Кто изобрел кондиционер. Первые кондиционеры в тачках

Наверное, нет такого человека, который бы не знал, что представляет собой такое оборудование, как кондиционер. Но лишь единицы знают, кто действительно придумал кондиционер, а главное когда. Ведь эта техника, особенно в наше время, играет достаточно важную роль для комфортной и уютной жизни. Давайте попробуем разобраться, кто изобрёл кондиционер и когда.

Удивителен тот факт, что наши предки, которые жили около тысячи лет тому назад, знали, как именно бороться с утомительным зноем. Одним их первых холодильщиков с уверенность можно считать неандертальца, который обнаружил, что в таком месте, как пещера, всегда царите приятная прохлада, даже в самые жаркие дни.

В скалах Долины Царей, которые расположились в Египте, есть вырубленные в скалах очень узкие коридоры, в которых проходят туристы, пригнув свои головы. Все они в результате попадают в специальную погребальную камеру для фараонов, здесь, посетителей от духоты подземелья спасает небольшой кусок картона, он заранее выдаётся служителем при входе этого подземного музея. Удивителен тот факт, что от удушья ещё больше страдали строители этих самых гробниц, так как для них, источником света служили масляные лампы. В связи с такой духотой, над входом в гробницы фараонов очень часто изображали богиню Матт, её крылья по легенде должны приносить древнеегипетскому царю дуновение ветра. И такое изображение порой называют рисунком самых первых кондиционеров.

Если говорить о жителях древней Индии, то они клали на подоконник своего дома специальные травяные циновки, они смачивались водой. Во время испарения, вода охлаждала воздух, поступающий в комнату. Поэтому, с уверенностью можно говорить о том, что ещё задолго до того, как появилась бытовая техника, человек, сумел найти способ для улучшения комфорта в собственном доме.

Очень удивителен тот факт, что в основе любого кондиционера лежит принцип охлаждения воздуха благодаря испарению влаги, именно этот принцип были реализован самой природой. А совсем недавно установили тот факт, что самым настоящим, «живым кондиционером» можно считать верблюда. У него в носу вырабатывается слизь, именно она насыщает сухой воздух влагой, который поступает в лёгкие. Но при выдохе верблюда, в отличие от человеческого организма, влага заново фильтруется в его носу, при этом остаётся в организме. Интересно то, что тот воздух, который выдыхает верблюд, зачастую ниже на девять градусов Цельсия окружающего воздуха и это в то время, когда у человека при выдохе температура равна температуре тела. И для того, чтобы спасаться от сильной жары, многочисленнее правители в древние времена окружали собственные дворцы водоёмами и тенистыми садами, также наполняли свои подвалы льдом, а слуги вооружались опахалами, тем самым создавая освежающую среду, с помощью движения воздуха. Практически до середины восемнадцатого века, ничего не было придумано лучше, чем «мальчика арапа».

В позапрошлом веке, началась настоящая техническая революция, которая сумела перевернуть представления о климате. В наше время понятие «кондиционер » , что с английского переводится, как «состояние воздуха», обозначает устройство, способное поддерживать температуру в помещении, которая была установлена. А ведь интересно то, что самый первый раз заоговорили о кондиционере в 1815 году. В то время француз по имени Жанн Шабаннес сумел получить британский патент, выданный на способ «регулировки температуры, а также кондиционирования воздуха в любых помещениях и зданиях». Но, как показала практика, воплощение теоретической идеи нужно было ждать на протяжении долгого времени. Только в 1902 году американский инженер, по имени Уиллис Карриер наконец-то собрал настоящую холодильную машину, промышленного назначения, которую установили в типографии Бруклина, распологающуюся в Нью-Йорке. Удивителен тот факт, что самый первый кондиционер предназначался не для того, чтобы создавать прохладу во время работы, а для того, чтобы бороться с влажностью в воздухе, ведь именно она значительно ухудшала качество печати.

Через год европейские аристократы, во время посещения Кельна, решили посетить здешний театр. При этом, главным интересом многочисленной публики была вовсе не игра выступающей труппы, а тот приятный холодок, который царил в зрительном заде даже в сильно жаркие месяца. А когда в 1924 году, целую систему кондиционирования установили в местном универмаге Детройта, тут появилось огромное количество любопытных зевак.

Предком современным сплит-систем можно считать, самый первый кондиционер для комнат, который выпустила в 1929 году известная на то время компания General Electric . В таком устройстве, в качестве хладагента применялся аммиак, так как его пары могут нанести вред человеческому здоровью, было принято решение конденсатор и компрессор кондиционера выносить на улицу. В принципе, данное устройство всё-таки являлось сплит-системой. В 1931 году был синтезирован действительно безопасный для человека фреон, после чего профессиональные конструкторы решили собрать все агрегаты, узлы кондиционера в едином корпусе. Помимо этого, во многих странах мира оконники пользуются большой популярностью, и это не удивительно, так как причины преимуществ очевидные: они намного дешевле подобных по мощности сплит-систем, а монтаж кондиционера не потребует специального опыта, знаний и дорогих инструментов. А это достаточно весомые аргументов, которые позволят установить оборудование в дали цивилизации.

На протяжении долгих лет новыми разработками в сфере кондиционирования и вентиляции занимались американские компании, хотя вначале шестидесятых инициатива перешла к японцам. В будущем, именно они стали лидерами современной индустрии климатических систем. В 1958 году Daikin - японская компания занялась разработкой первого теплового насоса, благодаря чему кондиционеры стали работать, выделяя тепло.

Через три года произошло событие, которое существенно повлияло на стремительное развитие полупромышленных и бытовых систем кондиционирования воздуха. Это не что иное, как начало выпуска, причём массового, сплит-систем . В 1961 году известная на сегодняшний день японская компания Toshiba самая первая запустила производство такого оборудования, разделяя его на два блока, и популярность данного типа климатических систем постоянно росла. Главным преимуществом сплит-систем есть то, что самая шумная часть кондиционера - это компрессор выносится на улицу, поэтому в комнатах, намного тише, чем в тех случаях, когда в помещении работают оконники. Интенсивность самого звука значительно стала меньше. А вторым, не менее важным плюсом сплит-систем - это уникальная возможность размещения внутреннего блока в любом удобном для пользователя месте.

В наше время выпускают множество разных типов внутренних устройств: подпотолочные, настенные, напольные , а также специально встраиваемые в подвесные потолки - канальные и кассетные . Правильность выбора зависит не только исходя из дизайнерских решений, но ещё и благодаря разным типам внутренних блоков, что позволит создать самое оптимальное распределение воздуха, который охлаждается в помещениях определённого размера и назначения.

В 1968 году на рынках продаж стали появляться кондиционеры, в которых с одним внешним блоком могло работать одновременно несколько внутренних. Именно так появились так называемые мультисплит-системы . В наше время, в современной технике могут работать от двух до шести разных типов внутренних блоков.
Значительным нововведением стало и то, что появились кондиционеры инверторного типа . Именно компания Toshiba предложила выпускать самую первую сплит-систему, которая могла бы плавно контролировать собственную мощность, это произошло в 1981 году. А в 1998 году инверторы стали занимать около девяносто пяти процентов японского рынка.

Последний, из самых популярных во всём мире типов кондиционеров -VRV . Он был разработан компанией Daikin в 1982 году.

Давайте немного окунёмся в историю, и узнаем, как изобрели кондиционер.

1734 год.
Самый первые в истории осевой вентилятор установили в одном из помещений английского парламента. Он начинал работать с помощью парового двигателя, и что самое удивительное, он проработал более восьмидесяти лет без ремонта.

1754 год.
В этом году была разработана первая теория вентилятора, которая была основой расчёта всех современных систем вентиляции. Разработчиком был Леонард Эйлер.

1810 год.
Установили первую рассчитанную систему естественной вентиляции, в больнице пригорода Лондона, в Дерби.

1815 год.
Жаном Шабаннесе был получен британский патент на такой метод, как «кондиционирование воздуха, а также регулировку температуры в различных помещениях, в том числе и жилых…»

1852 год.
Лордом Кельвина была разработана основа применения холодильной машины для того, чтобы обогревать помещение, а точнее тепловой насос. И через четыре года эта идея была всё-таки реализована австрийцем Риттенгером.

1902 год.
Уиллисом Карриером - американский инженер, было впервые разработана промышленная установка для того, чтобы кондиционировать воздух.

1929 год.
General Electric - компания США разработала самый первый комнатный кондиционер.

1931 год.
Изобрели фреон - безопасный хладагент для человеческого здоровья. Это помогло произвести революцию в стремительном развитии всей климатической техники.

1958 год.
Компания Daikin изобрела самый первый кондиционер, который смог работать не только для выделения холода, но и тепла.

1961 год.
Toshiba - это крупная компания, которая самой первой начала выпускать промышленные кондиционеры, разделенные на два блока, теперь они имеют название сплит-системы.

1966 год.
Hitachi з первая в мире компания, которая предложила использование оконных кондиционеров со специальной функцией осушения. И спустя четыре года она сумела первой внедрить данную функцию в сплит-систему.

1968 год.
Компания Daikin решила предложить кондиционер, имеющий два внутренних блока и один наружный. Благодаря такой новации и появились первые мультисплит-системы.

1977 год.
Компания Toshiba самой первой в мире стала выпускать кондиционер, которым можно было бы управлять с помощью микропроцессора.

1981 год.
Компанией Toshiba разработала компрессор, в котором регулировалась частота вращения. В этом году появились инверторные кондиционеры, в которых присутствовала такая регулировка.

1982 год.
Компания Daikin в этом году не только разработала, но ещё и внедрила в производственный процесс, новейший тип центральный систем кондиционирования - VRF. Благодаря этому типу можно решать вопросы вентиляции и кондиционирования в комплексе.

1998 год.
Компания Sanyo разработала специальное предложение - VRF систему, которая смогла бы работать по принципу безынверторного регулирования мощности.

1995 год.
Было принято решение - отказаться от применения хладагентов, которые могут быть опасными для озонового слоя. И в Европе их производство приказали прекратить к 2014 году.

2002 год.
Компанией Haier было предложено использование бытового кондиционера, который способен увеличивать концентрацию кислорода в помещении.

И ещё несколько строк из истории…

При Советском союзе считалось, что купить кондиционер могли позволить только богатые люди, так как данное оборудование было настоящей роскошью, которое отвлекало пролетариат от постоянной классовой борьбы. В 1940 году журнал под названием «Отопление и вентиляция» был полностью разгромлен, за материал о кондиционировании воздуха, так как данные статьи приняли за «пропаганду буржуазных взглядов на существующую технику», до 1955 года данная тема была под так называемым «негласным запретом».

Немного позже, приблизительно в 1965 году в подмосковном городке Домодедово наладили выпуск кондиционеров для пунктов управления ракетным оружием и для узлов связи. Тогда в городе Николаев, завод Экватор начал выпускать судовые кондиционеры, после этого ещё несколько компаний стало выпускать климатическое оборудование специальное для авиации.

Выпускать кондиционеры на территории Советского Союза начали в семидесятых годах, после того, как в Баку был возведён завод, он работал по лицензии Hitachi - японской фирмы. В восьмидесятых годах, этот завод производил около 500 000 кондиционеров в год, и более 120 000 шло на экспорт.

В наше время многие ругают БК за достаточно большие габариты, а также высочайший уровень шума, но нельзя не согласиться с тем, что устройства стали долговечными и неприхотливыми. И некоторые аппараты работают по сегодняшний день. Помимо этого, приятно радовали цены, особенно фермеров в Австрии.

А ведь ни один кондиционер корейского, японского, израильского или американского производства не отличался своей прочностью и длительным сроком эксплуатации. Да и сервисное обслуживание кондиционеров было менее дорогим, и более оперативным. Но концепция долговечности существенно поменялась в восьмидесятых годах. Ведь, если раньше старались сделать на долгие годы, то теперь срок службы измеряется в моральном старении. И при современных темпах развития технологий, это не больше, чем десять лет.

После того, как распался СССР , многочисленные специалисты по производству систем кондиционирования уехали, в связи, с чем их производство в Баку начало постепенно угасать, и к 1998 году оно окончательно развалилось.

Ещё одним значительным советским проектом, в наше время оно почти забыто, были кондиционеры под маркой «Нева», их маленькая партия была произведена в Ленинграде.

Самыми первыми кондиционерами, которые были сделаны в России, стали оконники Fedders, их в начале девяностых собирали в Курской области в городе Железногорске. Но из-за плохого качества этой продукции производство быстро развалилось, так что к 1996 году оно полностью свернулось. Эту эстафету подхватило производство в Электростали. На заводе Элемаш в 1997 году освоили выпуск сплит-систем, из комплектов Samsung , а затем начали производить продукцию под своей торговой маркой. В последнее два года изготавливать сплит-системы стали в Хабаровске, Фрязино, Ижевске, Москве, Ростове-на-Дону.

Сегодня кондиционеры выпускают многие, так что о происхождение кондиционера вряд ли кто знает. Существует множество марок и моделей, с различной функциональностью, все номера кондиционеров разные, а также отличается такая техника в зависимости от своих возможностей, цены. Тут каждый выбирает то, что соответствует его требованиям и потребностям.

Кто придумал кондиционер?

О том, что с изнуряющим зноем можно и нужно бороться, наши далекие предки догадались еще тысячи лет тому назад. Наверное, первым холодильщиком можно считать неандертальца, обнаружившего, что в пещере даже в самые жаркие дни царит приятная прохлада. Для того, чтобы хоть как-то спастись от жары, правители древности окружали свои дворцы тенистыми садами и водоемами, наполняли подвалы льдом, а вооруженные опахалами слуги создавали освежающее движение воздуха. И вплоть до середины XVIII века ничего лучше мальчика «арапа» так и не придумали.

Монтаж и установка кондиционеров. Быстро, качественно, оптимальные цены, большой выбор. Японское качество.

Однако начавшаяся в позапрошлом столетии техническая революция очень быстро перевернула представление людей о климате. Интересно, что впервые слово кондиционер было произнесено вслух еще в 1815 году. Именно тогда француз Жанн Шабаннес получил британский патент на метод «кондиционирования воздуха и регулирования температуры в жилищах и других зданиях». Но практического воплощения идеи пришлось ждать достаточно долго. Только в 1902 году американский инженер-изобретатель Уиллис Карриер собрал промышленную холодильную машину для типографии Бруклина в Нью-Йорке. Самое любопытное, что первый кондиционер предназначался не для создания приятной прохлады работникам, а для борьбы с влажностью, здорово ухудшавшей качество печати…

Правда уже через год аристократия Европы, приезжая в Кельн, считала своим долгом посетить местный театр. Причем живой интерес публики вызывала не только (и не столько) игра труппы, а приятный холодок, царивший в зрительном зале даже в самые знойные месяцы. А когда в 1924 году была установлена в одном из универмагов Детройта, наплыв зевак был просто умопомрачительным. Впору было ввести плату за вход, впрочем, предприимчивый хозяин внакладе не остался. Эти первые аппараты и стали предками современных систем центрального кондиционирования воздуха.

«Ископаемым» предком всех современных сплит-систем и оконников может считаться первый комнатный кондиционер, выпущенный компанией еще в 1929 году. Поскольку в качестве хладагента в этом устройстве использовался , пары которого небезопасны для здоровья человека, компрессор и конденсатор кондиционера были вынесены на улицу. То есть по своей сути это устройство было самой настоящей сплит-системой! Однако, начиная с 1931 года, когда был синтезирован безопасный для человеческого организма , конструкторы сочли за благо собрать все узлы и агрегаты кондиционера в одном корпусе. Так появились первые оконные кондиционеры, далекие потомки которых успешно работают и в наши дни. Более того, в США, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, а также на Тайване, в Гонконге, в Индии и большинстве Африканских стран оконники до сих пор являются наиболее популярным типом кондиционеров. Причины их успеха очевидны: они примерно вдвое дешевле аналогичных по мощности сплит-систем, а их монтаж не требует наличия специальных навыков и дорогостоящего инструмента. Последнее особенно важно вдали от очагов цивилизации, где легче отловить снежного человека, нежели найти гражданина, знакомого с монтажом холодильной техники.

Долгое время лидерство в области новейших разработок по вентиляции и кондиционированию воздуха принадлежало американским компаниям, однако в конце 50-х, начале 60-х годов инициатива прочно перешла к японцам. В дальнейшем именно они определили лицо современной индустрии климата.

Так в 1958 году японская компания предложила первый тепловой насос, тем самым научив кондиционеры работать на тепло.

А еще через три года произошло событие, в значительной мере предопределившее дальнейшее развитие бытовых и полупромышленных систем кондиционирования воздуха. Это начало массового выпуска сплит-систем. Начиная с 1961 года, когда японская компания Toshiba впервые запустила в серийное производство кондиционер, разделенный на два блока, популярность этого типа климатического оборудования постоянно росла. Благодаря тому, что наиболее шумная часть кондиционера - компрессор - теперь вынесена на улицу, в помещениях, оборудованных сплит-сис-темами, намного тише, чем в комнатах, где работают оконники. Интенсивность звука уменьшена на порядок! Второй огромный плюс - это возможность разместить внутренний блок сплит-системы в любом удобном месте.

Сегодня выпускается немало различных типов внутренних устройств: настенные, подпотолочные, напольные и встраиваемые в подвесной потолок - кассетные и канальные. Это важно не только с точки зрения дизайна - различные типы внутренних блоков позволяют создавать наиболее оптимальное распределение воздуха в помещениях определенной формы и назначения. А в 1968 году на рынке появился кондиционер, в котором с одним внешним блоком работало сразу несколько внутренних. Так появились мультисплит-системы. Сегодня они могут включать в себя от двух до шести внутренних блоков различных типов.

Существенным нововведением стало появление кондиционера инверторного типа. В 1981 году компания Toshiba предложила первую сплит-систему, способную плавно регулировать свою мощность, а уже в 1998 году инверторы заняли 95% японского рынка. Ну и, наконец, последний из наиболее популярных в мире типов кондиционеров- VRF-системы - были предложены в 1982 году компанией Daikin.

Сама по себе идея искусственного охлаждения в жару насчитывает несколько тысячелетий. Для этого использовались веера, опахала и специально обученный персонал. Но история механической вентиляции, и последовавшего за нею кондиционирования, много короче. В 1735 году в здании английского парламента установили первое в истории механическое опахало, приводимое в движение паровым двигателем. Устройство назвали вентилятором.

А в 1810 году в одной из лондонских больниц впервые была применена научно рассчитанная система естественной вентиляции. Скоро (в 1815 году) эта система была запатентована. Но сделали это отчего-то не англичане, а находчивый француз Жан Шабаннес. Свой метод естественной вентиляции он назвал «кондиционированием зданий». Так в лексикон вошло слово «кондиционировать», означающие «приводить что-либо в соответствие с определенными требованиями или нормами».

В Англии также вовсю кипела научная мысль. В её авангарде находился великий британский физик, химик и изобретатель Майкл Фарадей. Изучая состояния вещества, он переводил жидкости в газообразное состояние, и обратно. Экспериментируя с аммиаком, ученый убедился: это вещество, испаряясь, поглощает тепло. Принцип работы кондиционера и холодильника был открыт: в одной части двусторонней системы, вещество, испаряясь, поглощает тепло. В другой же, возвращаясь в жидкое состояние, выделяет его в окружающую среду.

Осталось только собрать работающий агрегат. В США изобретательством занимался некто Джон Горри, практикующий врач. Согласно свидетельствам историков, Горри работал в клинике города Апалачикола, штат Флорида, где изучал тропические болезни. Климат во Флориде был довольно жарким, а потому причинял немалые страдания больным. Желая помочь своим пациентам, Джон Горри начал разработку агрегата, способного охлаждать воздух.

В результате изобретатель создал первый в мире компрессор, сжимающий воздух, который, проходя через змеевик, расширялся и охлаждался. Этот принцип и по сей день применяется во всех холодильных агрегатах и кондиционерах. На основе своего изобретения Джон Горри построил машину для производства льда, на которую в 1851 году получил патент N 8080. Первый холодильник не принес богатства своему создателю — Джон Горри вернулся к медицинской практике и до конца своей жизни работал врачом. .

И лишь в 1902 году инженер Уиллис Карриер изготовил первый образец охлаждающей воздух машины. Это чудо техники было установлено в одной из бруклинских типографий. Охлаждающий воздух агрегат был смонтирован, чтобы уменьшить влажность воздуха (на влажной бумаге краска сохнет очень медленно). А влажность, как известно, уменьшается при снижении температуры. Но прохлада, о которой меньше всего думал типографский делец, обернулась для него дополнительной прибылью. Рабочие, печатавшие в комфортных условиях, стали меньше уставать, тиражи значительно выросли.

Уже через год подобный аппарат был установлен в Кельнском театре, где посетители стали сопереживать страстям на сцене в прохладе и комфорте. Не отставал и Новый свет. В 1924 году кондиционер установили в Детройтском универмаге. Народ повалил туда толпой; система кондиционирования еле справлялась, но благодаря приятной прохладе оборот заведения вырос за несколько дней чуть ли не в три раза! Примеру универмага последовали банки, кинотеатры, и даже общественные туалеты…

Принцип работы вентилятора.

В 1928 году было кондиционирован американский Конгресс, а в 1929-м и Сенат США.

В 1929 году компанией General Electric был выпущен первый комнатный кондиционер, предок современных агрегатов. В принципе, эта машина была прообразом сплит-системы - её компрессор и конденсатор крепились на улице. Сделано это было ради безопасности, т.к. в качестве хладогента использовался вредный аммиак. , к тому же он мог взрываться

В 1931 году решением проблемы стал новый хладагент - фреон. Все части кондиционера были тотчас собраны в одном блоке. Так появился оконный кондиционер, быстро завоевавший популярность в Америке.

Устройство кондиционера

1 - конденсатор
2 - терморегулирующий вентиль
3 - испаритель
4 - компрессор

Компрессор, конденсатор, дроссель (капиллярная трубка, ТРВ и др.) и испаритель соединены тонкостенными медными трубками (в последнее время иногда и алюминиевыми) и образуют холодильный контур, внутри которого циркулирует хладагент. (Традиционно в кондиционерах используется смесь фреона с небольшим количеством компрессорного масла, однако в соответствии с международными соглашениями производство и использование старых сортов, разрушающих озоновый слой, постепенно прекращается.)

В процессе работы кондиционера происходит следующее. На вход компрессора из испарителя поступает газообразный хладагент под низким давлением в 3 - 5 атмосфер и температурой 10 - 20 °C. Компрессор кондиционера сжимает хладагент до давления 15 - 25 атмосфер, в результате чего хладагент нагревается до 70 - 90 °C, после чего поступает в конденсатор (на примере R22).

Благодаря интенсивному обдуву конденсатора, хладагент остывает и переходит из газообразной фазы в жидкую с выделением дополнительного тепла. Соответственно, воздух, проходящий через конденсатор, нагревается.

На выходе конденсатора хладагент находится в жидком состоянии, под высоким давлением и с температурой на 10 - 20 °C выше температуры атмосферного (наружного) воздуха. Из конденсатора теплый хладагент попадает в терморегулирующий вентиль (ТРВ), который в простейшем случае представляет собой капилляр (длинную тонкую медную трубку, свитую в спираль). На выходе ТРВ давление и температура хладагента существенно понижаются, часть хладагента при этом может испариться.

После ТРВ смесь жидкого и газообразного хладагента с низким давлением поступает в испаритель. В испарителе жидкий хладагент переходит в газообразную фазу с поглощением тепла, соответственно, воздух, проходящий через испаритель, остывает. Далее газообразный хладагент с низким давлением поступает на вход компрессора и весь цикл повторяется. Этот процесс лежит в основе работы любого кондиционера и не зависит от его типа, модели или производителя.

Работа кондиционера (холодильника) без отвода тепла от конденсатора принципиально невозможна. В обычных бытовых установках это тепло является бросовым и отводится в окружающую среду, причём его количество значительно превышает величину, поглощённую при охлаждении помещения (камеры). В более сложных устройствах это тепло утилизуется для бытовых целей: горячее водоснабжение, и др.

В середине 50-х японские производители вытеснилои с рынка американских низкими ценами и стали конкурировать на рынке кондиционеров между собою. В конце 50-х японская компания Daikin выпустила на рынок бытовой кондиционер, оснащенный тепловым насосом. Это устройство не только охлаждало, воздух, но и могло обогреть помещение.

А еще через три года начался массовый выпуск сплит-систем. Начиная с 1961 года, когда японская компания Toshiba впервые запустила в серийное производство кондиционер, разделенный на два блока, популярность этого типа климатического оборудования постоянно росла. Благодаря тому, что наиболее шумная часть кондиционера - компрессор теперь вынесена на улицу, в помещениях оборудованных сплит-системами намного тише, чем в комнатах, где работают оконники. Интенсивность звука уменьшена на порядок. Второй огромный плюс - это возможность разместить внутренний блок сплит-системы в любом удобном месте.

Сегодня выпускается немало различных типов внутренних устройств: настенные, подпотолочные, напольные и встраиваемые в подвесной потолок - кассетные и канальные. Это важно не только с точки зрения дизайна - различные типы внутренних блоков позволяют создавать наиболее оптимальное распределение охлажденного воздуха в помещениях определенной формы и назначения. А в 1968 году на рынке появился кондиционер, в котором с одним внешним блоком работало сразу несколько внутренних. Так появились мультисплит-системы. Сегодня они могут включать в себя от двух до девяти внутренних блоков различных типов.

Кондиционеры в СССР

Бытовые кондиционеры были и в СССР. В 1975 году, по лицензии японской фирмы Hitachi в Баку было налажено производство бытовых кондиционеров. Выпускались эти кондиционеры, названные «БК» (Бытовой Кондиционер), лишь в трех варианттах по мощности 1500, 2000, 2500 ватт, что примерно соответствовало современным 5-ке, 7-ке и 9-ке. Громоздкий, шумный и дорогой (модель1500 стоила около 350 рублей!), этот кондиционер был в СССР бешеным дефицитом. Во первых других просто не было, а во вторых ставили его прежде всего в учереждения. Считалось, что Советскому человеку кондиционер «без надобности»…

Надо правда отдать должное их неприхотливости, дуракоустойчивости и ремонтопригодности. Как правило они не ломались, а забивались грязью и пылью после чего тепловой контур терял эффективность и их списывали, а потом выбрасывали. Именно таким кондиционером я впервые разжился в 1988 году. После промывки он проработал влоть до дефолта.

Широкое распространение систем кондиционирования воздуха (позволяющих не только охлаждать его, но и очищать от влаги и посторонних запахов) началось в 30-е годы XX века. Сперва кондиционеры в массовом порядке устанавливались в деловых и административных зданиях в США, в частности в знаменитых нью-йоркских небоскребах.

В середине 30-х "кондеи" перекочевали на транспорт. Причем отнюдь не на частный. В те годы на Ближнем Востоке весьма популярным видом пассажирского междугородного сообщения были автопоезда: грузовики с полуприцепами, оборудованными под пассажирский салон. На таких автопоездах, курсировавших по маршруту Багдад - Дамаск, и появились первые автомобильные кондиционеры. Весьма логично: в пустынной местности система охлаждения воздуха в салоне - вещь едва ли не первой необходимости!

Провал в тридцатых и сороковых

Первый же серийный легковой автомобиль с кондиционером был представлен широкой публике в 1939 году на автосалоне в Чикаго. Им стал Packard 12 Sedan. Фурор эта модель, впрочем, не вызвала и массовое распространение кондиционеров на машинах не спровоцировала. По трем причинам.

Во-первых, "кондей" на том Паккарде предлагался исключительно в качестве опции. Причем не просто дорогой, а очень дорогой: цена ее оставляла 274 доллара. По тем временам это была треть цены новой легковой машины среднего класса в США!

Во-вторых, никакой автоматикой в управлении первым автомобильным кондиционером, как говорится, и не пахло. Чтобы немного охладить салон в жаркую погоду, водитель должен был остановиться, заглушить двигатель, а потом открыть капот и вручную установить приводной ремень системы кондиционирования.

В-третьих, сама эта система была весьма громоздкой. Необходимые для ее работы агрегаты стояли не только под капотом и в салоне, но и "съедали" едва ли не половину полезного объема багажника.

В общем, сколь-нибудь популярной эта опция так и не стала, и буквально спустя два года после премьеры Паккарда с кондиционером предлагать ее перестали. Идею, однако, подхватили конкуренты Packard из Cadillac и Chrysler, и в 1941-1942 годах кондиционер значился в списках дополнительного оборудования на топовых моделях обеих марок.

В годы Второй мировой войны процесс усовершенствования автомобильных кондиционеров прекратился (производителям, по понятным причинам, было не до того).

Второе рождение кондиционера

И лишь в середине 50-х в этой области произошел прорыв. Появились первые системы, похожие на современные: объединявшие кондиционер и отопитель, гораздо более компактные; агрегаты располагались только под капотом. Да и цена подобной опции становилась все более разумной.

Соответственно, и популярность "кондеев" в экономически развитых США стала расти впечатляющими темпами. К концу 80-х годов в Штатах почти 90% легковых машин были оснащены кондиционерами. А вот в Европе, сильно пострадавшей в годы Второй мировой, они, напротив, не пользовались особой популярностью вплоть до конца 70-х.

Когда кондиционер появился у нас?

В СССР системы кондиционирования воздуха были уделом исключительно правительственных авто. "Первопроходцем" стал ЗИЛ-111А, запущенный в серийное производство в 1959 году. Автомобиль оснащался кондиционером советской разработки. А вот "Чайка" второго поколения (ГАЗ-14), выпущенная в 1977 году, получила уже зарубежную систему кондиционирования.

Массовому же покупателю отечественных авто кондиционер стал доступен уже после распада Советского Союза. В 2000-х годах "кондеи" появились в прайс-листах на различные модификации "Волги" 3110, а первой моделью марки Lada с устанавливаемым на заводе кондиционером стала появившаяся в 2007 году Priora.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Как он устроен?

Принципиальная схема работы автомобильного кондиционера не менялась примерно с 50-х годов (когда появились компактные подкапотные установки). Появлялись лишь разного рода дополнительные фильтры, системы автоматизированного управления, улучшалась эффективность и долговечность "кондеев".

Один из основных компонентов системы - компрессор, который, собственно, и "прогоняет" по ней хладагент. В роли последнего выступает, как правило, фреон. Работает компрессор от двигателя: через ременной привод. Именно поэтому кондиционер и отбирает мощность у мотора, а также увеличивает расход топлива.

Компрессор сжимает фреон, отчего тот разогревается, и направляет в конденсатор. Там фреон охлаждается от вентилятора, проходит через трубки конденсатора, переходит в жидкое состояние, а отдаваемое им тепло отводится в атмосферу.

После этого хладагент проходит через систему очистки и подается в испаритель, где он начинает кипеть, переходит в газообразное состояние и при этом сильно охлаждается. Именно этот холод с испарителя и подается в салон при помощи вентилятора, а охлажденный фреон снова поступает в компрессор, и описанный цикл повторяется.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Фото: classicandperformancecar.com

В чём отличие кондиционера от климат-контроля?

От климат-контроля кондиционер отличается тем, что последний управляется механически и "ведает" лишь охлаждением воздуха. Тогда как "климат" управляется автоматически (электроникой) и не только охлаждает, но еще и подогревает воздух, а также в определенных пропорциях смешивает его теплые и холодные потоки.

Именно поэтому при наличии климат-контроля водителю достаточно лишь выставить нужную температуру в салоне. Владельцу же машины с простым кондиционером необходимо его постоянно включать и выключать вручную.

Где он есть и где его нет?

В наши дни "кондеи" устанавливаются даже на "бюджетные" седаны и хэтчбеки, в том числе и отечественные. Однако в разряд обязательного базового оснащения кондиционер переходит только на моделях класса D и выше. В машинах классом и двумя ниже за "кондей" нужно либо доплачивать, либо покупать автомобиль в более дорогой комплектации, в которую он уже включен.

Среди популярных у нас моделей гольф-класса кондиционера в "базе" не имеют, в частности, Ford Focus, Chevrolet Cruze, Skoda Octavia; из моделей класса B – Renault Logan, Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Solaris.

Впервые попытались кондиционировать воздух в Персии тысячи лет назад. Охлаждение воздуха в персидских устройствах происходило по принципу охлаждения воды при испарении. Типичный кондиционер тех дней представлял собой специальную шахту, улавливающую дуновение ветра, в которой размещались пористые сосуды с водой или протекала вода из источника. После охлаждения и насыщения влагой в шахте воздух поступал в помещение. Эффективный для жаркого и сухого климата, такой кондиционер оказался бы бесполезным в условиях высокой относительной влажности воздуха.

В Индии попытка противостоять жаркому летнему климату привела практически к созданию вечного двигателя. Установив вместо входной двери в помещение каркас, обвитый кокосовой пальмой – татти, индусы поместили над ним ёмкость, которая медленно заполнялась водой за счет капиллярного эффекта татти. Когда уровень воды достигал определённого значения, ёмкость опрокидывалась, орошая водой дверь, и возвращалась в исходное состояние. Этот процесс повторялся многократно.

Мало кто знает, что слово кондиционер впервые было произнесено вслух еще в 1815 году. Именно тогда француз Жанн Шабаннес получил британский патент на метод. Однако, практического воплощения идеи пришлось ждать достаточно долго. Только в 1902 году американский инженер-изобретатель Уиллис Карриер собрал промышленную холодильную машину для типографии Бруклина в Нью-Йорке. Самое любопытное, что первый кондиционер предназначался не для создания приятной прохлады работникам, а для борьбы с влажностью, здорово ухудшавшей качество печати.

Правда, уже через год аристократия Европы, посещая Кельн, считала своим долгом посетить местный театр. Причем, живой интерес публики вызывала не только (и не столько) игра труппы, а приятный холодок царивший в зрительном зале даже в самые знойные месяцы. А когда в 1924 году система кондиционирования была установлена в одном из универмагов Детройта, наплыв зевак был просто умопомрачительным. Если бы хозяин заведения догадался брать плату за вход, то, наверное, в короткий срок обогнал бы и Форда, и Рокфеллера. Впрочем, заведение внакладе не осталось - в считанные дни его оборот вырос более чем в три раза!

В XIX веке британский изобретатель Майкл Фарадей обнаружил, что сжатие и сжижение определённого газа охлаждают воздух. Но его идеи были в значительной степени теоретическими.
Электрический способ кондиционирования воздуха был изобретён Уиллисом Кэррьером примерно в 1902 году. Он же разработал первую систему кондиционирования воздуха для типографии в Бруклине. Летом, при процессе печатания, постоянное изменение температуры и влажности не позволяло добиться качественной цветопередачи. Кэрриер разработал аппарат, который охлаждал воздух до постоянной температуры и осушал его до 55 %. Своё устройство он назвал «аппаратом для третирования воздуха».

В 1915 году он и еще шесть коллег-инженеров основали собственную компанию «Garner Engineering Co.», впоследствии переименованную в «Carrier» («Кэрриер»). Сегодня компания Carrier - один из ведущих производителей кондиционеров, ей принадлежит 12% мирового объёма производства кондиционеров.

Эти первые аппараты и стали предками современных систем центрального кондиционирования воздуха. Уже в те годы существовали водоохлаждающие машины - чиллеры, внутренние блоки - фанкойлы и нечто напоминающее современные центральные кондиционеры.

Предком всех современных сплит-систем и оконников может считаться первый комнатный кондиционер, выпущенный компанией General Electric еще в 1929 году. Поскольку в качестве хладагента в этом устройстве использовался аммиак, пары которого небезопасны для здоровья человека, компрессор и конденсатор кондиционера были вынесены на улицу.

То есть, по своей сути, это устройство было самой настоящей сплит-системой! Однако, начиная с 1931 года, когда был изобретен безопасный для человеческого организма хладагент - фреон, конструкторы сочли за благо собрать все узлы и агрегаты кондиционера в одном корпусе. Так появились первые оконные кондиционеры, далекие потомки которых успешно работают и в наши дни. Более того, в США, Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Индии до сих пор являются наиболее популярным типом кондиционеров. Причины их успеха очевидны: они примерно вдвое дешевле аналогичных по мощности сплит-систем, а их монтаж не требует наличия специальных навыков и дорогостоящего инструмента. Последнее особенно важно вдали от очагов цивилизации, где легче отловить снежного человека, нежели найти гражданина знакомого с труборезом и заправочной станцией с блоком манометров.

Первый автомобильный кондиционер имел мощность охлаждения 370 Вт, был создан фирмой С & С Kelvinator Co в 1930 году и установлен на Кадиллаке.
Томас Мидглей младший первым предложил в качестве хладагента использовать дифтормонохлорметан, названный потом фреоном в 1928 году. Этот хладагент оказался намного более безопасным для людей, но не для озонового слоя атмосферы.

Долгое время лидерство в области новейших разработок по вентиляции и кондиционированию воздуха принадлежало американским компаниям, однако, в конце 50-ых, начале 60-ых годов инициатива прочно перешла к японцам. В дальнейшем именно они определили лицо современной индустрии климата.

В 1958 году Японская компания Daikin разработала первый тепловой насос, тем самым, научив кондиционеры работать на тепло. А еще через три года произошло событие в значительной мере предопределившее дальнейшее развитие бытовых и полупромыщленных систем кондиционирования воздуха. Это - начало массового выпуска сплит-систем. Начиная с 1961 года, когда японская компания Toshiba впервые запустила в серийное производство кондиционер, разделенный на два блока, популярность этого типа климатического оборудования постоянно росла. Благодаря тому, что наиболее шумная часть кондиционера - компрессор теперь вынесена на улицу, в помещениях оборудованных сплит-системами намного тише, чем в комнатах, где работаю оконники. Интенсивность звука уменьшена на порядок! Второй огромный плюс - это возможность разместить внутренний блок сплит-системы в любом удобном месте.

Сегодня выпускается немало различных типов внутренних устройств: настенные, подпотолочные, напольные и встраиваемые в подвесной потолок - кассетные и канальные. Это важно не только с точки зрения дизайна - различные типы внутренних блоков позволяют создавать наиболее оптимальное распределение охлажденного воздуха в помещениях определенной формы и назначения.

В 1969 году компания Daikin выпустила кондиционер, в котором с одним внешним блоком работало сразу несколько внутренних. Так появились мультисплит-системы. Сегодня они могут включать в себя от двух до шести внутренних блоков, различных типов.

Существенным нововведением стало появление кондиционера инверторного типа. В 1981 году компания Toshiba предложила первую сплит-систему, способную плавно регулировать свою мощность, а уже в 1998 году инверторы заняли 95% японского рынка.

Ну и, наконец, последний из наиболее популярных в мире типов кондиционеров - VRV - системы были предложены компанией Daikin в 1982 году. Центральные интеллектуальные системы типа VRV состоят из наружных и внутренних блоков, которые могут быть удалены друг от друга на 100 метров, причем 50 из них по вертикали. К тому же, установка VRV-систем достаточно проста и не занимает много времени. Монтаж можно вести даже после проведения отделочных работ, а при острой необходимости - не прерывая работу офиса. Возможен и поэтапный ввод мощностей, с отдельных этажей или помещений. А вот традиционные центральные системы кондиционирования надо закладывать в проект еще на стадии строительства.

Благодаря целому ряду уникальных достоинств VRV системы составили серьезную конкуренцию традиционным центральным системам кондиционирования воздуха, а в ряде стран, например в Японии, практически полностью вытеснили их с рынка.

Конечно, на этом прогресс в развитии климатической техники не закончился, однако сейчас совершенствуются уже существующие типы оборудования. Появляются новые функциональные возможности, меняется дизайн, разрабатываются новые холодильные агенты. Однако это материал для отдельной статьи.