Старый добрый уаз. «Уазик» он же «Козлик» - история легендарного внедорожника История развития военного УАЗа

Александр Климнов, фото ОАО УАЗ, denisovets.ru, gruzovikpress.ru, uazbuka.ru

В конце далекого уже 1972 года, если быть точнее – 15 декабря, без остановки производства, что в тогдашние «госплановские» времена считалось дополнительным трудовым подвигом, с конвейера Ульяновского автомобильного завода сошел первый серийный внедорожник или как тогда писали «джип» – УАЗ-469Б («гражданская» версия на безредукторных мостах). Армейская версия УАЗ-469 на мостах с колесными редукторами пошла на несколько месяцев позже. Полноприводному ульяновскому вездеходу оказался уготован сверхдлинный по автомобильным меркам век. Время показало, что конструкторы УАЗа по сути создали настоящий шедевр отечественного автомобилестроения, на долгие десятилетия ставший визитной карточкой марки из Ульяновска.


Новые УАЗ-469Б пошли с конвейера без остановки, сменив предшественника УАЗ-69М

В создании нового детища УАЗа (по сути третьей самостоятельной модели предприятия после УАЗ-450 и УАЗ-452, ведь первенец – внедорожник ГАЗ(УАЗ)-69 был передан с Горьковского автомобильного завода) принимали участие конструкторы, испытатели, специалисты технологических и проектных служб завода и многие другие, включая специализированный НИИ-21. В качестве агрегатной основы для «козлика» использовался легковой автомобиль ГАЗ-21 (двигатель УМЗ-451МИ мощностью 75 л.с. был адаптированной версией ЗМЗ-21 и был оснащен предпусковым подогревателем и экранированным электрооборудованием).


Внедорожник УАЗ-460Б из первой опытной партии 1960 года

Первые прототипы военной модели УАЗ-469 были изготовлены еще в 1961 году (кроме того, поисковый прототип УАЗ-471 с несущим кузовом, полностью независимой подвеской и V-образным двигателем) и заметно отличались от той модели, что пошла в серию в 1972-м.


УАЗ-471 с несущим кузовом, независимой подвеской и двигателем V4 сильно опередил свое время и потому остался только прототипом

В дальнейшем УАЗ-469 успешно прошел армейские (процесс принятия на вооружение, кстати, занял довольно много времени и потребовал внесения в конструкцию трансмиссии и шасси и значительных доработок) и государственные испытания, включая испытательный пробег на маршруте через Среднюю Азию и Памир к Каспийскому морю.


В 1961-м УАЗ-460Б даже успели показать на ВДНХ, но до освоения в серии оставалось еще 11 лет…

Базовая модель УАЗ-469 была оснащена мостами с колесными редукторами, увеличивавшими дорожный просвет до 300 мм, кстати, один из самых больших в мире для серийных автомобилей такого типа.


«Гражданская» версия УАЗ-469Б была оснащена «прямыми» безредукторными мостами, обеспечивавшими дорожный просвет в 220 мм.


Надо сказать, что в конце 1960-х были разработаны также версия с жестким металлическим верхом и модель с несущим цельнометаллическим кузовом, но основному заказчику (читай ВС СССР) они оказались не нужны и, несмотря на очевидную потребность в них народного хозяйства, в серию допущены не были.


Зато более востребована оказалась санитарная версия УАЗ-469БГ (позже обозначенная как УАЗ-3152), у которой заднее трехместное сиденье было заменено на одиночное для сопровождающего и место для носилок.


Салон УАЗ-469 отличался спартанской простотой, что вполне соответствовало армейскому назначению внедорожника.


Именно с моделью УАЗ-469 связаны самые яркие страницы истории и рекорды Ульяновского автозавода. Так, в августе 1974 года три абсолютно стандартных (без лебедок и противобуксовочных цепей) «козлика» впервые покорили Приэльбрусье, поднявшись на высоту 4200 метров над уровнем моря. Чистое время подъема составило всего 38 минут. Внедорожник Ульяновского автозавода стал тогда единственным автомобилем в мире, который преодолел этот маршрут без посторонней помощи.


УАЗ-469 стал первым автомобилем, покорившим Эльбрус

В 1978 году УАЗ-469 стал обладателем «Серебряного домкрата» – главного приза чемпионата Италии по автокроссу. В 1989 году УАЗ-469 принял участие в Международной экспедиции «Великий Шелковый путь» протяженностью 10 000 км.


Есть в карьере УАЗ-469 и победы на спортивных трассах. До сих пор на УАЗиках соревнуются на чемпионатах по автокроссу.


В 1985 году в результате достаточно глубокой модернизации (правда, практически не отразившейся, кроме задних фонарей, на внешности) модель УАЗ-469 сменила индекс на «нормализованный» УАЗ-3151, а версия УАЗ-469Б – на УАЗ-31512. С переходом к рыночной экономике стала востребована и версия с металлической крышей (разработана в 1967 году), которая пошла в серию в 1993 году как УАЗ-31514, а также ее модификация УАЗ-31514-010 с пружинной подвеской.


Модернизированный УАЗ-3151 с полутонным прицепом УАЗ-8901 (ранее ГАЗ-704)

В числе интересных моделей на базе УАЗ-3151 в 1990-х – удлиненный 9-местный УАЗ-3153, выпускавшиеся в 1996–2012 гг.


Удлиненный по базе до 2780 мм 9-местный УАЗ-3153 как бы продолжил дорогу модели следующего поколения УАЗ-3162 «Симбир»


Существовала и 11-местная удлиненная армейская модель УАЗ-2966, перевозившая целое отделение десантников

Мелкосерийно выпускался люксовый УАЗ-3159 «Барс» с расширенной до 1600 мм колеей, колесными редукторами, передней пружинной подвеской и задней распашной дверью. Часть этих нововведений потом пригодилась для последующей модели УАЗ-315195 ХАНТЕР.


Топовый УАЗ-3159 «Барс» (1999–2013) щеголял люксовой отделкой и рядом нововведений, еще не применявшихся на серийных УАЗах

Еще одной интересной моделью был укороченный УАЗ-3150, предлагавшийся в качестве маневренного автомобиля для подразделений быстрого реагирования (тип 1115), а в гражданской версии «Шалун» – облегченного пляжно-рекреационного внедорожника. Однако данная модель не устроила ни военных, ни гражданских заказчиков и так и осталась выставочным шоу-стоппером.


Короткобазный УАЗ-3150 «Шалун» не привлек собой ни военных, ни гражданских

В 2003 году на смену семейству УАЗ-3151 (которое, впрочем, параллельно выпускалось на экспорт еще до 2014 года) пришел глубоко модернизированный УАЗ-315195 ХАНТЕР, получивший несколько сотен изменений в конструкции, например, переднюю пружинную подвеску и передние дисковые тормоза, а в экстерьер – объемные пластиковые бамперы и сдвижные форточки дверей с фиксаторами, а также инжекторный 136-сильный двигатель ЗМЗ-409.10, мелкомодульную «раздатку» с единственным рычагом и мосты типа «Спайсер», при этом сохранивший главные признаки своего знаменитого предшественника – крепкую несущую раму и систему подключаемого полного привода с понижающей передачей.


УАЗ Hunter в топовом исполнении щеголял пластиковыми бамперами и накладкой на решетку радиатора

Спустя четыре года УАЗ выпустил модель Hunter Classic (а в 2010-м и, вообще, «УАЗ-469»), которая внешне напоминала легендарный за счет отказа от пластиковых накладок и бамперов. Несмотря на многоступенчатую модернизацию за все годы выпуска легендарный УАЗ «Хантер» сохранил свои основные потребительские характеристики, по достоинству оцененные во всех даже самых труднодоступных уголках планеты – непревзойденную проходимость, большую выносливость и неприхотливость в эксплуатации и обслуживании.


Возрожденный в 2010 году бюджетный «УАЗ-469» предлагали также в версии с матерчатым съемным верхом

В феврале 2015 года, к 70-летию Великой Победы, вышел УАЗ ХАНТЕР «Победной серии».


2017-й год ознаменовался для модели УАЗ ХАНТЕР выпуском «Юбилейной версии», отличительной особенностью которой стал «парадный мундир» в трехцветном исполнении, белые 16-дюймовые диски, откидной борт и «юбилейный» шильдик на котором представлен также порядковый номер автомобиля из спецсерии.


«Юбилейная» версия УАЗ ХАНТЕР дебютировала на Off-road show 2017 в Крокус-Экспо

Всего с момента запуска серийного производства автомобиля УАЗ-469/ -3151/ ХАНТЕР было реализовано порядка 2 миллионов автомобилей данной серии, причем, не только в России и СНГ, но и в странах дальнего зарубежья. Только сборка УАЗов осуществлялась кроме России также заводами Украины, Казахстана, Азербайджана, Германии, Вьетнама и Кубы.

Из отчёта по государственным испытаниям автомобилей УАЗ-469.

Одно из первых испытаний УАЗ-469 проводились с июля 1962-го по февраль 1963 года в несколько этапов в объёме 27,4–30,6 тыс. километров пробега. Первый этап пробеговых испытаний в объёме 9200 километров был проведён с 7 июля по август 1962 года по маршруту Ульяновск-Аральск-Ташкент-Ош-Хорог-Душанбе-Ашхабад-Баку-Волгоград-Ульяновск. Winter_test

Кроме того, дополнительно, с целью проверки эффективности доработки агрегатов и узлов, проведённой заводом по результатам первого этапа испытаний, два автомобиля УАЗ-469 с прицепами общим весом по 850 килограммов в октябре-ноябре 1962 года участвовали в Государственных испытаниях автомобиля ЗАЗ-967 и прошли 9500 километров по маршруту Ташкент-Ош-Хорог-Душанбе-Керки-Мары-Ашхабад-Красноводск-Баку-Тихорецк-Краснодар-Керчь-Запорожье-Ульяновск.


УАЗ-469 с честью прошел испытательный пробег через Каракумы и Памир к Каспийскому морю

Основная часть испытаний по горным дорогам проходила по Памиру (Ош-Хорог-Душанбе) на больших высотах. Дороги были в основном щебеночные, на отдельных участках - грунтовые. Они изобиловали крутыми затяжными подъемами и спусками с большим количеством крутых поворотов и перевалами значительной высоты.

UAZ-Martorelli – звучит гордо

Машина экспортировалась в 80 стран мира (причем в СССР в частные руки до перестройки продавалась лишь за особые заслуги) и пользовалась большой популярностью не только в странах третьего мира, но и в Европе. В Италии в 60-е годы появилась мода на «русский джип». Владельцы известной в Италии фирмы «Марброз» братья Марторелли - одни из тех, кто заразил итальянцев страстью к вездеходам. Все Марторелли были заядлыми спортсменами, участвовали в гонках и автокроссах.


Филипп Марторелли на 469-м УАЗе стал абсолютным чемпионом Италии по автогонкам

Команда Марторелли с 1971 года не выходила из списка сильнейших в Италии. Трассы соревнований всегда были крайне тяжелыми, с глубокими бродами и трудными участками по руслу ручья, усеянного каменистыми перекатами. В 1982 году УАЗ-469б занял абсолютное первое место в национальном чемпионате в классе полноприводных автомобилей с дизельным двигателем.

В 1983 году - второе место в общем зачете и первое место в своем классе. Результат итальянского чемпионата 1984 года: 1-е место - УАЗ-469-Б. В 1992 году Филипп Марторелли на 469-м УАЗе стал абсолютным чемпионом Италии по автогонкам.


В 1975 году четыре автомобиля УАЗ и мотоцикл «Днепр» за 40 дней преодолели
11 000 км знойных песков пустыни Сахары

УАЗ-469 установил мировой рекорд

УАЗ-469 установил мировой рекорд по вместимости легкового автомобиля. Внутри внедорожника одновременно поместилось 32 человека, примерно столько пассажирских мест размещено в рейсовом автобусе. Общий вес пассажиров вместе с водителем составил 1900 кг, что соответствует весу африканского слона. УАЗ 469 с полной загрузкой также проехал 10 м, как этого требуют условия установления мирового рекорда.


Водоплавующий «Ягуар»


На агрегатах УАЗ-3151 в 1970-80-х, например, была разработана амфибия УАЗ-3907 (проект «Ягуар»), к сожалению, так и не увидевшая серийного производства.

Прежде чем говорить о конкретных моделях автомобилей УАЗ, разработанных или доработанных специально для армии, стоит сказать, что Ульяновский автомобильный завод, в целом, в своей деятельности был нацелен на то, чтобы удовлетворить потребности Министерства обороны. Гражданские автомобили УАЗ – это, грубо говоря, побочный эффект, особенно в советское время. В условиях же свободного рынка автомобилестроителю не оставалось ничего лучшего, как перестроить мощности на удовлетворение запросов «мирных» клиентов. Но даже сейчас УАЗ активно сотрудничает с государством, поставляя для армии автомобили высокой проходимости.

История военного УАЗа началась в середине 20-го века. В первую очередь к армейский моделям этой марки автомобиля следует отнести УАЗ-469 и УАЗ-3151.

Именно УАЗ-469 стал к 70-м годам 20-го века основным авто для командования в странах Восточной Европы, входивших в блок Варшавского договора. Его предшественником в упомянутой роли до этого был ГАЗ-69.

В 1964 году было произведено несколько опытных моделей, на основании которых в 1972 году начался серийный выпуск УАЗ-469 и УАЗ-469Б. В 1985 году начали производить УАЗ-3151. А с 2003 года выпускается УАЗ-315195 Хантер, который в 2010 году, к 65-ти летию Победы в ВОВ модернизировали и выпустили в ограниченной серии под индексом 315196.

История развития военного УАЗа

Выше было отмечено, что первые опытные модели УАЗа-469 были выпущены в 1964 году. Однако, разработки начали вести еще в 50-х годах 20 века. Первый образец, названный УАЗ-460 был сконструирован в 1958 году. За основу, видимо, был взят американский Джип. Советская машина получилась мощной, способной перевозить людей и грузы по внедорожью, а также тянуть за собой прицепы и легкие орудия. Но удобностью и комфортом автомобиль похвастаться не мог.

В 1964 году была выпущена пробная партия доработанных авто, получивших названия УАЗ-469. Кстати, в автомобильной прессе, уже на следующий год, можно было встретить изображение данной машины и узнать о некоторых технических характеристиках. Это удивительно, если учитывать тот факт, что в серийное производство машин начнется только лишь спустя 8 лет.

Базой для УАЗа-469 образца 1972 года стала надежная и передовая для тех лет 21-я Волга. Возможности УАЗа восхищают и удивляют. Например, в 1974 году несколько машин в базовой комплектации, то есть без антипробуксовочных цепей, лебедок и прочего, смогли подняться на один из ледников Эльбруса, на высоту 4,2 километра.

В 1985 году армейский внедорожник от Ульяновского автозавода начал выпускаться под названием УАЗ-3151.

История УАЗ-469 заканчивается в начале 21-го века. В 2010 году выпускается ограниченная партия УАЗ-315196, который имеет ГУР, пружинную подвеску, дисковые передние тормоза, 112-сильный двигатель, разрезные мосты Тимкен. А уже в 2011 году данная модель исчезает с рынка, в связи с тем, что указанная партия в 5000 машин полностью распродана. УАЗ, в плане армейских автомобилей, начинает специализироваться на модели Хантер Классик.

Технические характеристики модели 469

Модель УАЗ-469 имеет пятиместный открытый кузов. По сути – это кабриолет. В качестве крыши используется мягкий тент из брезента, а 4 боковые двери имеют остекленные надставки. Пятая задняя дверь используется для погрузки багажа. Кроме того, в заднем отсеке автомобиля имеются откидные сиденья, на которых может разместиться еще два пассажира. Лобовое стекло откидывается на капот. Здесь можно вспомнить американский «Виллис», у которого, также, можно откинуть ветровик на капот, с целью повышения маскировки автомобиля на местности.

Рама модели очень прочная, не подвержена скручиванию. Двигатель 4-х цилиндровый объемом 2,5 литра, способный выдавать мощность в 75 лошадиных сил, работает на бензине. Сцепление – однодисковое. КПП – механическая, 4-х ступенчатая. Имеется 2-х ступенчатая раздатка.

Так как автомобиль разработан для армии, то на него установлены 2 топливных бака, объемом 39 литров каждый. Если учитывать, что расход топлива, в среднем, равен 16-ти литрам на 100 километров, то можно сделать вывод, что производителем предусмотрен не такой уж большой топливный запас. Впрочем, при перевозке 7 пассажиров, машина может взять на борт 100 килограмм багажа. То есть, еще несколько канистр вполне вместится. УАЗ-469 может «таскать за собой» прицеп весом в 850 килограмм.

Испытания УАЗа 469

Дорожный просвет военной модели составляет 300 миллиметров. Для создания такого клиренса было разработано и внедрено следующее:

  • двойная главная передача на ведущих мостах. Картер двигателя, при этом, широкий, но вертикальный размер уменьшен.
  • понижающие бортовые редукторы.

Ступицы переднего моста в данной модели автомобиля можно отключать для снижения расхода топлива, в случае если машина едет по хорошей дороге. Однако, уменьшение расхода было незначительным, а для отключения ступиц приходилось совершать несколько пусть и несложных, но занимающих некоторое время, манипуляций.

К 1982 году мощность автомобиля увеличилась на 2 лошадиные силы, благодаря установке нового двигателя.

УАЗ-3151

В 1985 году произошла модернизация модели 469, новый автомобиль получил название УАЗ-3151.

Изменения коснулись большинства узлов и агрегатов. Сцепление получило гидравлический привод отключения. В карданных валах появились радиально-торцовые уплотнители подшипников. Осветительные приборы улучшились и дополнились. Электрическим стал привод омывателя лобового стекла получил. Кроме этого, в авто появилось следующее оборудование:

  • две подвесные педали – сцепления и тормоза;
  • тормоза с двухконтурным приводом;
  • безопасная рулевая колонка;

Мощность двигателя стала составлять 80 лошадиных сил, что увеличило максимальную скорость до 120 километров в час.

Модификации модели

Помимо упомянутых, существовали и другие модификации отечественных военных внедорожников УАЗ.

УАЗ-469БИ с экранированным оборудованием и радиостанцией. УАЗ-469БГ (УАЗ-3152) – использовался для военно-медицинских нужд. УАЗ-469РРХ – машина радио-химической разведки.

Были и несерийные модификации. Например, УАЗ-3907 Ягуар — машина-амфибия с установленными гребными винтами. Экспортный вариант УАЗа – Марторелли, на который устанавливали, в том числе, и дизельные двигатели от Фиат и Пежо.

Рекорды

Не секрет, что советский автопром, для своего времени, был на очень высоком уровне. А когда дело касалось военных разработок, то здесь заводы Советского Союза были непревзойденными лидерами.

Так, модель УАЗ-469 установила мировой рекорд, косвенно подтверждающий высокий уровень авто:

В УАЗ-469 смогли влезть 32 человека, общим весом 1,9 тонны. Данное событие внесено в Книгу рекордов Гиннесса. До этого в автомобиль Киа Спектра удалось вместить 23 человека.

  1. В народе УАЗ-469 и его последователи получили прозвища Козлик и Бобик.
  2. В Китае, не сотрудничая с СССР, разработали и выпустили в свет автомобиль Бэйцзин, который совмещает в себе ходовую часть ГАЗ-69 и кузов УАЗ-469.

Наиболее популярны из моделей ульяновских производителей автомобили, в народе получившие название "козлик". Первая модель была выпущена в 1975 году и имела популярность многие годы.

Оснащены данные модели двигателем с рядным расположением цилиндров, рабочим объёмом 2.5 литров. Мощность данного агрегата достигает ста восьмидесяти литров. Коробка может быть различной: как четырёх ступенчатой, так и пяти. Также есть возможность переключение раздаточной коробки, в которой есть два режима: пониженная и повышенная.

Колёсная формула 4х4, что во много раз добавляет ей проходимости. Подвеска стоит на рессорах, из-за которых автомобиль подпрыгивает на кочках, что убавляет ему комфорт, но добавляет надёжности, что важно в полевых и лесных условиях. В салоне есть пять мест для сидения, а также в багажном отделе имеются два складных кресла.

Автомобиль набрал большую популярность в связи своей надёжностью и повышенной проходимости. Недостатком можно назвать лишь большой расход топлива. Уровень комфорта в машине относительный, так как многим по душе просторный салон автомобиля, возможность снятия крыши, боковых стёкол, откидывания лобового стекла. Но все же многим людям не нравиться твёрдая подвеска автомобиля и примитивный салон. Отсутствует на привычном месте бардачок. Руль довольно грубый, далеко не каждая модель оснащена гидроусилителем руля.

Популярны в наше время гонки на внедорожниках. Так называемые триал марафоны. В данных состязаниях УАЗ набрал огромную популярность, так как проходимости его уступит любой другой автомобиль. А также его надёжность и возможность улучшений не даёт никакой форы остальным автомобилям.

Существует множество видов апгрейдов, способных сделать автомобиль более удобным и проходимым. Часто люди меняют мосты на военные, слегка подымают и устанавливают колёса большим диаметром. Также для гонок важна защита и способность автомобиля иметь устойчивость. Поэтому привариваются различные типы кенгурятников, каркасов, устанавливается дополнительное освещение.

УАЗ "типа" козлик популярен и в наше время. Несмотря на то, что Ульяновский завод закончил выпуск данной модели, люди охотно приобретают поддержанные автомобили. Так как УАЗ - проверенная годами машина. Она практически универсальна для наших дорог, удобна и проста в эксплуатации для любого человека

В 1942 года УАЗ закончил производство бомб и военной техники, и перешёл только на мирные автомобили. В это же время ЗИС выпустил пять первых ЗИС-5. Сборка на заводе всё время улучшалась, потому количество выпущеных автомобилей ЗИС-5 достигло 5 штук за день. В 1943 году УАЗ отделился от ЗИС и стал работать над совершенно новой моделью автомобиля УльЗИС 256, с производства которого началась новая история завода. УльЗИС-256 получил дизельный двигатель. Этот автомобиль тогда имел особую популярность в западных странах и Америки.

Можно сказать, что машины УАЗ с 1940 года были очень сильными конкурентами для западных стран. В 1944 году УАЗ передал задачу производства автомобилей УльЗИС-256, на Уральский автомобильный строительный завод, расположенный на Урале. В 1947 году с предприятия вышел первый автомобиль ГАЗ-АА, а в марте, этого же года завод начал его массовый выпуск. Чтобы увеличить объёмы выпускаемой продукции на заводе был применен двух сменный режим, работа днём и ночью. В сорок девятом на одной из автомобильных выставках был показан УАЗ-300 – то же детище ульяновского завода. Но эта марка, не пошла на широкий выход в народ.

В 1957 году на Уазе был создан отдел конструкций, который занимался сперва только документацией и другими бумажными работами, но потом этот отдел стал заниматься конструированием новых марок автомобилей. Следствие этого было создание автомобилей ГАЗ-169, который завод выпустил, после долгой работы конструкционного отдела. В 1959 году завод начал производить автомобили класса ГАЗ-69 и УАЗ-69 А. К тому же государственного заказа хватило, чтобы завод перешёл на выпуск легковых автомобилей вездеходов. Конструкторы пробовали размещать двигатель под кузовом, что увеличивало пространство салона, но эта была неудачная попытка, все остальные автомобили имели двигатель вынесенный вперёд, под капотом. обычная, но критерии выбора нужно знать. В 56 году на автомобили ГАЗ появился большой спрос и их начали поставлять за границу в 22 дружественных государств СССР. В 59 году об этом заводе знали уже большинство стран, дружественных СССР.

Высочайшая надёжность

Популярность автомобиля УАЗ была за высокую надёжность и то, что этому автомобилю не было равных среди зарубежных компаний. В 1960 году на предприятие поставили конвейер, что увеличило число собранных автомобилей. Этим методом получилось повысить производство автомобилей во много раз. В 1969 году завод производит грузовики. В 59 году с завода вышло 250000 ГАЗ-69. Но вскоре заменили их на УАЗ-69. Кстати сказать, эта марка была на то время была самоё передовой моделью. Заводом ещё был разработан и построен УАЗ-452, который на выставке сельской техники получил золотую медаль. Как вы должны знать хотя бы в общих чертах.

В 1960 году завод был сильно модифицирован, благодаря чему выпуск продукции увеличился. В 1971 завод прекращает заниматься выпуском ГАЗ-69, потому, что получает заказ на новую марку УАЗ-469. Это была более совершенная машина, и она прошла все испытания, перед продажей, на все пять балов. К 71 году УАЗ прекращает выпуск машины ГАЗ-69, так как начинает производить новые машины УАЗ-452. В 74 году завод выпустил ровно миллион моделей новой конструкции УАЗ-452. За успешные испытания нового автомобиля предприятие награждается вторым орденом. УАЗ-469А поднялся на вершину Эльбруса без посторонней помощи. Четыре тысячи метров за полчаса. В восьмидесятых автомобиль участвовал во многих соревнованиях, против известных и продвинутых брендов зарубежных стран, и вышел победителем.

После гибели СССР

В 1993 году, после развала СССР, на заводе была сконструирована ещё одна марка УАЗ-3151. В 1993 году на этом заводе, конструкторы решили усовершенствовать автомобиль, который получил более комфортный салон и большую привлекательную внешность снаружи. В 1996 году завод награждают медалью «Золотой Меркурий» за то, что в такое тяжёлое время он не только производит автомобили, но и ещё умудряется создавать новые марки автомобилей. В 2000 году на заводе стали производить автомобили УАЗ-3162 и УАЗ-2362. сделаный по типу пикапа. В 2001 г. марка UAZ Simber, на выставке автомобилей стала обладательницею золотой медали. А в следующем году марка УАЗ-2362 была признана на очередной выставке автомобилей лучшим экземпляром этого года. В 2003 году автомобили, сознанные на Ульяновском заводе, начинают выход в мир, то есть продаются многим странам, так как эта машина была признана лучшей по проходимости в мире. Некоторые государства купили лицензии для производства этих внедорожников. В 2004 году УАЗ прошёл сертификацию по европейским правилам. В этом же году завод выпустил лёгкий внедорожник и грузовик совершенно новой марки. В 2005 началось производство лёгких внедорожников UAZ-Hunter. А потом и UAZ-patriot, который отличался комфортабельностью. В 2005 и 2008 годах завод произвёл усовершенствование своих автомобилей. Эти машины отличались от других внедорожников повышенной проходимостью, блокировку колёс в бездорожье, отоплением салона, неприхотливостью к ремонту, но недостаток его был мощный двигатель, который потреблял много топлива, особенно, при блокировке колёс. В настоящее время завод изготавливает джипы повышенной проходимостью и с большой комфортабельностью салона. Но внешний дизайн почти не изменился. За уникальную проходимость эту марку народ прозвал «Козлом», и действительно, автомобиль мог проехать там, где и корова утонет.

УАЗ "Козел" - легендарный внедорожник советского производства. Производился до 2003 года на В 70-х годах получил широкое распространение, став основной машиной командиров Советской Армии. В середине 80-х начался выпуск обновленных моделей, которые нацелены были на внутренний рынок. Почему УАЗ называют "Козлом"? Вопрос актуальный для начинающих автолюбителей. Прозвище внедорожнику перешло от модели ГАЗ-А, которая имела короткую базу и по пересеченной местности двигалась "скачками".

История

УАЗ "Козел" изначально разрабатывался для перевозки грузов и людей, а также для буксировки небольших прицепов. Предполагалось, что автомобиль получит проходимость по всем типам дорог. Разработка началась еще в начале 50-х годов. Первый УАЗ "Козел", фото которого в 1965-м году было в каждом журнале про автомобили, появился в 1958 году. Это был опытный образец и носил название УАЗ-460. В нем прослеживалась схожесть с американскими внедорожниками. Крепость, утилитарность - главные особенности, которыми мог похвастаться УАЗ "Козел". Тюнинг стал популярным явлением более позднего времени, но советский внедорожник для этого подошел неплохо. Существенным минусом автомобиля являлась неудобность.

Появление на дорогах

Первый УАЗ "Козел" сошел с конвейера 15 декабря 1972 года. Внедорожники были призваны сманить ГАЗ-69. Агрегатная база использовала знакомую для того периода механику, отличающуюся надежностью. Изначально автомобиль выпускался под индексом 469. Продолжалось это до 1985 года, после чего номер был изменен на 3151.

В 1974 году автомобиль был подвержен испытаниям, в ходе которых он смог подняться на высоту 4,2 километра на гору Эверест.

В 2003 году было прекращено производство УАЗов.

Возобновление производства

В начале 2010 года сообщил, что собирается вновь начать производить УАЗ-469. Однако ожидалось, что партия будет ограниченной. Была изменена конструкция внедорожника, которая существенно повышала комфорт при езде. Модель получила пружинную переднюю подвеску, дисковый тормоза, а также усилитель руля. Выпускались решения, в которых придерживались оригинальной конструкции.

Производство продолжалось до января следующего года. За этот период было выпущено около пяти тысяч внедорожников. Завод же решил вместо УАЗа-469 выпускать "Хантер Классик", стоит который существенно больше своего предшественника.

Конструкция

Кузов изготавливался открытым, имеется съемный тент. Присутствует 4 двери. Для погрузки багажа есть задний борт, который можно назвать пятой дверью. Сзади установлено два откидных сидения для размещения пассажиров. Всего внедорожник способен перевозить до 7 пассажиров. Дуги для установки тента можно снимать. Для облегчения транспортировки внедорожника ветровое стекло выполнено откидным. Смонтирован кузов на надежной и прочной раме в виде лонжерона.

Двигатель в автомобиле используется 4-цилиндровый УМЗ-451МИ на 2,5 литра. Мощность составляет 75 л.с. Для заправки используется бензин А76 или А72. В основе стоит сухое сцепление на один диск. Установлена 4-ступенчатая коробка передач. Для топлива используется два бака по тридцать девять литров. На 100 километров пути расходуется 16 литров бензина (скорость 90 км/ч).

Автомобиль может перевозить до 7 пассажиров и 100 килограмм багажа или 2 и 600 килограммов багажа. Способен буксировать прицеп, масса которого составляет 850 килограммов.

В 1985-м году внедорожник был модернизирован и обзавелся новой приставкой в названии. Теперь сцепление имело гидравлический привод. Были установлены карданные валы с более плотными подшипниками. Обновлению подверглись и фары. Полезным для многих автолюбителей стал омыватель стекла с электрическим приводом. Педали тормоза и сцепления стали подвесными, усиление получили ведущие мосты, улучшена тормозная система. Для комфорта водителя и пассажиров было доработано отопление, которое стало более надежным. Основным достоинством модернизированной модели стал двигатель, который теперь имел мощность 80 л.с. Возросла и максимальная скорость внедорожника - 120 км/ч.

Кроме потрясающей проходимости и популярности в России, УАЗ "Козел" может похвастаться интересными фактами.

В 1978 году новый советский внедорожник принял участие в автокроссе, который проходил в Италии. В турнире он стал лучшим, заняв первое место, за что получил награду "Серебряный домкрат".

В начале июня 2010 года УАЗ-469 установил новый мировой рекорд. В автомобиль вместилось 32 человека, общий вес которых составил 1900 килограммов. С таким грузом внедорожник проехал 10 метров, став самым вместительным в мире.

В народе УАЗ часто называют "Козлом" и "Бобиком".

В 1965 году вышел новый выпуск "Детской энциклопедии", на странице которой красовался УАЗ-469, несмотря на то что официальный выпуск модели состоялся только в 1972 году.

Автомобиль УАЗ может похвастаться тем, что имеет свои уменьшенные копии. Модельки внедорожника стали продаваться в 80-х годах.

Тюнинг

Модернизацией "козлика" занимаются и профессионалы, и любители. Самым распространенным является тюнинг колес. Владельцы внедорожников устанавливают широкую резину, чтобы добиться еще лучшей проходимости. Некоторые даже умудряются приделывать гусеницы, превращая автомобиль в танк. Многие охотники предпочитают именно УАЗ. Дополнительно многие из них убирают крышу, чтобы вести стрельбу прямо из транспорта, а также выкрашивают машину в камуфляжный цвет. Мастерам под силу превратить "Козла" в неплохой спорткар, полностью переделав корпус.