Типовая межведомственная форма 4 п. Заполняем новый путевой лист грузового автомобиля

Путевой лист - это основной первичный документ для учета пробега, списания топлива, маршрута автомобиля и работы водителя, который должен выдаваться ему ежедневно (при необходимости). Унифицированная форма этого документа утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Требование о наличии путевого листа содержится в Правилах дорожного движения, в которых сказано, что водитель в установленных случаях должен иметь при себе путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности. За отсутствие у водителя путевого листа его могут оштрафовать по статье Кодекса РФ об административных правах.

Форма применяемого путевого листа зависит от типа транспортного средства. Для легковых автомобилей применяют форму №3, а для грузовых – формы путевого листа №4.

Установлен ст. 842 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден Министерством культуры Российской Федерации 25.08.2010 г.), и составляет 5 лет при условии проведения проверки (ревизии), при отсутствии других документов, подтверждающих тяжелые, вредные и опасные условия труда, 75 лет .

Особенности заполнения путевых листов

Путевой лист легкового автомобиля

Диспетчер или уполномоченное на то лицо заполняет бланк формы №3, где указывает:

  • дату его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации в журнале учета путевых листов; в строке Режим работы записывает код или наименование режима работы (будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю;
  • в строке Автомобиль указывает марку, госномер и тип автомобиля, а также его гаражный номер. В случае использования прицепов или полуприцепов, их марки, гаражные и госномера записываются в строку Прицепы .
  • Строка Сопровождающее лица должна содержать фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль в рамках задания.
  • В разделе Работа водителя и автомобиля в графе 2 записывается время (часы и минуты) выезда и возвращения автомобиля по графику.
  • В графе 15 В чье распоряжение раздела Задание водителю на основании заявки или разового заказа записывается наименование заказчика.
  • Графа 16 Время прибытия должна отражать время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора. На лицевой стороне бланк путевого листа содержит строку Выдать горючее – в ней нужно прописью указать количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы.
  • Правильное оформление путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения заверяет диспетчер или уполномоченное лицо своей подписью в строке Подпись диспетчера .

Путевой лист грузового автомобиля (повременный, сдельный, междугородных перевозок)

Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам.

Форма № 4-М оформляется на длительный срок при междугородных перевозках грузов. Бланки путевых листов № 4-М могут выдаваться в подотчет автохозяйством независимо от их ведомственной принадлежности только предприятиями автотранспорта общего пользования, на которые в данной местности возложена организация междугородных перевозок грузов.

Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией-владельцем автотранспорта счета заказчику.

К счету прилагают соответствующий отрывной талон.

Путевой лист остается в организации-владельце автотранспорта, в нем повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика и служат основанием для учета работы автомобиля в течение рабочего дня.

В случае когда при повременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих товарно-транспортных документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.

Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-владельца автотранспорта и заказчики.

Путевые листы по формам N 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.

Выданный путевой лист должен обязательно иметь дату выдачи, штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль. Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.

Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.

Заполнение путевых листов грузового автотранспорта

На лицевой части путевого листа под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в диспетчерском журнале.

В строке Режим работы записывается код или наименование режима работы (работа в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, в день субботника, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю.

В строке Колонна, бригада записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель.

В строке Автомобиль записываются марка, государственный номер и тип автомобиля, а также его гаражный номер.

В строке Водитель записываются фамилия, инициалы, номер служебного удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу.

В строке Табельный номер записывается номер, присвоенный водителю в автопредприятии.

В строках Прицепы записываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки.

В строке Сопровождающие лица записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.).

В разделе Работа водителя и автомобиля в графах 2 и 3 записывается время (часы и минуты) выезда и возвращения автомобиля по графику.

В разделе Задание водителю в графе 16 («В чье распоряжение») на основании заявки или разового заказа заказчика записывается наименование заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания.

В графе 17 Время прибытия записывается время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора.

В графах 18 Откуда взять груз и 19 Куда доставить груз записываются адреса пунктов погрузки и разгрузки согласно заявке, разового заказа заказчика или по условиям договора.

В графе 20 Наименование груза записывается наименование предъявляемого к перевозке груза на основании заявки или разового заказа заказчика.

В графе 21 Количество ездо с грузом на основании заявки или разового заказа записывается количество ездок с грузом, необходимое для выполнения задания.

В графе 22 Расстояние записываются расстояния перевозок грузов, определяемые по данным дорожных органов, или по карте района (плану города) при помощи курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера или по показателям спидометра автомобиля (на сезонных перевозках), зафиксированным актом автотранспортного предприятия или организации и заказчика.

В графе 23 Перевезти тонн записывается количество груза, которое необходимо перевезти для заказчика.

Право изменения задания, указанного в разделе Задание водителю , имеет только автотранспортное предприятие. Лишь в исключительных случаях заказчик может по согласованию с автотранспортным предприятием изменить задание с соответствующей записью в строках Особые отметки . В этой же строке производится запись в случаях использования автомобиля по специальному назначению (органами милиции, врачами и т.д.).

На лицевой стороне путевого листа в строке Выдать горючее записывается прописью количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы. В строке Подпись диспетчера диспетчер своей подписью удостоверяет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения.

Заполнение путевого листа до выезда из гаража производится в следующей последовательности:

В разделе Движение горючего в графах 7, 9 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче-смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное на то лицо записывает количество выданного горючего, а также серии и номера выданных талонов на горючее и удостоверяет эти записи своей подписью.

Количество горючего, выданного талонами, приравнивается к горючему, выданному в натуре.

На лицевой стороне врачом или другим медицинским работником при осуществлении предрейсового медицинского осмотра подписью удостоверяется состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем.

В разделе Работа водителя и автомобиля в графе 5 Показания спидометра механик контрольно-пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 Время фактическое штамп-часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп-часов время записывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы, минуты.

В разделе Движение горючего в графе 10 Остаток при выезде механик КПП или ОТК записывает количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе.

В строке Подпись механика механик КПП или ОТК удостоверяет подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража, а в строке Подпись водителя водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.

Заполнение путевого листа на линии производится в следующей последовательности:

В разделе формы N 4-с.

В графе 24 грузоотправитель записывает последовательно номера выполненных ездок . Запись предназначена для разнесения прилагаемых товарно-транспортных документов по ездкам.

В графе 25 Номера приложенных товарно-транспортных накладных грузоотправителем записываются все номера товарно-транспортных накладных, относящихся к данной ездке.

В графе 26 Время прибытия проставляется время (часы и минуты) предъявления шофером путевого листа грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте в пунктах погрузки или разгрузки (кроме станций железных дорог).

При отсутствии въездных ворот или контрольно-пропускного пункта указанная графа не заполняется, время прибытия в пункт погрузки или разгрузки проставляется в товарно-транспортной накладной (ТТН). В графе 27 Подпись и печать грузоотправитель расписывается и ставит печать, подтверждая правильность заполненных им реквизитов путевого листа.

Графа 28 Отметки автопредприятия может использоваться автопредприятием для отражения дополнительных учетных показателей работы автомобиля и прицепа.

В разделе Простои на линии работник службы техпомощи или уполномоченное на то лицо в соответствующих графах записывает причину простоя, дату и время начала и окончания простоя и удостоверяет эти записи своей подписью.

В строках Особые отметки на лицевой стороне записываются сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки органов Госавтоинспекции, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля, различных дорожных служб и т.п.).

При возвращении автомобиля в гараж заполнение путевого листа производится в следующей последовательности:

В разделе Работа водителя и автомобиля в графе 6 механик КПП или ОТК записывает или проставляет штамп-часами фактическое время возвращения автомобиля в гараж (число, месяц, часы, минуты) и заполняет графу 5 Показания спидометра .

В разделе Движение горючего механик КПП или ОТК заполняет графу 11 Остаток при возврате и расписывается под ней.

В разделе Движение горючего заправщик, техник по ГСМ или уполномоченное на то лицо при сдаче водителем талонов на ГСМ заполняет графу 12 Сдано и расписывается под ней.

В строке Сдал водитель подписью удостоверяет сдачу автомобиля механику КПП или ОТК в технически исправном (неисправном) состоянии. Механик КПП или ОТК в строке Принял подписью удостоверяет правильность заполнения граф 5 и 6 строки Возвращение в гараж раздела Работа водителя и автомобиля и прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.

После сдачи водителем путевого листа диспетчер или другое уполномоченное на то лицо заполняет его в следующей последовательности:

В разделе Работа водителя и автомобиля в графе 4 Нулевой пробег по таблице расстояний записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до гаража.

В разделе Движение горючего в графе 13 Коэффициент изменения нормы записывает один общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода горючего, связанного с работой автомобиля по повышенной норме расхода горючего, в графе 14 Время работы спецоборудования и графе 15 Время работы двигателя на основании соответствующих записей в приложенных к путевому листу ТТН записывает соответственно время работы спецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условиях эксплуатации (работа двигателя, вращающего погрузочно-разгрузочные механизмы и т.п.). Эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расхода горючего. Правильность заполнения данных реквизитов диспетчер заверяет подписью под соответствующими графами.

В разделе Последовательность выполнения задания диспетчер в графе 24 записывает общее количество ездок, а в строке ТТН в количестве – общее количество сданных товарно-транспортных накладных. За общее количество сданных и принятых товарно-транспортных накладных водитель расписывается в строке Сдал водитель , а диспетчер – в строке Принял диспетчер .

Путевой лист грузового автомобиля – первичный документ для учета движения автотранспорта в организации. Путевой лист грузового автомобиля заполняется каждым водителем, выезжающим в рейс. Каждому типу транспортного средства соответствует определенная форма путевого листа. Для грузового автотранспорта предназначены формы 4-С и 4-П. Для легкового автомобиля производится заполнение по форме 3 – , а для автобуса определена форма 6 – .

Путевой лист должен быть всегда в наличии у шофера грузового автотранспорта. Его выдача производится диспетчером компании, когда водитель приступает к выполнению своих должностных обязанностей в смену. Выдача путевого листа может осуществляться и другими работниками компании (к примеру, секретарем или бухгалтером), если организация не имеет большого штата сотрудников.

Образец заполнения путевого листа грузового автомобиля (форма 4-С)

Для грузового транспорта оформляется два типа форм путевых листов: форма 4-С и форма 4-П. Их отличие в том, что форма 4-С предназначена для выдачи сотрудникам, имеющих сдельную оплату труда (то есть расчет заработной платы идет за объем сделанной работы), а форма 4-П выдается тем сотрудникам, которые имеют повременную оплату труда (то есть в основе расчета зарплаты лежит время, отработанное фактически).

Бланк 4-С имеет несколько полей для заполнения, которые содержат основные реквизиты компании, шофера и грузового автотранспорта:

  • В поле, предназначенном для компании, указываются ее наименование, ОКПО и адрес;
  • В поле, предназначенном для шофера, указываются его ФИО, табельный № и № водительского удостоверения;
  • В поле, предназначенном для грузового автотранспорта, указываются наименование автомобиля, его №, № гаража, а также информация о наличии и номерах прицепов.

Пример заполнения данных об автомобиле и водителе в путевом листе

Далее в листе путевого следствия пишутся время выезда из автопарка и показания спидометра на начало рабочей смены. В момент возвращения водителя в гараж, заполняется поле, в котором прописываются время и показания спидометра на конец рабочей смены.

Пример заполнения показателей пробега и времени в пути

Так как документ путевого следствия является основанием для списания ГСМ, в нем необходимо указывать информацию о движении топлива (вид горючего, количество на начало смены, выданное количество, количество на конец смены). Периодически требуется указать коэффициент расхода топлива по отношению к установленным в компании нормам, которые прописываются в приказе на списание ГСМ.

Пример заполнения движения горючего в путевом листе организации

Заполненные данные документа путевого следствия являются основанием для списания расходов на горючее и прочие смазочные материалы. По факту списания, бухгалтером организации составляется акт списания ГСМ.

Маршрут рабочей смены водителя, так же, как и документ путевого следствия, выдается диспетчером, который предоставляет шоферу информацию: куда нужно подать автомобиль, в какое время, где произвести загрузку и разгрузку, а также название груза.

Оформление задания водителю в путевом листе организации

Бланк документа путевого следствия содержит место для удостоверяющих подписей:

  • Диспетчера, который выдает документ путевого следствия;
  • Механика, который проверяет транспортное средство на неисправности;
  • Медицинского сотрудника, который производит осмотр водителя на предмет его трудоспособности по состоянию здоровья;
  • Водителя, который трудится в данную смену.

Оборотная сторона документа путевого следствия отражает маршрут водителя, который он подробно заполняет в течение рабочего дня.

Пример оформления оборотной стороны путевого листа

Расчет заработной платы шофера грузового автотранспорта производится бухгалтером компании на основании заполненных данных путевого листа. Если необходимо составить акт контрольного замера топлива, то в этом также помогут данные заполненного документа путевого следствия.

При перевозке грузов путевой лист грузового автомобиля является основным документом первичного учета, который совместно с товарно-транспортной накладной определяет показатели для учета работы транспортного средства и водителя, для начисления заработной платы водителю, а также для проведения расчетов с заказчиками за перевозку.

  • наименование и номер путевого листа;
  • сведения о сроке действия путевого листа;
  • сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
  • сведения о транспортном средстве;
  • сведения о водителе.

Учитывая, к примеру, что в форме № 4-п не в полной мере предусмотрено заполнение сведений о водителе (в частности, отсутствует дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения послерейсового медицинского осмотра), унифицированный бланк необходимо доработать.

Также при его доработке необходимо учитывать требования п. 16.1 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152, п. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, которые распространяются на организации, оказывающие транспортные услуги. В их путевых листах необходимо добавить сведения о проведения предрейсового контроля технического состояния грузового автомобиля.

Применяемую организацией форму путевого листа необходимо утвердить в .

Для грузовых автомобилей используется путевой лист формы 4-С или 4-П. Скачать бланки этих форм, а также образец заполнения путевого листа можно в формате excel в конце статьи. Данный бланк следует заполнять в отношении каждого отдельного грузового автомобиля при каждом выезде в рейс.

Водителю путевой лист выдает диспетчер в начале рабочего дня, водитель в течение дня отмечает в нем сведения о своем маршруте, о выполненных заданиях, о расходах топлива, пройденных километрах. В конце рабочего дня путевой лист сдается водителем диспетчеру под роспись, сам грузовой автомобиль передается механику, который проверяет техническое состояние транспортного средства.

Бухгалтерия использует путевые листы для списания расходов на топлива (в дополнение составляется ), а также для расчета заработной платы водителю.

Форма путевого листа 4-С применяется, как правило, при сдельной оплаты труда водителя, когда его заработная плата зависит от объема выполненной работы. Путевой лист форма 4-П применяется при повременной системе оплаты труда, когда труд водителя оплачивается в соответствии с отработанными часами, днями.

Образец заполнения

Рассмотрим особенности заполнения путевого листа по форме 4-С.

В начале рабочей смены водитель принимает от механика грузовой автомобиль под роспись, подпись и механика, и водителя ставится в момент принятия ТС в путевом листе 4-С. Путевой лист выдает водителю диспетчер, при этом отмечается время выезда машины из гаража, показания спидометра, количество топлива в баке и количество полученного топлива.

Заполняются сведения об организации, грузовом автомобиле, его прицепах и водителе.

В подразделе «задание водителю» указывается, в чье распоряжение поступает автомобиль, отмечает путь его следования — адрес пункта погрузки, время погрузки и разгрузки, наименование груза, пройденное расстояние.

Расходы топлива отмечается водителем в подразделе «движение горючего», в котором заполняется:

  • марка топлива;
  • количество выданного топлива;
  • остаток при выезде и возвращении;
  • количество сданного в конце дня топлива;
  • коэффициенты изменения установленных норм расхода;
  • время работы.

На втором листе водитель заполняет последовательность выполнения работ в течение рабочего дня, сведения о фактических погрузках, разгрузках, заполняются реквизиты приложенных первичных документов (акты, товарные накладные).

Оформление данных документов — процедура, обязательная для фирм, которые оказывают услуги в сфере перевозок на различных типах городского транспорта и на автомобилях: соответствующие предписания содержит п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Отметим также, что в соответствии с подп. 2.1.1. п. 2.1 ст. 2 Правил дорожного движения российские водители, находящиеся в дороге, обязаны иметь с собой в кабине путевые листы грузовых автомобилей — на тот случай, если полицейские будут проверять документы.

Для чего нужны путевые листы бухгалтерам

Путевой лист грузового автомобиля может потребоваться компании не только в силу требований закона. Он также используется в бухгалтерии — как первичный документ.

Используя сведения, фиксируемые в путевых листах грузовых автомобилей, бухгалтеры:

  • начисляют зарплату работающим в фирме водителям, исходя из объема выполненной ими работы;
  • списывают расходы фирмы на ГСМ, уменьшая на них налоговую базу по прибыли или УСН-налогу;
  • при необходимости компенсируют расходы на бензин сотрудникам, использующим личный автомобиль в работе.

В персональные обязанности бухгалтера может входить обеспечение хранения путевых листов грузовых автомобилей, в ряде случаев — ведение специализированного журнала учета соответствующих документов.

Подробнее о том, как организуется хранение и учет путевых листов, читайте в статьях:

  • «Какой срок хранения у путевых листов (нюансы)?» ;
  • «Какой порядок заполнения журнала учета путевых листов?» .

Основные типы бланков путевого листа грузового автомобиля (формы 4-П, 4-С)

В качестве бланка путевого листа грузового автомобиля можно взять форму 4-П, введенную в документооборот постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Путевой лист грузового автомобиля, составленный на основе этой формы, применяется для начисления бухгалтерией зарплаты водителю в рамках повременного тарифа. Как правило, этот документ нужен в тех случаях, когда водитель грузовика выполняет работу для 1-2 заказчиков за смену.

Также можно задействовать утвержденный Госкомстатом в отмеченном выше постановлении бланк путевого листа формы 4-С. Применяется он для компенсации услуг водителя в порядке сдельного выполнения работы, связанной с перевозками.

Оба бланка путевых листов грузовых автомобилей, утвержденные Госкомстатом, не являются обязательными для использования. Допускается самостоятельная разработка форм таких бланков. Однако обе формы — и 4-П, и 4-С — создавались с учетом включения в них реквизитов, обязательных для путевых листов грузовых автомобилей, и поэтому удобны для применения.

Об оформлении документа, утверждающего выбранную форму бланка, читайте .

Перечень обязательных реквизитов путевого листа содержит приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152. На протяжении 2017-2019 годов он менялся не однажды.

В начале 2017 года в его текст были внесены следующие изменения (приказ Минтранса России от 18.01.2017 № 17), вступившие в силу с 26.02.2017:

  • в заголовочной части путевого листа больше не требуется проставлять печать или штамп владельца транспортного средства;
  • обязательным стало указание в путевом листе даты и времени проведения предрейсовой (или предсменной) проверки технического состояния транспортного средства уполномоченным на это техническим специалистом с удостоверением этой записи подписью проверяющего (с ее расшифровкой).

С 15.12.2017 обязательно указание основного регистрационного номера юрлица или ИП (приказ Минтранса от 07.11.2017 № 476).

Где можно бесплатно скачать путевой лист грузового автомобиля по форме 4-С

Скачать путевой лист грузового автомобиля (бланки форм 4-С или 4-П) можно на нашем сайте.