Повышенное внимание с легковым прицепом. Езда с прицепом зимой

Такое дополнение к легковому автомобилю как прицеп, значительно расширяет возможности самого автомобиля, и для многих автовладельцев часто бывает просто необходимым.

Как правило, для этих целей, то есть легковыми автомобилями, применяются одноосные прицепы.

Одноосные прицепы

Такие прицепы, в зависимости от их установленной максимальной массы, принято делить на «легкие», у которых разрешенная максимальная масса, установленная производителем, не превышает 750 кг, и «тяжелые» прицепы, с разрешенной максимальной массой, превышающей 750 кг.

Одноосный прицеп

Отличаются эти виды прицепов не только своей «грузоподъемностью». В отличие от «тяжелых» прицепов, «легкие» прицепы не всегда оборудуются , тогда как «тяжелые» прицепы должны иметь тормоза в обязательном порядке.

Чем должен быть оборудован автомобиль

Чтобы автомобиль мог ездить с прицепом, его нужно оборудовать стандартного типа, имеющим штепсельную розетку, через которую подключается электроцепь прицепа к электроцепи автомобиля.

Тягово-сцепное устройство

Также, если прицеп шире автомобиля-тягача и тем самым ухудшает задний обзор для водителя, автомобиль нужно оборудовать зеркалами заднего вида с удлиненными кронштейнами.

Отправляясь в дорогу с прицепом, всегда нужно иметь в автомобиле два противооткатных клина, подкладываемых под колеса, если автомобиль останавливается на уклоне.

Правила езды с прицепом

Управление автомобилем с прицепом имеет свои особенности:

1. Всегда нужно учитывать, что прицеп в значительной мере изменяет «поведение» автомобиля на дороге, и его наличие требует от водителя особого внимания. При езде с прицепом обязательно увеличивается тормозной путь автопоезда, а также снижается динамичность и время разгона, даже если прицеп пустой.

При этом проходимость автомобиля и его маневренность наоборот ухудшаются. Эти факторы заставляют водить автопоезд на небольшой скорости, избегая резких ускорений и торможений.

2. При выполнении различных маневров всегда необходимо учитывать длину автопоезда, его большие габариты, и создаваемый автопоездом, так называемый, «коридор поворота», то есть ту траекторию, по которой в повороте двигается автомобиль и прицеп.

Выполняя такие маневры, как например, обгон или торможение при езде с прицепом, нужно иметь достаточный запас расстояния и времени, и учитывать, что динамические характеристики автомобиля стали хуже.

3. Трогаться с места, при буксировке прицепа нужно как можно плавнее, без рывков. В противном случае колеса могут начать пробуксовывать, что ведет к интенсивному износу шин, повышает расход топлива, и может стать причиной поломки трансмиссии или сцепного устройства.

4. Встретившиеся на дороге препятствия или другие транспортные средства нужно объезжать, делая больший, чем обычно интервал, а также, возвращаться на свою полосу после выполнения объезда, необходимо на большем, чем обычно удалении от этих объектов.

5. Такой маневр, как обгон, является достаточно опасным, поэтому выполнять его нужно только, если в этом действительно есть необходимость, при этом обязательно нужно учитывать, что зона выполнения обгона стала больше, за счет снижения динамичности автомобиля.

6. Нельзя забывать, что для автомобиля с прицепом характерна склонность к «складыванию», то есть «набегание» прицепа на автомобиль, что может вызвать занос.

Как правило этот эффект возникает во время торможения, особенно на поворотах. Чтобы избежать такой неприятности нужно заранее перед поворотом уменьшать скорость. Если избежать «складывания» все же не удалось, выровнять автопоезд можно, прекратив торможение и увеличив скорость.

7. Двигаясь с прицепом по грунтовым дорогам, старайтесь не ехать между колеями, так как прицеп может попасть в одну колею, а сам автомобиль в другую.

8. Не имея опыта вождения автомобиля с прицепом, желательно потренироваться на безопасной площадке движению задним ходом — именно такой маневр часто вызывает затруднения.

9. Правильному размещению груза на прицепе тоже нужно уделять особое внимание. Наиболее оптимальным вариантом «развесовки» прицепа считается такое, при котором его дышло будет опираться на сцепное устройство с усилием от 35 до 95 кг.

Правильное и неправильное размещение груза на прицепе

При неправильном размещении груза, то есть при смещении веса вперед или назад относительно оси прицепа значительно увеличивается нагрузка на сцепное устройство, что может стать причиной плохой управляемости автомобиля.

Во время длительной поездки нужно время от времени делать остановки, и проверять надежность крепления груза в прицепе.

10. Отправляясь в дорогу с прицепом, нужно каждый раз проверять надежность тягово-сцепного устройства, исправность световой сигнализации, привести в норму автомобиля и прицепа, проверить их состояние, проверить надежность крепление колес, правильность расположения груза в прицепе.

Видео — движение с прицепом по городу:

Надеюсь, что статья ответила на все ваши вопросы. Удачи на дорогах!

16 вопросов о прицепах для легковых автомобилей

1) Какие нужны права, чтобы ездить с прицепом?

По действующему, на данный момент, законодательству, прав с категорией «В» достаточно, если разрешенная максимальная масса буксируемого прицепа не превышает 750 кг. Либо если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В», а разрешенная максимальная масса такой комбинации транспортных средств не превышает 3 500 кг.

В случае же, когда прицеп или состав «автомобиль+прицеп» в эти рамки не вписываются, придется открывать в правах дополнительно категорию «Е». В среднем по Петербургу, стоимость обучения составит 8 000-10 000 руб., срок обучения - около полутора месяцев.

2) Прицеп можно использовать с любым автомобилем?

Да, если его разрешенная максимальная масса не превышает массу снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В». Что касается прицепного узла - фаркопа, то технически его можно поставить на любую машину.

3) Как нужно дооборудовать автомобиль, чтобы использовать прицеп?

Это, как уже упоминалось, установка фаркопа, а также выведение дополнительной электропроводки для световых прибо-ров (габаритов, поворотников и стоп-сигналов) прицепа.

4) По каким параметрам подбирается прицеп к автомобилю?

Прежде всего, нужно ответить на вопрос: для чего вам нужен прицеп - возить доски-кирпичи, гидроцикл или катер? А может, мобильный дачный домик? Далее внимательно читаем техниче-ские характеристики прицепа и оцениваем, вписывается будущий состав в категорию «В» или нет.

Нелишним будет ознакомиться и с инструкцией к своему автомобилю, где присутствует пункт «максимальная масса буксируемого прицепа оборудованного/не оборудованного тормозами». Эти сведения можно поискать в Интернете или позвонить на дилерскую станцию. После этого делаем выбор.

5) Каковы особенности езды с прицепом?

Вообще-то, прицеп, особенно загруженный, ощутимо снижает разгонную динамику машины и увеличивает тормозной путь. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов.

Тормозить надо плавно - независимо от того, порожний прицеп или груженый. Важно соблюдать дистанцию до идущей впереди машины. Перед поворотом снижать скорость лучше заранее, а его самого проходить «внатяг». Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля и их «складывание».

На больших скоростях прицеп подвержен раскачиванию из стороны в сторону. Согласно ПДД, максимальная скорость легкового автомобиля с прицепом вне населенных пунктов на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах - 70 км/ч.

При езде с прицепом значительно усложняются перестроение в потоке автомобилей, маневрирование и парковка в городских условиях. Особо сложным является движение задним ходом. При этом большой прицеп ухудшает задний обзор.

Так, в салонное зеркало, например, становится уже ничего, кроме собственного прицепа-дачи, не видно. Правда, в случае необходимости можно установить дополнительные, так называемые караванные, зеркала заднего обзора. Они устанавливаются либо на капот автомобиля, либо на штатные зеркала заднего обзора. С прицепами с большой площадью кузова - такими, как прицеп-дача или тентованный грузовой - надо проявлять осторожность при движении в сильный ветер.



6) Как правильно загружать прицеп?

Груз следует размещать равномерно - таким образом, чтобы его центр тяжести находился над осью (если она одна) или между осями прицепа. Смещение центра тяжести вперед вызовет излишнюю нагрузку на сцепное устройство и всю заднюю часть автомобиля, снижая сцепление управляемых колес с дорогой.

Смещение назад приведет к подъему задней части автомобиля, что ухудшит сцепление с дорогой задних колес. При этом центр тяжести перевозимого груза должен быть как можно ниже, поскольку чем выше он оказывается, тем более склонен прицеп к продольной и поперечной раскачке, ухудшающей управляемость.

7) Может ли груз выступать за габариты прицепа?

Согласно гл. 23 ПДД РФ, груз не должен выступать сзади более чем на 2 м, в ширину - быть более 2.55 м, а высота прицепа с грузом должна быть не более 4 м от поверхности проезжей части.

При этом груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м (или сбоку более чем на 0.4 м от внешнего края габаритного огня), должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди - фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета.

8) Что нельзя перевозить в прицепе?

Прежде всего, кого: людей. В том числе, и в прицепе-даче. Не допускается перевозить взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества. К таким де-юре относятся и канистра с бензином, и бытовой газовый баллон. Впрочем, де-факто их возят все, и инспекторы ГИБДД не придираются. Но если в прицепе целый склад ГСМ - инспектор может тормознуть на законных основаниях.

Кроме того, по предписанию п. 23.3. ПДД РФ, груз не должен ограничивать обзор, мешать управлению, нарушать устойчивость транспортного средства, закрывать внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствовать восприятию сигналов, подаваемых рукой. Также груз не должен создавать шум, пылить, загрязнять дорогу и окружающую среду.

9) Как прицеп влияет на техническое состояние и ресурс машины?

Поскольку прицеп - это всегда лишний вес, соответственно, это и дополнительная нагрузка на автомобиль: прежде всего, на двигатель и трансмиссию, износ которых, при прочих равных условиях, происходит быстрее.

Однако тут многое зависит от самого состава. Например, для большого внедорожника с пятилитровым мотором, который возит легкий прицеп с гидроциклом и седана С-класса, таскающего громоздкий прицеп-дачу, «допнагрузка» и ускорение износа будут разными. В первом случае они сводятся практически к нулю, а во втором станут заметны уже после двух-трех лет эксплуатации.

Ориентировочные цены на прицепы, руб.

Грузовой прицеп, полная масса от 450 до 2500 кг от 20 000 до 160 000
Кемпинговый прицеп (в базовой комплектации) от 250 000
Прицеп для перевозки мототехники от 25 000
Прицеп для перевозки лодок, полная масса от 400 до 3500 кг от 25 000 до 200 000
Прицеп для перевозки лошадей от 150 000
Торговый прицеп-киоск от 170 000

10) Насколько возрастает расход топлива автомобиля?

В среднем, расход топлива увеличивается от 5 до 15% и даже более. Но здесь многое зависит, опять-таки, от пропорций состава «мощность автомобиля - масса прицепа». Свой вклад вносят и условия езды: километраж по городу и по проселкам.

11) Нужно ли ставить на прицеп зимнюю/летнюю резину?

В России - не нужно. Тем более, что большинство новых прицепов, особенно отечественного производства, продаются у нас со всесезонной резиной. Но вот тем, кто собирается в путешествие в страны Евросоюза, стоит вспомнить про времена года: в ЕС для прицепов сезонная смена резины обязательна.

12) Предусматривается ли что-нибудь в конструкции на случай, если прицеп вдруг отцепится на ходу?

Для этого существует специальная аварийная тормозная система. Устроена она довольно просто: за фаркоп цепляется страховочный трос, который в нормальном режиме ослаблен. При нарушении сцепки с автомобилем и отсоединении прицепа трос натягивается и приводит в действие привод тормозных механизмов колес прицепа.

В электропроводке для прицепа присутствуют сигнальные лампочки в салоне автомобиля, сообщающие о присоединении-отсоединении прицепа.

13) Обязательно ли регистрировать прицеп в ГИБДД?

Обязательно. Прицеп должен быть зарегистрирован по месту жительства владельца не позднее пяти суток после его приобретения, снятия с учета или таможенного оформления. При продаже через розничную торговую сеть или при таможенном оформлении на прицеп выдаются паспорт транспортного средства (ПТС) и составляется договор купли- продажи.


В ПТС содержится информация о марке и модели, а также идентификационном номере (VIN), годе выпуска, полной массе, номере кузова и/или рамы. Договор купли продажи является документом, подтверждающим право владения прицепом.

При регистрации владельцу выдается свидетельство и номерной знак.

14) Должен ли прицеп проходить техосмотр?

Должен. Прицепы подлежат техосмотру один раз в два года, если с года их выпуска прошло не более пяти лет (включая год выпуска), и один раз в год, если прошло более пяти лет.

Месяц представления прицепа на осмотр указывается в талоне технического осмотра. Как правило, он устанавливается таким же, как у автомобиля, с которым прицеп эксплуатируется, либо выбирается в соответствии с последней цифрой государственного регистрационного знака.

15) Нужно ли страховать прицеп?

Для прицепов - так же, как для автомобилей - требуется ОСАГО. Стоимость полиса на год составляет 711 руб. Кроме того, прицеп можно застраховать и по КАСКО. Такой полис обойдется, в среднем, в 2% от стоимости прицепа для риска «ущерб» и в 0.5% - по риску «хищение».

16) Надо ли платить за прицеп транспортный налог?

Нет. По ныне действующему законодательству, прицепы, как не относящиеся к самоходным транспортным средствам, транспортным налогом не облагаются.


Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе механического транспортного средства. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски (гл. 1 ПДД РФ).

По назначению прицепы для легковых автомобилей различаются как прицепы-дачи, грузовые, специализированные прицепы для перевозки различной техники (квадроциклов, гидроциклов, снегоходов, автомобилей, погрузчиков, мини-экскаваторов и т. п.) а также для перевозки лодок и катеров.

По грузоподъемности прицепы для л/а различаются на категории. О1 - это прицепы, максимальная масса которых не более 0.75 т; О2 - прицепы, максимальная масса которых свыше 0.75 т, но не более 3.5 т.

Основные элементы конструкции прицепа: рама, кузов, дышло и подвеска. Дышло представляет собой А-образный (или I-образный) горизонтальный рычаг, закрепленный на передней стороне рамы прицепа. На нем находятся узел сцепки, закрепляемый за фаркоп автомобиля, страховочные тросы, а у некоторых прицепов - складная или колесная подставка.

У прицепа может быть одна либо две и более осей. Для л/а прицепов применяют такие виды подвесок, как рессорная зависимая, пружинная зависимая, рычажно-пружинная независимая, резино-жгутовая независимая и торсионная независимая.

Прицепы для л/а могут оснащаться рабочей тормозной системой (гидравлической инерционного типа), а также стояночными и аварийными тормозами.

Какой прицеп вам нужен?

прицеп-«дача»

16,3%

грузовой прицеп

18,4%

прицеп для перевозки мототехники

4,1%

прицеп для перевозки лодки

4,1%

не нужен никакой

57,1%

Есть автолюбители, которые считают, что ездить на транспортном средстве с прицепом очень легко. Но им так только кажется в силу отсутствия опыта.

На самом же деле неправильное поведение водителя или неграмотная установка прицепа - частые причины дорожных происшествий с печальным концом.

Категория прав и вес прицепа

Прицеп прицепу рознь - об этом нужно помнить. Водители с удостоверением категории «B» могут использовать прицепы, не превышающие вес машины без нагрузки. Чтобы управлять тяжелым прицепом, вам потребуется категория «BE». Если у вас права «C»-категории, можете использовать конструкцию весом до 750 килограммов. Это же касается и категории «D».

Стоп-сигналы и клинья

Прежде чем отправиться в путь на машине с прицепом, удостоверьтесь, что на нем работают стоп-сигналы и поворотники. Если трейлер или фургон шире авто, установите зеркала вида на специальные удлинители, чтобы иметь возможность следить за дорогой. Также не забудьте обзавестись клиньями для колес. Они потребуются вас в случае, если вы припаркуетесь на склоне, даже если он окажется маленьким.

Топливо и торможение

Во время езды с фургоном всегда увеличивается расход горючего. Будьте готовы к тому, что в дороге бензобак опустеет быстрее обычного. А еще тормозите плавно и аккуратно, в противном случае прицеп будет заносить в стороны.

Собираемся в путь

Отправляясь в дорогу, обязательно осмотрите прицеп и убедитесь, что он исправен. Кроме поворотников, уделите максимум внимания замку крепления - он должен фиксироваться надежно и крепко. Оцените состояние страховочных цепей и тросов. Прикрепите их к машине так, чтобы тросы не соскочили во время езды. Чтобы снизить трение, смажьте фаркоп, используя графитовую смазку.

Случается, что прицеп во время езды бросает из стороны в сторону, даже если водитель едет аккуратно. Виноваты в этом неравномерно накаченные колеса или «убитые» амортизаторы прицепа.

Размещаем груз

Загружая прицеп, следует соблюдать определенные правила. Тяжелые вещи полагается ставить ближе к оси конструкции, слегка смещая их вперед. Корму фургона перегружать нельзя, иначе он, наклонившись, будет приподнимать заднюю часть машины.

Результат - низкая эффективность торможения. Впрочем, складывать весь груз в передней части прицепа тоже неправильно, ведь в этом случае у машины будет поднимать в воздух «нос», что усложнит управление.

Вес груза нужно распределять равномерно. Тогда машиной будет легко управлять, а прицеп станет «послушным» и перестанет прыгать и переваливаться в разные стороны.

Поездка

Оснащенный прицепом автомобиль длиннее и тяжелее обычного. Это очень заметно в движении - машина дольше набирает скорость, а для ее разгона требуется много времени. Данный факт нужно учитывать при обгоне, ведь с прицепом сложно вернуться в свой ряд.

Поэтому лишний раз не стоит обгонять другие транспортные средства, если вы сомневаетесь, что успеете совершить маневр. Лучше поберечь свои нервы и не рисковать жизнью.

Если вашу машину с прицепом обгоняет большая фура, обязательно немного притормозите и дайте вправо. Иначе поток воздуха, исходящий от грузовика, толкнет ваш прицеп в сторону. Так что лучше на пару минут дольше пробыть в дороге, чем собирать куски прицепа и груза на обочине.

Будьте начеку

В пути нужно все время следить за прицепом. Он не должен постоянно:

  • дергаться;
  • вилять;
  • прыгать туда-сюда.

Подобное поведение говорит об износе фаркопа, неправильном распределении груза или неравномерном давлении в шинах. Также периодически поглядывайте в зеркало заднего вида на колеса фургона. Если он не загружен, вы можете не почувствовать прокола шин. Двигаясь же со спущенными колесами, вы совсем их испортите.

Повороты

Поворачивая, делайте это осторожно, оставляя «запас» свободного пространства от машины до бордюра, равным минимум 1,5 м, чтобы прицеп не занесло. И еще - не тормозите автомобиль, входя в поворот.

Маневры такого рода не по душе прицепу. Поворачивая, двигайтесь со стабильной скоростью, не повышая или понижая ее, в противном случае прицеп «уведет» машину в сторону. Иными словами, действовать нужно так: сбавить скорость перед поворотом, потом плавно завернуть и продолжать двигаться дальше.

Если же во время поворота прицеп все-таки начнет бросать в разные стороны, аккуратно ускорьтесь. Тут вступит в силу закон физики - колебания затихают от ускорения.

По проселочным дорогам

Двигаясь по проселочным холмистым дорогам, будьте бдительны. Не развивайте большую скорость и не делайте резких поворотов. Это принципиально важно, ведь у грунтовок есть колеи и прицеп должен двигаться по той из них, по которой едет автомобиль.

Задний ход

Чтобы полностью освоить езду с прицепом, нужно научиться давать зданий ход. Помните, что руль нужно всегда поворачивать в ту сторону, которая является противоположной повороту фургона. Если вы являетесь начинающим водителем, обязательно попробуйте в каком-нибудь безопасном месте выполнять этот маневр, прежде чем отправляться в путь с грузом.

Соблюдаем дистанцию

Есть еще одно важное правило езды с прицепом, касающееся соблюдения дистанции. У большинства прицепов отсутствуют тормоза, а значит, у груженого автомобиля увеличивается тормозной путь. К примеру, на хорошей дороге при движении со скоростью 70 км/ч разница тормозного пути машины с прицепом и авто без него составляет 8 метров.

Зима, холода

Сложнее всего двигаться с прицепом зимой, ведь накатанный снег значительно уменьшает сцепление шин с поверхностью дороги. Из-за этого возрастает риск бокового заноса при торможении и на поворотах.

Чтобы не попасть в неприятные ситуации, держите зимой большую дистанцию по отношению к другим транспортным средствам, не делайте резких поворотов и плавно жмите на педаль тормоза при включенном сцеплении. Впрочем, на обледенелых и скользких дорогах желательно тормозить двигателем.

Совершать обгон зимой можно только на участках дороги, по обочинам которой лежит укатанный снег. Если же снег рыхлый, прицеп может съехать в него. На закруглениях дороги, покрытой снежным ковром, будьте внимательны. Иной раз лучше снизить скорость автомобиля, чтобы подстраховаться.

27.04.2018

Легковой автомобиль сконструирован прежде всего для перевозки пассажиров. При буксировке прицепа-дачи, прицепа-магазина или грузового прицепа ухудшаются: управляемость, тормозная динамика, топливная экономичность, долговечность; резко возрастает парусность, затрудняющая управление при боковом ветре и обгонах крупными машинами. От водителя автомобиля с прицепом требуется повышенное внимание, так как прицеп ограничивает маневренность, проходимость, увеличивает время разгона и тормозной путь тягача с прицепом.

Автомобиль с прицепом стесняет на дороге другие транспортные средства, в плотных транспортных потоках возможны попутные столкновения из-за ошибок в выборе дистанции, боковых интервалов, невнимательности или отсутствия необходимых практических навыков у водителей.
В движении любые маневры возможны лишь при избыточном запасе времени и расстояния. У автомобиля с прицепом существенно возрастает необходимый запас времени для обгона и торможения. Снижать скорость вынуждают прицепы с колесами меньших размеров, чем автомобильные - они чаще повреждаются и перегреваются.
Движение с прицепом начинайте плавно, без рывков и только после прогрева двигателя до температуры не менее 70°. Трогание рывками приводит к пробуксовке колес автомобиля и износу шин, перерасходу топлива, к поломке деталей трансмиссии и сцепных устройств, а на скользких или заболоченных участках дороги вызывает буксование колес.

Не превышайте разрешенную скорость. Избегайте резкого трогания, разгона и торможения, резких маневров, поворотов и перестроений. На стоянке всегда затормаживайте автомобиль и прицеп. Используйте стояночный тормоз прицепа при его наличии.
Во избежание заноса прицепа и "складывания" автопоезда следует избегать резких торможений на скользкой дороге, а при гололеде - снизить скорость и соблюдать особую осторожность.

В пути обязательно следите за характером движения прицепа. Виляние, подергивание и увод прицепа говорят об износе сцепного устройства или ходовой части прицепа, неравномерном распределении груза на нем, недостаточном или неравном давлении в шинах, или неравномерном износе
В зеркала желательно видеть колеса прицепа, так как проколы шин незагруженного прицепа почти
не сказываются на усилиях на руле, и, двигаясь на спущенной шине, можно ее испортить окончательно.

НА УКЛОНАХ


Короткие подъемы на дорогах с твердым покрытием проходите с разгона, скользкие подъемы - на пониженной передаче при равномерной скорости движения, крутые или затяжные подъемы преодолевайте на низшей передаче.
На спусках скорость выбирайте с учетом состояния дорожного покрытия, крутизны спуска и его протяженности, не выключайте двигатель, передачу и сцепление.
Не останавливайте автомобиль с прицепом на крутых уклонах, а если придется, то под колеса ставьте упоры.
Преодолевая подъемы, не превышайте скорость в 30 км/ч на первой передаче и 50 км/ч - на второй.
При трогании на подъемах сцепление включайте немного раньше полного растормаживания колес.

ПОВОРОТЫ


Маневренность автомобиля с прицепом намного хуже, чем без прицепа. На повороте всегда существует опасность столкновения со встречным транспортным средством или съезда в кювет, потому что колеса автомобиля и прицепа проходят кривые с различными радиусами.
При повороте автомобиля с прицепом убеждайтесь, что свободного пространства достаточно для проезда прицепа. Выполняя поворот, учитывайте его длину и рассчитывайте путь передних колес автомобиля, чтобы задние колеса прицепа не попали на полосу встречного движения, в кювет или на тротуар.
На поворотах и на скользкой дороге особенно велика опасность заноса прицепа, складывания автомобиля с прицепом и опрокидывания прицепа. Поэтому при прохождении поворота скорость автомобиля с прицепом должна быть постоянной, уменьшать частоту оборотов и тормозить нельзя выполнять повороты следует плавно, без рывков.

В ГОРОДЕ


Наиболее сложно управлять автомобилем с прицепом в городе, где много пешеходов, узких улиц, переулков, а транспортный поток имеет высокую плотность. В местах повышенной опасности применяйте приемы, способствующие сокращению остановочного пути - заблаговременное снижение скорости, импульсное торможение. Перестроение затруднено, если автомобили движутся сплошным потоком. Выполнять перестроение на соседнюю полосу движения можно, если дистанция между машинами, движущимися по этой полосе, в 4-5 раз больше длины автомобили с прицепом. Перестроение выполняйте четко, заранее включив указатели поворота.
Быстро оценивайте обстановку на перекрестке, своевременно перестраивайтесь, пересекайте перекресток на скорости, позволяющей немедленно остановить автомобиль в случае опасности. Сцепление не выключайте.
Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог пересекайте, лишь убедившись в полной безопасности.
По правой полосе ведите автомобиль с прицепом подальше от тротуара, особенно, если на нем много пешеходов. Если на перекрестке поворачиваете направо, то расстояние между колесами автомобиля и тротуаром должно быть не менее 1-1,5 м. При меньшем расстоянии прицеп выедет на тротуар.

ТОРМОЖЕНИЕ


Затормозить автомобиль с прицепом сложнее, поэтому перед торможением заранее снижайте скорость движения. Тормозите плавно и преимущественно на прямолинейных участках. Тормозной путь автомобиля с прицепом значительно длиннее, чем у одиночного автомобиля, поэтому научитесь рассчитывать момент начала торможения и его интенсивность.
Резкое торможение недопустимо - сильные толчки прицепа могут вызвать занос или привести к поломке автомобиля и прицепа. Если начинается занос прицепа, плавно увеличивайте скорость, выровняйте автомобиль, а затем снова начните торможение. Резкое торможение допустимо только в самых исключительных случаях для предотвращения аварий.
На длинных крутых спусках тормоза испытывают значительные напряжения. Переходите на низшую передачу и тормозите двигателем.
Легковому автомобилю с прицепом свойственна склонность к "складыванию", явлению, когда прицеп набегает на автомобиль и стремится сдвинуть его в сторону, вызывая занос. Это происходит обычно при торможении и наиболее часто - при торможении на повороте. Учитывая это, не следует тормозить при разъезде с встречными транспортными средствами, на поворотах, при объезде препятствий; скорость лучше погасить заблаговременно.
Складывание, если оно началось, выравнивают немедленным прекращением торможения и увеличением скорости.
Тормоза прицепа регулируют таким образом, чтобы его колеса затормаживались несколько раньше, чем колеса автомобиля - это повышает устойчивость автомобиля с прицепом при торможении. Такая регулировка исключает подталкивание автомобиля прицепом и способствует уменьшению тормозного пути.

ОБГОН


Обгон при движении с прицепом выполняют очень осторожно: обгоняют лишь тихоходные транспортные средства. При этом следует учитывать, что зона обгона значительно увеличивается за счет уменьшения относительной скорости между обгоняющим и обгоняемым, а также за счет увеличения зоны возвращения на свою полосу движения после обгона.
Идите на обгон только в том случае, если есть хороший обзор дорог, не требуется значительно увеличивать скорость движения, нет помех, затрудняющих проезд на высокой скорости. Автомобиль с прицепом при обгоне должен иметь достаточный запас скорости. В случае вынужденного прекращения обгона автомобилю с прицепом сложно вновь вернуться в свой ряд.

ГРУНТОВЫЕ ДОРОГИ


При движении по грунтовым дорогам маневрирования избегают. Нельзя ехать между колеями: прицеп может сползти в одну колею, а автомобиль при этом будет стянут в другую.
При движении по мокрой грунтовой дороге может возникнуть боковое скольжение колес, которое приводит к заносу и складыванию автомобиля с прицепом, особенно если дорога будет иметь поперечный уклон. Двигайтесь по гребню такой дороги и используйте имеющуюся колею. Короткие труднопроходимые участки проходите с разгона, длинные - на пониженной передаче.
При переезде канав, ям и других препятствий разгон начинают лишь после того, как прицеп преодолеет это препятствие.
Преодолевая реки, проверяйте глубину брода и состояние дна. Съезды и выезды выбирайте пологие и без поворотов. Брод проезжайте на низшей передаче при равномерной скорости движения. Переключения передач и остановки нежелательны. После выезда просушите тормоза.

ЗИМОЙ


Вождение автомобиля с прицепом зимой требует осторожности - накатанный снег уменьшает сцепление шин с дорогой и в несколько раз увеличивает опасность бокового заноса как на поворотах, так и по время торможения, особенно на обледенелой дороге. В этих случаях держите большую дистанцию. На скользкой зимней дороге недопустимы резкие повороты рулевого колеса, резкое торможение, а также резкое уменьшение подачи топлива, так как все это вызывает занос.
При заносе автомобиля с прицепом необходимо плавно уменьшать подачу топлива, одновременно поворачивая управляемые колеса автомобиля в сторону заноса, и не выключать сцепление. Затем для выравнивания следует плавно увеличить подачу топлива. Тормозить на скользких и обледенелых дорогах следует только двигателем. В исключительных случаях допускается замедлять скорость импульсным торможением при включенном сцеплении.
При заезде на обочину с рыхлым снегом может произойти занос прицепа или его затягивание в глубокий снег. Затягивание произойдет быстрее, чем выше скорость. Поэтому совершайте обгон на узких участках такой дороги в том случае, если уверены, что обочина покрыта плотным укатанным снегом.
При разъездах, чтобы избежать затягивания в снег или кювет, снижайте скорость.
По глубокому снегу автомобиль ведите на пониженной передаче, следя, чтобы не было пробуксовки колес. Движение должно быть равномерным, без крутых поворотов управляемых колес и остановок. Если началось буксование колес, применяйте раскачку. Если несколько попыток не помогли, расчистите от снега дорогу перед колесами.
Скорость автомобиля с прицепом на закруглениях выбирайте в зависимости от радиуса закругления и состояния дорожного покрытия - чем меньше радиус, тем меньше скорость. При движении по обледенелым закруглениям дорог, при разъездах на участках дороги, суженных снежными заносами, скорость автомобиля с прицепом должна быть минимальной.

АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ


Увод прицепа с траектории движения может быть вызван сильным боковым ветром, если у прицепа большая боковая поверхность, "парусность".
Для легкового автомобиля с прицепом опасно отклонение от траектории при движении рядом с большими, особенно длинными, грузовиками и автобусами, едущими с высокой скоростью.
При обгоне крупных машин легковой автомобиль с прицепом притягивает к грузовым вследствие разрежения воздуха за лобовой частью грузовика и в узком боковом интервале.
При завершении обгона встречается сильное сопротивление воздуха, уплотненного лобовым сопротивлением грузовика, которое стремится отбросить легковой автомобиль с прицепом влево.
Если обгоняет грузовик, то сначала сжатый им поток воздуха стремится столкнуть легковой автомобиль с прицепом вправо, затем разрежение притягивает автопоезд к грузовику
В таких ситуациях руль держите крепче, компенсируйте увод шин, снижайте скорость для лучшего сцепления колес с дорогой и корректируйте малейшие отклонения автомобиля.
Сильные перепады давления воздуха ощущаются при проезде с высокой скоростью под мостами, при выезде с лесного участка автомагистрали на открытый.

ЕСЛИ НА АВТОМОБИЛЕ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ


Каждая автокомпания в инструкциях по эксплуатации отмечает особенности вождения автомобиля с прицепом, включая особенности управления, если на автомобиле установлена автоматическая коробка передач.
Ниже приведена выдержка из инструкции "Volvo":
"При буксировании прицепов автомобилей с автоматической коробкой передач нужно помнить:
- на горных дорогах с длинными спусками и подъемами, если коробка передач часто переключается с одной передачи на другую, следует перевести рычаг селектора в положение "3" или "L";
- во время движения вниз по длинным крутым склонам также следует
перевести рычаг в положение "3" или "L". Это обеспечит наилучшее торможение двигателем;
- не следует пытаться останавливать автомобиль при движении вверх по склону путем нажатия на акселератор - есть риск перегрева масла. Вместо этого следует пользоваться тормозами;
- при движении на низкой передаче вверх по крутому склону с прицепом
повышается вероятность перегрева системы охлаждения, особенно в жаркую погоду;
- во время буксировки по гористой местности обычного или жилого прицепа не допускайте, чтобы двигатель постоянно работал в режиме, превышающем 4500 об/мин, ибо это может привести к чрезмерному повышению,температуры масла".

В инструкции по эксплуатации автомобиля "Mitsubishi Padjero" говорится:
"При движении с прицепом на уклонах или с малой скоростью рекомендуется устанавливать переключатель передач в положение "2".
При движении в гористой местности для лучшего использования торможения двигателем и содействия тормозной системе пользуйтесь положением "L". Учтите, однако, что скорость автомобиля не должна превышать максимальную величину, установленную для данной передачи".

ЗАДНИМ ХОДОМ


Движение задним ходом с прицепом требует определенной сноровки. Оно удается после нескольких тренировок на ровной площадке, пока водитель не уяснит четко, что для подачи прицепа, например влево, рулевое колесо автомобиля надо поворачивать вправо и наоборот.
Движение задним ходом некоторых видов прицепов, оборудованных тормозами с инерционным приводом, может быть затруднено, а в некоторых случаях и невозможно без отключения привода, так как при движении задним ходом он срабатывает(прицепы "Тонар"),
При комплектации прицепов тормозной системой и тягово-сцепным устройством фирмы "KNOTT" отключение инерционного привода тормзов для движения задним ходом не требуется. Колесные тормоза фирм "KNOTT" имеют так называемый "автомат заднего хода" и при движении задним ходом тормозные колодки не прижимаются к тормозным барабанам.

ПЕРЕВОЗКА ДЛИННОМЕРНЫХ ГРУЗОВ


На прицепах с установленным удлинителем дышла допускается перевозка длинномерных грузов длиной до 5,5м, при условии обеспечения требуемой нагрузки на сцепной шар до 250-300 Н (25-30 кгс) и соблюдении требований Правил дорожного движения.
При перевозке длинномерного груза не допускается выступание груза за заднюю кромку прицепа более чем на 0,6 м, а при установленном удлинителе дышла - более чем на 1,5 м.
Если груз выступает за габариты более чем на 1 м, его необходимо обозначить согласно Правилам дорожного движения:
"Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м, или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками "Крупногабаритный груз", а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди - фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета".
Опознавательный знак "Крупногабаритный груз" - в виде щитка размером 400x400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозврашающей поверхностью".
При перевозке длинномерных грузов соблюдайте повышенную осторожность из-за увеличенного коридора движения и ухудшения обзорности, избегайте крутых поворотов и узких проездов.
Скорость движения при перевозке длинномерных грузов не должна превышать:
-o на дорогах с асфальтобетонным покрытием - 60 км/ч;
-o на дорогах с твердым покрытием - 40 км/ч;
-o на прочих дорогах - 20 км/ч.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


При эксплуатации прицепа запрещается:
- использовать прицепа с тягачом, снаряженная масса которого меньше полной массы прицепа;
- перевозить людей в прицепе;
- движение со скоростью более разрешенной;
- эксплуатировать автопоезд без подключения электрооборудования прицепа к автомобилю - тягачу;
- эксплуатировать автопоезд без надежного, крепления предохранительных цепей на тягово-сцепном устройстве;
- эксплуатировать прицеп с неисправными тормозами;
- эксплуатировать прицеп без надежного крепления грузов в нем;
- двигаться с вертикальной нагрузкой от прицепа на сцепной шар(отличной от указанных в технической характеристике (неправильное размещение и закрепление груза));
- нагружать прицеп с превышением разрешенной полной массы прицепа;
- оставлять прицеп с тягачом или отцепленный прицеп на уклоне, если под колеса не подложены противооткатные упоры и не включен ручник(стояночный) тормоз.
Внутри объемного кузова прицепов-дач и торговых прицепов на видном месте должен находиться огнетушитель ОП-5, который потребитель приобретает самостоятельно или по согласованию с заказчиком устанавливает предприятие-изготовитель.
Прицепы должны быть оборудованы автономными пожарными огнетушителями, которые потребитель приобретает самостоятельно или по согласованию с заказчиком устанавливает предприятие-изготовитель. Для подключения автономного пожарного извещателя к бортовой сети прицепа служит специальная 4-х контактная розетка, размешенная на потолке или в верхней части стенки. Кроме того, питание извещателя может осуществляться от сменного гальванического элемента типа "Крона". При задымлении внутреннего пространства фургона извещатель подает звуковой и световой сигналы. Другие особенности конструкции и Правила пользования пожарным извещателем приведены в паспорте на него.
Запрещается установка прицепов под ЛЭП, самовольное переоборудование внутренних электропроводок, использование потребляемой электрической мощности сверх предусмотренной, а также использование прицепа не по назначению. Подключение к внешней электросети прицепа - дачи во время стоянки должно проводиться в специально оборудованн местах: оборудованных кемпинговых стоянках и т.п.

В. В. Волгин "Особенности вождения с прицепом"
Москва "Ливр", 2000г.