Рынок отечественных автомобилей. Кризис завел Ладу

По данным международного агентства PricewaterhouseCoopers в 2016 году рынок легковых автомобилей в России упадет на 14 процентов. Прогнозируется, что в этом году в РФ будет продано всего 1,1 млн. автомобилей. Но это в том случае если цены на нефть останутся на том же уровне (30-35 долларов) и экономика России больше не испытает каких-либо шоков из-за очередного обвала цен на нефть.

В случае если стоимость нефти продолжит свое падение, то ситуация может стать катастрофической и тогда будут гораздо хуже. Также агентство составило и оптимистичный прогноз в случае улучшения экономической ситуации в стране в связи с ростом биржевых котировок на нефть до 50 долларов. В этом случае ожидается что продажи автомобилей в РФ упадут всего на 10 процентов (при этом сценарии продажи могут составить 1,2 млн. автомобилей.

Стоит отметить, что про прогнозам экономистов агентства PricewaterhouseCoopers восстановление автомобильного рынка в России до уровня 2012 года возможно только в течении 7 лет.

Что будет с авторынком в 2016 году?


Согласно проведенному анализу компания PricewaterhouseCoopers акцентирует внимание на следующих факторах:

В 2016 году Правительство РФ планирует на весь текущий год оставить программы стимулирования спроса на новые автомобили и госпрограммы поддержки автопроизводителей . Прогнозируется, что в рамках поддержки Отечественного авторынка может быть продано примерно 620,000 автомобилей.

- 2015 год отметился крупнейшим падением авторынка в России . Многие автомобильные компании потерпели крупнейшие убытки. Но, тем не менее, с этим шоком удалось справиться многим дилерам, благодаря адаптации к новым реалиям в стране. Например, многие дилеры сделали ставку на продажу , рынок которых в 2015 году в денежном выражении превысил размер рынка новых автомобилей.

Вместе с продажами новых легковых автомобилей авторынок России переживает тяжелый спад продаж легких коммерческих и грузовых автомобилей . Конечно, это связано с общей экономической ситуацией в стране. Весь 2015 год деловая активность малого и среднего бизнеса существенно снижалась. К сожалению, надеяться на восстановление активности в бизнесе не стоит. Поэтому в 2016 году рынок коммерческого транспорта вряд ли восстановиться.

Ключевые итоги авторынка в России в 2015 году


Результаты продаж новых легковых автомобилей в России в 2015 году


*нажмите для увеличения

Средняя стоимость нового автомобиля в России по итогу 2015 года выросла на 22 процента.


*нажмите для увеличения

В 2015 году на Российском авторынке наблюдался перекос между продажами и количеством регистрации новых автомобилей в органах ГИБДД. Так в 2015 году в России было продано на 200 тыс. автомобилей больше, чем зарегистрировано в органах Госавтоинспекции.

В первую очередь это связано с покупателями новых автомобилей из других стран. Так в 2015 году в Россию массово стали приезжать жители Казахстана, Белоруссии и Европы, для того чтобы приобрести новые автомобили. Дело в том, что из-за резкого обесценивания рубля по отношению к другим валютам, стоимость новых автомобилей в РФ стала значительно ниже, чем в других странах.


*нажмите для увеличения

Реализуемые меры господдержки помогли замедлить падение авторынка с мая в 2015 году


*нажмите для увеличения

Всего в рамках 3 основных программ стимулирования спроса было продано около 560 тыс. автомобилей

Среди брендов, которым удалось увеличить рыночную долю в 2015 году, - российские и корейские бренды, а также немецкие и японские премиальные бренды


*нажмите для увеличения

Уход некоторых с российского рынка и реструктуризация бизнеса привели к перераспределению долей рынка между остальными участниками.

Поддержка автомобильного рынка в России в 2016 году


*нажмите для увеличения

В 2016 году Правительство Российской Федерации планирует весь текущий период поддерживать автомобильный рынок России за счет Государственных программ по стимулированию спроса и производства.

Прогноз авторынка России до 2022 года


*нажмите для увеличения

По данным агентства PricewaterhouseCoopers, при текущих восстановление Российского рынка автомобилей может растянуться на 7 лет. Причем как отмечают специалисты восстановление при низких ценах на энергоресурсы в течение 7 лет произойдет только на уровень 2012 года.

Рынок поддержанных автомобилей в 2016 года и в будущем


*нажмите для увеличения

В связи со сложной экономической ситуацией в России и падением доходов населения, в ближайшие годы все надежды остаются только на рынок подержанных автомобилей. Обратите внимание, что по итогу 2015 года на 45 процентов, когда как рынок б/у машин упал только на 19 процентов.

Самые продаваемые автомобили на подержанном рынке в России


*нажмите для увеличения

На нашем б/у рынке автомобилей лидерами продаж являются компании и . По данным аналитиков доля продаж автомобилей этих марок на подержанном рынке в РФ составляет 40 процентов.

Параметры типичной сделки на рынке автомобилей с пробегом около 100,000 километров


*нажмите для увеличения

(средняя стоимость машины примерно 370,000 рублей)

Прогноз восстановления рынка подержанных автомобилей на 2016 год и будущие годы


Как и для рынка новых автомобилей аналитики PwC сделали прогноз восстановления рынка в ближайшей перспективе. Так есть два сценария событий. Это оптимистичный сценарий, в случае если цены на нефть начнут расти, а также пессимистичный сценарий, при котором учитываются низкие цены на энергоресурсы. Так по данным аналитиков рынок подержанных автомобилей при росте цен на нефть восстановиться до уровня 2014 года только в течение 4 лет.

Разразившийся кризис на российском авторынке, который длится вот уже четыре года подряд, стал самым затяжным в его истории. И хотя в уходящем 2016-м падение спроса почти на 10% оказалось уже не столь сильным, как в прошлом году, когда продажи рухнули на 36%, в количественном выражении авторынок идет на новый антирекорд. Согласно прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, по итогам года в России будет реализовано 1,44 млн легковых машин и LCV. В прошлый кризис худшим результатом стали 1 млн 465 тыс. авто, проданные в 2009-м. При этом спрос тогда обвалился почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, а уже с 2010 года начал восстанавливаться.


Как отмечают в аналитическом центре международного автомобильного холдинга «Атлант-М», ситуация в 2015–2016 годах на российском авторынке кардинально отличалась от 2009–2010 гг. Провал в 2009-м был воспринят большинством автопроизводителей, импортеров и дилеров как временное явление, «головокружение от успехов» на фоне мирового финансового кризиса. В 2010 году отрасль получила значительную государственную поддержку в виде программы утилизации и льготных автокредитов, инвестиционные программы участников рынка возобновились, продолжился рост дилерской сети, и все это позволило очень быстро вернуться к бурному росту.

Однако в 2013–2014 годах даже безотносительно к неблагоприятным внешним для российской экономики факторам стало ясно, что рост авторынка себя исчерпал. В условиях прекращения экономического развития и стагнации доходов населения рынок достиг своего потенциала спроса и «уперся» в естественные ограничения , такие как численность населения и недостаточное количество домохозяйств с располагаемым доходом, позволяющим приобретать и содержать новый автомобиль. Дилерская сеть оказалась перенасыщена из-за амбициозных планов роста и неадекватных действий некоторых импортеров. Аналогичным образом были созданы избыточные сборочные мощности в российском автопроме. Тем не менее в силу все тех же естественных факторов, таких как потребность в обновлении парка автомобилей, аналитики «Атлант-М» полагают, что российский авторынок сейчас находится ниже своего естественного уровня и в следующем году перейдет к небольшому росту на фоне низкой базы 2016 года.


По мнению партнера, руководителя отдела сопровождения сделок PwC в России Олега Малышева, «дно» уже пройдено, и при условии постепенного улучшения экономической ситуации в стране продажи новых машин в 2017 году могут достигнуть 1,49 млн единиц. При этом наибольший рост возможен в бюджетном сегменте из-за повышения покупательной способности населения , в то время как премиальный сегмент и прежде был наиболее стабильным и, скорее всего, таким же и останется.

«Сегодняшний кризис отличается от предыдущих более затяжным характером в связи с продолжительной негативной макроэкономической динамикой и как следствие ожидается, что восстановление также займет больше времени. Большинство брендов покажут положительную динамику в 2018–2020 гг. с учетом отложенного спроса», - считает аналитик Frost & Sullivan Анна Озделен.

Кризис завел Ладу

Что касается итогов 2016 года, безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ. В условиях кризиса вазовские машины стали более востребованными благодаря тому, что по-прежнему являются одними из самых доступных на рынке. Как известно, российский автогигант пытается сдерживать рост цен за счет большего использования отечественных комплектующих, однако это влечет за собой риск с точки зрения качества продукции и восстановления имиджа марки Lada среди потребителей, отмечают аналитики «Атлант-М».

Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)

# Модель Январь-Ноябрь
2016 2015 Изм.,%
1. Hyundai Solaris 82 338 106 509 -23%
2. Kia Rio 79 633 88 920 -10%
3. Lada Granta 78 953 108 653 -27%
4. Lada Vesta 48 160 1 748 -
5. Volkswagen Polo 43 390 40 747 6%
6. Renault Duster 40 105 38 625 4%
7. Toyota RAV4 28 445 23 691 20%
8. Chevrolet Niva 26 727 28 350 -6%
9. Renault Logan 26 541 37 754 -30%
10. Lada Largus 26 460 35 928 -26%
11. Toyota Camry 25 535 27 307 -6%
12. Renault Sandero 25 524 27 575 -7%
13. Lada 4x4 24 720 32 541 -24%
14. Skoda Rapid 23 458 22 268 5%
15. Skoda Octavia A7 19 719 19 914 -1%
16. Lada Kalina 19 238 34 084 -44%
17. Hyundai Creta 17 927 - -
18. Lada XRAY 17 299 - -
19. Kia Sportage 17 264 18 420 -6%
20. UAZ Patriot 17 023 17 753 -4%
21. Nissan Qashqai 16 892 9 365 80%
22. Nissan X-Trail 16 310 18 434 -12%
23. Lada Priora 16 225 25 849 -37%
24. Mazda CX-5 14 008 16 178 -13%
25. Kia cee"d 13 926 17 627 -21%

За январь-ноябрь 2016 года россияне купили 238,7 тыс. вазовских машин (-3%), при этом с июля фиксируется рост реализации автомобилей Lada, который в ноябре достиг 18% со знаком «плюс». Отчасти спрос на продукцию АВТОВАЗа подстегнули слухи о возможном завершении программ господдержки в будущем году, а они традиционно являются одним из основных драйверов продаж Лады.

Как говорит директор по маркетингу и рекламе группы «Лада-Центр» Сергей Новосельский, АВТОВАЗ и его дилеры стремятся максимально быстро распродать стоки и задействуют весь арсенал специальных предложений. Ведь если программы господдержки не будут сохранены, то это означает отмену скидок в 30–50 тысяч на большинство моделей . Кроме того, возможна индексация цен, что в совокупности приведет к значительному их росту, а это, в свою очередь, вызовет снижение продаж. Поэтому ноябрь уже стал, а декабрь вполне может оказаться для Лады наиболее успешным месяцем уходящего года.


Стоит отметить, что успехи АВТОВАЗа в 2016-м во многом связаны с обновлением модельного ряда. Так, флагманский седан Vesta обеспечивает более 20% в объеме реализации Лады, а доля высокого хэтчбека XRAY, вышедшего на рынок в феврале, на сегодня достигает почти 10%. Как отмечают в пресс-центре АВТОВАЗа, с выходом новинок Lada расширила свою аудиторию и стала более востребованной в столичном регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Между тем новые модели отняли часть покупателей у Гранты, продажи которой с начала года упали на 27%. В результате бюджетник утратил лидерство в рейтинге самых продаваемых моделей в России, тогда как новые Vesta и XRAY еще не могут конкурировать с иномарками на равных.

Уходящий год на автомобильном рынке РФ был годом мучений

Москва. 26 декабря. сайт - Уходящий год на автомобильном рынке России был годом мучений - мучительные поиски "дна", мучительные попытки автопроизводителей стабилизировать продажи акциями и скидками, и производства - простоями и оптимизациями персонала, и, наконец, мучительное обсуждение стратегии дальнейшего развития всей отрасли. Помогает Детройт: призрак опустевшего из-за закрытия автомобильных производств "города моторов" бродит по российскому рынку и заставляет власти поддерживать его разнообразными способами, в основном - накачкой деньгами.

В поисках дна

Таблица динамики продаж в 2016 г. выглядит менее устрашающей по сравнению с 2015 г., а сам рынок на протяжении года лихорадило уже не так сильно - кажется, его участники просто устали, но, тем не менее, их настроение было далеко от оптимистичного. Поискам дна были посвящены 11 месяцев из 12 - и надежда уже было совсем угасла, однако к ноябрю статистика продаж начала выравниваться, а предпоследний месяц даже показал символический прирост - продажи, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, выросли на 0,6%.

Темп падения, несколько сбавивший обороты в апреле, вновь ускорился летом, но с приходом осени начал сокращаться, пока, наконец, не достиг ноябрьского "нуля".

При этом, как и в 2015-м, вновь весь год на разных уровнях, как мантра, повторялась фраза, смысл которой сводился к принципу "могло быть хуже, если бы не господдержка". По оценкам, хуже могло быть от 30% до 40%, однако, чем дальше, тем более угрожающей становилась зависимость рынка от государственных вливаний.

На рубеже полугодия заместитель министра промышленности и торговли Александр Морозов озвучил цифры проникновения госпрограмм стимулирования спроса и признал, что их влияние достигло критической величины: господдержка обеспечила продажу за полгода больше половины из 500 тыс. выпущенных автомобилей. "За неполные шесть месяцев почти 275 тыс. автомобилей было реализовано с использованием мер господдержки. При этом произвели за пять месяцев порядка 499 тыс. автомобилей всех типов, включая легковые, грузовые и легкие коммерческие автомобили. Таким образом, у нас значительная доля охвачена прямой мерой господдержки стимулирования спроса. Это критическая величина, такого объема проникновения госпрограмм в объемы продаж наших производителей мы еще не достигали", - сказал замминистра.

Еще в октябре 2015 г. программе господдержки спроса был обязан каждый третий проданный автомобиль.

"Понятно, что стимулирование продаж автомобилей в данном случае позволяет нам оптимальным образом поддерживать рынок. Понятно также, что данный инструмент должен иметь какую-то срочность - потому что в противном варианте наши основные участники рынка - я имею в виду наших покупателей - привыкнут к этой мере и никакого значительного воздействия на конечных потребителей эта мера не окажет", - сказал тогда замминистра, предупредив, что в дальнейшем программы господдержки будут ориентированы на "высоколокализованные производства".

Актуальную статистику по эффективности мер господдержки по итогам 11 месяцев в Минпромторге предоставить не смогли.

Аппарат искусственного дыхания

При этом в конце года у участников рынка даже появился повод для паники - начали муссироваться слухи о том, что программа утилизации в свете сокращения бюджетных расходов и снижения ее эффективности будет вскоре свернута. В середине ноября, однако, президент Владимир Путин заверил, что программа утилизации будет продолжена и в 2017 году. "Я не вижу оснований ее прекращать. Мы думали настойчиво над этим, имея в виду ограничения ВТО. Вопросы экологического характера решать никто не запрещает. Мы предъявляем требования к тому, чтобы утилизация была своевременной, правильно промышленно организована", - сказал президент.

Директор департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Володин позднее заявил, что ведомство запросило в правительстве 62,3 млрд руб. на господдержку автопрома в 2017 г. помимо экспортных проектов. "То есть, поддержка экспорта будет дополнительной мерой поддержки, и это позволит нашей индустрии получить дополнительные объемы сбыта своей продукции помимо внутреннего российского рынка, который находится сейчас не в самом лучшем состоянии", - сказал он. При этом, по словам министра Дениса Мантурова, программы утилизации и trade-in будут сохранены наряду с новыми мерами поддержки в I квартале или I половине 2017 года.

Финальное слово осталось за Дмитрием Медведевым - в ходе интервью российским телеканалам премьер, наконец, озвучил планируемую сумму господдержки автопрома в 2017 г., которая станет более адресной. "Нам Детройт не нужен - нам нужны современные автомобильные заводы, которые производят хорошую продукцию теперь. И в прошлом году, и в этом году мы запланировали деньги, и в следующем году - 62 млрд руб. Это самый большой объем помощи промышленности. Это касается различных видов автотехники - и легковой, и грузовой, все вместе, - сказал премьер. - При этом мы хотим эту программу немного изменить и сделать ее более адресной, более приспособленной к интересам конкретных людей. То есть, появятся конкретные пользователи льгот - малый и средний бизнес, большие семьи, фермеры - они смогут получить льготы".

Медведев имел в виду программы прямой поддержки определенных категорий потребителей, которые готовит Минпромторг - "Первый автомобиль" (субсидия в размере 60 тыс. руб. при покупке первого автомобиля стоимостью до 800 тыс. руб. гражданами до 30 лет), "Семейный автомобиль" (субсидия в 100 тыс. руб. на покупку автомобиля стоимостью до 1 млн руб. семьям с тремя и более детьми в случае, если в семье нет автомобиля), "Русский тягач" (субсидии для покупки грузовиков российского производства), "Русский фермер" (субсидии на покупку легких коммерческих автомобилей и грузовиков для фермеров и хозяйств), "Свое дело" (субсидии на покупку легких коммерческих автомобилей и грузовиков для малого и среднего бизнеса).

Автопром стал одной из немногих отраслей, удостоившихся такого подробного освещения в ответах премьера, который даже привел печальный пример американского Детройта, некогда автомобильной столицы США, пришедшей в упадок из-за разразившегося кризиса и, как следствие, закрытия основной массы автомобильных производств. По данным Минпромторга, по итогам 2015 г. вклад автопрома в ВВП страны составил "чуть менее полпроцента", а на более чем 400 предприятиях отрасли занято около полумиллиона человек "без мультипликативного эффекта". Надо отдать должное и лоббистским способностям самой отрасли, который год подряд получающей наибольший кусок антикризисного пирога.

Стратегические переносы

Вопрос дальнейших перспектив развития отрасли начал обсуждаться еще в конце 2014 г., но в уходящем году был, наконец, переведен в практическую плоскость. В середине января 2016 г. Владимир Путин поручил правительству разработать и утвердить стратегию развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов на период до 2025 г., направленную на импортозамещение продукции и технологий. Ответственным за исполнение этого поручения был назначен сам Медведев, доклад планировался в срок до 1 марта 2016 г.

В поручении говорилось, что обновленная стратегия будет предусматривать развитие экспорта продукции российского автопрома, приоритетные направления научно-технологического развития и разработки перспективных образцов автотехники с учетом мировых тенденций перехода к серийному производству электромобилей; механизмы поддержки автопрома, направленные, в том числе, на увеличение экспорта; развитие производства автокомпонентов и локализации производства автомобильной техники на территории РФ.

Однако 1 марта доклада не случилось - Денис Мантуров назначил своему министерству новый срок, заявив, что обновленная стратегия будет подготовлена до конца III квартала 2016 г. Но в сентябре срок вновь сдвинулся, новым дедлайном был назначен конец года. Пока новая стратегия так и не опубликована - директор департамента автомобильной промышленности министерства Алексей Володин на одном из мероприятий в конце года лишь представил презентацию, в которой были обозначены общие направления развития отрасли на период до 2025 г., проблемы и возможные способы их решения.

По словам главы департамента, сильными сторонами российского автопрома являются наличие современных производственных мощностей, позволяющих полностью удовлетворить внутренний спрос, базовых компетенций в области разработки и инжиниринга автомобилей и автокомпонентов, а также наличие экономических предпосылок для конкурентоспособной себестоимости производства в России и для экспансии на внешний рынок. Вместе с тем, по его словам, российский автопром чрезмерно зависим от внутреннего спроса и курса валют, а существующие мощности, рассчитанные на производство 3,2 млн автомобилей в год, избыточны (по данным за 11 месяцев 2016 г. средняя загрузка составила 40-45%). Еще одним ослабляющим фактором Володин назвал "высокую степень фрагментации выпускаемых платформ и моделей в легковом сегменте". О необходимости сократить и объединить количество выпускаемых платформ заявлял вице-президент "АвтоВАЗа" Харальд Грюбель. Его предложение прошло бы незамеченным, если бы сам "АвтоВАЗ" с подачи своих акционеров не выпустил официальное "разъяснение", в котором назвал позицию Грюбеля "личной точкой зрения" топ-менеджера, не отражающей официальной позиции компании.

По словам Володина, производство одной модели автомобиля у мировых лидеров в среднем находится на уровне 500 тыс. штук в год, "максимум - 800 тыс.". "Соответственно, мы в России производим своих уникальных моделей максимум 50 тыс. Получить конкурентоспособную цену на нынешнем рынке при таких несопоставимых объемах автопрому не удастся", - посетовал он. При этом чиновник отметил, что развитие сегмента легковых автомобилей "будет обеспечено концентрацией производства за счет уменьшения общего количества выпускаемых платформ внутри страны до уровня 6-8 платформ, не менее трех локальных". Вместе с тем он оговорился, что это "некие целевые индикаторы, это дискуссионный вопрос". "Производители переживают, почему именно такое количество определено. Я бы это напряжение сейчас снял, мы ставим расчетные целевые параметры, при которых производство в России видится наиболее эффективным. Сколько платформ получится в России оставить или создать, или объединить, - покажет практика - это сложный переговорный процесс, в том числе и с поставщиками комплектующих, которые должны будут создать унифицированные компоненты для автомобиля, скорее всего, на втором и третьем уровне", - пояснил глава профильного департамента Минпромторга.

Лейтмотивом его доклада осталась тема экспорта, на которую государство возлагает большие надежды. В условиях хронической недозагрузки мощностей и зависимости от внутреннего рынка одной из основных задач Минпромторгу видится повышение конкурентоспособности российского автопрома, в том числе в части себестоимости продукции, выход на новые рынки и развитие в сегментах перспективной техники (беспилотные транспортные средства, электромобили и т.д.). "Мы видим, что даже к 2020 году внутренний рынок ни одна аналитическая компания не прогнозирует на уровне 3,2 млн, который нам необходим для загрузки мощностей на 100%", - объяснил важность развития экспорта чиновник.

Экспорт для галочки

От слов, подтверждающих необходимость развития экспорта, в уходящем году власти, наконец, перешли к делу - в начале 2016 г. правительство распорядилось выделить 3,3 млрд руб. для компенсации затрат на перевозку до российской границы, а также адаптацию автомобилей под требования экспортных рынков.

"Мы предлагаем нашим автопроизводителям поддержку, если они экспортируют свою продукцию из РФ, параллельно ведем переговоры с принимающими сторонами и договариваемся о льготных режимах для нашей продукции", - говорил Алексей Володин, приводя в пример соглашение о свободной торговле с Вьетнамом и прорабатываемую зону свободной торговли с Египтом. В 2016 г. французская Renault начала экспортировать во Вьетнам автомобили Renault Duster российской сборки.

По словам Володина, экспорт Renault в 2016 г. превысит 11 тыс. автомобилей, в 2017 г. планируется на уровне "не ниже" 30 тыс. штук. Renault в уходящем году также начала поставки сваренных на "АвтоВАЗе" кузовов на свой завод в Алжире.

Расширяют свои экспортные поставки и другие производители. Помимо стран, входящих в периметр Евразийского экономического союза, был запущен ряд экспортных проектов и в дальнем зарубежье. Так, "АвтоВАЗ" и Datsun начали поставлять автомобили в Ливан (к слову, на родину главы альянса Renault-Nissan Карлоса Гона).

И все же, пока, несмотря на падение курса рубля, экспорт остается скорее делом престижа и показательной приверженности "официальной линии" - автопроизводители признают, что по себестоимости продукция российского автопрома еще не может всерьез конкурировать на рынках дальнего зарубежья. "Деталь, произведенная в России и поставленная на завод в Петербург, сравнима по цене с деталью из Европы, преодолевшей длинную логистическую цепь, а также барьер импортных пошлин. Поэтому российские производители автокомпонентов пока еще недостаточно конкурентоспособны, чтобы поддерживать экспорт автомобилей", - говорил "Интерфаксу" старший вице-президент Nissan по производству Колин Лоутер.

Сказочке конец

Лавры самой обсуждаемой компании вновь достались "АвтоВАЗу" - в феврале компания, за редким исключением терпящая многомиллиардные убытки на протяжении нескольких лет подряд, наконец сдалась и заявила о необходимости помощи со стороны акционеров. Акционеры предприятия объявили о начале переговоров по очередному спасению компании, и на этом фоне с новой силой начали распространяться слухи о возможной отставке президента "АвтоВАЗа" Бу Андерссона, которого уже не раз критиковали за авторитарный стиль управления. В конце концов была запущена процедура финоздоровления - акционеры "АвтоВАЗа" одобрили допэмисссию (по плану ее должен выкупить Renault, потратив на это 25 млрд руб.), а также конвертацию долга в акции и его частичное списание (прерогатива "Ростеха"). Всего же для финансового оздоровления "АвтоВАЗу" необходимо 85 млрд рублей.

И хотя эпопея с финоздоровлением компании пока далека от завершения, для одного из непосредственных ее участников она уже завершилась. Ситуация стала последней каплей в отношении шведского управленца - в середине марта совет директоров "АвтоВАЗа" отправил Андерссона в отставку, назначив на его место главу румынского автопроизводителя Dacia (входит в Renault) Николя Мора. И если "Борис Иванович" ("официальное" прозвище Андерссона) с первых дней на посту президента компании снискал противоречивую славу непримиримого борца с убытками, грязными туалетами и цветами в горшках, то "Николай Иванович" больше похож на пресловутого "крепкого хозяйственника" (которому, к слову, удалось вывести Dacia из убытков в "середняки") и не склонен делать громких заявлений.

Вместе с Бу Андерссоном совет директоров покинули и две знаковые фигуры - Карлос Гон и Сергей Чемезов. В самой компании поясняли, что они сосредоточатся на реализации стратегии компании. Председателем совета стал заместитель Чемезова Сергей Скворцов, который, согласно новой концепции корпоративного управления "АвтоВАЗа", будет курировать социальную политику и связи с госорганами.

Немцы под Москвой, японцы - на Дальнем Востоке

Уходящий год принес развязку еще одной многолетней интриге - немецкий концерн Daimler, владеющий 15% в ПАО "КАМАЗ" , долгое время оставался единственной компанией "большой немецкой тройки", так и не локализовавшей в России производство легковых автомобилей. Компания вела переговоры, в качестве потенциальных мест размещения завода назывался целый ряд регионов и даже вариант сборки на мощностях челнинского производителя грузовиков.

Наконец, губернатор Московской области Андрей Воробьев в конце июня заявил, что в рамках ПМЭФ-2016 было подписано соглашение о строительстве завода в подмосковном Солнечногорске. Сама компания при этом никакого официального подтверждения на этот счет так и не предоставила. Как говорил Денис Мантуров, предполагается, что Daimler подпишет специнвестконтракт, вложит в строительство не менее 300 млн евро. "Могу только примерные параметры (озвучить - ИФ) - объём в год 25-30 тыс. автомобилей. Это премиальный сегмент, за исключением S-class, то есть премиальные внедорожники", - говорил он. Запустить предприятие планируется в 2019 году.

Специнвестконтракт также стал инструментом реализации другого проекта, да еще и ориентированного на экспорт. Речь идет о строительстве завода двигателей Mazda на Дальнем Востоке - соответствующий СПИК совместное предприятие Mazda и "Соллерс" подписало с Минпромторгом в сентябре. Контракт подразумевает строительство во Владивостоке завода двигателей мощностью 50 тыс. штук в год. Предполагается, что производство будет запущено в конце 2018 г., сам контракт будет действовать вплоть до конца 2023 г. По его условиям, РФ гарантирует "Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус" неизменность условий ведения бизнеса и преференции со стороны государства, а СП вкладывает в производство, в том числе локализацию ряда операций по обработке базовых компонентов двигателей, более 2 млрд руб.

Варианты развития

Изначально консенсус-прогноз Ассоциации европейского бизнеса предполагал, что рынок легковых автомобилей и LCV в РФ в 2016 г. окажется на уровне 1,53 млн шт., что на 4,7% меньше показателя 2015 г., однако по результатам полугодия АЕБ ухудшила прогноз до снижения на 10,3% по сравнению с 2015 г. (1,44 млн проданных машин).

На рубеже полугодия Минпромторг давал три возможных сценария развития рынка - базовый прогноз по продажам легковых автомобилей в 2016 г. 1,4 млн шт (-6,7% по сравнению с 2015 г.), пессимистический - до 1,3 млн шт. Оптимистический сценарий - сохранение продаж на уровне 2015 г. (1,5 млн шт.). Глава профильного департамента Минпромторга Алексей Володин в конце года заявил, что министерство ждет общий рынок в 2016 г. на уровне 1,45 млн шт., в 2017 г. - на уровне 1,5 млн автомобилей, производство "где-то +7% - на уровне 1,4 млн автомобилей".

Прогноз продаж легковых автомобилей PricewaterhouseCoopers в России в 2016 г. предполагает сокращение к факту отгрузок 2015 г. на 14%, до 1,27 млн шт. Эксперты PwC предполагают, что в 2017 г. производство вырастет до 1,3 млн автомобилей, загрузка составит 41%, а продажи - 1,49 млн шт. Учитывая текущие планы автопроизводителей по увеличению производственных мощностей в России, а также текущие прогнозы рынка, в PwC ожидают, что загрузка мощностей может достичь 52% к 2020 г.

Прогнозы PwC по продажам автотехники в 2016-2017 гг.

На рынок LCV, по оценке PwC, негативно влияют спад деловой активности малого и среднего бизнеса, сохранение объема автоперевозок на низком уровне, а также сокращение благосостояния населения. Положительными факторами являются "различные меры господдержки (обнуление пошлин на компоненты газовых систем двигателей, программа обновления парка скорой помощи и т.д.)".

Положительными факторами, влияющими на рынок грузовиков, в PwC называют отложенный спрос за предыдущие периоды, который окажет стимулирующее воздействие на рынок грузовых автомобилей; выделение государством в 2016 г. 3,3 млрд руб. на субсидии закупок газомоторной техники и планируемое увеличение к 2018 г. количества автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций. Сдерживающими факторами являются нестабильная экономическая ситуация, а также "наличие неналоговых сборов".

В PwC называют три фактора, которые влияют на рынок автобусов: выделение 3 млрд руб. на федеральную программу обновления парка школьных автобусов в российских регионах. Также в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 г. возникает необходимость расширения парка автобусов в городах, принимающих матчи. Наконец, обнуление ввозных пошлин на комплектующие для машин с двигателями на природном газе позволит сократить расходы на производство автобусов с данными комплектующими.

Продажи новых легковых автомобилей в России по итогам 2016 года сократились на 11%. Темпы падения снизились втрое благодаря программам господдержки, стабилизации экономики и отложенному спросу, отмечают эксперты

«Финальный поиск дна»

В декабре 2016 года в России было продано около 146 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 10% превышает результат ноября (132,3 тыс.), следует из отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Но по итогам всего 2016 года в России был продан 1 425 791 автомобиль, что на 176 319 штук, или 11%, меньше, чем было годом ранее. Таким образом, прошлый год стал четвертым подряд годом падения российского автомобильного рынка, хотя темпы падения снизились в 3,2 раза: в 2013 году продажи сократились на 5%, в 2014-м — на 10,3%, в 2015-м — на 35,7%.​

В сравнении с «двузначными цифрами падения в первые девять месяцев года» декабрьские продажи — это «хороший результат», отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер (его слова приводятся в сообщении ассоциации). «Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна», — добавил он. АЕБ надеется, что в 2017 году у российского рынка «есть потенциал» закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту. Общий объем продаж автомобилей по итогам 2017 года, как ожидается, составит 1,48 млн штук, то есть на 4% больше, чем в 2016 году, сказал Шрайбер.

В Subaru и Suzuki считают, что в 2017 году рынок может вырасти даже чуть больше — на 4-5%, говорят их представители. «Пока предпосылок к глобальному росту нет», — признает руководитель департамента продаж и маркетинга «Сузуки Мотор Рус» Ирина Зеленцова. «В 2017 году мы не ожидаем драматических изменений», — соглашается гендиректор «Субару Мотор» Есики Кишимото. А в Toyota считают, что объем рынка в 2017 году останется на уровне 2016 года, говорит ведущий специалист по связям с общественностью компании Наталья Астафьева. «Российский автомобильный рынок остается одним из приоритетных рынков для Toyota, и мы рассматриваем его как перспективный», — указывает она.

Относительная с​табилизация авторынка произошла благодаря программам господдержки, улучшению экономической ситуации и отложенному спросу, сказал РБК исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Прогноз «Автостата» не сильно отличается от АЕБ, прирост по итогам года может составить около 5%. При этом авторынок достаточно волатильный, если будут резкие движения в экономике, то, возможно, восстановление рынка пойдет быстрее, добавляет он.


Одна пятая всех продаж новых автомобилей в 2016 году пришлась на автомобили, выпущенные АвтоВАЗом. Как следует из опубликованного в четверг сообщения компании, за год завод продал в России 266,23 тыс. автомобилей, что на 1% (на 2,8 тыс. штук) меньше, чем в 2015 году. По собственной оценке АвтоВАЗа, доля Lada на российском рынке по итогам года составила 20%, что на 2,2 п.п. лучше показателей 2015 года. Впрочем, по данным АЕБ, в 2016 году доля концерна составила 18,7%, увеличившись лишь на 1,9% п.п.

Как АвтоВАЗ нарастил долю

По итогам 2015 года продажи Lada снизились на 30%, при этом доля АвтоВАЗа составляла 16,8% (по данным АЕБ) в общем объеме. В начале марта акционеры завода — альянс Renuat-Nissan и «Ростех» — решили отправить в отставку его президента Бу Андерссона, который возглавлял компанию с января 2014 года. Одной из основных причин стали огромные убытки по итогам 2015 года — 73,9 млрд руб. Вместо того чтобы сотрудничать с российскими поставщиками комплектующих, Андерссон предпочел идти «по самому легкому пути», говорил тогда гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, объясняя причину отставки топ-менеджера и плохие финансовые результаты компании. По его словам, это было «большой ошибкой».

За месяц до отставки Андерссон сказал, что в 2016 году АвтоВАЗ увеличит свою долю до 20%. В пресс-службе завода в четверг заявили, что эта цель достигнута — завод контролирует 20% продаж новых машин. Но, по данным АЕБ, доля Lada в общем объеме продаж составила 18,7%.

После отставки президента АвтоВАЗа компанию возглавил Николя Мор, который перешел из другой «дочки» альянса Renault-Nissan — румынской Dacia. «Во-первых, основная моя цель — вернуть компанию к прибыльности. Во-вторых, усиление присутствия Lada на российском рынке. В-третьих, необходимо привнести стандарты и способы управления альянса на АвтоВАЗ, привлекать все больше сотрудников с АвтоВАЗа в проекты, которые реализуются в периметре альянса Renault-Nissan», — говорил Мор в интервью «Ведомостям» в июне 2016 года.

К тому же перед Мором была поставлена задача повысить уровень локализации комплектующих, которые АвтоВАЗ использует в своих моделях, говорил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.

Южнокорейский производитель сидений Daewon локализует на площадке «ИжАвто» (один из заводов АвтоВАЗа) в Ижевске производство каркасов сидений для Lada Vesta, которые ранее импортировались, рассказал Чемезов на брифинге в декабре: «Задача — в максимально короткие сроки локализовать каркасы». По его словам, завод может повысить уровень локализации новых моделей как раз за счет активного привлечения иностранных поставщиков в Россию, АвтоВАЗ должен за три года поднять локализацию Vesta и Xray на 10 п.п., примерно до 50%.

Занявшие по итогам 2016 года второе и третье места корейские производители Kia (149,5 тыс.) и Hyundai (145,25 тыс.) сократили продажи на 9 и 10% соответственно, следует из отчета АЕБ. Нарастить продажи по итогам года также смогли Lexus (рост на ​19%, до 24,1 тыс.), Lifan (+15%, до 17,46 тыс.), Ford (+10%, до 42,5 тыс.), Skoda (+1%, до 55,4 тыс.) и УАЗ (+1%, до 48,85 тыс.). А аутсайдерами по итогам 2016 года оказались SsangYong (-78%), Honda (-62%), Geely (-61%) и Mitsubishi (-53%).

Среди моделей главным бестселлером российского авторынка по итогам 2016 года стала Hyundai Solaris, хотя ее продажи в годовом исчислении упали более чем на 20% (до 90,38 тыс. штук). На втором месте — Lada Granta (-27%, 87,72 штук), на третьем месте — Kia Rio (+9,7%, 87,66 тыс. машин).

Оптимистичный настрой

Позитивные изменения на рынке в 2016 году видят как компании, сумевшие за год улучшить свои результаты, так и автопроизводители, снизившие долю продаж. Доля Kia по итогам года составила 10,5%, увеличившись на 0,3 п.п., сказал РБК управляющий директор «КИА Мотор Рус» Александр Мойнов. Цель на 2017 год — довести этот показатель до 11%, добавил он.

Россия остается «ключевым стратегическим рынком» и для Nissan, компания реализует долгосрочные планы по увеличению локализации и укреплению позиций, передал РБК через пресс-службу глава Nissan в России Андрей Акифьев. «Фундамент, построенный нами в России, достаточно прочен, но в то же время в связи с внешними факторами нам приходится корректировать свой курс в соответствии с новыми условиями», — признал он.

Директор по связям с общественностью Volkswagen Group Rus Наталья Костюкович сказала РБК, что, несмотря на то что в 2016 году автомобильный рынок упал на 11%, компания смогла увеличить свою долю рынка с 10,3 до 11%. В 2016 году Volkswagen реализовал в России 157 тыс. автомобилей, из них 147 тыс. произведены на местных производственных площадках — в Калуге и Нижнем Новгороде. Объем локального производства в 2016 году вырос на 9%, уточнила она.

«Результаты 2016 года вполне ожидаемы. Конечно, мы хотели продать больше автомобилей, но мы сделали неплохой задел на будущее. Наша цель на 2017 год — увеличение доли на рынке до 1% (около 0,5%), а при оптимистичном сценарии — до 4%», — сказал управляющий директор Peugeot, Citroen и DS Александр Мигаль.

«В 2016 году продажи Subaru снизились на 18%, это вызвано тем, что изначально мы планировали продажи исходя из того, что рынок упадет на 20%, поэтому для нас это вполне ожидаемый результат», — передал РБК через пресс-службу Кишимото. Изначально в 2016 году компания планировала продать 5,5 тыс. автомобилей, но в итоге реализовала чуть больше — 5,7 тыс.

Рост не в России

По предварительным оценкам, по итогам 2016 года объем мирового авторынка составит 90,9 млн штук, что на 1,7% выше 2015 года (89,4 млн штук — данные IHS Automotive). В отличие от российского авторынка мировые продажи демонстрируют положительную динамику в течение последних пяти лет.

Лидером мирового авторынка по итогам прошлого года, следует из данных focus2move, стал Volkswagen, продавший 10,1 млн автомобилей, что на 1,4% выше показателей 2015 года. А Toyota опустилась на второе место с 9,95 млн машин (+0,2%). Альянс Renault-Nissan, контролирующий российский АвтоВАЗ, продал 8,5 млн автомобилей (+6,2%), корейские Hyundai и Kia — 8,17 млн штук (+1,9%). Пятерку замыкает американская General Motors — 7,97 млн (+0,3%).

В конце 2014 года произошло падение цен на нефть, ослабление рубля, дестабилизация экономики, это вызвало рост цен на автомобили, напоминает Удалов из «Автостата». В итоге российский авторынок пошел на спад в отличие от мирового, замечает он.

Но в 2017 году эксперты ожидают падение продаж мирового рынка автомобилей. До конца этого года может быть продано лишь 83,6 млн новых машин (на 8% меньше, чем ожидается по итогам 2016 года), прогнозирует Объединение немецкой автомобильной промышленности (VDA).

Вот уже который год профессиональные аналитики в области транспорта ведут учеты и графики продаж автомобилей различных марок по всему земному шару. Такая статистика жизненно важна для мониторинга потребительского спроса, адекватной оценки реализуемости каждой модели и подведения общих итогов сбыта автотранспортных средств за определенный период. Несмотря на стремительно растущий кризис, число автолюбителей с каждым месяцем только увеличивается, что не может не радовать. И хотя машина давно уже не роскошь, а средство передвижения, все больше потребителей предпочитают приобретать модели бизнес-класса, что подтверждается фактами: в первой половине 2016 года продажи премиальных авто, стоимость которых превышает несколько миллионов, увеличились практически на 4%. Подавляющее количество россиян вынуждено обращаться в банк за кредитом, чтобы позволить себе стать владельцем дорог. Это объясняет тот факт, что средняя стоимость автомобилей, которые обрели новых владельцев в России в 2016 году, составила 700-900 тысяч рублей. Наибольшей популярностью неизменно пользуются бренды с мировым именем - Hyundai, Kia, Lada, Renault и некоторые другие. Остановимся на этом поподробнее.

Самые продаваемые автомобили в 2016 году

Прошедший год не удивлял аналитиков автомобильного рынка своей непредсказуемостью. Интрига лидерства держалась вплоть до декабря, поскольку продажа популярных моделей не снижалась, а наоборот, увеличивалась ближе к концу года. Согласно данным Комитета автопроизводителей, только в течение периода с января по май было продано около полумиллиона новых автомобилей, реализация которых осуществлялась через официальных дилеров. Разумеется, это количество неравномерно распределено по областям Российской Федерации: неизменным лидером по количеству приобретенных машин из салонов остается Москва и ближайшее Подмосковье, а вот более удаленные от столицы регионы делают упор на покупку подержанных авто. Несмотря на довольно внушительную цифру, все равно приходится вести речь о падении рынка реализации автомобилей в России в 2016 году, поскольку показатели предыдущего 2015 года, были гораздо более позитивными.

Освещая продажи авто в России 2016 статистика показывает, что за первое полугодие в 2015 году было продано почти на 20% больше автомобилей, чем за такой же промежуток времени в 2016.

Как бы то ни было, уже завершился декабрь, и нелегкий год наконец окончен, что позволяет подвести итоги и проанализировать продажи автомобилей в России (исходя из данных за один месяц):

  1. Лавры победителя после трудной борьбы достались Hyundai Solaris - классическому седану, продажи которого превысили показатели 2015 года: он оказался проданный 8130 раз.
  2. Почетное второе место в топ-10 занимает обновленная модель Kia Rio. Ее маневренность, экономичность, привлекательный внешний вид и достойное наполнение оценили 7018 покупателей, также побив рекорд предыдущего года.
  3. В тройку топ лидеров сумел попасть и отечественный производитель. Lada Granta по-прежнему завоевывает доверие автолюбителей, однако с гораздо меньшим успехом по сравнению с 2015 годом (продажи этого седана снизились практически наполовину).
  4. А вот знаменитый француз Renault Duster наоборот, активно набирает обороты и покоряет рынок: более 4000 единиц обрели новых владельцев в уходящем году, в то время как 2015 год ознаменовался продажей менее чем 3000 штук в месяц.
  5. Уверенно вошел в топ лидеры классический, и вместе с тем неустаревающий Volkswagen Polo. Детище немецкого автопрома приглянулось 3226 людям.
  6. Масштабный прорыв сумел совершить компактный и элегантный кроссовер Toyota RAV4. Если пару лет назад его продажи едва сумели превысить порог 1300 единиц, то в 2016 году за месяц он был приобретен более чем 3000 раз.
  7. На седьмом месте топ рейтинга вновь встречается отечественный автомобиль Lada. Недавнее изобретение российских производителей - модель Vesta, обрела почти 3000 новых хозяев.
  8. Значительно упали продажи новых автомобилей Lada 4x4 - 2600 единиц по сравнению с 3900 за предыдущий период. Очевидно, рынок российского автопрома нуждается в серьезном ребрендинге.
  9. Стабильно держится на уровне 2500 продаж за месяц мощный внедорожник Chevrolet Niva, реализация которого происходит по большей части в областях с труднопроходимыми дорогами.

Менее продаваемый, однако все же популярный российский автомобиль Lada Largus уверенно обретает чуть более 2000 владельцев за 30 дней.

Если суммировать общие показатели продажи новых моделей одного производителя по данным в декабре 2016, получается такая интересная картина:

  • на первое место уже традиционно выходит Lada
  • со значительным отрывом отечественному бренду уступает Hyundai
  • почетное третье место занимает Kia, реализация которого растет с каждым днем
  • c минимальным отрывом от конкурента следует Renault
  • замыкает пятерку продаваемых авто по результатам декабря Toyota

Статистика продаж новых легковых авто в России за 2016 год

Место

Марка

2016 год

2015 год

ГАЗ ком.авт. *

VW ком.авт.*

Mercedes-Benz ком.авт.*

Модели новых легковых автомобилей в России, которые пользовались наибольшим спросом покупателей в 2016 году

Место

Модель

2016 год

2015 год

Skoda Octavia A7

Что ожидает в дальнейшем рынок автомобилей?

Как мы можем видеть, динамика продаж изменяется буквально с каждым днем, однако существенных изменений в первой десятке лидеров обычно не наблюдается. Поразительным остается тот факт, что изделия китайского автопрома мало пользуются спросом у граждан РФ. Очевидно, это объясняется недоверительным отношением россиян к технологии производства жителей Поднебесной. Хотя стоит заметить, что большинство моделей отличаются достаточно конкурентоспособными техническими характеристиками, и при этом стоят относительно дешево по сравнению с популярными корейскими, французскими и немецкими вариантами. На какие же изделия неизменно растет рыночный спрос? Судя по тенденции ушедшего года, будущее за корейскими производителями и отечественными марками. Однако стоит заметить, что предпочтение автолюбители отдают все-таки зарубежным изделиям, что объясняется их надежностью и доступностью, в то время как марки вроде Lada обладают в большей мере только вторым показателем. Это серьезный повод для размышлений изготовителям российских авто: совершая столь дорогостоящую покупку, клиент вправе рассчитывать на хорошее качество сборки, долговечность и мощность, что на данный момент, к сожалению, в отечественных машинах практически отсутствует.