Как увеличить мощность двигателя без турбины. Как увеличить мощность двигателя, простые советы

У каждого автолюбителя есть свои причины, по которым он хочет «поднять» мощность своего железного «коня». Кто-то увлекается автогонками, кто-то просто обожает быструю езду. Есть множество способов увеличения мощности двигателей: различие каждого метода заключается в основном в стоимости модернизации силового агрегата. Но прежде чем выбрать какой-либо способ, стоит не забывать, что подобные переделки серийных автомобилей увеличивают расход горючего, а в ряде случаев и сокращают срок эксплуатации. И все же, как увеличить мощность двигателя? Далее рассматривается несколько способов, начиная от наиболее распространенных и заканчивая менее известными.

Увеличение объема

Чтобы этого добиться, на одинаковое расстояние растачивают цилиндры, увеличивая тем самым их объем. Метод этот довольно распространенный и не особо дорогой. Действительно, количество лошадиных сил возрастает и крутящий момент увеличится, но ненамного. К тому же впускная и выпускная системы не смогут эффективно работать, т. к. из-за увеличенного объема у них не хватит «сил» как и раньше наполнять цилиндры топливом и отводить выхлопные газы. Чтобы устранить это, придется увеличить ход поршня, т. е. придется менять шатуны. Если хотите добиться большего эффекта, замените штатную прокладку головки блока цилиндров на более тонкую. Также можно подрезать саму , увеличив степень сжатия. Дополнение результативное, но трудоемкое, требует замены и регулировки некоторых узлов.

После окончания работ вы увеличите число лошадей в движке и добьетесь более высокого крутящего момента. Однако придется заливать с более высоким октановым числом: если был 92-й заправляться нужно 95-м, а если был 95-й, то 98-мым. Увеличение объема двигателя может послужить хорошим началом для более глубоких преобразований.

Установка облегченных поршней либо колец

Имеются в виду кованые элементы. Они очень прочные и легкие. Однако такое увеличение мощность двигателя может вызвать ряд проблем:

  • разборку силового агрегата и установку в него новых деталей нужно делать на высоком профессиональном уровне;
  • обращение к специалистам вынудит вас выложить приличную сумму;
  • в ходе переделки придется дорабатывать тормозную, выхлопную, впускную системы, а также коробку передач.


Замена заводского маховика на облегченный

Идея в том, что эта деталь, имея меньшую массу, быстрее раскручивает коленвал, обеспечивая эффективное достижение нужных оборотов. Уровень увеличения мощности двигателя – 4%. Облегченный маховик стоит недорого, да и установить его совсем несложно: при наличии опыта работы можно выполнить самостоятельно.


Установка нулевого воздушного фильтра

Суть доработки – уменьшение сопротивления воздушному потоку, поступающему в цилиндры. Дело в том, что стандартная деталь сделана из прочного материала, который не дает проходить большому объему воздуха. Но устанавливать фильтр нулевого сопротивления лучше всего в « комплекте» с другими модернизациями, иначе это даст минимальный эффект. Не стоит забывать и о том, что фильтрующие способности у такой детали хуже, чем у штатной запчасти.


Чип тюнинг (перепрограммирование)

Способ простой: мотор вскрывать не надо и что-то покупать тоже не требуется. Если это дело доверить специалисту, силовая установка полностью раскроет все свои возможности, которые скрывает автопроизводитель, чтобы увеличить срок эксплуатации автомобиля. Увеличение мощности двигателя составит 10-15%. Чаще всего тюнингисты повышают объем подаваемого топлива.

Мотор станет сильнее, а выбросы в атмосферу – вреднее. Еще можно разблокировать ограничитель частоты вращения коленвала. К примеру, когда-то Honda без турбонаддува развивала мощность в 160 л. с. при объеме цилиндров всего 1,6 литра. Достигалось это раскруткой двигателя до 8 тыс. об/мин.


Установка баллона с закисью азота

Данный способ позволяет получить резкое ускорение, но только на короткий промежуток времени. Баллон подсоединяется к топливной системе: закись азота способствует образованию большего количества кислорода, что «вынуждает» топливо сгорать лучше и быстрее. Способ особенно хорош для спортивных автомобилей, для которых зачастую все решает кратковременный рывок. Отрицательные стороны метода:

  • высокая стоимость комплектующих;
  • приличная стоимость работ;
  • уменьшение ресурса мотора.


Использование турбонаддува

Считается одним из лучших методов, позволяющих увеличить количество лошадиных сил в моторе. Многие автопроизводители уже на заводе оснащают свои авто турбинами. Если у вас именно такая машина, то для повышения мощности достаточно установить более сильный узел: операция не очень сложная, требует минимум доработок. Сложнее обстоит дело с атмосферными авто. Имеется в виду не только сам монтаж, но и эксплуатация:

  • воздушные и масляные фильтры потребуют более частой замены;
  • двигатель придется прогревать и в теплую погоду.

Что касается установки на «атмосферники» описываемого узла, не стоит забывать о дополнительном охлаждении турбины: обычно используют интеркулер, увеличивают объем охлаждающей жидкости, повышают производительность вентилятора. Плюс к этому, придется поставить более производительные форсунки.


Замена выхлопной трубы

Имеется в виду установка прямоточной детали, не имеющей резонатора. Это снижает сопротивляемость глушителя выхлопным газам, которые начинают перемещаться гораздо быстрее. В результате силовая установка меньше тратит «сил» на удаление из выхлопной системы отработанных газов и больше энергии на раскрутку коленвала. Прибавка к мощности – до 15%. Совсем неплохо, но:

  • работа двигателя будет сопровождаться неприятным громким звуком;
  • повышенное содержание вредных веществ в выхлопе ухудшает экологическую обстановку.


Замена штатных деталей двигателя на спортивные

Идея состоит в том, чтобы заменить заводские детали на аналоги, устанавливаемые на спортивные машины. Подобная операция позволит поднять на максимальную высоту технические параметры силового агрегата. Однако стоит помнить: автомобиль необходимо адаптировать под иные нагрузки. Придется менять КПП, переделывать тормозную систему. К достоинствам данного метода можно отнести сохранение заводского ресурса двигателя и прежнего расхода горючего.


Замена комплектующих на более качественные

Известно, что на выпускаемые автомобили устанавливают запчасти от разных производителей, причем иногда не самых лучших. Поэтому если поставить на двигатель самые качественные комплектующие (свечи, высоковольтные проводи, масляные, воздушные фильтры и т. п.), можно добиться повышения мощности на 4-5%. Но подобный подход справедлив по отношению к недорогим машинам.

Увеличение мощности дизельного агрегата

Дизель, если сравнивать его с бензиновым двигателем имеет ряд преимуществ: экономичность и относительная «терпимость» к качеству топлива. Мотор, работающий на солярке, лучше тянет на «низах». Что касается увеличения мощности, то к дизелю применимы большинство методов, перечисленных выше: расточка цилиндров, установка турбонаддува, чип-тюнинг и т. д. Но есть и особенности совершенствования.

Модули увеличения мощностных характеристик

Речь идет о специально разработанных блоках, взаимодействующих с топливной системой автомобиля. Они никак не влияют на работу электронного блока управления, просто осуществляют дополнительный контроль над работой электронных датчиков. Существует четыре типа модулей:

  1. Блок, изменяющий импульсы, управляющие работой форсунок. Здесь задача модуля – замедление или ускорение поднятия иглы. Это понижает расход солярки, улучшает ее сгорание. Происходит это благодаря изменению угла опережения зажигания. Модуль несложен в установке и может работать с любыми современными дизельными агрегатами.
  2. Блок, влияющий на работу топливного насоса высокого давления. Модуль функционирует совместно с датчиком, выдающим информацию о давлении топлива. При этом данные занижаются. Это приводит к повышению давления в ТНВД. В итоге – сохранение эксплуатационного ресурса силового агрегата при улучшении динамики. Блок работает только с дизелями, использующими механический способ подачи солярки и выпущенными до 2008 года.
  3. Блок, работающий с датчиком топливной рампы. Этот модуль тоже занимается «обманом», поставляя в ЭБУ данные о снижении давления в рампе. Он начинает «думать», что динамические характеристики мотора недостаточны и меняет интенсивность функционирования форсунок. Мощность увеличивается, а расход топлива падает.
  4. Модуль, оптимизирующий работу ЭБУ (точнее, его процессора). Цель блока – определение давления в топливной системе. При большом его значении посылается сигнал, «приказывающий» увеличить тайминг форсунок. Т. е. модуль способен изменять режим работы двигателя без участия электронного блока управления. Блок не «занимается» поставкой ложной информации и устанавливается в систему высокого давления. Хорошо взаимодействует с любой современной дизельной установкой.


К плюсам вышеперечисленных блоков можно отнести простоту установки, экономию расхода солярки и увеличение мощности. Однако при этом уменьшается срок службы блока цилиндров, форсунок, топливного насоса. При этом выброс в атмосферу вредных веществ повышается.

Common Rail

Задача этой системы – подача солярки в камеру сгорания вне зависимости от мощности движка на данный момент и крутящего момента. В обычном дизеле топливо сжимается во впускном коллекторе, в то время как в Common Rail это происходит, когда состав подается в отсек сгорания.

Для увеличения крутящего момента и количества лошадиных сил есть 2 пути: чип-тюнинг без вмешательства в конструкцию силового агрегата и форсировка мотора с последующей перенастройкой программного обеспечения ЭБУ. Рассмотрим, как увеличить мощность двигателя и можно ли это сделать своими руками. Поговорим не только о инжекторных и дизельных ДВС, но и моторах ВАЗ с карбюратором.

ЧИП-ТЮНИНГ

Изменение ПО электронного блока управления двигателем неэффективно на атмосферных бензиновых моторах с распределительным впрыском на клапаны. Количество поступающего в цилиндры воздуха, а именно этот параметр важен для увеличения мощности, довольно точно просчитывается при проектировке и испытаниях двигателя. Поэтому невозможно программным изменением угла впрыска, момента зажигания, количества подаваемого топлива добиться значительного увеличения мощности. Также чип-тюнинг двигателя не работает на старых дизелях, которые имеют минимум электроники.

То ли дело современные турбированные двигатели. Программная корректировка момента и углов впрыска, зажигания, количества подаваемого в цилиндры топлива, изменение алгоритма работы турбонаддува позволяет получить в среднем 10-15% от стандартной мощности двигателя.

МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ?

Имея технический склад ума, уверенное понимание процессов газообмена внутри двигателя, много времени и свободные средства на покупку базового оборудования, вы сможете самостоятельно сделать чип-тюнинг. Проще всего найти готовую прошивку для вашей модели двигателя и «залить» ее в ЭБУ. Если же речь идет о самостоятельном изменении ПО, настройке в динамике, то даже практикующему диагносту-автоэлектрику нужно будет немало времени для изучения вопроса.

СНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ «ОШЕЙНИКОВ»

  • Физическое удаление катализатора (при наличии второго лямбда-зонда требует программной отшивки). Исправный катализатор создает небольшой подпор выхлопных газам на выпуске, но в забитом состоянии значительно ухудшает наполняемость цилиндров на высоких оборотах. Еще большая потеря мощности ощущается на дизельных двигателях. Частички сажи, перемешиваясь с парами масла, забивают соты сажевого фильтра.
  • Программное изменение отклика на педаль газа. Мощности двигателю это не прибавит, но ощущение от динамики разгона изменится в лучшую сторону.

Изменение в системе впуска, выпуска, ГБЦ или блоке цилиндра двигателя на инжекторных и современных дизельных двигателях обязательно должны сопровождаться онлайн-настройкой. Без изменения программного обеспечения ЭБУ хорошей прибавки мощности и исправной работы двигателя вы не получите.

ОСНОВЫ ФОРСИРОВКИ МОТОРА

Есть всего 5 способов увеличить мощность ДВС.

Смазка и охлаждение

Серьезное увеличение мощности налагает дополнительные требования на систему смазки и охлаждения двигателя. При возможности стоит устанавливать маслонасос повышенной производительности. Если вы собрались увеличить мощность двигателя с большим пробегом, обязательно проведите дефектовку и при необходимости замените маслонасос. Чтобы не допустить перегрев двигателя, установите увеличенный радиатор.

СИСТЕМА ВПУСКА И ВЫПУСКА

Объем ресивера, длина и проходное сечение каналов впускной и выпускной системы напрямую влияют на наполнение цилиндров. Одним из первых этапов увеличения мощности двигателя можно считать установку равнодлинного выпускного коллектора 4-2-1 или 4-1. Для получения максимальной отдачи необходимо устанавливать прямоток, но это увеличит уровень шума. Поэтому для гражданской эксплуатации рекомендуем немного увеличить проходное сечение выхлопной трубы и установить более спортивный глушитель. Это позволит уменьшить сопротивление выхлопной системы выходу отработавших газов.

Установка фильтра нулевого сопротивления – один из самых популярных способов увеличения мощности двигателя. Такой ход позволяет получить не более 1-3%. Грамотная установка нулевика требует реализации забора холодного потока воздуха, который на многих авто со стандартными воздушными фильтрами реализован с завода. Без этого двигатель будет засасывать подогретый воздух из подкапотного пространства, что ухудшит наполнение цилиндров и снизит характеристики двигателя.


Установку дроссельного впуска подробно рассматривать не станем, так как такой метод увеличения мощности с трудом можно назвать гражданским.

ТУРБОНАДДУВ

Для дополнительного нагнетания воздуха в цилиндры используются:



Какая из систем турбонаддува лучше для вашего авто, во многом зависит от модели двигателя, компоновки моторного отсека и наличия готовых решений. К примеру, для двигателей ВАЗ довольно подробно разработаны варианты установки как турбины, так и механического нагнетателя.

Установка турбины либо нагнетателя требует предварительного уменьшения степени сжатия, установки интеркуллера; обязателен переход с ДМРВ на ДАД+ДТВ. Изменяется тепловой баланс двигателя, что требует большей производительности от системы охлаждения. Для предотвращения прогара поршней, и уменьшения риска детонации нужно устанавливать поршни с маслофорсунками.

ОБЪЕМ, СТЕПЕНЬ СЖАТИЯ

Чем больше топливовоздушной смеси сгорит в цилиндрах, тем большую мощность мы сможем получить от мотора. Увеличить объем можно, расточив цилиндр и установив поршни большего размера или увеличив диаметр кривошипа. Увеличение хода шатунов ведет к прибавке крутящего момента на низах. Но в то же время идет ускоренный износ ЦПГ, так как поршни в момент перекладки оказывают большее давление на стенки цилиндров. Из-за больших нагрузок на ЦПГ, коленчатый вал, вкладыши двигатель с большим ходом поршней не может быть выскооборотистым.

Увеличивать степень сжатия желательно только в комплексе с другими доработками двигателя. Но метод позволит заметно увеличить мощность только на старых двигателях с карбюраторами, которые были рассчитаны работать даже на бензине АИ-86. Чем сильнее сжимается топливовоздушная смесь, тем больше крутящего момента можно получить при ее сгорании. Но учтите, что чем выше октановое число бензина, тем он дороже, к тому же после прибавки мощности обязательно увеличится расход топлива. Поэтому переходить на бензин с октановым числом больше 98 для гражданского использования авто попросту нецелесообразно.

Использование свечей с низким калильным числом, работа двигателя на бензине, октановое число не соответствует степени сжатия, ведет к появлению детонации

ТЮНИНГ ГБЦ

На видео показаны основы доработки ГБЦ, которые позволят своими руками увеличить мощность атмосферного и турбированного двигателя.

Любители автоспорта во всех его разновидностях знают, что существует целая индустрия, занимающаяся увеличением КПД двигателей (следовательно, и повышением их мощности). Но такие работы относятся к категории очень дорогостоящих, а сами силовые агрегаты – это действительно уникальные по сложности изделия. Поэтому их установка на обычные массовые автомобили в принципе невозможна.
Что же делать рядовым автолюбителям, которые неудовлетворенны мощностными характеристиками своих четырехколёсных друзей? В современном мире скорость решает всё, а в условиях загруженности городских транспортных магистралей любое промедление на перекрёстке чревато большими временными потерями. Повышение мощности мотора позволяет увереннее себя чувствовать и на скоростных магистралях, где время обгона – показатель критичный, особенно если дело касается бюджетных авто, изначально характеризующихся наличием маломощного мотора.

Существует немало способов прироста мощности силового агрегата. Некоторые из них достаточно просты, другие – сложные и финансово затратные. Одни дают практически неуловимый прирост мощности, другие могут порадовать заметным улучшением динамики (и ухудшением других характеристик). Поэтому желательно изучить все популярные методики, описывающие, как увеличить мощность двигателя. Информирован – значит вооружён, а знание преимуществ и недостатков каждого из востребованных способов позволит вам выбрать только те, которые будут соответствовать вашим ожиданиям и возможностям.

Увеличение рабочего объёма

Именно этот показатель стесняются приводить владельцы малолитражек, когда их расспрашивают о характеристиках автомобиля. Что ж, увеличение объёма камеры сгорания – пожалуй, самый радикальный способ сделать свою машину более приёмистой и динамичной.

Известно, что в понятие «объём двигателя» входит несколько взаимосвязанных характеристик: на сколько перемещается поршень, каковы количество и диаметр цилиндров. Но поскольку конструктивно изменение числа цилиндров невозможно даже теоретически, остаётся воздействие на два других вышеназванных параметра.

Увеличение диаметра цилиндров в принципе возможно, но поскольку они двигаются в камерах, рассчитанных именно на заводские размеры, потребуется расточка на соответствующую величину блока цилиндров. Если БЦ выполнен из чугуна, новые поршни большего размера должны подвергнуться дополнительной обработке, заключающейся в нанесении на стенки поршней микронеровностей, служащих для удержания масляной плёнки. Не стоит говорить, что в гаражных условиях подобные работы выполнить практически невозможно.

Если же блок цилиндров произведён из алюминия и оснащён мокрыми вставными гильзами, задача намного упрощается. В этом случае расточка не требуется – достаточно поменять гильзы на изделия нужного диаметра, приобретя их в любом автомагазине.

Второй способ добиться требуемых результатов – изменить в большую сторону ход поршня. Конструктивно сделать это можно за счёт использования коленвала с другой геометрией (увеличенным на определённую величину радиусом кривошипа). Выбор подходящего коленвала тоже не доставит проблем – в продаже имеется немалое количество изделий, предназначенных для установки на разные типы и модификации силовых агрегатов, включая форсированные.

Безусловно, увеличение мощности двигателя при использовании такого радикального метода будет достаточно ощутимым. Но не стоит забывать, что эта характеристика автомобиля тесно связана с другими параметрами (в частности, с крутящим моментом и величиной оборотов коленвала). Фактически увеличение хода поршня означает, что наибольшая величина крутящего момента развивается при минимальном значении оборотов вращения коленвала.

Если говорить о конкретных цифрах, то увеличение хода поршня/диаметра цилиндров обеспечивает прирост мощности на величину порядка 10%, при этом работа двигателя на всех режимах станет заметно ровнее.

Среди недостатков способа стоит отметить следующие:

  • увеличенный расход горючего (примерно на те же проценты);
  • дороговизна самой процедуры;
  • в некоторых случаях возникает необходимость в изменении конструкции сцепления, для корректной работы ЭБУ потребуется и соответствующая перепрошивка;
  • в таких случаях использование некачественного масла и топлива крайне нежелательно;
  • ресурс мотора уменьшится из-за снижения толщины стенок цилиндров.

Увеличение степени сжатия

Данный способ считается одним из наиболее эффективных. Ориентация на изменение в большую сторону величины сжатия топливовоздушной смеси в камере сгорания хорошо тем, что увеличение мощности в этом случае не сопровождается ростом расхода горючего. Согласитесь, это для бюджетных автомобилей (если быть точнее, для автовладельцев, ограниченных в средствах) крайне важно.

Наверняка у вас возникнет закономерный вопрос: по какой причине автопроизводители не делают степень сжатия максимальной в заводских условиях? Неужели оставляют некоторый резерв для самостоятельного тюнинга? Дело в том, что характеристики используемого бензина не позволяют увеличивать степень сжатия произвольным образом. Этот показатель рассчитывается таким образом, чтобы минимизировать различные детонационные явления. Увеличение степени сжатия – хороший способ поднятия мощности мотора на внушительную величину, но достигается это за счёт использования горючего с более высоки октановым числом. А оно, конечно же, стоит дороже.


Так что выгода от такого тюнинга становится менее очевидной. Радует одно: силовой агрегат после подобной модернизации будет демонстрировать больший КПД даже на предыдущей мощности, что достигается за счёт уменьшения потребления горючего. В целом рост степени сжатия действительно оказывается самым выгодным способом увеличения приёмистости мотора.

В настоящее время используют две различные методики увеличения степени сжатия:

  • первый способ заключается в установке прокладки ГБ меньшей толщины. Его основной недостаток – увеличение вероятности контакта клапанов и поршней. Так что перед его использованием необходимо всё тщательно рассчитать. Вариацией данного метода считается установка в силовой агрегат других поршней, имеющих соответствующие выемки, препятствующие столкновению с клапанами. При этом, разумеется, фаза газораспределения подвергнется изменениям, и потребуются соответствующие настройки двигателя, но это, как говорится, процедура одноразовая;
  • второй способ заключается в расточке цилиндров – о нём мы уже говорили выше. Просто мы не упомянули, что, кроме увеличения объёма КС, такая процедура повышает степень сжатия, поскольку объём камеры сгорания остаётся неизменным, меняется только объём собственно цилиндров. Перед тем, как повышать мощность двигателя таким образом, необходимо понять, что при стандартных настройках мотора чем меньше степень сжатия, тем выше прибавка мощности.

Тюнинг системы впуска

Большинство методов, относящихся к улучшению тракта впуска, направлены на уменьшение сопротивления потока воздуха, направляемого в камеру сгорания. Технически такие доработки нельзя назвать сильно сложными, но они требуют использования большого числа разнородных деталей и материалов, позволяя добиться весомой прибавки мощности. Рассмотрим, как увеличить мощность карбюраторного и инжекторного двигателя, изменяя элементы системы впуска.


Установка фильтра нулевого сопротивления

Под этим термином понимается модифицированный воздушный фильтр, основное предназначение которого – увеличить пропускную способность фильтровального элемента. У стандартного ВФ он выполнен из достаточно плотного материала, обеспечивающего надёжную фильтрацию поступающего извне воздуха. В «нулевике» используется более разреженный материал. За счёт ухудшения фильтровальной способности и изменения конструкции самого фильтра воздух проходит фильтр с меньшими потерями. Следует отметить, что прибавка мощности в этом случае будет мизерной, так что данный метод следует использовать только в комплексе с другими подобными мероприятиями.

Такой способ также достаточно популярен, но, как и в случае применения ФНС, ощутимых результатов ожидать не стоит. Если же использовать его в рамках комплексного тюнинга силового агрегата, то небольшое увеличение производительности системы впуска даст в итоге вполне ощутимый накопительный эффект.


Дроссельная заслонка

Установка ресивера

Главное предназначение данной детали – сглаживание пульсаций воздуха на пути к камере сгорания. Достигается это за счёт применения укороченных впускных патрубков и увеличения объёма камеры ресивера. Данный метод относится к легкому , демонстрирующему неплохие результаты. Его особенностью является максимальное наполнение цилиндров топливовоздушной смесью в диапазоне высоких оборотов при адекватном снижении на низких. При соответствующем изменении конструкции ресивера можно добиться противоположного результата, когда крутящий момент вырастет в диапазоне низких оборотов, но во всём остальном диапазоне приёмистость двигателя уменьшится.

Модификацией данного метода считается монтаж впускной системы с модифицированной геометрией воздушных каналов, что позволяет добиться более качественного наполнения цилиндров во всём диапазоне крутящего момента, руководствуясь информацией о ДЗ и текущих оборотах вращения коленвала. Вариант очень эффективный с точки зрения прироста мощности, но и достаточно дорогостоящий в реализации.

Демонтаж впускного коллектора

В некоторых случаях вместо впускного коллектора устанавливают «дудки» – укороченные патрубки, настроенные преимущественно на диапазон высоких оборотов. Это очень эффективное, но дорогостоящее решение, предполагающее установку отдельной ДЗ на каждый цилиндр. Объём подаваемого в камеру сгорания воздуха при этом резко увеличивается, благодаря чему достигается более устойчивая работа мотора на ХХ, низких/средних оборотах и очень продуктивная работа в верхнем диапазоне. Заметно уменьшается время реакции на нажатие педали акселератора.

Расплачиваться за все эти прелести придётся увеличением расхода горючего и снижением ресурса силового агрегата.

Как известно, главной задачей системы выпуска является обеспечение отведения продуктов сгорания топливовоздушной смеси, а также снижение звуковых эффектов и вибрации, возникающих в результате взрывоподобного возгорания смеси. В современных автомобилях в систему выпуска встраивают также элементы, снижающие токсичность выхлопа. К сожалению, действие закона сохранения энергии распространяется и на автомобили. Поэтому при очевидной пользе глушителя принцип его работы заключается в некотором снижении мощности мотора.

Существует несколько способов уменьшения потерь мощности за счёт модернизации выхлопной системы:

  • монтаж прямоточных элементов;
  • использование даунпайпов;
  • увеличение диаметра выпускных трубопроводов;
  • раздвоение системы выпуска отработанных газов.

Чтобы понять, как можно поднять мощность двигателя за счёт системы выхлопа, рассмотрим, от чего вообще зависит мощность силового агрегата.


Главный и определяющий параметр – это количество/качество топливовоздушной смеси. Двигаясь от ВМТ до самой нижней точки, цилиндры наполняются смесью воздуха и горючего, причём параметры этой смеси зависят от степени согласованности давления между впускным и выпускным трактами.

Другими словами, увеличение объёмов воздуха, подаваемого в КС, увеличивает мощность мотора, но точно такого же повышения производительности нужно добиться и от выпускного тракта – в противном случае прироста мощности наблюдаться не будет.

Справедливо и обратное – увеличение пропускной способности выхлопа само по себе способствует приросту мощности двигателя. Рассмотрим основные способы достижения поставленных целей.

Коллектор

Основная доля потерь системы выхлопа приходится на коллектор. Его замена позволяет снизить эти потери. В профессиональном тюнинге и автоспорте для этих целей используют «паук» – коллектор, отличающийся от штатного как формой, так и количеством, а также порядком расположения приёмных труб.

В частности, для четырёхцилиндровых силовых агрегатов используют либо коллекторы типа «4/2/1» (длинный вариант, четыре трубы сначала объединяются в две, а затем сливаются), либо короткую схему «4/1». Последний вариант позволяет получить прирост мощности в относительно небольшом диапазоне оборотов (6000 и выше), поэтому он используется преимущественно на спортивных авто. Первая схема считается идеальной для любительского тюнинга выпускной системы, поскольку даёт весомое увеличение крутящего момента практически на всех диапазонах.

Резонатор

Увеличение диаметра резонатора – ещё один способ повышения мощности в прямоточных системах выхлопа. Принцип действия такого тюнинга заключается в улучшении процесса продувки цилиндров на фазе выпуска, благодаря чему удаётся повысить крутящий момент силового агрегата. Такая процедура, именуемая «выхлопом с настройками», применяется для изменения моментного графика. Собственно настройка резонатора предполагает его наибольшее действие на участке снижения после максимума, что позволяет увеличить КМ на высоких оборотах. Чтобы добиться прироста мощности на малых оборотах, резонатор настраивают на работу на участке роста до максимума.

Если на машине установлен каталитическим нейтрализатором, его демонтируют с установкой прямоточного пламегасителя. Такая модернизация позволяет резонатору без особых последствий противостоять максимальным температурным воздействиям, однако с экологической точки зрения в Европе с таким выхлопом делать нечего. Российские нормативы допускают возможность такой модификации.

Оконечная часть глушителя

Одной из основных задач системы выпуска является уменьшение уровня шума, издаваемого . Для осуществления этой цели оконечную часть глушителя устанавливают по возможности на максимальном расстоянии от коллектора, тем самым уменьшая его резонансное воздействие. Использование прямоточного глушителя вместо обычного позволяет снизить сопротивление потоку газов до нуля, по крайней мере, на последнем этапе выхлопа. Чтобы компенсировать падение шумопоглощающих свойств, в такой глушитель помещают трубу меньшего диаметра с перфорационными отверстиями. Пространство между внешней/внутренней трубами наполняют волокнистым материалом с хорошими теплостойкими свойствами (например, стекловолокном). Чтобы частички наполнителя не «улетали в трубу» в буквальном смысле слова, между стекловолокном и трубой устанавливают барьер в виде мелкоячеистой сетки.

Шум выхлопа в таком глушителе достаточно эффективно поглощается наполнителем, проникая через перфорационные отверстия. Впрочем, со временем слой набивки всё равно становится более тонким, что начинает сказываться на издаваемом прямоточным глушителем звуке. Да и эффект прироста мощности в итоге оказывается незначительным.

Чип-тюнинг

Под этим термином понимают внесение изменений в программное обеспечение бортового компьютера, направленное на изменение работы исполнительных механизмов, влияющих на работу силового агрегата. В общем случае необязательно выполнение чип-тюнинга исключительно с целью добиться заметного прироста мощности, но следует признать, что большинство случаев приходится именно на такую модернизацию микропрограммы ЭБУ.


Изначальные заводские настройки далеко не всегда оптимальны. В частности, автопроизводители стараются соотнести угол опережения зажигания, контролируемый бортовым компьютером, с определённым регионом, но получается, что в большинстве случаев он оказывается слегка завышенным. По этой причине процесс сгорания ТВС происходит не так эффективно.

Второй причиной, по которой ЭБУ настраивают на повышенный угол опережения зажигания, является уменьшение нагрузки на узлы трансмиссии. Другой стороной такого решения является увеличение времени реакции двигателя на действия водителя, а также снижение устойчивости его работы. Некоторые заводские настройки работы бортового компьютера приводят к увеличенному расходу горючего.

Чип-тюнинг в состоянии устранить все вышеперечисленные недостатки:

  • увеличить многие параметры работы силового агрегата;
  • повысить комфортность для водителя;
  • поднять до приемлемого уровня крутящий момент;
  • уменьшить расход горючего.

С точки зрения стоимости такая модернизация автомобиля считается одной из самых недорогих, при этом в конструкцию автомобиля не вмешиваются, что оставляет шансы на исполнение гарантийных обязательств продавцом. Отметим, что чип-тюнинг для обычных авто не позволяет добиться значимых результатов, но без него не обойтись, если вы вносили изменения в конструкцию силового агрегата или компонент, с ним соседствующий, поскольку при этом изменяются и характеристики работы мотора.

Наибольший эффект данный вид модернизации авто демонстрирует на спортивных машинах, обладающих и без того мощными характеристиками.

Уменьшение веса маховика и поршней

Казалось бы, снижение веса никак не должно влиять на мощностные показатели функционирования мотора, но на практике использование облегчённого маховика позволяет добиться небольшого, но вполне положительного эффекта. Дело в том, что за счёт снижения массы эта деталь раскручивается намного быстрее, позволяя двигателю выйти на высокооборотистый режим за более короткое время. Средняя прибавка к мощности при таком способе тюнинга составляет порядка 4%, так что в качестве накопительного эффекта он волне пригоден.

Плюс данного метода ещё и в том, что его реализация по силам и в . Для увеличения мощности дизельного двигателя достаточно приобрести облегчённый маховик (его стоимость варьируется в пределах 2000-5000 рублей), а его монтаж не требует большого количества операций. Как правило, такая модернизация производится комплексно, вместе с изменением уровня компрессии, чип-тюнингом, установкой фильтра нулевого сопротивления и другими несложными и недорогими доработками.

Вторым способом, относящимся к уменьшению массы деталей авто, считается использование кованых поршней. По идее, на его движение должно затрачиваться меньше энергии, да и по прочностным характеристикам он даст фору поршням из традиционных материалов. Впрочем, рассчитывать на значительный эффект и здесь не приходится. Тем не менее автогонщики его активно используют, поскольку для них даже незначительный прирост мощности очень важен. В последнее время такая операция все чаще входит в набор услуг, предоставляемых фирмами, специализирующимися на тюнинге.

Снижение силы трения

Именно эта сила оказывает максимальное воздействие на снижение КПД любого устройства, в котором используются трущиеся части. В двигателе внутреннего сгорания наибольшие потери происходят в момент движения поршня, контактирующего со стенками цилиндра, выступающего в качестве направляющей.

Разумеется, снизить трение позволяет моторное масло – это его основное предназначение, но его физические характеристики можно улучшить, используя различные присадки.

Здесь следует быть осторожным – состав конкретной присадки может быть оптимизирован совсем для других целей. В идеале нужно покупать присадки комплексного действия, которые не только создают дополнительный слой между трущимися поверхностями, но и способны и других отложений. Безусловно, самым важным действием такой присадки считается формирование нового защитного слоя, характеризующегося очень прочной связью с одной из трущихся поверхностей и отличным маслоудерживающим свойством.

А поскольку мощность двигателя зависит от наличия потерь в ЦПГ, уменьшение трения положительно скажется и на динамике автомобиля. Согласно различным данным, такой способ увеличения приёмистости силового агрегата даёт прибавку к мощности на уровне 6-7%, увеличивая ресурс поршневой группы и снижая расход горючего.

Впрочем, многие отзывы не содержат каких-либо положительных результатов применения подобных присадок, поэтому их использование может оказаться простой тратой денег.

В большинстве случаев использование распределительных валов с изменённой геометрией кулачков практикуется для повышения мощности двигателя, хотя существуют и прямо противоположные решения.


Всё зависит от того, увеличены или уменьшены размеры кулачков. В первом случае обеспечивается больший ход клапанов, что положительно сказывается на динамике силового агрегата. Однако и здесь имеются свои нюансы: в продаже имеются модернизированные распредвалы, предназначенные для увеличения мощности мотора на низких, средних или высоких оборотах вращения коленвала. Зависит это опять же от того, как сильно увеличена высота подъёма клапанов. Если незначительно – имеем добавку мощности на небольших оборотах, если максимально (но так, чтобы исключить соударение клапана с поршнем) – увеличим тягу мотора на высоких оборотах.

Так что если вы хотите увеличить мощность атмосферного двигателя, минимально изменяя конструкцию силового агрегата – установка спортивного распредвала поможет вам решить эту задачу. Разумеется, после замены этой детали потребуется выполнение процедуры регулировки клапанов.

Турбонаддув

Данный способ заслуженно считается наиболее эффективным в плане роста мощности силовой установки. Об этом свидетельствует и рост количества моделей, производимых с наличием подобной опции (турбированные модификации сегодня не редкость даже для концерна АвтоВАЗ).

Впрочем, даже обладателям машин с турбонаддувом есть к чему стремиться, поскольку и у них имеется немало возможностей повысить количество выдаваемых двигателем лошадиных сил. Особенно интересен такой тюнинг владельцам маломощных авто (например, с объёмом двигателя 1.4-1.5 литров). Для того, чтобы добиться ещё более впечатляющих результатов, достаточно установить турбину больших размеров. Альтернативным вариантом считается увеличение давления заводской турбины. Все эти способы позволяют добиться заметного прироста мощности, но требует внесения немалого количества изменений. Вместо этого можно подобрать турбину с более высокими показателями производительности, благо на рынке представлено огромное количество моделей для большинства ходовых моделей.

Если говорить об установке турбины на атмосферный силовой агрегат, то это уже считается кардинальным изменением конструкции авто, оказывающим влияние как на настройки двигателя, так и на эксплуатационные моменты (необходимость обязательного прогрева мотора, даже в жаркое время года, более частая замена расходных материалов).

Однако выигрыш в мощности может оказаться почти двукратным, поэтому такая работа стоит затраченных усилий. Всё зависит от ваших умений, а также характеристик устанавливаемой турбины. Правда, кроме собственно турбины придётся устанавливать и интеркулер, поскольку она в процессе работы сильно разогревается, а вместе с ней греется и мотор. Чтобы снизить тепловую нагрузку, некоторые увеличивают объём ОЖ, поступающей в радиатор и улучшают его обдув, устанавливая более мощный вентилятор. Старые форсунки также нужно заменить на более производительные, поскольку они не рассчитаны на столь большую нагрузку.

Принцип действия турбокомпрессора достаточно прост – обеспечение подачи в цилиндр намного большего количества воздуха. А поскольку интенсивность процесса горения в максимальной степени зависит от наличия кислорода (напомним, в атмосферном воздухе его немного – около 21%), то чем больше воздуха поступает в камеру сгорания, тем лучше. Кстати, турбина приводится в действие благодаря энергии выхлопа, не используя мощности двигателя, однако необходимо принимать во внимание, что существует прямая зависимость между нажатием педали акселератора и производительностью турбины.

Достоинства данного метода увеличения мощности силового агрегата очевидны: по эффективности (двукратное и более увеличение КПД двигателя) ему нет альтернативы, использование турбины можно отменить одним нажатием кнопки, если в этом нет потребности.

Но это и самый дорогой способ, к тому же требующий перепрошивки ПО бортового компьютера. Самостоятельно также малореально – для этого требуется соответствующий опыт и знания. Хотя запитка турбины не требует отбора мощности мотора, на высоких оборотах неизбежен повышенный расход горючего – этого требуют элементарные физические законы. Установка турбины требует существенной доработки многих других узлов машины – использования более прочных деталей, усиления тормозных возможностей. Наконец, приготовьтесь к тому, что ресурс двигателя окажется заведомо меньше регламентного.

Краткие выводы

Как видим, даже маломощный автомобиль можно заставить работать, как спортивный. Собственно говоря, подобный тюнинг имеет смысл сравнивать с допингом, используемым в профессиональном спорте. Но здесь прямого запрета нет. Максимальные санкции – лишение гарантии, что после окончания гарантийного срока неактуально. Большинство актуальных способов дают относительно небольшой рост мощности, поэтому, если не использовать наиболее радикальные методы, имеет смысл задействовать комбинацию из нескольких менее существенных.

Но в любом случае за увеличение отдачи мотора придётся чем-то расплачиваться. В большинстве случаев это – повышение расхода топлива.

Наверное, каждый автолюбитель хотя бы раз задумывался, как увеличить мощность двигателя, и возможно ли это вообще. Да, такая возможность действительно есть, и даже не одна. Дело в том, что двигатели массовых неспортивных автомобилей ориентированы на определённый баланс мощности, расхода топлива, надёжности и долговечности, стоимости, и других показателей. Этот баланс можно подвинуть в ту или иную сторону различными способами.

Октановое число показывает устойчивость топлива к детонации, т.е. к взрывному сгоранию. Вопреки бытующему заблуждению, бензин в цилиндре не взрывается, а именно сгорает. И это сгорание должно быть как можно более равномерным, распределённым по всему объёму цилиндра. Только тогда оно будет выдавать максимальную мощность. Из-за детонации же в мощности двигателя возникают ощутимые просадки. Поэтому можно заливать бензин октановой ступенью выше, для более уверенной тяги.

Преимущества:

  • это самый простой и быстрый метод, не требующий никакой подготовки и работ;
  • в случае неудачного опыта можно так же легко и быстро вернуть всё назад;
  • двигатель работает мягче и тише, что повышает комфорт езды.

Недостатки:

  • топливо с более высоким октановым числом обходится заметно дороже;
  • прибавка мощности очень невелика, зачастую ее трудно почувствовать;
  • без подстройки ЭБУ возможно снижение ресурса частей двигателя.

Установка спортивного воздушного фильтра

Для сгорания топлива необходим кислород, получаемый из воздуха. Поэтому двигатель на такте впуска засасывает в цилиндр порцию воздуха извне. При этом воздух должен пройти через фильтр для очистки, из-за чего для засасывания воздуха нужно приложить усилие. На спортивных машинах устанавливают воздушные фильтры нулевого сопротивления, сквозь которые воздух проходит очень легко. Благодаря этому двигатель практически не тратит свою мощность на засасывание воздуха.

Преимущества:

  • воздушные фильтры нулевого сопротивления довольно дёшевы;
  • их очень просто и недолго установить и снять своими силами;
  • при загрязнении их нет необходимости менять, можно просто почистить.

Недостатки:

  • такой способ даёт максимум 3% прироста мощности;
  • воздух хуже очищается, из-за чего двигатель быстрее засоряется;
  • по-настоящему спортивные модели могут стоить недёшево.

Доработка или замена выпускной системы

Как и в случае с засасыванием воздуха, выталкивание отработанных газов требует приложения некоторой силы, потому что они проходят по извилистому пути глушителя и катализатора. Но можно установить так называемый прямоток - упрощённую, менее извилистую выпускную систему, а также снять катализатор и поставить выхлопную трубу увеличенного диаметра. Тогда выхлопные газы будут проходить максимально легко и быстро.

Преимущества:

  • способ не требует особенно больших трудовых и денежных затрат;
  • хороший мастер может добиться прироста мощности до 7%;
  • вернуть обычную выпускную систему не составляет труда.

Недостатки:

  • такая система производит очень много шума;
  • проблема пройти техосмотр из-за усиленного загрязнения воздуха;
  • появление вибраций.

Модификация программы управления (чип-тюнинг)

Все современные инжекторные двигатели управляются специальной программной прошивкой в электронном блоке управления. Параметры стандартной прошивки ориентированы на определённый расход топлива, комфорт езды, и т.д. Мастер с помощью специального оборудования может подправить газораспределительные фазы, таймеры работы различных подсистем так, чтобы добиться прироста мощности.

Преимущества:

  • вся работа происходит на уровне программы, без механических изменений;
  • увеличение мощности от 10% до 30%, в зависимости от типа двигателя;
  • выравнивается динамика, сглаживаются турбоямы, повышается отзывчивость;
  • не возникает проблем с прохождением техосмотра.

Недостатки:

  • чип-тюнинг требует высокой квалификации мастера, иначе будет только хуже;
  • перепрошитому двигателю требуется топливо с высоким октановым числом;
  • может снизиться ресурс отдельных частей двигателя, например, поршней.

Изменения в цилиндрах и поршневой группе

Один из старых, «дедовских» способов - так называемая расточка. Её суть заключается в механической обработке блока цилиндров, после которой увеличивается их рабочий объём. Так как при этом требуется ещё и замена поршневой группы, обычно поршни и шатуны сразу меняют на облегчённые, спортивные версии. Расчёт на то, что двигатель меньше энергии будет тратить на вращение коленвала.

Преимущества:

  • можно достигнуть ощутимого роста мощности, на уровне до 10%;
  • повышается выносливость двигателя благодаря спортивным компонентам;
  • двигатель работает ровнее, также может измениться звук - стать глубже.

Недостатки:

  • повышенный расход топлива из-за возрастания рабочего объёма;
  • процедура довольно дорога в денежном отношении и трудозатратна;
  • общий ресурс двигателя может сократиться из-за тонких стенок цилиндров;
  • требуется высококачественное топливо и моторное масло;
  • могут потребоваться доработки сцепления и модификация ЭБУ.

Установка системы впрыска закиси азота

Способ, очень любимый профессиональными уличными гонщиками, и теми, кто старается на них походить. Суть заключается в установке баллонов со сжатым газом N 2 O, из которого он впрыскивается во впускной коллектор двигателя. Оксид азота оказывает комплексный эффект: охлаждает впрыскиваемую смесь, повышает концентрацию кислорода, а также вызывает более интенсивное и равномерное сгорание топливно-воздушной взвеси.

Преимущества:

  • очень эффективный способ - ускорение в несколько раз интенсивнее;
  • вид комплекта баллонов и специальной кнопки ускорения очень эффектен;
  • не оказывает существенного влияния на ресурс двигателя.

Недостатки:

  • небольшая продолжительность действия, в зависимости от объёма баллонов;
  • хороший комплект закиси азота очень недёшев, а дешёвые просто опасны;
  • требуются усиленная тормозная система и острое рулевое управление.

Турбирование атмосферного двигателя

Горение это не более чем соединение вещества с кислородом, а его в воздухе довольно мало - меньше четверти от всего объёма. Чтобы топливо сгорало интенсивнее, нужно закачать в цилиндр как можно больше воздуха. Этим и занимается турбонаддув или турбокомпрессор. Турбина, нагнетающая воздух в систему впуска, приводится в действие энергией выхлопных газов. Поэтому производительность турбины напрямую зависит от силы нажатия на акселератор.

Преимущества:

  • самый результативный способ - мощность может вырасти в 2 раза и более;
  • в комплект работ обычно входит также тюнинг прошивки ЭБУ;
  • турбину можно отключить нажатием кнопки, если надобности в ней нет.

Недостатки:

  • очень дорогой способ, который требует к тому же высокого профессионализма;
  • намного повышается расход топлива, особенно на высоких оборотах;
  • параллельно требуется замена многих деталей двигателя на более прочные;
  • также рекомендуется значительно усилить тормозную систему;
  • общий ресурс двигателя может сократиться из-за повышенного износа.

Многие водители мечтают увеличить мощность своего автомобиля. Одних на это толкает жажда скорости, других – профессиональное увлечение автогонками. Существует множество способов, с помощью которых можно запросто увеличить мощность двигателя и увеличить максимальную скорость автомобиля как на . Различие всех методов заключается в стоимости и эффективности и чем дороже улучшение – тем выше мощность мотора. Однако стоит понимать, что увеличение мощности, чаще всего, тянет за собой повышение расхода топлива, к которому готов не каждый водитель. Поэтому, прежде чем принимать такое непростое решение, необходимо взвесить все «за» и «против». Разберем каждый способ по отдельности, чтобы вы смогли определиться, что подойдет именно вам.

8 способов увеличения можности двигателя автомобиля

Увеличение мощности двигателя данным способом является абсолютным мифом. Он заключается в снижении массы автомобиля или замене тяжелых запчастей аналогами из прочного и очень легкого материала. Таким способом можно лишь снизить расход топлива, улучшить управляемость автомобилем, а также его динамические свойства. На работу двигателя данное улучшение никак не влияет.

Является самым простым и дешевым способом, который применяют на спортивных автомобилях.

Внимание! Крайне не рекомендуется производить такую процедуру самостоятельно, так как есть риск кардинально нарушить работу программы, которая быстро выведет двигатель из строя. Доверьте эту работу профессионалам, которые действительно разбираются в электронных блоках управления.

Данный способ не совсем стандартный, но тоже имеет место быть. Он подразумевает минимальное вложение при увеличении мощности на 15 процентов и заключается в установке прямоточной системы выхлопа. Для этого устанавливается новая выхлопная труба без резонатора, которая снижает сопротивление выхлопных газов и заставляет их двигаться быстрее.

Таким образом, двигатель тратит меньше энергии на выпуск отработавших газов и отдает большую часть энергии на разгон коленчатого вала. Однако, плата за такое увеличение мощности – это , который достаточно быстро надоедает и повышенное загрязнение окружающей среды.

Наверное, многие любители фильмов знают о таком веществе, как азот. В автомобиле устанавливается металлический баллон, приводя в действие который, водитель получает достаточно большое ускорение на небольшой промежуток времени.

Принцип действия такого устройства предельно просто. Баллон подключают к системе впрыска и при его попадание внутрь камеры сгорания, там образуется чуть больше кислорода, чем обычно. Именно поэтому, горение происходит эффективнее, а, следовательно, возрастает и частота вращения коленчатого вала.

Из недостатков можно отметить непродолжительное действие устройства и большую стоимость комплектующих, которая здорово бьет по бюджету водителей.

Наиболее оптимальный вариант для тюнинга представляет собой турбокомпрессор. Данный насос устанавливается в системе подачи воздуха и присоединяется к выхлопу автомобиля. При прохождении отработавших газов через турбину компрессора, она разгоняется и вращает специальный вентилятор, который закачивает воздух в камеру сгорания в больших объемах.

Чем сильнее нажимаем на газ – тем выше и быстрее изменяется число оборотов. Увеличение мощности ощущается достаточно сильно, однако, будьте готовы к использованию новой, более надежной системы охлаждения.

Установка турбины – удовольствие не из дешёвых. Однако, использование турбины очень сильно повышает потенциал двигателя.

Из недостатков, помимо большой цены, имеет очень большой расход топлива.

Дизельный двигатель имеет некоторые отличия от бензинового, однако, и его мощность можно увеличить самостоятельно. Для увеличения мощности дизельного двигателя применяются специальные боксы, которые подразделяются на 4 основных вида:

1. Бокс, который меняет импульсы, предназначенные для управления форсунок.

2. Модуль, который оптимизирует различные режимы работы процессора электронного блока управления.

3. Бокс управления топливным насосом высокого давления.

4. Бокс, который может легко изменить показания датчика давления топливной батареи.

Несмотря на теоретическую простоту тюнинга двигателя, рекомендуется производить выполнение всех работ только при помощи специалистов в сфере обслуживания автомобилей, так как внесение конструктивных изменений в двигатель автомобиля – это серьезная доработка, которая влияет на множество параметров. Если сделать это неправильно, то есть риск сделать износ деталей трансмиссии и ходовой части намного быстрее.

Внимание! Ни в коем случае не забудьте про тормозную систему автомобиля. Так как повышение динамических и скоростных характеристик может сильно повлиять на работу тормозов. Не забывайте, что это залог вашей безопасности на дороге. То же самое касается и рулевого управления, которое может быть не рассчитано на высокую скорость. Не редки случаи возникновения ДТП при неправильной доработке характеристик двигателя.

Пожалуй, это все способы, которые позволяют увеличить мощность двигателя внутреннего сгорания. Для получения более широкого эффекта можно комбинировать несколько способов сразу. Однако, не забывайте, что изменение мощности двигателя влияет на его расход и может снизить срок службы деталей.