Лучшие прогулочные катера с водометом. Важное о водометных движителях. Водометный катер с автомобильным двигателем «Пилад

Масса воды, отброшенная движителем в корму, создает в виде реакции упорное давление, движущее судно вперед. Создает ли масса воды большее или меньшее ускорение, безразлично. В обоих случаях расходуется одинаковая мощность и возникает одинаковый упор винта. К сожалению, это отражает лишь физический принцип. В действительности имеется совершенно определенное, наиболее благоприятное соотношение между массой воды и ускорением.

Гамильтонские гидроабразивы имеют ряд преимуществ перед другими гидроабразивными производствами

Превосходное сопротивление кавитации

  • Рабочее колесо реактивного агрегата точно соответствует мощности двигателя.
  • Потребление энергии одинаково независимо от скорости лодки.
  • Отсутствие возможности перегрузки двигателя при любых условиях.
  • Единый упакованный модуль.
  • Для многих установок требуется тяжелая и дорогая коробка передач.
  • Простая трансмиссия от двигателя к стяжной муфте.
  • Полная заводская испытательная упаковка, готовая к завинчиванию.
  • Никакие сложные проблемы выравнивания двигателя.
Конструкция насоса обеспечивает на 25% больше тяги, чем другие гидроабразивные от 0 до 20 узлов.

Водометный движитель действует так же, как гребной винт: вода засасывается спереди, лопатки насоса, подобно лопастям винта, придают ей ускорение, после чего вода выталкивается в корму. От гребного винта он отличается лишь внешним видом – винт, точнее колесо насоса установлено в трубе внутри катера. Кроме того, водяная струя не уходит незаметно под воду, а выбрасывается из сопла, установленного над водой. Действие выбрасываемой за корму струи воды вызывает равную по величине и направленную в нос реакцию, благодаря которой катер получает движение вперед.

Более точный прогноз производительности

Отличная маневренность при низких скоростях и ускорение до высоких скоростей. Никакая центральная зона мертвой зоны не обеспечивает более высокую скорость удержания курса и более высокую общую скорость лодки.

Всемирная служба поддержки и продаж

В принципе, этот привод состоит из насоса, который всасывает воду через отверстие в нижней части судна, ускоряется через крыльчатку и отбрасывает ее через отверстие в задней части. Здесь применяется закон Ньютона, согласно которому обратная струя воды производит одинаково большую реакцию на тело лодки.

Нередко считают, что водометный движитель позволяет развить гораздо большую скорость, чем гребной винт.

Чтобы определить достоинства и недостатки водометного движителя, необходимо рассмотреть два фактора: его расположение на катере и К.П.Д.

Есть что-то заманчивое в идее установить высокоэффективный насос внутри судна. Идея создания водометного движителя появилась значительно раньше, чем был изобретен гребной винт. Еще в 1784 г. Джеймс Рамсей продемонстрировал на реке Потомак в США первый пароход с водометным движителем. В 1867 г. английский военно-морской флот проводил опыты с центробежными насосами в качестве движителя для канонерской лодки «Уотервич» длиной 50 м. Паровая машина мощностью 760 л.с. при частоте вращения 40 об/мин приводила в действие центробежный насос. Ротор насоса имел диаметр около 4,25 м. Канонерская лодка с водометным движителем развивала скорость 17,2 км/ч.

Лодки с реактивным двигателем могут ездить на очень мелкой воде, потому что все части под телом лодки, такие как пропеллер, вал, руль и руль, не используются. Кроме того, ускорение подхода очень велико, что особенно выгодно для лодок-драгстеров. Также нет никакого клейкового момента, как в обычном корабельном пропеллере. Когда реверсивное устройство приводится в действие, струя воды может отклоняться вперед, чтобы судно двигалось назад. Модельный конструктор имеет множество возможностей своими собственными попытками настроить эффективность привода на собственную модель и по-прежнему улучшается.

Последнее звено в длиной цепи исследований замкнулось в Новой Зеландии, где Гамильтон попытался создать маленький катер для плавания по каменистому мелкому горному ручью. С обычным гребным винтом это было невозможно, так как части, выступающие под днищем, получали повреждения из-за ударов о камни.

Вначале Гамильтон установил внутри катера обычный центробежный насос, в результате чего водяная струя выходила в корме под катером. Выходное отверстие было выполнено поворотным, т.е. управляемым, поскольку под днищем катера нельзя было установить даже маленького пера руля. В 1953 г. Гамильтон решил подводное выпускное отверстие вывести на транец над водой, обеспечив выброс водяной струи в воздух. Это как будто незначительное изменение оказалось весьма эффективным. Если экспериментальный катер раньше развивал скорость 18 км/ч, то при выбросе струи в воздух была достигнута скорость 27 км/ч. В результате удалось получить не только днище без выступов, но и высокий К.П.Д.

Впускной коллектор и выпускной патрубок изготовлены из особо прочного алюминиевого литья под давлением, а пластмассовые детали изготовлены из армированного стекловолокном материала. Вал рабочего колеса выполнен с двойным шариком. Присоединение охлаждающей воды встроено в контрольную насадку. Подходят двигатели с рабочим объемом от 15 см3 до 30 см3 и электродвигателями мощностью свыше 700 Вт. Корпус также должен быть слегка усилен, и отверстия должны быть соответствующим образом изменены.

Из-за изменений в хобби мы продаем нашу любимую семейную лодку. Мы хотели бы взять вашу лодку в оплату. . Мы находимся в Польше, в 80 км от границы. Вы также можете указать дату ввода рекламы и частное или коммерческое предложение. Рыболовные суда Рыболовное судно имеет много преимуществ для страстных рыболовов. В зависимости от того, хотите ли вы ловить рыбу в открытом море или во внутренних водах, рекомендуются разные варианты. Лодка Лодка - это лодка, принадлежащая другой лодке, которую она несет и используется только в определенных ситуациях. Часто шлюпка используется для передачи на берег или в качестве спасательной лодки. Лодки для подводного плавания в основном предназначены для моторизованных надувных лодок, поскольку они легкие, быстрые и гибкие. Это также может быть лодка для отдыха, как спасательный катер. В большинстве случаев в качестве привода используется подвесной двигатель. Он характеризуется очень хорошими свойствами плавучести и также подходит для вод вблизи побережья. Деревянный пол Деревянный пол может придать лодку большую стабильность, а также обеспечить стабильность на палубе. Поэтому надувные лодки с деревянным полом также подходят для рыбалки и дайвинга. В большинстве случаев деревянный пол разделен на несколько частей и чрезвычайно прочен с регулярным уходом. Воздушный снимок Преимущества шлангового лодочного судна с воздушным сообщением или воздушным судном - его гибкие размеры упаковки и малый вес. Высококачественные полы достигают высокой прочности. Мы советуем вам использовать надувную лодку с воздушным полом, если вам приходится часто устанавливать и демонтировать лодку. Дно плиты Надувная лодка с основанием плиты имеет съемный пол из дерева, алюминия или пластика. Они выделяются среди других. его прочным материалом и несколькими отдельными воздушными камерами. Для перемещения используйте лопасть или пояс. Дайвинг-лодка Лодка подходит как дайвинг-лодка, когда она опрокидывается стабильно и предлагает достаточно места для дайверов, контроллера и снаряжения для дайвинга. Кроме того, лодка должна иметь сильный двигатель, который увеличивает волну. Преимущество дайверской лодки с подвесным мотором заключается в том, что на лодке больше места для дайверов и их оборудования. У разнесенных перегруженных надувных лодок преимущество состоит в том, что они чрезвычайно компактны. Для съемной лодки вы не нуждаетесь в трейлере, но можете удобно транспортировать ее в багажнике. Алюминиевые лодки Алюминиевые лодки имеют много преимуществ: алюминиевый корпус на 50% легче корпуса из стали. Хотя затраты на покупку алюминиевых лодок несколько выше, затраты на бензин, техническое обслуживание и ремонт значительно ниже. Независимо от того, получает ли ваша лодка номерной знак, порядок навигации по Боденскому озеру. Лодки для прогулок обычно не более 10 метров, спроектированные как планеры и пригодные только для внутренних вод, где они также используются для водных лыж. Синоним для боуриста - это термин «открытый лук». Часто на крейсере есть каюта, затем один говорит о каяк-крейсере. Крейсеры, предназначенные для однодневных поездок, называются дневными крейсерами. В отличие от крейсеров, они обычно имеют только небольшую кабину для люков, в которой можно спать с меньшим комфортом. Электрические лодки Электрические лодки - моторные лодки с электроприводом. У вас есть аккумулятор, заряжаемый зарядным устройством. Энергия подается во время поездки к электродвигателю, который соединен с пропеллером. В случае солнечной лодки энергия генерируется непосредственно на борту через солнечные батареи. В дополнение к рулевому колесу часто есть сиденья для сидений, так что флайбридж можно использовать в качестве открытого салона в хорошую погоду. Как правило, в кабине также есть главный контрольный стенд. Плавучие дома Плавучие дома являются мобильным домом для воды. Моторизованные лодки идеально подходят как средство передвижения по внутренним водным путям. Вес играет второстепенную роль в плавучем доме, большее количество топливных баков, резервуаров для пресной и черной воды размещается на большом радиусе движения. Жесткие поверхности У лодке с жесткой крышей установлена ​​фиксированная крыша над кабиной, что обеспечивает оптимальную защиту от погодных условий. В отличие от лодок с складной крышей, хардтоп пользуется хорошим климатом при любых погодных условиях в лодке, чтобы вы могли использовать его с сезоном как можно дольше. Лодка с жесткой крышей может также иметь люк в крыше, Например, нажав кнопку. Деревянные лодки Деревянные лодки - лодки, чьи корпуса и надстройки в основном сделаны из дерева. В современных деревянных лодках также используются другие материалы. Преимущества деревянных лодок - их долговечность и возможность ремонта. Многие владельцы лодок также ценят традиционный характер этих судов. Каякинг лодки Лодка с каяком - это лодка с закрытой кабиной. Этот термин часто используется для небольших судов длиной до десяти метров. Для больших лодок с кабиной уже упоминается как яхта. В каюте могут быть кладовая и двухъярусная кровать, а также несколько кают и влажная камера. Для очень маленьких моделей салон часто не имеет стоячей высоты, а только высоты сиденья. Еще меньшая каюта называется кабиной. Термины крейсер и катер-крейсер часто используются синонимом. Роскошные яхты Роскошная яхта определяется своей роскошной конструкцией, используя высококачественные материалы, высокий комфорт и материальную ценность. В частности, это лодка длиной не менее десяти метров со спальными помещениями и влажной клеткой по цене в один миллион евро вверх. В отличие от роскошных яхт, Мегаяхта также характеризуется огромными размерами длиной не менее 30 метров. Моторные лодки для яхт Моторная лодка - моторная лодка с закрытой кабиной. Поскольку моторные лодки длиной в десять метров уже упоминаются как моторные яхты, пока они имеют спальное помещение и влажную камеру, термин моторная яхтенная лодка обычно применяется к лодкам длиной от семи до двенадцати метров. У них часто есть закрытая передняя палуба и загорающая поверхность. Роскошные мотоциклы подходят для занятий водными видами спорта и для прогулок. Энергия хранится на аккумуляторах. Чтобы вы не зависели от солнца, большинство солнечных лодок можно заряжать также через сетевые зарядные устройства. Спортивные лодки Спортивный катер - это лодка, которая используется для спортивных и развлекательных целей. В общем, термин «спортивный катер» обычно ограничен лодками длиной от четырех до десяти метров, с кабиной или без нее, которые могут достигать относительно высоких скоростей из-за их легкой конструкции и их гладкой формы ствола. Спортивный крейсер также придает важность скорости и поэтому построен как планер или полупланер. Известным производителем спортивных крейсеров является, например, верфь Бавария. Стальные лодки Траулеры Траулер - это лодка для глубоководной рыбалки с помощью тралов. В случае боковых ящиков рыболовная палуба расположена в средней части лодки, в случае задних ловушек на кормовом судне. Траулер может иметь системы охлаждения и заморозки для целей сохранения. Идеальный корабль легко поднимается, легко добирается до него, прост в обращении, водитель лодки, водный крейсер и другой человек, который контролирует поездку. Водный крейсер прикрепляется к лодке с помощью буксирного троса с ручкой. Упражнения лодки для новичков имеют фиксированную боковую панель, поэтому инструктор может лучше обучить ученика. Балластные кили Балластные кили представляют собой тяжелые килевые или свинцовые кили, которые гарантируют стабильность веса парусной яхты. В отличие от серого чугуна, свинец имеет на 50% большую плотность, так что центр тяжести можно опустить без увеличения осадки. Двойные кили Двойной кильбот состоит из двух плоских боковых брекетов, каждый из которых имеет половину балластной части. Убирающийся кильвейный киль Киль киля улучшает поток киля через специальную форму киля. Преимуществами являются более низкий проект и улучшенная гидродинамика на более высоких скоростях. При низких ветрах, однако, лезвие крыла может действовать как тормоз. Деревянные лодки Деревянные лодки - лодки, чьи корпуса и надстройки сделаны из дерева. Могут также использоваться другие материалы. Деревянные парусники с классическими трещинами и современные деревянные парусники часто также имеют мачты из алюминия. Подъемные кили Лодка с убирающимся килем, подъемным килем или подъемным килем может потянуть киль над валом до балластной бомбы на конце киля, чтобы уменьшить тягу. Меч-меч - это компромисс между килем и мечом. Плоский балластный киль сочетается с захватывающим мечом, который уменьшает дрейф. Киль - киль, состоящий из двух коротких плоских ребер с обеих сторон и среднего балластного киля. В водах с сильным приливным диапазоном это иногда выгодно, так как оно может высыхать без наклонности. Парусные яхты с коротким килем легче, достигают более высоких скоростей и имеют лучшую маневренность. Однако короткие килевые лодки менее ориентированы и имеют большую глубину, чем парусники с длинным килем. Традиционные парусные яхты обычно имеют длинный киль. Роскошные яхты Роскошная парусная яхта определяется своей роскошной конструкцией, используя высококачественные материалы, высокий комфорт и материальную ценность. В частности, это парусная лодка длиной не менее десяти метров со спальными помещениями и влажной клеткой по цене в один миллион евро вверх. В дополнение к роскошной яхте мегаяхта характеризуется огромными размерами длиной не менее 30 метров. При покупке винтажного автомобиля у частного лица мы рекомендуем обратиться к консультанту. Таким образом, возводимый момент килевой бомбы увеличивается. Из-за уменьшенного веса килевой бомбы и нижней пятки могут быть достигнуты более высокие скорости. Меч Лодка с мечом - это балластичная лодка, которая относится к ее устойчивости в основном по ширине ствола. В парусных лодках есть ловушка для сновидения и спускаемого лезвия или поворотный меч. Меч уменьшает боковой сдвиг. Стальные лодки Стальные лодки - лодки, корпус которых выполнен из стали. Эти лодки менее подходят как спортивные лодки из-за слегка увеличенного веса, но характеризуются их долговечностью. У стальных лодок нет проблем с осмосом, и ремонт прост. Однако стальные лодки нуждаются в регулярном техническом обслуживании, чтобы предотвратить ржавчину. Расширенный поиск Здесь вы также можете отфильтровать лодку, длину, причал, материал, модель, год изготовления, цену и состояние. Если у вашего парусника также есть двигатель, вы также можете выбрать предпочтительный тип двигателя, топливо и производительность.

  • Общий вес 450 кг.
  • Ибо с ним достигают места, из которых нельзя добраться из банка.
  • Рыбацкая лодка должна иметь достаточно места и быть стабильной.
  • Кроме того, нет риска осмоса в алюминиевом стволе, и ремонт легко осуществить.
  • Плавающие балласты используются в строительстве высококачественных яхт.
  • В отличие от лодок с Кимккелем, двустворчатые лодки не имеют центрального киля.
Большая моторная яхта не оснащена подвесным двигателем, водная лодка не оснащена дизельным двигателем.

В 1956 г. центробежный насос был заменен двухступенчатым, а затем и трехступенчатым насосом. В настоящее время применяют не только одноступенчатые осевые насосы (рис. 190, 191), но и одноступенчатые диагональные насосы (рис. 192). Управление и задний ход часто осуществляются поворотом струи в выпускном сопле (рис. 193, 194).

Преимущества водометного движителя:

1.Отсутствуют выступающие части под днищем катера (рис. 195).

В результате исключена опасность ранения пловцов и водных лыжников.

2.Не возникает кренящий момент, вызываемый вращением обычного судового гребного винта.

3.Небольшая осадка дает возможность использовать катера с водометными движителями в мелких водоемах. Правда при небольшой скорости катера водоросли могут засосать внутрь, но они достаточно просто удаляются.

4.Катер легко спускается с трейлера и поднимается на него.

5.Для катеров, участвующих в специальном виде гонок «с ускорением», с успехом используется высокое начальное ускорение.

6.При установке на небольших быстроходных пожарных катерах движитель можно применять в качестве пожарного насоса.

Например, в Новой Зеландии, где реки в основном мелководные, с каменистым дном, используется около 3000 малых спортивных катеров (длиной 4-8 м) с водометными движителями.

К недостаткам водометов относятся потери мощности от трения воды, так как она проходит длинный путь по узким впускным и выпускным каналам, внутренние поверхности которых бывают не совсем гладкими. Лопатки насосов также иногда шлифуются недостаточно хорошо. Кроме того, трение возникает в неподвижных направляющих аппаратах. Значительное сопротивление вызывается и решеткой всасывания, что приводит к завихрению потока и может преждевременно вызвать кавитацию.

В насос даже на самых высоких скоростях должна поступать вода, а не смесь воды с воздухом. Если днище слишком плоское или имеет обратную килеватость, наподобие морских саней, то воздух засасывается очень легко. При наличии пузырей воздуха в воде упор резко уменьшается.

Остановимся на вопросе коррозии. Многие водометы находятся под угрозой коррозии, так как для изготовления корпусов, лопаток, приводных валов, впускных решеток применяют разнородные металлы. Но поскольку водометные движители предпочитают устанавливать на малых быстроходных катерах, то их можно хорошо защитить от коррозии. Для этого необходимо после каждого плавания поднимать катер на берег или на прицеп.

Малые легкие спортивные катера с двигателем большой мощности развивают при помощи водометных движителей высокие скорости. Это вызвало преждевременное увлечение ими вплоть до утверждения, то будущее принадлежит водометам. Тем временем выявились как достоинства, так и недостатки этой системы. Теперь можно быть уверенным, что катер с обычным имеющимся в продаже водометным движителем достигнет хорошего общего эффекта.

В любом случае двигатель без реверсивной передачи с водоструйным насосом обойдется дороже, чем обычный катерный двигатель с реверсивной передачей, валопроводом и гребным винтом. Это чисто коммерческая точка зрения, от которой зависит возможный сбыт движителей, привела к тому, что в основном изготовляют лишь небольшие высокооборотные водометные движители, так как их можно подсоединять к современным катерным двигателям без промежуточного редуктора. Поэтому водометы используют преимущественно на легких быстроходных катерах, где большая мощность сочетается с малым весом катера. Фирма «Гамильтон» выпускает инструкцию, в которой указано, что водометный движитель может быть установлен на катере лишь в том случае, если выдержаны определенные соотношения между весом катера, включая вес экипажа, и мощностью двигателя. Так, максимальный вес малого быстроходного катера длиной 4-6 м должен быть от 12 до 16 кг на каждую лошадиную силу мощности двигателя, а катера длиной 6-9 м – не более 9 кг. Очень высокие скорости и высокий К.П.Д. достигаются в том случае, если вес катера составляет не более 5-7 кг на каждую лошадиную силу мощности двигателя.

Многие водометные движители подходят к обычным высокооборотным автомобильным двигателям, частота вращения которых составляет 3500-4500 об/мин, но не пригодны для довольно больших туристских катеров.

Конечно, водометы можно выпускать и для более тяжелых и тихоходных катеров. В этом случае, чтобы получить хороший К.П.Д. в диапазоне малых и средних скоростей, требуется пониженная частота вращения двигателя и большой диаметр водомета.

Характерно, что ни один из серийных водометных движителей не предлагается вместе с катерным дизелем, так как дизели имеют слишком большой вес и недостаточно высокую частоту вращения для экономически приемлемого объединения с небольшими водометами. Несмотря на это, нередко высокооборотные водометные движители все же устанавливают на больших тихоходных катерах.

В результате наступает полное разочарование. Чаще всего водометы демонтируют и заменяют обычной установкой с гребным винтом.

При выборе гребного винта диаметр и шаг винта тщательно подбирают к мощности двигателя и скорости катера. Никто не выражает неудовольствия, если с гребным винтом проводят испытания, превышающих необходимые для получения заданных технических параметров. Но задумывались ли над тем, что это относится и к водометному движителю? Вероятно, заводы имеют в запасе несколько рабочих колес различного шага. Однако меняют колесо очень редко, а еще реже вносят изменение в диаметр водомета или направляющие каналы, так как это привело бы к изменению всей установки.

У приводимого при помощи водомета легкого быстроходного катера, аналогично катеру с гребным винтом, имеются два состояния равновесия: первое – между мощностью двигателя на валу и мощностью, используемой водометом, второе – между реакцией водяной струи и сопротивлением катера. Третье состояние, свойственное лишь водомету – равновесие между потребным количеством воды и диаметром выпускного сопла.

Итак, имеется шесть переменных величин. Если удается их хорошо согласовать между собой, то катер с водометным движителем достигнет той же скорости, что и катер с обычным гребным винтом. Конструкции, вызывающие дополнительное сопротивление обеих систем, можно считать равноценными: у водометного движителя – решетку водозаборника и поверхность водоводов, а у гребного винта – выступающие части (вал, кронштейн гребного вала и руль).

Если катер с водометным движителем показывает большую скорость, чем такой же катер с гребным винтом, то это значит, что при оборудовании катера гребным винтом были допущены ошибки (возможно, плохо подобран гребной винт или выступающие части недостаточно отшлифованы). Часто попадаются кронштейны гребного вала неудачной конструкции, слишком толстые гребные валы и большое необработанное перо руля. В лучшем случае скорость катера с водометным движителем будет такой же, как и катера с гребным винтом.

До сих пор ни разу не упоминалось о своеобразном поведении водометного движителя на малом и среднем ходу. Увеличение и снижение скорости катера с обычным гребным винтом происходит почти пропорционально частоте вращения двигателя. Совсем по-другому ведет себя водометный движитель. Высокая скорость выброса струи достигается благодаря создаваемому в водомете давлению, а так же правильно подобранному диаметру выпускного сопла. Чтобы струя создавала наибольшую реакцию, вся установка, состоящая из двигателя, насоса и выпускного сопла, должна быть рассчитана на максимальные мощность и частоту вращения двигателя. Как только частота вращения снижается и катер теряет скорость, начинает уменьшаться давление в системе, так как диаметр сопла отрегулирован на максимальную частоту вращения. При этом скорость снижается в значительно большей степени, чем частота вращения двигателя.

Обратимся к диаграмме зависимости скорости катера от частоты вращения двигателя (рис. 196).


Кривые А, Б и В составлены по замерам на трех различных катерах с водометными движителями, кривая Г – на обычном катере с гребным винтом. Она показывает прямую зависимость между частотой вращения винта и скорости катера. По кривым А, Б и В видно, как быстро падает скорость с понижением частоты вращения. Если при 2000 об/мин насос еще перемещает половинный объем воды, то выпускное сопло уже не наполняется и водяная струя вместо того, чтобы с силой выбрасываться из сопла, бессильно выплескивается в воду. Это видно на нижнем левом плече кривых А, Б и В. Если катер с гребным винтом развивает значительную крейсерскую скорость, то катер с водометным движителем движется очень медленно. Например при 4000 об/мин катера с гребным винтом, так и с водометом имеют скорость примерно 60 км/ч, при 2000 об/мин скорость катера с гребным винтом равна 27 км/ч, а катера с водометным движителем – лишь 14 км/ч.

Следуя отметить, что кривые А и Б соответствуют точным замерам, а кривая В вызывает сомнения. Небольшая скорость катера с водометным движителем при пониженной частоте вращения двигателя получается в результате несоответствия между подаваемым количеством воды и сечением выпускного сопла. Чтобы развить скорость, которую имеет винтовой катер при 2000 об/мин, катеру с водометным движителем необходимо увеличить частоту вращения винта до 3000 об/мин и более.

На заводском испытательном стенде характеристики водоструйного насоса, лопаток и сопла согласовывают таким образом, что при максимальной частоте вращения винта возникает наибольшая реакция струи. Если подобную установку, состоящую из бензинового катерного двигателя мощностью 240 л.с. при частоте вращения 4200 об/мин, к которому присоединен водоструйный насос диаметром 0,3 м, смонтировать на катерах различной величины и водоизмещения, то можно придти к совершенно непредвиденным результатам.


На рис. 197 оказана диаграмма зависимости скорости различных катеров от мощности катера, частоты вращения двигателя и нагрузки катера. Энергетическая установка была смонтирована на открытом спортивном катере длиной 5,2 м и на легком прогулочном катере длиной 8 м.

Открытый спортивный катер испытали при двух нагрузках – с одним рулевым на борту и общим весом 910 кгс (кривая А) и затем с пятью пассажирами на борту при общем весе 1230 кгс (кривая Б). Достигнутые максимальные скорости оказались равными 91 и 86 км/ч (точки 1,2). При этом частота вращения двигателя составляла немногим больше 4200 об/мин. С уменьшением скорости примерно до 50 км/ч поведение катера не изменилось, однако при снижении частоты вращения двигателя примерно от 2500 об/мин до 2200 об/мин скорость катера резко упала – до 12 км/ч. Получить скорость 20 или 30 км/ч оказалось совершенно невозможно. Как только устанавливалось равновесие в работе насоса и сопла, катер начинал развивать скорость более 40 км/ч. При ничтожном уменьшении частоты вращения двигателя равновесие нарушалось, и катер снова двигался со скоростью 12 км/ч.

Цифры 52% и 56% в нижних точках изгиба кривых показывают, до какого процента максимальной частоты вращения катер движется медленно, прежде чем наступает внезапное повышение скорости.

Несмотря на достаточно высокую мощность двигателя, прогулочный моторный катер длиной 8 м оказался, по-видимому, слишком тяжел для того, чтобы приводится в движение от 12-дюймового насоса. Были проверены три нагрузки: сначала с одним рулевым – общий вес 1590 кгс (кривая В), затем с несколькими пассажирами – общий вес 2000 кгс (кривая Г) и наконец с большой нагрузкой – общий вес 2950 кгс (кривая Д). При частоте вращения 3950 об/мин двигатель еще мог развивать мощность 200 л.с., и катер в зависимости от общего веса достигал максимальной скорости 58, 53 и 39 км/ч (точки 3, 4, 5).

Особенно показателен малый ход, выраженный в процентах от максимальной частоты вращения, до момента, когда катер будет иметь нормальную скорость. При наименьшей нагрузке малый ход продолжается до 76% максимальной частоты вращения двигателя, у более нагруженного катера до 78%, а у катера с самой большой нагрузкой – до 97%. Если продолжать увеличивать нагрузку, то катер, несмотря на высокую мощность двигателя, не сможет иметь нормальной скорости.

Следует подчеркнуть, что водомет на прогулочном катере был установлен исключительно в экспериментальных целях. Водоструйный насос с большей производительностью и пониженной частотой вращения (с увеличенным диаметром импеллера) на большом катере был бы значительно выгоднее.

Подбор водометного движителя аналогичен подбору обычного гребного винта. Тяжелый катер с небольшим высокооборотным гребным винтом показывает очень низкий К.П.Д., который улучшается по мере уменьшения частоты вращения двигателя и увеличения диаметра гребного винта. То же можно сказать и о насосной установке водомета.

В будущем возможно появление специальных водометных движителей для больших морских катеров на подводных крыльях, достигающих скорости более 150 км/ч. Применяемая в настоящее время механическая передача мощности на гребной винт при помощи угловых колонок не отвечает требуемым большим мощностям. Кроме того, гребной винт сильно страдает от кавитации. Возможно, будет создана установка, состоящая из газовой турбины и водяного насоса, которая при особых условиях достигнет нормального К.П.Д. гребного винта и даже превысит его.

Основные выводы:

1.На малых легких катерах с водометом можно получить такую же скорость, как и на катерах с гребным винтом (при одинаковых частоте вращения и мощности).

2.Малооборотный гребной винт нельзя заменить высокооборотным малым водоструйным насосом.

3.Различные водометные установки неодинаково эффективно изменяют направление струи для получения заднего хода.

4.Управляемость и маневренность катера, оборудованного водометом, очень хороши на большой скорости.

5.Недостатком водометного движителя является непропорциональное по отношению к частоте вращения увеличение и уменьшение скорости.

6.У катеров с малокилеватыми обводами или резкими изгибами формы корпуса воздух может попасть в водозаборник водомета, что немедленно приведет к уменьшению тяги.

7.Проблемы кавитации у водометных движителей возникают чаще, чем у обычного гребного винта, отчасти из-за решетки во всасывающем отверстии, которая образует завихрения во входящем потоке.

8.Коррозия водометных движителей, особенно в морской воде, представляет большую опасность, чем коррозия обычного бронзового гребного винта.

9.В мелких водоемах в движителя засасывается песок, ил и даже мелкие камни, которые порой наносят повреждения лопаткам водомета.

10.Полностью смонтированная энергетическая установка с водометом дороже, чем обычная установка с реверсивной передачей, гребным валом, гребным винтом и рулем.

В заключении следует сказать, что некоторые английские фирмы изготовляют водометы для очень малых мощностей (от 2 л.с. и выше). Такие установки работают аналогично обычному судовому гребному винту и пригодны для тихоходных водоизмещающих катеров.

Как правило, люди, решившие связать род деятельности (будь то хобби или профессия) с водоёмами вроде рек или озёр, рано или поздно сталкиваются с проблемой выбора катера и типа движителя для него. Мотор-водомёт или всё же винтовой? У каждого имеются свои плюсы и минусы. Как правильно выбрать, на что стоит обращать внимание? И стоит ли вообще делать выбор между водомётом и классическим мотором с открытым винтом?

Водомётные движители

Водомётом назван двигатель, обеспечивающий движение судна при помощи силы, создаваемой водной струи.

Движитель состоит из винта с валом (импеллером), водомётной трубки, спрямляющего аппарата и рулевого приспособления.

Принцип работы заключается в поступлении воды через импеллер в водозаборный отсек, а после жидкость выбрасывается через конусообразную трубку, выходное отверстие которой меньше в диаметре, чем входное. Так создаётся струя, обеспечивающая движение моторной лодки. При помощи рулевого устройства производится изменение направления движения струи путём поворота движителя в горизонтальной плоскости, что обеспечивает повороты судна, а перекрытие выходного отверстия создаёт обратнонаправленный поток, обеспечивая катеру задний ход.

К выбору водомётов обычно склоняются люди, которым часто приходится преодолевать замусоренные или порожистые водоёмы. Обычный винтовой мотор в данных условиях рискует прийти в негодность из-за высокого риска наматывания тины на винт на мелководье или обычного попадания крупного мусора. В подобных ситуациях незаменимы именно водомётные движители, обеспечивающие высокую скорость, манёвренность и безопасность.

Не стоит ограничиваться мнениями участников различных форумов. Ведь составить полную картину позволяет не всякий отзыв. Водомёт представляет собой не только достаточно сложную конструкцию, он не для всякой модели судна может подойти. Если новичка устраивает сама идея использования судна с водомётным движителем, следует остановиться на готовом варианте судна с водомётом в заводской комплектации. Причём желательно выбирать изготовителя, занимающегося производством данных движителей достаточно давно.


Достоинства и недостатки

Устройство водомёта особенно тем, что все важнейшие подвижные детали «спрятаны» внутри корпуса. Если лодка садится на мель, касание дна происходит корпусом судна. Данная особенность конструкции позволяет защитить детали от повреждения, чего нельзя сказать про подвесные моторы с «оголённым» винтом. Водомётному движителю не страшны встречи с подводным мусором.

При движении моторной лодки по мелководью с глубиной примерно равной посадке корпуса (около 20 сантиметров) водомёт позволяет преодолевать замусоренные участки, а также места с выступающими из воды преградами, благодаря своей манёвренности.

Если налететь на преграду при глубине около 30 сантиметров, удар примет на себя днище лодки, а не водомёт, так как у движителя отсутствуют выступающие части, чего не сказать о подвесном двигателе, где удар принимают на себя лопасти

Иногда водомётные движители используются и на прогулочных судах из-за мягкой работы силовой передачи (трансмиссии) и отсутствия вибрации.

К достоинствам также следует отнести отсутствие дополнительного сопротивления воде, свойственное двигателям с открытым гребным винтом (лопасти винта и создают дополнительное сопротивление). Помимо этого, выделяют высокие показатели инерции, более удобную управляемость на высокой скорости (как при переднем ходе, так и при заднем). Немалую важность имеет и низкий диапазон шума: подвесной водомёт работает заметно тише, нежели мотор с гребным винтом.

Тем не менее следует отметить отрицательную сторону: при движении по мелководью есть большой риск, что в двигатель будут затянуты камни, песок и мусор со дна, ведь водомёт работает по принципу помпового насоса. Это может привести к повреждению импеллера, выходу из строя охладительной системы и некорректной работе водоотводного сопла.

Ещё одной отрицательной стороной является трение. Обусловлено оно высокой скоростью движения воды внутри трубы. Не стоит забывать и о стоимости установки. примерно в два раза дороже обычных подвесных моторов с открытым винтом. Из-за этого катера с водомётным движителем в комплекте значительно прибавляют в своей стоимости и воспринимаются клиентами как каприз или непозволительная роскошь.

Непривычным для поклонников классических винтовых моторов является и система управления водомётом. Проблема связана с тем, что классический движитель с открытым гребным винтом имеет однорычажную систему управления. Водомётные движители же имеют многорычажное реверсивно-рулевое устройство. Некоторые изготовители умудряются выпускать катера со встроенным водомётом с однорычажной системой управления. С одной стороны, это помогает освоить водомёт, с другой стороны, скорее влечёт за собой неприятности, чем приносит пользу:

  • Во-первых, у новичка складывается неверное представление о работе водомётного движителя. Связано это с отсутствием у такового коробки передач, позволяющей перевести рычаг переключения скоростей в нейтральное положение. Коробка передач может либо включить сцепление, либо выключить. Водомётный движитель же набирает скорость плавно при включении, мгновенной реакции в виде рывка с места ожидать не стоит.
  • Во-вторых, для лучшего понимания принципов работы водомёта, рекомендуется пройти соответствующий курс обучения. Вся хитрость управления водомётным движителем заключается в необходимости использовать рычаг газа (для увеличения скорости движения) лишь в открытом водоёме. При движении по порожистой речушке лучше так не делать.
  • Третий немаловажный минус, свойственный любому виду водного транспорта — зарастание. Особенно остро данная проблема обстоит именно с водомётом, так как все подвижные детали находятся внутри. При постоянном использовании движителя проблем не возникает. Однако если катер долго не используется, внутренности обрастают. В частности, обрастание внутренностей системы водоотведения приводит к снижению скорости передвижения до 10%. Проблема решается разборкой водомёта и чисткой вручную, но если моторная лодка бездействовала весьма продолжительное время, придётся обращаться в мастерскую и искать подходящие запчасти для лодочных моторов. Использование специального красящего состава позволит решить данную проблему, но ненадолго: постоянное движение воды быстро смоет эту краску.