Брдм 2 и ее модификации на гражданке. Бронированная разведывательно-дозорная машина

Первые бронетранспортёры, которые были произведены в Советском Союзе, прекрасно зарекомендовали себя в армии. Так как лёгкие бронированные машины обладали высокими скоростными характеристиками и могли укрыть свой экипаж от стрелкового оружия, они стали незаменимыми помощниками для разведывательно-диверсионных групп.

Те условия, в которых приходилось действовать разведчикам, не позволяли использовать стандартный бронетранспортёр, который был для этого слишком тяжёлым. Было решено создать новую разведывательно-дозорную машину, которая могла бы свободно перемещаться по сложному рельефу, включая болотистую местность. Кроме того, новая машина должна была не только преодолевать водные преграды, но и уверенно плавать даже при волне до 0,5 метров.

История создания БРДМ-2

В 1957 году началось серийное производство бронированной разведывательно-дозорной машины первого поколения. Данный броневик отличался маневренностью и подвижностью. Однако вскоре у него обнаружились серьёзные недостатки:

  • Двигатель был недостаточно мощным. Никакие модернизации двигателя ГАЗ-40 не помогали;
  • Недостаточно эффективное вооружение. Установка более серьёзного бортового оружия была невозможна из-за слабого двигателя;
  • Недостаточное количество вспомогательного оборудования.

Все недостатки БРДМ находились в прямой зависимости от двигателя, технические характеристики не позволяли провести серьёзную модернизацию боевой машины, поэтому в начале 1960-х годов началась разработка новой модели разведывательно-дозорной машины.

В 1962 году под руководством конструктора Дедкова начались разработки БРДМ-2, устройство которой позволяло устранить все недостатки боевой машины предыдущего поколения. В этом же году новая машина была принята на вооружение, а в 1966 году она была представлена общественности на московском параде. БРДМ-2 оказалась настолько удачной моделью, что производилась с 1965 по 1989 годы. За это время произошло множество модернизаций БРДМ-2, хотя основные параметры боевой машины остались практически без изменений.

БРДМ-2, обладая теми же достоинствами, что и её предшественница, получила множество усовершенствований, установка которых стала возможной благодаря более мощному двигателю:

  • Существенно увеличилась огневая мощь;
  • Ходовые качества также улучшились;
  • Появилась более надёжная защита экипажа;
  • Появилась боевая башня.

Усовершенствовались средства связи, электрооборудование и различные вспомогательные системы.

Общее описание БРДМ-2

При создании БРДМ-2 была использована заднемоторная компоновочная схема:

  • В передней части корпуса машины находилось отделение управления;
  • В средней части корпуса поместили боевое отделение;
  • Силовое отделение располагалось в задней части корпуса.

Такая компоновка не только увеличила обзорность экипажа, но и прибавила боевой машине водоходные качества, так как появился стабильный дифферент на корму.

Форма БРДМ-2 была обтекаемая, хотя данную схему несколько нарушали карданные передачи и ведущие мосты, которые находились под днищем боевой машины. Сварная башня, которая появилась на БРДМ-2, была унифицирована с башней БТР-60ПБ и имела на вооружении крупнокалиберный пулемёт.

Корпус новой разведывательно-дозорной машины был полностью закрыт катаными броневыми листами, которые соединялись друг с другом посредством сварки. Наиболее толстой бронёй была защищена лобовая часть машины, её толщина достигала 10 мм. Лобовая часть конической башни, которая тоже имела сварную конструкцию, была толщиной 6 мм. Такая толщина брони корпуса могла защитить экипаж БРДМ-2 от пуль, осколков снарядов и малокалиберных мин. Естественно, что прямого попадания снаряда эта машина не выдерживала, так как её задача заключалась в совершенно ином.

Вооружение и оборудование БРДМ-2

Главным оружием, имевшимся в распоряжении экипажа БРДМ-2,была пулемётная установка башенного типа кругового вращения – БПУ-1, которая имела два пулемёта:

  • 14,5мм крупнокалиберный пулемёт КПВТ, который имел боекомплект на 500 патронов;
  • Стандартный танковый пулемёт Калашникова ПКТ, калибра 7,62 мм, боезапас которого составлял 2 000 патронов.

Данное вооружение было спаренным, и крепилось в общей жёсткой люльке, в которой имелись коробкодержатели, гильзозвеньеотводы и гильзосборники. Люлька оборудовалась амортизаторами. Все системы наведения вооружения на цель имели ручной привод, а для башенного стрелка был предусмотрен штатный прицел ПП-61А.

Для командира машины и механика-водителя в передней части корпуса были оборудованы рабочие места, причём командир находился возле правого борта. Для обзорности имелось два больших окна, которые в случае необходимости могли закрываться специальными бронезаслонками.

Для наблюдения за местностью, у командира имелся перископический прибор марки ТПКУ-2Б, который мог увеличивать изображение в пять раз. При ночных операциях данное устройство заменялось на ночной прибор ТКН-1С. Водитель в ночное время пользовался прибором ночного видения марки ТВН-2Б. Для того, чтобы исключить возможность ослепления при ярких вспышках, все приборы ночного видения были оборудованы специальными шторками, представляющими собой экранирующие устройства.

Большие люки, которые находились над местами водителя-механики и командира, позволяли им экстренно покинуть боевую машину в случае необходимости, а амбразуры, которые были расположены в бортах машины, позволяли вести огонь из личного стрелкового оружия. Данные амбразуры имели возможность герметичного закрытия бронезаслонками.

Параметры двигателя и ходовой части БРДМ-2

ТТХ нового двигателя намного превосходили параметры двигателя модели первого поколения. Новая машина получила более высокую динамику и скоростные параметры. Бензиновый двигатель БРДМ-2 мог разогнать машину до 80 км/ч при движении по шоссе. При этом расход топлива составляет от 30 до 40 литров на 100 км. Общий запас хода у данной машины составлял около 750 км.

Новым двигателем, который позволил добиться таких выдающихся на то время показателей, стал 8-цилиндровый V-образный двигатель ГАЗ-41, который устанавливался на ГАЗ-66 («Шишига»). Данный двигатель развивал мощность 140 л.с. при 3200 об/мин. При его установке было принято решение поместить его в кормовую часть БРДМ-2, что позволило значительно улучшить компоновку внутри боевой машины.

Ходовая часть БРДМ-2 практически не отличалась от ходовой БРДМ предыдущей модели. Единственным значительным отличием стало использование телескопических гидроамортизаторов вместо рычажно-поршневых, которые применялись в ходовой БРДМ. Ходовая часть новой боевой машины состояла из следующих элементов:

  • Передний и задний мосты;
  • 4 основных колеса;
  • 4 дополнительных колеса, которые опускаются для преодоления траншей шириной до 1,2 метров;
  • Подвеска с амортизаторами.

Управление передними колёсами было автомобильного типа, с помощью руля, оборудованного гидроусилителем. Подобно ГАЗ-66, с которого был взят двигатель, БРДМ-2 имел систему автоматического регулирования давления воздуха в шинах, что позволяло более эффективно передвигаться по разным типам грунта. Например, для поездок по болотистой местности, давление рекомендовалось понижать.

Тормоза у боевой машины барабанного типа, оснащённые пневмоусилителями и гидроприводом. Двигатель водомёта, который позволял машине плыть, при необходимости мог работать совместно с основным приводом, что обеспечивало машине феноменальную проходимость.

Сам водомётный двигатель работал по следующему принципу:

  • Винт, имеющий 4 лопасти, засасывал воду;
  • Далее вода попадала в приёмный патрубок;
  • После чего с силой выбрасывалась через отверстие, которое находилось в корме.

Управление машины на плаву осуществлялось за счёт водных рулей, которые работали одновременно с основным рулевым механизмом. Если необходимо было начать движение назад (во время плавания), то винт вращался в обратном направлении. Максимальная скорость движения по воде составляла 10 км/ч.

В качестве дополнительного оборудования, которое могло помочь вытащить свою или чужую машину из грязи, устанавливалась лебёдка, которая находилась спереди.

Система радиосвязи и дополнительное оборудование БРДМ-2

В качестве радиооборудования на боевую разведывательно-дозорную машину устанавливались следующие системы радиооборудования и навигации:

  • Радиостанция Р-123, которая имела дальность устойчивой связи на расстоянии около 20 км. Эффективность работы с этой станцией обеспечивали функции беспоискового вхождения в эфир и бесподстроечное ведение сеансов радиосвязи;
  • Навигационная станция ТНА-2, которая имела датчики пути и курса;
  • Пульт управления;
  • Преобразователь и указатель курса.

Для обеспечения безопасности экипажа, БРДМ-2 комплектовалась следующими защитными системами:

  • Ренгенометром ДП-3Б;
  • Прибором химразведки ВПХР;
  • Нагнетателем давления;
  • Системой пожаротушения;
  • Обогревателем;
  • Водооткачивающей помпой и спасательными жилетами.

Экипаж боевой машины был застрахован от множества непредвиденных ситуаций, хотя достаточно слабая броня БРДМ-2 не позволяла ему вступать в открытый бой с бронетехникой более тяжёлого класса.

Участие БРДМ-2 в современных боевых конфликтах

БРДМ -2 показала себя как высокоэффективная и маневренная бронированная машина. По сравнению с БРДМ первого поколения, новая машина получила более мощный двигатель, который дал возможность повысить не только боевую эффективность, но и увеличить проходимость. Естественно, что машина с такими выдающимися характеристиками участвовала в различных боевых конфликтах, успев зарекомендовать себя с лучшей стороны.

В основном БРДМ-2 находились на вооружении штабных и разведывательных подразделений армии СССР. Кроме того, они широко использовались в следующих видах войск:

  • В химических войсках;
  • В войсках связи;
  • Во внутренних войсках МВД;
  • Погранвойсках КГБ.

Кроме этого, боевые машины данного типа использовались в морской пехоте МВФ.

Первое участие в военных конфликтах БРДМ-2 произошло в период арабо-израильского конфликта 1973 года. После этого они использовались во Вьетнаме, а также в различных военных столкновениях в Африке и ирано-иракской войне. Во время Афганской войны, БРДМ-2 чаще всего не участвовали в прямых стычках, а использовались для охранной и патрульных служб.

Различные модификации БРДМ-2

В процессе многолетней эксплуатации, БРДМ-2 подвергались различным модернизациям. Например, была установлена модернизированная пулемётная башня, которая имела увеличенный угол наклона оружия, и современную прицельную систему.

Вскоре появилась новая дизельная модификация, получившая название БРДМ-2Д. Эта модификация была оснащена более мощным и экономичным дизельным двигателем ЯМЗ-534, с которым максимальная скорость боевой машины возросла до 100 км/ч. Данная модель получила в качестве дополнительного оружия дымовые гранатомёты.

Кроме дизельной модификации, на базе БРДМ-2 было создано множество боевых машин различного предназначения, которые были запущены в мелкосерийное производство. Они оснащались зенитным и противотанковым вооружением.

В настоящее время на вооружении большинства армий СНГ состоят модифицированные дизельные БРДМ-2Д, которые выполняют охранные и разведывательные функции, а также служат для борьбы с различными малыми диверсионными группами.

БРДМ «Водник»

В 2005 году на смену БРДМ-2 пришла новая разработка завода «ГАЗ» — БРДМ «Водник». Данные военные автомобили превосходят БРДМ-2 по множеству параметров. Например, запас хода у них увеличен до 1 000 км, а максимальная скорость равна 140 км. Внутри «Водника» могут разместиться до 10 человек десанта.

Боевые автомобили БРДМ-2 долгие годы оставались лучшими транспортными средствами в своём классе, но в настоящее время они уже устарели. Существуют фирмы, которые занимаются переоснащением списанных военных БРДМ-2 для состоятельных охотников и рыболовов. На таких автомобилях, которые могут стоить в районе 50-100 000 долларов, можно с комфортом добраться в самые глухие уголки страны.

БРДМ-2 расшифровывается, как Бронированная Разведывательно-Дозорная Машина-2 . Советская бронемашина является глубоко модернизированным вариантом БРДМ-1 . Бронемашина производилась для вооружённых сил СССР и стран ОВД. Машина получилась уникальной и надежной, о чем говорит, то что машина стояла/стоит на вооружение более 50 стран мира и на базе было создана порядка 10 модификаций бронемашин. Неофициально среди военных СССР/России имеет прозвище "Бардак" . В СССР бронемашина производилась с 1963 по 1989 год.

История создания

Разработкой БРДМ-2 занимался коллектив конструкторского бюро завода ГАЗа. Коллектив практически полностью состоял из конструкторов, который участвовали в создании БРДМ-1, данное обстоятельство положительно повлияло при создании БРДМ-1, так как конструктора знали все положительные стороны бронемашины, которые воплотили в БРДМ-2 и значительную часть слабых сторон БРДМ-1 получилось избавиться. Работы по созданию бронемашины возглавлял В.А. Дедков. После модернизации 90 л.с. двигатель ГАЗ-40 заменили на 140 л.с. двигатель ГАЗ-41. Корпус стал полностью герметичным. Боевая мощность машины увеличилась в несколько раз за счет башни вооруженная пулеметом КПВТ и ПКТ. На бронемашине появились гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов, о чем раньше водители и не могли мечтать. Стоит отметить, что машина получилась настолько удачной, что ее выпуск в СССР продолжался 29 лет, а некоторые страны до сих пор производят и модернизируют машину, не смотря на их возраст. За 20 лет с конвейера сошло 9500 и его модификаций.

Конструкция.

1 - волноотражательный щит; 2 - буксирная скоба; 3 - осветительные фары; 4 - координатор навигационной аппаратуры; 5 - осветитель; 6 - смотровые приборы; 7 - амбразура для стрельбы; 8 - установка пулеметов; 9 - нагнетатель-сепаратор; 10 - воздушный компрессор; 11 - водяной радиатор; 12 - водомет; 13 - теплообменник; 14 - амортизатор; 15 - силовая установка; 16 - дополнительные колеса; 17 - раздаточная коробка; 18 - боеукладка; 19 - радиостанция; 20 - лебедка

Корпус машины изготовлен из листовой брони толщиной от 6 до 10 мм, что обеспечивает защиту от стрелкового оружия, осколков, взрывов противопехотных мин. Особенностью корпуса помимо герметичности от воды является воздушная герметичность. Воздух пройдя воздушные фильтры попадает в корпус с большим давлением, чем на улице, тем самым загрязнённый воздух не попадает внутрь. Воздушная герметичность обеспечивает защиту экипажа во время нахождения в зоне использования ОМП. Защита от ОМП послужила созданию машине химразведки БРДМ-2РХМ. Обзор для водителя и командира слабоват, наблюдение за дорогой осуществляется с помощи боковых триплексов и через лобовое стекло, которое во время боевых действий закрываются бронекрышками с щелями.
Корпус является рамой для установки на него агрегатов, оборудования. В носу бронемашины находятся органы управления, измерительные приборы, радиостанция, прибор ночного видения, рентгенометр ДП-3б и т.п.
По середине бронемашина расположено боевое отделение на 4-ех членов экипажа. Водитель-механик располагаются спереди, стрелок располагается в подвешенном сидении башни, место наблюдателя находится справ относительно стрелка. В задней части бронемашины находится моторное отделение, в котором находится фильтр, компрессор, пусковой подогреватель двигателя и т.п. Экипаж попадает в боевое отделение через верхние два люка.

Устанавливался 8-цилиндровый двигатель ГАЗ-41 объемом 5,5 литра на 140 л.с. Двигатель ГАЗ-41 является деформированным двигателем ЗАЗ-13 (195 л.с), который устанавливался на автомобили ГАЗ-13 "Чайка". В качестве горючего использовался бензин А-76 или А-80, технически заложена возможность использование А-93, по трассе расход топлива составлял 20 литров на 100 км, при езде по пересеченной местности 40 литров на 100 км. Емкость двух баков для топлива составляет 280 литров, что обеспечивает запас хода до 750 км. Двигатель способен разогнать 7-тонную бронемашину до 95-100 км/час.

Трансмиссия

Во время проектирования на ГАЗе уже был налажен выпуск грузовиков ГАЗ-66 "Шишига" . Поэтому большинство узлов подвески при создании позаимствовано от ГАЗ-66. Все колеса имеют полный привод. Мосты имеют самоблокирующие кулачковые дифференциалы. Для экономии топлива на дорогах общего пользования передний мост отключается. Все колеса имеют централизованную автоматическую подкачку воздуха. Имеется возможность регулировки давления в каждом отдельном колесе. С помощи подкачки воздуха можно повышать проходимость бронемашины за счет увеличения или уменьшения давления на грунт. При пробитии/простреле колеса система будет поддерживать рабочие давление в колесе пока бронемашина не достигнет ремзоны. Рычажная –поршневая подвеска заменена на гидроамортизаторы. От БРДМ-1 позаимствованы дополнительные 4 пневматических авиационных колеса 750х250 мм. Дополнительные колеса размешены по центру бронемашины, по 2 колеса с каждой стороны. Дополнительные колеса помогают преодолевать рвы и окопы шириной до 1,2 метра, увеличивают вездеходные характеристики. При езде по дорогам общего пользования дополнительные колеса полуопущенные, они помогают бронемашине не сесть на «брюхо» при заезде на крутые горки. В итоге получается машина с колесной формулой 8х8. Коробка передач 4-ех ступенчатая с одной задней скоростью. В случае, если залезет в болото и не сможет вылезти, то на этот случай имеется лебедка, которая расположена внутри в передней части бронемашины.

Плавание

Обладает не плохими мореходными качествами. Бронемашина оснащена герметичным корпусом. Перед началом преодолением водного препятствия водитель открывает заслонку водомета и опускает волноотражатель для увеличения обтекаемости машины на воде. На воде машина развивает скорость до 10 км/час. В сложенном виде волноотражатель придает дополнительную защиту от стрелкового оружия. При поломке водомета машина может добраться до берега за счет вращения колес на 2-3 скорости. так же способен плавать задом, для этого винт водомета начинает вращаться в обратную сторону. Управление машиной на воде можно с помощи колес и руля управления на водомете от которого ведет трос с рычагом к водителю-механику. Для откачки поступающей воды из корпуса авто имеется несколько электронасосов.

Вооружение

Первые , которые выпускали до 1963 года не имели башни. Вместо башни были люки с турелью под пулемет КПВТ . Специально для была создана башня БПУ-1 в которой устанавливался спаренный пулемет 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм пулемет ПКТ. Башня вращается на 180 градусов по горизонтали и от -5 до 30 градусов по вертикале. Наводка пулеметов на цель осуществляется с помощи рукояток вращения. Для прицеливания используется прицел ПП-61 с 2,6 кратным увеличением и полем зрения 23 градуса. Прицельная дальность из КПВТ 2000 метров и 1500 метров и ПКТ. Боекомплект бронемашины составляет 500 патронов 14,5х114-мм в лентах по 50 патронов и 2000 патронов 7,62х54 для ПКТ. Для стрельбы из КПВТ на вооружении имеются бронебойно-зажигательные Б-32, бронебойно-зажигательные-трассирующие БСТ-41, ЗМД (разрывные). Пулемет КПВТ способен пробить броню практически любой современной бронемашины и разобрать по "кирпичикам" укрепление врага, находящегося за 1000-1500 метров.

Средства наблюдения и приборы

Для наблюдения командир-машины имеет перископическую панораму ТКПУ-2Б с 5 кратным увеличением, что позволяет вести наблюдение на дальности до 3000 метров. Для ведения ночной разведки на место ТКПУ-2Б устанавливается ПНВ ТКН-1С в 2,75 кратным увеличением с возможностью наблюдения на 250-300 метров. Подсветка для ПНВ осуществляется инфракрасным прожектором ОУ-3. Для водителя, как и для командира имеется ПНВ ТВНО-2Б. Для связи на бронемашине устанавливали радиостанцию Р-123. В качестве навигаторов на устанавливали навигационную аппаратуру, позволявшую командиру определить координаты машины на местности.

Итоги

Является уникальной машиной выпуск и модернизация не прекратилась на Украине и Белоруссии. На базе машины созданы множество различных модификаций бронетехники различного назначения. Часто модернизируют посредством демонтажа дополнительных колес и установкой вместо них боковых дверей. Вместо прожорливого двигателя ГАЗ-41 устанавливаются дизельные моторы. Для увеличения боковой обзорности устанавливают бронестекла. Современные приборы наблюдения, связи, навигации. Машина еще несколько десятилетий будет на вооружении многих стран мира. способный пробить 40-мм броню которым вооружен заставляет многих производителей бронетехники создавать бронемашины с более массивной броней, тем самым удорожая их. Боевое применение машины оказалось очень удачным, что показали военные конфликты по всему миру. Сейчас машину критикуют за прожорлевый бензиновый двигатель, плохой обзор из кабины и малое колтичество десантных мест из-за дополнительных колес. Данная критика не справедлива, так как машина создавалась 50 лет назад, а не 10 лет назад, создавалась под определенные задачи, а техническое оснащение бронемашины делалось на оборудование того времени. БРДМ-1 и -это школо отечественной бронетехники, которая отразилась в создание будующих бронеавтомобилей.

Модификации и машины на базе БРДМ-2

  • БРДМ-2-ГАЗ-41-06-базовая модель, выпускалась с 1963 года.
  • БРДМ-2 "Лиса"-ГАЗ-41-10. Не значительно улучшенная модель, выпускалась с 1967. Добавлена система ПАЗ и приборы ночного видения.
  • БРДМ-2А-модернезированный вариант.
  • 9П19-бронемашина с ПТРК "Глаз".
  • 9П122- бронемашина с ПТРК "Малютка-М" 9К11М. Фото-1 , фото-2 .
  • 9П124- бронемашина с ПТРК "Фаланга-М" 2К8М
  • 9П133- бронемашина с ПТРК "Малютка-П" 9К11П
  • 9П137-бронемашина ПТРК "Фаланга-П" 2К8П
  • 9П148-бронемашина с ПТРК "Конкурс" 9К113. Фото-1 , фото-2 , фото-3 , фото-4 , фото-5 .
  • Станция космической связи Р-438П "Легенда". Фото-1 .
  • БРДМ-2РХБ "Дельфин" машина предназначена для радиационной, химической, бактериологической разведки. Имеет герметичный корпус с различной аппаратурой обнаружения ОМП
  • БРДМ-2У-бронемашина управления батальона (командирская). Без пулеметной башни и дополнительной радиостанцией Р-123.
  • 9А31-зенитная бронемашина с ЗРК "Стрела-1" 9К31. Фото-1 .
  • ЗС-72Б-звуковещательная машина средней мощности.
  • ЗС-82- звуковещательная станция средней мощности. Дальность звукового вещания до 6 км. Фото-1 , фото-2 , фото-3 , фото-4 , фото-5 .
  • Алеся-1-аварийно-транспортная машина белорусского производства, возможностью перевозки 8-10 человек. Фото-1 .
  • АТМ-1 -аварийно-транспортная машина
  • ТМ-1П-плавающая машина. Фото-1 , фото-2 , фото-3
  • БИ-1-бронеавтомобиль инкассаторский. Фото-1 .
  • ПСМ-80 поисково-спасательная машина
  • УДДС-БРДМ- учебный стенд. Фото-1 .
  • ГАЗ-41Д. Опытный автомобиль с башней от БМП-1, установлен дизельный двигатель ЯМЗ
  • БРДМ-2Д-модернезированная бронемашина (1999 год), установлен дизельный двигатель мощностью 195 л.с, без авиационных катков.
  • БРДМ-2-120 вариант бронемашины установленным внутри боевого отделения 120-мм миномета, выпущено порядка 40-50 машины для Кубы. Фото-1 , фото-2 .
  • БРДМ-2М(А)-модернизированный вариант. Выпускается Арзамаским машиностроительном заводе. С машины убраны авиационные катки, модернизирована башня по углу наклона пулемета, установлен дизельный двигатель Д-245.9 мощностью 136л.с. Установлены дополнительные двери, как у БТРов.
  • БРДМ-2ЛД-вариант модернизированного. Модернизацию производил украинский "Николаевский ремонтно-механический завод". На машину устанавливался дизельный двигатель СМД-21-08.
  • БРДМ-2ДИ "Хазар"-тот же вариант БРДМ-2ЛД, установлен дизельный двигатель PT IVECO Tector, новое вооружение и тепловизор.
  • БРДМ-2ДП-облегченный вариант бронемашины. Модернизация произведена украинским заводом ОАО "Завод "Маяк", вместо башни установлено 2 пулемета СГМБ и ДШКМ. Дополнительно оборудована противкумулятивными экранами
  • БРДМ-2И-модернезированный вариант украинского "Экспериментального механического завода №466" в г. Винница. Установлен дизельный двигатель Isuzu мощностью 156 л.с. Установлена электронная система подкачки шин.
  • БРДМ-2 "Вепр"-модернизированный вариант украинской компанией "Вепр". Убраны дополнительные колеса и водомет. Установлен кормовой пулемет, увеличена обзорность кабины за счет установки дополнительных бронестекол.
  • БРДМ-2МБ1 модернизированный вариант белорусским заводом ОАО "140 ремонтный завод". Произведен демонтаж водомета, дополнительных колес. За счет освободившегося места экипаж увеличен до 7 мест, вместо катков появились дополнительные двери, башня заменена на боевой модуль "Адунок". Модуль "Адунок" представляет собой подъемную пулеметную башню. Фото-1 , фото-2 .
  • МБТС-"Кайман"-белорусская модернизация, того же ОАО «140 ремонтного завода». Установлены дополнительные бронестекла вместо перископов, дизельный двигатель Д-245 с пятиступенчатой коробкой передачи. Экипаж увеличен до 6 человек. Подвеска от БТР-60. Впервые представлен в 2015 году. Фото-1 , фото-2 , фото-3 , фото-4 , фото-5 .
  • ZKDM "Зубастик"-азербайджанская модернизация. Появилась усиленная противоминная защита, новый башенный модуль с двумя 23-мм пушками ГШ-23, гранатомет АГС-30, 4 81-мм дымных гранатомета, пулемет ПКТ. Произведен демонтаж дополнительных катков и водомета, установлен дизельный двигатель Д-245.30Е2. В 2013 произведен опытный образец. Фото-1 , фото-2 , фото-3 .
  • BRDM -2 грузинский вариант модернизации с установленной 23-мм пушкой 2А14 и пулеметом ПКТ. Водомет с катками демонтированы. Машина представлена публике в мае 2014 года. Фото-1 , фото-2 , фото-3 , фото-4 , фото-5 , фото-6 , фото-7 , фото-8 , фото-9 .
  • БРДМ-КЗ-казахстанский вариант модернизации. Модернизация произведена компаниями «Semey Engineering» и «Kazakhstan Aselsan Engineering». Установлены мосты от БТР-80. Был представлен публике в 2014 году на выставке KADEX -2014. Фото-1 , фото-2 , фото-3 , фото-4 .
  • BRDM -2M -96i -польский вариант модернизации. Установлен дизельный двигатель Iveco Aifo 8040 и новые тормоза. Модернизация 1997 года.
  • BRDM -2M -96i "Szakal"-следующая польская модернизация 2003 года. Вместо КПВТ установлен 12,7-мм пулемет WKM -D . В качестве двигателя стали ставить дизельный двигатель Iveco Aifo 8040SRC. Защита бронемашины увеличили за счет решетчатый противкумулятивных экранов. Фото-1 .
  • BRDM-2M-97 "Żbik-B"-третий вариант польской модернизации. Информации о нем мала. Фото-1 , фото-2 , фото-3
  • Курјак "Волк" - модернизированный вариант производства Сербии. Более комфортабельное боевое отделение. Другой принцип расположения орудий и приборов наблюдения. Фото-1 , фото-2 , фото-3 , фото-4 .
  • CZE LOT-B - чешская модернизированная версия. Вместо КПВТ установлен 12,7-мм НСВ "Утес" . Широкое лобовое пуленепробиваемое стекло. Установлен тепловизор и электронная система управления огнем. Фото-1 , фото-2 , фото-3 .
  • CZE LOT-V - командирская версия LOT-B

ТТХ БРДМ-2 "Бардак"
Колесная формула 4х4+4х4
Тип подвески полуэллиптические рессоры
Двигатель ГАЗ-41, карбюраторный
Объем двигателя 3,48 литра
Мощность 140 л.с. 20 л.с./т.
Топливо А-72, А-80, А-93
Объем бака 2х150
КПП четырехступенчатая
Габариты длина 5750, ширина 2350, высота 2395 мм
Колея 1840 мм сзади и 1790 мм спереди
Клиренс 330 мм
Базовая масса 7000 кг
Снаряженная масса нет данных
Грузоподъемность нет данных
Масса буксируемого прицепа нет данных
Экипаж
3-4 человека
С корость максимальная 95-110 км/час, средняя 30-40 км/час, 10 км/час на плаву
Запас хода 500 км по пересеченной местности и 750 км по шоссе
Расход топлива на плаву 13 литров/час, 30 литров на 100 км по шоссе
Преодолеваемое препятствие
30 градусов горки, стенка 0,4 метра, ров 1,2 метра, плавает
Броня противопульная, до 14 мм
Вооружение ПКТ-2000 патронов 7,62х54(дальность боя 1500 метров), ПКВТ-500 патронов 14,5х114 мм (дальность боя 2000 метров)



В Великую Отечественную у разведчиков появились мотоциклы, грузовики и даже . Но такая вряд ли устроила бы современных войсковых разведчиков. Дело в том, что хорошо слышать и далеко видеть им уже мало. Чтобы успешно справляться с десятками новых сложных задач, с изменившимися обязанностями, им понадобилась специальная , в полной мере отвечающая уровню техники нашего времени.
Такая машина была создана. Это БРДМ-2 - бронированная разведывательно-дозорная машина.

1 - волноотражательный щит, 2 - передний крюк для буксировки на плаву, 3 - фары освещения и прибора ночного видения, 4 - наблюдения командира, 5 - крупнокалиберный пулемет КПВТ, 6 - , 7 - ниша наблюдения, 8 - . 9 - багор, 10 - катушка троса, 11 - глушитель, 12 - заслонка водометного движителя, 13 - откидной лист крыши над силовым отделением, 14 - лом, 15 - крышки люков воздухопритока, 16 - буксирный трос, 17 - лопата, 18 - пулемет ПКТ, 19 - люки посадки членов экипажа, 20 - крышка смотрового люка, 21 - крышка люка доступа к лебедке.
...Повинуясь неслышимой радиокоманде, приземистые бронированные машины рванулись вперед и, быстро набрав скорость, скрылись за поворотом дороги. Перед разведывательным дозором стоит серьезная задача; установить наличие противника на пути его отхода. Но воинам она по плечу, ведь у них есть надежный помощник - БРДМ-2.
Каковы же характеристики машины? Попробуем сначала обратиться к тому определению, к которому чаще всего прибегают специалисты. Итак. это боевая, колесная, двухосная, со всеми ведущими колесами, плавающая и вооруженная двумя пулеметами машина, К тому же БРДМ-2 обладает высокими динамическими качествами, большим запасом хода, высокой проходимостью и способностью с ходу преодолевать водные преграды.


>
Отделение управления () и боевое отделение (Б):
1 - сиденье командира, 2 - сиденье механика-водителя, 3 - механика-водителя, 4 - приборы наблюдения механика-водителя (дневные), 5 - приборы наблюдения командира, 6 - дневной прибор наблюдения командира ТПКУ-25, 7 - люк командира, 8 - координатор навигационной аппаратуры, 9 - радиостанция, 10 - рентгенометр, 11 - , 12 - Погон башни, 13 - рукоятка поворотного механизма пулеметной установки, 14 - подвесное сиденье пулеметной установки, 15 - рукоятка стопора башни, 16 - рукоятка подъемного механизма пулеметной установки, 17 - нагнетатель, 18 - боеукладка левого борта, 19, 21 - сиденья членов экипажа, 20 - рукоятка привода водооткачивающего клапана.
...Остался позади и глинистый проселок, впереди - асфальтированное шоссе. Команда «вперед», четкий переход на третью, а затем и на четвертую передачу - и вот уже машина буквально летит по шоссе со скоростью сто километров в час!
Внимание! Впереди - поворот. Сброшен газ, машина плавно притормаживает и легко вписывается в весьма малый радиус крутого виража. Но что это! Поперек дороги - неожиданная преграда: глубокая, шириной больше метра канава.
Для обычного автомобиля она стала бы серьезным препятствием - преодолеть ее можно было бы лишь с помощью настила. Но для машины разведчиков и траншея не помеха. Перед нею БРДМ-2 лишь слегка замедлит ход. Включается привод - и тотчас из-под «брюха» машины опускаются четыре дополнительных колеса с пневматическими авиационными шинами (700Х Х250 мм), накачанными до 5,5 - 6,0 атм.
Четырехколесная машина, превратившаяся таким образом в «многоножку», легко преодолевает окопы, рвы, траншеи и канавы.
Надо сказать, что повышению проходимости БРДМ-2 конструкторы уделили самое пристальное внимание. Ведь разведчикам приходится действовать днем и ночью, весной и поздней осенью, в летнюю жару и в зимнюю стужу. И двигаться такой машине придется не только по шоссе. Поэтому ее сделали приспосабливающейся к различным дорожным условиям, способной одинаково уверенно преодолевать размокшие дороги, пахоту, заболоченные участки, пески и снежную целину.
Как мы уже сказали, все колеса БРДМ-2 - ведущие. Встретится крутой подъем или иной труднопроходимый участок местности - водитель переходит на низшую передачу и включает передний . Если и этого окажется мало, можно уменьшить удельное или увеличить его, включив систему регулирования давления в шинах. Делается это как на стоянке, так и при движении машины прямо с водительского места. Нормальное давление в шинах - 2,7 кгс/см2.
Встретится заболоченный участок, водитель включает пониженную передачу и уменьшает давление в шинах. При этом они как бы расплющиваются, а площадь опоры резко увеличивается. БРДМ-2 хотя и на пониженной скорости, но все же уверенно продолжит движение.
В других условиях приходится увеличивать давление в шинах - например, при движении по песку, когда нужно держаться следа идущей впереди машины.
Зимой же по снежному покрову глубиной до 0,3 м можно ехать, не снижая давления в баллонах, так как колеса продавливают снег до мерзлого грунта и хорошо сцепляются с ним. При более высоких сугробах давление в скатах снижают.
Ну а если бой? И, скажем, повреждена шина? Неужели менять баллон? Не говоря уже о том, что делать это под огнем не просто, задержка может стать препятствием выполнению боевого приказа. Но такого не произойдет, и здесь опять выручит система регулирования давления, позволяющая поддерживать и контролировать необходимые «атмосферы» в любом из баллонов. Как только станет заметен давления в какой-нибудь из шин, компрессор тут же начинает восполнять утечку.
Попробуем смоделировать самую критическую ситуацию - БРДМ-2 застряла. Участок труднопроходимый, болотистый. Семитонная машина основательно увязла в трясине. Двигатель мощностью 140 л. с. не справляется с нагрузкой - раскисший грунт цепко держит колеса. И в этом случае машина выберется из «плена» самостоятельно, с помощью лебедки. На расстоянии до 30 м от машины (длина троса) выбирается дерево, пень или столб (если таких поблизости нет, в грунт заделывается ), за которые и закрепляется трос лебедки. Включается привод - и четырехтонное усилие, развиваемое лебедкой, выдергивает застрявшую машину.
Чтобы получить полное представление о ходовых качествах БРДМ-2, добавим, что наименьший радиус ее поворота равен 9 м, наибольший угол подъема, который может преодолеть машина - 30°, наибольший угол крена составляет 25°.
Важной боевой характеристикой подобных машин является запас хода - расстояние, которое она проходит без дополнительных заправок, на горючем полностью заправленных топливных баков. У БРДМ эта цифра весьма солидная - 750 км! И все равно, командир скрупулезно ведет подсчет километража, учитывая, сколько прошли, сколько задерживались, на каком расстоянии от своих войск находятся.» Арифметика несложная, но цена ей высока - жизнь экипажа и сохранность разведывательных данных.


1 - крюк, 2 - лебедка, 3 - переключения передач, 4 - передние колеса, 5 - рулевая трапеция, 6 - полуэллиптическая переднего моста, 7 - раздаточная коробка, 8 - цепи привода дополнительных колес, 9 - карданный вал, 10 - дополнительные колеса, 11 - балансиры дополнительных колес, 12 - стояночной тормозной системы, 13 - и отбора мощности на водомет, 14 - , 15 - задние колеса, 16 - воздухофильтр. 17 - рессора заднего моста, 18 - задний мост, 19 - водяные рули, 20 - водомета, 21 - вентиляторы, 22 - генератор, 23 - муфта выключения сцепления, 24 - бачок гидросистемы, 25 - передний карданный вал, 26 - главная передача переднего моста, 27 - рулевое , 28 - продольная рулевая тяга, 29 - рулевая колонка.
...За полсотни метров до некогда соединявшего берега неширокой реки моста стоял знак: «Ремонтные работы. Объезд», Аккуратно обогнув его, головная машина мягко перевалила через кювет и въехала в воду. За ней проследовали и остальные БРДМ-2. Поднимая волны, они ходко двинулись к противоположному берегу. Заметим, что амфибийные качества вездеходу обеспечивает герметичный корпус и водомет, сообщающий автокораблю скорость до 10 км/ч.

Чтобы стать подлинными «глазами» армии, разведывательная машина должна быть действительно «глазастой». И конструкторы позаботились об этом, оснастив ее шестнадцатью дневными приборами наблюдения, перископическим прицелом для прямой наводки в цель пулеметов, а также приборами ночного видения для командира и водителя, позволяющими двигаться в темное время суток с той же скоростью, что и днем. Чтобы исключить ослепляющее действие фар встречного транспорта, осветительных ракет, пожаров и других источников света, инфракрасные приборы снабжены интересным приспособлением - экранирующим устройством, или, как его еще называют, шторкой.

Есть на БРДМ и навигационная аппаратура - ТНА-2; датчики курса и пути, пульт управления, координатор - счетно-решающий прибор, преобразователь и указатель курса. Обращаются к этим устройствам в тех случаях, когда ориентирование затруднено, например при движении с высокими скоростями по незнакомой местности или при ведении боя в степи или пустыне, где нет видимых ориентиров. Ну и, разумеется, ночью, в тумане и во всех других случаях, когда плохая или же полностью отсутствует. Пользоваться ТНА-2 просто и удобно. Приборы автоматически определяют координаты машины и указывают курсовой (дирекционный) угол ее движения. Поэтому командиру достаточно одного взгляда на прибор, чтобы точно Определить местоположение.
Особенности современного боя требуют установки на машине и других приборов; таких, как рентгенометр для измерения мощностей доз гамма-излучения, войсковой прибор химической разведки.
Когда возникает необходимость передать срочные данные, командир может воспользоваться ультракоротковолновой радиостанцией Р-123. Компактная и надежная, она позволяет поддерживать устойчивую в микротелефонном режиме на дистанции до 20 км. При этом обеспечивается беспоисковое вхождение в связь и бесподстроечное ее ведение, что резко увеличивает оперативность работы В условиях дефицита времени это имеет немаловажное значение.
При ведении разведки одна из первейших заповедей - соблюдение полнейшей скрытности. Но как быть, если машина обнаружена? В этом случав БРДМ-2 может серьезно «огрызнуться» - ведь у нее есть вооружение:
два пулемета, размещенные в башенной установке. Один - крупнокалиберный, 14,5-мм типа КПВТ. Другой-марки ПКТ имеет калибр 7,62 мм. Оба могут поражать живую силу и огневые средства противника. Кроме того, КПВТ может стрелять и по легкобронированным целям. Наибольшая прицельная дальность его составляет 2 км, - 600 выстрелов в минуту. Питание патронами ленточное, в каждой ленте по 50 патронов, а во всем боекомплекте их 500. У пулемета ПКТ прицельная дальность поменьше - 1,5 км.

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 являлась дальнейшим развитием БРДМ-1. Она была разработана конструкторским бюро ОАО «Горьковского автомобильного завода», во главе с В.А. Дедковым (ведущий конструктор В. К. Рубцов) и серийно производилась с 1965 по 1989 год Арзамасским машиностроительным заводом.. Машина была принята на вооружение в 1966 году.

БРДМ-2 имела схему общей компоновки с передним расположением отделения управления и задним размещением силовой установки. Такая компоновочная схема по сравнению со схемой компоновки БРДМ-1 позволила улучшить обзорность местности с рабочего места водителя и повысить водоходные качества машины, так как установка двигателя в задней части корпуса обеспечивала стабильный дифферент на корму. В то же время ведущие мосты и карданные передачи к ним находились под днищем корпуса, тем самым нарушая его обтекаемую форму.

Наименьший радиус поворота машины равен 9 м, наибольший угол подъема, который может преодолеть машина, - 30°, наибольший угол крене составляет 25°.

Машина имела закрытый герметичный корпус, на котором крепились все агрегаты и механизмы. Он изготовлялся из броневых листов толщиной 10 мм и 6 мм, что обеспечивало защиту от пуль стрелкового оружия и осколков.

В носовой части корпуса располагается отделение управления. В отделении управления размещены органы управления машиной а также сиденья командира и механика-водителя, контрольно-измерительные приборы, радиостанция и приборы наблюдения. Сиденья имеют систему регулировки положения. В нише правого переднего колеса имеется кронштейн для рентгенометра ДП-3Б. Выносной блок прибора закреплён в корпусе на переднем нижнем листе.

Боевое отделение расположено в средней части машины. С целью доступа к силовой установке изнутри машины в задней части боевого отделения имеется перегородка в которой установлены специальные люки. В боевом отделении имеются два места для экипажа машины. На крыше установлен погон, на котором размещена башня машины. В башне имеется подвесное сиденье для размещения стрелка. В центре на полу имеется герметичный кожух под которым размещена раздаточная коробка. Кроме того в полу имеется специальная ниша для размещения инструментов. Ниша закрывается откидной крышкой.

В задней части корпуса расположено отделение силовой установки. В отделении силовой установки размещаются привод ручного пуска двигателя, двигатель, топливный бачок пускового подогревателя, генераторная установка, фильтровентеляционная установка, коробка передач, воздушные баллоны, водяные и масляные радиаторы, аккумуляторная батарея, водяные и масляные теплообменники, карданный привод водомётного движителя, компрессор, клапан откачки, пусковой подогреватель и водооткачивающий электронасос.

В качестве вооружения используется установка БПУ-1 со спаренными пулеметами 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ, смонтированная во вращающейся конической башне. Наведение в горизонтальной плоскости возможно в пределах 180° и осуществляется вращением башни, в вертикальной плоскости от -5° до +30° осуществляется вручную при помощи винтового механизма. Наводка пулемётов на цель осуществляется при помощи перископического оптического прицела ПП-61 или ПП-61АМ, имеющих увеличение 2,6? при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров и из ПКТ - до 1500 метров.

Боекомплект БРДМ-2 состоит из 500 патронов в 10 лентах, снаряжённых бронебойно-зажигательными пулями Б-32 и трассирующей БЗТ или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС-41 и трассирующей БСТ, а также зажигательной ЗП Пулемёт Калашникова предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

Экипаж БРДМ-2 состоит из четырёх человек: командира и механика-водителя, находящихся в отделении управления справа и слева соответственно, стрелка, находящегося в башне, и наблюдателя, занимающего место по левому или правому борту в боевом отделении.

В ночное время механику-водителю устанавливается прибор ночного видения ТВНО-2Б, а командиру машины вместо дневного прибора наблюдения ТПКУ-2 - ночной ТКН-1С. В качестве средства связи использовалась радиостанция Р-123.

На машине установлен карбюраторный 8-цилиндровый двигатель ГАЗ-41V-8, мощностью 140 л.с. Удельная мощность – 20 л.с./т.. В двигателе применяется комбинированная система смазки (под давлением и путём разбрызгивания). Масляный насос двухсекционный шестерённого типа. Также применён масляный фильтр центробежной очистки с реактивным приводом. Суммарная ёмкость баков с топливом составляет 280 литров. Запас хода 750 км.

Трансмиссия механическая. Все колеса БРДМ-2 - ведущие. Ходовая часть выполнена по колесной формуле 4х4. Дополнительные пневматические колеса, располагаютя в средней части корпуса по два на каждом борту. Они опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъемников подобно шасси самолета. Дополнительные колеса выполняются ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы обоих мостов по устройству были одинаковыми с аналогичными узлами грузового автомобиля ГАЗ-66. Передний мост отключаемый с места водителя. Водомет и привод на ведущие колеса могли работать при необходимости одновременно.

На воде машина перемещается при помощи установленного в корме водометного движителя. Четырехлопастный винт диаметром 500 мм засасывает воду через приемный патрубок, расположенный в днище, и выбрасывает ее через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения на суше это отверстие закрывалось специальной бронированной заслонкой. Тяговое усилие при 900..1100 об/мин винта составляет 700 кгс. Движитель проводится в действие благодаря специальной коробке отбора мощности, смонтированной на левой стороне коробки передач. Задний ход обеспечивался изменением направления вращения винта. Для поворота на плаву служили водяные рули, расположенные в выпускном патрубке водометного движителя. Привод к ним сблокирован с приводом управления колесами. Безопасность движения на воде обеспечивали волноотражательный щит (при езде на суше он устанавливается в нижнее положение для улучшения обзора) и высокопроизводительная водооткачивающая система.

Ходовая часть принципиально не отличалась от ходовой части БРДМ, за исключением подвески, в которой использовались телескопические гидроамортизаторы вместо рычажно-поршневых. В передней части корпуса была смонтирована лебедка с тяговым усилием на тросе 4000 кгс. Дополнительное оборудование машины включало навигационную аппаратуру ТНА-2, систему ПАЗ, отопитель.

Модификации БРДМ-2

Модернизированный вариант БРДМ-2. Отличительной чертой машины является дизельный двигатель Д-245.9, мощностью 136 л.с., установленный вместо бензинового.

Технические характеристики БРДМ-2.

БРДМ-2 состоит (состояли)на вооружении следующих стран:

  • Россия - более 2000 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Алжир - 26 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Ангола - 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Афганистан - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Бенин - 14 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Болгария - 24 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Бурунди - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Вьетнам - 100 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Гвинея - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Гвинея-Бисау - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Египет - 300 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Замбия - 70 БРДМ-1/БРДМ-2, из которых около 30 оцениваются как боеспособные, по состоянию на 2010 год
  • Индия - 600 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1979 годы
  • Индонезия - 21 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Йемен - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Кабо-Верде - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Казахстан - 140 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Камбоджа - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Киргизия - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Кот-д’Ивуар - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Республика Конго - 25 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Куба - некоторое количество БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Латвия - 2 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Ливия - 50 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Литва - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Маврикий - некоторое количество БРДМ-2 по состоянию на 2010 год
  • Мадагаскар - около 35 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Республика Македония - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Мали - 55 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Мозамбик - 30 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Монголия - 120 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Намибия - 12 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Никарагуа - 20 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Палестина - 45 единиц поставлены из России в период с 1995 по 1996 годы, 25 единиц поставлены из России в 2007 году
  • Перу - 30 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Польша - 376 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сейшельские Острова - 6 БРДМ-2, оцениваются как небоеспособные, по состоянию на 2010 год
  • Сербия - 46 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сирия - 590 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Сомали - некоторое количество БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Словакия - 129 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Словения - 8 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • Судан - 60 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Танзания - 10 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Туркмения - 170 БРДМ-1 и БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Узбекистан - 13 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Украина - более 600 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Хорватия - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2007 год
  • ЦАР - 1 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Чад - около 100 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Экваториальная Гвинея - 6 БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Эритрея - 40 БРДМ-1/БРДМ-2, по состоянию на 2010 год
  • Эфиопия - 120 единиц поставлены из СССР в период с 1977 по 1982 годы, 60 единиц поставлены из СССР в период с 1985 по 1988 годы, по состоянию на 2007 год имеется некоторое количество на вооружении
  • Бывшие СССР - перешли к образовавшимся после распада государствам
  • Босния и Герцеговина - сняты с вооружения
  • Венгрия - 350 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1969 по 1975 годы, по другим данным поставлялись только в вариантах 9П122/133 и носителей ПЗРК
  • ГДР - 1579 единиц поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы, использовались под обозначением SPW-40P2, перешли к Германии
  • Германия - сняты с вооружения
  • Израиль - трофейные египетские, сняты с вооружения
  • Ирак - 250 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1967 по 1973 годы
  • Румыния - 121 единица БРДМ-2 поставлена из СССР в период с 1975 по 1978 годы, сняты с вооружения
  • Северный Йемен - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1980 году
  • Сербия и Черногория - 50 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1970 году
  • Уганда - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1975 году
  • Чехословакия - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 годы
  • Эстония - сняты с вооружения
  • Югославия - перешли к образовавшимся после распада государствам
  • НДР Йемен - 100 единиц БРДМ-2 поставлены из СССР в 1972 году

Литература

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2

Разработана на базе шасси БРДМ с изменением компоновки и улучшением боевых и технических характеристик. Разработана в КБ ГАЗа. Принята на вооружение в 1962 году. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1963 по 1989 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
БРДМ-2 – закрытый герметичный корпус сварен из катаных броневых листов, герметизирован и оборудован нагнетателем. Отделение управления расположено в передней части, боевое – в средней, силовое – в кормовой. Двигатель мощностью 1400 л.с., самоблокирующиеся дифференциалы, термосифонный подогреватель, калориферный отопитель корпуса, лебедка, навигационная аппаратура ТНА-2, более мощная радиостанция, новые приборы наблюдения. Над боевым отделением установлена башня, заимствованная у бронетранспортера БТР-60ПБ. Принцип действия ходовой части, включающей в себя помимо двух основных ведущих мостов два опускаемых вспомогательных, идентичен БРДМ.

Боевая машина 9П122 (ГАЗ-41-06, 1969 г.) – ПУ самоходного ПТРК 9К11. Выдвижной пакет из шести направляющих с ПТУР 9М14М «Малютка-М» вместо пулеметной башни. Система управления – ручная, по проводам. Дополнительный возимый боекомплект 8 ПТУР.

Боевая машина 9П133 – ПУ самоходного ПТРК 9К11П. Выдвижной пакет из шести направляющих с ПТУР 9М14П «Малютка-П». Дополнительный возимый боекомплект 10 ПТУР.

Боевая машина 9П148 (ГАЗ-41-08, 1973 г.)-ПУ самоходного ПТРК 9К113. Выдвижной пакет на пять пусковых контейнеров с ПТУР 9М113 “Конкурс” или 9М111 “Фагот”. Система управления – полуавтоматическая, по проводам. Боекомплект- 25 контейнеров в механизированной боеукладке.

БРДМ-2у – командирский вариант. Отличался от базового отсутствием башни с вооружением и установкой дополнительной радиостанции.

БРДМ-2рхб – химическая разведывательная машина. Оснащена специальными средствами химической и радиационной разведки: автоматическим газосигнализатором ГСА-12, войсковым прибором химической разведки ВПХР, измерителем мощности дозы радиационного заражения ДП-5В, рентгенометром ДП-ЗБ.

БРДМ-2 поступали в разведывательные и штабные подразделения Советской Армии, а также в войска связи и химические войска. Они использовались также во внутренних войсках МВД, пограничных войсках и морской пехоте ВМФ. Самоходные ПТРК всех типов состояли на вооружении противотанковых подразделений мотострелковых и танковых полков. На базе БРДМ-2 была создана ПУ 9П31 зенитно-ракетного комплекса «Стрела-1 М», поступавшая в зенитные ракетно-артиллерийские батареи полкового подчинения. БРДМ-2 использовались Советской Армией во время боевых операций в Афганистане, главным образом, для несения патрульной службы и охранения. По западным данным, на 1995 год в Российской Армии имелось около 2400 БРДМ-2 (по-видимому, включая ПТРК). БРДМ-2 и машины на ее базе, включая ПТРК и ЗРК, активно экспортировались и в разные годы состояли или состоят на вооружении в Алжире (115 единиц на 1995 г.), Анголе, Афганистане, Бенине(12), Болгарии, Боснии и Герцеговине, Венгрии (только ПТРК и ЗРК), Вьетнаме, Гвинее, Гвинее-Бисау (12), ГДР, Египте, Замбии, Израиле (трофейные египетские), Ираке, Йемене, Кабо Верде (4), Конго, Латвии (2), Ливии (242), Литве (10), Мадагаскаре (26), Мали (20), Мозамбике, Намибии, Никарагуа (70), Перу (15), Польше, Румынии (121), Сейшелах (6), Сирии (600), Словении, Сомали, Судане (30), Танзании (24), Хорватии, Центральной Африканской Республике (4), Экваториальной Гвинее (6), Эстонии (3), Эфиопии, Югославии (ПТРК и ЗРК).

Боевое крещение БРДМ-2 и машины на ее базе получили в ходе «Войны судного дня» в 1973 году, когда активно применялись египетскими и сирийскими войсками. Впоследствии использовались во Вьетнаме, в ирано-иракской войне, в многочисленных локальных военных конфликтах, военных переворотах и связанных с ними внутренних беспорядках в Африке и Азии. По-видимому, последняя поставка БРДМ-2 за рубеж состоялась в 1995 году, когда 45 машин этого типа были подарены Россией вновь созданной Палестинской автономии. БРДМ-2 состоят на вооружении армий всех стран СНГ и достаточно активно используются в различных «горячих точках» на его территории.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРДМ
БОЕВАЯ МАССА, т: 7.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
Длина – 4750,
ширина – 2350,
высота – 2310,
база – 3100,
колея передних колес/ задних колес – 1840/1790,
дорожный просвет – 340.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет КПВТ калибра 14,5 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 500 патронов калибра 14,5 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел ПП-61А.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 6…10, лоб башни – 6.
ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-41, 8-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 140 л.с. при 3200 об/мин, рабочий объем 5530 см3.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач в сборе с коробкой отбора мощности на водомет, раздаточная коробка в сборе с коробками отбора мощности на дополнительные колеса и лебедку, карданные передачи, главные передачи переднего и заднего мостов, карданная передача и редуктор водометного движителя, карданная передача лебедки, карданная и цепная передачи дополнительных колес.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4х4, размер шин 13.00-18″, давление воздуха в шинах регулируется от 2,7 до 0,5 кг/см2, подвеска на четырех продольных полуэллиптических рессорах, гидравлические телескопические амортизаторы по два на каждом мосту, четыре дополнительных пневматических колеса (по два на борт) размером 750х250 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше – 95, на плаву – 9…10.
ЗАПАС ХОДА: на суше – 750 км, на плаву – 17…19 часов.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 1,22;
высота стенки, м – 0,4.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123, переговорное устройство Р-124.