Допустимая осевая нагрузка. Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования

Перевозка грузов автомобильным транспортом – популярная и быстро развивающаяся ниша бизнеса в России. Однако, предприниматели в погоне за прибылью нагружают свои грузовики «под завязку», игнорируя правила дорожного движения и технические возможности грузовых машин.

Перегруженные дальнобои сильно разбивают дорожное полотно. Перегруженный автомобиль больше «ест» технических жидкостей и топлива. И, как уже говорилось, дорожное покрытие быстрее приходит в негодность. Чтобы с этим как-то бороться власти приняли несколько законов, относительно правил проезда грузовиков по разным типам трасс и размеров штрафов за нарушения.

Перегруз автомобиля определяют по нагрузке на каждую ось: задняя плюс передняя. В сумме получается , передаваемая через колёса на полотно дороги. Часто задняя ось автомобиля несёт большую часть нагрузки, по сравнению с передней.

Так как, по сути, на переднюю ось «давит» только кабина и силовой механизм, тогда как на заднюю приходится груз. Кроме того, перегруз быстро изнашивает детали грузовика, а именно:

Водители знают, что есть дорожные знаки, установленные на некоторых отрезках дорог и перед мостами, ограничивающие проезд автомобилей по весу, например, 3:12. То есть, по мосту или участку дороги после этого знака нельзя двигаться автомобилям, нагрузка на оси которых больше, чем указано на знаке.

Если водитель нарушает это правило, он будет подвергнут штрафу, закреплённому в КоАП, пятой части статьи 12.21.1. В ней говорится, что водитель перегруженного легкового или грузового автомобиля со спецразрешением или без, может быть оштрафован за проезд по непредназначенным для такого веса дорогам или мостам.

Допустимый вес груза для транспорта категорий «А» и «Б»

Есть разные категории трасс, по которым разрешено ездить разным группам грузовых автомобилей. Для группы «А» разрешено движение по трассам 1, 2, 3 категории (обычные дорогие, не являющиеся скоростными, количество полос в одну сторону может быть до четырёх).

Для автомобилей группы «А»:

  • Между осями больше двух м – 10 тонн.
  • До двух м – 9 тонн.
  • До одного м 65 см – 8 тонн.
  • До 1 м 35 см – 7 тонн.
  • До одного м – 6 тонн.

Для группы «Б» установлены следующие нормы:

  1. Между осями больше 2 м – 6 тонн.
  2. До 2 м – 5,7 тонны.
  3. До 1 м 65 см – 5,5 тонн.
  4. До 1 м 35 см – 5 тонн.
  5. До 1 м – 4,5 тонн.

Штрафы за превышение нормы нагрузки на ось

Соответственно, если вес всего авто или нагрузка на ось превышает 2, но меньше 10 процентов, то водителю, должностному лицу, разрешившему выезд, и юридическому лицу, владеющему машиной, грозит штраф за перегруз в размерах 1000–1500; 10000–15 тыс. и 100000–150 тыс. рублей соответственно.

Если превышение массы больше 10, но менее 20%, то штраф за перегруз будет – 3000–3500; 20000–25000; 200000–250 тыс. рублей. Если масса превышает норму на 20, но не достигает 50%, то штрафы за перегруз грузового автомобиля будут 4000–5 тыс. или лишение прав до 3 месяцев ; 30000–40000; для юридических лиц 300000–400 тыс. рублей.

Если перегруз по осям более 50%, штрафы водителю – 7000–10 тыс. или лишение прав на срок до 6 месяцев; должностному лицу – 45000–50000, юридическому лицу – 400000–50 тыс. рублей.

Если такое нарушение было зафиксировано с помощью фото или видео, то размер штрафа будет равен верхней планке штрафа для организации, производившей загрузку машины. Но ответственность и выплату штрафов понесёт и перевозчик.

Дела об административных правонарушениях, связанных с перегрузом или превышением габаритов, согласно Гражданскому процессуальному кодексу рассматриваются судами общей юрисдикции.

Судебная практика на данный момент уже, можно сказать, сформировалась и суды в полном объёме удовлетворяют подавляющее большинство исков к грузоотправителям или перевозчикам. Причём обжалование решений ничего не даёт.

Почему законом предусмотрены такие большие штрафы за перегруз? Это способ избежать ещё больших расходов и человеческих жертв, поскольку перегруз влечёт за собой:

  • выбивание дорожного полотна (расходы на ремонт, аварии из-за ям и трещин на дороге);
  • большие шансы возникновения аварий при движении по старым сооружениям и мостам;
  • увеличение тормозного пути, что повышает вероятность аварий.

Тормозной путь становится длиннее из-за инерции груза (чем тяжелее груз, тем сильнее инерция). А это может быть чревато заносом грузовика , особенно в гололёд или дождь. Имеет значение и то, насколько хорошо груз закреплён.

Потому что если он во время движения перемещается по кузову, это может стать причиной опрокидывания грузовика и, соответственно, аварии. За это несёт ответственность водитель.

За соблюдением правил перевозки грузов следят передвижные или стационарные контрольно-весовые пункты , инспектора которых имеют полномочия выписывать штраф и забирать автомобили на штрафстоянку до его уплаты.

Пункты оборудованы специальными весами , которые показывают нагрузку на оси грузовика и инспектор определяет, есть перегруз на ось или нет. Взвешивание автомобиля может производиться двумя способами:

  • Без остановки авто. Его скорость при этом не должна превышать 5 км/ч. Погрешность измерений может достигать 3%, поэтому этот способ используют не часто.
  • Когда автомобиль остановлен. Этот способ даёт более точные результаты.

Если обнаружен перегруз или габариты груза превышают норму, то это будет являться нарушением и водителю придётся платить штраф . Даже если есть спецразрешение и, разумеется, когда его нет.

Спецразрешение для тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов выдаётся в органах исполнительной власти или подведомственной им организации, или собственником дороги, по которому следует груз.

Его заблаговременно должен получить грузоотправитель. В случае когда получение спецразрешения на проезд является обязательным или водитель отклонился от маршрута в нём указанного, ему также может быть выписан штраф.

Кроме того, вес груза должен быть точно указан в товарно-транспортных накладных. Если в документах указан вес, не превышающий допустимых норм, а в действительности определён перегруз, инспектор составит протокол и назначит штраф.

И все эти неурядицы достаются водителю. Чаще всего ему и приходится расплачиваться за то, что его начальство не оформило все необходимые документы должным образом.

Штрафы для крупногабаритных грузов

Для перевозки крупногабаритных грузов также предусмотрены свои правила. Крупногабаритным считается груз, выступающий на более чем один метр сзади или 10–50 сантиметров с каждого борта.

В этом случае груз должен быть оформлен специальными знаками , которые видны днём и светоотражающими элементами или фонарями, чтобы было видно ночью.

Это описано в правилах дорожного движения. КоАП добавляет к этому, что если габариты груза на 10–50 см больше нормы или больше чем указано в спецразрешении, то инспектор контрольно-весового пункта имеет право выписать штраф. Диапазон штрафов тот же, что указан выше 1000–400 тысяч рублей .

Если сумма штрафа внушительная и водитель, естественно, не может её уплатить, авто поставят на штрафстоянку. И тогда грузоотправитель потеряет время, репутацию и возможно клиента. Также понесёт дополнительные убытки расходы на отправку ещё одного грузовика, чтобы поделить груз: покупка топлива, зарплата второму водителю и возможно придётся платить неустойку клиенту за несвоевременную доставку груза, если таковое предусмотрено договором.

Автомобиль с перегрузом, неважно легковой или фура, – представляет существенную угрозу для всех участников движения. Во-первых, потому что сама машина движется нестабильно. Во-вторых, большая нагрузка на ось может привести к её внезапной поломке. В-третьих, тормозной путь такого авто более длинный, что может привести к аварии. Кроме того, превышение допустимого веса ведёт к разрушению дорожного полотна и мостовых конструкций. И за перегруз полагается административный штраф.

Поэтому в этой статье мы расскажем о нормах предельно допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля и о том, как её определить.

Расчёт нагрузки на ось грузового автомобиля

Процесс грузоперевозок регламентируется нормативно-правовыми актами. Среди которых ФЗ об автодорогах №257-ФЗ от 08.11.2007. В соответствии с п. 2 ст. 31 которого для передвижения по автодорогам транспорта с превышением общей допустимого веса или нагрузки на ось больше чем на 2% необходимо получить разрешение. Исключение делается лишь для автотранспорта Вооружённых сил России.
При получении разрешения владелец авто должен:

    Согласовать маршрут.

    Компенсировать урон, наносимый покрытию дороги.

Если перегруз менее 10%, используется упрощённая процедура выдачи, которая занимает всего 1 день.

Кроме того, проезд по мостам и участкам дороги иногда бывает ограничен специальными знаками, указывающим предельное значение веса грузового автомобиля или нагрузки на его ось. Это может быть связано с грузоподъёмностью конструкции или её состоянием.

грузовых автомобилей в России

Постановлением Правительства Российский Федерации о правилах перевозки грузов автотранспортом установлен допустимый предельный вес машин в тоннах.

Вторая характеристика, устанавливаемый этим нормативным актом, – допустимая нагрузка. Она определяется в зависимости от вида дорог, типа колёс и расстояния между сближенными осями.


Например, таблица максимально разрешённых нагрузок на оси грузовых автомобилей для односкатных колёс выглядит следующим образом.

Значения в таблице приводятся для каждой оси. Расчёт массы должен производиться как можно точнее, так как допустимая погрешность не более 5 %.

Как рассчитать нагрузку

Итак, ограничение по проезду существует по двум параметрам:

    По весу машины.

    По нагрузке оси.

Рассчитаем вес авто. Существует соотношение для двухосного автомобиля (например, марки Газель):

Ма=Нп+Нз,
где, Ма – вес грузовика.
Нп – нагрузка на переднюю ось.
Нз – аналогичный параметр для задней оси.

Эта простая формула расчёта связывает нагрузку на оси грузового автомобиля и его массу.



Для автотранспорта с тремя осями, задний и средний мост которого объединён в тележку (пример – Камаз 53215), эта зависимость имеет следующий вид:

Ма=Нп+Нт,

Нагрузка для задней тележки и оси обычно больше. Так как именно там располагают перевозимые товары. А вес, давящий на переднюю ось, определяется только массой кабины и силового агрегата.

Узнать нагрузку, имея вес груза, машины и прицепа – сложнее. И это расчёт будет иметь очень приблизительный вид.

    Берем в свидетельствах о регистрации массу авто (Ма) и прицепа (Мп). Для примера возьмем Ма=6 т, Мп= 11 т.

    Узнаем фактический вес груза (Мг). Примем Мг= 19 т.

    Самое распространённое соотношение нагрузок: 0,75 – на прицеп, 0, 25 – на тягач. Тогда нагрузка на прицеп: Нп=0,75*(Мп+Мг)=22,5.

    Считается, что нагрузка распределена в прицепе равномерно. И нагрузка на одну ось (Но) равна Нп/количество осей =22,5/3=7,5 т на каждую ось.

    Аналогично считаем нагрузку на оси машины. На них приходятся оставшиеся 0,25 веса. То есть (Мп+Мг)*0,25+Ма=(11+19)*0,25+6=13,5 т.

    Нагрузка на задние оси автомобиля будет равно 0,75 от нагрузки на грузовик. То есть 13,5*0,75/2=5,06.

    А нагрузка на переднюю ось – то, что осталось от общей нагрузки на авто. 13,5–5,06*2=3,37.

    Итого получается следующая примерная картина распределения веса 3,37+5,06+5,06+7,5+7,5+7,5.

Реальные значения могут отличаться. Часто нагрузка на осях бывает неравномерной. Это обычно связано со следующими причинами:


    Неисправностью подвески полуприцепа.

    Прогибанием прицепа под грузом.

    Негоризонтальностью площадки полуприцепа.

    Конструктивными особенностями подвески.

Как определить нагрузку на ось грузового автомобиля

Взвешивание – простой способ определения как общего веса, так и значения для каждой отдельной оси. Есть два метода:

    Динамический. Для взвешивания грузовик со скоростью не более 5 км/ч проезжает по поосным автомобильным весам. Они зафиксируют вес каждой оси, а потом определят вес самой машины. Это достаточно простой и удобный способ, но его погрешность составляет от 0,5 до 3%. Что – как вы можете понять при границе превышения максимальной допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля в 2% – слишком много.

    Статический. Авто въезжает и останавливается на платформе весов, на которую установлены тензодатчики. Их применение позволяет добиться очень высокой точности взвешивания – 0,01%.


Также можно купить тягач, оснащённый системой мониторинга, и совместимый с ним прицеп. Это довольно удобный способ всегда быть в курсе уровня загруженности своей машины, но очень дорогой.

Можно вмонтировать манометры в магистраль пневморессоры, и следить за показаниями в процессе погрузочных работ. Чтобы не мучится с определением, какое значение шкалы манометра какому весу соответствует, можно установить специальные датчики. Но это требует не только затрат денег при покупке всех элементов системы, но и значительных усилий по её отладке.


Штрафы за перегруз

В основном об этом виде административного наказания беспокоятся водители грузовиков. Так как у легковых автомобилей есть ограничения только по количеству перевозимых пассажиров. Штраф за превышение нагрузки разделяются на три типа в зависимости от уровня ответственности лиц:

    Для физических лиц 1,5–2 тыс. руб.

    Для должностных – сумма уже выше,15 тыс. руб.

    И ещё выше для юридических – 400 тыс. руб.

Если при превышении более 2% нет разрешения на провоз, то также оформляется штраф. Да и когда вес груза не совпадает с тем, что написано в сопроводительных бумагах с физического лица могут взыскать сумму 5 тыс. рублей. Для компании размер взыскания больше минимум в 50 раз. Правда, без контрольного взвешивания выписать штраф инспектор не имеет права.

За первую половину 2018 года только в Москве зафиксировано 484 ДТП с большегрузами, в которых погибли 40 и пострадали 500 человек. И дело здесь не в плохих дорогах и незнании правил движения: часть происшествий связана с перегрузами автомобилей. Соответственно, важно знать, что такое нагрузка на ось и как она рассчитывается.

Фура, намеренно допустившая перегруз, несёт опасность. Прежде всего, она даёт нагрузку на дорожное покрытие, которое рассчитывается под определённую массу машин. Если вес машины больше, а проконтролировать это не всегда возможно, то дорога разрушается. И пенять на власти, которые не выделяют деньги из бюджета на ремонт дорог, не всегда оправдано.

Следующий момент – перегруженная машина ведёт себя на трассе по-иному: она тяжелее поддаётся манёврам, более уязвима при обгонах. Даже опытный водитель, двигаясь в объективно сложных условиях: ночью, в дождь, по серпантину – не всегда сможет удержать грузовик от опрокидывания. Тормозной путь перегруза длиннее, что автоматически ставит под угрозу жизнь водителя большегруза, и проходящих рядом машин.

Прежде чем выходить на трассу, необходимо понимать, что желание заработать или экономия времени не оправдывают перегруз каров, а законодательством предусмотрены для нарушителей превышения веса большие штрафы.

Разберёмся, что такое перегруз и как регулирует этот момент федеральное законодательство и Правительство, существует ли какой-то норматив допустимого . Пять лет назад в связи с появлением на дорогах страны автомобилей нового типа были пересмотрены, а затем введены (далее ТС).

Грузовой транспорт – это средство для перемещения грузов в кузове, на платформе. Грузовые автомобили подразделяются на категории С и С1. Основное отличие – габариты машины и грузоподъёмность.

Кроме этого все средства различаются:

  • функциональностью;
  • тоннажностью;
  • видом кузова;
  • разрешённой к перевозке массой;
  • весом;
  • нагрузкой на ось.

Грузовые машины с прицепами (при массе груза в прицепе более 750 кг) определены в свои специфические группы: ВЕ, СЕ, DE и другие. Все деление автомобилей регулируется ГОСТом 33987-2016. Однако периодически в него вносятся нововведения.

Максимальный вес груза по российским дорогам – 44 тонны, но для каждого типа машины предусмотрен свой весовой коридор.

В отдельную категорию выделены автопоезда: конструкция, состоящая из транспортного средства и прицепа (одного или нескольких, или полуприцепа). Для них в ПДД предусмотрены следующие весовые ограничения.

Из практических соображений перевозчики заставляют водителей брать больший вес, чтобы минимизировать транспортные расходы. Однако избежать проверок на дороге удаётся редко. Большинство грузовых трасс оснащено контрольно-пропускными пунктами, где машины обязаны пройти взвешивание.

Сегодня действуют два вида проверок:

  1. Динамическая. Во время проверки скорость ограничивается 5 км/час. Машина заезжает на установленные на дороге весы, которые показывают нагрузку на каждую ось. Допускается погрешность 0,5-3%.
  2. Стационарная. Мощная передвижная (поэтому не любимая водителями) установка, напоминающая огромный фургон, куда машина въезжает и останавливается. Электроника показывает результат безошибочно.

Обе процедуры позволяют достаточно точно установить давление на ось. Если она превышает принятый российский стандарт, водителю выписывается штраф. Штраф градационный, зависит от того, чьё ТС и насколько превышен весовой лимит. При превышении нормы на 2-10%, штраф в 10 000-15 000 руб. получает должностное лицо, а юридическое лицо платит в 10 раз больше. Если норма груза превышена на 50%, штраф вырастает до 45 000-50 000 руб. должностному лицу, а юридическому поднимается до 400 000-500 000 руб. Поэтому прежде, чем сознательно нарушать правила перевозок, убедитесь, получите ли вы выгоду с этого.

Пополнить статистику нарушителей просто. Если перегруз идёт даже на 1 ось, наказание неизбежно. Однако если вы знаете, что везёте допустимый вес, помните, что в вашем праве заявить о несогласии с результатами. Необходимо лишь иметь на руках акты о проверке и добиваться повторного объективного контрольного взвешивания.

Осевая нагрузка – это нагрузка от массы ТС, которая передаётся на плоскость через колёса. Степень распределения массы неравномерная, на переднюю ось она всегда меньше. Точные показатели даёт только взвешивание, а непрофессиональные расчёты грешат показателями, требующими дальнейших уточнений. Допустимую нагрузку на ось грузового автомобиля часто считают с погрешностью.

Масса автомобиля складывается из массы нагрузки на передние и задние оси.

Это наглядно иллюстрируют два простых примера:

  1. Грузовая «Газель» при общем весе в 3500 кг имеет 1200 кг нагрузки на переднюю ось и 2300 кг – на заднюю.
  2. На Камазе – 53 215, распределение выглядит так: 4420 кг (передняя ось) и 15 230 кг (задняя ось).

Для каждой марки машины существуют свои показатели, но сохраняется вышеописанная тенденция – нагрузка на заднюю часть шасси всегда выше. Передние держат лишь кабину и двигатель, на задние давит перевозимый груз.

Все автогрузы разделены на 2 большие группы:

  1. Автомобили с осевой нагрузкой от 6 до 10 тонн, для которых разрешён въезд на дороги 1-III категории.
  2. Автомобили с предельной нагрузкой в 6 т. Их разрешается эксплуатировать на любых дорогах.

Видно, что нагрузка на ось – ключевой весовой параметр автомобиля, который учитывается при его конструировании и использовании.

Стоит рассмотреть алгоритм расчёта нагрузок на оси грузовых автомобилей в России на примере тягача с 3 осями и аналогичного прицепа. Пусть загружен для перевозки груз 20 т.

Необходимо узнать, как будет распределяться нагрузка между шестью осями:

  1. В свидетельстве о регистрации ТС и прицепа берутся точные их массы. Возьмём выдуманные цифры, чтобы легче было считать. Пусть масса автомобиля 10 т, а прицепа – 12 т.
  2. Узнаётся реальный (ключевое слово) вес перевозимого груза, а не тот, что зафиксирован в ТТН. В рассматриваемом случае это 20 т.
  3. Нагрузка на прицеп составляет 75% от общей массы груза и прицепа. Складываются массы автомобиля, прицепа, полученная сумма умножается на 0,75: (12 т + 20 т)х0,75 = 24 т.
  4. Рассчитывается нагрузка на три оси прицепа. Для этого нагрузку на прицеп (24) делят на количество осей (3). Получается по 8 т на ось.
  5. Стоит рассчитать нагрузку на автомобильные оси, на которые приходится 25% от суммы массы прицепа и груза, плюс тоннаж фуры: (12+20)х0,25+10=18 тонн.
  6. Задние оси берут на себя 75% нагрузки, т.е. 18х0,75:2=6,8 т.
  7. Нагрузка на переднюю ось всегда меньше, она включает вес кабины, двигателя, а основной вес распределяется на последующие оси: 18-6,8х2=4,4 т.

Получается некоторое приближённое представление о давлении груза на оси автомобиля: 4,4 + 6,8 + 6,8 + 8 + 8 (тонны). Так считаются (примерные) допустимые нагрузки на ось.

Понятно, что приведённый расчёт – условный, точные цифры покажут только дорожные пункты взвешивания. Но даже такой простой пример позволит подстраховаться и не допустить перегруза.

Коммерсантам, отправляющим груз за территорию РФ, важно знать, какие разрешённые нагрузки на оси грузовых автомобилей предусмотрены в других странах. Нарушителям грозят не только штрафы, но и занесение номера машины, а также её владельца в «чёрный список». Зарубежная служба дорожного движения более систематизирована, имеет общую базу нарушителей, поэтому ни одной машине, ранее попавшейся на превышении веса, не удастся проехать мимо пункта контроля. Штрафы высокие: учитывая курс доллара и евро, плюс плату за перевод в другое государство, штраф может превышать стоимость самого груза. Поэтому прежде чем рисковать, стоить посмотреть интернет-странички со статистикой. В каждой стране свои допустимые нормы.

Например:

  • в Венгрии потенциальная нагрузка на грузовое ТС с двумя осями 20 т;
  • в Германии – 18;
  • в Болгарии – 16.

Существуют чёткие таблицы с распределением нагрузки на все оси для европейских стран.

Есть онлайн-калькуляторы расчёта транспортного веса, но лучше всего обратиться в международные логистические компании, которые знают тонкости передвижения на дороге в «чужой» стране, помогут в оформлении страховки, в прокладывании маршрута, проконсультируют по спорным моментам.

Немного о легковых автомобилях

Перегруз не касается легковых ТС. В данном случае вообще не существует понятия нагрузок по осям. Нет ни одного закона в РФ, который бы регламентировал весовую нагрузку на такое авто.

Хотя дорожный инспектор имеет право остановить легковой автомобиль для осмотра, если видит, что машина:

  • перегружена;
  • транспортируется груз с нарушениями (без соответствующего знака, например).

Неправильно закреплённая вещь или слишком тяжёлый предмет сказываются на манёвренности машины, создают дополнительные рискованные ситуации на дороге.

Ещё одна беда легковых автомобилей – неправильная перевозка пассажиров. В автомобильных документах прописывается, сколько можно провозить людей в машине. Например, в Ниссан Симе, несмотря на большую площадь салона, производитель установил лимит в 4 человека, а Honda-Civic – 5. Хотя поместиться внутри машины может гораздо больше человек, рисковать не стоит. За это предусмотрен штраф.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации эксплуатация грузового транспорта регламентирована различными документами, постановлениями, которые периодически обновляются. Все, кто занимается перевозками, должны следить за нормативной базой, в том числе, за изменениями нагрузки на оси грузовой машины. Незнание, как и несоблюдение правил ведёт к административным наказаниям, облагается штрафом, а в случаях с отягощающими обстоятельствами грозит лишением прав управления транспортом.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ


ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Москва, 1999 г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ
(ФДС России)

ПРИКАЗ

г. Москва

Об утверждении норм «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования»

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности ПРИКАЗЫВАЮ: 1 . Утвердить прилагаемые нормы «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования», согласованные с Минтрансом России и МВД России. 2 . Отделу обеспечения сохранности дорог ФДС России (Сорокин С.Ф.) совместно с Юридическим Управлением ФДС России (Еникеев Ш.С.) согласовать в установленном порядке с заинтересованными министерствами и ведомствами и представить до 1 июня 1999 г. на утверждение руководству ФДС России «Правила пропуска тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» и «Инструкцию о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования». 3 . Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФДС России Урманова И.А. Руководитель В.Г. Артюхов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ

МАКСИМАЛЬНЫЕ МАССЫ И ГАБАРИТЫ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Москва, 1999 г.

1 . Общие положения

1.1 . Положения, изложенные в настоящих нормах, относятся к массе и размерам транспортных средств, разрешенных для использования в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования, установлены исходя из требований обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности. Изложенные ниже ограничения по массе и габаритам транспортных средств не относятся к производству транспортных средств, требования к которому устанавливаются иными стандартами и нормами. 1.2 . Транспортные средства или его части, образующие часть комбинированных транспортных средств, размеры, а также общая масса и осевая нагрузка которых не превосходят значений, установленных разделами 3 , 4 и 5 настоящих норм, допускаются к передвижению по федеральным и территориальным автомобильным дорогам общего пользования. Для остальных автомобильных дорог, запроектированных и построенных на меньшие, чем указанные в разделах 3, 4 и 5 нагрузки, владельцами автомобильных дорог могут устанавливаться иные (меньшие) предельные значения массы транспортных средств, для федеральных автомобильных дорог - Федеральной дорожной службой России, для территориальных автомобильных дорог - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для муниципальных автомобильных дорог - органами местного самоуправления. Решения об уменьшении приведенных ниже размеров и масс транспортных средств принимаются на основании результатов обследования автомобильных дорог и могут носить постоянный или временный характер. При этом орган, принявший такое решение, обязан в установленном порядке установить соответствующие дорожные знаки на автомобильной дороге или ее участке, на котором введены дополнительные ограничения по массе и размерам транспортных средств и проинформировать об этом пользователей автомобильных дорог. 1.3 . Транспортное средство и его часть, образующая комбинированное транспортное средство, масса и/или осевая нагрузка кото рого и/или размер которого превышают максимальные значения, установленные настоящими нормами, могут передвигаться по автомобильным дорогам только при наличии специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке компетентными органами. Движение таких транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в соответствии с «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», утвержденной Минтрансом России 27.05.96 г. 1.4 . Кроме предельных значений общей массы и осевых нагрузок, установленных настоящими требованиями, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для конкретного транспортного средства. 1.5 . Для целей настоящих норм использованы следующие понятия и определения: Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по автомобильным дорогам грузов и пассажиров; Грузовой автомобиль - транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для перевозки грузов; Тягач - транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для буксировки прицепа или полуприцепа; Прицеп - транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов путем буксировки тягачом или грузовым автомобилем; Полуприцеп - специально оборудованное для перевозки грузов, предназначенное для соединения с тягачом таким образом, чтобы часть этого транспортного средства располагалась непосредственно на тягаче и передавала ему значительную долю своего веса; Автопоезд - комбинированное транспортное средство, состоящее из грузового автомобиля и прицепа; Сочлененное транспортное средство - комбинированное транспортное средство, состоящее из тягача, сочлененного с полуприцепом; Автобус - транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа, имеющее более девяти сидячих мест, включая место для водителя; Сочлененный автобус - автобус, состоящий из двух или более жестких секций, соединенных друг с другом и имеющим пассажирский салон в каждой секции, позволяющий пассажирам свободно перемещаться из одного салона в другой; Комбинированное транспортное средство - комбинация грузового автомобиля, состоящего из грузового автомобиля, соединенного с полуприцепом; Максимальная длина, ширина и высота транспортного средства - длина, ширина и высота транспортного средства с грузом или без груза, не превышающая значений, указанных в разделе 3 настоящих норм; Максимальные линейные параметры транспортного средства - линейные параметры, не превышающие значений, указанных в разделе 3 настоящих норм; Максимальная масса транспортного средства - масса транспортного средства с грузом или без груза, которая не превышает значений, указанных в разделе 4 настоящих норм; - масса, передающаяся через ось транспортного средства на поверхность автомобильной дороги, не превышающая нормативного значения; Неделимый груз - груз, который при перевозке по автомобильной дороге не может быть разделен на две или более частей без чрезмерных затрат или риска его порчи и который, будучи погруженным на транспортное средство, будет превышать его максимальные размеры и массу; Воздушная подвеска - система подвески, в которой амортизирующим элементом является воздух; Тележка - две и более осей, имеющих общую подвеску к транспортному средству; Одиночная ось - ось транспортного средства, расположенная на расстоянии более 1,8 м до ближайшей оси этого транспортного средства; Сближенные оси - оси (две или более) транспортного средства, расположенные на расстоянии между ними менее 1,8 м.

2 . Измерение массы и размеров транспортных средств

2.1 . Длина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.1. При этом при измерении длины в соответствии с положениями этого стандарта, не учитываются следующие устройства, смонтированные на автомобиле: устройство для очистки стекол и брызговики; фронтальные и боковые маркировочные пластины; устройства для пломбирования и защитные приспособления для них; устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них; оборудование для электроосвещения; зеркала задней обзорности; приспособления для обзора пространства за автомобилем; воздуховодные трубки; длина клапанов и разъемов для соединения с прицепами или съемными кузовами; ступеньки для доступа в кузов; подъемник для записной автопокрышки; подъемные платформы, ступеньки для доступа и аналогичное оборудование, не превышающее в рабочем положении 200 мм и выполненное таким образом, чтобы они не могли увеличивать предельную массу загрузки автомобиля; сцепные устройства для буксировки транспортных средств или прицепов. 2.2 . Высота транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.3. Причем, при измерении высоты с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве: антенны; пантограф в поднятом положении. Для транспортных средств, имеющих устройство для подъема оси, учитывается эффект от воздействия этого устройства. 2.3 . Ширина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.2. При измерении ширины транспортного средства с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на автомобиле: устройства для пломб и печатей и защитные приспособления к ним; устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них; устройства для опознавания повреждения автопокрышек; выступающие гибкие части брызговиков; осветительное оборудование; ступеньки в рабочем положении, подвесные платформы и аналогичное оборудование, которые в рабочем положении не превышают 10 мм с каждой стороны транспортного средства и обращенные вперед или назад, углы которых имеют закругления радиусом не менее 5 мм, и кромки которых имеют закругления с радиусом не менее 2,5 мм; зеркала для заднего обзора; индикаторы давления в автопокрышках; втягивающиеся или убирающиеся ступени; искривленная часть поверхности автопокрышки, выступающая за точку ее контакта с землей. 2.4 . Осевая масса транспортного средства измеряется при динамической вертикальной нагрузке, передающейся через одиночную ось на поверхность автомобильной дороги, от груженого автомобиля. Измерение производится специальными автомобильными весами, прошедшими аттестацию в установленном порядке. Осевая масса тележки, расположенной на одной подвеске, с учетом конструкции транспортного средства, определяется как сумма измерений массы каждой из осей, входящих в тележку. 2.5 . Полная масса транспортного средства или его части, образующей часть комбинированного транспортного средства, определяется как сумма измеренных масс всех осей транспортного средства или его части.

3 . Максимальные размеры и другие параметры транспортных средств

Максимальные размеры транспортных средств с учетом размеров съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры, не должны превышать приведенных ниже значений. 3.1 . Максимальная длина: грузового автомобиля - 12,00 м прицепа - 12,00 м сочлененного транспортного средства - 16,5 м сочлененного автобуса - 18,00 м автопоезда - 20,00 м 3.2 . Максимальная ширина: всех транспортных средств - 2,50 м 3.3 . Максимальная высота - 4,00 м 3.4 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью полуприцепа не должно превышать 12,00 м. 3.5 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда от внешней передней точки кузова или площадки для установки груза за кабиной до задней внешней точки прицепа, минус расстояние между задней частью тягача и передней частью прицепа не должно превышать 15,65 м. 3.6 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки полуприцепа не должно превышать 16,40 м. 3.7 . Установленный в кузове транспортного средства груз не должен выступать за заднюю внешнюю точку автомобиля или прицепа более чем на 2,00 м. 3.8 . Расстояние между задней осью грузового автомобиля и передней осью прицепа должно быть не менее 3,00 м. 3.9 . Горизонтально измеренное расстояние между осью шарнирного крепления полуприцепа и любой точкой передней части полуприцепа не должно превышать 2,04 м. 3.10 . Любое транспортное средство при движении должно обеспечивать возможность поворота в пределах пространства, ограниченного внешним радиусом 12,50 м и внутренним радиусом 5,30 м. 3.11 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью комбинированного транспортного средства не должно превышать 12,00 м.

4 . Нормативная общая масса транспортных средств*

* Нормативные общие массы транспортных средств не допускается превышать более чем на 20 %.

Таблица 4.1

Тип автотранспортного средства

Нормативная общая масса автотранспортного средства, т

Грузовые автомобили а) двухосный автомобиль
б) трехосный автомобиль
г) четырехосный автомобиль с двумя ведущими осями, каждая из которых состоит из двух пар колес и имеет воздушную или эквивалентную ей подвеску
Транспортные средства, образующие часть комбинированного транспортного средства а) двухосный прицеп
б) трехосный прицеп
Комбинированные транспортные средства Сочлененные транспортные средства
а) двухосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,2 м и более
б) двухосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 м и более
в) трехосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,7 м и более
г) трехосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 и более
д) транспортное средство, состоящее из 18-ти тонного грузовика и 20-и тонного полуприцепа в случае, если транспортное средство имеет ведущую ось, состоящую из спаренных колес и оборудована воздушной или эквивалентной ей подвеской при общей базе 13,3 м и более
Автопоезда а) двухосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 12,1 м и более
б) двухосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
в) двухосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 16,5 м и более
г) трехосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
д) трехосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 15,9 м и более
е) трехосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 18 м и более
Автобусы а) двухосный автобус
б) трехосный автобус
в) трехосный шарнирно сочлененный автобус
г) четырехосный шарнирно сочлененный автобус

5 . Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств

Таблица 5.1 .

Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств *

* Осевые нагрузки автотранспортных средств не должны превышать нормативные осевые нагрузки более чем на 40 %.

Типы осей транспортных средств

Расчетная осевая нагрузка, на которую рассчитана дорожная одежда, тс

двухскатные

односкатные

Одиночные оси
Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, ведущие оси грузовых автомобилей и автобусов при расстояниях между осями:
г) равном или более 1,8 м
Строенные оси прицепов и полуприцепов при расстояниях между осями:
а) более 0,5 м, но менее 1,0 м
б) равном или более 1,0 м, но менее 1,3 м
в) равном или более 1,3 м, но менее 1,8 м
г) равном или более 1,8 м
- то же, при креплении на воздушной или эквивалентной ей подвеске
5.8 . Вес, передающийся на ведущую или ведущие оси автомобиля или комбинированного транспортного средства не должен быть менее 25 % от суммарного веса автомобиля или комбинированного транспортного средства.
1. Общие положения. 2 2. Измерение массы и размеров транспортных средств. 3 3. Максимальные размеры и другие параметры транспортных средств. 4 4. Нормативная общая масса транспортных средств. 5 5. Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств. 6

За перегруз автотранспорта КоАП предусматриваются штрафные санкции. Какая масса грузового автомобиля допустима правилами и как правильно ее проверить? Что считается перегрузом и каково наказание за перегруз транспортного средства, читайте в нашей большой статье.

Что проверяется и в соответствии с чем

Контроль за большегрузами в РФ производится Госавтоинспекцией в соответствии со следующими нормативными актами:

- Федеральный закон №257.

Постановление Правительства №272.

Данными нормативными актами установлены:

- допустимые массы транспортных средств (далее ТС) с прицепами или без них;

Предельно допустимые нагрузки на оси ТС;

Разрешенные перегрузы;

Правила транспортировки грузов, превышающих допустимые нормы.

Проверка ТС производится по приказу Министерства транспорта Российской Федерации №119 от 29 марта 2018 года, в ходе которой проверяется несколько параметров:

- разрешенная максимальная масса;

Допустимая масса ТС;

Допустимые осевые нагрузки ТС.

Разрешенная максимальная масса устанавливается заводом-изготовителем ТС (указывается в ПТС). Она обусловлена технической возможностью ТС безопасно перемещаться по дорогам общего пользования.

Допустимая масса ТС – это максимально допустимая величина полной массы ТС, которая зависит от вида ТС и количества установленных осей.

Допустимые массы одиночных автомобилей и автопоездов седельных и прицепных указаны в приложении №1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.

Например, если масса четырехосного одиночного автомобиля составляет более 32 т, то для его проезда требуется оформление специального разрешения, в котором указывается маршрут движения и время отправки и прибытия.

На практике получить такое разрешение не так просто и требуется время на его оформление. Поэтому многие передвигаются на свой страх и риск без оформления.

Допустимая осевая нагрузка ТС – это максимально допустимая величина нагрузки, которая передается на дорогу колесами одной оси автомобиля или группой осей.

Допустимые осевые нагрузки транспортных средств указаны в приложения №2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом.

В соответствии с пунктом №19 Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №119 от 29 марта 2018 года при осуществлении весогабаритного контроля допускается неравномерное распределение осевых нагрузок в группе осей в соответствии с нормами, установленными примечаниями к приложению №2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. При этом в случае отсутствия превышения суммарной нагрузки на группу осей:

- превышение допустимой осевой нагрузки отсутствует, если нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую нагрузку на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось;

Выбор соответствующей (односкатной или двускатной) одиночной оси осуществляется способом прямого сопоставления (если максимально нагруженная ось группы осей - двускатная, то она сопоставляется с соответствующей двускатной одиночной осью независимо от наличия в группе сближенных осей одиночной оси);

Превышение допустимой осевой нагрузки фиксируется, если нагрузка на наиболее нагруженную ось превышает допустимую нагрузку на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось. При этом процент превышения определяется как соотношение нагрузки на наиболее нагруженную ось к допустимой нагрузке на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось.

МАКСИМАЛЬНАЯ ОСЕВАЯ НАГРУЗКА ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРОЕЗДА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АВТОТРАНСПОРТА ПО ДОРОГАМ.

Эти ограничения обозначаются соответствующими дорожными знаками, например, при введении ограничения в 5 т на ось выставляется следующий знак:

Знак 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства»

Где и как проверяется перегруз (допустимая нагрузка)

Перегруз проверяется на постах весового контроля трех видов:

- на стационарных постах, которые устанавливаются в определенных местах (как правило, при выезде или подъезде к населенному пункту). На таких видах постов весового контроля передвижение оборудования с места на место запрещено;

На передвижных постах, оборудованных на базе грузового фургона. Передвижные посты могут в соответствии с регламентом менять свое место расположения;

На автоматических с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Весовой контроль может осуществляться тремя способами:

- динамическим – ТС производит движение в определенном месте, оснащенном специальными датчиками со скоростью не более 5 км/ч.

Статическим – измерения производятся на весах после полной остановки ТС. Такой способ позволяет более точно определить исследуемые параметры.

Автоматическими средствами – измерения производятся работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами при скорости ТС от 5 до 140 км/ч.

Стационарный пост весового контроля

Передвижной пост весового контроля

автоматический пост весового контроля

Какой допустимый перегруз, в том числе на ось

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Федерального закона №257 водителям запрещается движение по автомобильным дорогам на ТС, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на 2% превышают допустимую.

В соответствии с пунктом 7 статьи 31.1 Федерального закона №257 от платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, освобождаются:

- транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;

Специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;

Специальные транспортные средства, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники.

Обращаем Ваше внимание, что для постов весового контроля с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №119 от 29 марта 2018 года установлены следующие погрешности измерения:

Погрешности измерений для автоматических постов весового контроля

Как проверить соответствие крана допустимым нагрузкам

Рассмотрим вышеизложенное на примере крана КС-55713-5В. Наш кран имеет 3 оси с односкатной ошиновкой. Получаем из таблицы приложения №1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом значение допустимой массы ТС – 25 т. Полная масса нашего крана – 21,5 т.

После проверки соответствия массы ТС проверяют соответствие нагрузок на оси. У нашего крана расстояние от первой (одиночной) оси до ближайшей оси задней тележки более 2,5 м, расстояние между сдвоенными осями задней тележки – 1,32 м. Из таблицы приложения №2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом получаем значение допустимой нагрузки для передней оси – 9 т, а для задней тележки – 15 т (односкатная ошиновка). У нашего крана нагрузка на переднюю ось не превышает 6,5 т, а на заднюю тележку не превышает 15 т.

В результате проверки можно увидеть, что наш кран не превышает допустимых значений по массе и нагрузкам на оси, из чего следует, что он может передвигаться по дорогам без специального разрешения.

Для разрешения спорных ситуаций на дорогах АО «ГАКЗ» подтверждает данные по нагрузкам на оси протоколом взвешивания сертифицированного испытательного центра, который прикладывается к сопроводительной документации на кран.

Что делать, если распределение нагрузки на оси задней тележки неравномерное

Разберем этот вопрос на примере. Допустим, в результате взвешивания крана КС-55713-5В нагрузки на оси задней тележки составили 7,9 т и 7,1 т (суммарно 15 т). Данный результат может расцениваться сотрудниками ГИБДД как превышение допустимой нагрузки на ось, поскольку нагрузка на оси неравномерна. Такая трактовка ОШИБОЧНА.

В соответствии с п. 19 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации №119 от 29 марта 2018 года превышение допустимой осевой нагрузки отсутствует, если нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую нагрузку на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось.

Найдем допустимую нагрузку на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось. Для этого обратимся к таблице приложения №2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. Из таблицы следует, что для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн/ось допустимая осевая нагрузка для одиночной оси составляет 9 т (10 т для двускатной ошиновки).

Возвращаемся к нашему крану. Нагрузки 7,9 т и 7,1 т осей задней тележки не превышают допустимую осевую нагрузку для одиночной оси 9 т. Суммарная нагрузка 15 т на заднюю тележку также соответствует требованиям по нагрузкам. Из этого следует, что, несмотря на неравномерное распределение нагрузки, превышение допустимых нагрузок ОТСУТСТВУЕТ.

Также следует отметить, что, после проведения взвешивания, из полученных результатов, в обязательном порядке, вычитается погрешность измерения в зависимости от типа поста весового контроля.

Какие штрафы за перегруз ТС в 2018 году

За нарушение правил перевозки грузов в части допустимой массы и допустимых осевых нагрузок предусмотрены штрафные санкции. Размеры штрафа за перегруз указаны в статье 12.21.1 КоАП РФ. За передвижение без специального разрешения, либо за превышение значений массы и осевых нагрузок, указанных в специальном разрешении, предусмотрены следующие виды наказания:

В соответствии с п. 11 Ст. 12.21.1 превышение нагрузок, предписанных дорожными знаками, при передвижении без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

За нарушения, предусмотренные статьей 12.21.1 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

О чем следует помнить

Если вы уверены в своей правоте и отсутствии перегруза, стоит обратить внимание на оборудование, которым делались замеры. Оно должно быть в исправном состоянии, сертифицировано как средство измерения и иметь метрологическую поверку.

Обращаем Ваше внимание, что значение масс, получаемых на весовых пунктах ГИБДД не всегда совпадают со значениями массы кранов, указанных в ПТС или документах на кран. Основной причиной этого является неправильная методика взвешивания по осям ТС на дорожных пунктах весового контроля, оборудованных недостаточным количеством лодометров (лодометр при взвешивании должен устанавливаться под каждую ось шасси) или стационарными весами с большим перепадом уровня пола и поверхности весов. В результате заезда крана одной осью на лодометры или стационарные весы, масса крана перераспределяется в сторону взвешиваемой оси, из-за чего показания на нее превышают данные, указанные заводом-изготовителем.

При неправильной методике взвешивания нагрузка на одну ось может увеличиваться на 0,5-0,6 т, тогда как приращение к общей массе трехосного крана (при сложении масс, приходящихся на оси по отдельности) может составить около 1,5-1,8 т. Так же результаты взвешивания зависят от давления в шинах и правильной работы балансирной тележки шасси.

В зависимости от особенностей конструкции автомобиля и под воздействием дополнительной горизонтальной нагрузки при торможении, одна и та же ось ТС, при изменении своего положения, может воздействовать на дорожное полотно и весы с разной нагрузкой.

Для соблюдения требований ФЗ РФ №257 от 08.11.07 при эксплуатации кранов АО "ГАКЗ", которые имеют транспортные комплектации с разрешенными нагрузками на оси шасси завод-изготовитель рекомендует следующие мероприятия:

1) Когда показания между осями на балансирной тележке имеют большое расхождение (более 200 кг) требуется изменить схему заезда на лодометры. Например, заезжать на лодометры несколько раз с различным направлением движения (вперед и назад). При этом особое внимание обратить на плавность торможения и работу подвески шасси. ТС при взвешивании не должно стоять на тормозе (ни на рабочем, ни на стояночном).

2) Вовремя проводить техническое обслуживание. Обращать внимание на работу подвески, особенно балансирной тележки.

3) Соблюдать транспортные комплектации, предусмотренные производителем.

4) Не перегружать кран дополнительными приспособлениями, тарами с ГСМ и т.д.

5) Для предотвращения спорных ситуаций на дорогах или судах ссылаться на результаты протоколов взвешивания испытательных центров (прикладываются к каждому крану).

6) Грязь на кране дает значительную прибавку массы. В некоторых случаях увеличение фактической массы автокрана составляет до 1,5 т. Рекомендуем следить за чистотой своего транспортного средства.

7) Взвешивание на лодометрах или стационарных весах должно происходить при статической нагрузке (кран без движения), при этом важно соблюдать временной интервал после остановки транспортного средства, рекомендованное значение не менее 30 сек.

В недалеком будущем автовладельцам предстоит столкнуться и с автоматической системой весового контроля и видеофиксации, которая сможет осуществлять замеры на скорости до 140 км/ч. Квитанция со штрафом будет направляться по аналогии с направляемыми за превышение скорости.