Автомобиль заз 965 технические характеристики. Горбатый "Запорожец": фото, характеристики, отзывы

"Горбатый" ЗАЗ - советский легковой автомобиль категории «А». Годы производства - 1960-1969. За это время было выпущено более 322 тысяч экземпляров. Объем багажника составляет сто литров, привод - задний. В качестве силового агрегата используется бензиновый мотор с четырехскоростной механической трансмиссией. Расход горючего по городу - порядка 7 литров на 100 км. Предельный скоростной порог машины - 90 км/ч. В народе его также называют «клоп», «жужик», «слоненок». Рассмотрим его особенности, характеристики и возможности тюнинга.

История создания

Специалистами НАМИ для "горбатого" ЗАЗа был сконструирован 746-кубовый V-образный мотор с четырьмя цилиндрами. Двигатель имел уникальную конструкцию с валами литого типа. Параметры новой силовой установки для того времени выглядели весьма пристойно. Монтировался он сзади, собирался на Запорожском комбинате, а потом дорабатывался в Мелитополе на МеМЗ.

Несколько месяцев проходили непростые внутренние испытания агрегата. На них два опытных авто наездили 5 и 14 тысяч километров. Затем прошел прием транспорта специальной межведомственной комиссией. Были указаны замечания, что расчетный вес больше на 54 килограмма, а высота кузова не соответствует чертежам (отличается почти на 300 миллиметров). После устранения недоработок "горбатый" ЗАЗ пошел в серийное производство (1960 г.). Цена машины составила 18 тысяч рублей, что в полтора раза дешевле 407-го «Москвича». В конце 1962 года инженеры усовершенствовали мотор, увеличив цилиндры до 72 мм, объем - до 887 куб. см, мощность - до 27 лошадиных сил.

Конструкция

С первых лет выпуска рассматриваемый автомобиль полюбился покупателям и не вызывал серьезных нареканий. "Горбатый прекрасно зарекомендовал себя при передвижении по сельским и проблемным дорогам. Хорошая проходимость обеспечивается наличием гладкого днища, независимой подвески на всех колесах, а также приличной нагрузкой на ведущие элементы. Даже если доводилось застрять в болоте или снегу, проблем с тем, чтобы выбраться, не было. Масса машины всего 665 кг, вытолкать ее могли запросто два человека.

Отличительной чертой «жужика» была возможность езды между грубыми колеями, оставленными грузовиками. Другим легковым машинам это было не под силу. Владельцев "горбатый" ЗАЗ радовал не только хорошей маневренностью, но и прочным кузовом, экономичностью и простотой обслуживания силового агрегата.

Экстерьер

Создавая дизайн автомобиля, конструкторы не придавали особого значения декоративным элементам и широкому дополнительному функционалу. Это и неудивительно, ведь основной задачей было создание бюджетной модели для широких слоев населения. Закрытый выполнен из цельного металла, что делало его несколько раздутым. Фронтальная часть выделялась парой складок оригинальной симметричной формы.

Искривленные переходы этих элементов обладали небольшим радиусом, а колесные кромки слегка выступали. На колпаках имелись три головки болтов, а у задних колес был заметный развал. Силовой агрегат размещался сзади, соответственно, багажник перенесен вперед. Его крышка закрывалась изнутри.

Интерьер

ЗАЗ "горбатый", фото которого представлено выше, оборудовался регулируемыми передвижными раздельными сиденьями. Заднее кресло в виде дивана было довольно удобным. Среди полезных аксессуаров можно отметить козырьки против солнца, карманы на дверях, электрическое оборудование на 12 вольт с однопроводной схемой.

В салоне авто преимущество отдавалось минимализму. За рулевой колонкой разместилось несколько контрольных приборов, с правой стороны - зажигание, регулировочные кнопки, радио и обогреватель. Ветровое стекло гарантировало приемлемую обзорность, на боковых элементах присутствовали форточки в виде уголков. Хоть рассматриваемая машина и имела всего две двери, она относилась к полноценному четырехместному классу.

Посадка на заднее сидение производилась посредством складывания вперед переднего пассажирского кресла. К минусам можно отнести высокую шумность, слабую звукоизоляцию салона, распахивание дверей в обратную сторону и размещение топливного бака спереди, что опасно при столкновении.

ЗАЗ "горбатый": технические характеристики

Основной деталью корпуса стал картер. В его внутренней перегородке предусмотрена специальная полость для опоры цельного подшипника. На стенках картера имеется крепление для распределительного вала, сверху - 4 отверстия для монтажа цилиндров с алюминиевыми головками и охладительными ребрами. Впускных канала четыре, выпускных - два.

Коробка передач с четырьмя диапазонами имеет два вала и три хода. Одна передача - задняя, остальные оснащены синхронизаторами. Муфты узла перемещаются при помощи вилок и штоков. Система охлаждения имеет склонность к перегреву, особенно при длительных переездах.

Фронтальная подвеска позаимствована у авто «Фольксваген Жук». В нее входит пара поперечных торсионов с четырьмя рычагами. К ним дополнительно подсоединяются кулаки ведущих колес. Задний узел - это два диагональных рычага с полуосями. В дальнейшем инженеры изменили конструкцию на косой рычажный блок с шарнирами на полуосях.

Основные параметры

Ниже приведены главные характеристики, которые имеет ЗАЗ "горбатый", фото которого представлено в статье:

  • Длина/ширина/высота - 3,3/1,39/1,45 м.
  • Тип кузова - седан цельнометаллический двухдверный.
  • Вентиляция - местного типа.
  • Масса - 665 кг.
  • Колея колес (передних/задних) - 1,15/1,16 м.
  • Клиренс - 17,5 см.
  • Радиус поворота минимальный - 5 м.
  • Предельная скорость - 100 км/ч.
  • Силовой агрегат - бензиновый мотор с атмосферным охлаждением и верхним размещением клапанов.
  • Компрессия - 6,5.
  • Сцепление - сухой однодисковый узел.
  • Тип карбюратора - вертикальный с подающим потоком.
  • Тормоза - колодки.
  1. Сборка двигателя ЗАЗ "горбатого" осуществлялась одновременно двумя производителями.
  2. В Одессе машину часто называли «еврейским танком».
  3. Среди прозвищ автомобиля были такие: «малыш», «зазик», «запор».
  4. "Горбатый" стал последним советским авто, двери которого открывались против движения.
  5. Устойчивые воздухозаборники называли «терками Вассермана», в честь их изобретателя.

Модификации

Известно несколько разработок рассматриваемой машины. Среди них:

  • 965АБ - с ручным управлением.
  • 965АР - спецмашина для инвалидов с одной травмированной рукой либо ногой.
  • 965С - почтовый фургон с правым рулем.
  • 965Э «Ялта» - экспортная модель, поставляемая в Финляндию и Бельгию. Имела лучшее оснащение, шумоизоляцию и отделку салона.
  • «Пикап» - выпускался для внутреннего пользования на заводе.

ЗАЗ "горбатый": тюнинг

Для проведения правильной модернизации рассматриваемого автомобиля потребуется создать эскизы на бумаге или в 3D-формате. Это позволит увидеть общую картину от ожидаемого тюнинга. Проект даст возможность определиться с комплексом работ и дальнейшими действиями. Как правило, подвергаются изменениям ступицы, устанавливаются барабанные диски с вентиляцией, а также на задней подвеске меняются штатные пружины на более жесткий вариант. Спереди можно смонтировать подвеску от ЗАЗ-968. "Горбатый" после этого станет выносливее и жестче.

Снизить расход топлива позволят новые шатуны, расточка впускного и выпускного коллектора, установка насоса с «восьмерки» и карбюраторного обнулителя. При этом мощность силового агрегата увеличится. Часто прибегают к установке дисковых колес, что обеспечивает лучшую устойчивость на поворотах, облегчая управление.

Усиление двигателя

Повышение показателей мощности мотора - весьма оправданная операция. Ведь родная установка имеет мощность всего три десятка «лошадок» при скоростном максимуме 100 км/ч. С учетом того, что мотор находится сзади, необходимо подобрать подходящую коробку скоростей, рассчитанную на задние силовые агрегаты.

Узел трансмиссии подойдет с более поздних версий "Запорожцев", а также от фургонов «Фольксваген», «Порш» и «Татра». Если установить двигатель МеМЗ-968, вы получаете усиление мощности до 45 лошадиных сил. Правда, потребуется заменить родной карбюратор двухкамерным аналогом «вазовского» типа. Можно зафиксировать его прямо в багажнике. Печь также желательно поменять на улучшенную отопительную систему.

Кузов

Подвергается рестайлингу и кузов автомобиля ЗАЗ "горбатый". Тюнинг, фото которого представлено выше, позволяет улучшить аэродинамику и внешний вид. Поскольку на рассматриваемой машине двери открываются в обратную сторону, что опасно при возникновении непредвиденных дорожных ситуаций, лучше перевесить эти элементы с задних навесов на передние петли. Устаревший замок также заменяется современным вариантом.

Внешняя модернизация также включает в себя расширение колесных арок для резины типа 195/60/R14. Чтобы увеличить оригинальность автомобиля и очистить поступающий воздух, заборники монтируются сверху. Кроме того, устанавливается кенгурятник, антикрылья, боковые дуги, аэродинамический обвес из пластика. В таком оформлении машина будет смотреться великолепно и очень стильно.

Салон

Этот элемент советского автомобиля морально устарел уже давно. Он и прежде не отличался высоким комфортом для пассажиров и водителя. Усовершенствовать салон ЗАЗ-965 не так уж и сложно. Устанавливают новые сиденья, руль спортивного типа, индикаторы давления масла и прочих рабочих показателей, включая датчик температуры и уровня горючего.

На потолке можно приспособить отделку из натуральной черной или красной кожи, а на пол постелить ковролин с похожими оттенками. Также следует заменить дверную обшивку, педали. Если нет желания выбрасывать штатные сиденья, следует произвести их качественную обшивку. Если вы не уверены в собственных силах, доверьте перетяжку салона специалистам.

Электрооборудование

Электроника на рассматриваемой машине имеет напряжение 12 В, питается посредством однопроводной системы. В качестве осветительных элементов подойдут фары от ИЖ-12. В начале усовершенствования следует снять родную оптику. Для этого подвижное гнездо вынимается, отцепляются провода, отпиливается язычок сверху «глазницы». Затем берется круглая фара от «Москвича», примеряется к установочному месту. Намечается шесть отверстий, два из которых делаются большего диаметра для регулируемых фишек.

Расположение элемента будет вертикальным, поэтому необходимо сточить язычок. Снимается оптический элемент и регулировочные фишки. Провода выводятся в штатные гнезда. Крепится фара при помощи болтов, заведенных изнутри и наружных гаек. После этого оптика монтируется и прижимается контрольными гайками. Выпирающие части болтов спиливают. Для внешней окантовки подойдет обод с 968-й модели. При правильном проведении манипуляций появится возможность установки галогенных регулируемых ламп.

Дополнительно

Для усиления качества блока охлаждения двигателя можно смонтировать пару радиаторов от «Форда» или «Таврии». Новый ЗАЗ "горбатый" станет еще привлекательнее и практичнее, если установить трансмиссию, например, от ВАЗ-2108 с пятью диапазонами. Внешние изменения преимущественно связаны с перекраиванием остова под новый мотор, поскольку арки колес расширяются, а задняя ось автомобиля переносится.

..

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОМОБИЛЯ ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

Общие данные

Вес автомобиля (без полезной на-
грузки, масла, бензина, запасного ко-
леса, комплекта инструмента, деталей
и узлов системы отопления кузова)

610 кг (+18 кг)

Вес снаряженного автомобиля:
без нагрузки

с полной нагрузкой

Распределение веса снаряженного
автомобиля с полной нагрузкой по
осям:

на переднюю ось

на заднюю ось

Габаритные размеры (номинальные):

высота (без нагрузки)

База (расстояние между осями)

Колея передних колес (по грунту)

Колея задних колес (при полной
статической нагрузке)

Дорожный просвет (под кронштей-
нами передней подвески при полной
нагрузке)

Наименьший радиус поворота (по
следу наружного переднего колеса)

Углы свеса (с полной нагрузкой):
передний

Наибольшая скорость на горизон-
тальном участке ровного сухого шос-
се при нагрузке двух человек (вклю-
чая водителя)

Применяемое топливо

Бензин автомобильный А-72 или А-76
(ГОСТ 2084-67)

Контрольный расход бензина на 100 км пробега летом для исправного, про-
шедшего обкатку автомобиля, с полной нагрузкой, при постоянной скорости -
35-40 км/час на 4-й передаче на горизонтальном и ровном шоссе - 5, 5 л.

Примечание. Контрольный расход бензина является показателем,
определяющим исправность автомобиля, и эксплуатационным расходом
топлива служить не может.
Норму эксплуатационного расхода топлива завод не устанавливает.


Двигатель

Тип двигателя

Бензиновый, четырехтактный, карбю-
раторный, с верхним расположением
клапанов, воздушного охлаждения

Число и расположение цилиндров

4. V -образное, угол развала цилиндров

Диаметр цилиндра

Ход поршня

Рабочий объем цилиндров

887 см3

Степень сжатия (номинальная)

Мощность максимальная, (при
4000-4200 об/мин)

Крутящий момент, максимальный
(при 2800-3000 об/мин)

Порядок работы цилиндров

Удельный расход топлива, мини-
мальный

275 г/э л. с. час

Цилиндры

Чугунные, с ребрами охлаждения, раз-
дельные

Картер коленчатого вала

Туннельного типа из магниевого сплава

Головки цилиндров

Из алюминиевого сплава, съемные,
общие на каждые два цилиндра, гнезда
клапанов вставные, из отбеленного чу-
гуна

Из алюминиевого сплава, имеют два
компрессионных и два маслосъемных
кольца

Коленчатый вал

Из магниевого чугуна, литой, трехопорный

Коренные подшипники

Три, из алюминиевого сплава

Верхние, расположены наклонно в го-
ловках цилиндров

Шатунные подшипники

Тонкостенные, из стальной ленты, за-
литой алюминиевым сплавом

Фазы газораспределения

Впускные клапаны: открытие 10° до
ВМТ, закрытие 45° после НМТ; выпуск-
ные клапаны: открытие 45° до НМТ,
закрытие 10° после ВМТ

Газопровод впускной

Общий на четыре цилиндра

Система смазки

Комбинированная: под давлением и
разбрызгиванием

Очистка масла

Центрифугой на коленчатом валу

Масляный насос

Шестеренчатый, привод от коленча-
того вала двигателя

Охлаждение двигателя

Воздушное, принудительное

Вентилятор

Осевой, расположен на валу якоря
генератора

Охлаждение масла

Воздушно-масляным радиатором

Карбюратор

Вертикальный, с падающим потоком
К- 125

Воздушный фильтр

Комбинированный инерционно-масля-
ный, с фильтрующим элементом

Бензиновый насос

Диафрагменный, имеет рычаг для руч-
ной подкачки горючего

Вентиляция картера

Открытая


Силовая передача

Сцепление

Однодисковое, сухое. Наружный диа-
метр ведомого диска 170 мм

Коробка передач

Трехходовая, четырехступенчатая.
Имеет четыре передачи вперед и одну
назад. Шестерни второй, четвертой и
третьей передач косозубые и снабжены
синхронизаторами

Передаточные числа

Первая передача - 3, 73: 1

вторая передача - 2, 29: 1
третья передача - 1, 39: 1
четвертая передача - 0, 964: 1
задний ход - 4, 76: 1

Главная передача

Пара конических шестерен со спираль-
ными зубьями: передаточное число -
4, 63: 1 (37 и 8 зубьев)

Дифференциал

Конический, с двумя сателлитами

Полностью разгруженного типа

Передача толкающих усилий

Рычагами задней подвески

Ходовая часть

Низкого давления, бескамерные, раз-
мер 5, 20-13

Ступицы передних колес

Литые из ковкого чугуна вместе с тор-
мозным барабаном

Подвеска передних колес

Независимая, торсионная, работает

Подвеска задних колес

Независимая; пружинная, работает
совместно с двумя амортизаторами

Амортизаторы

Гидравлические, поршневые, двусто-
роннего действия, телескопического типа

Рулевое управление

Колодочные на четыре колеса

Приводы тормозов

1. Ножной - гидравлические, действует
на все колеса от педали
2. Ручной - тросовый, действует на
задние колеса

Электрооборудование

Система проводки

Однопроводная, «минус» соединен с
массой

Номинальное напряжение

Генератор

Типа Г -501, переменного тока, трехфаз-
ный, мощностью 250 вт, или Г-502 с
встроенным кремниевым выпрямителем.

Выпрямитель

Типа В-310, селеновый, для генера-
тора Г-501.


Реле-регулятор

Типа РР-310, состоит из вибрационно-
го регулятора напряжения и реле вклю-
чения

Реле блокировки

Типа РБ-1, состоит из электромагнит-
ного реле и выпрямительного моста из
диодов, для питания электромагнитного
реле

Аккумуляторная батарея

Типа 6-СТ-42, емкостью 42 а ч

Катушка зажигания

Распределитель зажигания

Типа Р-114 с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажига-
ния и октан-корректором

Свечи зажигания

Типа А6УС с резьбой СП-М14Х 1, 25 мм

Датчик указателя температуры масла

Типа ТМ-101

Датчик аварийного давления масла

Типа ММ- 102, отрегулирован на дав-
ление 0, 4 - 0, 7 кг/см2

Типа СТ351Б, последовательного воз-
буждения, мощностью 0, 6 л. с., с элек-
тромагнитным тяговым реле PC 900A
Управление тяговым реле - дистанцион-
ное, от замка зажигания
В цепи управления предусмотрено до-
полнительное реле (типа РС-502) и реле-
блокировки РБ-1, защищающие стартер
от разноса при передержке включения и
защищающие контакты клеммы «СТ»
замка зажигания от подгорания.
Дополнительное реле расположено на
стенке моторного отсека

Тип ФГ-110, с двухнитевой лампой
дальнего и ближнего света 60 и 40 св.

Подфарники

Типа ПФ-215, с двухнитевыми лампа-
ми: для света стоянки 4 св. и для ука-
зателя поворота 32 св.

Задние фонари

Типа ФП-225 - левый, ФП-225-Б -
правый; с двухнитевыми лампами: для
света стоянки 4 св., для указателя по-
воротов 32 св. и однонитевой лампой
для стоп-сигнала 21 св.

Фонарь номерного знака

Имеет одну лампочку в 3 св.

Центральный переключатель света

Типа П-38, имеет три положения ру-
коятки: освещение выключено, включен
свет для городской езды, включен свет
для загородной езды; имеется реостат
для регулирования освещения шкал щит-
ка приборов

Ножной переключатель света для
ЗАЗ-965А

Типа П-39 (переключает дальний-
ближний свет фар или ближний свет
фары - подфарники).

Ручной переключатель света для
ЗАЗ-965АБ

Типа П46-Б2

Подкапотная лампа

Типа ПД1-М с лампой в 6 св.

Тепловой предохранитель

Биметаллический ПР-2Б, в цени осве-
щения установлен под панелью прибо-
ров на кронштейне подшипника рулево-
го вала

Плавкие предохранители

Типа ПР-103. В цепях: сигнала, при-
боров, стеклоочистителя; блок предохра-
нителей расположен в багажнике на
щитке передка


Щиток приборов КП-211А содержит:
указатель уровня бензина, указатель
температуры масла, указатель поворотов
и дальнего света фар, спидометр с сум-
марным счетчиком пройденного пути;
комбинация освещается лампой в 1 св.

Фонарь контрольной лампы аварийного давления масла

Типа ПД20-В с лампой в 1 св.

Стеклоочиститель

Типа СЛ-210, электрический с двумя
щетками. Имеет переключатель на два
положения: включено и выключено

Типа ПК-110, один, с лампой 3 св., с выключателем

Включатель стоп-сигнала

Типа ВК-12, включает стоп-сигнал при
нажатии на, педаль тормоза; расположен
на главном тормозном цилиндре

Звуковой сигнал

Типа С-44, электромагнитный, вибра-
ционный. Расположен на панели передка
в багажнике

Контрольная спираль накала свечи
отопителя,

Накаляется при включении отопителя
в течение 12 - 20 сек. Установлена под
панелью приборов

Фонарь контрольной лампы отопи-
теля

Типа ПД-20Б, загорается в момент на-
чала работы отопителя (по истечении
45 -60 сек после включения), в 1 св.

Включатель отопителя

Типа П-300, имеет три положения

Штепсельная розетка

Прерыватель указателей поворотов

Типа РС-57Б, расположен слева под
панелью приборов

Замок зажигания и включатель
стартера

Типа ВК21-Д, расположен на панели
приборов

Датчик указателя уровня бензина

Типа БМ-110А

Переключатели (для указателя по-
воротов и включателя стеклоочисти-
теля)

Типа П-17А

Гибкий вал привода спидометра

Типа ГВ-120, длина вала 2530 мм

Тип кузова

Закрытый, двухдверный, цельнометал-
лический, несущий

Оборудование кузова

Багажник в передней части, зеркало
заднего вида, два противосолнечных ко-
зырька, стеклоомыватель, коврики на
полу

Передние - мягкие, из губчатой рези-
ны, раздельные, регулируемые в про-
дольном направлении под рост водителя
и пассажира. Спинки сидений имеют
регулируемый наклон и откидываются
назад для устройства спальных мест
Заднее - мягкое, пружинное, с двух-
местной сплошной подушкой и спинкой

Вентиляция кузова

Местная, бессквозняковая, осуще-
ствляется поворотом части стекол две-
рей или опусканием стекол в дверях

Отопление кузова

Осуществляется независимым отопи-
телем, где воздух подогревается и по-
дается в кузов и на обдув ветрового
стекла


Оборудование

Заправочные емкости и нормы

Бензиновый бак

Система смазки двигателя

2, 8 л (2, 5 кг)

Воздушный фильтр

Картер коробки передач и главной
передачи

1, 5 л (1, 3 кг)

Картер рулевого механизма

Ступица передних колес

100 г (каждая)

Система гидравлического привода
тормозов

Передние амортизаторы

185 см3 (каждая)

Задние амортизаторы

145 см3 (каждая)

Регулировочные данные

Зазор между стержнем клапана и
носком коромысла (на холодном дви-
гателе)

Для впускных - 0, 08 мм
Для выпускных - 0, 1 мм

Давление масла (для контроля, ре-
гулировке не подлежит)

Не менее 1, 2 кг/см2 при 3000 об/ мин
и температуре масла 85°С

Нормальная температура масла
двигателя

80- 1 00°С

Прогиб ремня вентилятора

Зазор между контактами прерыва-
теля

0, 35-0, 45 мм

Расстояние от плоскости разъема
поплавковой камеры карбюратора до
уровня бензина при проверке стеклян-
ной трубкой

Зазор между электродами свечей

Свободный ход педали сцепления

Свободный ход педали тормоза

3 - 6 мм (регулировке не подлежит)

Давление воздуха в шинах:

передних колес

1, 3 кг/см2- 1, 5 кг/см2

задних колес

1, 7 кг/ см2- 1, 9 кг /см1

Схождение задних колес (при пер-
пендикулярном положении плоскости

Проверка оптическим прибором типа
«Экзакта»;

колеса к уровню пола)

от -10" до +35"

Проверка натянутой нитью

Правое колесо. Левое колесо

от 2 до 6 мм от 0 до 6 мм

Схождение передних колес (при
расстоянии от нижней трубы подвес-
ки до опорной плоскости колес 254 мм
и стяжке колес сзади с усилием
10+0, 5 кг

При измерении линейкой между ши-
нами по выступающим частям боковин:
1 - 3 мм
При измерении оптическими прибо-
рами:
от + 8" до +23"

Расположение номеров двигателя, шасси и кузова

Номер двигателя выбивается на правой стороне картера рядом с местом
крепления бензонасоса.

Номер шасси и кузова выбивается на полке панели передка.

Заводские номера двигателя, шасси (номер шасси является номером авто-
мобиля) и кузова выбиты также на заводской табличке, расположенной в мо-
торном отсеке.

Ну почему на этой вроде бы городской машинке хочется к морю - теплому Черному b ли прохладному Балтийскому? Моторчик скромный, тарахтит хоть весело, да громковато, багажник тоже совсем не гигантский. Разгадка, думаю, проста: для многих именно эта машина - символ первых автомобильных радостей, свободы, дальних романтических путешествий!

ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА

Полчаса позора, зато - на работе! Анекдоты и шутки про «Запорожец» появились едва ли не одновременно с прототипом на ВДНХ. Еще бы: ну все не так, как у нормальных машин! Мотор - в багажнике, радиатора нет, двери открываются, как у старых, еще довоенных авто, а задние колеса стоят неприлично криво! Самые внимательные обнаружили: даже надпись на передке какая-то странная - «Запорожець». Не все сразу догадались: это по-украински.

Но соревнование в остроумии выдавало сильный интерес. Ведь машина, которую вот-вот начнут выпускать на бывшем заводе комбайнов «Коммунар» в Запорожье, специально рассчитана на автолюбителей-частников - их медленно, но неуклонно растущую армию. Обещают к тому же, что она будет доступна почти каждому труженику.

По нынешним отечественным меркам ЗАЗ-965 создали довольно быстро. Он, конечно, не был оригинальным: кузов и заднюю подвеску позаимствовали у популярного ФИАТ-600, переднюю - у «Фольксвагена-Жук», мотор походил на татровскую «воздушку», только сильно уменьшенную. Но, учитывая принципиальную для СССР новизну машины, необходимость организовать новое производство не только в Запорожье, но и в Мелитополе (двигатель), надо признать: уложились в сроки весьма сжатые. Проектирование начали осенью 1956-го (совместно НАМИ и МЗМА), в 1957-м появился первый прототип «Москвич-444» - сначала с импортным мотором, потом с отечественным мотоциклетным, а 18 июня 1959-го в Запорожье собрали первый пробный образец. Правда, до начала серийного производства прошло еще больше года.

Конечно, кругленький (немного грубоватое «горбатый» придет позже) автомобильчик был далек от идеала вообще и даже для советского человека в частности. Все, конечно же, мечтали о «Волге». Ну или хотя бы о «Москвиче». А тут еще в 1959-м в Сокольниках показали весь цвет американского автопрома. Как не похож на эти роскошные, огромные, сияющие хромом и ошеломляющие техническими характеристиками крейсеры маленький, словно поджавший губы от обиды «Запорожец»! Но газеты и журналы настоятельно подчеркивают: догнать и перегнать США - не значит повторять все заокеанские перегибы. Ну а на фоне европейских аналогов ЗАЗ-965, кстати, смотрелся вполне прилично: полностью независимые подвески - спереди торсионная, сзади пружинная (у ФИАТ-600, к слову, спереди рессора), четырехступенчатая коробка передач, мотор - 23 л.с. У того же ФИАТ-600 22 л.с., а у «пятисотого» и вовсе 13 л.с. Двигатель знаменитого «гадкого утенка» - «Ситроена-2CV» развивал 12,5 л.с. Лишь немецкие «Жук», БМВ-700 и «ДКВ-Юниор» оснащали моторами в 30 и более сил.

Впрочем, для советских людей куда важнее, что «Запорожец» стоит 1800 рублей новыми, а ведь «Москвич»-то - 2500, а «Волга» и вовсе баснословные 5100! Поэтому-то ЗАЗ-965 стал для большинства его покупателей первым автомобилем в жизни. Помните? Это почти как первая любовь с ее радостями и разочарованиями...

МОРЕ - ВПЕРЕДИ, МОТОР - СЗАДИ

Он вовсе не такой неудобный, как кажется на первый взгляд. По крайней мере для водителя и переднего пассажира. Хуже всего, что левой ноге мешает арка колеса, но напольные педали вполне приемлемы, к рычагу переключения передач с довольно большими ходами можно привыкнуть - не хуже, нежели на зарубежных заднемоторных аналогах. Тормоза без усилителя? Ерунда! Если уж на 21-й «Волге» и даже ГАЗ-51 ездили...

Чтобы терпеливо перенести разгон хотя бы до 60 км/ч, нужно чувство юмора и добродушие. При этом 27-сильный воздушник (это уже модернизированный ЗАЗ-965А 1967 года) тарахтит от души. Поначалу даже весело! Но представим себе путь к морю километров в пятьсот, а то и в тысячу! А ведь маленькие, тесненькие машинки во времена их молодости служили, как правило, именно дачными и отпускными!

Спина уже устает от хлипкого тщедушного «стульчика», тарахтение все больше давит на уши - при том, что даже для не полностью загруженного автомобиля 80 км/ч предел, максималка. Избаловался! Для многих семей в 1960-е поездка к морю на собственном «Запорожце» была огромным счастьем! Которому завидовали еще больше семей. Ну а мизерный багажник часто дополняли конструкцией на крыше, размерами скорее подходящей для «Волги».


Летом на нормальных для «зазика» скоростях управляемость сносная - опять-таки не хуже, чем у зарубежной ровни. Но экстремизма машина не любит. Это быстро поняли те, кто выступал на ЗАЗ-965 в ралли. Да-да, в ралли! Скажем, знаменитый в СССР гонщик, неоднократный чемпион Союза и призер международных соревнований Стасис Брундза начинал спортивную карьеру именно на «горбатом» - и, как и некоторые иные спортсмены, испытал на прочность его крышу. Кстати, этот показатель у ЗАЗ-965 на высоте! Впрочем, подавляющему большинству владельцев куда важнее ремонтопригодность. Первый автомобиль в условиях дефицита мастерских и запчастей способствовал освоению навыков слесаря, моториста, даже жестянщика и маляра. Нехитрые манипуляции с силовым агрегатом (сначала опустить, потом вытянуть назад), и можно его ремонтировать - прямо в гараже или во дворе. Бывало, с помощью соседа двигатель доставляли даже домой! Там под неодобрительное гудение жены и заинтересованное щебетание наследников мотор воздушного охлаждения (зато течей нет!) ремонтировали, разбирая по цилиндрам. И вот общая семейная радость - машина снова на ходу!

Вещью в себе была автономная печка. Греет вне зависимости от температуры двигателя... когда работает. Свеча накаливания, регулятор... Звучит теперь так же экзотично, как «выставить зажигание» или «отрегулировать уровень в карбюраторе». Впрочем, зимой тогда ездили редко. Большинство «запорожцев» стояли на приколе - редко в гараже, чаще под брезентом во дворе, где нахальные мальчишки так и норовили сделать из машинки снежную горку...

Съезжаю с шоссе на живописную лесную дорожку. Кстати, проходимость у «Запорожца» вполне приличная: минимальный дорожный просвет, как нынче у иных кроссоверов: 175 мм, а под двигателем и вовсе 200 мм. И ухабов подвеска не особенно боится. Вот и приехали. Только что вроде болела спина, уставали неприкаянная левая нога и уши. А вот теперь почему-то хочется ехать дальше!

МАЛЕНЬКИЙ АВТОМОБИЛЬ БОЛЬШОЙ ДЕРЖАВЫ

Берег моря или хотя бы реки, палатка, котелок, транзисторный приемник (у счастливчиков - рижская «Спидола»!) и, конечно, собственная машина: гимн автотуризму 1960-х. А может, и правда здесь поблизости - скажем, вон за той сосной - ждет романтическое приключение, а то и будущая судьба? Комедия «Три плюс два», где помимо пятерых одушевленных героев важные роли играют «Волга» и «Запорожец», при всей наивно-сладкой искусственности дух эпохи отражала довольно верно.


Не беда, что микролитражный «Запорожец» тесноват и шумен, не слишком быстр и не так чтобы уж очень надежен. Он ведь первый! А впереди большая и светлая жизнь - твоя личная и страны, которая строит все больше жилья, пусть пока малогабаритного, а за пару месяцев до старта серийного 965-го даже запустила в космос живых существ - собачек Белку и Стрелку!

Конечно, будущее окажется не совсем таким, как виделось. «Запорожцы» еще долго-долго были не музейными экспонатами, а семейным транспортом. А меняя хозяев, попадали, как правило, к тем, кто тоже только начинал автомобильную жизнь. Теперь «зазик» и их учил ездить, ремонтировать, красить. Прошло еще немало лет, прежде чем к «запорожцам» стали относиться как к забавным игрушкам, строя из них кабриолеты, спорткупе, стретчи. Или - наконец-то! - как к раритетам. Конечно, многие расставались со старыми, совсем уже не соответствующими ритму жизни «горбунами» без сожаления. Но теперь и они смотрят на эту голубенькую машинку с улыбкой и светлой грустью. Наверное, вспоминают первую любовь с ее восторгами, радостями, обидами и разочарованиями....

На ранних ЗАЗ-965 было написано «Запорожець» - по-украински.

На ранних ЗАЗ-965 было написано «Запорожець» - по-украински.


СОВЕТСКАЯ НАРОДНАЯ Серийное производство ЗАЗ-965 «Запорожец» начали в ноябре 1960 года. Мотор V4 развивал 23 л.с. при 4000 об/мин. С 1963-го выпускали модернизированный ЗАЗ-965А с мотором 27 л.с. Последний раз модель изменили в 1966-м, установив, в частности, 30-сильный двигатель. На экспорт в некоторые страны автомобиль шел под именем «Ялта» (Jalta). На базе ЗАЗ-965 создали несколько прототипов, в частности почтовый фургон 965С, а также семейство ЗАЗ-970 - фургон, пикап и минивэн вагонной компоновки. Всего до 1969 года построили чуть более 322 тысяч машин. Редакция благодарит за помощь в съемке Наталью Голованову и Павла Залазаева, а также мастерскую «Колеса истории» за предоставленный автомобиль.

Удивительно, что в худшие времена для частного автомобилизма в СССР появился автомобиль, ориентированный на продажу частникам. Как выясняется, И.В. Сталин, не имел ничего против частных машин. Благодаря сталинскому приказу, специально для частных владельцев сконструировали КИМ. В его судьбу вмешалась война, но едва она кончилась, как в мае 1947-го Нарком автомобильной промышленности СССР С.А. Акопов издал указ, разрешающий продажу новых «Москвичей» и «Побед» частникам.

А при Хрущёве подняли голову предрассудки, будто частный автомобиль - «чуждое явление». Главный конструктор МЗМА А.Ф.Андронов вынужденно прикрывался заявлениями, что «завод делает автомобили для экспорта». В 1962-м на итальянской выставке в Москве FIAT показал макет автозавода, предлагаемого для строительства в СССР и похожего на будущий ВАЗ. Но только когда к власти пришёл Леонид Ильич Брежнев, такой проект стал реальностью, как и два других – реконструкция МЗМА и дублирование производства «Москвичей» в Ижевске.

Как случилось, что в те годы увидел свет Запорожец? Очень просто. Пока неизвестно кому пришла в голову идея пополнить типаж советских автомобилей малогабаритным транспортным средством для переднего края, чья задача по пути «туда» подвозить к месту боя оружие и боеприпасы, а на обратном пути вывозить раненых. Проблема в том, что эта машина требовалась в небольших количествах, и ее производство стало бы убыточным. Но перед глазами стоял опыт фирм Volkswagen и DKW, выпускавших на одной базе малогабаритные военные и гражданские автомобили.

Со стороны института НАМИ, которому поручили проект, пришло встречное предложение – выполнить на одинаковых агрегатах несколько машин:

  1. Легковой автомобиль общего пользования, пригодный для экспорта.
  2. Автомобиль для инвалидов, превосходящий серпуховскую мотоколяску.
  3. Малотоннажные пикап, фургон, и миниатюрный автобус в унифицированных кузовах.
  4. Лёгкий вездеход для села.
  5. Штабной автомобиль с простейшим кузовом для армии.
  6. Сам транспортёр переднего края в колёсном и гусеничном вариантах.

Действующие лица и исполнители

Борис Михайлович Фиттерман, в 50-60-е возглавлявший Лабораторию легковых автомобилей НАМИ, в конце 80-х «приписал» разработку первого Запорожца себе, и сейчас многие сайты бездумно называют его «главным конструктором ЗАЗ-965». Но всё было иначе. Фиттерман действительно возглавлял научно-исследовательские работы по изучению европейских микролитражек и мотоколясок, руководил испытаниями закупленных иномарок, среди которых были едва пригодные для дорог общего пользования изделия с 1-2-цилиндровыми мотоциклетными моторами, простейшими кузовами на 2 человек. Но встречались и полноценные автомобили, пусть самые дешёвые: FIAT-600, DAF, Citroen 2CV и, конечно же, знаменитый «Жук» Volkswagen. Фиттерман разрабатывал транспортёр переднего края НАМИ-032 и унифицированный с ним двухместный инвалидный НАМИ-031. А гражданским автомобилем занимался не НАМИ, а ОГК МЗМА.

1 / 2

2 / 2

Как было на самом деле, описал в своих воспоминаниях Александр Фёдорович Андронов. Его вызвал к себе министр автомобильной промышленности (в недавнем прошлом главный инженер ГАЗа) Николай Иванович Строкин и поручил разработать микролитражный автомобиль. Андронов отказывался – ОГК МЗМА занимался модификациями Москвича, джипами серии 415/416, уже задумывалась перспективная модель. Андронов сам предложил передать это НАМИ. Строкин ответил, что для такой работы нужен коллектив, какого нет в НАМИ, поэтому институт с заданием не справится, и никто в стране не знает маленькие автомобили лучше, чем Андронов и его подчинённые. Ещё Строкин добавил, что ему нравится FIAT-600, который надо взять за образец.

Министр отлично знал, как Андронов ненавидит копировать иномарки и только что полностью самостоятельно разработал оригинальное советское семейство Москвича-402 с модификациями. Поэтому, он оговорился, что «обдирать ФИАТ» не нужно, но важнейшее для автомобильного производства членение узлов кузова придётся повторить итальянское. Внешнюю форму (т.е. дизайн) Андронов может изменить, как хочет.

Добавим, что Фиттерман подробно описал устройство узлов кузова FIAT-600, обосновав, что это хороший современный автомобиль, удобный для массового выпуска. Но он занимался чистой теорией, а вся черновая практическая работа легла на плечи Андронова и конструкторов ОГК МЗМА. Опыта конструирования заднемоторных машин с независимой подвеской всех колёс в СССР практически не было. Два «авангардных» проекта Юрия Долматовского показали, как сложно сделать такую машину.

Первую разработку НАМИ-013 с трудом «научили ездить». Вторая, «Белка», оказалась некомфортной для водителя (хозяина машины) и пассажира (члена его семьи), которых усадили прямо на переднюю ось, да ещё под протекающий в дождь колпак торцевой двери. На ходу «Белка» показала опасную для неопытного водителя управляемость. НАМИ-013 и «Белка» вышли неремонтопригодными и несовместимыми с технологией массового производства.

Андронову пришлось мобилизовать всё ОГК, ремонтные и технологические цеха завода. Конструкторы и производственники работали в две смены, не спали ночами. Андронов писал Строкину и в московский совнархоз: мы «зашиваемся», дайте дополнительно людей, выделите площади, выпишите, наконец, денег. Ему не отвечали. Но взвод отлично выполнил приказ – за три года конструкторы ОГК МЗМА разработали кузов и ходовую часть. Коробку передач КБ шасси МЗМА под руководством К.И. Файбисовича сделало не только для своей машины, но также для НАМИ-031 и НАМИ-032. О производстве микролитражки на МЗМА не могло быть и речи. Тесная «старая территория» завода исключала одновременный выпуск Москвича и заднемоторной новинки. Индекс Москвич-444 применялся временно для оформления чертежей и спецификаций, а в Запорожье документацию и модернизированные опытные образцы передавали уже, как Москвич-965.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Тем временем, в НАМИ Александр Семёнович Айзенберг, до войны конструировавший 8-цилиндровый верхнеклапанный «царь-двигатель» для ЗИС-101, колдовал над мотором. Один вариант забраковал, второй, третий. Как у FIAT нельзя – заказчику в погонах нужно воздушное охлаждение для ТПК, чтобы в бою не прострелили радиатор. «Воздушный» мотор пришлось конструировать целых 6 раз. Системную ошибку нашёл коллектив Андронова. Почти мгновенно забраковали «оппозит» от мотоцикла «Урал», непригодный для 4-местного автомобиля. Испытания показали, что автомобиль не способен ехать на двух цилиндрах - необходимо, без вариантов, четыре. Для сравнения группа Айзенберга представила оппозитный или V-образный 4-цилиндровые варианты. Первый едва помещался в маленьком моторном отсеке, гарантировал проблемы с охлаждением и техобслуживанием. Второй оказался настолько компактным, что слева в моторном отсеке оставалось место для автономного бензинового отопителя, а справа осталось свободное пространство.

Москвич-965 с оппозитным двигателем

Конструкторскую службу ЗАЗа набирали из опытнейших газовцев. Москвичи с МЗМА и из НАМИ не хотели ехать в Запорожье, теряя московскую прописку. Документацию с МЗМА передавали в руки горьковских конструкторов Григория Моисеевича Вассермана, Юрия Наумовича Сорочкина, Ивана Алексеевича Сандалова. Они успешно довели Запорожец до конвейера. Выпуск двигателей освоил завод дизелей в Мелитополе в 112 км. от Запорожья, вошедший в одно производственное объединение с ЗАЗом.

FIAT, Москвич и Запорожец

Принятый к производству ЗАЗ-965 отличался от Москвича-444 не только двигателем. В Москве держались за «фиатовскую» переднюю подвеску с поперечной плавающей рессорой. Испытатели доказали, что для бездорожья она не годится. Главный конструктор НАМИ, знаменитый А.А. Липгарт приказал скопировать торсионную подвеску Volkswagen. Интересно, что такую подвеску уже опробовали на НАМИ-031, и не кто-нибудь, а компоновщики ОГК МЗМА сочли «невозможной» её установку на Москвич-444. Задняя подвеска практически осталась от FIAT-600 и того же Volkswagen с той же формой рычагов. Потому у ЗАЗ-965 задние колёса стояли под углом к вертикали, и зазвучали насмешки насчёт его «косолапости».

1 / 2

2 / 2

С МЗМА пошли не совсем обычные колёса. Во-первых, на Запорожце впервые в СССР применили 13-дюймовые шины. Но у FIAT они были вообще 12-дюймовые! Во-вторых, Запорожец отличался лёгкими дисками в виде «бублика» с большим отверстием. Это – наследство первых образцов Москвича-444, у которых, чтобы хоть как-то вставить в автомобиль мотоциклетный мотор, пришлось снабдить задние колёса бортовыми редукторами, выступавшими наружу. В дверях первых образцов стояли «нищенские» раздвижные стёкла, но в КБ кузовов МЗМА внедрили нормальные форточки и стеклоподъёмники.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Андронов как раз тогда привлёк в КБ кузовов профессиональных дизайнеров с художественным образованием. Внешнюю форму они подкорректировали, насколько возможно. В отличие от FIAT-600 у ЗАЗ-965 «ступенчатый», а не «покатый» задок. У FIAT линия передних крыльев «уходит» в подштамповку на двери и обрывается, как «дорожка в никуда». Снизу от арки заднего колеса тоже идёт ребро, которое тоже обрывается. Страшного ничего в этом нет, только художники МЗМА Борис Иванов и Ефим Мастбаум сделали намного лучше. Боковина Москвича-444 обрела цельность, когда появилась ровная горизонтальная линия, идущая от носа до хвоста, и связывающая в одно целое передние крылья с задними.

Боковина Запорожца напоминает Победу М-20, что не удивительно. Люди, которые его создавали, каждый день видели на улице идущие сплошным потоком Победы. При подготовке производства «ушли» лишние украшения: «гребёнка» на заднем крыле, горизонтальное ребро на двери, отчего облик стал цельным и лаконичным. Не прижились только оригинальные передние крылья – «фиатовские» было проще изготавливать массово.


Открывающиеся против хода двери с наружными петлями казались «атавизмом» довоенных кузовов. Но в ОГК МЗМА их оставили от FIAT умышленно. Андронов предложил здравую идею. Инвалидную машину выполнить не в виде оригинальной модели, требующей отдельной подготовки производства, как НАМИ-031, а как модификацию, унифицированную с автомобилем общего пользования. Опыт разработки инвалидных вариантов Москвичей на заводе накопил конструктор Б.В. Ефремов, ходивший на протезах собственной разработки. Открывающаяся против хода широкая «фиатовская» дверь отлично подходила для инвалидов. По удобству пользования и ходовым качествам Запорожец не шёл ни в какое сравнение с серпуховскими мотоколясками.

Болезни роста

Перестроенный завод сельскохозяйственных машин с трудом осваивал автомобиль. По плану ЗАЗ рассчитывали на 150 тысяч машин в год. Документацию на модель 965 МЗМА передавал на ЗАЗ с декабря 1958 по март 1959-го. В четвёртом квартале 1960-го через отдел сбыта прошли первые 537 товарных Запорожцев, а за 1961-й в торговую сеть ушло только 8297 машин. Следующие два года производство понемногу «оживало», приближаясь к 20 тысячам машин в год. Но о проектной мощности завода оставалось только мечтать, так в 1966 году увидело свет около 45 тысяч Запорожцев. Несколько тысяч составляли инвалидные машины, чуть больше тысячи в год – модификация для медпомощи. Экзотический почтовый ЗАЗ-965С с правым рулём строили два года: 200 машин в 1962-м и 450 – в 1963-м.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Запорожцы разошлись по стране, но ни о предпродажной подготовке, ни о сервисном обслуживании никто не задумался. Частники неофициально ремонтировали Волги в таксопарках, а Москвичи – на автобазах связи и медслужбы. Что делать с Запорожцем, особенно в глубинке, не знал никто.


Сыпались жалобы на поломки, отсутствие запчастей и вопросы, где вообще такую машину ремонтировать. «Болезни роста» были неизбежны. Но кто преодолел трудности, тот оценил, что Запорожец может развернуться «на пятачке» в тесном городском дворе, по проходимости не уступает полноприводным машинам (он лёгкий и с сильно загруженными ведущими колёсами), что завести его в мороз не сложно, предварительно «раскочегарив» автономный отопитель. Правда, огнеопасная печка не прощала ошибок и требовала внимательного изучения инструкции.


«Тесный» салон оказался не таким уж тесным, да и многие владельцы Запорожцев поездили на Москвичах в «420-м кузове». А потом маленький 4-местный закрытый автомобиль на четырёх колёсах – это принципиально иной уровень удобств по сравнению с мотоциклом. Напомню, что частных мотоциклов в СССР было очень много ещё до войны, а к 60-м они стали массовыми.

Новый Запорожец, грузовой Запорожец, военный Запорожец

С 1961 по 1966 годы в ОГК ЗАЗа разрабатывали Запорожец нового поколения ЗАЗ-966 с более просторным салоном и более совершенной подвеской. Все домыслы, будто он «скопирован с NSU Prinz» оказались неправдой. Ни на ЗАЗе, ни в НАМИ не было таких машин, закупленных в качестве аналогов, создатели ЗАЗ-966 вообще ничего не знали об этой модели NSU, а под мнимой схожестью внешней формы скрывается совсем иное членение и конструкция узлов кузова. В декабре 1966-го ЗАЗ едва осилил два (!) товарных экземпляра «нового Запорожца», а за весь 1967-й сдал в сбыт только 933 машины.


ЗАЗ-965 и ЗАЗ-966 вполне могли сосуществовать и в СССР – они относились к разным группам особо малого класса, отличались по вместимости, потребительским качествам и цене. Поспешное снятие с производства ЗАЗ-965 в мае 1969 года единодушно осудили автовладельцы – с рынка ушёл самый дешёвый автомобиль. Возмущённые голоса звучали до 80-х, когда объявили о предстоящем выпуске Оки. Несмотря на откровенно позаимствованные у FIAT и Volkswagen технические решения, ЗАЗ-965 неплохо продавался в Европе, что не скажешь о ЗАЗ-966. Там где удавалось продать сотни «старых» Запорожцев, едва находили покупателей считанные десятки «новых».

Что касается семейства машин различного назначения, то роль автомобиля общего пользования сыграл сам Запорожец, роль инвалидного, как уже сказано выше, – его модификации. Автомобиль для сельского хозяйства с тем же силовым агрегатом увидел свет в конце 60-х, как ЛуАЗ-969 в разных вариантах.


ЗАЗ-970 вагонной компоновки в виде фургона, пикапа и мини-автобуса, был сконструирован, испытан и брошен на полпути. Также не увидел серийного производства ЗАЗ-971Д с простейшим открытым кузовом и задним расположением двигателя. А транспортёр переднего края, ради которого затевался весь проект, добирался до луцкого конвейера долго. Первую товарную партию ЛуАЗ-967 изготовили только в 1975 году.

1 / 3

2 / 3

ЗАЗ 965, более известный большинству автолюбителей как «Горбатый» стал самым анекдотичным автомобилем бывшего СССР. Анекдоты о том, как Запорожец врезается в Мерседес были весьма популярны в 90-ые годы, когда такие машины на самом деле продавались за бесценок. Когда же, в 1961-ом году этот автомобиль продавался новым, за него нужно было отдать 1 800 рублей, а это более, чем годичная зарплата обычного советского человека. Конечно же, большинству людей больше нравится ехать на дачу на собственном автомобиле, чем стоять на остановке и ждать автобус и появление в семье такого автомобиля было большой радостью. Работа по разработке массовой малолитражки в СССР начались еще в 1955-ом году, в серию Горбатый Запорожец пошел в ноябре 1960-ого и к новому, 1961- ому году было создано 1 500 машин. Несмотря на то, что разработкой малолитражки занимались специалисты из АЗЛК, сборка нового автомобиля была налажена в Запорожье, на заводе Коммунар, ранее выпускавшем комбайны и тракторы. Всего за 9-ять лет производства было создано 322 000 965-ых. При разработке советской малолитражки за основу был взят FIAT 600. Большим достоинством итальянской машины была ее простота, так в Италии, всего за год было выпущено 500 000 таких машинок. По этим цифрам можно осознать, насколько сильна в те годы была промышленность Фиата. Изначально отечественный автомобиль планировалось оснастить двухцилиндровым двигателем от мотоцикла Урал, но мотоциклетному двигателю было тяжело вытащить груженый автомобиль, ведь даже пустая машина была вдвое тяжелее Урала. Более подробнее обсудит тему двигателя ниже - в абзаце о технических характеристиках 965.

Внешний обзор ЗАЗ 965

Горбатый Запорожец отличается компактными размерами, так длина этого автомобиля составляет 3350мм, ширина - 1395мм, высота - 1450мм. Стоит сказать, что Горбатый хорошо приспособлен для езды по бездорожью, при колесной базе в 2023мм, дорожный просвет (клиренс) советской малолитражки - 175мм, из этих данных можно сделать вывод, что посадить ЗАЗик на «Пузо» будет весьма сложно. Угол въезда у Горбатого 35 градусов, угол съезда - 29 градусов. Снаряженная масса Запорожца всего 660кг. По геометрической проходимости советский автомобиль лучше многих кроссоверов и даже внедорожников. Кроме этого, благодаря узкой колее, ЗАЗик может проехать между колеей грузовика, что также способствует хорошей проходимости. В 1962-ом году, спустя два года после начала производства, Горбатый был модифицирован, обновленную машину можно узнать по переместившихся с верхней части крыльев, под крылья указатели габаритов и по наличию хромированного молдинга на боковой части кузова. Рестайлинговый Горбатый получил индекс 965А. При внешнем осмотре Запорожца, можно заметить, что задние колеса пустого автомобиля как бы подкошены во внутреннюю сторону - это вызвано особенностями торсионной подвески и негативно сказывается на устойчивости автомобиля.

Обзор ЗАЗ 965 в салоне

Садясь в ЗАЗик невозможно не заметить, что двери открываются не как в обычных автомобилях по ходу движения, а против движения. По отзывам владельцев 965, бывает, что такие двери открываются на ходу. Передняя панель металлическая, пластиковая панель-накладка есть лишь на приборах. Интересно, что поворотники включаются не подрулевым рычажком как на большинстве современных автомобилей, а специальным тумблером, что конечно не удобно при интенсивном транспортном потоке, но в 60-ые годы в СССР машины было не много. В отличии от FIAT 500, стекла в ЗАЗике опускаются в двери, а не сдвигаются в сторону. В багажнике, который в Горбатом находится спереди, размещено запасное колесо и топливный бак.

Технические характеристики ЗАЗ 965

На Горбатом Запорожце установлен четырехцилиндровый двигатель с V- образным охлаждением цилиндров и воздушным охлаждением. Само по себе воздушное охлаждение имеет ряд недостатков перед жидкостным, но учитывая тот факт, что в те времена, все массовые легковушки в СССР охлаждались с помощью воды, а не тосола, или антифриза - ее было необходимо сливать перед каждой зимней стоянкой, а перед запуском двигателя запускать. Так как Запорожец не имел жидкостного охлаждения, то и сливать воду не приходилось - это упрощало эксплуатацию машины. При диаметре каждого из четырех цилиндров в 66мм и ходе поршня в 54.5мм, до рестайлинга 1962-ого года, двигатель МеМЗ имел объем в 746 кубических сантиметров и развивал мощность в 23 лошадиные силы. После модернизации, диаметр цилиндров был увеличен до 72мм, что позволило увеличить объем двигателя до 887 кубических сантиметров и дало дополнительные 4 лошадиные силы. Топливный бак Запорожца вмещает 24 литра бензина. Такие движки из-за тонких стенок цилиндров и больших тепловых нагрузок не отличаются большим ресурсом, особенно это касается старых моторов, двигатель которых испачкан маслом и пылью, которые мешают теплу испарятся из двигателя.

Запорожец оснащается четырехскоростной механической КПП, в которой синхронизирована вторая и четвертая передача. На обоих осях установлены барабанные тормоза.

Цена ЗАЗ 965

Сегодня купить ЗАЗ 965 можно за 500 $. Цена 965 в отличном состоянии может достигать и 10 000 $.

Тяжело представить, чтобы сегодня кто то купил такой автомобиль для своей семьи. Но такую машина всегда пользуется вниманием на дороге не меньше, чем , и сегодня уже никто не посмотрит на ЗАЗик с пренебрежением. Ухоженный советский автомобиль дарит радость людям, а люди вложившие силы, а иногда и душу в восстановление подобных автомобилей имеют тягу к прекрасному и пользуются большим уважением у соседей по транспортному потоку.