Моторное масло на зиму 0w40 или 5w40. Оправданно ли в современных российских условиях применение сезонных масел типа «зима-лето»

Общепринятое мнение, в определении разницы и отличия между моторными маслами 0w40 или 5w40, гласит, что внимание стоит обращать только на первую цифру смазки для двигателя.

Это объясняется тем, что в первом случае критическая температура, при которой может замерзнуть масло равняется 35 градусов ниже нуля, а во втором, по достижению морозов 30 градусов. Но напрашивается вопрос — а как же тогда двигаются машины при сорока градусах и ниже зимой?

Для них есть какие-то специальные масла, которые не входят в линейку всесезонного использования?

Безусловно, масла однонаправленные, т.е. только для зимы или лета, имеют более твердую устойчивую структуру, но смазки для круглогодичного использования так же обладают большим порогом замерзания, чем отметка термометра в 35.

Это только подтверждает, что все моторные масла отличаются друг от друга, и даже те, которые находятся в одном ключе 0w40 или 5w40 по SAЕ, но выпущены у разных производителей. Наиболее часто возникают споры, о том, что лучше 0w40 или 5w40, считая что оба продукта синтетического происхождения, можно ли их смешивать, надо ли промывать двигатель при замене и т.п. Попробуем разобраться более детально в данной проблеме и дать ответы на все интересующие вопросы.

Моторные смазки 0w40 или 5w40 — есть ли отличия?

Для начала, оставим в стороне вязкость обоих линеек масел и признаем за константу то, что у всех смазочных материалов разный порог замерзания, даже при указании стандартного SAE 0w40 или 5w40. В этом вопросе, стоит вернуться к истокам, а именно базовой структуре моторной смазки. Как уже не раз говорилось, качество рабочего ресурса моторного масла напрямую зависит от его исходной основы, которая в большинстве случаев бывает природной, т.е. минеральной с современными технологиями очистки. При чем не стоит думать, что очищением исходного продукта занимается та же компания, которая называется производителем.

В мире насчитывается всего около трех корпораций, которые готовят базовое масло, у них в основном и происходит закупка сырья для дальнейшего использования, что означает добавление присадок. Второй разновидностью основы для моторных масел — считается синтетический продукт, полученный исключительно за счет синтезирования на молекулярном уровне.

По праву, синтетика всегда дороже и вызвано это не присадочными пакетами, а тем что база масла никогда не будет «болеть» теми проблемами, которым подвержено природное минеральное масло.

Рассматривая показатели обоих моторных смазок — 0w40 или 5w40 — на первый взгляд можно сделать вывод, что обе линейки относятся к чистым синтетическим маслам. На самом же деле это не так:

  • 0w40 — безусловно синтетика и подтверждением тому, является повышенная текучесть масла.
  • 5w40 — относят к синтетическим маслам условно, так как в большинстве случаев качество масла
    достигается процессом гидрокрекинга, а значит исходная база масла все же минеральная, о чем говорит более высокий порог вязкости у большинства продуктов.

Защитные свойства 0w40 и 5w40 так же будут отличаться, потому что изначально базовая структура будет разной и передаст каждому маслу свое.

Пакеты присадок

Разобравшись с основой, перейдем к присадкам, которые так же могут разниться в любых 0w40 или 5w40.

В этом вопросе определяется направленность масла и его назначение. К примеру, если стоит задача только на легкий старт двигателя в мороз, то такое масло никогда не даст значительного эффекта экономии топлива, но позволит спокойно стартовать и при минус 40. В летний же период его лучше не использовать, так как продукт при сильном разогреве может стекать, как вода со всех деталей двигателя и не обеспечивать должной защиты.

Вот почему все же рекомендуют «пятерки» для лета, они более устойчивы к высоким температурам. Определить текучесть, так же можно ознакомившись с температурой вспышки, у условно летних масел она будет значительно выше. Большинство импортных масел, даже в одинаковых рангах 0w40 или 5w40, будут отличаться от отечественных по экологии.

Зарубежные производители пытаются превзойти экологические нормы, установленные ЭКО 5, а отечественные будут бороться с «не чистым» топливом, которое заливается на всех заправках без исключения, даже не смотря на значки ЕВРО.

Чистота топлива так же достигается различными присадками, как и разнонаправленность моторных масел.

Какое же масло лучше 0w40 или 5w40?

Ответ один — нет лучших или худших — есть те, которые идеально подходят под конкретно взятый двигатель автомобиля.

Опять же в этом вопросе всплывает технология производства. Гидрокрекинговые масла никогда не смогут выступить в роли охлаждающей жидкости для современных модификаций силовых агрегатов со смежными системами, а значит, даже в летний период, не смотря на более высокую вязкость, полной защиты всех узлов они не обеспечат.

Поэтому большинство автоконцернов рекомендуют для своих моторов всесезонные масла 0w40, 0w20, 0w30 с быстрым течением в любое время года и играет тут основную роль далеко не вязкость и не климатическая температура, а именно терморегулирование под капотом машины.

5w40 ни чуть не хуже — это тоже высококачественный расходник для смазывания, но направлен он несколько на другое. Зазоры между поршневыми кольцами у всех машин разные, а значит защитить и «закупорить» эти зазоры может только то масло, которое имеет для этого лучшие показатели. Более высокая вязкость 5w40 способна образовать сразу же защиту на всех компонентах двигателя, включая и поршневую систему.

Плотность и устойчивость к разрушениям пленки, так же будет достигаться за счет присадок, но и базовая основа внесет свой вклад, являясь более устойчивой. Если же пренебречь всем выше сказанным и ориентироваться исключительно по критерию замерзания, то стоит вернутся в самое начало и определить, что для летнего периода масла абсолютно одинаковые. Правда 0w40 придется скорее всего заменять чаще тем машинам, которым показано 5w40, потому что термоокислы разрушат его быстрее.

Для того чтобы обеспечивать нормальное, стабильное и эффективное функционирование двигателя внутреннего сгорания и связанных с ним систем, необходимо правильно подобрать моторное масло. Сделать это можно, учитывая несколько важных факторов:

  • Температуру и климат региона, в котором эксплуатируется транспортное средство;
  • Срок службы автомобиля, а также его общий пробег;
  • Стиль вождения;
  • Предписания компании-производителя автомобиля (дело в том, что определённый двигатель изготавливается, условно, под определённый тип смазочной жидкости). Найти все рекомендации можно в сервисной книжке.

Также следует учитывать основу продукта. По этому признаку все моторные масла делятся на три типа:

  • Минеральные;
  • Синтетические;
  • Полусинтетические.

Смазочные жидкости на минеральной основе

Первый тип масел получают путём перегонки мазута или переработки технических сельхоз культур. Что касается самой технологии, то она чрезмерно проста — и это сказывается на конечной стоимости минеральных смазок. Такой продукт обладает рядом положительных качеств: он стабилен и эффективен в работе, а также оказывает достаточно малое деструкционное воздействие на компоненты двигателя.

Натуральная «минералка» на практике почти не применяется. Она проявляет хорошие смазочные качества только в диапазоне, что называется, комнатной температуры. Может содержать набор присадок, которые позволяют моторному маслу защищать двигатель от износа, кислотности и коррозии. Также современные смазки выполняют задачи, связанные с чисткой внутренних стенок и деталей двигателя от гари.

Во время работы при высоких температурах минеральные смазочные жидкости теряют набор своих присадок, а при низких температурах становятся чересчур вязкими, затрудняя рабочий процесс различных механизмов. Эти проблемы нашли своё решение в следующем продукте.

Смазочные жидкости на синтетической основе

Данные смазки являются продуктом синтеза молекул. «Синтетика» наиболее стабильна во время эксплуатации, чем минеральные или полусинтетические моторные масла. Кроме того, такая смазка менее восприимчива ко внешним воздействиям. Необходимо определить температурный диапазон работы двигателя, чтобы подобрать качественное моторное масло на синтетической основе, которое обеспечит качественную работу силового агрегата, как при холодном пуске, так и при экстремальных условиях.

Синтетические смазочные жидкости не существуют в природе сами по себе, они являются результатом разработки человеком новых технологий. На сегодняшний день трудно вообразить автомобильный рынок без синтетической смазки. Этот продукт обладает лучшими свойствами: защищает двигатель внутреннего сгорания от износа, коррозии, воздействия кислотных остатков, препятствует скоплению гари на деталях. Что касается цены, то она в разы выше, чем на минеральные масла — это следствие относительной дороговизны технологии получения данного продукта. Но всё-таки именно «синтетика» спасает все автомобили, чьи хозяева проживают в регионах с суровыми климатическими условиями.

Преимущества «синтетики»:

  • устойчиво к перепадам температур, практически не меняет степень вязкости;
  • текучесть при отрицательных температурах высока, что позволяет маслу быстро поступать ко всем частям двигателя;
  • испаряется значительно меньше по сравнению с другими смазками;
  • надёжно защищает двигатель от трения, в силу антифрикционных свойств;
  • не требует добавки присадок, так как большинство из них синтезируются во время производства смазочной жидкости.

Сравнение «синтетики» и «минералки»

Самое главное различие этих продуктов находится на молекулярном уровне.

Синтетические смазочные вещества создаются с определёнными свойствами, а минеральные получают свои от природы. «Минералка» выполняет моющую функцию, постепенно удаляя скопления продуктов сгорания топлива, а «синтетика» буквально соскабливает гарь с внутренних стенок двигателя, обеспечивая стабильную работу канальцев смазочной системы, а также системы фильтрации. Забитые различными скоплениями фильтры и каналы смазочной системы могут привести к «масляному голоданию», а потом и к поломке силового агрегата.

  • Различное молекулярное появление — «минералка» образуется в природных условиях с каким-либо набором свойств, а «синтетика» появляется в результате промышленного производства с определённым набором качеств и свойств;
  • «Синтетика» более устойчива к температурным колебаниям и может использоваться как при очень низких, так и при очень высоких температурах, чего не скажешь о минеральных маслах;
  • Текучесть синтетического масла позволяет ему быть эффективным при отрицательных температурах. «Минералка» в таких условиях начинает густеть;
  • «Минералка» неэффективна в работе при высоких температурах, так как большинство присадок в таких условиях выгорают. Синтетическая смазочная жидкость сохраняет свои присадки при любых условиях эксплуатации.

Смазочные жидкости на полусинтетической основе

«Полусинтетика» получается путём смешения минеральной и синтетической основ. Каких-либо документов, регламентирующих их соотношение не существует, поэтому каждый производитель моторных масел самостоятельно устанавливает процентное соотношение. Чаще всего около 30-50 процентов составляет доля синтетической основы и 50-70 — минеральной. О каждой из них подробно написано выше.

Сравнение «синтетики» и «полусинтетики»

Стабильность моторного масла — особенность, важная практически для каждого владельца автомобиля. Синтетическое моторное масло обладает определёнными свойствами, которые были «запрограммированы» в нём на стадии производства. Следовательно, такая смазочная жидкость устойчива к температурным перепадам и различным химическим воздействиям. Это позволяет синтетическим маслам эффективно работать как при очень низких, так и при очень высоких температурах.

Они надёжно защищают двигатель во время работы в любое время года, так как их уровень вязкости практически не меняется в различных экстремальных условиях. Невосприимчивость к химическим воздействиям означает, что масло не меняет своих свойств в течение достаточно долгого периода.

Полусинтетическая смазочная жидкость более стабильна, нежели «минералка», но всё-таки не дотягивает до уровня «синтетики». Но стоит заметить, что в определённых условиях оно является предпочтительнее синтетических смазок. Одно из таких условий — большой пробег транспортного средства: полусинтетическая смазка не так склонна к угару, как «синтетика». Также полусинтетика больше подойдёт для тех автомобилей, которые работают в умеренных широтах, где температура не падает ниже -20 C при условии, что другие свойства и эксплуатационные характеристики подходят данному двигателю. «Полусинтетика» требует более частой замены, чем «синтетика».

Итак, главные отличия заключаются в следующем:

  • «Полусинтетика» проигрывает синтетическим маслам по устойчивости к низким и высоким температурам;
  • Синтетическое масло лучше сохраняет свои качества, надёжно оберегает силовой агрегат от износа и не требует частой замены;
  • Синтетические смазки более текучи, что позволяет им быстрее проникать во все части двигателя, а это помогает снизить трение и уменьшить топливный расход;
  • Полусинтетические масла демонстрируют отличные показатели при холодном пуске. Рекомендуются к использованию в высокофорсированных двигателях, работающих на бензине или дизеле, а также силовых агрегатах с турбиной.

Данные сведения являются одними из самых важных, которые нужно учитывать при выборе моторного масла.

Теперь нужно подробнее рассмотреть смазки 0w40 и 5w40.

Характеристика масел 0w40 и 5w40

Масло 0w40

Синтетика 0w40

Данный продукт маркируется согласно классификации моторных масел SAE. В условном обозначении находятся две цифры, дающие информацию о важнейших свойствах смазочной жидкости — это высокотемпературная и низкотемпературная вязкость.

Для того чтобы осуществить запуск двигателя при очень низких температурах, необходимо использовать не очень вязкое масло. Для летних условий всё наоборот: масляная плёнка должна надёжно держаться на деталях. В маркировке 0w40 первая цифра характеризует «зимнюю часть» моторного масла (буква «w» является сокращением английского слова winter — зима), вторая цифра указывает на свойства «летней части» продукта. Обладая свойствами и зимнего, и летнего класса, моторное масло 0w40 является универсальным или всесезонным.

Масло 5w 40

Синтетическое масло 5w 40

Данная смазка маркируется так же, как и предыдущая: 5w свидетельствует о низкотемпературных свойствах масла, а 40 — о высокотемпературных. Данная маркировка относится к классификации, созданной в 60-е годы прошлого века в Соединённых Штатах Сообществом Автоинженеров (SAE) и ставшей основным стандартом для определения класса вязкости моторных масел. Обладая индексами и зимнего, и летнего класса, автомасло 5w40 также является всесезонным. Стоит заметить, что характеристики вязкости и температурного режима эксплуатации являются основными для определения качества смазочной жидкости.

Существует специальная таблица, относящаяся к классификации SAE, в которой можно ознакомиться со свойствами тех или иных классов моторных масел.

Сравнение моторных масел 0w40 и 5w40

Моторное масло включает в себя основу, а также набор разнообразных загустительных присадок. Именно присадки и наделяют смазочную жидкость свойствами, помогающими эффективно работать в зимний и летний период — так делают сезонные масла. Однако ситуация на автомобильным рынке сейчас такова, что большую его часть занимают универсальные всесезонные смазки, которые значительно облегчают жизнь всем автовладельцам. Они меняют свою вязкость во время эксплуатации под воздействием скорости сдвига (вязкость смазки выше, чем ниже скорость). От того, в каком количестве и какого качества будут присадки, находящиеся в продукте, зависит степень вязкости.

Моторные масла 0w40 и 5w40 содержат в себе разное число загустительных присадок и, следовательно, обладают разными свойствами, а именно — низкотемпературной вязкостью. То есть индексы 0w и 5w — это показатели того, как смазочная жидкость ведёт себя при холодах. Низкотемпературная вязкость — важная характеристика, от которой зависит сохранность силового агрегата от износа, а также возможность холодного запуска.

Отличия моторных масел 0w40 и 5w40 заключается в следующем:

  • Первая смазочная жидкость отличается от второй температурным диапазоном эксплуатации: оно может эффективно работать при температуре в -35 градусов против -30 у второго масла. Это позволяет легче проводить холодный запуск двигателя. Также первая смазка быстрее проникает во все части силового агрегата;
  • При высоких температурах оба масла одинаково хорошо держат маслянистую защитную плёнку на деталях двигателя;
  • Чаще всего первое автомасло обходится немного дороже.

И немного о секретах Автора

Моя жизнь не только связана с авто, а именно ремонтом и обслуживанием. Но и так же я имею хобби как все мужчины. Мое хобби - рыбалка.

Я завел личный блог в котором делюсь своим опытом. Много чего пробую, различные методы и способы для увеличения улова. Если интересно, можете прочитать. Ничего лишнего, только мой личный опыт.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Нас капризами погоды не удивишь. А вот как помочь машине приспособиться к непредсказуемой погоде? В той же Москве зимой может быть и минус тридцать пять, и плюс пять. А летом да на солнцепеке - аж за сорок! Какое же масло подобрать, чтобы не вздрагивать от метеопрогноза, а каждый зимний пуск вредил бы мотору как можно меньше? Рецепт, кажется, есть: на прилавках стоят канистры с маслами 0W-40.

Очень заманчиво! Гуру уверяют: чем меньше первая циферка, тем легче на морозе пустить мотор. Но тут же вспоминаешь, что современное масло служит подолгу, выхаживая больше 15 тыс. км. Не буду же я его менять только потому, что зима сменилась летом или наоборот! Но понравится ли мотору работать летом на масле, которое подбирали под холодную зиму? Вот и проверим. Итак, экспертиза моторных масел для экстремального климата!

Имена участников громкие: Motul X-max, Castrol EDGE, Mobil 1 New Life и Liqui Moly Synthoil Energy. Все масла дорогущие, группы качества - по API SM, а Mobil 1 даже SN/SM.

ЭКСТРИМ ДЛЯ МАСЛА

Что будем проверять? Надо поймать все параметры, влияющие на работу мотора и в жуткий холод, и когда вокруг пекло. Для этого пришлось модифицировать нашу методику ресурсных испытаний.

Предельные температуры холодного пуска будут определяться температурой застывания и условной температурой проворачиваемости коленчатого вала. Косвенно на последнюю влияет индекс вязкости. Сравнительные затраты мощности стартера при холодном пуске позволяют оценить момент механических потерь двигателя.

Чтобы мотор пускался легче, масло должно быть менее вязким. Но ведь от вязкости зависят и скорость износа, и потери на трение (ЗР, 2008, № 3 ). Поэтому важно знать, что принесут «нулевки» при столь же экстремальных плюсовых температурах: мы искусственно поднимем температуру масла в поддоне, специально подогрев его. Для этого врежем в масляную магистраль форсунки, омывающие поршни. Контрольные замеры температуры показали, что она увеличилась на 15…20 °С.

Это еще не всё! И холод, и жара увеличивают темп образования отложений. Мороз способствует росту низкотемпературных отложений в масляных каналах, а высокая температура повышает уровень загрязнения камеры сгорания, в том числе самой опасной разновидности - лаков, осаждающихся на боковых поверхностях поршней и на направляющих втулках клапанов. Они мешают нормально работать кольцам и способны привести к зависанию клапанов, что одинаково неприятно. Уровень этих отложений мы тоже проверим в ходе длительного ресурсного теста.

Чтобы было с чем сравнивать «великих», к участию в тесте допустили обычную полусинтетику 10W-40 слабенького класса качества SJ. Результаты - в таблицах, смотрите и сравнивайте. Отметим, что для измерения физико-химических параметров мы брали не свежие масла из канистр, а проработавшие заданное время на стенде.

Все таблицы открываются в полный размер по клику мышки.

ЗИМОЙ

Все «нулевки», как и ожидалось, показали очень неплохие низкотемпературные свойства. Но что интересно: два основных параметра, которые характеризуют условия пуска на морозе, - температура застывания и условная температура проворачиваемости коленвала как бы в противофазе! Смотрите сами: рекордная температура застывания обнаружилась у Castrol EDGE: аж за -52 °С, но у него же и самая высокая условная температура проворачиваемости: «всего» -25 °С! А у Liqui Moly картина противоположная: первый показатель хуже, чем у остальных, а вот второй - лучше. Пожалуй, самые сбалансированные - Motul 8100 X-max и Mobil 1. И температура замерзания у них неплохая: -48 °С, и температура проворачиваемости достаточно низкая: -29…- 28 °С. Для средних российских широт и даже для Севера это оптимально. Кстати, индекс вязкости у этих масел самый высокий: 190. Ну а Motul 8100 X-max отличился еще и самой низкой мощностью, которая требовалась стартеру для раскрутки до пусковых оборотов.

Смотрим таблицу низкотемпературных отложений: они будут расти зимой в первую очередь. Здесь, как и для любой грязи, работает принцип «меньше пачкай - чище убирай». Количество загрязнений определяется составом базового масла, а качество их отмывки - структурой и объемом пакета присадок. Тут лучше других смотрится Motul 8100 X-max.

ЛЕТОМ

На базовой минералке износы в жарких условиях оказались вполне ощутимыми: мотору явно пришлось тяжело. Мэтры же отработали куда лучше: это хорошо видно по величинам износов поршневых колец и вкладышей подшипников. Параметры мощности и расхода топлива, периодически замеряемые в ходе испытаний, также подтвердили наблюдения. Лучшие результаты показали масла с наиболее высоким индексом вязкости - Motul 8100 X-max и Mobil 1. При равноценной вязкости на морозе такие масла имеют более близкую к оптимально-универсальной высокотемпературную вязкость, что обеспечивает стабильное формирование смазочных слоев, защищающих от износа и снижающих трение. А наименьший уровень высокотемпературных отложений показали Castrol EDGE и все тот же Motul 8100 X-max.

К ТРУДНОСТЯМ ГОТОВЫ!

Итак, можно сказать, что даже новый ледниковый период не помешает нам пустить мотор. Если, конечно, туда залита синтетика класса 0W-40. И менять ее перед летней жарой тоже незачем: с этим маслом мотор чувствует себя уверенно даже при перегреве.

Но, понятное дело, подбор хорошего масла - это лишь полдела. О свечах, аккумуляторе и разумной прокладке между рулем и сиденьем при смене сезона забывать тоже не следует.

ПОДРОБНЕЕ

Motul 8100 X-max 100% Synthetic, Франция

SAE 0W-40, API SM/CF, ILSAC GF-4

Цена: 2500 руб. за канистру 5 л

Допуски: аpproved Ford WSS M2C 937-A

Сбалансированное моторное масло, одинаково успешно выступившее на всех стадиях испытаний. Показало высокие защитные, энергосберегающие и низкотемпературные свойства. Имеет очень высокий индекс вязкости. Незначительное количество низкои высокотемпературных отложений, обнаруженное при вскрытии двигателя, говорит о качественном, стабильном базовом масле и хорошем пакете присадок.

Хорошие защитные, низкотемпературные, моющие и энергосберегающие свойства.

Цена кусачая.

Mobil 1 New Life Fully Synthetic

SAE 0W-40, API SM/SN, ACEA A3/B3, A3/B4

Цена: 1700 руб. за канистру 4 л

Допуски: аpproved MB 229.5/229.3, VW 502 00/505 00, BMW LongLife 01, Porsche A40, Lada cars

При умеренной цене имеем качественный продукт. Единственное из нашей группы официально поднялось над требованиями группы SM по API. Показало сбалансированные пусковые свойства при низких температурах, хорошие защитные свойства. Но при вскрытии двигателя поршни были грязноваты.

Обоснованная цена при весьма достойном качестве.

От моющей способности ожидали большего.

Castrol EDGE Fully Synthetic, EC

SAE 0W-40, API SM/CF, ACEA A3/B3, A3/B4

Цена: 1750 руб. за канистру 4 л

Допуски: аpproved MB 229.5/229.3, VW 502 00/505 00, BMW LongLife 01, All Porsche vehicles except Cayenne (V6)

Известная марка настраивала на высокий результат, и ожидания оправдались. Самая низкая температура застывания говорит об очень хорошем базовом масле. Поршни после испытаний были практически чистыми - еще одно подтверждение качества. При этом цена вполне доступная.

Самая низкая температура застывания, высокая моющая способность при достойном уровне защитных свойств.

Параметры энергосбережения похуже, чем у других масел.

Liqui Moly Synthoil Energy, Германия

SAE 0W-40, API SM/СF, ACEA A3-04/B4-04

Цена: 2700 руб. за канистру 5 л

Допуски: MB 229.3, VW 502 00/505 00, BMW LongLife-98, Porsche A40, Ford WSS-M2C937-A

Самое дорогое. Показало себя вполне достойно: наиболее низкая условная температура проворачиваемости коленчатого вала, хорошие энергосберегающие свойства. Однако защитные функции по цилиндрам и кольцам ниже, чем у других масел, - возможно, из-за более низкой высокотемпературной вязкости. Зато самый низкий темп старения!

Высокий ресурс, хорошие пусковые свойства при низких температурах

Цена! И более высокий темп износа поршневых колец, выявленный в цикле длительных испытаний.

ВОПРОСЫ

- Из каких соображений производитель автомобилей рекомендует ту или иную марку масла для определенной модели?

Исходя из базы данных тестирования конкретного масла на своих двигателях. Ни один производитель не станет испытывать все существующие в природе масла, в этом нет смысла.

- Насколько оправданно применение испытанных крутых масел в повседневности?

Из результатов тестирования следует, что переход с простенькой минералки на подобную синтетику гарантирует 3…4% снижения расхода топлива, уменьшение износа и отдаление срока серьезного ремонта, а также облегчение зимнего пуска, общее повышение надежности мотора.

- Оправданно ли в современных российских условиях применение сезонных масел типа «зима-лето»?

Такое разделение имеет смысл, скажем, для коммерческого транспорта с большими пробегами, когда за сезон масло успевает выработать свой ресурс и подлежит замене. К тому же при частых заменах и больших объемах заправки цена масла становится важным фактором экономии. Правда, сегодня сезонных масел днем с огнем не сыщешь.

- Почему при наличии нескольких развитых систем качества масел - API, ACEA и др. - требуются еще и допуски производителей?

Это, в общем-то, обычный конфликт интересов производителя (масленщика) и потребителя (двигателиста). Все принятые системы качества - API, ACEA, ILSAC - так или иначе содержат требования к физико-химическим параметрам моторных масел. А мотористам требуется, чтобы масло добросовестно работало в моторе всю свою жизнь - от смены до смены. Поэтому для них важны такие параметры, как уровень высоко- и низкотемпературных отложений, защита от износа и энергосбережение, совместимость с катализаторами, окислительная стабильность, склонность к образованию шламов. А это всё сугубо индивидуально, в разных моторах одно и то же масло может повести себя по-разному. Поэтому автомобильные фирмы тестируют масла в своих моторах и по результатам выдают допуски.

Кстати, требования допусков автомобильных компаний куда жестче, чем требования, которые предъявляют к своей продукции производители масла, - это по-человечески понятно.

ЧТО И КАК ОПРЕДЕЛЯЛИ

- Кинематическая вязкость - важнейший параметр масла, определяющий его работоспособность и применимость к различным типам двигателя. Определялся согласно ГОСТ 33–2000 при температурах 40 и 100 ºС, а также при 20 и 150 ºС с использованием методики СПбГПУ. Далее полученные значения аппроксимировались на весь температурный диапазон с использованием специальных методов.

- Индекс вязкости - важнейший параметр вязкостно-температурной характеристики (ВТХ) моторного масла, рассчитываемый по значениям кинематической вязкости при разных температурах. Характеризует степень «пологости» ВТХ, то есть разницу между значениями вязкости при низких и при высоких температурах.

- Условная температура проворачиваемости коленчатого вала - температура, при которой вязкость достигает значения 5000 сСт, условно принятого за предел проворачиваемости коленчатого вала. Определяется расчетным путем - интерполяцией замеренной ВТХ на условия низких температур.

- Температура застывания - та, при которой масло теряет текучесть. Определяется по ГОСТ 20287–91.

- Низкотемпературные отложения - образуются в результате разложения, полимеризации и окисления масла при температурах порядка 90…120 ºС. Определялись путем точного взвешивания контрольных весовых элементов - грибка масляного насоса и сетки маслоотделителя в клапанной крышке.

- Высокотемпературные отложения - формируются при разложении масла в зоне работы поршневой группы. Определялись аналогично методу ПЗВ с использованием экспертной оценки количества и цвета отложений на боковой поверхности поршня после длительных испытаний натурного двигателя.

- Момент механических потерь - характеристика уровня потерь на трение в двигателе. Определялся методом прокрутки на стенде с натурным двигателем.

- Моторные показатели двигателя - усредненные за цикл испытаний средние показатели мощности (крутящего момента) и удельного расхода топлива натурного двигателя, работающего на испытуемом моторном масле. Определяются на моторном стенде согласно ГОСТ 14846–81.

Большое количество продуктов и разнообразие на рынке ГСМ в последнее время является основной причиной того, что подбор моторного масла предполагает определенные сложности. Автолюбители постоянно акцентируют внимание не только на качестве, но и на вопросах сезонности, смешивания, совместимости и взаимозаменяемости масел различных брендов.

Также хорошо известно, что показатель вязкости смазки является одним из ключевых параметров наравне с базовой основой, использованной при изготовлении смазочного материала (). Другими словами, от основы и пакета присадок будет зависеть качество и цена продукта.

Что касается вязкости, данный параметр определяет как общую возможность использования смазочного материала в конкретном двигателе с учетом рекомендаций самого производителя силового агрегата, так и целесообразность эксплуатации ДВС на продукте с той или иной вязкостью.

В этой статье мы намерены поговорить о популярных маслах 5w30 и 5w40, в чем разница этих продуктов, каковы характеристики масел 5w30 и 5w40, можно ли заливать масло 5w40 вместо 5w30, а также какое масло лучше, 5w30 или 5w40 зимой и летом.

Читайте в этой статье

Вязкость и сезонность моторного масла

Начнем с того, что многие водители слышали и некоторые сталкивались с ситуацией, когда зимой двигатель не удается завести по причине того, что смазка сильно загустела в картере. Это значит, что при заряженной и полностью исправном стартере все равно не удается провернуть коленвал с нужной частотой, которая необходима для запуска .

Получается, в этом случае материал имеет слишком высокую вязкость и не подходит для эксплуатации в зимних условиях. Другими словами, не была учтена так называемая сезонность ГСМ для мотора. Это не удивительно, так как сегодня нет четкого деления на летние и зимние продукты.

Вся современная классификация масел сводится к тому, что водитель может выбрать продукт из каталогов всесезонного моторного масла. Такие смазочные материалы имеют различную вязкость, допуски, базовую основу и пакеты присадок. Более того, в последнее время все активнее практикуется использование , которое можно равноценно заливать как в бензиновые, так и в дизельные двигатели.

Итак, вернемся к условной классификации по сезону:

  1. Не вдаваясь в подробности, так называемая летняя смазка имеет высокий показатель (индекс) вязкости, что позволяет материалу нормально работать в двигателе тогда, когда наружная температура не понижается ниже ноля. При этом более вязкий продукт формирует «толстую» защитную пленку на деталях, надежно защищая поверхности от износа.
  2. Зимний смазочный материал имеет низкую вязкость, такая смазка позволяет без особых затруднений завести двигатель в сильные морозы. Однако более «жидкая» маловязкая субстанция после прогрева ДВС образует тонкую защитную пленку, уступая по качеству защиты двигателя летним аналогам.
  3. Всесезонное масло для двигателя, в отличие от зимнего и летнего, не предполагает сезонной замены, то есть его не нужно менять по сезону и можно эксплуатировать круглогодично. С учетом того, что практически все современные продукты являются всесезонными, такие изделия представляют собой оптимальный баланс, сочетая необходимые свойства для лета и оновременно подходят для зимней эксплуатации

В целях разделения смазочных материалов с учетом зависимости показателя вязкости от температуры существует особая классификация по SAE (спецификация, которая была разработана институтом Society of Automobile Engineers). Классификатор по SAE определяет, что летние продукты имеют показатель от 20 до 60. Зимние смазочные материалы получили отметку от 0W или 5W до 25W.

Объединение этих двух показателей отдельно указано на всесезонном масле и хорошо знакомо автолюбителям (например, масло 0W20, 5W30, 10W40 и т.д). Теперь давайте разберемся, какая вязкость популярного масла 5w30 и 5w40, а также что конкретно будет означать расшифровка масла 5w30 и 5w40. Добавим, что тема выбора масла 5w30 или 5w40 для предполагает одинаковые ответы на поставленные в данной статье вопросы.

Чем отличается моторное масло 5w30 от 5w40

Для того чтобы точно определить вязкость всесезонной смазки в зимний и летний период, необходимо смотреть на цифры до и после литеры W в обозначении. Указанная литера является сокращением от Winter (англ. зима). Например, 5W30 говорит о том, что 5W указывает на степень вязкости по SAE при отрицательных температурах.

Число 30 является температурным показателем по SAE применительно к свойствам продукта при высоких температурах. От этих двух спецификаций будет зависеть как легкость запуска, текучесть и прокачиваемость непрогретой смазки зимой, так и стабильность защитной пленки на поверхности нагруженных деталей при максимальных температурах.

Если же задаться вопросом, чем отличается масло 5w40 от 5w30, тогда следует отметить, что эти масла имеют идентичные показатели, которые характеризуют пригодность для эксплуатации в зимний период. Классификация 5W четко указывает на то, что такое масло обеспечивает уверенный пуск ДВС до -30 градусов мороза.

Теперь давайте взглянем на высокотемпературную вязкость по SAE, то есть на отличие 5w30 от 5w40. Общий сравнительный анализ данных указывает на то, что кинематическая вязкость 5W30 при нагреве до 100 градусов по Цельсию составляет от 9.3 до 12.5 мм кв./сек. При этом 5W40 в аналогичных условиях имеет показатель вязкости от 12.5 до 16.3 мм кв./сек.

Из этого сравнения также видно, что показатель минимальной вязкости HTHS в случае с 5W30 находится на отметке 2.9. В то же время для 5W40 это значение также составляет 2.9, при этом параметр способен доходить до 3.7, что заметно выше.

Приведенные выше данные позволяют определить, какое масло жиже, 5w30 или 5w40. Простыми словами, в условиях высокого нагрева 5W40 заметно отличается от своего аналога 5W30 по высокотемпературной вязкости. Если иначе, ответом на частый вопрос, какое масло гуще, 5W40 или 5W30, будет именно первый вариант, то есть 5w40.

Какое масло лучше: 5w30 или 5w40 летом

С учетом того, что масло 5W40 является более вязким, оно создает на поверхности деталей прочную и стабильную масляную пленку сравнительно с конкурентом. Как может показаться на первый взгляд, такой продукт ничем не отличается во время зимней эксплуатации и лучше защищает двигатель летом.

Отметим, что такое утверждение справедливо только частично. Прежде всего, нужно учитывать конструктивные особенности того или иного ДВС, а также отдельные рекомендации производителей мотора. Дело в том, что даже незначительное повышение вязкости масла в некоторых агрегатах может привести к тому, что прокачиваемость станет хуже, то есть смазка не будет поступать к парам трения в должном количестве.

Также при выборе летнего показателя вязкости следует учитывать и то, что слишком «жидкая» смазка (например, 5w30) может привести к утечкам смазочного материала через сальники, прокладки и другие уплотнения. Масляная пленка на деталях при использовании маловязких масел может оказаться тонкой, в результате чего значительно увеличивается износ узлов, растет температура ДВС.

Другими словами, перед тем, как остановить свой выбор на 5W40 или 5W30, необходимо:

  1. Отдельно убедиться, что оба типа масла находятся в списке рекомендуемых производителем для конкретного мотора.
  2. Также не лишним будет учесть и особенности эксплуатации двигателя.

Например, коэффициент вязкости 30 означает, что заявленная характеристика моторного масла будет сохраняться при рабочих температурах только до 150 градусов.

Если же авто находится в регионе, где в летний период значительно повышается температура наружного воздуха, при этом водитель постоянно «крутит» двигатель до высоких оборотов, практикует агрессивный стиль езды и сильно нагружает силовой агрегат, тогда температура масла будет максимально высокой. В этом случае стоит задуматься об увеличении «летнего» индекса вязкости.

Совместимость масел 5w30 и 5w40

Достаточно часто, особенно в случае аварийной неисправности, возникает необходимость долить масло в двигатель. В такой ситуации далеко не всегда под рукой оказывается смазка того самого производителя, чей продукт изначально залит в силовой агрегат.

То же самое справедливо и по отношению к индексу вязкости. По этой причине важно знать, можно ли смешать масло 5w30 и 5w40. В самом начале отметим, что зачастую особо не рекомендуется смешивать минеральные масла с продуктами, в которых базовая основа полностью синтетическая. Другими словами, минералку с синтетикой смешивать нельзя. Также не рекомендуется смешивание полусинтетики с синтетикой и т.д.

Что касается 5W30 и 5W40, теоретически смешать эти масла с минимальными рисками можно в том случае, если оба продукта одного производителя. В экстренной ситуации допускается смешивание масел разных производителей, но только при учете того, что они имеют одинаковую базовую основу.

Это значит, что минеральное масло смешивается только с минеральным, полусинтетика с аналогичным продуктом и т.д. При этом все равно не получается дать однозначный ответ на вопрос, можно ли в масло 5w30 доливать 5w40. Дело в том, что для каждого типа масла производители используют особые пакеты присадок, которые могут вступить в реакцию после смешивания.

В любом случае, даже если после долива нет никаких явных последствий, все равно это аварийная мера. После устранения поломки нужно немедленно сливать такую смешанную смазку из двигателя, . Также в некоторых случаях может понадобиться дополнительно .

Подведем итоги

С учетом вышесказанного становится понятно, что вязкость масла и стабильность этой характеристики при различных температурах определяет основные характеристики смазочного материала, а также цену продукта.

Лучшим выбором можно считать такое масло, в котором показатели вязкости находятся в допусках производителя ДВС. Параллельно следует обращать внимание на базовую основу, так как более дорогое полусинтетическое масло, например 5W40, будет лучше по сроку службы и качеству сравнительно с таким же, но минеральным 5W40.

Для владельцев старых автомобилей к выбору масла нужно подходить с особой ответственностью. С одной стороны, наблюдается интенсивное развитие технологий в сфере производства ГСМ. Это значит, что информация касательно смазочных материалов в руководстве по эксплуатации может оказаться сильно устаревшей.

При этом если смазку приходится подбирать самостоятельно, нужно учесть ряд особенностей, о которых мы рассказывали выше. Если проще, не всегда дорогая маловязкая синтетика будет означать, что старый мотор на таком современном высокотехнологичном масле надежно защищен летом и зимой.

Напоследок добавим, что при выборе масла нужно придерживаться определенной середины, а также принимать в расчет индивидуальные особенности эксплуатации ДВС. Это значит, что смазочный материал не должен сильно разжижаться и терять свои свойства с учетом максимально возможного нагрева, а также оставаться текучим с наступлением холодов.

Читайте также

Особенности подбора моторного масла для зимы. Какое масло среди всесезонных считается зимним по маркировке, что нужно учитывать при выборе.

ЧТО ЛУЧШЕ ДЛЯ ЗИМЫ - 0W40 ИЛИ 5W40?

Итак, зима не за горами… В этой связи среди автолюбителей наблюдается ежегодный сезонный ажиотаж по поводу того, как лучше подготовить автомобиль к эксплуатации в период холодов. Особенно активны начинающие - те, кто испытывает затруднения с выбором «правильных» охлаждающих жидкостей и моторных масел. Поскольку антифризы - тема, которая уже была освещена в одной из недавних статей нашего блога, остановимся более подробно именно на «масляной» тематике.

Различия по основе

Для характеристики всех без исключения моторных масел наиважнейшим показателем является происхождение его базовой основы.

По данному критерию автомасла подразделяют на минеральные (из натуральных нефтепродуктов), синтетические на основе полиальфаолефинов (ПАО) - веществ, получаемых методом органического синтеза, а также полусинтетические в виде смеси минеральных и синтетических компонентов.

Несколько особняком стоит категория масел, получаемых из натурального сырья методом гидрокрекингового синтеза, маркируемых аббревиатурой НС (от англ. Hydro Craking Synthese). Гидрокрекинговые масла также причисляют к классу синтетических продуктов за счет ряда сходных потребительских свойств.

Вязкость по SAE определение

Существует множество классификаций моторных масел, однако наибольшее распространение мире получила международная классификация SAE, в основу которой заложен вязкостный критерий. Параметры вязкости (текучести) обозначаются буквой W (от англ. winter - зима) с добавлением цифровых индексов, которые могут размещаться перед буквой W, за ней или по обеим сторонам от нее.

Цифровой индекс после W - показатель кинематической вязкости (текучести) масла при полностью прогретом двигателе. Он указывает на максимальный температурный режим, в котором допускается эксплуатировать масло до утраты свойств, позволяющих обеспечить нормальную работу двигателя и не допустить его перегрева.

Цифровой индекс перед W - показатель динамической вязкости (текучести) масла в незаведенном двигателе при отрицательной температуре окружающей среды. Он указывает на то, при какой минимальной температуре ниже нуля масляный насос способен обеспечить нормальную закачку масла в каналы для смазки.

Согласно SAE, по степени вязкости масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные.

В настоящее время зимние и летние масла используются все реже, уступая приоритет всесезонным продуктам - более универсальным, с возможностью эксплуатации как зимой, так и летом. Всесезонные масла имеют цифровой индекс как перед буквой W, так и после нее. Это, например, продукты 0W30, 0W40, 5W40, 10W40 и т.д.

Выбор 0W40 и 5W40 - нюансы применения

В большинстве регионов России, характеризуемых климатом с высокими летними и достаточно низкими зимними температурами, владельцам современных автомобилей (в особенности иномарок) с высокооборотистыми бензиноинжекторными и дизельными ДВС рекомендовано использовать всесезонное синтетическое моторное масло двух основных марок: SAE 0W40 и SAE 5W40.

Во многом оба эти продукта сходны по техническим параметрам, характеризуясь возможностью применения в широком температурном диапазоне. Однако при этом имеются также определенные различия.

Так, в обоих случаях «правый» цифровой индекс «40» свидетельствует о том, что рабочие свойства масла не ухудшатся при эксплуатации двигателя даже в при большом нагреве двигателя, то есть в условиях экстремальных нагрузок в разогретом состоянии.

Что же до «левого» индекса («0» и «5» соответственно), то они означают, что порог минусовых температур, при которых масляный насос будет справляться со своими функциями и обеспечивать легкий запуск холодного двигателя, для марки SAE 0W40 составляет от -35до -40°С, а для SAE 5W40 от -25до -30°С. Таким образом, совершенно очевидно, что для зимы с сильными морозами все же предпочтительнее в сравнении с SAE 5W40.


В условиях крайнего севера такой проукт особенно актален, для более легкого пуска и быстрого послупления во все узлы ДВС.

А можно ли смешивать?

Осуществлять долив масла 0W40 в масло 5W40 теоретически допустимо вследствие идентичности синтетической основы. Однако только теоретически, да и то лишь если речь идет о продуктах единого бренда. Масляные же основы от разных производителей, хотя и являясь синтетическими по сути, могут все же несколько различаться по химсоставу, и далеко не факт, что такие различия окажутся взаимосовместимыми. В равной мере это касается и используемых присадок, которые могут различаться в маслах этих вязкостей, которые, кстати, могут различаться и в маслах одной и той же торговой марки. Вот почему со смешиванием лучше не экспериментировать, всегда имея при себе пару литров «родного» масла. Иначе несовместимые добавки могут выпасть в осадок, и вызвать нагар и отложения, на деталях, что существенно снизит защиту от износа и разрушения.
Если же возникла нештатная ситуация, когда без долива не обойтись, а «родной» продукт отсутствует - что ж, доливайте, ведь иного выхода нет, а масляное голодание не лучший способ обеспечить мотор идеальной пленкой.

К 3-4 м литрам можно добавить литр, это небольшая погрешность, но если вопрос о половине, то не стоит рисковать.
Тем не менее, имейте в виду, что, по достижении автомобилем места его постоянной «прописки», масло рекомендуется сразу же заменить на свежее, и желательно будет использовать быструю промывку.