кузов автомобиля для размещения в нем специального оборудования и инструмента. Запуск электросиловой установки производится из кабины водителя, в которой расположен реостат установки генератора, кнопки возбуждения, необходимые приборы.

В проеме правой боковой двери кузова установлен силовой щит. На нем размещены:
-вольтметр;
-частотометр;

При помощи которых осуществляется контроль за работой генератора, а также амперметры для контроля тока в цепи. Для подключения силового и осветительного оборудования частотой 50 и 220 Гц установлены розетки.

Генератор установлен на качающейся раме. Натяжение ремней осуществляется за счет изменения угла наклона рамы при помощи болтов и гаек. Клиноременная передача защищена от попадания грязи и влаги металлическим кожухом.

Дополнительное управление состоит из щитка управления и гибкого троса в ветке оболочки. На щитке управления имеется ручка управления газом, а также расположены указатели критических значений температуры воды в радиаторе и давления масла в двигателе.

На АСО установлены радиостанции “ПАЛЬМА” 57Р1 и 57Р3, которые предназначены для осуществления двухсторонней связи с ЦППС, а также с подразделениями на пожаре.

Радиостанция 57Р1 состоит из пульта управления, закрепленного на столе в кабине боевого расчета, блока питания и приемопередатчика, смонтированных на раме.

Радиостанция 57Р3 отличается от радиостанции 57Р1 наличием двух пультов управления, один из которых установлен в кабине водителя.

Для осуществления кратковременной громкой направленной передачи на расстоянии 200-300 метров имеется громкоговорящая установка ГУ-20М.

Автомобиль также двумя выносными микрофонами и катушками с кабелем для микрофонов, что позволяет вести передачу на расстоянии до 50 м от автомобиля.

К громкоговорящей установке могут быть подключены два выносных громкоговорителя ГР-1 на расстоянии до 2000 м от автомобиля.

Телефонные аппараты марки ТА-68, установленные на столе в кабине боевого расчета, могут быть включены в городскую телефонную сеть, для чего имеются две катушки с телефонным кабелем длиной 200 м. Подключение выносных громкоговорителей и микрофонов, а также подключение телефонных аппаратов в городскую телефонную сеть осуществляется на линейном щите связи.

На крыше кузова АСО установлено антенное устройство, предназначенное для подъема антенны радиостанции.

Для освещения места работы пожарных подразделений автомобиль комплектуется четырьмя выносными и одним стационарным прожектором марки ПКН-1500.

Кроме оборудования связи и освещения автомобиля комплектуется специальным электроинструментом (электродымосос, молоток электрический, пила дисковая).

Для подключения электроинструментов и выносных прожекторов автомобиль комплектуется двенадцатью катушками и силовым кабелем и двумя разветвительными коробками.

В дополнении к имеющемуся на шасси ГАЗ-66 основному электрооборудованию на АСО установлено следующее электрооборудование:
-проблесковые маяки;
-плафоны для освещения кабины и отсеков боевого расчета;
-патроны с лампами накаливания на линейном щите для его освещения;
-розетка в левом дверном проеме кузова для подключения переносной лампы;

На мачте антенны установлена лампа для обозначения места работы штаба на пожаре. Питание всех потребителей осуществляется постоянным током напряжением 12 В.

При работе на АСО должны соблюдаться следующие меры безопасности:
1)К работе на автомобиле допускаются только лица, имеющие допуск к работе с электросиловыми установками, прошедшие инструктаж по ТБ, изучившие техническое описание и правила “ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ УСТАНОВКАХ”;
2)Эксплуатация электроинструментов и переносных прожекторов должна производиться в соответствии с “ПРАВИЛАМИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ”, утвержденными Госэнергонадзором;
3)Резиновые диэлектрические средства (боты, перчатки, коврики) специальный монтерский инструмент с изолированными рукоятками должны проходить периодическое испытание в сроки, предусмотренные в “ОСНОВАХ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ УСТАНОВКАХ”;
4)До пуска генераторной установки необходимо произвести заземление корпуса автомобиля и проверить работу защитноотключающихся устройств путем создания утечки тока на корпус (нажав кнопку “контроль” на каждом защитно-отключающем устройстве).

Во время работы электросиловой установки ее включение, отключение и регулировка должна выполняться с применением защитных средств (диэлектрические перчатки, боты, коврики).

АВТОМОБИЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ АТСО-20/375-МП-114

Автомобиль технической службы, связи и освещения АТСО-20/375-МП-114, созданный на шасси «Урал-375», служит для проведения аварийно-спасательных работ на месте пожара. Он оборудован гидравлическим краном грузоподъемностью 3 т, электрогенератором мощностью 20 кВт, лебедкой с тяговым усилием 7 тс, мачтой для подъема антенны дальней связи на высоту 10 м, выносными и стационарными прожекторами, дымососом и другим оборудованием.

С помощью этого автомобиля удаляют дым и подают свежий воздух в помещения, вскрывают перекрытия и стены, разбирают завалы, оказывают помощь потерпевшим аварию автомобилям, освещают место пожара или аварийных работ, осуществляют радиосвязь со штабом пожаротушения и т.п.

К автомобилю можно подключать и внешние потребители электроэнергии напряжением 230/400 В и частотой 50 и 400 Гц, а также телефонную сеть.

Боевой расчет на автомобиле – 1+6.

АВТОМОБИЛЬ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ

Автомобиль газодымозащитной службы предназначен для доставки к месту пожара личного состава отделения ГДЗС (в составе девяти человек), газодымозащитного вооружения, средств дымоудаления, связи и освещения, электромеханизированного и другого инструмента.

Применяемое на пожаре специальное пожарное оборудование и вооружение автомобиля ГДЗС находятся в специфических условиях: быстрое приведение в действие и постоянное маневрирование, работа в условиях повышенной влажности и температуры, возможность воздействия водяных струй и механических повреждений. Все это создает повышенную опасность поражения электрическим током лиц боевого расчета. Поэтому на рассматриваемом автомобиле создана принципиально новая электросиловая схема с электронной защитой (вместо применявшегося ранее заземления), обеспечивающая мгновенное (0,05 с) отключение силового питания в случае пробоя изоляции электроинструмента или понижения сопротивления ее.

Для его изготовления используется пожарный автонасос АН-30(130) модели 64 или 64А, а в последнее время – модели 127. Пожарный насос и буксирный крюк демонтируются. В кабине боевого расчета устанавливается генератор переменного тока ЕСС 62-4М мощностью 12 кВт, напряжением 230 В с частотой тока 50 Гц.

Привод его осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности КОМ-68Б и один карданный вал автомобиля ГАЗ-51.

В различных местах кабины и кузова размещены остальные элементы электросиловой установки
регулятор напряжения генератора; блок подключения фидера;
блок защиты и автоматики;
блок раздачи;
блок управления и сигнализации;
преобразователь частоты.

На крыше кабины стационарно установлена антенна, прожектор ПКМ-1500 (мощность 1,5 кВт, напряжение 220 В). Направление луча его изменяется из кабины с помощью поворотного устройства. Сиденья на шесть человек боевого расчета расположены вдоль оси автомобиля. Бензобак перенесен в центральный отсек кузова.

На автомобиле вывозятся:
Газодымозащитное вооружение: кислородно-изолирующие противогазы, регенеративные патроны, кислородные баллончики, два дымососа ПД-14 (производительностью 14000 м^3/ч) с приводом от двигателя «Дружба-4» и комплекты рукавов к ним;
Электроаппаратура и инструмент: два выносных прожектора ПКМ-1500, электробетонолом, электродолбежник, цепные электропилы, катушки с кабелем, фонари групповые, коробки разветвительные;
Сигнальные переговорные устройства и катушки с кабелем (по 300 м каждая) к ним;
Комплект механизированного инструмента УКМ-4;
Шанцевый инструмент;
Лестница-палка
Бензомоторная пила «Дружба»;
Электрозащитные средства: диэлектрические перчатки, боты, коврики и т.д.;
Ранцевый автогенорезательный аппарат и т.д.

ПОЖАРНЫЙ ШТАБНОЙ АВТОМОБИЛЬ

Пожарный штабной автомобиль АШ-5 (452)-79Б

Штабной автомобиль предназначен для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения и служит для доставки к месту пожара личного состава штаба и комплекта специального оборудования.

Техническая характеристика АШ-5 (452)-79Б
Базовое шасси УАЗ-
Максимальная мощность двигателя, кВт 51,5
Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч 95

Средства связи:
громкоговорящая установка СГУ-60
радиостанция стационарная 57Р1
радиостанция переносная 63Р1
Габаритные размеры, мм 4360 х 1940 х 2950
Масса с полной нагрузкой, кг 2740

Штабной автомобиль смонтирован на шасси двухосного автомобиля-фургона УАЗ-452 повышенной проходимости с передними и задними ведущими мостами.

Грузоподъемность шасси 800 кг.

Кузов автомобиля цельнометаллический, закрытый, вагонного типа с панорамным неоткрывающимся ветровым стеклом. Он разделен низкой перегородкой на два отсека: кабину водителя и рабочий отсек, который имеет боковую одностворчатую и заднюю двухстворчатую двери. Двери оборудованы замками, которые могут быть установлены изнутри на предохранители.

Для отопления кузова и обдува ветрового стекла имеется отопитель, радиатор которого включен в систему охлаждения двигателя параллельно основному радиатору.

Вентиляция кузова осуществляется вентиляционными устройствами кабины водителя и дополнительно установленным в кузове вентилятором.

Пол кузова утеплен фанерой, покрытой линолеумом. Стены и потолок облицованы водонепроницаемым картоном.

По всей ширине автомобиля вдоль перегородки в кузове установлен специальный стол тумбового типа с ящиками, который прикреплен к перегородке и полу кузова. Перед столом к полу кузова крепятся два мягких сиденья.

На автомобиле установлена радиостанция 57Р1, которая обеспечивает надежную связь с другой радиостанцией такого же типа на расстоянии до 20 км, переносные радиостанции 63Р1 с радиусом радиосвязи около 3 км, телефонный аппарат ТА-68 АТС, подключаемый к городской телефонной сети, и громкоговорящая установка для кратковременной громкой направленной передачи на расстояние 200-300 м. Кроме этого на штабном автомобиле вывозят электромегафоны ЭМ-2, электрические фонари, огнетушитель ОУ-2, выпрямитель ВСА-10А, магнитофон, изолирующие противогазы, диапроектор, боевую одежду и снаряжение.

Дополнительно к электрооборудованию базового шасси автомобиля, которое полностью сохраняется, установлены проблесковый маяк с синим стеклом на крыше автомобиля, плафоны для освещения кузова, электрическая сирена С60, электрические часы, включатели, штепсельные разъемы и флагшток с арматурой для освещения флага. На переднем бампере установлены противотуманные фары.

ПОЖАРНЫЕ АВТОЛЕСТНИЦЫ

Пожарная автолестница (АЛ) предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, эвакуации людей и ценностей из верхних этажей горящих зданий и сооружений и служит для тушения пожаров водой или воздушно-механической пеной с помощью лафетного ствола и пеногенераторов, установленных на вершине комплекта колен, для перемещения тяжестей краном при сложенных коленьях. Автолестница предназначена для эксплуатации в различных климатических зонах с температурой от –35 до +35?С. При соблюдении специальных правил автолестница может эксплуатироваться в районах с более низкими температурами.

Пожарные автолестницы классифицируются главным образом по длине и типу привода.

По длине они бывают:
МАЛОЙ – до 20 метров АЛ-18(52А)-Л2,
СРЕДНЕЙ – до 30 метров АЛ-30(131)-Л21, АЛ-30(131)-Л22,
БОЛЬШОЙ ДЛИНЫ – АЛ-45(257)-ПМ-109.

По типу приводов механизмов пожарные автолестницы бывают с механической, гидравлической, электрической и комбинированной трансмиссиями. В настоящее время выпускают АЛ в основном с гидравлической трансмиссией как наиболее простой, надежной и удобной в эксплуатации.

Пожарная автолестница АЛ-45(257) модели ПМ-109

Пожарная автолестница АЛ-45(257) ПМ-109 монтируется на шасси автомобиля КРАЗ-257.

Основными узлами АЛ-45(257)ПМ-109 являются:
-шасси;
-платформа;
-комплект колен;
-опорное устройство;
-поворотное основание;
-силовая группа;
-группа лифт;
-электрооборудование.

Устройство и работа основных механизмов и агрегатов автолестницы во многом аналогичны АЛ-30(131).

В комплект входит шесть коленьев при выдвигании скорость первого (верхнего) в пять раз больше скорости пятого колена.

Шаг выдвигания вершины лестницы 1,5 метра, что соответствует перемещению каждого замыкателя на одну ступень.

На замыкателях установлены контактные устройства, сигнализирующие момент посадки на ступень. Все подвижные коленья на нижних концах верхних поясов имеют электролампочки, помещенные в специальные защитные корпуса-плафоны.

Включение и выключение этих световых указателей сблокировано с работой замыкателей. При посадке коленьев на замыкатели электролампочки загораются.

Замыкатели, которые не сработали, не замкнут электросеть и лампочки этих замыкателей не загорятся.

Гидравлическая система пожарной автолестницы АЛ-45(257) состоит из двух частей: гидросистемы опорного основания и гидросистемы приводов лестницы и лифта.

Гидросистема опорного основания распложена на шасси автомобиля под платформой. Она обеспечивает включение опор, блокировку рессор, выравнивание бокового наклона шасси и продольного наклона плиты.

Гидросистема приводов лестницы обеспечивает подъем и опускание лестницы, выдвигание, сдвигание, поворот в обе стороны, подъем, опускание лифта и регулировку натяжения ловительных тросов лифта. Управление всеми перечисленными движениями осуществляется с пульта при помощи трех кранов управления и одного крана переключения.

Движение коленьев автолестницы осуществляется при помощи гидромеханизмов, размещенных в поворотном основании и подъемной раме.

Два цилиндра подъема установлены в поворотном основании. Привод выдвигания расположен на подъемной раме и состоит из двух гидроцилиндров плунжерного типа, которые при работе раздвигают оси блоков шестикратного полистпаста, выдвигая этим пятое колено.

предохранения лестницы от поломок при достижении опасного вылета комплекта коленьев, предельного подъема лифта и при перегрузке в схеме электрооборудования пожарной АЛ предусмотрены элементы предохранительной автоматики.

Коленчатые автоподъемники

Коленчатые автоподъемники, как и пожарные автолестницы, служат для выполнения работ на пожаре, связанных с пребыванием людей на высоте.

Они могут использоваться для подъема грузов и освещения места пожара прожекторами.

Главные механизмы и агрегаты пожарного автоподъемника:
-базовое шасси;
-опорная база;
-подъемно-поворотная база;
-звенья подъемника;
-механизм подъема и поворота;
-органы управления.

На коленчатых подъемниках управлять движениями можно из люльки или при помощи выносного дистанционного пульта. В верхней части пожарного автоподъемника устанавливается пожарный ствол ПЛС-20 или гребенка для подачи одновременно четырех стволов ГВП-600. Люлька подъемника имеет защиту от тепловой реакции.

Механизмы автоподъемника, как и автолестницы, имеют автоматические предохранительные устройства, выключающие механизмы при достижении КП предельно допустимых значений угла подъема и опускания, упора в здание.

Пожарные автоподъемники имеют по сравнению с пожарными автолестницами большую маневренность. В настоящее время в эксплуатации находятся отечественные коленчатые автоподъемники высотой 17 и 30 метров. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКП-30(375)
Базовое шасси – УРАЛ-375
Высота, м – 30
Вылет, м – 27,2
Угол подъема – 90
Грузоподъемность люльки, кВт – 320
Мощность двигателя, кВт – 132,5
Масса подъемника, кг – 14.840
Габаритные размеры, мм – 12.000 х 2.500 х 3.800
Скорость движения автомобиля км/ч – 75

АВТОМОБИЛИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ И ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Вспомогательные автомобили.

К ним относятся:
автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, агитационные автомобили, автобусы, легковые и грузовые автомобили, тракторы и другие автомобили, которые вводятся на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ при пожаре

Автотопливозаправщики предназначены для доставки пожарным частям горюче-смазочных материалов, а также для заправки топливом и маслом пожарных машин при работе их на пожарах или ликвидации последствий аварий. К автотопливозаправщикам относятся передвижные автозаправочные станции (ПАЗС), механизированные заправочные агрегаты (МЗА), бензовозы и топливозаправщики.

Топливоцистерны АЦ-4,2-53А и АЦ-4,2-130 оборудуются соответственно на шасси ГАЗ-53А и ЗИЛ-130.

Автомобили оборудованы высокопроизводительными самовсасывающими вихревыми насосами СВН-80. Производительность насоса составляет 500 л/мин, привод осуществляется через коробку отбора мощности от двигателя автомобиля. Автомобиль имеет цистерну вместимостью 4200 л, которая изготовлена из листовой стали, имеет овальную форму (для предохранения от коррозии внутренняя поверхность и находящиеся внутри детали металлизированы цинком)

Цистерна оборудована воздухоотводящим устройством, заливной горловиной, указателем уровня жидкости, дыхательным клапаном, заземляющим средством.

Воздухоотводящее устройство исключает возможность образования воздушных мешков в углах цистерны при ее заполнении.

Дыхательный клапан служит для выравнивания давления внутри цистерны с атмосферным при сливе топлива, а также для уменьшения их потерь от испарения.

Цистерну можно заполнить от посторонней емкости, расположенной на поверхности земли или на глубине до 4,5 м.

В сельской местности топливоцистерны приспосабливают в отдельных случаях для тушения пожаров. Для этого автомобиль укомплектовывают специальной переходной гайкой, устанавливаемой на напорном трубопроводе насоса, напорными пожарными рукавами и пожарным стволом. При эксплуатации топливоцистерны на пожарах необходимо следить за тем, чтобы перед наполнением водой в цистерне, трубопроводе и насосе не оставались нефтепродукты. Кроме того, самовсасывающий насос не рассчитан на продолжительную работу, поэтому при работе на пожарах необходимо следить за насосом, коробкой отбора мощности и за карданной передачей.

По назначению ремонтные мастерские разделяют на мастерские общего назначения и специальные.

Передвижные ремонтные мастерские общего назначения осуществляют текущий ремонт на пожаре и проведение техосмотров, замену деталей и агрегатов при поломках и авариях, а также обеспечивают проведение техобслуживания пожарных машин.

Специальные мастерские предназначены для обслуживания и ремонта пожарного оборудования и специальной техники (изолирующих аппаратов, пожарных рукавов, средств связи и др.). Примером передвижной ремонтной мастерской может служить автомобиль ВАРЭМ-3. Он монтируется на шасси автомобиля повышенной проходимости.

В специальном унифицированном металлическом кузове размещается оборудование, приспособления, принадлежности и инструмент.

Оборудование ВАРЭМ-3:
-механический домкрат
-токарный станок
-передвижная компрессорная установка
-верстак с тисками
-винтовой пресс
-газосварочный аппарат
-огнетушитель
-кислородные баллоны
-кузнечный походный горн
-установка для дистилляции воды
-маслораздаточный бак
-заточной станок
-выпрямитель
-прибор для проверки жиклеров
-электрогайковерт, электродрель и др. инструменты

Это оборудование и инструмент обеспечивают механическую обработку деталей, слесарно-медницкие, столярно-плотницкие, контрольно-регулировочные работы, а также электрогазосварку, мойку и диагностику отдельных узлов и агрегатов.

Примером специальной ремонтной мастерской может служить передвижная мастерская по ремонту дыхательных аппаратов.

Мастерская смонтирована на шасси автомобиля повышенной проходимости, ее кузов оборудуется по типу ВАРЭМ-3.

В качестве источника электроэнергии на автомобиле устанавливается генератор по типу АСО-5 с заземлением. Для обогрева кузова в холодное время года имеется отопитель, пуск которого осуществляется с панели щита управления, установленного в кузове.

При помощи оборудования и инструмента, размещенного на ПМДА, можно производить следующие виды работ:
проверки КИПов;
зарядку патронов РП-8 химическим поглотителем;
зарядку малолитражных баллончиков кислородом;
мойку и дезинфекцию, а также сушку узлов дыхательных аппаратов;
мелкую механическую обработку деталей.

Грузовы автомобили используются для доставки людей и пожарного оборудования на крупные пожары, запасных частей к пожарным автомобилям, перевозки строительных материалов и т.п.

Легковые и полугрузовые автомобили служат для укомплектования управлений (отделов), отрядов, частей и районных отделений и инспекций пожарной охраны с целью повышения оперативности подразделений.

Легковые автомобили используются в отдельных гарнизонах как оперативно-штабные. Для этого в кузове автомобиля располагают радиостанцию, пожарное оборудование (переносной стол, противогазы, фонари).

Автобусы применяются для доставки на пожар и с пожара личного состава, пожарного оборудования. При необходимости они переоборудуются под автомобиль агитации и пропаганды в частях и отрядах технической службы.

Автомобили (тракторы), приспосабливаемые для тушения пожаров.

Анализ происходящих в стране пожаров показывает, что на долю сельской местности приходится около 70% пожаров и более половины наносимого ими ущерба.

Опыт тушения пожаров в сельской местности показал целесообразность приспособления грузовых автомобилей для целей пожаротушения.

На автомобиль устанавливается цистерна вместимостью 2200 л, навесной шестеренчатый насос НШН-600М. Автомобиль оборудуется разветвлением РТ-70, тремя стволами «Б», шестью рукавами диаметром 51 мм и двумя всасывающими рукавами.

По бокам цистерны монтируются ящики для пожарных рукавов, стволов, боевой одежды.

Применяются также другие автомобили и агрегаты, оборудование которых небольшими съемными приспособлениями позволяет успешно использовать их при тушении пожаров. Примером может служить приспособление для целей пожаротушения трактора К-700. На тракторной тележке ПГС-12 устанавливается сварная металлическая цистерна для воды вместимостью 11,5 м3, здесь же размещается пожарная мотопомпа МП-800Б с пожарным оборудованием.

В другом варианте в передней части тележки установлен насос НШН-600М и гидромотор НШ-46У, который при помощи карданного вала приводит во вращение вал насоса. Гидромотор приводится в действием давлением масла, поступающего по шлангам от гидросистемы трактора К-700.

На тележке смонтирована также катушка для напорных рукавов и установлен металлический ящик для пожарного оборудования. Такой прицеп за 2-3 мин. может быть подсоединен к трактору К-700 и доставлен к месту пожара. Для приведения в действие на пожаре затрачивается не более 2 мин, ствол «А» от цистерны работает около 30 мин.

Основные пожарные автомобили разделяются на две специфические подкатегории: пожарные автомобили общего применения и пожарные автомобили целевого применения .

Пожарные автомобили общего применения.

К таким авто относятся автоцистерны, автонасосы, а также машины первой помощи.

Автоцистерны оборудованы специальными резервуарами для жидкости и насосами. Данная спецтехника используется для транспортировки огнетушащих субстанций, различных устройств и оборудования непосредственно к месту пожара. В качестве огнетушащей жидкости может использоваться вода или пена.

Автоцистерны являются наиболее распространённым видом пожарной техники. Существует несколько типов соответствующих пожарных машин:

  • лёгкие, ёмкость которых не превышает 2000 литров. Примером такого ТС является автоцистерна марки АЦ30(53А);
  • средние, ёмкость которых составляет 2-4 метра кубических. Примером подобных ТС являются цистерны марок АЦ30(130), АЦ40(375);
  • тяжёлые, емкость которых превышает 4 метра кубических.

Стоит отметить, что автоцистерны выполняются на базе автомобилей ЗИЛ (объём водяного бака – 3,5м3, объём пенообразователя – 210л производительность насоса – 40 литров в секунду). Также используются автомобили КамАЗ (водяной бак – 5м3, пенообразователь 350л, производительность насоса – 40л/с) и Урал (объём бака для воды – 15м3, пенообразователь – 900л, производительность насоса – 100л/с).

Автонасосы имеют конструкцию, схожую с автоцистернами. Однако оснащаются большим количеством соответствующего оборудования. Также установки оснащаются увеличенными ёмкостями для транспортировки пенообразователя. Применяются такие автомобили совместно с АЦ или самостоятельно. Чаще всего такие ТС исполняются на базе шасси КамАЗ. При этом диаметр рукава, через который подаётся огнетушащая субстанция, может составлять 51 или 77 миллиметров. Общая длина рукавов на авто может составлять 3500-5000 метров. Производительность насоса равна 100 литров в секунду.

Машины первой помощи используются для оперативной доставки расчёта, малогабаритного оборудования и огнетушащей субстанции к месту пожара. С помощью этих транспортных средств выполняется локализация пожара до прибытия более мощной техники. Исполняются автомобили первой помощи на базе шасси ГАЗ. При этом объём водяного бака равен 500 литров, объём пенообразователя – 50л, производительность помпы – 0,8л/с.

Пожарные автомобили целевого применения.

Установки пенного тушения. Данная спецтехника применяется для доставки огнетушащей субстанции, оборудования и вспомогательных приспособлений к месту пожара. От автоцистерн эти машины отличаются наличием двух переносных устройств, обеспечивающих подъём генераторов пены на определённую высоту (до тринадцати метров). Также в состав такой конструкции могут входить такие агрегаты и приспособления:

  • стационарный лафетный ствол (комбинированный);
  • две дозирующие вставки;
  • генераторы пены (шесть штук).

Техника исполняется на базе шасси Урал. Объём ёмкости для перевозки пенообразователя – 180л. Производительность насоса – 2400л/с.

Установки порошкового тушения. Эта спецтехника используется для ликвидации возгораний на различных промышленных объектах (предприятия по переработке нефти, химическая промышленность, атомная энергетика). Подобные транспортные средства были сняты с производства в 1986 году, однако в отдельных пожарных частях используются по сегодняшний день.

Установки газового тушения. Этот вид техники применяется для тушения горящего электрооборудования, которое находится под напряжением. Также соответствующие транспортные средства используются для ликвидации возгораний в архивах, музеях. С помощью этих агрегатов можно тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, разлитые по поверхности или находящиеся в резервуарах.

Исполняется такая спецтехника на базе шасси ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Основным функциональным механизмом авто является установка газового тушения. Также в конструкции ТС присутствуют баллоны с углекислотой. Подача огнетушащего вещества осуществляется через специальный ствол.

Автомобили газо-водяного тушения. Такая техника оборудуется турбореактивным двигателем. Благодаря этому создаётся мощный поток газа, который обладает большим коэффициентом кинетической энергии. Используются такие машины при тушении газонефтяных фонтанов. Авто создаются на базе шасси КамАЗ. Производительность насоса, подающего газо0водяную смесь – 150 литров в секунду.

Установки комбинированного тушения. Такая спецтехника обеспечивает последовательную подачу специальной пены и ОПС непосредственно к очагу пожара. Комплектация соответствующих машин определяется типом базового шасси и установки надстройки.

Транспортное средство может исполняться на шасси КамАЗ. Объём цистерны для воды составляет 6м3. Масса огнетушащего порошка – 1000 килограмм. Производительность насоса – 80л/с.

Аэродромные автомобили. Эта техника используется при спасении экипажей и пассажиров воздушного транспорта, а также при ликвидации пожаров на авиатранспорте и последствий соответствующих аварий. Аэродромные машины разделяются на два вида:

  • стартовые автомобили, локализирующиеся непосредственно возле взлётных полос. Примером такой техники является транспортное средство АА40(131), выполненное на базе шасси ЗИЛ;
  • основные автомобили, располагающиеся в пожарной части. Примером такой машины является авто модели АА60(7310), выполненное на базе МАЗ.

Также аэродромная пожарная спецтехника может исполняться на шасси КамАЗ. Транспортное средство имеет производительность насоса – 40 литров в секунду. Объём цистерны для воды – 5м3. Масса перевозимой углекислоты – 50 килограмм.

Насосные станции. Такая техника применяется для подачи жидкости по магистралям к мобильным стволам или пожарным машинам. Насосные станции выполняются на шасси ЗИЛ, а также на прицепах. Производительность насосов таких установок –110 литров в секунду.

Специальные пожарные автомобили

В эту группу машин входят следующие транспортные средства:

Рукавный автомобиль. Техника используется для транспортировки определённого количества рукавов к месту возгорания либо для прокладки магистралей на ходу. Выполняются ТС на базе шасси ЗИЛ. Количество транспортируемых рукавов зависит от их диаметра.

Скорость выкладки шлангов в одну линию составляет 9 километров в час.

Машины для организации освещения и связи. Техника используется освещения территории возле горящего объекта. Кроме того, агрегаты позволяют устанавливать полноценную связь рабочей бригады с центральным штабом. Примером такой машины служит агрегат АСО12(66)90А. Мощность генератора спецтехники – 12кВт. В комплекте присутствуют радиостанции (переносная стационарная), громкоговоритель, телефон, прожектор. Монтирована установка на шасси ГАЗ.

Пожарные автолестницы. Устройства применяются для подъёма сотрудников пожарной службы на верхние этажи. Классификация этих машин осуществляется с учётом длины самой лестницы и типа приводного мкханизма:

  • лестница малой длины. Пример – авто АЛ18(52А)Л2. Длина – не более 20 метров;
  • лестница средней длины. Пример – авто АЛ30(131)Л21. Длина – до 30 метров;
  • лестница большой длины. Пример – авто АЛ45(257)ПМ109. Длина – 30 метров и более.

Приводы автолестниц бывают на электрической тяге, гидравлические, механические, комбинированные.

Вспомогательные пожарные автомобили

В эту группу пожарных машин входят легковые автомобили, которые используются для перевозки сотрудников штабов и частей. Также сюда включены грузовые транспортные средства, часто используемые для транспортировки разнообразного инвентаря, ценностей и прочих вещей. Помимо этого к вспомогательной спецтехнике относятся бензовозы, передвижные мастерские, мобильные лаборатории, автокраны, экскаваторы и трактора, а также прочие транспортные средства.

Статью прислал: Ellada

Назначение : Для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии), обеспечения связи с центральным пунктом, электропитания различного оборудования и аварийно-спасательного инструмента. Также АСО является штабом пожаротушения.

Пожарная машина АСО изготовлена на шасси а/м КАМАЗ, в изотермическом фургоне из пятислойных сэндвич-панелей СУПЕРТЕРМ® , для эксплуатации при температуре воздуха -40°С… +40°С, оснащен энергосиловой установкой (ЭСУ), специальным оборудованием, пожарно-техническим вооружением (ПТВ) и аварийно-спасательным инструментом и оборудованием (АСИО) .

Может быть установлен на шасси отечественных и импортных автомобилей (КамАЗ, УРАЛ, ГАЗ, МАЗ, MAN, Mercedes, Volvo, IVECO, Ford и др.).

Пожарная машина АСО имеет оформленные документы для постановки на учет в ГИБДД и Сертификат одобрения типа транспортного средства, а так же Разрешение на перевозку бригады до 6-ти человек .

Салон боевого расчета Пожарного автомобиля АСО состоит из двух частей и обеспечивает размещение 6 человек (включая водителя). Передняя часть салона – штатная кабина шасси (кабина водителя), задняя – пассажирский отсек кузова. Единое пространство салона для свободного визуального и речевого контакта водителя, командира расчета и членов боевого расчета обеспечивается через проем в смежных стенках штатной кабины шасси и кузова. Салон оборудован местами для оборудования, которое размещается эргономично, острые углы и кромки, способные нанести травмы боевому расчету, отсутствуют. Крепление оборудования исключает возможность его самопроизвольного перемещения во время движения.

Грузовой отсек Пожарной машины АСО представляет собой отдельное закрываемое помещение, в котором установлены стеллажи для размещения специального оборудования ПТВ и АСИО. Для освещения рабочего пространства имеются дополнительные светильники.

Все оборудование имеет удобные быстросъемные фиксаторы, а его расположение выполнено с учетом требований эргономики. Крепление всего оборудования и инструмента выполнено способом, исключающим его перемещение и создание помех водителю и боевому расчету во время движения, а также во время нештатных аварийных ситуаций.

Пол и задняя дверь грузового отсека изнутри кузова покрыты рифленым алюминием, который препятствует скольжению и не подвержен коррозии.

ЭСУ мощностью 16 кВт с приводом от двигателя шасси а/м предназначена для обеспечения питания выносных прожекторов и электроинструмента.

АСО оборудован магистральной кабельной катушкой с длиной кабеля 100 м и распределительным щитом с герметичным закрывающимся люком, расположенным снаружи автомобиля. Распределительный щит обеспечивает подключение дополнительных электропотребителей через три разъема 220В и один 380В, а также подключения АСО к городским электросетям.

Для обеспечения освещения рабочей зоны АСО оборудован светодиодными фонарями внешнего освещения. Может быть установлена осветительная пневматическая мачта высотой 8м с дистанционным управлением, состоящая из телескопической выдвижной части, спаренных прожекторов и пульта управления. Управление прожекторами осуществляется с пульта управления, установленного в задней стенке кузова.

На крыше Пожарной машины АСО размещены стационарные громкоговорители . Выносные громкоговорители размещаются на стеллажах в грузовом отсеке, предусмотрено их подключение к распределительному щиту на кузове АСО.

На АСО установлен комплект бортового навигационно-связного оборудования , средства вычислительной техники, радиосвязи и проводной телефонной связи, аппаратура звукозаписи и звукоусиления.


За дополнительной информацией обращайтесь к специалистам ООО «МПЗ»

Назначение : Для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии), обеспечения связи с центральным пунктом, электропитания различного оборудования и аварийно-спасательного инструмента. Также АСО является штабом пожаротушения.

Пожарная машина АСО изготовлена на шасси а/м КАМАЗ, в изотермическом фургоне из пятислойных сэндвич-панелей СУПЕРТЕРМ® , для эксплуатации при температуре воздуха -40°С… +40°С, оснащен энергосиловой установкой (ЭСУ), специальным оборудованием, пожарно-техническим вооружением (ПТВ) и аварийно-спасательным инструментом и оборудованием (АСИО) .

Может быть установлен на шасси отечественных и импортных автомобилей (КамАЗ, УРАЛ, ГАЗ, МАЗ, MAN, Mercedes, Volvo, IVECO, Ford и др.).

Пожарная машина АСО имеет оформленные документы для постановки на учет в ГИБДД и Сертификат одобрения типа транспортного средства, а так же Разрешение на перевозку бригады до 6-ти человек .

Салон боевого расчета Пожарного автомобиля АСО состоит из двух частей и обеспечивает размещение 6 человек (включая водителя). Передняя часть салона – штатная кабина шасси (кабина водителя), задняя – пассажирский отсек кузова. Единое пространство салона для свободного визуального и речевого контакта водителя, командира расчета и членов боевого расчета обеспечивается через проем в смежных стенках штатной кабины шасси и кузова. Салон оборудован местами для оборудования, которое размещается эргономично, острые углы и кромки, способные нанести травмы боевому расчету, отсутствуют. Крепление оборудования исключает возможность его самопроизвольного перемещения во время движения.

Грузовой отсек Пожарной машины АСО представляет собой отдельное закрываемое помещение, в котором установлены стеллажи для размещения специального оборудования ПТВ и АСИО. Для освещения рабочего пространства имеются дополнительные светильники.

Все оборудование имеет удобные быстросъемные фиксаторы, а его расположение выполнено с учетом требований эргономики. Крепление всего оборудования и инструмента выполнено способом, исключающим его перемещение и создание помех водителю и боевому расчету во время движения, а также во время нештатных аварийных ситуаций.

Пол и задняя дверь грузового отсека изнутри кузова покрыты рифленым алюминием, который препятствует скольжению и не подвержен коррозии.

ЭСУ мощностью 16 кВт с приводом от двигателя шасси а/м предназначена для обеспечения питания выносных прожекторов и электроинструмента.

АСО оборудован магистральной кабельной катушкой с длиной кабеля 100 м и распределительным щитом с герметичным закрывающимся люком, расположенным снаружи автомобиля. Распределительный щит обеспечивает подключение дополнительных электропотребителей через три разъема 220В и один 380В, а также подключения АСО к городским электросетям.

Для обеспечения освещения рабочей зоны АСО оборудован светодиодными фонарями внешнего освещения. Может быть установлена осветительная пневматическая мачта высотой 8м с дистанционным управлением, состоящая из телескопической выдвижной части, спаренных прожекторов и пульта управления. Управление прожекторами осуществляется с пульта управления, установленного в задней стенке кузова.

На крыше Пожарной машины АСО размещены стационарные громкоговорители . Выносные громкоговорители размещаются на стеллажах в грузовом отсеке, предусмотрено их подключение к распределительному щиту на кузове АСО.

На АСО установлен комплект бортового навигационно-связного оборудования , средства вычислительной техники, радиосвязи и проводной телефонной связи, аппаратура звукозаписи и звукоусиления.


За дополнительной информацией обращайтесь к специалистам ООО «МПЗ»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. АВТОМОБИЛЬ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

НПБ

FIRE MUNICATION AND LIGHTING TRUCK.
GENERAL TECHNICAL REQUIREMENTS.
TEST METHODS

Разработаны Федеральным государственным учреждением “Всероссийский ордена “Знак Почета” научно-исследовательский институт противопожарной обороны” (ФГУ ВНИИПО МВД России) (,) и Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС МВД России) ().

Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной техники и вооружения ГУГПС МВД России.

Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 01.01.01 г. № 51.

Вводятся впервые.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы пожарной безопасности (далее - Нормы) распространяются на вновь разрабатываемые или модернизируемые пожарные автомобили связи и освещения (далее - АСО), создаваемые на различных автомобильных шасси, а также на автобусах.

1.2. Настоящие нормы применяются на всех стадиях разработки, изготовления и испытания АСО, а также при сертификации в Системе сертификации пожарной безопасности.

2. ТЕРМИНЫ И опРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящих НПБ применены следующие термины с соответствующими определениями.

2.1. Автомобиль связи и освещения (далее – АСО) - пожарный автомобиль, предназначенный для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования.


АСО может обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование.

2.2. Главный параметр - один из основных (базовых) параметров, отличающийся стабильностью при всех технических усовершенствованиях автомобиля, независимостью от технологии его изготовления и служащий для определения числовых значений других основных параметров.

2.3. Основные параметры - параметры, характеризующие автомобиль по основным функциональным назначениям.

2.4. Базовое шасси - автомобильное шасси, полно - или неполноприводное, серийно выпускаемое, с доработкой кузова (салона) в целях приспособления его для выполнения специальных работ.

2.5. Салон - замкнутое пространство, предназначенное для размещения боевого расчета, ограниченное крышей, полом, боковыми стенками (бортами), дверями, окнами.

2.6. Аварийный выход - аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк, предназначенные для использования в качестве выхода при невозможности использовать штатное место выхода.

2.8. Основной источник питания - это электроагрегат, в котором электрическая энергия производится с помощью двигателя внутреннего сгорания.

2.9. Внешний источник питания - это дополнительный источник питания с характеристиками по частоте и напряжению, аналогичными основному источнику питания.

2.10. Изолированная нейтраль - нейтраль генератора или трансформатора, не присоединенная к заземляющему устройству или присоединенная к нему через приборы регулирования, измерения, защиты, сигнализации и другие аппараты, имеющие большое сопротивление.

2.11. Защитное отключение - быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическое выключение электроустановки при возникновении в ней опасности поражения током.

2.12. Электромагнитная совместимость - это способность радиоэлектронных средств (далее - РЭС) одновременно функционировать в реальных условиях эксплуатации с требуемым качеством при воздействии на них помех.

2.13. Помехозащищенность - способность РЭС противостоять мешающему действию определенных помех.

2.14. Индустриальная помеха - помеха, создаваемая электрическими машинами, приборами или другими электроустройствами.

2.15. Снаряженная масса автомобиля - масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) пожарного автомобиля связи и освещения, укомплектованного (запасным колесом, инструментом), но без водителя, боевого расчета, средств связи и освещения и пожарно-технического вооружения (ПТВ).

2.16. Полная масса автомобиля - сумма снаряженной массы АСО и массы доставляемого боевого расчета, включая водителя, средств связи и освещения, оборудования и ПТВ.

2.17. Стационарная радиостанция - это радиостанция, предназначенная для работы на стационарных объектах связи.

2.18. Возимая радиостанция - это радиостанция, предназначенная для установки на подвижных объектах и обеспечения связи во время движения и во время остановок.


2.19. Носимая радиостанция - это радиостанция, имеющая собственный источник питания и приспособленная для работы при переноске.

2.20. Портативная радиостанция - носимая радиостанция массой не более 1 кг.

2.21. Симплексный режим - режим работы радиостанции, при котором передача и прием возможны попеременно в каждом из двух направлений на одной или двух различных частотах при автоматическом или ручном переключении режимов прием - передача.

2.22. Дуплексный режим - режим работы радиостанции, при котором передача и прием возможны одновременно в обоих направлениях на двух различных частотах.

2.23. Перечень стандартов и других нормативных документов, использованных в НПБ, приведен в приложении 1.

3. ОБОЗНАЧЕНИЕ

3.1. Обозначение пожарного автомобиля связи и освещения должно иметь следующую структуру:

3.2. В качестве главного параметра АСО берется значение мощности основного источника питания (кВт).

3.3. Примеры условных обозначений.

Пример 1: АСО-12(66)-90Б ХХ.

Автомобиль связи и освещения с генератором мощностью 12 кВт, на шасси ГАЗ-66, модели 90-Б, ХХ.

Пример 2: АСО-20(3205) ХХХ ЮСЯИ240 ТУ.

Автомобиль связи и освещения с генератором мощностью 20 кВт, на шасси ПАЗ-3205, изготовленный в соответствии с ЮСЯИ240.00.00.000 ТУ.

4. ГЛАВНЫЙ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

4.1. В настоящих нормах устанавливаются значения главного и основных параметров, а также общие технические требования к АСО в соответствии с разделом 1.

4.2. Главный параметр АСО следует выбирать из значений, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

4.3. Значения главного параметра АСО, не представленные в таблице 1, устанавливаются нормативно-технической документацией на конкретные модели.

4.4. Основные параметры АСО в соответствии с номенклатурой показателей назначения и безопасности, а также характеризуемые ими свойства приведены в таблице 2.

Таблица 2

Наименование показателя

Обозначение показателя

Наименование характеризуемого свойства

Полная масса, кг

Материалоемкость

Мощность двигателя шасси, кВт (л. с.)

Тягово-скоростные возможности

Мощность основного источника питания, кВт

Энерговооруженность

Наличие защитно-отключающих устройств, приборов контроля изоляции , заземления

Электробезопасность

Число мест боевого расчета (включая место водителя)

Возможность организации оперативного штаба пожаротушения

Количество стационарных радиостанций, шт.

Обеспеченность каналами оперативной связи

Выходная мощность передатчика, Вт

Дальность связи с однотипными радиостанциями, км

Количество носимых радиостанций, шт.

Выходная мощность, Вт

Дальность связи, км

Мощность громкоговорящей установки, Вт

Звукофикация боевых участков

Мощность стационарного громкоговорителя, Вт

Выходная мощность выносного громкоговорителя, Вт

Количество стационарных прожекторов, шт.

Уровень освещенности

Количество переносных прожекторов, шт.

Мощность прожектора, кВт

Высота подъема осветительной мачты стационарными прожекторами от поверхности земли, м

Тактические возможности

Тип привода мачты

Уровень механизации

Способ ориентации прожекторов на мачте

Угол поворота прожекторов на мачте:

б) в вертикальной плоскости, град

Тактические возможности

Количество телефонных аппаратов системы МБ, шт.

Уровень телефонизации

Количество телефонных аппаратов системы ЦБ, шт.

Уровень телефонизации

Наличие средств вычислительной техники

Уровень оперативности

Электромагнитная совместимость

Способность устойчивого функционирования РЭС в заданной электромагнитной обстановке

Помехозащищенность

Совершенство конструкции

Коэффициент поперечной устойчивости

Устойчивость

Дорожный просвет, мм

Проходимость

Угол свеса, град:

передний

Наименьший радиус поворота автомобиля, м

5. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

5.1. Общие требования

5.1.1. Число мест для боевого расчета АСО, включая водителя, - в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель.

5.1.2. Полная масса АСО и осевые нагрузки не должны превышать значений, установленных заводом-изготовителем шасси, а нагрузки по бортам не должны отличаться более чем на 1 %.

5.1.3. По устойчивости к климатическим воздействиям АСО должны соответствовать исполнению У, УХЛ категории размещения 1, для работы при температуре окружающей среды от 233 до 313 К (от минус 40 до плюс 40 ° С), эксплуатации в атмосфере типов 1 и 2, группе условий эксплуатации 5 по ГОСТ 15150 с размещением в период оперативного ожидания по ГОСТ 12.4.009 (помещения с температурой воздуха не ниже 10 ° С), если иное не предусмотрено требованиями к конкретной модели.

5.1.4. Число и цвет проблесковых маяков, специальный звуковой сигнал АСО - в соответствии с ГОСТ Р 50574.

5.1.5. АСО должен быть оборудован противотуманными фарами и фарами-искателями. Одна фара-искатель должна располагаться на кабине водителя, другая - на задней части кузова.

Управление передней фарой-искателем должно осуществляться из кабины, с рабочего места водителя.

Требования к размещению и подключению противотуманных фар - по ГОСТ 25478.

5.1.6. Количество, место расположения устройств освещения и световой сигнализации всех типов базовых шасси, подвергшихся доработке при изготовлении АСО, должны соответствовать требованиям ГОСТ 6964, ГОСТ 8769, ГОСТ 10984, ГОСТ 20961.

5.1.7. В АСО при необходимости должна быть предусмотрена система отключения гидроусилителя рулевого управления, предназначенная для исключения перегрева масла в системе гидроусилителя и выхода ее из строя при длительной работе двигателя базового шасси на привод основного источника питания.

5.1.8. Размещение боевого расчета и крепление оборудования, аппаратуры, ЭСУ, ПТВ на АСО должно обеспечивать безопасность и оперативность выполнения функциональных задач при боевом развертывании, а также во время движения при техническом обслуживании и ремонте. Масса отдельных укладок имущества, предназначенных для переноски вручную при эксплуатации, не должна превышать 40 кг для одного человека.

5.1.9. Узлы и детали с неудобной для зачаливания конфигурацией и массой более 20 кг должны иметь грузоподъемные элементы (отверстия, захваты, проушины и т. п.).

5.1.10. Конструкция АСО должна обеспечивать возможность удобного доступа ко всем сборочным элементам и агрегатам, требующим ремонта и обслуживания. При этом должна быть обеспечена возможность ремонта по агрегатному методу (без предварительного демонтажа и разборки соседних агрегатов).

5.1.11. Смазочные материалы для агрегатов и узлов АСО должны выбираться предпочтительно из числа применяемых для обслуживания базового шасси.

Узлы трения, требующие в процессе эксплуатации периодического восстановления или добавления смазочного материала, должны иметь устройства (масленки и т. п.), позволяющие производить смазку без разборки и демонтажа узла или соседних агрегатов.

5.1.12. Уровень вибрации на рабочих местах и на полу салона боевого расчета АСО - в соответствии с ГОСТ 12.1.012.

5.1.13. Надежность АСО должна характеризоваться показателем гамма-процентной наработки (g = 80 %) генератора основного источника питания и его привода до отказа и составлять не менее 150 ч.

5.1.14. В кабине и салоне АСО при закрытых окнах, люках и дверях система вентиляции должна обеспечивать избыточное давление и обмен воздуха в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50993.

5.1.15. АСО не предназначен для эксплуатации во взрывоопасной среде.

5.1.16. Не допускается производить реконструкцию в эксплуатирующих организациях (переделку или доработку) АСО, предусматривающую изменение количества, номенклатуры и (или) мест размещения оборудования, аппаратуры и ПТВ, при отсутствии соответствующей нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке.

5.1.17. Углы свеса АСО должны быть не менее:

а) неполноприводные шасси - передний 20° , задний 15° ;

б) полноприводные шасси - передний 25° , задний 25° ;

в) автобуса - в зависимости от класса по ГОСТ 20774.

5.1.18. Угол поперечной устойчивости АСО с полной массой должен быть не менее 30о.

5.1.19. АСО должны быть укомплектованы:

а) запасным колесом;

б) комплектом водительского инструмента;

г) знаком аварийной остановки по ГОСТ 24333 или красным фонарем, работающим в проблесковом режиме;

д) медицинской аптечкой (контейнером);

е) противооткатными упорами.

5.2. Составные части асо

Автомобили связи и освещения должны состоять из следующих основных частей:

а) базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода ЭСУ;

б) кабины водителя;

в) салона;

д) средств радиосвязи и проводной телефонной связи;

е) аппаратуры звукозаписи и звукоусиления;

ж) средств вычислительной техники;

з) стационарной осветительной мачты.

5.3. Требования к базовым шасси

5.3.1. При создании АСО допускается использовать как полноприводные, так и неполноприводные шасси, а также шасси автобусов.

5.3.2. Шасси, поставляемые для изготовления АСО, должны быть сертифицированы и иметь другую необходимую сопроводительную документацию в соответствии с ТУ на конкретную модель шасси.

5.3.3. Вместимость топливного бака должна обеспечивать запас хода АСО не менее 400 км (в соответствии с ГОСТ 20306).

5.3.4. Расположение и конструкция заливных горловин топливных баков должны быть доступны только снаружи АСО.

Заливные горловины у автобусов должны быть размещены на расстоянии не менее 50 см от любого дверного проема, если топливный бак предназначен для бензина, и не менее 25 см - если для дизельного топлива.

Расположение отверстий заливных горловин должно быть таким, чтобы исключалась возможность попадания топлива на двигатель или выхлопную трубу при заправке.

5.3.5. При отборе мощности на привод основного источника питания двигатель и дополнительная трансмиссия АСО должны обеспечивать непрерывную работу ЭСУ в номинальном режиме в течение 6 ч во всем диапазоне эксплуатационных условий. При этом температура масла в двигателе, в коробках передач и отбора мощности, а также температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя должны соответствовать значениям, установленным в нормативно-технической документации на конкретную модель шасси.

5.3.6. В системе электрооборудования должен быть установлен выключатель аккумуляторных батарей (или предусмотрено место для его установки).

5.3.7. Уровень радиопомех - по ГОСТ 17822.

5.3.8. Места расположения аккумуляторных батарей должны быть защищены от попадания грязи и влаги, обеспечивать возможность утепления , а также контроль уровня и плотности электролита в каждом аккумуляторе. Аккумуляторные батареи должны находиться вне пространства, предназначенного для боевого расчета и водителя.

5.3.9. Экологические характеристики шасси должны соответствовать требованиям:

а) по уровню внешнего и внутреннего шумов в соответствии с ГОСТ 27435, ГОСТ 27436, ГОСТ 19358;

в) по дымности отработавших газов шасси с дизельными двигателями - по ГОСТ 21393.

5.3.10. Выбрасывание и вытекание смазки, топлива, охлаждающей, тормозной и других жидкостей из любого агрегата, узла или через соединения не допускаются.

5.3.11. Для доступа к оборудованию, расположенному на крыше АСО, должна быть предусмотрена стационарная лестница с поручнями. Ступени лестницы должны быть шириной не менее 150 мм, расстояние между ступенями - не более 300 мм. Ступени лестницы должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни поднимающегося человека.

5.3.12. Площадки на крыше, предназначенные для работы, должны иметь ограждение по периметру высотой не менее 100 мм, а также настил с покрытием, препятствующим скольжению.

5.3.14. Лакокрасочные покрытия наружных поверхностей АСО должны обеспечивать нанесение на них информативной окраски пожарного автомобиля в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50574.

5.3.15. Конструкция шасси должна предусматривать возможность транспортировки средствами наземного транспорта в соответствии с ГОСТ 15150, ГОСТ 2349.

5.3.16. Шасси должны иметь места для надежного крепления их при транспортировании, а также возможность установки специальных приспособлений для выполнения погрузки (разгрузки) на платформы.

5.3.17. На торцевых поверхностях должен быть нанесен манипуляционный знак “Центр тяжести” АСО в состоянии поставки в соответствии с ГОСТ 14192.

5.4. Требования к кабине водителя

5.4.1. Кабина и рабочее место водителя должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.032.

5.4.2. Рабочее место водителя АСО на автобусном шасси должно быть изолировано от салона перегородкой или иметь ограждение.

5.4.3. Кабины автобусных и грузовых шасси должны быть оборудованы подножками и поручнями, если высота нижней кромки дверного проема превышает 650 мм от уровня дорожного полотна.

5.4.4. Рабочее место водителя должно быть оборудовано зеркалами заднего вида по ГОСТ 13877, которые должны устанавливаться снаружи и обеспечивать видимость дороги с обеих сторон. Обзорность с рабочего места водителя должна соответствовать требования ГОСТ 28070.

5.4.5. Автобусы должны иметь внутреннее зеркало заднего вида, обеспечивающее водителю видимость салона боевого расчета.

5.4.6. В кабинах грузовых шасси должно быть не менее двух дверей, открывающихся по ходу автомобиля. Двери (независимо от типа шасси) должны иметь запорные устройства с наружными и внутренними ручками управления.

Внутренние замки должны иметь устройство, исключающее возможность их самопроизвольного открытия в движении. Ручки запорных механизмов должны иметь травмобезопасную форму. Требования к замкам и петлям дверей - по ГОСТ 28443.

5.4.7. Двери должны иметь устройства, фиксирующие их в закрытом и открытом (не менее 75°) положениях.

5.4.8. Двери должны быть снабжены опускаемыми или сдвижными стеклами, фиксирующимися в любом промежуточном положении.

5.4.9. Ширина рабочего пространства для водителя должна составлять не менее 800 мм.

5.4.10. Кабина, предназначенная для размещения водителя и членов боевого расчета, должна иметь внутреннюю ширину не менее 1700 мм, а ширина сидений для каждого сидящего рядом с водителем - не менее 450 мм.

5.4.11. Сиденье водителя должно быть подрессоренным. Подрессоривание должно иметь возможность регулировки в зависимости от массы водителя.

5.4.12. На рабочем месте водителя АСО в составе комбинации приборов должна быть световая индикация положения осветительной мачты.

5.4.13. В кабине должны быть размещены необходимые таблички и (или) схемы, поясняющие порядок пользования органами управления шасси.

5.4.14. Уровень освещенности на рабочем месте водителя АСО в соответствии со СНиП должен быть не менее 30 лк на уровне 1 м от пола.

5.5. Требования к салону боевого расчета

5.5.1. Салон АСО должен представлять собой пространственную конструкцию, обеспечивающую возможность оперативной посадки и высадки, удобство и безопасность размещения боевого расчета, а также установку необходимого оборудования и аппаратуры, их обслуживания и демонтажа.

5.5.2. Салон АСО должен состоять из двух отсеков: отсека для радистов и отсека для радиотелефонистов.

5.5.3. Отсеки салона (при использовании автобусного шасси) могут быть разделены между собой перегородкой.

5.5.4. Конструкция и размеры отсеков салона должны обеспечивать установку необходимого оборудования и аппаратуры, возможность их обслуживания и демонтажа, а также организации необходимого количества рабочих мест, исходя из нормативно-технической документации на конкретную модель АСО.

5.5.5. Эргономические показатели организации рабочих мест должны соответствовать ГОСТ 12.2.032.

5.5.6. Уровень внутреннего шума в салоне АСО во время работы ЭСУ (в соответствии с ГОСТ 27435), уровень шума на рабочих местах (в соответствии с ГОСТ 27436 и ГОСТ 12.1.003) не должен превышать 82 дБ.

5.5.7. Уровень освещенности в проходе салона - не менее 20 лк, подножек и ступеней на уровне их поверхности - не менее 10 лк, лицевых поверхностей электрощитов, пультов управления ЭСУ и других приборов и оборудования - 100 лк.

5.5.8. Крепление сборочных единиц и деталей должно исключать их самопроизвольное перемещение во время движения.

5.5.9. Схема размещения оборудования и аппаратуры должна обеспечивать оперативность боевого развертывания АСО. При этом компоновка составных частей должна обеспечивать нагрузку на управляемую ось не менее 25 % от полной массы, а нагрузки на колеса правого и левого бортов должны быть равными с допустимым отклонением ± 1 % от полной массы.

5.5.10. При размещении возимого оборудования и аппаратуры необходимо руководствоваться следующими принципами:

а) функционального применения, предусматривающего группировку оборудования по его функциям;

б) частоты использования - наиболее применяемые элементы оборудования должны находится в самых удобных местах.

5.5.11. Выдвижные ящики для хранения оборудования и документации должны изготавливаться с фиксирующими устройствами, открываться и закрываться одной рукой.

5.5.12. При необходимости, для извлечения оборудования (в частности, переносного электроагрегата) из отсеков АСО предусматривать выдвижные аппарели, трапы и т. д.

5.5.13. Количество, расположение, типы и размеры дверей салона базовых шасси АСО - по ГОСТ 27815 (для кузовов-фургонов - в соответствии с нормативно-технической документацией на конкретную модель).

5.5.14. Управление дверями салона боевого расчета на автобусных шасси должно осуществляться с места водителя при помощи дистанционного привода. Действие дистанционного привода каждой двери должно дублироваться устройством, размещенным внутри салона на видном и доступном месте, вблизи от двери, которой оно управляет.

5.5.15. Двери салона боевого расчета, не имеющие дистанционного привода, должны быть снабжены запорным устройством, исключающим возможность их случайного открывания. АСО на всех типах автобусных и грузовых шасси должны быть оснащены устройством, сигнализирующим водителю о положении дверей.

5.5.16. АСО на автобусном шасси должен иметь не менее двух аварийных выходов с каждой боковой стороны и, кроме того, не менее одного аварийного люка в крыше - при габаритной длине автобуса до 7,5 м включительно и двух люков в крыше - при большей габаритной длине.

5.5.17. Аварийная (запасная) дверь должна удовлетворять следующим требованиям:

а) ширина в свету не менее 550 мм;

б) высота не менее 1250 мм;

в) дверь должна иметь ручки для открывания изнутри и снаружи;

г) наружная ручка должна устанавливаться на высоте не более 1800 мм от поверхности дороги;

д) аварийная дверь должна открываться наружу, иметь только одну створку.

5.5.18. Доступ к аварийной двери не должен быть закрыт каким-либо оборудованием.

5.5.19. Аварийные люки должны быть скользящего или отбрасываемого типа. Аварийные люки должны легко открываться как изнутри, так и снаружи. Конструкция аварийных люков не должна препятствовать свободному доступу внутрь салона АСО или выходу из него.

5.5.20. Окна должны быть оснащены светозащитными устройствами (шторами, жалюзи).

5.5.21. Для внутренней отделки (обивки) стенок и потолка, салона боевого расчета АСО должен применяться гладкий, светостойкий материал, допускающий влажную очистку и обработку дезинфицирующими средствами. Крепление обивки не должно иметь выступающих деталей и острых кромок. Пол салона, подножки и ступени должны иметь покрытие из влагостойкого и износоустойчивого материала.

5.5.22. Покрытие пола должно быть продолжено на стенки салона на высоту 150-200 мм с закруглениями в местах перехода от пола к стенкам и допускать мойку водой.

5.5.23. Система отопления АСО должна соответствовать требованиям ГОСТ 50993 и обеспечивать поддержание температуры в салоне не ниже 15 ° С во всем диапазоне условий эксплуатации. Управление системой отопления должно осуществляться с места водителя.

5.5.24. Наружные поверхности элементов системы отопления, расположенные в салоне АСО, не должны иметь температуру выше 70 ° С.

5.5.25. Конструкция окон и люков должна обеспечивать возможность изменения эффективности вентиляции. Отверстия для подачи наружного воздуха для вентиляции в салон АСО должны располагаться не ниже 1,5 м от поверхности дороги.

5.5.26. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздушной среде салона АСО должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.1.005.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОСИЛОВЫМ УСТАНОВКАМ

6.1. Требования к конструкции ЭСУ

6.1.1. В конструкции ЭСУ автомобилей связи и освещения должна быть предусмотрена возможность доступа к элементам управления и обслуживания при эксплуатации, к элементам, требующим проверки и регулирования, а также удобство монтажа и демонтажа.

6.1.2. ЭСУ, имеющие в своем составе аккумуляторные батареи, должны быть оборудованы устройствами для автоматического подзаряда аккумуляторных батарей.

6.1.3. На ЭСУ мощностью 8 кВт и выше должны быть установлены счетчики моточасов.

6.1.4. В отсеках управления АСО кузовного (салонного) исполнения следует предусматривать рабочее место для оператора.

6.1.5. ЭСУ АСО должны работать с наклоном относительно горизонтальной поверхности до 10° .

6.1.6. Вместимость расходных топливных баков АСО должна обеспечивать длительность работы источников питания при номинальной нагрузке без дозаправки топлива не менее 6 ч.