На каком автомобильном заводе производилась чайка. «чайка» — легендарный автомобиль ссср, на котором ездил сталин

ГАЗ-14, известный как "Чайка", советский автомобиль представительского класса, выпускался на Горьковском заводе в период с 1977 по 1988 год. Всего за 11 лет производства было изготовлено 1 120 экземпляров. Предшественник - модель "Чайка" ГАЗ-13, которая долгое время считалась лучшей представительской машиной в СССР и использовалась как транспортное средство для правительственных структур и высшего партийного руководства страны.

Разработка новой "Чайки" началась в 1967 году, при этом прослеживалась явная тенденция подражания стилю американских автомобилей того времени. Однако лимузины и кадиллаки из США хоть и отличались великолепным дизайном, но обладали целым рядом недостатков, как, например, большой расход топлива или слишком широкие габариты. В итоге внешние параметры "Чайки" второго поколения в чем-то перекликались с американскими моделями, но были более скромными. Тем не менее для СССР ГАЗ-14 "Чайка" стал настоящим прорывом в легковом автомобилестроении.

Машина создавалась на шасси ГАЗ-13, но при этом кузов планировался совершенно другой конфигурации. Разработчики сразу столкнулись с проблемами компоновки. Двигатель оказался слишком высоким, капот пришлось поднять более чем на 8 сантиметров, и в сочетании с низко посаженной крышей возникло визуальное несоответствие пропорций. Над экстерьером пришлось поработать.

В 1971 году собрали первый прототип автомобиля, колесная база которого стала длиннее на 200 миллиметров. Двигатель удалось расположить ниже, и постепенно кузов приобрел проектные очертания. В 1975 году несколько опытных экземпляров прошли дорожные испытания, а спустя год автомобиль был принят государственной комиссией и рекомендован к серийному производству.

ГАЗ-14: технические характеристики

Тип кузова - четырехдверный седан, тип - лимузин, вместимость - 7 мест. Максимальная скорость автомобиля - 175 км/час, объем топливного бака - 100 литров.

Габаритно-весовые параметры:

  • длина кузова - 6 114 мм;
  • высота - 1 525 мм;
  • ширина - 2 020 мм;
  • дорожный просвет (клиренс) - 210 мм;
  • база колесная - 3 450 мм;
  • задняя колея - 1 580 мм;
  • вес автомобиля - 2 605 кг;
  • полная масса - 3 165 кг.

Силовая установка

Двигатель для нового автомобиля взяли от предшественника ГАЗ-13, но его кардинально модернизировали. За счет изменения фазы газораспределения, замены впускного коллектора и других мер удалось повысить мощность с 195 до 220 л.с. Это существенно улучшило динамические показатели ГАЗ-14 "Чайка", возросли скорость и приемистость автомобиля.

Характеристики двигателя:

  • модель ЗМЗ-13;
  • тип карбюраторный, бензиновый;
  • рабочий объем цилиндров - 5526 куб. см;
  • число цилиндров - 8;
  • диаметр цилиндра - 100 мм;
  • расположение V-образное;
  • ход поршня - 88 мм;
  • привод клапанов гидравлический;
  • степень сжатия - 8,5;
  • мощность 220 л.с.;
  • расход бензина в городе - 29 литров на 100 км;
  • расход топлива в смешанном режиме - 24 литра на 100 км;
  • охлаждение - тосол, антифриз;
  • топливо рекомендуемое - бензин АИ-95 "Экстра";

Двигатель ГАЗ-14 оснащался электронной системой зажигания, которая позволяла экономить до 15 % топлива.

Трансмиссия

На автомобиле была установлена автоматическая коробка передач, созданная на основе американской Fordomatic. Трансмиссия получилась достаточно эффективная, трехступенчатая, с двумя режимами Т (торможение двигателем) и одним Р (режим стоянки). Коробка оснащена двойным сцеплением, которое взаимодействует с редуктором типа "Равинье", регулирующим переключения первой передачи и заднего хода.

Вторая передача включается обычным порядком. Третья, прямая, начинает работать после включения обоих механизмов сцепления и снятия ленточных тормозов.

Кроме планетарного редуктора отдельную роль в коробке передач играет гидротранформатор, который обеспечивает расширенный диапазон соотношения передаточных чисел.

Ходовая часть

Передняя подвеска ГАЗ-14 была заново переработана, шкворни и резьбовые втулки, регулирующие схождение колес, заменили на поворотный кулак с шаровыми опорами. Двойные поперечные рычаги крепились на балку посредством резино-металлических шарниров. Задняя подвеска, зависимая, на параболических, малолистовых рессорах, не нуждалась в доработке, но гидравлические амортизаторы были заменены на более современные.

Сегодня рессорная подвеска считается анахронизмом, а в то время она была наиболее эффективным средством для достижения комфорта. Плавное раскачивание машины вызывало чувство покоя и расслабленности у пассажиров советского лимузина.

Тормозная система

Автомобиль ГАЗ-14 модернизировался практически по всем направлениям. Усовершенствование коснулось и тормозной системы, которая должна была отвечать самым высоким техническим требованиям и обеспечивать безопасность машины. На передние колеса установили лицензионные Lucas-Girling, вентилируемые диски с двойным суппортом. Задние тормоза оставили прежние, барабанного типа, с автоматически регулируемым зазором колодок. Ручник был связан только с задними колесами.

Система тормозов ГАЗ-14 двухконтурная, с диагональным действием, переднее левое колесо связано трубопроводом с правым задним, а левое заднее - с правым передним. На автомобиле установлен специальный датчик нагрузки, который регулирует интенсивность торможения заднего моста. При увеличении веса машины срабатывает клапан, открывающий прямоток гидравлики в тормозные цилиндры задних колес, и коэффициент их действия в этом случае достигает 100 %.

Интерьер

Оснащению внутреннего пространства ГАЗ-14 уделялось много внимания, поскольку автомобиль предназначался для перевозки не только советских руководителей, но и зарубежных гостей. Обращали на себя внимание многочисленные сервоприводы, установленные по всему салону. Автоматика, электроподъемники, сенсорные переключатели - все это работало на повышение комфорта салона, который был оборудован двумя автономными отопителями, сложной и эффективной системой вентиляции, автоматическими заслонками воздухозаборников и встроенным кондиционером, обеспечивающим многослойное распределение зоны охлаждения.

В салоне находились стереофонический радиоприемник Рижского завода "Радиотехника", кассетная приставка "Вильма" и четыре компактных динамика, обеспечивающих стереозвучание. В то время вся эта аппаратура считалась верхом достижений и воспринималась как суперсовременное оборудование.

Салон ГАЗ-14 постарались сделать максимально безопасным, даже обивку сидений и дверей применили из утолщенного велюра, который мог в случае аварии послужить смягчающим удар амортизатором.

Хронология производства

Серийным выпуск советского лимузина ГАЗ-14 можно было назвать только условно. Машину собирали не на конвейере, а в специальных цехах, методом ручной сборки на стапелях. В год таким методом производилось около ста автомобилей. Каждая машина проходила ответственные испытания с получением номерного сертификата, в который были вписаны все инженеры и рабочие, участвовавшие в сборке.

В 1988 году по распоряжению известного политического деятеля М. Горбачева ГАЗ-14 был снят с производства. Выпуск автомобиля прекратился, была уничтожена вся документация. Уникальная машина канула в небытие.

Но тем не менее в 2008 году автомобилю было присвоено звание культурно-технического объекта бывшего СССР.

ГАЗ-14, цена которого колеблется от 650 000 до 2 400 000 рублей, можно приобрести в специализированных автосалонах Москвы и Санкт-Петербурга.

К 1959 году гонка между США и СССР приобрела широкий общественный характер. Сверхдержавы - соперники в атомной теме и освоении космоса - стали демонстрировать друг другу достижения и в более приближенных к жизни простых граждан сферах. В 1959‑м прошли советская выставка в Нью-Йорке и американская в Москве, в Сокольниках. На обеих среди прочего демонстрировали достижения автомобильной промышленности.

В Нью-Йорке, в частности, представили Чайку ГАЗ‑13 (серийное производство машины начали в январе, а впервые ее показали за рубежом в 1958 году, в Брюсселе). Конечно, на американскую публику советский представительский седан не произвел большого впечатления, тем более что откровенно напоминал Packard 1955 года. Но американское влияние тогда коснулось практически всех производителей. А в Европе автомобилей класса Чайки почти никто и не делал, разве что Rolls-Royce да французская фирма Facel .

Для СССР Чайка, наряду с главным «членовозом» ЗИЛ‑111, была действительно революционной машиной. Она разительно отличалась от ЗИМа, попытки модернизировать который и привели к созданию совершенно нового автомобиля. Правда, «птица» на решетке радиатора впервые появилась еще на опытном образце модернизированного ГАЗ‑12 ЗИМ , но ничего другого ГАЗ‑13 от предшественника не унаследовал. Зато обзавелся двигателем V8 мощностью 195 л.с. (на прототипе стоял 180‑сильный мотор), автоматической коробкой передач с кнопочным переключением, усилителями рулевого управления и тормозов, электростеклоподъемниками. Просторный кузов длиной 5600 мм покоился на Х‑образной раме. Вот только кондиционера, в отличие от американских аналогов, ГАЗ-13 не имел.

Автомобили хорошо иллюстрируют эпоху, в которой родились. А Чайка просто идеально символизирует свое время. Гагарин еще не полетел в космос, но советский спутник уже потряс мир. Как раз в 1959 году советская станция Луна‑3 впервые сделала фотографии загадочной обратной стороны спутника Земли. В СССР начали производство первого собственного транзисторного приемника Атмосфера, а первый секретарь Хрущев полетел в Вашингтон на новейшем ТУ‑114. В стране происходили и иные заметные перемены - началась эпоха массового домостроения. Неказистые панельные дома, которые позднее прозвали хрущёвками, стали для многих спасением от подвалов и бараков‑общежитий. Никто же не предполагал, что они простоят полвека! И ко всему этому - новая советская машина, щедро украшенная хромом, солидная, массивная, но в то же время стремительная.

СЕМЬЯ КРЫЛАТЫХ

Прототипы ГАЗ‑13 появились в 1958 году, серийное производство стартовало в начале 1959‑го. Автомобиль оснащали двигателем V8 (5,53 л, 195 л.с.) и трехступенчатой автоматической коробкой передач. Максимальная скорость - 160 км/ч.

Помимо стандартных седанов в небольших количествах делали лимузины ГАЗ‑13А с внутренней перегородкой, кабриолеты ГАЗ‑13Б, санитарные универсалы для обслуживания высокопоставленных пациентов ГАЗ‑13С, которые изготавливал завод РАФ. Стро­или и кинооператорские автомобили с массивной площадкой перед передним бампером и съемным тентом над задней частью крыши. Такие машины, в частности, производили в Чернигове, на заводе «Кинотехника». Всего до апреля 1981 года ­собрали 3179 автомобилей.

ГАЗ‑13С

ГАЗ‑13Б

Знак почета

Низким баритоном урчит огромная «восьмерка». Нажимаю кнопку с буквой Д - и ощущаю легкий толчок: включилась первая. Осторожно отпускаю педаль тормоза… Разгон Чайки не поражает стремительностью: 195 сил на две с лишним тонны снаряженной массы - это по нынешним меркам немного. Но ход машина набирает уверенно. А спортивного разгона от огромного седана никто и не требовал, особенно от этого.

Ездовыми повадками Чайка вполне логично напоминает американских ровесников. Машина мягко демпфирует любые неровности, заметно кренится в поворотах, но при аккуратном рулении старательно и, главное, умело обеспечивает пассажирам комфорт. Водителю, конечно, тоже, но он, хоть и сидит на таком же массивном мягком диване и оперирует всего двумя педалями, всё же работает. Вписывать длиннющий седан в повороты непросто, особенно с непривычки. Производительность насоса усилителя рулевого управления зависит от оборотов двигателя - на малых руль заметно тяжелее, чем на высоких. В какой-то момент руль словно «подкусывает», и вдруг он неожиданно становится легким. Тормоза довольно эффективны, а педаль тугая и требует привыкания.

Но главное не это. Основное отличие от американских аналогов состоит в том, что Чайка с ее строгим салоном, отделанным серым, цвета офицерской парадной шинели времен СССР, сукном, совершенно не располагает к легкомыслию, навеваемому автомобилями производства США.

Неудивительно, ведь Чайку нельзя было купить - ее можно было только заслужить. По легенде, несколько машин правительство СССР подарило советским знаменитостям, но тоже, скорее, не как частным лицам, а как живым символам могущества социализма. Небольшое количество «тринадцатых» работало в загсах и Интуристе, где они радовали новобрачных и обслуживали высокопоставленных гостей. Но к подавляющему большинству Чаек в СССР прилагался высококвалифицированный немногословный шофер, «униформа» из непременно серых плаща, пальто, костюма, шляпы и каракулевой шапки, просторная квартира (отнюдь не в хрущёвке) с домработницей в придачу, дача за высоким забором и отдых в привилегированном санатории. Строгость и выдержанность салона Чайки прекрасно гармонировала с огромным кабинетом с массивным столом и дубовыми панелями на стенах, украшенными строгими портретами. Потому-то в этой машине нет места панибратской пестроте, характерной для ее заокеанских ровесников.

Полетное задание

Кто бы мог представить, что новинка 1959 года, вполне вписывающаяся, как сказали бы теперь, в тренд автомобильного прогресса рубежа 1950–1960‑х, застрянет во времени, как Челюскин во льдах?

Новый, относительно молодой лидер СССР, сменивший Никиту Сергеевича, успел состариться и одряхлеть, сменились пяток президентов США. В космос слетал уже не только Гагарин, но и экипажи из нескольких человек. На орбите даже состыковались советский Союз и американский Аполлон. СССР наводнили вполне современные для 1970‑х годов Жигули. Даже Волга и ЗИЛ стали совсем другими, а в Горьком продолжали - вплоть до 1981 года! - неспешно (штук по сто пятьдесят в год) собирать ГАЗ‑13, чей дизайн выглядел уже музейным. Впрочем, и традиционные пассажиры Чаек менялись не сильно. Поэтому-то в те годы я и представить себе не мог, что когда-нибудь так близко познакомлюсь с космически недоступной машиной: посижу и за рулем, и даже на номенклатурном заднем диване. А вот ведь, познакомился!

Редакция благодарит Андрея и Евгения Жариновых за предоставленный автомобиль.

ЭКРАННЫЙ ОБРАЗ

За несколько десятилетий Чайки сыграли в отечественном кино немало эпизодических, но заметных ролей. Как правило, они возили положительных руководителей большого ранга - штатских и военных, иногда дипломатов. Порой черные машины просто мелькали на улицах, побуждая постовых милиционеров торопливо брать под козырек.

Первый опытный образец будущего автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» был построен в 1955 году на базе представительского автомобиля ГАЗ-12 «ЗИМ» , этот опытный образец получил индекс ГАЗ-12В, но уже носил название «Чайка». Прототип уже комплектовался решеткой радиатора, на которой находилась декоративная деталь в виде крыла птицы. ГАЗ-12В «Чайка» был выпущен как минимум в двух экземплярах, которые внешне отличались незначительно, основное отличие было в двигателях, объем которых составлял 4.9 и 5.5 литра.

Однако все работы по модернизации «ЗИМа» в новую модель решили прекратить, как не крути, а его кузов по меркам тех лет уже устарел. Было решено начинать разработку «Чайки» с чистого листа, дизайнером нового кузова ГАЗ-13 стал Лев Еремеев. В 1956 году были созданы первые ходовые прототипы, которые внешне уже напоминали серийный автомобиль, но все еще существенно отличались в деталях.

Изначально автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» выпускали в 4-дверном кузове типа седан, в салоне которого могли разместиться 7 пассажиров. В 1961 году появилась модификация с 6-местным кузовом типа «кабриолет» (другое название «фаэтон»), это модель, которая обозначалась как ГАЗ-13Б, имела складной тент с электрогидравлическим приводом, у него отсутствовали рамки стекол дверей, а сами боковые стекла имели легкую металлическую окантовку. В этом же году по спецзаказу начали выпускать лимузин ГАЗ-13А, данный автомобиль был оснащен перегородкой между водителем и пассажирским отделением.

В 1978 году автомобиль модели ГАЗ-13 «Чайка» был снят с производства, хотя некоторые его модификации продолжали выпускать небольшими партиями.

Дизайн и конструкция

Новый автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» получил совершенно новый 8-цилиндровый V-образный двигатель прогрессивной конструкции, блок цилиндров, головки, поршни и выпускной коллектор были выполнены из алюминиевого сплава. В те времена алюминиевые детали двигателя были крайне редкими, к примеру, Америка начала выпускать первые алюминиевые двигатели только в начале 60-х годов, но особое распространение они не получили.

Кроме нового двигателя ГАЗ-13 получил полностью автоматическую гидромеханическую коробку переключения передач. Выбор диапазона работы трансмиссии осуществлялся при помощи 4-кнопочного блока расположенного в левой части приборной панели. Обозначения кнопок были такими: «Н» - нейтраль, «Д» - движение, «Т» - торможение, «ЗХ» - задний ход. Так же «Чайка» получила новый 4-камерный карбюратор и гидроусилитель руля, это был первый автомобиль Горьковского автозавода такого оснащения.

Кузов «Чайки» по сравнению с ГАЗ-12 по своей конструкции уже не была несущим, для «Чайки» конструкторы использовали отдельную облегченную раму оригинальной конструкции, к которой крепился кузов в 16 точках через виброизолирующие резиновые прокладки. Благодаря такому решению масса автомобиля была практически на уровне ГАЗ-12, несмотря на то, что его геометрические размеры увеличились, а жесткость и долговечность кузова существенно возросла.

В 1962 году автомобиль ГАЗ-13 подвергся модернизации, у него изменился карбюратор, появились новые колесные диски и радиоприемник с автопоиском и антенной с электроприводом, изменился материал отделки интерьера.

Модификации

Базовый седан c закрытым четырёхдверным кузовом с тремя рядами сидений без внутренней перегородки

Лимузин, который производили по спецзаказам, в основном Министерства обороны. Автомобили выпускались с установленной внутренней перегородкой между водителем и пассажирским отделением. На данный момент сохранился лишь один экземпляр ГАЗ-13А с кузовом лимузин.

Автомобиль с открытым кузовом типа «фаэтон» ("кабриолет). мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя. Всего было изготовлено около 20 экземпляров "Чаек" без крыши.

Выпускаемый заводом РАФ в 1973 - 1982 годах санитарный универсал, который собирался вручную. Автомобиль оснащался перегородкой в кузове и носилками. Всего за 9 лет было выпущено порядка 20 автомобилей с кузовом типа "универсал".

Фотографии

ГАЗ-13 (ЗМЗ-13); ГАЗ-13Д (ЗМЗ-13Д)

ГАЗ 13 Чайка, стала одним из самых красивых советских автомобилей, эта машина пропитана мощью, силой и духом великого советского народа, который защитил мир от нацистов и гнал немцев с их пособниками как побитых собак обратно в Берлин и другие закоулки Европы. Если на предшествующий Чайке — правительственный автомобиль ЗИМ была официальная цена в 40 000 рублей, и теоретически купить ЗИМ было возможно, в Москве ЗИМ использовался даже как такси, то купить Чайку было не возможно, тем не менее балансовая цена Чайки в те годы составляла 100 000 рублей. По -овской классификации, ГАЗ 13 стоял над , птица Чайка летит над Волгой - вот из такого логического высказывания представительский 13 получил это прекрасное название. Масштабные ходовые испытания ГАЗ 13 Чайка начались в 1957-ом году, тогда девять Чаек проехали 21 000км по дорогам Советского Союза, в серию новый представительский автомобиль пошел в 1959- ом году и выпускался до 1978-ого года. Чайка часто показывалась на международных автомобильных выставках и показать было что, ведь не смотря на язвительную критику западной прессы, Советский автомобиль по некоторым показателям превзошел и опередил шикарные американские легковые автомобили. Обычный советский человек мог проехаться на Чайке разве, что на свадьбе, ведь за все годы производства 13 было создано всего 3 189 этих выдающихся автомобилей. Конечно, чайка не могла стать такой любимой народом машиной как: Москвич, Жигули, или Запорожец, но миссия у этой машины была совсем иная. На этой странице уделит пару строк Чайке, которая в годы своей молодости была самым шикарным советским автомобилем, а сегодня она является одним из самых желанных экспонатов даже для самого лучшего автомобильного музея.

Внешний обзор ГАЗ 13 Чайка

По своим габаритам, Чайка значительно превосходит современные Представительский Мерседес в версии Long, ведь длина советской машины - 5 600мм, ширина - 2 000мм, высота - 1620мм. Колесная база - 3250мм, при дорожном просвете в 180мм, который сам по себе не мал, но учитывая длину колесной базы - на проселочной дороге за рулем Чайки следует быть аккуратным, чтобы не поцарапать «пузо». Уже в те годы, кузов Чайки оснастили Х - образной рамой. Рама в общем то не характерна для легкового автомобиля, ее не было на ЗИМ, но для увеличения жесткости конструкции она подходит очень хорошо. В будущем, на американских автомобилях также появилась рама, так современный Lincoln Town Car и сегодня оснащается рамой. Кузов прикреплен к раме в шестнадцати точек, через специальные резиновые уплотнители, которые гасят вибрации. Узор радиаторной решетки 13 изображает множество парящих Чаек, по моде тех лет, на корме советского автомобиля присутствуют два крупных «плавника», патрубки выхлопной системы выходят прямо сквозь задний бампер. В переднем бампере присутствуют «клыки» которые выполнены в виде авиационных реактивных двигателей. Передние фары Чайки выглядывают из под массивных козырьков. Кроме седана, Чайка выпускалась как: лимузин и кабриолет. Кабриолет не имеет дверных рамок, а лимузин отличается от седана салонной перегородкой, отделяющий пассажирский отсек от отсека водителя. Главным дизайнером 13 стал Лев Еремеев. В 1961-ом году была предпринята попытка модернизации внешности 21, предполагалось вместо одной фары, под общий козырек установить по две круглых фары и изменить радиаторную решетку, но идея не получила развитие и в своем изначальном виде ГАЗ 13 выпускался аж до снятия с производства, только в 1970-ом году, Чайка получила внешнее зеркало с левой стороны.

Салон и оснащение ГАЗ 13 Чайка

Чайка получила гидравлический усилитель руля, который совсем не лишний на легковом автомобиле снаряженной массой в 2 100кг. Также Чайка оснащалась вакуумным усилителем тормозов, электроприводом всех стекол, радиоприемником и антенной которая выдвигалась и задвигалась с помощью электропривода - для тех годов весьма достойное оснащение. Чайка оснащалась трехскоростной автоматической КПП, очень интересно, что для смены передач использовался не рычаг, а специальные кнопки, расположенные на передней панели левее от руля. Конечно каждый раз нажимать на кнопку, для смены передачи не обязательно, следует просто нажать на кнопку «Д» и советский автомобиль поедет вперед. Буква «Н» указывает на нейтральную передачу, а кнопка с надписью ЗХ подключает заднюю передачу. Кнопка «Т» означает Тихий Ход, то есть передвижение лишь на первой передаче.

Технические Характеристики ГАЗ 13 Чайка

Под капотом Чайки установлен алюминиевый V8, в котором из алюминия не только блок, но и головки двигателя и даже впускной коллектор. В цилиндры 13 вставлены специальные съемные гильзы, который при капитальном ремонте двигателя можно заменить. Двигатель Чайки получает питание через четырехкамерный карбюратор. Мощность V8 объемом 5.5л - 195л.с, крутящий момент равен 412Н.М. Диаметр цилиндров - 100мм, ход поршня - 88мм, степень сжатия в 8.5:1 позволяет заливать низкооктановый бензин. В среднем цикле V8 объемом 5 529 расходует 21 литр, при топливном баке вмещаеющем 80л, запас хода у советского лимузина вполне достаточен, но заправлять такую машину сегодня будет совсем не дешево. Разгон до 100км Чайка осуществляет за 20с, а на шоссе способна развить 160км. Вернувшись к двигателям хочется заметить, что в Штатах алюминиевые моторы появились лишь в 60-ых. Двигатель ГАЗ имеет по два клапана на цилиндр. Спереди на Чайке установлены дисковые тормоза, сзади барабанные.

Цена ГАЗ 13 Чайка

Сегодня купить ухоженный ГАЗ 13 Чайка можно за 70 000 - 100 000$. Цена ГАЗ 13 Чайка не покажется завышенной если вспомнить о количестве выпущенных машин и о предназначении этих легковушек.

Чайка - это не Toyota и не – это необычный легковой автомобиль использующийся для езды по магазинам, не будет преувеличением назвать эту машину шедевром, исключительным автомобилем, который ценится не менее самых эксклюзивных автомобилей иностранного производства.

«Чайка» - была настоящей «синей птицей» в руках СССР. Работая над новой моделью, конструкторы пытались создать служебный автомобиль класса «люкс». Так и вышло, ведь на «Чайке» в то время ездили многие министры, первые секретари обкомов, богатейшие люди Советского Союза, а также – этот автомобиль было принято дарить самым известным людям мира или предоставлять Дворцам Бракосочетания (уж настолько красивым и парадным был дизайн этой модели). Все остальные граждане имели возможность любоваться этим автомобилем либо с улиц, либо с картинок журналов.

Немного истории о ГАЗ-13

Официально многосерийное производство Чайки началось с конца 1959 года, но в начале 1958 года все же был представлен первый экземпляр «Э-2», который разрабатывали в экспериментальном режиме специально для международной выставки «ЭКСПО-58», которая проходила в Германии. Этот образец отличался пастельно-бирюзовым цветом, эмблемой в виде чайки на капоте и дизайном, практически аналогичному «Паккарду» (именно последний фактор принудил конструкторов заметно модернизировать кузов в дальнейшем).


ГАЗ-13 «Чайка»

За создание этой «птицы» взялись самые опытные инженеры, конструкторы и испытатели: Н. А.Юшманов, В. В. Гнетнев, М. Мокеев, В.С. Соловьев, О. И. Пелюшенко и т.д . Именно они привнесли в Чайку много новинок, о которых раньше в Советском Союзе даже не говорили. Сюда можно отнести мощнейший верхнеклапанный двухрядный 5.5 литровый двигатель, четырехкамерный усовершенствованный карбюратор, усилитель тормозов , гидроусилитель руля, возможность поднимать и опускать стекла с помощью кнопок и многое другое (о них мы поговорим ниже). Кстати, рама автомобиля стала Х-образная, на которой уже не было лонжеронов, а сам кузов крепился в 16-ти точках. Чайки были достаточно габаритными автомобилями, ведь, как правило, в салоне было три ряда сидений, рассчитанных на 7 человек, как минимум. Не смотря на это, усовершенствованная система отопления отлично обогревала такой большой салон, а встроенный бардачок, электроприкуриватель, пепельницы, качественный радиоприемник и мощные задние динамики только увеличивали комфорт, делая пребывание в автомобиле настоящим наслаждением для того времени.


В начале 60-х ХХ века в Латвии, по индивидуальному заказу главы Минздрава, «Чайка» была переоборудована под медицинский автомобиль. У них был более просторный салон, специальные носилки, большой круглый салонный фонарь, а также – были усилены . Этот автомобиль называли «кремлевскими чайками», ведь они обслуживали исключительно чиновников, большевиков и «первых» людей Советского союза. Кстати, во многих источниках можно еще встретить Чайку «ослобык», которая также переоборудовалась по индивидувальному заказу военного генералитета. Так как Чайка была автомобилем для высшего общества, то средним чиновникам их иметь было несколько опасно. Обладая хорошей смекалкой, военные нашли выход – это взять кузов знаменитого « », сохранив, при этом, салон и техническую «начинку» от Чайки.


Медицинская Чайка, 1982 год

Первую серьезную модернизацию Чайка получила в середине 1962 года, которая коснулась не только внешнего вида, но и технических характеристик. Ее комфортабельность возросла за счет нового приемника с регуляторами на заднем диване, и более дорогой обивки салона в приглушенно-зеленых тонах. Дизайнеры поставили на колеса новые диски, а вместо старого карбюратора К-113, поставили более производительный . В 1963 году конструкторы сделали передние фары цельными, немного изменили форму бамперов и улучшили бамперную облицовку. В таком виде «Чайка» кружила на просторах Советского Союза около 10 лет, не вызывая никаких нареканий даже со стороны самых требовательный ее покупателей.


ГАЗ-13 «Чайка» 1959-1981 гг

Уже к началу 70-х гг. ХХ столетия дизайнеры вновь принялись за модернизацию. На этот раз на были установлены уникальные боковые зеркала с ножкой и возможностью регулировки положения. Спустя несколько лет в салоне появилась деревянная обивка, для диванов использовался качественный велюр светло-коричневого цвета, а также – был установлен новый транзисторный радиоприемник. Таких экземпляров сошло с конвейера совсем немного, и один из них до сих пор украшает музей завода имени Молотова. Вскоре производство ГАЗ-13 прекратилось. На смену им пришли новые «Чайки» под артикулом .

Создание автомобиля ГАЗ-13

За всю свою историю выпуска Чайка прошла одно из главных испытаний – это по-настоящему всемирное признание, любовь и уважение. Этот автомобиль заслужено получил звание «самый красивый автомобиль ХХ столетия» и «лучший лимузин Советского Союза». За 19 лет производства было выпущено всего 3179 экземпляров. Это и не странно, ведь Чайка имела представительский класс и не предназначалась для массового пользования.

С самого начала между создателями разгорелся спор о том, как назвать ГАЗ-13 – «Чайкой» или «Стрелой». Но после того, как один из инженеров произнес «Если есть Волга, так значит, над ней должна парить Чайка» , выбор стал очевиден. Пожалуй, самым сложным процессом в создании ГАЗ-13 – это была разработка дизайна.


Чертежи кузова Чайки

Работа началась со средины 50-х, и тогда автомобиль еще не имел козырьков над , имел много общего с кузовом знаменитой «Волги», а передний бампер почти повторял бампер ЗИЛ-111. В конечном итоге получился не очень удачный вариант, поэтому скульптор Лебедев и автоконструктор Дуарте принялись переделывать ГАЗ-13, в надежде создать что-то новое и не похожее ни на что иное. Уже в 1957 году было изготовлено 2 опытных экземпляра, отличия которых заключались лишь в объеме двигателя. Они проходили испытания на сложных дорогах Украины, России и горных дорогах Кавказа, общей длиной не менее 21000 км. И вот уже 19 января 1959 года Горьковский завод спустил с конвейера первую «Чайку», которая никогда не оставалась без внимания всех прохожих.

Производство Чайки

Первая серия Чаек имела некоторые отличия от всех последующих, и первым делом это касалось самой эмблемы. Этот автомобиль уже с первых лет своей «жизни» принимал активное участие практически во всех зарубежных выставках (Брно, Будапешт, Женева, Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико и др.). Одной из первых самых крупных выставках, на которых участвовал ГАЗ-13 была выставка-конкурс «Гран-При», которая проходила в Германии (город Брюссель). Там было представлено три модификации – это ГАЗ-13А (седан с внутренней перегородкой), ГАЗ-13С (медицинский автомобиль) и ГАЗ-13Б (кабриолет). Кстати, отталкиваясь от медицинского универсала, немного позже был создан образец катафалка, которому так и не было суждено пойти в массовое производство.


В конце 1959 года в Нью-Йорке был представлен уникальный экземпляр «Чайки» в черном цвете с тканевой обивкой салона, которая имела оригинальный шахматный принт. Если рассматривать «жизнь» Чайки в хронологическом порядке, первое перевоплощение автомобиль ощутил уже в 1961 году, когда на Горьковском заводе принялись за разработку кабриолета, который получил артикул «13Б». В этом же году, на несколько месяцев позже, вышел в свет знаменитый лимузин, имеющий цельную перегородку от водителя. Эти автомобили выпускались, как правило, только по индивидуальным заказам и в соответствии с прихотями «первых лиц» Советского Союза (это касалось даже дизайна салона и цветовой гаммы). Лимузинов сходило с конвейера не более 150 экземпляров в год. Через год, в 1962 году, основной седан полностью модернизировался и получил «новый облик» как изнутри, так и внешне. К 1970 году, Чайка уже обзавелась зеркалом заднего вида. В последней «фазе жизни» конструкторы немного сбавили обороты над производством ГАЗ-13 и принялись за новый ГАЗ-14. Хотя в этот период все-таки решили переделать салон, добавив туда натуральные материалы, более красивую обивку и прочее (который, в принципе, был очень похож на салон ГАЗа-14).


Кабриолет «Чайка», 1961-1962 гг

Сравнивая с другими автомобилями, такими как ЗИМ, или , ГАЗ-13 «Чайка» не была автомобилем свободной продажи и никогда не имела определенной стоимости. Но из некоторых источников было известно, что, когда цена других автомобилей колебалась от 16 до 40 тысяч рублей, то цена Чайки была не менее 100 тысяч рублей. Кстати, Чайка имела и еще одну важную особенность – это лимит на пробег, который устанавливался в обязательном порядке. После того, как автомобиль «накатает» определенное количество километров, ему либо полностью меняли моторную часть, либо перекрашивали в белый цвет и передавали в центры бракосочетания. Кстати, и сейчас, в ХХI веке, Чайка является одним из самых востребованных автомобилей на свадьбе.

Но если говорить в общем, то «Чайка» была настоящей звездой своего времени, ведь она всегда участвовала в парадах, праздниках, ее подавали приезжим дипломатам, политикам и людям высшего общества, а также – официально передавались в «Интурист» в качестве автомобиля для vip-туристов. Чайки были настоящим «лицом» Советского Союза – они были во всех посольствах СССР за границей. ГАЗ-13 – это большая редкость в наши дни, ведь во время всего периода производства было выпущено около 3000 экземпляров (из которых 20 универсалов и не более 8-ми кабриолетов).

Технические характеристики ГАЗ-13 «Чайка»

Год выпуска 1959-1978 гг.
Тип кузова 4-х дверной седан (лимузин - 7 мест, фаэтон – 6 мест)
Двигатель/объем/мощность ЗМЗ-13 V8/5520см 3 /4200 об.мин
Расход топлива 14-21 л/100км
Бак для топлива 80 л
Привод задний
КПП 3-х ступенчатая гидромеханическая АКП
Задний мост литой, с цельным картером
Карбюратор 4-х камерный, с падающим потоком
Система вентиляции Открытая
Тормоза передн./задн. Дисковые/Барабанные
Подвеска передн./задн. Независимая/зависимая
Амортизаторы 2-х стороннего действия, гидравлические и телескопические
Шины 8,5х15, бескамерного типа
Разгон до 100 км/ч 20 секунд
Макс. скорость 160 км/ч
Габариты д/ш/в, 5600/2000/1620 мм
Колесная база 3250 мм
Колея задняя/передняя 1530/1540 мм
Дорожный просвет 180 мм
Безопасность Блокировка дверей, ремни безопасности, очистители фар, противотуманные фонари
Масса 2100 кг
Масса полн. 2625 кг
Смотрите полные

Взгляд на «Чайку» изнутри

Конструкторы наградили Чайку 8-ми цилиндровым верхнеклапанным . Все блоки и головки цилиндров изготовлены из прочного сплава алюминия, тогда, как сами гильзы съемные и изготовлены из чугуна. Пять подшипников коренного типа имеют специальные вкладыши и держат с шатунными шейками, имеющими по 2 шатуна каждая. установлены спереди и соответствуют движению автомобиля, а изготовлены они, как и двигатель, из алюминиевого сплава. Комбинированная смазка двигателя обеспечивает смазывание подшипников коленчатого и распределительного валов. Все остальные детали смазываются путем разбрызгивания. имеет две секции – из одной масло подается в двигатель, а с другой – в и фильтр. Открытая система вентиляции Чайки обеспечивала эффективное устранение отработанных газов, которые негативно влияют на состояние масла. Система сжигания Р-13 имела октан-корректор и вакуумный и центробежный регуляторы.