Оформление покупки автомобиля по trade in. Обман и справедливость в trade-in: наше расследование

Для тех, кто совсем не хочет заморачиваться с продажей подержанного автомобиля, есть способы сделать всё быстро и без общения с покупателем , объяснений, что машина в порядке, препирательств и длительных обсуждений. Чтобы продать машину быстро и на месте, можете обратиться в Trade-in.

Сдав машину автосалону, вы сэкономите время, но заплатить за это придётся деньгами. О том, как продать машину по трейд-ин, что это такое, и что нужно знать и учитывать, читайте в нашем материале.

Чтобы сдать авто, вам нужно приехать в дилерский центр, где авто осматривают менеджеры, после чего производят оперативную оценку и называют свою цену, которая неизбежно будет ниже рыночных расценок.

Дальше уже ваше дело, соглашаться на предложенные условия или не соглашаться. Если же вы приехали менять машину не на другой автомобиль, а на живые деньги, будьте готовы к торгам. Но подготовиться нужно не только к ним - подготовка к продаже машины по трейд-ин будет включать в себя следующее:

    • Убедитесь в технической исправности всех узлов - за каждую проблему с вашим авто салон будет сильно снижать цену.
    • Убедитесь в юридической чистоте - даже непогашенные штрафы могут стать причиной того, что ваш авто не примут в трейд-ин.
    • Не скрывайте ничего от автосалона - предполагается честное и открытое сотрудничество. Автосалоны и дилерские центры, принимающие автомобили по трейд-ин, проводят предварительную проверку машины, узнавая все как с юридической стороны, так и о наличии ДТП или работе в такси.

Цену на машину будут снижать от рыночной, потому как цель автосалона в данном случае - заработать на дальнейшей продаже машины. Вы отдаете машину на перепродажу, но с гарантией, что она будет снята с учёта, и что всё будет сделано «в белую».

Обмен своего автомобиля на другой

Кроме обмена на деньги, вы можете обменять свой авто по программе трейд-ин на другой автомобиль. В этом случае потеря от рыночной стоимости будет компенсирована некоторыми другими преференциями, которые может сделать дилер.

Продажа машин по трейд-ин для дилера - способ реализовать автомобиль взаимозачётом с той машиной, которую собирается продавать клиент. Бывает два типа обмена машин по трейд-ину:

  • Обмен автомобиля с пробегом на новый автомобиль;
  • Обмен автомобиля с пробегом на б/у автомобиль.

Если вы меняете автомобиль на новый у дилера вашей марки, то вам сделают скидку, дадут лучшие условия по кредиту и предоставят иные преференции, так как автосалону выгодно, чтобы вы купили у них автомобиль. Поэтому продавать авто в трейд-ин таким образом выгоднее и вам.

В случае обмена своего авто с пробегом на б/у авто, который уже представлен в автосалоне по программе трейд-ин, нужно быть осторожнее. Существует стереотип, что если машина продается от дилера, то она обязательно чистая и честная, но следует помнить, что смотать пробег, скрыть факт ДТП и сделать многое другое могли предыдущие владельцы, которые были до того, как машину купил салон.

Поэтому для того, чтобы не оказаться в дураках, купив транспортное средство в автосалоне, рекомендуем провести предварительную проверку с помощью сервиса «Автокод» .

Благодаря проверке вы заранее узнаете, сколько в действительности было владельцев у транспортного средства, использовался автомобиль для работы в такси или нет, какова его история, пробег и что, возможно, предыдущему владельцу удалось скрыть от менеджеров салона.

За одним не помешает досконально проверить техническое состояние машины, воспользовавшись услугами выездной проверки .

Ведь обменять свой автомобиль, пускай и более вам не нужный, но все равно проверенный и родной, на «кота в мешке», который может начать ломаться или окажется проблемным с юридической точки зрения, будет очень неприятно и, что ещё важнее, нанесёт удар по благосостоянию. Меняя свой автомобиль на другой, проводите предварительную проверку, иначе обмен окажется несправедливым и неравноценным с любыми доплатами.

Время чтения: 6 минут

На какие только ухищрения не идут автодилеры и производители, чтобы сбыть свой товар. Это и скидки, и бонусы, и подарки, и даже возможность обменять старый автомобиль на новый или с пробегом, но получше. В этой статье мы расскажем, что такое Trade-in, ведь услуга выгодна всем без исключения. Также сравним ее с федеральной программой утилизации, которая действует по схожему принципу.

Принцип работы и законодательная база

Начнем с определения. В переводе с английского trade-in означает метод продвижения товара, в котором покупателям предлагается фиксированная скидка на цену за новый продукт в обмен на б/у. В нашем случае принцип работы программы Trade-in таков: заехал в салон, оставил старую машину, а выехал на новой, доплатив разницу. То есть продавец получает часть стоимости в виде автомобиля, который ему сдает покупатель. Очень заманчиво.

Стоит заметить, что такой вид торговли известен давно. Даже в СССР некоторые товары можно было обменивать на новые с доплатой.

Обмен авто по системе Trade-in – это две операции в одной сделке – продажа старой и покупка новой машины.

Это выгодно и удобно, если не хочется оставаться пешеходом какое-то время, ведь:

  • Старое авто придется снимать с учета, а новое регистрировать.
  • Новая машина покупается чаще не там, где продается старая.
  • Чтобы продать, иногда приходится потратить массу времени и сил.

А теперь рассмотрим, как действует Trade-in на авто. Владелец приезжает в салон, а после диагностики и при наличии необходимой суммы уже через несколько часов может уехать на новой машине. Он экономит время и нервы и без проблем меняет ТС. При этом сделка происходит безопасно, а оформлением документов занимаются специалисты центра.

Приказ МВД РФ №605 от 07.08. 2013 г. внес коррективы в порядок предоставления услуги. Теперь снять с учета автомобиль не удастся, если он не утилизируется. Поэтому поступают так:

  1. Продают машину салону.
  2. Заключают договоры комиссии/на продажу и покупку нового автомобиля.

Формально авто останется за прежним владельцем, пока не появится покупатель. ТН придется платить, а после продажи контролировать перерегистрацию.

Условия и необходимые документы

Участие автомобиля в программе Trade-in возможно, если он:

  1. В единоличной собственности.
  2. Не находится в залоге, под арестом или в угоне.
  3. Технически исправен.

В автосалоне прежде всего проведут юридическую оценку сделки. Авто прогонят по базам, проверят документы, только потом продолжат процедуру. Кроме того, большинство дилеров устанавливает свои ограничения. Например, не принимает автомобили, побывавшие в серьезных ДТП, а также отечественные старше 5 и импортные старше 7 лет.

Документы для Trade-in понадобятся следующие:

  • СОР, ПТС, страховой полис;
  • два комплекта ключей;
  • диагностическая карта ТО, если есть;
  • сервисная книжка (если имеется);
  • гражданский паспорт собственника или доверенность.

Юрлицам дополнительно потребуются:

  • свидетельство о постановке на учет в налоговой;
  • выписка из Единого госреестра юрлиц или заверенная копия не старше 3 месяцев;
  • печать и реквизиты организации;
  • доверенность на представителя.

Trade-in б/у авто

Допускается обменять по Trade-in автомобиль на ТС, бывшее в эксплуатации. Салонов, предлагающих такую услугу, предостаточно. Механизм сделки ничем не отличается. Авто, выставляемые на продажу, проходят диагностику и полное обслуживание.

Только нужно учитывать, что проследить историю в этом случае так же сложно, как и на рынке. Правда, юридическая чистота сделки гарантируется. Не стоит забывать, что здесь можно торговаться.

Порядок сдачи автомобиля в Trade-in предполагает оценку остаточной стоимости. Понятно, что это самый важный этап для владельца. И не только для него. Дилер никогда не купит машину по среднерыночной стоимости. Для него рентабельность начинается при разнице 20-30%. При этом обязательно учитывается ликвидность и престижность автомобиля.

Для оценки технического состояния у дилера есть все необходимые средства и персонал. Машину дотошно проверят. ТО по сравнению с этим – ерунда.

Очень важен возраст ТС. За первый год эксплуатации авто сбрасывают 20% первоначальной стоимости, за каждый последующий – по 10%. Дилер обязательно учтет, если коробка механическая, ЛКП местами “неродное”, салон чуть потерт, а резина слегка изношена. Вопросов будет масса, и автовладельцу за цену придется побороться. Оценка в автосалоне производится бесплатно.

Онлайн-оценка

Многие салоны предлагают пользоваться специальными калькуляторами для расчета примерной стоимости ТС. Оценка авто для Trade-in онлайн на сайте дилера не может быть объективной, но даст возможность понять «отношение» к вашему автомобилю. Алгоритм работы программы составлен с учетом прежде всего интересов дилера. Чем больше владелец авто укажет вводных данных, тем больше шансов получить точную стоимость, которую предложат в салоне. Но лучше всего воспользоваться услугами независимого профессионального оценщика.

Покупаем авто по Trade-in

Теперь о том, как происходит покупка авто по Trade-in. Решившись поменять машину таким образом, придется сначала определиться с выбором модели и автосалона. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в приличном и внушаемом доверие салоне подходящих предложений может не оказаться, и наоборот.

Остается позвонить или связаться с дилером через его сайт и уточнить процедуру, скидки, возможность оформления кредитов и так далее. Дальнейший алгоритм Trade-in при покупке автомобиля выглядит так:

  1. Выбор нового авто.
  2. Проверка документов дилером.
  3. Проверка состояния ТС.
  4. Составление договоров, решение вопроса оплаты.

Где возможен обмен

Сегодня существует огромный выбор предложений. Услуга Trade-in при покупке машины предоставляется множеством салонов официальных дилеров и небольших торговых площадок. Выбор остается за автовладельцем. Проще, конечно, отдать машину в центр, где она покупалась – во-первых, история уже известна, во-вторых, вопросов по оценке будет меньше.

Мелкие торговцы могут оказаться агрессивнее в плане отстаивания собственной точки зрения на оценку, да и юридическое сопровождение сделки у них часто хромает. Рекомендуется Trade-in автомобиля в автосалоне официального дилера производителя. Это наиболее безопасный и оптимальный вариант.

Пройдите социологический опрос!

Программы производителей

Производство некоторых популярных марок современных автомобилей сегодня локализовано в России. Автозаводам предоставляется право самостоятельно определять размеры скидок и предлагать уникальные льготные условия приобретения продукции.

Практически у каждого производителя есть своя программа Trade-in. И в 2020 году автопроизводители вряд ли что-то поменяют в отношении российского потребителя. То есть их продолжат работать без изменений.

Выгодна ли программа

Теперь о том, выгодно ли сдавать машину в Trade-in. Что это удобно, лишний раз говорить не нужно. А как насчет выгоды? Если вспомнить, что время – деньги, то, однозначно, выгодно. Оценить стоимость сбереженных нервов вообще невозможно.

С деньгами сложнее. Машину в салоне оценят ниже рыночной стоимости. Выгода по Trade-in может быть реальной, если правильно учесть каждую мелочь, а ведь большинство опций в вашей машине дилера не интересует. Тут важно смотреть на вопрос комплексно. Во-первых, какова разница предложенной и рыночной стоимости продаваемого авто, во-вторых, какая будет скидка на приобретаемый автомобиль. В среднем выгода может доходить до 5%.

Выбор между Trade-in и утилизацией

Как известно, продолжена на 2020 год, поэтому выбор у российского автовладельца есть. Выскажем пару мыслей о том, стоит ли сдавать авто по Trade-in и выгоднее ли это, чем утилизация. Если авто слишком старое, то однозначно выгоднее сдать хлам в утиль. Этот вариант используется, если остаточная стоимость ТС ниже скидки, определенной по программе утилизации.

При выборе Trade-in скидка на авто отечественного производства всегда чуть ниже, но здесь список включенных в программу моделей шире.

Возможные нюансы

Система всем хороша, однако имеются подводные камни Trade-in, о которых мы сейчас расскажем. В первую очередь укажем на основные минусы такой торговли:

  • ограниченный выбор – как моделей, так и комплектации;
  • низкая стоимость после оценки, что часто связано с недобросовестностью работников салона;
  • сложность/невозможность сдачи авто с большим пробегом, после ДТП или с серьезными поломками;
  • невыгодные условия кредитования.

Пользователи отмечают следующие нюансы сдачи машины в Trade-in:

  • необходимость технического осмотра и независимой экспертизы для подтверждения технического состояния, описанного в выданном салоном заключении;
  • отмечены случаи скручивания одометров, сокрытия информации об участии автомобилей в ДТП;
  • встречаются скрытые платежи. Например, за диагностику в случае отказа от покупки.

Теперь о том, можно ли сдать авто в Trade-in по генеральной доверенности. Это допускается, если автомобиль состоит на учете, а продавец не является его собственником. Раньше можно было передать доверенность салону, чтобы он занимался процедурой снятия с учета и так далее. Ее просто оформляли дня на три, но сегодня в этом смысла нет.

Можно оформить доверенность на прекращение регистрации авто при последующей продаже, обязав салон контролировать постановку машины на учет новым собственником. Договор по Trade-in необходимо читать очень внимательно. В нем должны быть указаны сроки, в которые салон обязан продать авто, отмечено, кто несёт ответственность за ТС и так далее. Дилер также должен уведомить вас о продаже, передать один экземпляр и акта передачи машины новому владельцу.

Пользоваться услугой имеет смысл, когда автомобиль уже выбран, желательно в этом же салоне. Если просто сдать автомобиль в Trade-in и получить деньги, вряд ли за эту сумму получится купить что-то на рынке без доплаты. Не исключено, что цены могут подскочить. Это убыточный вариант, продать авто самостоятельно в данном случае было бы выгоднее.

Подведем итоги

Изучив внимательно все плюсы и минусы обмена машины по Trade-in, можно прийти к выводу, что дает участие в программе:

  1. Удобство и экономию времени.
  2. Экономию средств. Старое авто не придется приводить в порядок самостоятельно – все сделает дилер.
  3. Гарантию личной безопасности и технической исправности покупаемого автомобиля.
  4. Возможность покупки в кредит.
  5. Обмен любого автомобиля (отвечающего требованиям дилера).
  6. Приятные мелочи в подарок. Например, бесплатное обслуживание, ТО или скидки на запчасти/аксессуары.

Предложение интересное, но часто убыточное, ведь за удобства приходится платить. Поэтому, воспользоваться программой Trade-in или нет, решайте сами.

Trade-in. Плюсы и минусы. Как не оказаться обманутым: видео

И во всех случаях есть свои минусы. Либо какое-то время приходилось ходить пешком, либо надо было на покупку собирать больше денег. Trade-in решил эти проблемы. И сегодня мы узнаем, какие машины принимают по Trade-in, стоит ли сдавать в него автомобиль, и как происходит продажа авто сданных по программе трейд-ин.

Что такое trade-in (трейд-ин) автомобиля

Итак, скидка по программе трейд-ин: что это? Это способ покупки нового авто взамен старого при котором старая автомашина отдается продавцу по остаточной стоимости. И эти деньги покрывают часть цены вашего приобретения, независимо от того, продалась ваша первая машина или еще нет.

Причины возрастающей популярности trade in автомобилей лежат на поверхности:

  • Это самый быстрый способ . Не надо давать объявления, отвечать на звонки телефона, вести переговоры с потенциальными покупателями.
  • Он позволяет совместить процесс продажи старого и покупки нового авто и завершить все в течение дня.
  • Облегчает предпродажную подготовку автомашины.
  • Вся операция проводится через , что снижает риск быть обманутым при заключении сделки.
  • Для покупателей trade in это гарантия , так как автодилеры обязаны проверить документы на машину.

Из негативных моментов самым существенным является то, что старую машину, как правило, принимают по цене ниже сложившейся на свободном рынке, оберегая тем самым себя от возможных рисков.

О достоинствах и недостатках трейд-ин на авто расскажет данное видео:

Нормы законодательства

Для облегчения налоговой нагрузки по сделкам trade in был разработан специальный закон, отменяющий двойное при по данной схеме (на покупку и на продажу).

  • Теперь НДС начисляется только на разницу цены продажи авто и цены покупки машины.
  • Изменились и нормы, касающиеся . При обмене trade in автосалон принимает транспортное средство только на хранение, а собственником (по документам) остается бывший владелец. Поэтому машину будет уже ее новый хозяин.

Виды программы

Желающие поучаствовать в trade in могут воспользоваться одной из трех схем:

  1. продажа;
  2. покупка.

Остановимся на каждой из них подробней. И для начала узнаем, как сдать автомобиль в трейд-ин.

Продажа

Продажа автомобиля по трейд-ин — для тех, кто хочет одновременно и быстро купить новую машину и избавиться от старой.

  1. Для этого надо приехать на ней в автосалон, работающий по схеме trade in, и передать в руки менеджеров для .
  2. Предварительно машину надо почистить и попытаться исправить мелкие неполадки. Это повысит ее цену.
  3. Кроме того важно правильно определить ее рыночную стоимость, чтобы знать с какой цифры начинать переговоры.
  4. И после всех согласований и оплаты разницы в цене можно уезжать на новом авто.

Про трейд-ин кредитного автомобиля поговорим далее.

Кредит

Пока еще не получил широкого распространения. При классическом trade-in кредите оценочная стоимость отдаваемой на продажу в автосалон старой машины одновременно является первым взносом при покупке авто в кредит в этом же салоне. Это ускоряет процесс оформления, но большинство банков работает только с «избранными» автодилерами.

Если выставляемая на продажу автомашина куплена в кредит, то при этой схеме открывается возможность рефинансирования. То есть не выплаченная часть кредита, переносится на новую покупку (за вычетом оценочной стоимости старой машины), а на недостающую сумму можно оформить новый кредит.

О том, как купить машину из trade-in, читайте ниже.

Покупка

Покупка автомобиля в салоне, работающем по программе trade-in дает некоторые гарантии:

  • Можно заранее подобрать интересующую модель (у большинства из них есть свои сайты).
  • Перед продажей машины проходят через СТО и полностью готовы к эксплуатации.
  • Все документы в порядке. Машина юридически чистая.
  • Возможность кредита.

Но за это придется заплатить чуть дороже рыночной стоимости. И еще один минус – ограниченный выбор.

Про правила и порядок сдачи автомобиля с пробегом в трейд-ин (trade-in) поговорим далее.

О том, как происходит передача авто в трейд-ин, расскажет данное видео:

Как оформить

Система trade-in подходит не для каждой машины.

  • Авто, сдаваемое на продажу в салон, должно потенциально продаваться. То есть иметь ухоженный вид и быть технически исправным.
  • Всегда есть какие-то ограничения по возрасту и иногда по марке авто или модели.

Но если ваш автомобиль все-таки удовлетворяет всем критериям, начать оформление надо с подготовки документов.

Необходимые документы

В автосалоне для продажи авто по системе трейд-ин вам надо будет предъявить:

  • Документы автовладельца.
  • , если вы не собственник.
  • Сервисная книжка (при наличии).

И еще два комплекта ключей.

Как происходит оценка авто

Ключевым моментом сделки является оценка остаточной стоимости авто. Оценку выполняют специалисты автосалона после обследования авто, которое проводится в специально оборудованном боксе. Диагностика – бесплатная, но делают ее в отсутствии хозяина авто и результаты ему не сообщаются. Во время проверки машины определяют:

  • Влияние года выпуска и величины пробега на техническое состояние автомашины.
  • Величину износа деталей и необходимость их замены.
  • Вмятины, царапины и другие внешние повреждения, и возможность косметического ремонта.

Кроме этих данных при оценке стоимости учитывается и рыночный спрос на представленную модель.

Кроме технического состояния авто сотрудники салона проверяют:

  • Отсутствие в базе данных ГИБДД по .
  • Не попадает ли она под арест имущества.
  • Не является ли залогом.
  • Кредитную чистоту.

О том, как происходит оценка авто для трейд-ин, расскажут специалисты в видео ниже:

Процедура

Для продажи автомобиля в системе trade-in надо выполнить следующую последовательность действий:

  1. Найти автосалон, работающий по схеме trade-in.
  2. По телефону получить предварительную информацию об уровне цен и критериях отбора авто. Договориться о времени приезда.
  3. Приехать в автосалон и передать автомобиль на экспертизу.
  4. Отдать документы на проверку.
  5. Согласовать с оценщиком остаточную стоимость.
  6. Выбрать новую машину и завершить сделку, заплатив оставшуюся стоимость или оформив на нее кредит.

При заключении trade-in надо обратить внимание на то, чтобы там были упомянуты:

  • Срок реализации старой машины.
  • Ответственность дилера за поддержание ее технического состояния до реализации.
  • Способ и сроки информирования о продаже.

Время чтения: 3 минут

В связи со спадом продаж новых автомобилей автодилеры ищут альтернативные способы сбыта. Например, предлагают потенциальным покупателям обменять свой старый автомобиль на новый. Для такой процедуры пользуются схемой трейд-ин, которая обрела уже немалую популярность. Конечно, очень удобно приехать на своем подержанном авто и через пару часов отбыть из салона на новенькой «ласточке». Насколько выгодна и удобна покупка и продажа авто через трейд-ин, рассмотрим в нашей статье.

В чем суть сделки

Схема трейд-ин работает следующим образом:

  • владелец привозит свое подержанное авто в автоцентр. Специалисты проводят точную диагностику состояния ТС, ;
  • оплатив разницу в цене машин, водитель получает новую (часто со скидкой).

Для того чтобы воспользоваться предлагаемой услугой обмена, при себе владелец должен иметь такие документы:

  • паспорт владельца;
  • техпаспорт на ТС и СТС;

Часть автосалонов обменивают автомобили любых марок и разных годов выпуска, другие работают только с определенными марками транспортных средств. Чтобы не терять время зря, проведите исследование и подберите подходящий автоцентр.

Трейд-ин подразумевает приобретение не только новых автомобилей, но также машин с пробегом, которые предварительно прошли все необходимые предпродажные процедуры.

Как продать автомобиль по системе трейд-ин

Продать машину по трейд-ин с максимальной выгодой для себя можно,предварительно разобравшись с некоторыми заблуждениями:

  • некоторые водители думают, что обменять по данной системе можно авто только одинаковых марок. Это не так: подобные ограничения отсутствуют в автосалонах. Исключение может коснуться только эксклюзивных марок;
  • обменять старый автомобиль на новый можно только в том месте, где был куплен первый. Такого ограничения нет. Просто в «родном» автоцентре процедура обмена займет меньше времени, к тому же владельцы автосалонов часто предлагают своим клиентам программу лояльности.

Продажа авто по трейд-ин несложная процедура, но все-таки необходимо быть подкованным в некоторых тонкостях. Перед походом в автосалон с мыслью воспользоваться новой услугой предпримите такие меры:

  • Сначала воспользуйтесь услугами независимого оценщика. Узнайте рыночную стоимость своего ТС.
  • Помойте автомобиль, тщательно вычистите салон, исправьте некоторые дефекты или поломки. Таким образом вы значительно повысите оценочную стоимость.

Придя в салон, не забывайте, что торг еще никто не отменял. Воспользуйтесь цифрами от экспертов и максимально повышайте цену на машину. Тогда вы сможете позволить себе более дорогую марку или уменьшите разницу в стоимости.

Наша подробная статья о том, расскажет вам о самом процессе подготовки в деталях.

Как купить автомобиль по трейд-ин

Купить машину через трейд-ин – тоже хорошая идея, так как это удобно, быстро и комфортно. Пользуясь этой схемой, удобно покупать не только новые, но и подержанные автомобили. Вот почему:

  • автомобили б\у, поступающие в продажу, проходят полный техосмотр и готовы к эксплуатации;
  • исключена возможность приобрести ТС с «черной» историей. Юридически это будет чистая машина;
  • есть возможность заранее выбрать модель, посетив интернет-сайт автосалона;
  • не исключено, что цена такого автомобиля будет даже ниже рыночной стоимости (если он долго не продается – это обусловлено желанием автодилера быстрее вернуть вложенные в машину средства, ведь задерживать товар в салоне нерентабельно).

Конечно, существуют и другие способы получить желаемую модель в пользование.

Достоинства и недостатки

Как и любая предлагаемая на рынке схема покупки или продажи авто, трейд-ин имеет несколько за и против. Давайте рассмотрим достоинства системы при покупке и при продаже:

  • предоставление салоном гарантий на автомобиль;
  • возможность покупки в кредит;
  • если нет желания производить обмен, можно получить наличные за свое ТС сразу в салоне; нет необходимости самостоятельно искать покупателя и заниматься оформлением документов;
  • можно получить скидки на приобретение других товаров или возможность бесплатного техосмотра.

А теперь о недостатках:

  • недостаточно много открытой информации о самом сервисе. Автовладельцы часто теряют деньги из-за незнания некоторых нюансов подготовки ТС к продаже по трейд-ин;
  • оплату налогов за регистрацию в МРЭО покупатель должен брать на себя;
  • можно получить отказ. Автосалоны заинтересованы в покупке ликвидного товара. Поэтому существует ряд ограничений по автомобилям. Например, почти стопроцентный отказ вы получите на машину с правым рулем. Дилеры часто дают негативный ответ и владельцам авто премиум-класса.

В итоге хочется сказать, что сама система неидеальна, но преимуществ все-таки больше: если вы занятой человек, то существенная экономия времени и гарантии на автомобиль имеют решающее значение.

Трейд-ин. Плюсы и минусы. Как не оказаться обманутым: Видео

На написание этой статьи меня вдохновила история, рассказанная нашим руководителем Дмитрием Извековым. Подумывая о замене для своего Land Rover Freelander II 2007 года, он обратился в один из дилерских центров Land Rover, где менеджер отдела автомобилей с пробегом навскидку предложил выкупить его машину за... 300 тысяч рублей, при том, что средняя рыночная стоимость 7-летней машины с дизелем и "автоматом" колебалась в пределах 700-800 тысяч.

Признаться, я был в замешательстве. Известно, что в "трейд-ине" покупают машины несколько дешевле среднерыночной стоимости, а продают - несколько дороже. Все понятно, салоны делают бизнес, а клиент избавляется от необходимости выкладывать объявления, ждать звонков покупателей, потом тратить время на продажу и переоформление... Но чтобы озвучиваемая закупочная цена была вдвое ниже средней по рынку - это уже наглость.

Испытуемый

Вскоре подвернулся случай проверить, насколько дилерские центры справедливы, на собственном опыте. Чтобы понять это, нужно было иметь автомобиль, который я знаю досконально: какие у него достоинства и недостатки и сколько он реально стоит. Согласитесь, это правильнее, чем сравнивать со "средней температурой по больнице", то есть по усредненным ценам на порталах бесплатных объявлений.

Предоставился удачный случай: подруга покупала Volvo S80, а меня привлекла в качестве помощника. Почти месяц мы "охотились" на машину в пределах 700 тысяч рублей, не очень старую и чтобы непременно с одним владельцем и прозрачной сервисной историей. После ряда неудачных переговоров и встреч, искомое было найдено: шикарная бежевая S80 2008 года с дилерским обслуживанием в автоцентре SwedMobil и пробегом 70 тысяч, который подтверждали сервисная книжка и менеджер по обслуживанию в самом салоне. Найдя закрашенную царапину на двери, "умерший" блок розжига газоразрядной лампы левой фары, еще несколько мелких недочетов и учтя необходимость срочно поменять все ремни, мы сторговали 15 тысяч с исходных 700. Как итог - в руках счастливой девушки оказался крепкий и ухоженный представитель шведского бизнес-класса за 685 тысяч рублей. Его-то я и попытался "продать" в трейд-ин.

Контрольная закупка: "Автобиография"

Для проведения эксперимента я выбрал дилерский кластер на Пулковском шоссе, рядом с питерским аэропортом. И один из них - та самая "Автобиография", где Дмитрию предложили 300 тысяч за 7-летний "Фрил". Что ж, начнем с них. Тем более что, помимо Land Rover, они как раз торгуют Volvo.

Салон "Автобиография"

Персонал был очарователен. Администратор встретил у входа и проводил к менеджеру. Тот оформлял продажу, но видя, что я нерешительно хожу вокруг, обратил-таки на меня внимание, вежливо представился и, выслушав мою "презентацию" автомобиля, озвучил: "Ориентируйтесь на 500 тысяч рублей. Мы поставим ее на подъемник, посмотрим, конечно, но цена будет примерно такой". Валерий (так звали менеджера) также отметил, что если я просто сдам машину в трейд-ин и не стану покупать у них новый Volvo, то цена окажется еще на 50 тысяч меньше. Попыток провести хотя бы беглый осмотр предпринято не было: сотрудника не заинтересовала ни заполненная сервисная книжка, ни сам автомобиль, стоявший тут же, в 20 метрах. Хотя знаю по себе, что более-менее опытный продавец подержанных автомобилей может сходу понять много о машине по документам и внешнему виду. Никаких подъемников и сервисменов тут не нужно. Итак, в "Автобиографии" цена отличалась на 185 тысяч рублей. Не в два раза ниже по рынку, но тем не менее.

Контрольная закупка: "Евросиб Мазда Пулково"

"Евросиб Мазда Пулково"

Несколько озадаченный я дошел до соседствующего салона продаж Mazda. У дверей не встречали (чай, не премиум!), но зато и менеджер продаж авто с пробегом был свободен. Выслушав данные по машине, он быстро пощелкал мышкой своего компьютера и предложил выкупить наш Volvo S80 за 500-550 тысяч. С оговоркой, что итоговую цену мне озвучат только после того, как изучат машину на СТО и проконсультируются с соседями из Volvo. Такая вот кооперация! Стоит ли говорить, что и автомобиль, и документы на него снова остались невостребованными. Ну что ж, уже лучше! Появился некий разброс цен и теоретический шанс выиграть на продаже лишние 50 тысяч рублей. Кстати, и "штраф" за то, что я не стану покупать новую "Мазду", а просто продам салону свою Volvo, тут оказался пониже: лишь 20-30 тысяч.

Контрольная закупка: "Р-Моторс"

Салон "Р-Моторс"

Чтобы закрепить пройденное, я прошел еще полсотни метров до дилерского центра, торгующего продукцией General Motors. И там менеджер за тот же самый автомобиль предлагает уже "в районе 600 тысяч", предварительно потратив с минуту на изучение ассортимента Volvo S80 на всем известном сайте по продаже подержанных машин. Снова никаких предварительных "смотрин", обещание определить финальную цену после детальной диагностики и предостережение "скинуть" с цены 30 тысяч, если я вздумаю отказаться от покупку Opel, Chevrolet или Cadillac в их салоне.

Так откуда же берется цена?

Небольшое "полевое" расследование не внесло никакой ясности. Я понял, что далеко не все салоны предлагают грабительские цены, и некоторые предложения звучат так, что над ними уже можно подумать. Но ведь должна же быть здесь какая-то система? На помощь пришли эксперты автомобильного рынка. Одни согласились комментировать вопрос открыто, другие попросили не называть настоящих имен и фамилий, чтобы не потерять работу, и мы пошли им навстречу.

"Как правило, автосалоны формируют цены на выкупаемые подержанные автомобили, исходя из среднерыночных тенденций и цен на конкретные автомобили, с учетом вычета маржинальной составляющей автосалонов. В разницу между рыночной ценой и ценой trade-in дилеры также закладывает издержки и риски. Риски, связанные с застоем trade-in автомобилей на площадках, также в хорошем салоне для их продажи нужны специально обученный менеджер и место для хранения таких автомобилей".

Кстати, судя по всему, экспресс-мониторинг интернет-сайтов и реальных предложений - единственный надежный инструмент для определения ориентировочной стоимости машины. Так что, если менеджер по трейд-ину полез на сайт бесплатных объявлений, не спешите обвинять его в некомпетентности.

Дмитрий Ярыгин, ведущий аналитик агентства "АВТОСТАТ"

"Существуют специальные программные продукты, которые помогают дилерам определяться с ценой на автомобили, однако в текущих условиях быстрого изменения цен пользоваться ими можно лишь с поправкой на рыночную ситуацию".

Если брать достаточно популярные автомобили, то и разница между ценой покупки и ценой продажи не так уж велика. Противное свидетельствует о том, что дилер "неправильный."

"Менеджер смотрит по Интернету, сколько такая машина стоит на рынке (то есть за сколько клиент мог продать эту машину сам) и просто отнимает от этой цены 10-20%. Зависимости от "крутости" бренда назначаемой на трейдиновскую машину цены, конечно, нет. Есть наглость и финансовые проблемы конкретного дилера. Так что, если оценка машины ни в какие приемлемые рамки не лезет, знайте: у дилера финансовые проблемы. Чем ниже оценочная стоимость, тем серьезнее финансовые проблемы".

А вот что говорят о ценообразовании сами представители автосалонов, которым мы не могли не дать слова. Если коротко, то они считают закупочную стоимость вполне реалистичной и справедливой.

Владимир, специалист отдела трейд-ин автосалона "АвтоГермес" (Москва)

Алексей, специалист отдела трейд-ин автоцентра "Максимум-Хонда"

"Цена устанавливается на усмотрение того специалиста, который принимает автомобиль. Он может принять его и по максимальной рыночной цене. На снижение стоимости влияют технические недочеты, внешние дефекты, ДТП. Не факт, что машина продастся за те деньги, которые хочет получить продавец".

Денис Кузьмичев, руководитель направления трейд-ин компании "РОЛЬФ" (Санкт-Петербург)

"Многие вообще путают понятие рыночной цены с желаемой стоимостью. очевидно, что клиент, который решает продать авто, сначала смотрит похожие объявления. Он видит, что разбег в цене на Renault Logan 2009 года - от 220 до 270 тысяч. Но рыночная цена отличается от реальной продажной стоимости автомобиля, она гораздо ниже, потому что в процессе продажи всегда делаются скидки в рамках торга".

Сами менеджеры отдела трейд-ин редко зарабатывают действительно большие деньги. Поток средств идет руководству и в бюджет компании, но никак не в карман самому продавцу.

Владислав Мартинкевич, бывший сотрудник мультибрендового дилерского сервиса (имя изменено в целях безопасности, - прим. ред.)

"150 тысяч - это зарплата руководителя отдела, и надо не забыть добавить сюда iPhone его секретарши. Менеджеры сидят на небольшом окладе (а бывает и вообще без него) и бонусах, зависящих от количества проданных автомобилей, выполненного плана и т.д. Все сделки проводятся официально по договорам, деньги - через кассу. Любые махинации с клиентом, наценкой и прочим зависят от конкретного взятого на работу в отдел человека. На моей памяти, да, был случай, когда менеджер отдела продал машину "мимо кассы" компании и пропал. Судьбы его я не знаю, но это в любом случае уже уголовная статья".

При этом на условия работы в трейд-ине мало кто жалуется. Более того, за эту работу держатся всеми силами, в том числе и потому, что возможности побочного заработка все-таки остаются.

Сергей Краснов, действующий сотрудник одного из дилерских центров (имя изменено в целях безопасности, - прим. ред.)

"Вариантов много. Самое простое - это торговля аксессуарами. Скажем, пришла клиентская машина с зимней резиной или с багажником для велосипедов. Менеджер может спокойно забрать это все себе и перепродать - никто и не заметит. Есть еще схема с самостоятельным выкупом. Например, приходит клиент с очень хорошей машиной - трехлеткой с честным пробегом 30 тысяч километров в идеальном состоянии, которую на вторичном рынке оторвут с руками. Зачем ставить ее в шоу-рум? У хорошего менеджера всегда есть свой "депозит", и он предлагает клиенту выкупить ее в обход кассы. Забирает авто себе и уже через неделю продает, неплохо на этом заработав. Впрочем, сейчас рядовым сотрудникам платят хорошие бонусы. Государство субсидирует скидки за трейд-ин, поэтому доход очень существенно вырос".

В общем, в наших суровых условиях все выживают как могут. Руководители дилерских предприятий требуют прибыли, а сотрудники изыскивают возможности обогатиться "на местах". Кстати, аналитики не исключают, что в будущем маржа салонов может снизиться. Но это явно произойдет не скоро.

Михаил Чаплыгин, руководитель проекта Auto-dealer.ru-Петербург

"В будущем, если дилеры убедят клиентов, что у них выгодно покупать автомобили с пробегом, и пойдет больше покупателей, то волей-неволей придется повышать закупочные цены. Ведь у кого будет больше выбор машин, тот и будет в фаворе. При адекватности цен, разумеется".

Что происходит с трейдиновой машиной в салоне?

Только в разговоре с инсайдерами я смог понять, почему никто из менеджеров в салонах не пошел смотреть наш автомобиль Volvo S80 с его сервисной книжкой и заказ-нарядами. Клиентов приходит много, а работы тоже хватает. Работают уже с теми, кто морально готов отдавать машину дешевле.

Владислав Мартинкевич, бывший сотрудник мультибрендового дилерского сервиса (имя изменено в целях безопасности, - прим. ред.)

"Если сразу обозначенная на 10-20% ниже рынка сумма клиента не устраивает, какой смысл тратить время на осмотр машины. А вот если устраивает, тогда уже начинается разговор о сервисной книжке, диагностике и проверке технического состояния, после которых сумма оценки, само собой, может упасть еще больше".

Стоит отметить, что автосалон не заинтересован в том, чтобы выкупать аварийные автомобили, кое-как ставить их на ход и продавать. Репутация в этом бизнесе тоже стоит денег. Восстановлением некондиции занимаются в основном частные перекупщики и "серые дилеры".

Владислав Мартинкевич, бывший сотрудник мультибрендового дилерского сервиса (имя изменено в целях безопасности, - прим. ред.)

"Что касается состояния и предпродажной подготовки, то тут опять всё зависит от конкретного дилера. Крупные и уважающие себя компании, конечно, скручиванием спидометра и кустарным "подшаманиванием" не занимаются. Откровенный хлам даже даром брать не будут. Если после диагностики выявляются мелкие недостатки, то они обычно устраняются в ходе предпродажной подготовки, особенно если автомобиль входит в число марок, которыми дилер торгует (на свою машину и запчасти, и сервисные работы, естественно, идут по себестоимости). Тогда и конечную цену можно заявлять выше, и навар больше. Автомобили с серьезными недостатками обычно не ремонтируются и продаются так. Они и берутся в трейд-ин по минимально возможной цене (с вычетом полной стоимости ремонта на дилерской станции), и продаются тоже за недорого. Уважающий себя дилер обычно откровенно говорит, что машина вот такая, недостаток вот такой, поэтому и цена такая. Хотите берите и делайте, не хотите - не берите. Очень часто, кстати, такие машины покупают перекупщики, кое-как подделывают в гаражах и уже потом выдают за "конфету". Ну а что касается непонятных, вчера открывшихся дилеров какого-нибудь неизвестного китайского бренда, то там может быть всё что угодно. И скручивание одометра, и восстановленный утиль, и некондиционный импорт".