Водометный катер «Мурена. Важное о водометных движителях

Водомет в Сибири (применение, особенности эксплуатации)

Для Сибири - водомет!

Многие, кто сталкивался с проблемой выбора катера, неизменно сталкивался и с проблемой выбора движителя: винт или водомет?

Вступление

Излишне говорить, что сторонники водометов те, кто вынужден часто преодолевать перекаты, мели, замусоренные фарватеры. А мелких, порожистых, засоренных рек и речушек у нас великое множество, где сплошь и рядом на обычном «подвеснике»(подвесном лодочном моторе) можно остаться без винта, а то и вообще без мотора. Этим и объясняется, что использовать в этих условиях самую удобную и доступную силовую установку — подвесной лодочный мотор — в большинстве случаев невозможно. Тогда и приходит на помощь водомет , который незаменим на таких маршрутах, думаю это подтвердят те, кто уже лишился редуктора на подвесном моторе или кому надоело менять винты.

Многие водномоторники со стажем, помнят катера "Амур" завода в Комсомольске-на-Амуре, выпускаемые некоторое время серийно. На какой моторной лодке Вы можете, не боясь проходить на полном газу, по глубинам всего в 15 см, перескакивать через брёвна, канаты, спокойно, на малом ходу, проходить вплотную к плавающему вейкбордисту или воднолыжнику? И всё это в сочетании с фантастической маневренностью, когда на катере можно буквально «вальс танцевать». А представьте, что вдруг на вашей моторке появилась педаль тормоза! Абсурд? Совсем нет, именно настоящее торможение с полного хода обеспечивает водомётная установка. И никаких поломок винта, где бы Вы ни ходили, хоть по кустарнику, хоть по перекатам.

О водомете

Водомётный движитель, водомёт, - судовой движитель, у которого сила, движущая судно, создается выталкиваемой из него струей воды.(Большая Советская Энциклопедия)

В чем же отличия водомета, преимущества и недостатки его применения ? Начнем по порядку.

Водометный движитель состоит, как правило, из импеллера (винта) с валом, водовода (водометной трубы), спрямляющего аппарата и реверсивно-рулевого устройства.

Если вкратце, то принцип работы водомета таков: при вращении импеллера возникает разрежение, благодаря чему вода движется по водозаборнику (приемной трубе). Получив некоторое ускорение, она выбрасывается через сопло, выходное сечение которого меньше, чем диаметр водовода. Таким образом, отбрасываемая масса воды создает упор движителя, что и приводит катер в движение. Поворотом в горизонтальной плоскости потока, обеспечивается поворот катера. При перекрытии потока из сопла, струя воды поворачивается обратно, что дает катеру задний ход.

Нужно знать о водомете

Как мы уже заметили, в отличие от обычного винта, движущиеся части водомета находятся внутри корпуса и надежно защищены от повреждений, они меньше подвержены поломкам от плавающего мусора, при встрече с подводными препятствиями, что определяет одно из преимуществ этого вида движителей.

Катера с водометами могут проходить по мелководью с глубинами, почти равными осадке корпуса, т. е. до 10 — 20 сантиметров, преодолевать засоренные участки водоемов и даже отдельные препятствия, выступающие из воды. Однако здесь необходимо оговориться, что водомет работает как помпа и может затянуть со дна камни, песок, мусор. Это может забить систему охлаждения либо повредить импеллер и водовод.

Налетая на препятствие, идя по глубине 30 см и ниже, по подвесному мотору наверняка придется удар, а по водомету нет, разве что по днищу лодки, т.к. у водомета нет выступающих частей.

Водометные катера более устойчивы и управляемы, это происходит потому, что водомет как бы «присасывает» катер к воде, за счет чего он устойчиво ведет себя даже при резких виражах на высокой скорости.

Безопасность — положительная черта водомёта. Импеллер находится внутри и не представляет опасности для людей, находящихся рядом в воде. Водомёты применяются на катерах, гидроциклах, при буксировке воднолыжников и вейкбордистов.

Водометные алюминиевые катера «Томь» успешно эксплуатируются по всей России от Москвы, до Дальнего Востока.

Смотрите сами. Это и захламленное лесом Бурейское водохранилище (Амурская область), и бурная Катунь (Усть-Коксинский район, республика Алтай), и бассейн реки Обь и верховья Енисея (Кызыл, Республика Тыва; Норильск) и на реке Бия (район Телецкого озера, Республика Алтай) и на реке Лена (Якутия), и на реке Урал (район Нижнего Тагила).

По всей реке Томь и ее притоках, начиная с верховьев (города Новокузнецк, Междуреченск) и до нижних течениий реки Обь (Малая Обь, Сысьва).

Наибольший интерес, и это понятно, к юргинским водометам проявляют именно в Сибири.

Многие с удовольствием посещают удаленные места и труднодоступные речки и озера, путешествия с катером перевозя его на прицепе.

Сибиряки выбирают для себя водометные алюминиевые катера «Томь» из-за их высокой надежности, прочности корпуса, высоких ходовых и эксплуатационных качеств, большой автономности и возможности использования в любых погодных условиях.

Катер должен приносить удовольствие и радость!

Источник - http://www.yurgakater.ru/jet_drives_sibe ria.html

Интерес, проявляемый судостроителями-любителями к водометным катерам , не случаен. Такие катера обладают в наших условиях ощутимыми преимуществами перед катерами, снабженными приводом на винт, или мотолодками с подвесными моторами.

Прежде всего, это высокая проходимость водометных судов , делающая доступными многие мелководные реки, упрощающая подход к необорудованному берегу и стоянку лодки на воде. Ротор водометного движителя лучше защищен от повреждений при наезде на подводные препятствия или плавающие предметы, в результате чего гребные винты чаще всего лишаются лопастей. Водометный движитель , снабженный гидрореверсивным устройством, гораздо проще в изготовлении своими силами, чем угловая поворотно-откидная колонка или реверс-редуктор. С водометом могут быть спарены мощные и экономичные двигатели, «головки» подвесных моторов, двигатели от мотоциклов.

Нужно, однако, сразу же оговориться, что каких-либо преимуществ в скорости, по сравнению с винтовыми катерами, водомет не имеет. Наоборот, дополнительное сопротивление воды, омывающей водозаборник, подъем ее (пусть даже на небольшую высоту) для выпуска в надводной части корпуса катера обусловливают некоторое снижение скорости водометных судов. Это снижение может быть весьма значительным при небрежном изготовлении движителя и применении его на не подходящих для этой цепи судах. Опыт показывает, что лучшие результаты можно получить при использовании водомета на легких глиссирующих лодках, оснащенных достаточно мощным двигателем.

Эти соображения и были учтены при подготовке очередного проекта лодки для самостоятельной постройки. Предлагаемый вариант предусматривает установку на «Мурену» двигателя от 30-сильного «Вихря» со штатным редуктором, но без дейдвудной части, подвески и капота. Нужно будет изготовить легкий фундамент, опирающийся на продольные балки набора корпуса, смонтировать системы охлаждения и выпуска и, конечно, изготовить водометный движитель.

Вместо двигателя ПМ можно установить любой другой, близкий по основным характеристикам - мощности, массе, частоте вращения и габаритам. Двигатель от автомобиля «Москвич» для предлагаемой будет немного великоват; в этом случае корпус лучше удлинить до 4,75 - 5 м.

Общее расположение водометного катера «Мурена»



увеличить, 1500х1057, 146 КБ

Выполнены пожелания многих читателей «КиЯ»: конструкция корпуса предусматривает его постройку из стеклопластика либо композитной конструкции - из пластика на деревянном наборе. Последний способ удобен для индивидуального строительства, так как не требуется изготовлять довольно трудоемкую оснастку - пуансон и матрицы, которые затем выбрасываются.

Не исключено изготовление корпуса и целиком деревянной конструкции. В этом случае отсылаем читателя к третьему изданию книги «15 проектов судов для любительской постройки» («Судостроение», 1985 г.), в которой достаточно подробно описываются приемы основных работ и по которой можно подобрать сечения всех связей набора, пользуясь близким по размерениям проектом. Для облегчения обшивки бортов в носовой части, имеющих вогнутость, можно использовать полосы фанеры шириной 150 - 200 мм, укладывая их по диагонали под углом 45° к привальному брусу обязательно в два слоя. Затем обшивка обклеивается двумя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем.

Несколько слов об обводах лодки. Они типичны для современных глиссирующих судов, эксплуатируемых на реках при высоте волны до 0,75 м. Благодаря умеренной килеватости днища (17° у транца) перегрузки при ходе на волнении невелики. Широкие скуловые брызгоотбойники и продольные реданы позволяют несколько повысить гидродинамическое качество и уменьшить количество брызг, вырывающихся из-под днища. Высокий надводный борт и большая ширина корпуса по палубе обеспечивают безопасность плавания на волне указанной высоты и удобство для размещения в сравнительно маленькой лодке четырех человек.

Теоретический чертеж водометного катера «Мурена»


Таблица ординат теоретического чертежа, мм
Линия теоретического чертежа Номера шпангоутов
1 2 3 4 5 6
Высоты от ОЛ , мм
Фальшборт - Ф 710 730 730 714 676 635
Линия борта - ЛБ 657 676 673 653 625 585
Скула - СК 418 310 235 195 182 182
Полушироты от ДП , мм
Фальшборт - Ф 445 667 775 802 788 774
Линия борта - ЛБ 465 690 800 829 810 760
Скула - СК 276 490 622 680 686 660
Диагональ - Д2 363 592 725 775 - -
Диагональ - Д1 260 440 525 557 - -
Редан - Р2 - 410 462 475 475 475
Редан - Р1 76 190 220 230 - -
Ширина брызгоотбойника по скуле - Бр 28 48 57 62 70 75

Шпангоуты необходимо делать до полной высоты бортов вместе с участками палубы или бимсами. На плазе следует сразу же разметить шергень-линию, пользуясь которой к шпангоутам крепят временные планки. Затем шпангоуты и выклеенный заранее по шаблону из двух реек форштевень с килем устанавливают на стапель, состоящий из двух параллельных досок. Корпус будет строиться в положении вверх килем, как и лодки деревянной конструкции.

Некоторую трудность может вызвать изготовление выпуклого транца. Его форма задается двумя шельфами 3 и 29, задняя кромка которых обрабатывается по радиусу. К ним крепится листовой оформитель - стеклотекстолит или тонкая фанера, затем бруски для оформления кромок днища и бортов. Выпуклый транец улучшает внешний вид катера но, если этим поступиться, можно сделать его плоским.

Когда шпангоуты, транец и киль с форштевнем установлены и выровнены на стапеле, в шпангоуты врезают рейки привальных брусьев и скуловых стрингеров. Можно заметить, что их поперечное сечение значительно меньше, чем у лодок деревянной конструкции, - так же как и шпангоуты, продольные рейки служат только для оформления обводов корпуса. Необходимая ширина скулового брызгоотбойника получается подклеиванием к стрингеру коротких реек или кусков пенопласта между шпангоутами. На этой же стадии на днище между шпангоутами вставляют пенопластовые оформители продольных балок фундамента двигателя, которые впоследствии оклеивают стеклотканью. Расстояние между балками должно быть согласовано с подмоторной рамой или кронштейнами для крепления двигателя.

Прикладывая к рейкам выставленного набора кусок фанеры, с их кромок снимают малку, затем укрывают набор листами стеклотекстолита толщиной 1,1 - 2 мм. Если достать этот материал не удастся, то листы можно изготовить самостоятельно, используя стеклоткань и связующее, заготовленные для формования корпуса. Процесс описан Л. Нефедовым ().

Листы нужных размеров выклеиваются на столе, обязательно установленном на открытом воздухе. На столе расстилается калька либо целлофан или полиэтилен, служащие разделительным слоем. На него накладывают 3 - 5 слоев стеклоткани, на которые равномерно наносится эпоксидное связующее с введенным в него пластификатором и отвердителем, и пакет проглаживается разогретым утюгом. Благодаря тому, что вязкость разогретой смолы снижается, связующее хорошо пропитывает все слои стеклоткани. На те места, где связующего оказалось недостаточно, можно нанести дополнительную его порцию и вновь прогладить утюгом. Через 20 - 30 минут наступает процесс частичной полимеризации, при котором лист пластика приобретает определенную жесткость, но его еще можно резать сапожным ножом и пробивать сквозь него мелкие сапожные гвозди.

При проглаживании утюг необходимо периодически очищать от налипшей на него смолы при помощи острого ножа, а также следить за тем, чтобы утюг не задерживался на одном месте. Нагретый участок может прочно приклеиться к утюгу и заготовка пластика окажется испорченной.

Оптимальная рецептура связующего
(содержание компонентов, % по весу)
1 2 3
Смола ПН-1 или ПН-3 89 Смола НПС-609-21М 85 Смола ЭД-5 75
Гидроперекись изопропилбензола (гипериз) 3 Гипериз 4 Дибутилфталат 15
Ускоритель НК (нафтенат кобальта) 8 Ускоритель НК 10 Полиэтиленполиамин 10
Соускоритель Т 1

С места корпуса, которое предполагается закрыть листом пластика, снимается шаблон из картона или плотной бумаги, обрезается по контуру и накладывается на заготовку для разметки. Кромки деталей набора, которые будут прилегать к листу, смазываются связующим, затем заготовка ставится на место и крепится к шпангоутам и рейкам продольного набора мелкими гвоздиками. Если лист пластика провисает под собственным весом, следует продолжить процесс полимеризации связующего - повесить лист на солнце либо использовать для подогрева рефлекторы. При этом нужно проверять, чтобы заготовка не стала настолько жесткой, чтобы пластик нельзя было пробить гвоздем или изогнуть лист по обводам корпуса. Если применяется готовый стеклотекстолит, в нем придется просверлить отверстия для гвоздей.

Таким образом закрывается вся поверхность корпуса. Стыки и пазы отдельных листов желательно выполнять на кромках набора. Все неровности обшивки шпаклюют эпоксидной шпаклевкой, стыки и пазы проклеивают лентами стеклоткани в 2 - 3 слоя.

После выдержки в течение двух-трех суток пластик приобретает достаточную твердость, чтобы ошкурить его поверхность и приступить к обклейке всего корпуса дополнительными слоями стеклоткани до нужной толщины (на днище 4 - 4,5 мм, на бортах 3 - 3,5 мм). При укладке последнего слоя стеклоткани в связующее можно добавить красящий пигмент либо окрасить лодку после постройки пентафталевыми эмалями.

Пользуясь этой технологией, можно заранее изготовить трехслойную переборку шп. 5 с пенопластовым заполнителем между наружными слоями стеклопластика, а также продольные выгородки в моторном отсеке, отделяющие топливные баки и аккумуляторную батарею от двигателя.

Особого внимания требует формование продольных реданов. Лучше всего, обклеив корпус двумя-тремя слоями стеклоткани, наклеить на днище заготовки реданов из твердого пенопласта (в крайнем случае из дерева) и обклеить их в 2 - 3 слоя лентами стеклоткани так, чтобы края лент переходили на днище на 25 - 40 мм. Последующие слои стеклоткани на днище укладывать в виде узких полос между реданами.

Киль и форштевень, места перехода транца в днище и борта рекомендуется усилить дополнительными слоями ткани.

После освобождения корпуса от стапеля, его переворачивают и приступают к оформлению палубы. Делается это путем вклеивания брусков из пенопласта между шпангоутами. После полимеризации клея выступающие за кромки шпангоутов части пенопласта срезают, обрабатывают пенопласт рубанком или «теркой» (лист жести с пробитыми в нем гвоздем отверстиями с заусенцами), затем грубой шкуркой. В носу и корме в бимсы врезают рейки, которые будут поддерживать листы стеклотекстолита при наклеивании на них слоев стеклоткани.

Накрыв кормовую и носовую части палубы стеклотекстолитом, в корме оформляют из деревянных реек вырез люка. На кромки этих реек, смазанных разделительным слоем (например, вазелином или мастикой для пола), загибаются края стеклоткани, образуя комингс выреза люка; после отверждения пластика рейки удаляют, а в стеклотекстолите делают соответствующий вырез. В носу на палубу наклеивают пенопласт для образования выступа для крепления ветрового стекла. Затем на палубу наформовывают дополнительные слои стеклоткани (на пенопластовые оформители бортовых ее участков достаточно наклеить 2 - 3 слоя).

Несколько слов о материалах для изготовления корпуса «Мурены». Прочный и водонепроницаемый корпус получается, если использовать стеклоткани сатинового переплетения марок Т11-ГВС-9, АСТТ (б) С2. При собственной толщине этих тканей 0,25 - 0,3 мм один слой стеклопластика в обшивке дает толщину 0,4 - 0,5 мм, так что на днище нужно уложить (с учетом толщины оформителя из стеклотекстолита) 8 - 10 слоев ткани, на борта - 6 - 7 слоев. Всего на изготовление корпуса «Мурены» необходимо 130 м стеклоткани, которая выпускается шириной 0,9 м.

Для наружного слоя и приформовки различных деталей рекомендуется более тонкая стеклосетка СЭ-01 полотняного переплетения. Она скрадывает грубую текстуру стеклоткани, хорошо выравнивает поверхность, плотно облегает сопряжения по небольшим радиусам и хорошо удерживает декоративный слой смолы.

Важно выдержать условие, чтобы вес связующего, используемого для формования слоя, был равен весу армирующей ее стеклоткани; лучше, если отклонения в ту или иную сторону не превышают 5 %.

Работы по формованию корпуса нужно вести в хорошо вентилируемом помещении или на открытом воздухе. В последнем случае важно выбрать сухую и теплую 17 - 25°С погоду. Работать нужно в резиновых перчатках, тщательно смывая с кожи капли связующего. При обклейке корпуса сначала на его поверхность кистью или шпателем наносят слой связующего, затем укладывают стеклоткань и тщательно разглаживают ее, добиваясь хорошей пропитки и исчезновения складок и воздушных пузырей. Если поверхность укладывают несколькими полотнищами ткани, их кромки должны перекрывать друг друга на 20 - 40 мм. При обклейке палубы кромка полотнища должна заходить на верхнюю кромку наружной обшивки на 25 мм.

Рекомендации по изготовлению пуансона, матриц и формованию безнаборного корпуса можно найти в статье о постройке мини-яхты «Калан» (). Полезна также книга П. П. Каткова, В. В. Кушелева «Технология пластмассового судостроения», Л-д, 1986 г. «Судостроение».

Д. Курбатов, «Катера и яхты», 1989, №02(138).

Чертежи водометного движителя и моторной установки катера «Мурена» .

Водометные катера серии "Томь" отлично зарекомендовали себя в эксплуатации. Катера предназначены для рыбалки, охоты, прогулок и отдыха на воде, водных экскурсий, водного туризма, дальних походов в условиях длительной автономности, использования в качестве служебно-разъездных плавсредств.
Катера "Томь" с успехом используются на озерах, водохранилищах и реках с необорудованными берегами и мелководьи, на узких и извилистых реках с любым грунтом, с малыми глубинами и перекатами. В сложных метеоусловиях.
Корпус катера алюминиевый цельнометаллический, выполнен по клепано-сварной технологии из экологически чистого, коррозионно-устойчивого, простого в обслуживании алюминиево-магниевого сплава. Благодаря данному выбору корпус катера сохраняет на протяжении всей эксплуатации катера свою прочность и внешний вид. Толщина обшивки днища катера 4 миллиметра. Блоки из пенополистирола, расположенны вдоль бортов катера, в случае его повреждения обеспечивают полную его непотопляемость и удерживают на плаву экипаж.
Водометный движитель обеспечивает быстрый ход, уверенный выход на глиссирование, прекрасные ходовые и маневренные качества, отточенную управляемость, простоту и безопасность эксплуатации катера.

В данной модели водометного движителя используется рулевое управление с оригинальным управлением заднего хода.

Наилучшие свои качества данный водометный движитель проявил на мелководных и каменистых реках.

Для обеспечения длительной эксплуатации катеров с водометными движителями серии "Томь", в условиях удаленности от сервисных центров, без возможности стационарного ремонта, конструктивно обеспечивается высокая ремонтопригодность узлов и механизмов водомета катера. Водометный движитель выполнен съемным и может быть легко отсоединен от катера, даже на плаву. Это позволяет, в случае необходимости, в полевых условиях проводить непредвиденный восстановительный ремонт водомета своими силами.

Описание

Цена руб.

Длина корпуса, м
5.25
Ширина корпуса, м 2.08
Длина габаритная, м 5.7
Высота габаритная, м 1.4
Высота борта на миделе, м 0.74
Водоизмещение полное, т 1.15
Масса снаряженного катера, кг 730
Пассажировместимость, чел 5
Скорость хода при максимальной мощности и полном водоизмещении, км/ч 55
Полезная грузоподъемность, кг 400
Модель двигателя УМЗ 4218
Применяемое топливо бензин А-80
Тип движителя водомет
590 000.00
Длина корпуса, м
6.05
Ширина корпуса, м 2.3
Длина габаритная, м 6.8
Высота габаритная, м 1.6
Высота борта на миделе, м 0.88
Водоизмещение полное, т 1.4
Масса снаряженного катера, кг 820
Пассажировместимость, чел 7
Скорость хода при максимальной мощности и полном водоизмещении, км/ч 50
Эксплуатационная мощность при 3700 об/мин, л.с. 90
Полезная грузоподъемность, кг 600
Емкость бензобаков, л 160
Модель двигателя УМЗ 4218 (FNM-diesel)
Применяемое топливо бензин А-80 (Дизельное топливо)
Тип движителя водомет
710 000.00