Система управления безопасностью. Презентация на тему: " система управления безопасностью. star reefers – система управления безопасностью суб - система управления, которая используется, чтобы регулировать все." — транскрипт

Анализ аварийности мирового судоходства показывает, что почти 80% аварийных случаев связаны с «человеческим фактором», т. е. с ошибками, нарушениями норм и правил со стороны лиц судового экипажа.Анализ аварийности мирового судоходства показывает, что почти 80% аварийных случаев связаны с «человеческим фактором», т. е. с ошибками, нарушениями норм и правил со стороны лиц судового экипажа.

Международная морская организация (IMO) 4 ноября 1993 года приняла Резолюцию «Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)» с включением в международный кодекс СОЛАС – 74.

Кодекс учреждает свод международных стандартов (правил и норм), целью которых является обеспечение безопасности на море, предотвращение несчастных случаев, избежание причинения ущерба окружающей среде и имуществу.

В соответствии с Кодексом каждая судоходная компания должна разработать и ввести в действие систему управления безопасностью (СУБ). Задача СУБ — так построить процедуры управления судном, чтобы максимально снизить вероятность появления ошибок, устранить влияние «человеческого фактора». Система управления безопасностью — это структурированная и документированная система, позволяющая персоналу компании и членам экипажей судов эффективно проводить политику в области безопасности мореплавания и защиты окружающей среды через: процедуры — кто и что делает; инструкции — что и как делать; ответственность — кто это делает; полномочия — кто регулирует.

СУБ компании определяется ее политикой. Политика компании — это документ, определяющий цели и задачи компании, а также методы и средства достижения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды: безопасность, качество, предотвращение загрязнения.

Политику компании должны знать и разделять все должностные лица компании, причастные к управлению безопасностью, капитаны и экипажи судов. Основным документом СУБ компании является Руководство по управлению безопасностью, которое описывает: цели, принципы, механизмы действия и структуру системы; назначение, задачи и взаимодействие структурных подразделений; обязанности, полномочия и ответственность персонала; состав документов, регламентирующих деятельность системы, их исполнение и ведение.

Ответственность, полномочия и взаимодействия всего персонала судов и береговых подразделений должны быть четко определены и доведены до каждого.
По каждому направлению политики компании создаются конкретные Руководства, которые впоследствии корректируются в процессе анализа, оценки и пересмотра политики безопасности. Каждое руководство должно содержать ясные инструкции.

Для критических и аварийных операций должны быть разработаны специальные процедуры, инструкции, требования к персоналу, планы оперативных мер. Документальное обеспечение готовности судового экипажа к аварийным ситуациям указывается в: Руководстве по действиям в аварийных ситуациях на судне; расписании по тревогам; судовой аварийной папке; судовом плане оперативных чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением моря; аварийных контрольных листах рекомендуемых действий.

Система планов действий в чрезвычайных ситуациях должна содержать указания для судового персонала в случаях: судно на ходу; ошвартовано у причала; стоит на якоре; ведение грузовых операций.


Star Reefers – Система управления безопасностью СУБ - система управления, которая используется, чтобы регулировать все аспекты безопасности во всей организации. Она обеспечивает систематизированный метод идентифицирования опасных ситуаций и контролирует возможные риски. При этом гарантируется, что данные методы контроля являются эффективными. Что означает система управления безопасностью (СУБ)?





Star Reefers – Система управления безопасностью Судовладелец, назначенное лицо и капитан судна ответственны за обеспечение судна эффективной СУБ. Капитан судна ответственен за: oбеспечeние безопасности судна и команды информирование о дефектах судна, несчастных случаях и опасных происшествиях судовладельца или назначенного лица введение СУБ, влияющей на обязанности и ответственность персонала, находящегося на борту внедрение, оценка и наблюдение за системой на борту судна сообщение о любых недостатках cyдовладельцу или назначенномy лицу Кто ответственен за СУБ?


Star Reefers – Система управления безопасностью Судовладелец, или назначенное лицо, ответственен за: контроль безопасности судна и предотвращение загрязнений установление связи и налаживание отчетности между береговым и судовым персоналом обеспечивание суднa подходящими ресурсами, экипажем и береговой поддержкой.


Star Reefers – Система управления безопасностью Краеугольным камнем грамотного функционирования СУБ является участие в работе всех подразделений компании, с самого верха. В вопросах безопасности и предотвращения загрязнений - это участие, компетентность, личное отношение и мотивация работников на всех уровнях. Это и определяет конечный результат. Предисловие к кодексу ISM


Star Reefers – Система управления безопасностью Cистемa управления безопасностью и контроля качества компании STAR Reefers состоит из пяти инструкций, разделенных на определенные секции, и дополнительного регистра противопожарного оборудования. Они включают в себя описание повседневной эксплуатации судна и всех аспектов, связанных с ней. Содержание инструкций, которое вы должны знать и понимать, помогает развить культуру безопасности при помощи подсказок и руководств к действию в различных ситуациях. Cистем а управления безопасностью и контроля качества компании STAR Reefers








Star Reefers – Система управления безопасностью Основная инструкция СУБ Общая информация Готовность к чрезвычайным ситуациям Безопасность и охрана окружающей среды Замечания, аварии и несчастные случаи Обязанности и полномочия компании Эксплуатация судна и оборудования Назначенное лицо Документация Ответственность и полномочия капитана Проверка, обзор и оценка компании Ресурсы персонала Судовые собрания Планирование судовых работ Матрица отчета Эта инструкция состоит из 14 разделов:


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 1 Общая информация Этот раздел должны прочитать все члены экипажа. Вы можете найти здесь определения компании, системы управления безопасностью, докуманты соответствия, несоответствия и т.д., требования и приложения. Знание этой информации облегчит дальнейшее понимание остальных инструкций. Основная инструкция СУБ


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 2 Безопасность и охрана окружающей среды Этот раздел предназначен для всего экипажа. Он содержит описание ценностей и принципов компании STAR Reefers, т.е. безопасности, защиты окружающей среды и развития культуры безопасности в целом. Здесь вы можете найти информацию о том, какие действия предпринимает компания, чтобы минимизировать риски, о политике в отношении алкоголя и наркотиков (тестирование на алкоголь, правила продажи и распространения), исключения, т.е. прописанные лекарства, и т.д. Основная инструкция СУБ


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 3 Обязанности и полномочия компании Этот раздел предназначен для всех членов экипажа. После прочтения этого раздела вы будете знать организацию работы на судах во всем флоте, ознакомитесь со своими бортовыми обязанностями и обязанностями других членов экипажа, с организацией работы компании на берегу, с обязанностями работников на берегу. Основная инструкция СУБ


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 4 Назначенное лицо Этот раздел предназначен для всего экипажа. Он описывает роль, обязанности и ответственность назначенного лица компании на берегу (DPA). В разделе вы найдете контактные данные назначенного лица компании на берегу и данные исполняющего обязанности/заменяющего ответственное лицо на берегу. Основная инструкция СУБ


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 5 Ответственность и полномочия капитана Этот раздел в основном предназначен для капитанов. Он описывает основные обязанности и степень ответственности капитана на любом судне компании STAR Reefers и положение, что капитан является непререкаемым авторитетом на борту. Основная инструкция СУБ


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 6 Ресурсы персонала Данный раздел предназначен для менеджмента судна. Он содержит информацию о квалификации капитана, о правильной комплектации экипажа судна, ознакомительные инструкции, тренинги для экипажа на борту судна, языке используемом на судне, оценке членов экипажа, действиях при должностных нарушениях и жалобах. Основная инструкция СУБ


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 7 Планирование судовых работ Этот раздел предназначен для всего экипажа. Информация в разделе содержит данные, например, об ознакомительном тренинге, допусках к работе, оценке рисков, о средствах индивидуальной защиты, трансфере членов экипажа, о часах работы и отдыха, процедурах передачи, методах безопасной работы, политике технического обслуживания, регламенте, технических операциях, навигации и т.д. Основная инструкция СУБ


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 8 Готовность к чрезвычайным ситуациям Этот разделе содержит утверждение, что компания признает необходимость внедрени я соответствующей системы реагирования на чрезвычайные ситуации, и для этого было создано руководство по действиям на борту во время чрезвычайных ситуаций, которое является частью системы управления безопасностью компании STAR Reefers. Основная инструкция СУБ


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 9 Замечания, аварии и несчастные случаи Этот раздел предназначен для всего экипажа. Включает в себя описание понятий замечание, Авария, Происшествие. Он обращает внимание экипажа на необходимость создания отчетов о любых ситуациях/происшествиях, которые могут или могли быть опасными. Основная инструкция СУБ


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 10 Эксплуатация судна и оборудования Этот раздел предназначен для штурманов и инженеров. Он описывает ПТО (плановое техобслуживание всей системы), особо важные элементы для работы на всех судах компании, измерительное и испытат е льное оборудование, проверку балластовой цистерны, эксплуатацию тросов крана, обслуживание парадного трапа, техобслуживание спасательных средств, процедуры проверки судна офисными сотрудниками, процедуры проверки судна экипажем и процедуры проверки судна Администрацией флага. Основная инструкция СУБ


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 11 Документация В этом разделе упоминается, что каждая копия инструкции СУБ компании STAR Reefers является учетной, как в бумажной, так и в электронной версии, и что все разделы инструкции доступны для каждого члена экипажа. В разделе также описывается процесс внесения изменений в систему управления. Основная инструкция СУБ


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 12 Проверка, обзор и оценка компании Этот раздел предназначен главном образом для руководителей и работников, чья деятельность на борту судна является предметом контроля и внутренних или внешних проверок. Раздел описывает внутренний аудит, обзор СУБ, документы аудита, внешний аудит в офисе, отчет капитана, отчет из офиса и т.д. Основная инструкция СУБ





Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 14 Матрица отчета Этот раздел предназначен для капитанов и старших механиков (и обычно для 2х помощников, которые подготавливают обновленные отчеты на отправку капитану). Здесь вы найдете формы и примеры:отчет об отправке, отчет о местонахождении, отчет об окончании рейса, отчет о прибытии, портовой отчет. Основная инструкция СУБ Star Reefers – Система управления безопасностью Буклет по ознакомлению и безопасности (ОБ) Контакты компании по вопросам безопасности и защиты Введение Ознакомление с судном Основны е инструкции HS&PP Обязанности и ответственность Буклет состоит из 5 разделов Каждый раздел данного буклета обязателен для прочтения всем членам экипажа, прибывающим на судно


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 1 Контакты компании по вопросам безопасности В этом разделе вы можете найти контактные данные (номера телефонов и адрес электронной почты) назначенного лица на берегу (DPA), заменяющий/исполняющий обязанности DPA, руководитель службы безопасности (CSO), заменяющий/исполняющий обязанности CSO. DPA (назначенное лицо на берегу)–Aleksander Bieniek Заменяющий DPA–Adam Studziński CSO (руководитель слу ж бы безопасности)–Adam Wolski Заменяющий CSO–Krzysztof Strożek Буклет по ОБ


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 2 Введение Этот раздел описывает и объясняет цели создания буклета. Целью данного ознакомительного буклета является обеспечение, насколько это воможно, каждого члена экипажа доскональными знаниями процедур обспечения безопасности, предотвращения загрязнений и знанием оборудования судна, на котром он работает. Буклет по ОБ


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 3 Ознакомление с судном Вам, моряку, будет проведен ознакомительный тур, чтобы помочь вам сориентироваться и ознакомиться с судном. Данный раздел поможет вам понять работу судна, понять, что нужно делать в чрезвычайных ситуациях и даст вам базовые знания о технике безопасности на судне. Буклет по ОБ


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 4 Основные инструкции HS&PP Этот раздел акцентирует внимание на понимании безопасности, опасностях во время проведения работ, необходимости использования средств индивидуальной защиты во время работы, а также необходимости поддерживать личное здоровье и гигиену в рабочих и жилых помещениях. Буклет по ОБ Star Reefers – Система управления безопасностью Инструкция по защите окружающей среды Предотвращение загрязнения нефтью Пустой Предотвращение загрязнения сточными водами Предотвращение загрязнения мусором Предоствращение загрязнения воздуха Данная инструкция состоит из 6 разделов


Star Reefers – Система управления безопасностью Данный раздел предназначен для механиков Он описывает политику компании по защите окружающей среды. Здесь вы можете найти информацию о собеседовании перед назначением на судно, инспекционном отчете МАРПОЛ по сепараторам льяльных вод и машинному отделению, пломбировке отливных клапанов, системам льяльных вод в машинном отделении, замере уровня в танках, калибровке ОСМ, отборе проб до и после СЛВ, обслуживания СЛВ, коллектора отдачи шлама, аварийной разгрузке, журнале загрязнения нефтью Инструкция по защите окружающей среды Раздел 1 Предотвращение загрязнения нефтью Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 4 Предотвращение загрязнения сточными водами Данный раздел предназначен главным образом для механиков. Он содержит информацию о работе станции очистки сточных вод, дозировке свободного хлора, тестировании коллектора сточных вод Инструкция по защите окружающей среды


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 5 Предотвращение загрязнения мусором Данный раздел предназначен для всех членов экипажа. С помощью данного раздела вы должны убедиться, что переработка и удаление отходов на судах компании осуществляется в соответствии с международными и местными правилами и нормами. В данном разделе вы можете найти нормы безопасных расстояний для сброса, плакаты, на которых в простых словах описаны процедуры сбора и утилизации мусора, меры ответственности экипажа и т.д. Инструкция по защите окружающей среды


Star Reefers – Система управления безопасностью Раздел 6 Предотвращение загрязнения воздуха Данный раздел предназначен для руководства? Судна, особенно для машинного отделения. Здесь вы найдете информацию относительно низко-сернистого топлива, района контроля за загрязнением атмосферы газообразными отходами, постановлениях ЕС, постановлениях местных администраций, сегрегации топливной цистерны, сжигании отходов на судне, озоносжигающих веществах и о ведении записей о вышеупомянутом. Инструкция по защите окружающей среды


Star Reefers – Система управления безопасностью Судовая аварийная инструкция Раздел включает информацию о частоте тренингов, схемы каждого вида тренингов, проводящихся на судах компании и тренинги по безопасности. Например, реагирование на загрязнение, вход в закрытое помещение, потеря управления, спуск спасательных шлюпок и плотов и т.д. Раздел 1 Тренинг по действиям в опасной ситуации Раздел предназначен для руководителя отдела безопасности, ответственного за сохранение высоких показателей безопасности. Однако данный раздел также содержит информацию и для всего экипажа.


Star Reefers – Система управления безопасностью Судовая аварийная инструкция В данном разделе описываются меры реагирования, обеспечивающие своевременное предупреждение всех видов опасностей, аварий и аварийных ситауций. Здесь вы можете найти информацию о связи в чрезвычайных обстоятельствах, контактные данные назначенного лица на берегу и/или лица, заменяющего его, набор фактов и уведомлений владельца и/или администрации флага. Раздел 2 Реагирование на чрезвычайные ситуации


Star Reefers – Система управления безопасностью Судовая аварийная инструкция В данном разделе вы найдете контактные данные: Британского офиса Star Reefers Польского офиса Star Reefers Контактные номера берегового персонала Контактные номера всех судов Star Reefers Аварийные номера DNV Раздел 3 Контактные данные


Star Reefers – Система управления безопасностью Судовая аварийная инструкция В этом разделе приведены типичные опасности, которые могут возникнуть во время работы судна. Раздел выполнен в форме таблиц и схем, в которых представлены меры/способы реагирования и определено, какая из четырех перечисленных категорий применима в какой-либо аварийной ситуации. Категории: Погрузка/разгрузка в порте назначения Заход/выход из порта Проход рядом с побережьем Переход в открытом море Примеры опасных ситуаций: тревога по оставлению судна, столкновение, взрыв в машинном отделении, пожар и т.д. Раздел 4 Опасности и меры предосторожности Star Reefers – Система управления безопасностью Инструкция по формам и чек-листам В данной инструкции нет специальных разделов.В ней находится набор стандартных форм и шаблонов компании, которые используются на судах компании. Вы можете найти следующие формы: допуск на проведение пожароопасных работ, оценка рисков, рапорт передачи, план прохода, бюллетень о ледовой обстановке, первоначальный ознакомительный чек-лист, процедуры на мостике – ежедневные проверки и т.д.

Star Reefers – Система управления безопасностью Этот реестр предназначен, главным образом, для сотрудников службы безопасности судна – старшего помощника и 3-его помощника. Он содержит форму для заполнения и составления списка всех противопожарных приборов, имеющихся на борту судов STAR Reefers. Цель такого списка – наиболее полное описание упомянутого оборудования и помощь в контроле над ним. Список должен регулярно проверяться и обновляться – в нем должны отображаться даты проверок, сертификаты, количество и т.д., чтобы сохранять это оборудование легко доступным для использования в случае крайней необходимости. Регистр противопожарного оборудования (FFA)


Star Reefers – Система управления безопасностью Хотя СУБ Компании разделена тематически и адресована разным отделам и разным членам экипажа, мы поощряем всех желающих ознакомиться с содержанием всех инструкций и руководств. Хорошее знание правил безопасности и способность работников эффективно устранять возникающие угрозы положительно влияют на работу и являются элементом, формирующим безопасность всей компании.




Концепция СУБ состоит из:

СУБ Компании определяется ее политикой. Политика Компании – это документ, определяющий цели и задачи Компании, а также методы и средства достижения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды:
. БЕЗОПАСНОСТЬ
. КАЧЕСТВО
. ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Политику Компании должны знать и разделять все должностные лица Компании, причастные к управлению безопасностью, капитаны и экипажи судов.

Общая политика Компании в основном состоит из:
. политики по обеспечению безопасного судовождения (Safe Navigation Policy);
. политики по предупреждению загрязнения (Pollution Prevention Policy);
. политики по обеспечению должного технического состояния судна (Technical Management Policy);
. политики по обеспечению безопасной перевозки грузов (Safe Cargo Operations Policy);
. политики по обеспечению личной безопасности (Personal Safety Policy);
. политики в области наркотиков и алкоголя (Drug and Alcohol Policy);
. кадровой политики (Personnel Policy);
. структурно-управленческой политики (Managerial Policies).

На Компании лежат обязанности:
1. укомплектования каждого экипажа в надлежащем количестве и должной квалификации;
2. чтобы заключения медицинской комиссии, рабочие дипломы, сертификаты и квалификационные свидетельства капитанов, командного состава и лиц судовой команды удовлетворяли требованиям международных конвенций;
3. чтобы техническое состояние судов соответствовало положениям международных и национальных документов;
4. наличия на каждом судне текстов международных конвенций, резолюций ИМО, национальных законов, правил, инструкций, руководств, регулирующих вопросы мореплавания;
5. обеспечения необходимыми картами, лоциями и всеми другими навигационными пособиями.

Ответственность, полномочия и взаимодействия всего персонала судов и береговых подразделений должны быть четко определены и доведены до каждого.

На каждого берегового и судового специалиста должна быть заведена персональная кадровая карточка, отражающая общее и специальное образование, имеющиеся дипломы и свидетельства, занимаемые должности, поощрения и взыскания, оценки аттестационных комиссий и проверяющих лиц.


По каждому направлению политики Компании создаются конкретные Руководства, которые в последствии корректируются в процессе анализа, оценки, пересмотра Политики. Каждое Руководство должно содержать ясные инструкции по эффективному управлению объектом по следующим этапам операций:

Для критических и аварийных операций должны быть разработаны специальные процедуры, инструкции, требования к персоналу, планы оперативных мер в случае инцидента или угрозы инцидента.

Обеспечение безопасности ДД связано с деятельностью многих организаций, которые заняты конструированием, изготовлением, ремонтом и техническим обслуживанием ТС, перевозками пассажиров и грузов, проектированием, строительством, реконструкцией, оборудованием и содержанием дорог, подготовкой и воспитанием водителей и пешеходов, регулированием движения и поддержанием порядка на дорогах, оказанием медицинской помощи пострадавшим.

Деятельность по предупреждению ДТП носит многоплановый и многообразный характер, поэтому особую актуальность приобретает вопрос создания в этой деятельности системы, в которой бы нашли свое место каждое ведомство, организация, предприятие, должно­стное и частное лицо, имеющее отношение к вопросам организации ДД. Такая система в нашей стране создана - это Государственная система управления безопасностью движения (рис. 20), которая представляет собой совокупность взаимодействующих органов, учреждений, предприятий и организаций, деятельность которых направлена на предупреждение аварийности на автомобильном транспорте.

Сущность этой системы состоит в том, чтобы убедить и при необходимости принудить, опираясь на силу государственной власти, все предприятия, организации, учреждения, всех должностных лиц и граждан соблюдать требования норм, касающихся БД.

Рис. 20. Структура государственной системы управления ДД

10.1. Органы государственной власти и управления

Эти органы решают наиболее фундаментальные и принципиальные вопросы организации ДД, - регулирование масштабов автомобилизации, развитие улично-дорожной сети, разработка законодательных актов по ДД, стандартизация требований к элементам системы ВАДС.

Рассматривая ДД в качестве объекта воздействия, следует отнести его, как уже отмечалось, к социальной системе. Наиболее эффективной формой управления социальными системами является введение нормирования, то есть введение законов, правил, стандартов, инструкций, приказов, выполнение которых обеспечивалось бы силой государственной власти.

Основными задачами органов государственной власти являются:

своевременная разработка новых нормативных документов и введение их в действие;

организация их изучения, проведение разъяснительной работы среди участников движения по целесообразности и необходимости их выполнения;

контроль за соблюдением действующих нормативов;

принуждение в случае необходимости к их выполнению.

Остановимся подробнее на основных нормативных документах.

Важнейшим документом, определяющим основные направления государственной политики по предупреждению аварийности в стране, является Федеральный закон к «О безопасности дорожного движения» , в котором определены задачи охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и интересов, а также интересов общества и государства.

Закон устанавливает задачи государства в сфере обеспечения безопасности движения - это разработка и введение на территории РФ единой системы правил, стандартов и других нормативных актов в области обеспечения БД; разработка и утверждение федеральных программ повышения БД и их финансовое обеспечение; вопросы организации подготовки водителей; вопросы обучения населения правилам безопасного поведения на дорогах; координация деятельности по медицинскому обеспечению БД, организация научно-технических исследований федерального значения по вопросам обеспечения БД, организация и осуществление государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения БД, организация лицензирования деятельности, связанной с обеспечением безопасности движения.

Закон определяет также задачи субъектов РФ в сфере обеспечения БД, которые в общих чертах соответствуют задачам государства, но решаются уже на уровне областей, краев, республик.

Закон определяет требования к дорогам при их проектировании, строительстве и реконструкции; к транспортным средствам при их производстве, обслуживании и ремонте, основные требования по подготовке водителей транспортных средств.

Закон определяет права и обязанности участников дорожного движения - это право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам РФ в соответствии и на основании установленных правил; получать разъяснения от должностных лиц, осуществляющих надзор за дорожным движением в случаях тех или иных ограничений прав участников движения; получать полную и достоверную информацию об условиях движения на дорогах; получать бесплатную медицинскую и другую необходимую помощь при ДТП от организаций и должностных лиц, деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения.

В законе отмечается, что реализация участниками движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. За нарушение требований безопасности движения закон предусматривает введение дисциплинарной, административной и правовой ответственности.

Эксплуатационное состояние автомобильных дорог регламентирует ГОСТ Р 50597-93 .

Техническое состояние транспортных средств регламентируют ГОСТ Р 51709-2001 , ПДД .

В стране действует также целый ряд ведомственных нормативных документов, определяющих основные направления работы по предупреждению аварийности на автомобильном транспорте. Рассмотрим содержание некоторых из них.

«Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» (прил. 1).

Документом определены 4 группы требований:

а) к руководителям предприятий, учреждений, фирм, осуществляющих перевозку грузов и пассажиров;

б) к водителям (обеспечение их надежности);

в) к техническому состоянию транспортных средств;

г) к организации перевозок пассажиров и грузов.

Требования к руководителю предприятия:

осуществлять перевозки пассажиров и грузов в соответствии с действующими нормативными документами;

назначить на должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением БД лиц, прошедших специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами, и аттестацию на право занятия этих должностей;

разработать для всех работников, деятельность которых влияет на безопасность движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению ДТП;

осуществлять контроль за деятельностью должностных лиц, связанных с обеспечением безопасности движения.

Требования к водителям, транспортным средствам и организации перевозок будут рассмотрены ниже более подробно.

«Положение об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов» . Данный документ определяет общие задачи и направления работы предприятия по предупреждению аварийности. Он включает шесть разделов:

1-й раздел «Общие положения», в котором определены основные требования к деятельности предприятий и водителей-предпринимателей по обеспечению БД (осуществлять перевозки в соответствии с действующими нормативными документами и в лице руководства предприятия нести ответственность за организацию работы по обеспечению БД);

2-й раздел «Задачи предприятия по обеспечению БД». В разделе определены три основные задачи - это обеспечение профессиональной надежности водителей, безопасности транспортных средств и безопасных условий перевозок;

3-й, 4-й, 5-й разделы детально конкретизируют основные направления работы по обеспечению надежности водителей, безопасности транспортных средств и безопасных условий перевозок;

6 - й раздел определяет ответственность должностных лиц за нарушение требований безопасности движения (дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и вплоть до уголовной).

«Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» . В соответствии с этим документом лица, связанные с обеспечением БД, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей, которая проводится после специальной подготовки (обучения), подтвержденной соответствующим удостоверением.

Цель аттестации - определение пригодности лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятия, к работе по обеспечению безопасности движения.

Основные задачи аттестации:

проверка уровня знаний нормативных документов, регламентирующих деятельность по БД и умения применять их в работе;

формирование высокопрофессионального кадрового состава специалистов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспорта.

Аттестации подлежат:

руководители предприятий или их заместители, отвечающие за безопасность движения;

начальники отделов эксплуатации, безопасности движения, технического контроля;

начальники колонн, отрядов;

специалисты (диспетчеры, механики ОТК, механики колонн и отрядов).

Аттестация проводится после повышения квалификации (обучения) аттестуемого с периодичностью - один раз в пять лет. При грубых нарушениях норм и правил, регламентирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, а также если на предприятии совершено ДТП с тяжелыми последствиями, может быть назначена досрочная аттестация специалистов.

Для аттестации создаются региональные аттестационные комиссии. По результатам аттестации комиссия дает оценку - соответствует (не соответствует) занимаемой должности.

Кроме названных документов, в сфере обеспечения БД действуют ряд других, основные из которых представлены в приложениях и библиографическом разделе.

Рассматривая органы государственной власти, необходимо отметить работу ГИБДД, являющейся стержневым, инспекторским органом государственной системы управления БД. Главной задачей ГИБДД является организация дорожного движения с целью обеспечения его безопасности и повышения эффективности использования транспортных средств.

Основные направления работы ГИБДД:

Контроль за соблюдением правил, стандартов и других нормативных документов, касающихся вопросов безопасности движения;

Регулирование и поддержание порядка в самом дорожном движении;

Регистрация транспортных средств, прием экзаменов и выдача водительских удостоверений;

Участие в разработке нормативов, касающихся вопросов БД, убеждение участников движения в необходимости их выполнения и в случае необходимости - принуждение к соблюдению нормативов.


Рис. 21. Структура служб ГИБДД

В соответствии с направлениями работы ГИБДД включает следующие службы (рис. 21), функции которых достаточно понятны из названий служб.