Название кузовных деталей автомобиля. Из чего состоит автомобиль: схема

Все транспортные средства обычно делят на несколько категорий: A, B, C, D и E. Автомобили относят к категории B. Эта категория привлекает большее количество водителей, чем все остальные. Ведь автомобиль - это всегда удобно и актуально. Количество автомобилей по всему миру растет в геометрической прогрессии. Обучать автолюбителей нужно не только правилам дорожного движения, крайне необходимо знать хотя бы начальные сведения по устройству автомобиля, как называются части машины.

Начинающие водители нередко становятся причиной дорожных происшествий из за недостатка опыта и незнания правил. Ведь зачастую юных автомобилистов интересуют лишь вопросы: "Какая марка у автомобиля? ". Чтобы стать гуру в знаниях об автомобилях и предотвратить неприятные истории, достаточно только узнать свою машину поближе и выучить правила дорожного движения. Уделить немного времени для освоения - вот все, что потребуется в обучении. А то, как называется машина, весьма и весьма второстепенно.

Нужда в транспортных средствах, способных двигаться самостоятельно, существовала ещё с давних времен. Ведь первые повозки без лошадей использовали в качестве движущей силы силу человека, силу ветра и энергию пара, что, конечно же, было весьма неудобно. Как известно, первые автомобили были весьма и весьма громоздки и неповоротливы, они на сто процентов уступали по всем параметрам давно забытым лошадиным упряжкам и каретам. Несмотря на это в те времена уже можно было увидеть черты самодостаточных совершенных механизмов.

Точкой отсчета к созданию современного автомобиля стало изобретение двигателя внутреннего сгорания. Он был гораздо мощней и компактней своих предшественников. Автомобиль с таким двигателем был создан лишь в конце девятнадцатого века. А разработанная тогда "классическая" конструкция с переднем расположением двигателя и приводом на задние колеса сохранилась в общем до настоящих дней и употребляется до сих пор. Как называется машина из "Форсажа", безусловно интересно, но главное, что внутри у неё все ещё усовершенствованный двойник двигателя, изобретенного более 100 лет назад. Разве не удивительно? !

Сейчас автомобиль состоит из трех основных частей: двигателя, шасси и кузова. Двигатель - сердце машины. Он является источником энергии. Её регулятором. Шасси - комплекс конструкций, которые предназначены для передачи той самой механической энергии, вырабатываемой двигателем, к ведущим колесам. Шасси включает в себя трансмиссию, системы управления и, конечно, ходовую часть. Трансмиссия, в свою очередь, состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи и ведущего моста. Кузов - несущая часть любого автомобиля. На ней закреплены "сердце" автомобиля и обязательные конструкции трансмиссии, системы управления и ходовой части. Всем известно, что прямое предназначение кузова - перевозка пассажиров и багажа.

Кроме основных частей автомобиля, существуют и другие, имеющие не меньшее значение в работе транспортного средства. Сцепление, например, позволяет тронуться автомобилю с места или изменить скорость. Если бы сцепление отсутствовало, машина трогалась бы с момента пуска двигателя, что весьма и весьма неудобно. Ходовая часть автомобиля обеспечивает движение автомобиля с помощью ведущих колес. Системы управления служат для изменения направления движения автомобиля. И вообще, для человека, который знает правила дорожного движения, умеет управлять автомобилем, а главное - чувствует его, вряд ли будет интересно как называется марка машины. Ведь гораздо важнее внутренний мир, и машины этому утверждению не исключение.

Вы знаете, когда был запатентован первый бензиновый автомобиль? Случилось это более ста лет назад – в 1885 году, а изобрел его немецкий инженер Карл Бенц. Прошли годы, но машина до сих пор состоит из тех же узлов, что и раньше, но только немного модернизированных.

Основные части авто – это двигатель, кузов и шасси. Все современные автомобили также снабжены различными электроприборами, общее название которых – электрооборудование. Невозможно выделить, что у машины самое главное, потому что без хотя бы одного узла она просто не поедет. Двигатель авто является его сердцем – он вырабатывает энергию, которая передается на шасси. Если раньше двигатели были только бензиновые, то сегодня они есть еще и дизельные, электрические, от солнечных батарей и гибридные (сочетание нескольких видов).


Кузов – это металлическая конструкция, к которой крепятся все остальные узлы машины. Кузов в свою очередь может иметь разную конфигурацию: рамную и безрамную. Если конструкция безрамная, то такой кузов называется несущим – делается он более массивным, чем рамный. А если кузов имеет несущую раму, то основная физическая нагрузка ложится на нее. Кроме этого, кузов может быть разной формы – от этого зависит и название авто: хетчбек, универсал, седан, фургон, купе, пикап и т.д.


Шасси автомобиля – это общее название, а состоит оно из трех групп механизмов, название которых: трансмиссия, ходовая и механизм управления. Если сказать кратко, то шасси обеспечивает механическое движение автомобиля. Рассмотрим основные группы механизмов, входящих в понятие “шасси”.

Трансмиссия – передает крутящий момент с двигателя к колесам. Состоит из коробки передач, сцепления, карданной и главной передачи, дифференциала и полуоси.


К ходовой части относятся рама или несущий кузов, передний и задний мост, подвеска (рессоры и амортизаторы), колеса и шины.

Механизм управления – это руль и тормозная система.


Ну и последнее, что есть в каждом автомобиле – это электрооборудование. Оно отвечает за запуск авто, за работу кондиционера, за отопление салона, за звучание колонок и др.


Мы постарались очень кратко и доступно рассказать, из чего же состоит автомобиль. Естественно, все эти узлы могут быть совершенно различных конфигураций и в них могут быть применены совершенно разные технологии изготовления – все зависит от марки авто.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РУССКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА"

"УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ"

"ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ АВТОМОБИЛЯ"

Автомобиль состоит из трёх основных частей:
1) кузова;
2) шасси;
3) двигателя.
Основные части автомобиля, в свою очередь состоят из узлов и агрегатов. Узлы и агрегаты собраны из деталей.
Общая компоновка легкового автомобиля безрамной конструкции с приводом на задние колёса показана на рис. 1.1.

Компоновку автомобиля рамной конструкции можно посмотреть .

1. КУЗОВ

Кузова легковых автомобилей

по большей части имеют несущую конструкцию, которая предполагает крепление основных узлов и агрегатов непосредственно к его корпусу. Немногим реже встречаются легковые автомобили, имеющие кузов с несущим основанием, подрамником (передним и/или задним) или рамную конструкцию.

Кузов несущей конструкции

получил распространение с 50-х годов прошлого столетия.
Корпус несущего кузова (рис. 1.2.) - объемный, из листового металла толщиной 0,5 –2,0 мм, представляет собой жесткую сварную конструкцию, состоящую из отдельных, предварительно собранных узлов: 1) левой и правой боковин со стойками дверей и задними крыльями; 2) крыши; 3) передних крыльев и 4) основания (пола) с передней и задней частями корпуса.

Узлы собраны из кузовных элементов (деталей).
Принята классификация, где все элементы кузова подразделяются на несущие первичные , несущие вторичные и детали облицовки .

К первичным несущим элементам и узлам кузова относятся главные лонжероны, основной поперечный лонжерон, стойки дверей и места креплений (двигателя, КП, подвесок, амортизационных стоек, опор педали тормоза, дверных петель и замков, буксирного устройства).
Вторичными несущими элементами и узлами кузова считаются малые параллельные, продольные и поперечные лонжероны, диагональные полые распорки, надколёсные арки, пол кузова (включая полые профили), крылья (если они приварены к корпусу), наружные декоративные панели (если они приварены и если на них установлены приборы сигнализации и освещения).
К деталям облицовки относятся передняя и задняя панели, крылья (если они соединены с кузовом при помощи резьбовых соединений), капот, крышка багажника, пол багажника (если он не является местом крепления буксирного устройства).

Большинство автомобилей имеет несущие кузова бескаркасной конструкции . Такой кузов обычно имеет стальной или полиметаллический неразъёмный корпус, к которому прикреплены капот двигателя, крышка багажника, двери, крылья и детали декоративного оформления (облицовка радиатора, передний и задний бамперы, накладки и т.п.). В двухобъёмных кузовах (универсал, хэтчбек) крышкой багажника служит задняя дверь. Такие кузова имеют относительно меньшую жёсткость, большие размеры и сложность пространственных форм деталей.

Жёсткость несущего кузова

обеспечивается образованием специальных профилей из штампованных деталей, которые при соединении создают закрытые коробчатые сечения.
Элементы несущего кузова типа «седан» можно посмотреть на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3

Долговечность кузова

зависит от его конструкции и условий эксплуатации и составляет 5 – 10 лет и более, до наступления предельного состояния.
Под предельным состоянием кузова понимается состояние, при котором дальнейшая эксплуатация кузова недопустима по условиям безопасности, а восстановление технически невозможно или экономически неоправданно.

Тип кузова

определяется числом функциональных отсеков (объёмов), отделённых друг от друга стационарными перегородками (панелями), и конструктивным исполнением. Изготовителями выпускаются автомобили с трёх, двух и однообъёмными кузовами.

Трёхобъёмный кузов имеет в своём составе моторный отсек, салон и багажное отделение (например, лимузин, купе, седан, кабриолет, хардтоп).

Двухобъёмный кузов имеет моторный отсек и пространственный объём, объединяющий салон с багажным отделением, расположенным в задней части кузова (например, универсал, комби, фастбек, хэтчбек).

В однообъёмном кузове моторный отсек, салон и багажник объединены в одно пространство (например, минивэны с центральным расположением силового агрегата, пассажирские фургоны типа «буханка»).

Кузов может быть открытым или закрытым .
Открытый тип кузова имеет съёмную крышу или складывающийся верх, выполненный из матерчатого или пластикового тента (например, кабриолет, родстер, фаэтон, ландо).

Грузовые типы кузовов легковых автомобилей также могут быть открытыми – «пикап», или закрытыми – «фургон». Грузовая часть кузова таких автомобилей отделена от водителя и пассажиров стационарной перегородкой.

Краткий обзор некоторых типов кузовов.

Лимузин

(от лат. limes – закрытый, ограниченный) – трёхобъёмный (на базе седана), или двухобъёмный (на базе универсала) кузов, со стеклянной перегородкой между водителем и пассажирами, закрытого типа, но иногда со сдвигающейся крышей. Кузовом комплектуются автомобили представительского класса;

Седан

– закрытый кузов легкового автомобиля. В классическом исполнении имеет четыре двери, центральную стойку и три чётко выраженных объёма - моторный отсек, пассажирский салон и багажник. Багажник структурно отделён от пассажирского салона;

Купе

(от фр. coupes – укороченный, купированный) – закрытый кузов легкового автомобиля. В классическом исполнении имеет три чётко выраженных объёма - моторный отсек, пассажирский салон и багажник. Багажник структурно отделён от пассажирского салона. От седана отличается меньшим объёмом пассажирского отделения (иногда, только для одного переднего пассажира и водителя) и двухдверным исполнением;

Хетчбек

(от англ. hatchback от hatch - люк и back - сзади) – закрытый двухобъёмный кузов с укороченным задним свесом, где пассажирский салон объединён с багажным отсеком. Крыша салона продлена до заднего габарита и в задней части, как правило, скошена. Имеет три или пять дверей. Одна из дверей – задняя, служит для доступа в багажник. Багажник может быть функционально отделён от салона специальной крышкой;

Универсал

(от лат. universalis - общий) – закрытый, двухобъёмный кузов легкового автомобиля. Пассажирский салон объединён с багажным отделением. Имеет, как правило, пять дверей. Пятая дверь – задняя, для доступа в багажное отделение. Крыша салона продлена до заднего габарита. От хэтчбэка отличается увеличенным задним свесом и отсутствием задней кузовной панели, что облегчает пользование грузовым отсеком (погрузку и разгрузку);

Кабриолет

(от фр. cabriolet) – кузов с откидывающимся верхом, на базе седана, т.е. в классическом исполнении – трёхобъёмный, четырёхдверный, с числом посадочных мест – от 4-х, но чётких градаций не существует. Откидывающийся верх выполняется из полотна или пластика.

К кузовам открытого типа также относятся:

Родстер

Открытый кузов на базе купе;

Фаэтон

Открытый кузов на базе четырёх дверного универсала;

Тарга

Открытый кузов на базе купе с задним стеклом и дугой безопасности;

Пикап

(от англ. pick-up - поднимать, отрывать, подвозить) - двухобъёмный кузов легкового автомобиля коммерческого назначения с открытой грузовой платформой, которая структурно отделёна от пассажирского салона стационарной перегородкой.
В случае оснащения кузова жёстким несъёмным верхом пикап превращается в фургон.

Рамная конструкция кузова.

Рама является самостоятельным узлом автомобиля и выполняет функцию несущей конструкции. На раму крепятся все части и механизмы автомобиля, включая кабину и кузов. Рама воспринимает все силы, возникающие при движении автомобиля.
По способу передачи нагрузок выделяют следующие типы рам:

Пространственные рамы

– применяются в кузовах, воспринимающих большие нагрузки (например, спортивные автомобили);

X – образные рамы

– находят применение в автомобилях повышенной проходимости и удобны для независимой подвески каждого колеса;

Хребтовые рамы

– представляют собой основание в виде «трубы» с поперечными траверсами;

Лонжеронные рамы

– наиболее распространены среди несущих конструкций как легковых, так и грузовых автомобилей (см. рис 1.5.). Такая рама состоит из двух продольных балок прямоугольного профиля – лонжеронов и некоторого числа поперечин (траверс ). Элементы рамы скреплёны между собой сваркой и/или клёпкой.

Рисунок 1.5.

Конструкцию с несущим основанием

образуют элементы несущей рамы, соединенные с профильными элементами панели пола. Полученное таким образом основание, представляет собой отдельный узел автомобиля.

Несущий кузов с подрамником

Конструкция состоит из базовой части кузова и подрамника, расположенного обычно в передней части кузова (иногда, и спереди и сзади). Подрамник по своей сути является той же рамой, но меньшего (укороченного) размера, крепится к кузову болтами и может меняться при повреждении.

1. 2. Требования к безопасности кузовов легковых автомобилей

1.2.1. Активная безопасность

К конструктивным мероприятиям, повышающим активную безопасность кузова и автомобиля в целом, относятся мероприятия, которые снижают вероятность возникновения ДТП, например: увеличение площади остекления и улучшение обзора, улучшение функциональности органов управления и комфортабельности салона, повышение эффективности светотехнических устройств и др.

1.2.2. Пассивная безопасность

Мероприятия пассивной безопасности призваны уменьшить тяжесть последствий при ДТП для водителей и пассажиров.
В соответствии с существующими требованиями салон кузова должен иметь жесткую конструкцию, а передняя и задняя части кузова должны быть сминаемыми.
Задачей сминаемых (деформируемых) зон кузова является поглощение кинетической энергии, высвобождаемой при столкновении автомобиля с препятствием во время аварии. Деформируемые зоны должны смяться таким образом, чтобы энергия удара оказалась погашенной прежде, чем дойдёт до салона автомобиля и окажет воздействие на водителя и пассажиров.
При ударе деформируемые элементы кузова складываются либо в ""гармошку"", либо энергия удара гасится в конструктивных изгибах рамы (лонжеронов). Конструкции передней и задней части кузова идентичны, но сминаемость задней части, как правило, большая.

Важную роль в конструкции безопасного кузова играют бамперы . Бампер должен уберечь кузов от повреждения при наезде на неподвижное препятствие со скоростью до 8 км/час, а если бампер имеет энергопоглощающие амортизационные элементы (пружинные, гидравлические или пневматические) – до 20 км/час.

К элементам интерьера кузова, повышающих пассивную безопасность, относят энергопоглощающую рулевую колонку, усиленный передний подоконный пояс, усиленные надоконные балки, травмобезопасные двери и сиденья, углубления для ручек дверей и стеклоподъёмников и т.п.

1.3. Классификация автомобильного транспорта

1.3.1. Классификация автомобильного транспорта в России

В СССР действовали Единые отраслевые нормы (ОН 025270-66 от 1966 г), регламентирующие деление автомобилей на классы в зависимости от объёма двигателя (в сантиметрах кубических.) и сухой массы (т.е. массы автомобиля без груза и пассажиров), а также - соответствующую номенклатуру обозначений моделей, единую для всех автозаводов страны.

В соответствии с Отраслевыми нормами, класс и тип автомобиля входят в обозначение модели.
Обозначение имеет следующий вид: «ХХХ» - «АБВГ» ,
где:
ХХХ – сокращённое название (аббревиатура) завода изготовителя;
А - класс автомобиля (1 - особо малый, 2 - малый, 3 - средний, 4 – большой, 5 - высший).
Класс автомобиля 1 – автомобили особо малого класса с объёмом двигателя до 1,1 см? и массой автомобиля до 800 кг.
Класс автомобиля 2 – автомобили малого класса с объёмом двигателя от 1,1 до 1,8 см? и массой автомобиля от 800 до 1150 кг.
Класс автомобиля 3 – автомобили среднего класса с объёмом двигателя от 1,8 до 3,5 см? и массой автомобиля от 1150 до 1500 кг.
Класс автомобиля 4 – автомобили большого класса с объёмом двигателя более 3,5 и массой автомобиля 1500 кг.
Класс автомобиля 5 – автомобили высшего класса. Объём двигателя и вес автомобиля не регламентируется.

Примечание: Для автобусов и грузовиков используется иная, отличная от приведённой, система обозначений классов.

Б - тип автомобиля (1-легковой, 2-автобус, 3-грузовой, 4-тягач, 5-самосвал, 6-цистерна, 7-фургон, 9-специальный автомобиль);
В и Г - порядковый номер модели.
В некоторых случаях могут добавляться пятая и шестая цифры для обозначения модификации, а также - еще две-три цифры через дефис для обозначения исполнения (комплектации) конкретной модели.

Например:
ГАЗ-31029-51
Означает, что данный автомобиль:
ГАЗ - производства Г орьковского А втомобильного З авода;
(3) - среднего класса;
(1) – легковой;
(02) - вторая модель;
(9) - девятая модификация второй модели;
51 – номер комплектации.

В настоящее время данная система классификации применяется в РФ с одновременным «хождением» буквенной классификации, принятой в Европе.

1.3.2. Классификация автомобильного транспорта в Европе

Согласно европейской классификации все легковые автомобили относятся к одному из шести классов – A, B, C, D, E или F . Границы между классами достаточно условны и размыты.
Кроме того, существуют несколько отдельных групп автомобилей, которые не подходят ни под один из описанных выше классов.
Для таких автомобилей выделено три дополнительных класса S , M и J

Класс A (Mini cars)
– автомобили особо малого класса. Тип кузова обычно 3х или 5-дверный хэтчбэк, иногда седан. Длина автомобиля до 3,6 метров, ширина до 1,6 метра.

Класс B (Small cars)
- класс малогабаритных машин. В основном 3-х и 5-дверные хетчбэки, иногда выпускаются в кузовах седан и универсал. Чаще всего обладают передним приводом. Длина до 3,9 метра, ширина до 1,7 метра.

Класс C (Medium cars)
– автомобили, т.н. «первого» (или, «низшего») среднего класса.
На протяжении десятилетий законодателем мод в данном классе был Volkswagen Golf, из-за чего класс «С» часто называют «гольф-классом». Длина 3,9 - 4,4 метров, ширина до 1,6 - 1,8 метра. Типы кузовов – хэтчбек, седан, универсал. Реже - купе, кроссоверы и кабриолеты.

Класс D (Larger cars)
- Средний (второй средний, он же - семейный) класс, представленный в кузовах хетчбэк, седан, универсал и кроссовер. Длина 4,4 - 4,7 метра, ширина 1,7 - 1,8.

Класс E (Executive cars)
– полный средний класс, бизнес-класс. Обычно представлен кузовами седан и универсал, иногда встречаются хэтчбек, например, Renault Safrane или Renault Vel Satis. Длина обычно больше 4,6 метров, ширина больше 1,7 метров.

Класс F (Luxury cars)
– высший средний класс, представительский класс. Тип кузова – седан (только седан), на машины устанавливаются двигатели с числом цилиндров 6-ть и более. Длина кузова от 4,7 метра, ширина от 1,7 метра.

Класс S
К этому классу относят спорткары, купе и кабриолеты.

Класс M
К классу M относят универсалы и минивэны повышенной вместимости. Вместимость универсалов в трехрядном исполнении - от 6 до 8 мест, а минивэнов - до 9 мест, включая водителя. При демонтаже задних сидений кузов может использоваться для грузопассажирских перевозок.

Класс J
К классу J относятся Sport Utility Vehicle (SUV), Внедорожники и Вседорожники.

1.3.3. Классификация автомобильного транспорта в США

В Северной Америке автомобили классифицируются по длине колесной базы и объёму полезного пространства салона (interior passenger space). Критерии классификации с течением времени претерпевали существенные изменения.

По полезному объему салона легковые автомобили делятся на следующие категории:
Мини (minicompact car) – объём салона до 85 футов кубических;
Субкомпакты (sub-compact cars, subcompacts) – объём салона 85,0 - 99,9 футов кубических;
Компакты (compact cars, compacts) – объём салона 100-109,9 футов кубических;
Среднеразмерные автомобили (mid-size cars, intermediates) – объём салона 110-119,9 футов кубических;
Полноразмерные автомобили (large cars, full-size cars, standard size cars) – объём салона от 120 футов кубических.

Для универсалов:
Small station wagon – объём салона до 130 футов кубических;
Midsize station wagon – объём салона 130-160 футов кубических;
Large station wagon – объём салона более 160 футов кубических;

Для внедорожников:
Full size SUV
Midsize SUV
Compact SUV

Приведённые данные неоднократно пересматривались, а вплоть до 1980-х годов в основе этой классификации лежал параметр длины колесной базы. Ситуация такова, что «компакты» 1970-х годов по современным меркам соответствуют среднеразмерным, или даже полноразмерным автомобилям.

1.3.4. Классификация автомобильного транспорта в Японии

В Японии принята простая, удобная и понятная классификация:

Keijidosha - легкий класс (kei-cars) – автомобили, длина которых не превышает 3,4 м, ширина не более 1,48 м, высота не более 2 м, с объёмом двигателя не более 660 кубов.
Small size vehicles – малый класс, или «5 number» (по числу знаков в префиксе номера). Длина автомобиля не более 4,7 м, ширина до 1,7 м, высота до 2 м и двигатель не более 2000 см?.
Normal size vehicles – средний класс, или «3 number». Автомобили длиннее 4,7 м, шире 1,7 м, выше 2 м или с двигателями объемом более 2000 см?.

2. ШАССИ

Шасси легкового автомобиля рамной конструкции представлено на рисунке 1.6.

1 – рама; 2 – раздаточный узел (раздаточная коробка); 3 – коробка передач ; 4 – передний карданный вал; 5 – двигатель (силовой агрегат); 6 – система выпуска отработавших газов; 7 – задний карданный вал; 8 – запасное колесо; 9 – задний ведущий мост; 10 – топливный бак; 11 и 12 – передние и задние ведущие колёса.

Шасси обеспечивает передачу усилия от двигателя к ведущим колёсам, управление автомобилем и его передвижение. В состав шасси входит: 1) силовая передача (трансмиссия); 2) ходовая часть и 3) механизмы управления.

1.2.1 Трансмиссия

Трансмиссия (силовая передача) осуществляет передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колёсам, трансформируя его (крутящий момент) в зависимости от условий движения автомобиля.

К механизмам трансмиссии относятся следующие узлы и агрегаты : сцепление , коробка передач, раздаточная коробка, коробка отбора мощности на вспомогательные механизмы (например, лебёдку), карданная передача, главная передача, дифференциал , приводы ведущих колёс и некоторые другие механизмы.
Главная передача , коробка передач и раздаточная коробка (при её наличии) обеспечивают суммарное передаточное число трансмиссии автомобиля.

Силовые передачи

автомобилей различного назначения могут иметь существенные отличия.
По степени приспособленности к дорожным условиям, силовые передачи можно разделить на:
1) трансмиссию автомобилей классической компоновки с колёсной формулой 4х2;
2) трансмиссию автомобилей с приводом на передние колёса с колёсной формулой 4х2;
3) трансмиссию полноприводных автомобилей с колёсной формулой 4х4.
При этом трансмиссия полноприводного автомобиля, сконструированного для эксплуатации в условиях бездорожья (т.н. – внедорожник) и трансмиссия полноприводного автомобиля, созданного для дорог с твёрдым покрытием, также будут отличаться.

Колёсная формула

Условное обозначение общего числа колёс транспортного средства и числа ведущих колёс двумя числами: (общее число колёс) Х (число ведущих колёс) , при этом спаренные колёса на одной полуоси учитываются как одно колесо. Например, колёсная формула 4Х2 означает, что автомобиль имеет 4 колёса, 2 из которых ведущие. Автомобиль, обладающий полным приводом, имеет колёсную формулу, где оба числа одинаковы (4Х4, 6Х6, 8Х8 и т. д.). В формуле может присутствовать третья цифра (после второй), разделяемая от неё либо точкой, либо косой чертой.
Третья цифра (2 или 1), отделённая от второй цифры точкой указывает наличие или отсутствия спарки колёс ведущей оси (т.н. - тип ошиновки ). Если используется цифра «2» значит, на ведущей оси установлены двухскатные (спаренные) шины, а цифра «1» указывает на то, что все колеса односкатные.
Для многоосных автомобилей третьей цифрой через косую черту в колёсной формуле могут указывать количество управляемых колёс, способных к повороту (например, 16Х16/12).

1.2.2 Ходовая часть

Ходовая часть автомобиля состоит из:
1) несущего основания;
2) передней и задней осей;
3) подвески;
4) колёс.

1.2.3 Механизмы управления

К механизмам управления относятся рулевое управление и тормоза.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Передняя часть автомобиля содержит несущие элементы бампера и замка капота, прочно соединенные между собой, энергопоглощающую конструкцию. Энергопоглощающая конструкция опирается с одной стороны на несущий элемент бампера, а с другой стороны - на несущий элемент замка капота и содержит множество ребер и поперечные планки. Ребра расположены между несущим элементом замка капота и несущим элементом бампера и ориентированы в продольном направлении автомобиля. Поперечные планки соединяют ребра между собой. Нижняя поперечная планка прилегает к несущему элементу бампера. Достигается эффективная защита пешеходов. 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к передней части автомобиля, содержащей несущие элементы бампера и замка капота, прочно соединенные между собой. Эти две детали, в целом, существенно способствуют жесткости передней части автомобильного кузова и рассчитаны на поглощение значительной энергии деформации в случае столкновения с другим транспортным средством. Это приводит к тому, что при столкновении с пешеходом они, в целом, существенно не деформируются. Для защиты также пешехода требуется расположить перед этими обоими несущими элементами более легко деформируемые участки, которые при столкновении с пешеходом деформируются и могут поглощать энергию столкновения.

Из DE 102005020413 А1 известна передняя часть автомобиля, у которой решетка радиатора опирается на несущий элемент бампера и на расположенный перед ним элемент. Поскольку решетка радиатора сама по себе жесткая, предложено предусмотреть на ее верхнем крае гибкую планку с обладающим сильфонным эффектом гибким поднутренным участком, который при столкновении с пешеходом сжимается и тем самым обеспечивает поворотное движение жесткой решетки радиатора. Из-за небольших по сравнению со всей решеткой радиатора габаритов этого краевого участка трудно придать ему способность энергопоглощения, отвечающую законодательным требованиям к защите пешеходов.

Стремление обеспечить эффективную защиту пешеходов привело к созданию конструкций передней части, в которых несущий элемент замка капота смещен назад относительно несущего элемента бампера, а выступающий за несущий элемент замка капота край капота деформируется относительно легко, подаваясь в случае столкновения с пешеходом и затормаживая его. При этом оказалось, что капот в начале деформации подается довольно легко и что по мере деформации сопротивление ей сильно возрастает. Для повышения защиты пешеходов было бы желательно уменьшить зависимость сопротивления деформации от степени деформации.

Задачей изобретения является создание передней части автомобиля, которая простыми средствами обеспечивала бы эффективную защиту пешеходов и решала или, по меньшей мере, уменьшала бы ту или иную описанную проблему.

Эта задача решается за счет того, что в передней части автомобиля, содержащей несущие элементы бампера и замка капота, прочно соединенные между собой, предусмотрена энергопоглощающая конструкция, опирающаяся с одной стороны на несущий элемент бампера, а с другой стороны - на несущий элемент замка капота и содержащая ребра, расположенные между несущими элементами замка капота и бампера и ориентированные по существу в продольном направлении автомобиля. Поскольку ребра ориентированы по существу в продольном направлении автомобиля, они также по существу параллельны действующей на них силе удара в случае столкновения с пешеходом. Благодаря такой ориентации ребра обладают значительной жесткостью, особенно в начале своей деформации, так что они уже при небольшой деформации передней части автомобиля начинают эффективное торможение пешехода. За счет смятия ребер в процессе удара непрерывно расходуется энергия, так что даже в процессе деформации продолжается эффективное торможение пешехода.

Ребристая конструкция особенно предпочтительно используется в передней части автомобиля, несущий элемент замка капота которой смещен назад относительно несущего элемента бампера.

Выступающий вперед за несущий элемент замка капота краевой участок капота преимущественно поддерживается энергопоглощающей конструкцией, так что ударяющийся о нее пешеход тормозится не только за счет жесткости краевого участка капота, но и за счет нижележащих ребер.

Чтобы обеспечить непрерывное сопротивление деформации энергопоглощающей конструкции в течение всего процесса деформации, энергопоглощающая конструкция преимущественно содержит соединяющие ребра между собой поперечные планки. Они, в свою очередь, могут за счет деформации рассеивать энергию или придавать жесткость отдельным ребрам, связывая их с соседними ребрами.

Чтобы равномерно направить давление капота в энергопоглощающую конструкцию, целесообразно, если одна из поперечных планок поддерживает передний краевой участок капота.

Для стабилизации энергопоглощающей конструкции далее целесообразно, что по меньшей мере одна из поперечных планок прилегает к одному из несущих элементов - несущему элементу замка капота или несущему элементу бампера.

Эта поперечная планка может быть зафиксирована на несущем элементе предпочтительно посредством вставного соединения.

Чтобы эффективно направить в несущие элементы действующую на ребра силу удара, целесообразно, если ребра в продольном разрезе выступают за линию, соединяющую несущие элементы замка капота и бампера.

Вся энергопоглощающая конструкция может быть выполнена целиком из пластика.

Другие признаки и преимущества изобретения приведены в нижеследующем описании примеров его осуществления со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых изображают:

Фиг.1: перспективный вид энергопоглощающей конструкции для передней части автомобиля в первом варианте;

Фиг.2: схематичный продольный разрез передней части с энергопоглощающей конструкцией с фиг.1;

Фиг.3: аналогичный фиг.1 вид энергопоглощающей конструкции во втором варианте;

Фиг.4: аналогичный фиг.2 разрез передней части с энергопоглощающей конструкцией с фиг.3.

Изображенная на фиг.1 в перспективном виде энергопоглощающая конструкция представляет собой отливку из пластика. Она содержит расположенные по ширине автомобиля поперечные планки 1-4, соединяющие между собой вертикальные ребра 5, преимущественно в количестве от 8 до 12 штук. Верхние поперечные планки 1-3 наклонены вперед наподобие навеса, а самая верхняя поперечная планка 1 имеет упорный заплечик 6, предназначенный для монтажа на передней стороне несущего элемента 7 замка капота (фиг.2). Отформованные на задней стороне упорного заплечика 6 фиксирующие цапфы 8 закрепляют упорный заплечик 6 в соответствующих отверстиях несущего элемента 7 замка капота.

Как видно на фиг.2, наклонная главная поверхность 9 поперечной планки 1 следует по существу внешнему контуру автомобильного кузова, который на участке перед несущим элементом 7 замка капота выполнен выпуклым. Главная поверхность 9 проходит на небольшом расстоянии под выступающим за несущим элементом 7 замка капота передним краевым участком 11 капота 10 двигателя.

Поперечные планки 2, 3 поддерживают своим передним краем горизонтальные выступы 12 чашеобразной облицовки 13 бампера, формованной из пластика. Поскольку ребра 5 ориентированы параллельно направлению движения, а поперечные планки 2, 3 расположены за выступами 12, энергопоглощающая конструкция не препятствует характеру течения проходящего между выступами 12 охлаждающего воздуха, так что эффективность расположенного за энергопоглощающей конструкцией радиатора (не показан) не нарушена.

Облицовка 13 бампера закреплена на его несущем элементе 14, который, как и несущий элемент 7 замка капота, расположен поперек по всей ширине передней части автомобиля и прочно соединен с жесткой рамой посредством крэш-боксов (не показаны).

На несущий элемент 14 бампера опирается также нижняя поперечная планка 4 энергопоглощающей конструкции, закрепленная с помощью фиксирующих цапф 15.

Если в случае столкновения с пешеходом тот ударяется о переднюю часть автомобиля, то на краевой участок 11 капота по стрелке 16 на фиг.2 действует сила. Поскольку капот не опирается лежащим перед несущим элементом 7 краевым участком 11, этот краевой участок 11 сам по себе довольно легко податлив. Однако достаточно небольшой деформации, чтобы привести краевой участок 11 в контакт с верхней поперечной планкой 1 энергопоглощающей конструкции и направить силу удара в энергопоглощающую конструкцию. В результате ребра 5 подвержены воздействию параллельной их главным поверхностям силы. В этом направлении несущая способность ребер 5 высока, так что эффективная задержка пешехода наступает уже при небольшой деформации передней части.

Сила удара распределяется внутри ребер 5 на оба несущих элемента 7, 14, как это обозначено на фиг.2 штриховыми стрелками. Задний участок ребер при ударе нагружен на растяжение. Поэтому ребра могут по существу только подаваться, причем они на переднем участке по существу перед и выше соединяющей несущие элементы 7, 14 штрихпунктирной линии отклоняются в сторону и образуют при этом складки. На этом переднем участке ребра 5 соединены между собой поперечными планками 2, 3, так что боковое отклонение одного ребра 5 передается поперечными планками 2, 3 на соседние ребра. Даже если в результате удара капот 10 сминается лишь локально, результирующая из этого деформация распределяется по всей энергопоглощающей конструкции, так что независимо от места удара достигается эффективная задержка.

Практические испытания показали, что с помощью описанной энергопоглощающей конструкции продолжительность процесса задержки выпущенного в переднюю часть автомобиля импактора бедра, измеренную как полуширину кривой усилия задержки, удалось более чем удвоить примерно с 10 до 22 мс, а пиковое значение усилия задержки - уменьшить почти наполовину примерно с 9 до примерно 5 кН.

На фиг.3 и 4 изображен второй вариант осуществления изобретения, отличающийся от варианта на фиг.1 и 2 в основном тем, что самая нижняя поперечная планка 4 расширена вперед и снабжена свисающим вперед фартуком 18, который закрывает несущий элемент 14 бампера и расположенный перед ним слой 17 пенопласта. Другими словами, здесь функции облицовки 13 бампера и энергопоглощающей конструкции объединены в одной цельной пластиковой фасонной детали, которая перекрывает промежуток между несущим элементом 14 бампера и несущим элементом 7 замка капота. Выступы 12 больше не нужны. Ударные свойства этой передней части такие же, как и у передней части на фиг.1 и 2. Сборка упрощена благодаря отсутствию громоздкой конструктивной детали.

Перечень ссылочных позиций

1-4 - поперечные планки

6 - упорный заплечик

7 - несущий элемент замка капота

8 - фиксирующая цапфа

9 - главная поверхность

10 - капот двигателя

11 - краевой участок

12 - выступ

13 - облицовка бампера

14 - несущий элемент бампера

15 - фиксирующая цапфа

16 - стрелка

17 - слой пенопласта

18 - фартук

1. Передняя часть автомобиля, содержащая несущий элемент (14) бампера и несущий элемент (7) замка капота, прочно соединенные между собой, энергопоглощающую конструкцию (1-5), опирающуюся с одной стороны на несущий элемент (14) бампера, а с другой стороны - на несущий элемент (7) замка капота, и содержащую множество ребер (5), расположенных между несущим элементом (7) замка капота и несущим элементом (14) бампера и ориентированных, по существу, в продольном направлении автомобиля, а также поперечные планки (1-4), соединяющие ребра (5) между собой, причем нижняя поперечная планка (4) прилегает к несущему элементу (14) бампера.

2. Передняя часть по п.1, отличающаяся тем, что несущий элемент (7) замка капота смещен назад относительно несущего элемента (14) бампера.

3. Передняя часть по п.1 или 2, отличающаяся тем, что капот (10) имеет передний краевой участок (11), выступающий вперед за несущий элемент (7) замка капота и поддерживаемый энергопоглощающей конструкцией (1-5).

4. Передняя часть по п.3, отличающаяся тем, что краевой участок (11) капота (10) в продольном разрезе выступает за линию, соединяющую несущий элемент (7) замка капота и несущий элемент (14) бампера.

5. Передняя часть по п.3, отличающаяся тем, что одна из поперечных планок (1) поддерживает передний краевой участок (11) капота (10).

6. Передняя часть по п.1, отличающаяся тем, что верхняя (1) из поперечных планок (1, 4) прилегает к несущему элементу (7) замка капота.

7. Передняя часть по п.1, отличающаяся тем, что поперечная планка (1, 4) зафиксирована на несущем элементе (7, 14) посредством вставного соединения (8, 15).

8. Передняя часть по п.1, отличающаяся тем, что ребра (5) в продольном разрезе выступают за линию, соединяющую несущий элемент (7) замка капота и несущий элемент (14) бампера.

9. Передняя часть по п.1, отличающаяся тем, что энергопоглощающая конструкция (1-5) выполнена как одно целое из пластика.

10. Передняя часть по п.1, отличающаяся тем, что энергопоглощающая конструкция (1-5) объединена с закрывающей несущий элемент (14) бампера облицовкой (13) бампера в один конструктивный узел.

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции передней части автомобиля, которая содержит несущую структуру (1, 5, 6), на которой закреплен радиатор (14), а перед радиатором (14) расположен держатель (11) бампера таким образом, что он в случае столкновения отклоняется назад к радиатору (14).

Изобретение относится к области летательных аппаратов. Фюзеляж летательного аппарата содержит носовую часть с кабиной управления и передним шасси, серединную часть с элементами крепления крыльев, хвостовую часть с реактивным двигателем и оперением. Между серединной и хвостовой частями установлены соединительное звено и изогнутая по дуге решетчатая ферма, площадь решетки которой больше площади всасывающего сопла реактивного двигателя. Соединительное звено выполнено полнотелым/пустотелым. Через соединительное звено проложены трубопроводы, электрические кабели для обеспечения работы реактивного двигателя и поворотных элементов оперения. Изобретение направлено на повышение безопасности летательного аппарата. 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Монтажное устройство для автомобиля имеет одно поперечное сечение потока для связи текучей среды между охлаждающим устройством и атмосферой, которое содержит монтажную деталь. Монтажная деталь для соединяемых деталей кузова, таких как элементы обшивки, корпуса фар для блоков фар, имеет первое и второе крепежные приспособления. Первое крепежное приспособление расположено со стороны кузова. Второе крепежное приспособление расположено со стороны соединяемой детали. Соединяемые детали кузова расположены на монтажной детали. В качестве соединяемой детали кузова представлена решетка воздухозаборника, так что охлаждающее устройство соединено с атмосферой по текучей среде. Достигается улучшение прохождения потока воздуха через воздухозаборник. 10 з.п. ф-лы, 3 ил.

Группа изобретений относится к вариантам блока для транспортного средства, содержащим облицовку бампера, воздухозаборную решетку 5 и верхний амортизатор удара 7, и транспортному средству. Верхний амортизатор удара имеет последовательность внутренних вертикальных 21 и горизонтальных 19 ребер, размещенных между передней поверхностью и задней поверхностью амортизатора удара 7. Ребра 21 чередуются с горизонтальными ребрами и находятся на расстоянии друг от друга. Верхний амортизатор удара 7 содержит, по меньшей мере, одну зону 29 уменьшенной толщины, и, по меньшей мере, одно отверстие 25, расположенное на уровне одного из горизонтальных ребер 19 таким образом, что воздухозаборная решетка 5 закреплена на верхнем амортизаторе удара 7 на уровне этой зоны 29 уменьшенной толщины на по меньшей мере одном горизонтальном ребре 19 путем прохода средств 27 крепления через упомянутое отверстие 25. Предпочтительно, чтобы ширина отверстия 25 была меньше ширины горизонтального ребра 19. Обеспечивается придание округлого профиля облицовке бампера 3 для соответствия требованиям при столкновении с пешеходом. 3 н. и 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. Передний бампер автотранспортного средства содержит воздухозаборную решетку, на которой установлена отделочная планка. Решетка состоит из набора перекрещивающихся вертикальных и горизонтальных реек. Одна из горизонтальных реек образует опору для горизонтальной отделочной планки. Опора имеет поперечное сечение, имеющее общую S-образную форму, образующую в верхней части выемку и в своей нижней части выпуклую зону. Планка, имеющая в поперечном сечении общую С-образную форму, расположена на выпуклой зоне. Планка удерживается на опоре с одной стороны верхним краем, заклиненным в выемке, и с другой стороны защелкивающимися средствами, предназначенными для сцепления нижнего края планки с основанием выпуклой зоны. Планка содержит концевые части, образующие уступы в заднем направлении. Концевые части закрыты спереди смежными отделочными деталями. Автотранспортное средство содержит упомянутый передний бампер. Достигается универсальность использования внутри одного модельного ряда. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. По первому варианту решетка радиатора содержит внутреннюю и наружную решетки, соединительную и крепежную части. Крепежная часть прикрепляет внутреннюю и наружную решетки к кузову транспортного средства. Соединительная часть содержит первую и вторую крепежные части и фиксирующий захват. Первая крепежная часть выполнена на внутренней решетке. Фиксирующий захват выполнен на внутренней решетке и обращен к первой крепежной части. Вторая крепежная часть выполнена на наружной решетке. Фиксирующий захват имеет гибкую часть. По второму варианту первая крепежная часть имеет позиционирующее отверстие, расположенное в месте, соответствующем позиционирующему отверстию кузова транспортного средства. По третьему варианту вторая крепежная часть имеет позиционирующую бобышку, вставляемую в позиционирующее отверстие. По четвертому варианту вторая крепежная часть имеет первый наружный периферийный край некруглой формы, входящий в контакт с боковой стенкой первой крепежной части. Достигается повышение точности сборки решетки радиатора. 4 н. и 11 з.п. ф-лы, 17 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения

Когда мы говорим «машина», то чаще всего исходим из ее внешнего вида, где наиболее заметной деталью является кузов. Его можно назвать неким сосудом, который и объединяет все составляющие любого автомобиля. Какой же может быть эта деталь, и как научиться различать транспортные средства по форме их кузова? Об этом мы сейчас и поговорим.

Кузов автомобиля: что это?

Кузов является наиболее важной составляющей любого современного автомобиля. Он крепится к раме транспортного средства (хотя также встречаются и безрамные конструкции) и может иметь самую разнообразную форму. Исходя из назначения автомобилей, их кузова разделяют на грузовой , пассажирский (легковые машины и автобусы), грузопассажирский и специальный варианты. В кузове грузовых машин перевозят различные грузы, в пассажирском – ездят люди, ну а в грузопассажирском могут перемещаться как люди, так и грузы. Кузова специального назначения созданы для транспортировки различного специализированного оборудования: например, медицинского или лабораторного.

В зависимости от конструкционных особенностей данного элемента, он может быть каркасным, полукаркасным (скелетным) и бескаркасным. Учитывая воспринимаемые нагрузки, все типы кузовов можно разделить на несущие, полунесущие и разгруженные. Все они имеют свои специфические функции, которые также связаны с конструкцией.

Функции кузова

Все детали, которые входят в конструкцию кузова, принимают непосредственное участие в процессе использования транспортного средства. Так, в кузове размещается автомобильный салон, трансмиссионные элементы, мотор, механизмы управления, а также электрическое и другое оборудование. Кроме того, именно на кузове замыкается «минус» электроцепи. Одним словом, нельзя переоценить важность данного элемента транспортного средства, но основной функцией кузова было и остается обеспечение максимально возможной безопасности пассажиров в случае столкновения с другой машиной или придорожным объектом, а также их защита от воздействия внешних факторов: например, дождя, снега, ветра и т.д.

Виды кузовов

Учитывая предназначение того или иного транспортного средства, конструкция кузова автомобиля может иметь определенные отличия. Давайте рассмотрим наиболее типичные виды кузова.

Восприятие нагрузки

Исходя из характера воспринимаемых нагрузок, все автомобильные кузова разделяют на: несущие, полунесущие и разгруженные.

Для большинства легковых автомобилей характерной является именно несущая конструкция, принимающая на себя все нагрузки, воздействующие на машину. У такого кузова полностью отсутствует рама, а учитывая используемую силовую схему, можно выделить машины с несущим основанием и несущим корпусом. В первом случае, основная часть рабочих нагрузок, появляющихся в процессе движения транспортного средства, приходится на усиленное днище, в то время как во втором варианте этим занимается объемный кузовной каркас или образованная панелями кузова трехмерная структура с местным усилением.

Кроме того, несущие конструкции могут иметь замкнутую силовую структуру (благодаря крыше образуется замкнутый контур, сводящий вместе все вертикальные силовые элементы) или незамкнутую силовую структуру (например, кабриолеты, родстеры, пикапы или фургоны, где крыша грузового отделения не является несущей частью).

Разгруженный кузов

В разгруженном типе кузова жесткое соединение с рамой отсутствует. А сам кузов присоединяется к ней при помощи резиновых и других прокладок (или подушек) и, кроме нагрузки от перевозимого багажа, никаких других нагрузок больше не воспринимает. Такая конструкция используется не только на грузовых, но и на легковых автомобилях. Так, к представителям таких «легковушек» стоит отнести и автомобили повышенной проходимости – внедорожники, которые оснащаются разгруженным кузовом, имеющим упругое соединение с рамой.

Полунесущий кузов

Полунесущий кузов отличается от предыдущего варианта жестким соединением с рамой, из-за чего воспринимает только часть нагрузок, которые на нее приходятся. Данный вид нашел свое применение при конструировании автобусов.

По конструкции

Устройство транспортного средства предусматривает наличие самых разнообразных элементов, а значит, кузов автомобиля также нельзя назвать универсальной деталью. Выделяют три основных его вида: однообъемный (представлен в минивэнах, микроавтобусах и фургонах); двухобъемный (в эту категорию можно отнести универсалы, внедорожники и кроссоверы) и трехобъемный (седан, купе, пикап).

Однообъемный

Однообъемный кузов предусматривает объединение пассажирского и грузового отсека в одно целое. Хорошим примером такой конструкции выступают минивэны и фургоны. Минивэн – это закрытый автомобиль, имеющий однообъемный закрытый пассажирский тип кузова, в котором установлено три - четыре ряда сидений и есть возможность перевозки от 6 пассажиров. Также указанное транспортное средство выделяется увеличенной высотой крыши.

Выпускаемые сегодня минивэны создаются на основании машин гольф-класса, среднего класса и фургонов. Минивэн, спроектированный на основе фургона, имеет собственное название – микроавтобус и используется для перевозки до 16 пассажиров.

Фургоном принято называть транспортное средство с однообъемным типом кузова. В конструкции данного автомобиля предусмотрено наличие перегородки, что позволяет выделить такие две части кузова как грузовой отсек и пассажирский салон. У фургона нет задних боковых стекол, а сама высота кузова увеличена. К типу кузова «фургон» также следует отнести хэтчбек и универсал без задних боковых стекол, которые предназначены для транспортировки малогабаритных грузов.

Как следует из названия, двухобъемный кузов состоит из двух частей: моторного отсека и пассажирской части, которая объединена с грузовым отсеком. Среди самых распространенных автомобилей с указанным типом кузова числятся «универсалы». Они представлены в виде двухобъемного закрытого пассажирского транспортного средства с тремя или пятью дверьми и одноуровневой крышей.

Самыми характерными особенностями универсалов, отличающими их от хэтчбеков, выступают длина и существенный наклон окна в задней части кузова автомобиля. Сложив задний ряд сидений, машина автоматически превратится в грузопассажирское транспортное средство. Однако наличие указанных особенностей еще не делает автомобиль «универсалом», и в большей степени это название определятся самим автопроизводителем.

Интересно! В Великобритании автомобили с типом кузова «универсал» называют «Estate car», во Франции – «Break», в Португалии – «Carrinha», а в Италии – «Giadinetta». Некоторые производители дают универсалам собственные имена: к примеру, Audi – «Avant», Opel – «Caravan», а Skoda – «Combi».

Еще одним представителем группы транспортных средств с двухобъемным типом кузова является семейство внедорожников, или, как их еще называют, – «джипов». Они обладают двухобъемным закрытым пассажирским типом кузова, имеют пять или шесть дверей (одна либо две задние) и два-три ряда сидений для пассажиров. Внедорожники выделяются большими габаритами, полным приводом, пониженной передачей и увеличенным который позволяет машине свободно передвигаться не только по дорогам массового пользования, но и по бездорожью. По сути, внедорожник – это и есть «универсал», только с повышенным уровнем проходимости.

Кузовные элементы и части двухобъемных кузовов характерны и для От предыдущего транспортного средства его отличает несущий кузов, компактность и несколько меньший дорожный просвет. Зачастую такие машины основываются на автомобилях гольф-класса.

Трехобъемный кузов имеет уже три отсека: моторный, пассажирский и грузовой. К этой группе транспортных средств относят седаны, купе и пикапы. Седан оборудован двумя рядами сидений, четырьмя дверьми и жесткой крышей, уровень которой остается неизменным по всей длине. Надо сказать, что это самый распространенный тип кузова. Купе – это автомобиль с трехобъемным закрытым пассажирским кузовом, двумя (реже – четырьмя) дверьми и одним (либо двумя) рядами сидений. Размеры дверей купе несколько больше, чем у седана, в то время как второй ряд сидений, наоборот, уменьшен. Кроме того, крыша в задней части имеет плоскую форму, что придает авто спортивный вид. В обиходе такие автомобили называют 2+2.

А знаете ли вы? Купе, у которого нет средней стойки, называется хардтоп-купе. Если полностью опустить стекла, то между передней и задней стойками получится открытое пространство.

Пикап – предназначен для перевозки грузов и так же, как и предыдущий вариант, имеет трехобъемный тип кузова с открытой платформой. Среди кузовных элементов данного вида автомобилей выделяют и стационарную перегородку, которая отделяет кабину от грузовой платформы. Выпускаемые сегодня пикапы создаются на базе внедорожников и «легковушек».

4. Устройство кузова

Общая схема расположения всех частей кузова имеет следующий вид:

Моторная часть (создана для размещения двигателя, а также выполняет функцию пассивной безопасности машины).

Пассажирский отсек (необходим для транспортировки пассажиров и размещения органов управления транспортным средством).

Багажное отделение (используется для перевозки багажа).

В свою очередь, каждая из названных составляющих также имеет свои конструктивные части, которые занимают не последнее место в общем устройстве автомобиля (названия этих элементов известны немногим автолюбителям). К примеру, в моторный отсек входят передние верхняя и нижняя поперечина, фронтальные и нижняя поперечина, предназначенная для размещения мотора. Кроме того, схема моторного отсека предусматривает передачу энергии от удара при столкновении сразу на переднюю балку и лонжероны. Их деформация уменьшает нагрузку на пассажирский отсек, повышая шансы водителя и пассажиров избежать травм.

В конструкцию пассажирского отсека легкового автомобиля входят следующие элементы: нижняя передняя балка, размещенная под лобовым стеклом; передняя и задняя поперечины крыши; боковой лонжерон крыши; передние, боковые и задние стойки, днище и усиливающие конструкции днища.

Если вас интересует, из чего состоит багажный отсек, который также является составной частью кузова автомобиля, то прежде всего нужно отметить, что его конструкция позволяет выдерживать воздействие багажа, а также обеспечивать пассивную безопасность при ударе в зад машины.

В общей сложности, металлическая часть кузова включает в себя: днище, крышу, крылья, панели, двери (вместе с замками), капот и крышку багажного отделения. Спереди и сзади кузова устанавливаются , которые в современном варианте изготавливаются из пластмассы или других похожих металлов. В ситуации именно бампер принимает на себя первый удар.

Особенности конструкции кузова легковых транспортных средств во многом зависят от модели, производителя и других деталей, но на большинстве серийно выпускаемых автомобилей (кроме спортивных моделей) схема расположения деталей кузова примерно одинаковая.

К устройству кузова любого легкового автомобиля предъявляется ряд требований, причем не только эстетического характера, но и аэродинамического, так как при движении машины с большой скоростью существенная часть мощности ее мотора тратится на преодоление встречных воздушных потоков. Чтобы уменьшить это сопротивление, кузову придают обтекаемую форму.

Подписывайтесь на наши ленты в