Не работают дворники зимой. Что делать, если вдруг перестали работать дворники? Не работают дворники в машине: основные причины

Рабочий механизм стеклоочистителей рассчитан на большой срок службы и, как правило, неисправности и поломки возникают из – за неправильной эксплуатации. Чаще всего выход их строя «дворников», случается в зимний период, когда щетки стеклоочистителя примерзают к лобовому стеклу, и водитель, не заметив этого, включает электромотор. При этом выйти из строя, может как электрическая, так и механическая часть стеклоочистителя. В данной статье мы разберем нюансы при поиске неисправностей и ремонта стеклоочистителя на автомобилях марки ВАЗ.

Принцип работы стеклоочистителя

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 2113, 2114 (кузов хэтчбек) установлен стеклоочиститель, и стеклоомыватель заднего стекла. На моделях ВАЗ 2199, 2115 (седан) очистителя заднего стекла нет.

«Дворники» лобового стекла, имеют несколько режимов работы, прерывистый (работа с паузой), низкая (первая) скорость, высокая (вторая) скорость, разовое троекратное очищение стекла, режим работы со стеклоомывателем. Задний очиститель работает только в одном положении и совместно со стеклоомывателем заднего стекла.

Типичные неисправности работы стеклоочистителя и методы их устранения:

К неисправностям стеклоочистителя относятся:

1) Полная неработоспособность системы (не работает ни один режим, не слышно работы электромотора):

  • проверить наличие напряжения в 12 вольт на клемме 6, в разъеме стеклоочистителя, массу 4, а также проверить все питающие схемы (предохранитель 4 и 5, переключатель, монтажный блок, замок зажигания и так далее);
  • проверить работоспособность переключателя режимов (наличие управляющего напряжения 12 В, на клеммах 1 и 2 разъема стеклоочистителя, при переключении режимов);
  • проверить работоспособность самого электромотора (требуется демонтаж и разбор);

2) Не работает прерывистый режим (все остальные работают);

  • основная причина, это неработающее реле «КЗ», на схеме, и переключатель режимов (легче всего проверить методом подмены, на заведомо исправное)

3) Щетки стеклоочистителя не останавливаются в положенном, нижнем положении, а останавливаются в любом месте (щетки могут выходить за рамки лобового стекла):

  • сломался (или выгорел) концевой выключатель в электромоторе (заменить не возможно, только мотор целиком, но можно попробовать исправить и починить выключатель);
  • неправильная регулировка положения дворников (выставить дворники по месту);
  • начал обходится вал привода механизма щеток (разбор и замена вышедших из строя деталей);

4) Слышен шум электромотора, но щетки не двигаются (щетки могут дергаться, на одном месте):

  • обошелся («слизало» шлицы) приводной вал привода механизма стеклоочистителя (заменить или исправить шлицевую часть электромотора);
  • раскрутилась гайка, крепящая шток механизма, к валу электромотора (затянуть гайку);

5) Нет срабатывания дворников, после включения стеклоомывателя:

  • скорее всего, вышел из строя подрулевой переключатель режимов (заменить на заведомо исправный);
  • возможно нарушение работы и исправности монтажного блока (измерить напряжение на клеммах 9 и 18);

6) Плохое качество очищения стекла.

  • щетки стеклоочистителя потеряли эластичность (заменить щетки на новые);
  • попадание масляных материалов на стекло (масло из выхлопной трубы впереди едущего автомобиля, воскование на мойке, загрязнение после полировки и так далее)

Поиск неисправностей и ремонта, заднего стеклоочистителя происходит по схожим принципам, (схема прилагается ниже), за исключением отсутствия в работе заднего стеклоочистителя режимов работы, и соответственно отсутствия некоторых деталей (реле, концевого выключателя в электродвигателе и так далее).

Электрическая часть стеклоочистителя лобового стекла:

Автомобильные дворники — неотъемлемый атрибут любого автомобиля, о котором, как правило, вспоминают только в случае выпадения каких-либо осадков (дождь, снег). В условиях неблагоприятной видимости дворники очищают лобовое стекло автомобиля, обеспечивая водителю необходимый обзор.

В общем случае конструкцией автомобильных стеклоочистителей обеспечивается работа дворников в трех режимах:

  • медленный;
  • прерывистый;
  • быстрый.

Трехскоростная система работы стеклоочистителей представляет собой одно из самых слабых мест любого автомобиля. Особенно это касается отечественных машин, в которых достаточно часто дворники при работе не возвращаются в исходное положение, а останавливаются посередине стекла.

Остановка дворников посередине лобового стекла способна вывести из себя любого, даже самого спокойного водителя, так как при этом ограничивается обзор. Кроме того, дворники, останавливаясь на середине стекла во время работы, постоянно напоминая о наличии неисправности.

Причин, которые приводят к остановке дворников посередине стекла достаточно много, причем большинство из них можно устранить самостоятельно.

Устройство привода стеклоочистителей

Дворники приводятся в действие небольшим электромотором постоянного тока, который оснащен встроенным редуктором.

В якоре мотора установлены три щетки, при помощи которых и обеспечиваются три режима работы всей системы. Кроме того, электрическая схема управления работой стеклоочистителей включает в себя:

  • подрулевой переключатель режимов работы;
  • реле К2 типа 524.3747, которое включает прерывистый режим работы;
  • дополнительное реле;
  • концевой выключатель;
  • биметаллический предохранитель;

Биметаллический предохранитель и концевой выключатель расположены в редукторе электромотора, а все остальные элементы схемы размещены в монтажном блоке, установленном в подкапотном пространстве автомобиля. Все элементы схемы электрической принципиальной соединяются между собой с помощью проводов и монтажных колодок.

Причины, вызывающие остановку дворников

Среди причин, которые вызывают остановку дворников на середине лобового стекла транспортного средства, наиболее часто встречаются:

  1. Неисправности контактной группы мотор-редуктор.
  2. Нарушения в работе концевого выключателя.
  3. Износ или выкрашивание зубьев шлицов привода дворников.
  4. Неправильная сборка элементов стеклоочистителей после ремонта.
  5. Неисправности электромотора или его выключателя.

Способы устранения неисправностей

Если дворники начали останавливаться посередине лобового стекла автомобиля необходимо выполнить следующие действия:

  • проверить, правильно ли одеты дворники на шлицы привода и состояние трапеции. Особое внимание необходимо обратить на кривошип привода. При обнаружении ошибок сборки их необходимо устранить;
  • внимательно осмотреть шлицы привода. Они могут выкрошиться, сломаться или износиться, в результате чего шлицы проскакивают и стеклоочистители не возвращаются в исходное положение. Иногда рычаг дворника может и соскочить со своего места.

Устраняется дефект заменой изношенных деталей.

Совет! Если дворники начали останавливаться посередине стекла во время движения, а СТО поблизости не наблюдается, то устранить дефект можно, если есть в багажнике дрель и сверла. Просверлив несколько отверстий можно временно закрепить рычаг стеклоочистителя с помощью подручных материалов. Чтобы уменьшить трение, места доработки необходимо густо смазать каким-либо смазочным материалом.


Следующая операция — проверка целостности электропроводки. Для этого нужно не выключая зажигания проверить напряжение на разъеме привода. Величина напряжения должна составлять 12 В. В случае отсутствия напряжения на контактах разъема необходимо последовательно, начиная с предохранителя в монтажном блоке, проверить целостность электропроводки и исправность реле. Обнаруженные неисправности нужно устранить.

Также стеклоочистители могут не возвращаться в исходное положение по причине дефекта самого электромотора или его выключателя. В этом случае необходимо заменить неисправный электромотор.Автолюбитель может столкнуться и с другими, более сложными неисправностями, которые приводят к остановке дворников как посередине лобового стекла, так и в любом другом положении. В этом случае правильнее будет обратиться к специалистам, которые быстро обнаружат и устранят неисправность.

Интересно! Некоторые автолюбители обратили внимание на то, что в зимнее время года дворники, остановившиеся посередине лобового стекла, попадают в зону его обдува горячим воздухом. Таким образом, затвердевшие на сильном морозе, эластичные элементы стеклоочистителей оттаивают одновременно с обледеневшим стеклом в процессе прогрева силового агрегата авто после длительной стоянки, что способствует увеличению срока эксплуатации.

Поэтому появилось оригинальное решение: при парковке автомобиля в сильный мороз принудительно останавливать щетки на середине лобового стекла. Для этого нужно всего лишь разорвать цепь привода стеклоочистителей и установить дополнительный переключатель на приборной панели автомобиля.

Припарковав машину, например, на ночь, при помощи переключателя останавливают дворники посередине лобового стекла. Утром, прогрев ее, с помощью того же переключателя возвращают стеклоочистители в транспортное (исходное) состояние.

Трехскоростная система стеклоочистителей – одна из самых уязвимых в отечественной «десятке». Роль слабого места может исполнить практически любой узел: подрулевой переключатель, реле, предохранители, моторедуктор.

Первый этап: диагностика и устранение неисправностей электрического характера

Каждый владелец десятой модели наверняка замечал доносящиеся от расположенного слева моторедуктора щелчки и шум при активировании стеклоочистительной системы. Поэтому на первоначальном этапе решения вопроса, почему на ВАЗ 2110 не работают дворники, следует обратить внимание именно на характер работы этого агрегата.

Электродвигатель не подает никаких признаков работоспособности – необходимо осмотреть предохранитель F5 в монтажном блоке, расположенном слева под гидрокорректором светового пучка фар. Исправный предохранитель служит в первую очередь индикатором наличия проблем в системе подпитки электропривода.

Идентифицировать неисправный участок поможет мультиметр: необходимо «прозвонить» цепь в режиме сопротивления от предохранителя до моторедуктора и подрулевого рычага, да и сам переключатель. Мультиметр индуцирует ноль: участок исправный, бесконечно большое значение – повод к осмотру клемм и проводов.

Устраняется неисправность следующими действиями:

  • зачистить/обжать клеммы в блоке предохранителей, контактных разъемах подрулевого переключателя и моторедуктора;
  • заменить провода;
  • заменить рычаг на рулевой колонке, активирующий работу стеклоочистителей.

За работу стеклоочистителей по циклам с паузами (I и II положения) отвечает реле К2 типа 524.3747, расположенное в монтажном блоке. Система не работает в прерывистом режиме – повод к детальному осмотру и замене реле. При таких обстоятельствах «грешить» стоит и на подрулевой переключатель.

Следует иметь ввиду! При дефектном реле стеклоочистители совершенно беспрецедентно работают в крайнем третьем положении правого подрулевого переключателя.

Впрочем, неисправное реле далеко не всегда прекращает работу узла в прерывистом режиме. Стеклоочистители могут эффективно выполнять свою функцию в I и II положениях, однако на наличие дефекта в реле будет указывать отсутствие характерных для данных режимов пауз между взмахами щеток.

Попутно, выясняя другие причины, по которым дворники на ВАЗ 2110 в прерывистом режиме не работают с паузами, следует осмотреть концевой выключатель, расположенный на крышке моторедуктора:

  • окисленный слой следует убрать;
  • обгоревшие контакты необходимо очистить;
  • контактные лепестки, при необходимости, стоит подогнуть.

Второй этап решения вопроса, почему на автомобиле ВАЗ 2110 не работают дворники: электромеханические неисправности

Не работающий электродвигатель, отсутствие щелчка и кондиционный предохранитель F5 – комплекс этих обстоятельств вполне может указывать на серьезные неисправности в моторедукторе, часто устраняющиеся заменой узла в сборе:

  • зависшие щетки, обеспечивающие электрическую связь между цепями ротора и статора;
  • загрязненный коллектор, расположенный на роторе электродвигателя;
  • подгоревший коллектор;
  • обрыв в обмотке якоря.

Второй сценарий не менее критический: электродвигатель не включается, при этом либо слышен щелчок, либо выходит из строя предохранитель F5.

Внимание! В этом случае подрулевой переключатель следует немедленно вернуть в базовое нулевое положение.

При наихудшем стечении обстоятельств данные сигналы указывают на короткое замыкание в обмотке электродвигателя и необходимость замены моторедуктора в сборе. Нередко подобная симптоматика подтверждает наличие пустяковых неисправностей: примерзшие щетки или задевающие за детали кузова стеклоочистители. При этом следует крайне осторожно отделить щетки от стекла или выправить геометрию рычага крепления щетки (а возможно и заменить его) соответственно.

Неисправности механического происхождения

Часто не работают по причине банального ослабления гайки, прижимающей щеткодержатель к валу трапеции. Восстановить работоспособность системы можно мгновенно, отрегулировав угол расположения щетки и притянув рычаг гайкой.

Об открученной гайке, способствующей передаче крутящего момента от редуктора к трапеции, может сообщить одно из двух событий:

  • электродвигатель сохраняет работоспособность во всех режимах, но обе щетки не двигаются;
  • щетки самопроизвольно прекращают работу в промежуточном положении.

Впрочем, остановка щеткодержателей в произвольном положении может произойти по причине плохого прижатия контактов «концевика» к шестерне моторедуктора или окисления/обгорания этих же контактов. А щетки не в состоянии двигаться еще и после выкрашивания зубьев шестерен, которые не располагают большим ресурсом – ведь они изготовлены из пластмассы.

Итого

Отказ стеклоочистителей может произойти по вполне банальным причинам:

  • cгорел предохранитель F5;
  • окислились или обгорели клеммы соединительных колодок;
  • вышли из строя провода;
  • сломалось реле К5 524.3747;
  • приказал «долго жить» подрулевой переключатель;
  • ослабла гайка, притягивающая кривошип трапеции к шестерне редуктора;
  • открутились гайки крепления рычагов к валам трапеции;
  • щетки примерзли к стеклу.

Нередко дворники на моделях семейства ВАЗ 2110 не работают из-за неисправностей сложного уровня:

  • окисление/обгорание, недостаточная сила прижатия контактов концевого выключателя, расположенного на крышке редуктора;
  • зависание щеток в моторедукторе;
  • обгорание/загрязнение коллектора;
  • обрыв в обмотке якоря;
  • выкрашивание зубьев шестерен в редукторе.

Неработающие дворники не только создают неудобства водителю во время движения в дождь или снегопад, но и могут стать причиной дорожно-транспортного происшествия. Обнаружив подобную поломку в непогоду, лучше отказаться от поездки, и принять меры по ее устранению.

В этой статье мы поговорим о причинах, по которым не работает стеклоочиститель, а также рассмотрим методы их устранения на примере автомобиля ВАЗ-2114.

Конструкция стеклоочистителя ветрового стекла

Дворники у «четырнадцатой» приводятся в движение посредством механизма, состоящего из:

  • электродвигателя;
  • блока управления;
  • элементов электрической защиты;
  • привода (трапеции);
  • поводков со щетками.

Двигатель

В движение дворники приводятся при помощи электрического моторчика, расположенного под капотом возле перегородки, разделяющей моторный отсек и салон. Он имеет встроенный и оснащен тремя щетками. Именно они позволяют регулировать скорость перемещения щеток по стеклу.

Блок управления

Блок управления работой дворников расположен на рулевой колонке с правой стороны. Его роль заключается в том, чтобы включать стеклоочиститель и переключать его скоростные режимы.

Блок управления стеклоочистителем имеет 4 положения:

  • первое (крайнее нижнее) - механизм выключен;
  • второе - дворники работают в прерывистом режиме;
  • третье - щетки движутся быстро;
  • четвертое - дворники движутся максимально быстро.

Защитные элементы

Электрическая защита цепи стеклоочистителя осуществляется предохранителем. Он расположен в основном и обозначается на схеме F-5. Здесь же находится реле, отвечающее за работу дворников в прерывистом режиме. На схеме оно обозначается как К-2 или К-3.

Привод

Усилие от электродвигателя к поводкам щеток передается при помощи трапеции. Она представляет собой систему тяг и рычагов, преобразующих вращающий момент моторчика в возвратно-поступательное движение дворников. Трапеция также расположена под капотом, рядом с электродвигателем.

Поводки и щетки

Каждый дворник состоит из поводка и щетки. Они соединяются между собой посредством специального крепления. Поводок выполняет функцию рычага, передавая щетке усилие от кривошипа трапеции. К валу кривошипа он присоединяется посредством шлицов и зажимной гайки.

Принцип работы механизма

Для того чтобы найти причину, по которой не работает стеклоочиститель, необходимо понимать, как работает его механизм. А работает он следующим образом. Когда мы перемещаем ручку стеклоочистителя в первое положение, напряжение подается на электродвигатель через реле. Благодаря ему дворники движутся в прерывистом режиме, т. е. с промежутками между взмахами. При включенном быстром режиме они перемещаются с менее продолжительными паузами. Перемещение ручки в крайнее верхнее положение заставляет дворники двигаться максимально быстро (без промежутков).

Среди наиболее распространенных проблем, связанных с работой механизма очистки ветрового стекла, можно выделить:

  • обрыв в электрической цепи (окисление контактов, отсоединение разъемов, обрыв проводов);
  • выход из строя реле;
  • неисправность переключателя блока управления;
  • износ щеток или замыкание (обрыв) в обмотках электродвигателя;
  • заклинивание рычагов привода (трапеции);
  • износ шлицов поводков.

Предохранитель

Заметив, что перестали работать стеклоочистители, первым делом проверьте предохранитель. Именно он чаще всего является причиной неисправности. Проверяется он путем «прозвона» тестером. Перегоревший защитный элемент необходимо просто заменить, после чего проверить работу механизма.

Обрыв в цепи

Если и после замены предохранителя не работают щетки стеклоочистителя, возможны проблемы с проводкой. Проверьте, не нарушен ли контакт в разъемах:

  • блока управления;
  • реле;
  • электродвигателя.

В случае обнаружения на контактах разъемов следов окисления, зачистите их мелкой наждачной шкуркой и обработайте жидкостью против ржавчины (типа WD-40).

Поломка реле

Еще одной причиной, почему не работает стеклоочиститель, может быть реле. Первым делом извлеките его из посадочного места в монтажном блоке и вставьте обратно. Зачастую проблема заключается в банальном окислении контактов. Если это не помогло, оставляем его в монтажном блоке и переходим в салон.

Реле стеклоочистителя отвечает только за его работу в прерывистом режиме, следовательно, в быстром и очень быстром режимах оно не участвует. Включаем зажигание и переводим ручку переключения режимов дворников в крайнее верхнее положение. Дворники заработали? Меняем реле. Кстати его каталожный номер для «четырнадцатой» 52.3747 или 525.3747, а стоит оно порядка 150 рублей. Немногим дороже (около 250 рублей) обойдется регулируемое реле дворников, которое позволит настраивать длительность паузы между их взмахами.

Регулировка задержки происходит путем переведения ручки переключения режимов из позиции «Вкл.» во второе положение, при котором прерывисто работают стеклоочистители. При этом они начинают движение в штатном режиме, с выдержкой около 4 секунд. Далее ручка переводится в позицию «Выкл.», и начинается отсчет времени для программируемой паузы. При следующем включении дворников в прерывистый режим будет соблюдаться выдержанный вами промежуток.

Неисправность блока управления

Признаком неисправности блока управления является отсутствие реакции механизма стеклоочистителя при заведомо исправном предохранителе, электродвигателе и целой проводке.

Нередко он выходит из строя не по причине механической поломки, а из-за окисления контактов. Для обнаружения возможных причин блок придется разобрать, осмотреть и, при необходимости, зачистить контактные элементы.

Если это не поможет, блок следует заменить.

Проблемы с электродвигателем

Проверив проводку и элементы защиты цепи стеклоочистителя, и не обнаружив неисправности, диагностируем электромотор, приводящий в движение его механизм. Для этого двигатель лучше демонтировать.

Сделав это, включите зажигание и переведите ручку переключения блока управления работой дворников в быстрый или очень быстрый режим. При помощи мультиметра замеряйте напряжение в разъеме электродвигателя. Прибор должен показывать напряжение такое же, как и на аккумуляторной батарее. Удостоверившись, что ток доходит до электромотора, а он при этом не запускается, можно сделать вывод, что не работает стеклоочиститель именно по причине неисправности двигателя.

Чаще всего это случается из-за износа токоподводящих щеток, но иногда проблема кроется и в замыкании витков какой-либо из обмоток. Электродвигатель можно попытаться отремонтировать, заменив щетки, или восстановив обмотки, но проще купить новый. Стоит он в пределах тысячи рублей.

Неисправность трапеции и поводков

Сама по себе трапеция выходит из строя крайне редко, ведь для того, чтобы ее сломать, потребуется немалое усилие. В большинстве случаев проблемы с ней возникают после ремонта или замены приводных рычагов.

А вот что касается поводков, то ломаются они частенько. Основная причина неисправности - износ шлицов. Дело в том, что выполнены они из алюминия, поэтому даже небольшое усилие, приложенное в направлении противоположном движению дворников, может вызвать их «слизывание». В такой ситуации выход один - замена.

ВАЗ-2114 оборудован очистителем заднего стекла. К сожалению, и он иногда выходит из строя. Благо, здесь нет никаких предохранителей и реле. Механизм заднего стеклоочистителя состоит из и поводка со щеткой. Его включение осуществляется путем переключения ручки от себя (по горизонтали).

Диагностика заднего стеклоочистителя производится также путем замера напряжения на разъеме двигателя. Если оно подается, придется либо ремонтировать, либо покупать новый электромотор.

Стеклоочистители используются для очистки лобового стекла от снега и дождя, грязи и пыли, обеспечивая таким образом хороший обзор водителю. Если щетки этого устройства установлены правильно, тогда они способны очистить значительную площадь.

Основные причины поломки

Стеклоочистители помогут во время непогоды

Если данное устройство сломалось, нужно выяснить причину, по которой это произошло. Зачастую не работают дворники на ВАЗ 21099 из-за продолжительной стоянки либо поездки под обильным снегом или дождем. Дворники выходят из строя и по следующим причинам:

  1. Попала вода в «черный ящик» — блок реле и предохранителей.
  2. Сломался электродвигатель, представленный в виде мотора постоянного тока. Питание на его коллектор поступает через щетки. Их следует регулярно менять.
  3. Сломался подрулевой переключатель, который находится с правой стороны руля.
  4. Неисправна электропроводка либо соединения.

Если не работают дворники, то нужно проверить исправность предохранителей. Этот процесс можно выполнить самостоятельно при наличии схемы проводки ВАЗ 21099. Осмотреть необходимо и крышку. Что касается предохранителей, то стандартная укомплектовка таких деталей предусматривает монтаж моделей F4 и F5. При этом ток срабатывает при 10 и 15 А.

При исправности данных деталей потребуется разобрать реле, которое отвечает за функциональность дворников. В этом случае оно снимается, проверяется сопротивление катушки. Если реле исправно, тогда дворники работают только в верхнем крайнем положении ручки. В противном случае демонтируется подрулевой переключатель.

Для разборки подрулевого переключателя потребуется надфиль либо наждачная мелкозернистая бумага. Контакты чистятся, подрулевой механизм собирается, стеклоочистители проверяются. Если они не работают, тогда прозванивается с помощью тестера проводка. Автомеханики советуют подключить мотор дворников к аккумулятору. В любом случае нужно помнить, что дворники на «девятке» не работают при выключенной системе зажигания.

Замена поврежденных деталей

Новая трапеция стеклоочистителя

При повреждении пружин щеток либо потери упругости их потребуется заменить. Рекомендуется проверить, как они перемещаются в соответствующем держателе. Если они заедают, тогда заменяются изношенные либо имеющиеся сколы. В этом случае припаиваются выводы новых деталей к соответствующему держателю.

Коллектор зачищается шкуркой (при наличии на нем царапин и прочих дефектов). Если данный агрегат обгорел либо изношен, тогда заменяется редуктор и якорь. Замена шестерни редуктора осуществляется при аналогичном состоянии зубьев. Погнутые тяги выпрямляются либо заменяются новыми. Поврежденные шлицы либо резьба валиков требуют замены тяги в сборе. Все потресканные, порванные и со слабой упругостью резиновые подушки заменяются новыми деталями.

Сама процедура замены дворников на «девятке» начинается с демонтажа основного механизма ветрового стекла. Для этого применяется набор отверток и ключей. Первоначально отсоединяется провод «минус» клеммы батареи. Рычажки щеток стеклоочистителей поворачиваются вертикально. Откручиваются гайки и снимаются данные элементы с валиков.

Следующий шаг заключается в откручивании и снятии рычажков. Если они не снимаются с помощью легкого усилия, тогда нужно слегка открутить гайку, крепящую рычаг. Плоскогубцами сдвигается последний элемент со шлицев. Затем можно снимать рычаг и защитные колпачки с каждой стороны. Аналогичным образом следует поступить с гайками, которые относятся к верхнему креплению кронштейна.

Далее открывается капот машины и отсоединяется разъем от колодки. Вправо (по отношению к отсеку, находящемуся перед ветровым стеклом) смещается вентилятор отопления, снимается крышка с соответствующего блока. После отсоединения разъема из него демонтируются реле. Следующий шаг предусматривает отворот болта нижнего крепления. Затем вытаскивается держатель и выводятся валики дворников из отверстий в кузове.

Демонтаж и сборка стеклоочистителей

Стеклоочиститель нужно сдвинуть так, чтобы его мотор располагался в большой части отсека, находящегося впереди ветрового стекла. Далее основной механизм поворачивается, а его мотор выводится из отсека. Дворник сдвигается в сторону соответствующего блока с предохранителями и реле. После его демонтажа отворачивается гайка, крепящая механизм дворника. Для снятия последнего агрегата и кривошипа с валика применяется плоская отвертка.