Чем отличается красный от зеленого. Сравниваем красный и зеленый антифриз

Для охлаждения различных нагревающихся элементов автомобиля применяется специальная жидкость, которую называют антифризом. Дословный перевод с английского означает «незамерзающий». Такая жидкость существенно отличается от воды в плане температуры кристаллизации, а также кипения. Это позволяет использовать её в зимнее время, когда заморозка жидкости привела бы к повреждению элементов автомобиля, в которых она находилась. Всего встречается разный антифриз: красный, зеленый, синий. В чем разница между ними стоит разобрать подробнее.

Основными задачами, для которых требуется применение антифриза, считается обеспечение непрерывной работы охладительной системы. Вне зависимости от видов антифриза по цветам это является основной целью его использования. При этом важным считается возможность подобной жидкости обеспечить стабильность выполнения своих функций в жаркое время, а также суровые морозы. Это обусловлено стабильностью химического состава вещества, а также его нейтральности по отношению к металлическим либо же резиновым элементам, в которых он применяется. В результате не образуется никаких осадков при его эксплуатации.

Главной особенностью, обеспечивающей все перечисленные выше свойства этой жидкости, считается использование специальных присадок. Раньше было четкое разделение, чем отличается антифриз по цвету.

Антифриз бывает разных видов

Так, красный цвет указывал на кислотном составе вещества, в то время как синий и зеленый говорили уже о силикатном. При этом сегодня такая градация используется далеко не всегда. Кроме этого, антифриз обладает следующими свойствами, которые требуются от него в процессе эксплуатации:

  1. Повышенная устойчивость к образованию пены.
  2. Высокая эффективность используемых антикоррозийных присадок.
  3. Отсутствие образования нерастворимых осадков в процессе продолжительного использования жидкости.

Именно соотношение того или иного свойства определяет, в чем разница цветов антифриза. Исходя из этого, каждый автопроизводитель дает рекомендации по применению конкретных типов антифриза в двигателях определенных его автомобилей.

Цвета антифриза

Отдельно стоит разобрать, какие бывают охлаждающие жидкости, а также какой цвет лучше. Зачастую встречаются варианты из группы RGB (красный, зеленый, синий), а также их различные оттенки, начиная от голубого и заканчивая сине-зеленым антифризом. Сегодня не существует определенных стандартов, которые бы регламентировали цвет подобной жидкости, ведь она сама по себе бесцветная. Все это зависит от фантазии самих производителей. Почему антифриз бывает разного цвета, определяется следующими причинами:

  1. Четкое отличие от воды, чтобы случайно не употребить такую жидкость. Это обусловлено её ядовитостью.
  2. Возможность дифференцировать разные типы. Каждый производитель выпускает линейку антифризов, которые имеют различные свойства. Отсутствие одинакового цвета позволяет четко понимать, какими свойствами обладает та или иная ОЖ.
  3. Возможность находить протечки. Благодаря тому, что охлаждающая жидкость обычно имеет яркий цвет, это позволяет оперативно найти протечки в системе охлаждения.

Еще один вариант различия между ОЖ – это маркетинговая составляющая. Так, по причине популярности у людей красного цвета, производители стараются применять его для продвижения продукции.

Отличия цветов

Несмотря на отсутствие четких регламентов, большинство производителей старается следовать негласным стандартам, к которым люди привыкли.


Антифриз не дает перегреваться деталям автомобиля

Синий

Наиболее привычным для жителей СНГ считается антифриз, имеющий синий цвет. Это обусловлено тем, что первая силикатная охладительная жидкость, она же «тосол», выпускалась в СССР именно в таком виде.

Подобная ситуация возникла, чтобы по изменению её окраски собственник авто определял, насколько ОЖ выработалась, а соответственно своевременно провел её замену. Создается подобная жидкость из этиленгликоля, разбавленного водой и целым комплексом неорганических присадок. Предельный срок эксплуатации этого антифриза составляет 2 года при максимальной температуре не больше 108 градусов. Положительным свойством «тосола» является его низкая цена.

Зелёный

В вариант охлаждающейся жидкости класса G11 добавляется зеленый краситель. В составе присутствует этиленгликоль, разбавленный водой и менее активными, относительно «тосола», неорганическими ингибиторами. Несмотря на то что фосфаты, а также силикаты, применяющиеся в этом антифризе, не так опасны, как старые советские варианты, их редко используют в современных силовых установках.

Положительными качествами такой ОЖ является:

  1. Наличие фосфатной пленки, которая защищает агрегат от внутренней коррозии под воздействием этиленгликоля.
  2. Высокая температура кипения, позволяющая использовать в моторах, выпускавшихся 10 лет назад.

Негативными качествами считается:

  1. Кристаллизация создаваемого защитного покрытия.
  2. Низкий уровень отвода тепла.

По своей стоимости подобные варианты находятся в одной ценовой категории с «тосолом». Их применяются для обслуживания отечественных машин, а также подержанных иномарок.

Порой свойства зеленой охлаждающей жидкости полностью соответствуют характеристикам желтого антифриза.

Красный

Наиболее распространенным считается именно такой тип ОЖ. Его окрас варьируется от бледного оттенка, до максимально насыщенного бордового. В этом случае речь идет об антифризе карбоксилатном G12. Защита от коррозии такими охлаждающими жидкостями происходит точечно при этом, не снижая коэффициент теплоотвода. Как утверждают специалисты компании Volkswagen, именно этот вариант считается лучшим решением для современных силовых установок. Его положительными качествами считаются:

  1. Отсутствие кристаллизации защитного покрытия.
  2. Возможность осуществлять замену 1 раз в течение 5 лет.
  3. Точечное воздействие.

Совместимость антифриза

Есть и ряд недостатков:

  1. Не устраняют уже присутствующую коррозию.
  2. Малоэффективность для защиты от коррозии радиаторов, сделанных из алюминия.

Можно ли смешивать

Причина во взаимодействии, происходящим между присадками, что приводит к их нивелированию, а соответственно снижению полезных свойств антифриза. Существуют определенные исключения, но они относятся к экстренным ситуациям.

Всего же, когда происходит смешивание с охлаждающей жидкости категории G13 – это считается приемлемым, но является причиной снижения антикоррозийных свойств применяемого состава. При этом, невзирая на то, в каких пропорциях добавляются составы, в результате эффективность соответствует продукции более низкой категории. Так, при смешивании антифриза G11, а также G13, по свойствам вся смесь будет иметь характеристики менее качественного первого варианта.

Осуществлять смешивание подобных жидкостей рекомендуется только в крайних случаях, когда требуется долить ОЖ, но модели нужного качества нет. В результате при появлении возможности рекомендуется слить подобный «коктейль», после чего провести промывку системы и залить новый состав.

Сегодня не существует плохих либо хороших типов антифриза. Каждый из вариантов охлаждающей жидкости, имеющей свой цвет, разнится в плане своих параметров, а соответственно сферы применения. Поэтому важно учитывать рекомендации автопроизводителей при выборе подходящего варианта ОЖ.

Система охлаждения — ключевой элемент бесперебойной работы автомобильных двигателей. Ее нормальное функционирование зависит от качества и вида используемого хладагента. Автолюбитель нередко стоит перед выбором, какой антифриз лучше заливать в машину. Все они имеют форму сложных по химическому составу жидкостей. Структурно состоят из этиленгликоля или полипропиленгликоля (90%), дистиллированной воды (3 — 5%) и присадок (5 — 7%). Первые два компонента у охлаждающих изделий разных марок идентичны. Ассортиментное и номенклатурное их разнообразие определяют добавки, именуемые также ингибиторами коррозии.

Классификация антифризов по видам присадок

Антифризы красный, зеленый, синий, в чем разница? Ответ на этот вопрос находится в структурной комплектации хладагентов, главным образом используемых присадок. По комплектации добавок они классифицируются как:

  1. Традиционные . Ингибиторы включают в себя вещества неорганического характера. Они представлены аминами, нитратами, боратами, фосфатами, нитритами. Компоненты применяются самостоятельно либо в комбинированном виде. Антифризы данного класса утратили актуальность. Используются редко. На заводах не применяются для заливки в готовую продукцию. Причины: малый эксплуатационный период (менее 2-х лет), низкие предельные значения нагрева (примерно 107 0 С). Кроме того, присадки оседают на внутренних поверхностях элементов системы в виде силикатов, снижая коэффициент полезного действия их работы.
  2. G11 . Хладагент зеленого цвета. Относится к силикатным антифризам. Присадки сложные комбинированные. Включают органические и неорганические компоненты. Последние представлены фосфатами и силикатами. Набор функций ограничен. Помимо противодействия коррозии, не допускают пенообразования и негативного влияния на резиновые изделия конструкции. Принцип действия основан на полном покрытии внутренних поверхностей защитной пленкой. Предпочтителен для конструкций из алюминия и его сплавов. Негативное воздействие на них минимально. Срок эксплуатации – 3 года. Бюджетный вариант охлаждающих жидкостей. По качественным и техническим характеристикам соответствует лучшим образцам тосола.
  3. G12 . Карбосиликатный хладагент красного цвета. Ингибиторы — органические вещества. В основном карбоновые кислоты. Отличительная особенность – тонкая защитная (около 1 микрона) образуется в точках начала окислительных процессов. Оптимален для агрегатов с большим объемом деталей из латуни, меди и их сплавов. В частности, радиаторы из этих металлов служат дольше. Хладагенты работают без замены в течение 5 лет. Недостаток – изделие начинает действовать только при появлении признаков коррозии. Но оно не предотвращает ее образование.
  4. G12+ и G12++ . Гибридные антифризы. К карбоновым кислотам добавлены неорганические соединения. Европейские продуценты используют силикаты, американские – нитриты, японские — фосфаты. В G12++ применяются дополнительные минеральные присадки. Цель – устранить недостатки G12. Относятся к категории лобридных хладагентов. Неорганические компоненты образуют защитную пленку против коррозии. Органические – вступают в действие при появлении точки окисления. G12 ++ долговечны. В Европе окрашиваются в фиолетовый цвет.
  5. G13 . Появились в 2012 году. Принципиальное отличие от предыдущих марок – использование в качестве основы хладагента экологически чистого пропиленглинколя вместо ядовитого этиленгликоля. По характеристикам сопоставим с ассортиментным рядом G12+ и G12++.
  6. Тосол . Современные вариации продукта по большинству свойств сопоставимы с G11. Ранее основой хладагента был двухатомный спирт. Но сейчас применяются этиленгликоль и хороший в качественном плане американский ингибитор Cortec M-640 L. Он заменяет силикаты, фосфаты, нитриты. Российская охлаждающая жидкость уступает западным аналогам по износостойкости в 3-4 раза. При кипении образуется пленка толщиной 0,5 мм, которая снижает теплоотдачу конструкции.

Особенности выбора антифриза

При выборе хладагента учитывается то, что они обладают примерно одинаковыми характеристиками. Цветовая палитра не связана с качественными характеристиками продукта и используется для удобства распознавания и заливки. Контроль уровня заполнения бачка с бесцветной жидкостью затруднен. Расцветка охлаждающей жидкости не регламентирована. Подтверждением этому служит тот факт, что отдельные брендовые продуценты не желают следовать цветовым стандартам, распространенным в ЕС и Соединенных Штатах. В их числе Honda, выбирающая цветовую палитру самопроизвольно. Зеленый антифриз производства данной компании не означает его соответствия G11. Окраска Тосола также не связана с европейскими марками.

Причина изменения подхода к выбору антифризов заключается в том, что современные элементы системы охлаждения изготавливают из высокотехнологичных инновационных материалов. Они имеют заранее заданные свойства. Производятся в антикоррозийном исполнении. Стойки к перепадам температур, воздействию агрессивной среды. Обладают уникальными прочностными характеристиками. Присадки служат не базовыми, а дополнительными элементами.

При выборе антифриза акцент делается на компанию — изготовителя хладагента. Подлинная продукция известного и проверенного производителя отвечает требованиям высоких стандартов качества. Подделка – в состоянии быстро вывести конструкцию охлаждения из строя.

Желателен подбор охлаждающего элемента в соответствии с рекомендациями автомобильного продуцента. Производители брендовых марок имеют собственные качественные стандарты на систему охлаждения и используемые хладагенты. Они высоки за счет применения качественных сырьевых материалов. Учитываются особенности предстоящей эксплуатации автомобилей в регионах поставки техники. Климат, состояние дорог, принятые скоростные режимы. Им известны нюансы, которые не доступны потребителям. Нередко в новых моделях в конструкции охлаждения двигателей производится замена одних материалов на другие (медь, сталь на алюминий) или усиливаются характеристики за счет включения полимерных композиционных продуктов. Вполне возможно нарушение нейтральности и инертности изделий к компонентам присадок. Часто такие проблемы выявляются в ходе лабораторных исследований или полигонных испытаний.

Возможности смешивания антифризов

Производители охлаждающих жидкостей на вопрос можно ли смешивать антифриз разных цветов не рекомендуют этого делать. Более того, не желательна даже замена одного вида материала на другой. Трудно избавиться от остаточных явлений прежнего хладагента. Они могут сохраниться в виде защитных пленок, которые сложно удалить. Жидкости имеют разный структурный состав. Если смешать их, высока вероятность химических реакций и образование новых не предусмотренных технологией химических соединений. Они ухудшат эксплуатационные характеристики конструкции. Нарушатся вязкость и текучесть жидкости, появятся отложения. Это приведет к засорению патрубков и перегреву двигателя. Серьезной проблемой станет вспенивание жидкости. Без промывки всей системы обойтись будет сложно.

1. Антифриз является важным структурным компонентом системы охлаждения двигателя. Неправильный его выбор создаст угрозу перегрева двигателя со всеми вытекающими негативными последствиями.

2. При выборе охлаждающей жидкости следует ориентироваться на рекомендации производителей автомобилей. Оптимальный вариант использовать ту же марку, которая была применена при первой заливке на заводе.

3. Цветовые расцветки с характеристиками хладагента не связаны. Они используются для удобства автолюбителей.

4. Производитель хладагентов выступают против смешивания разных марок антифризов. Это может вызвать негативные побочные эффекты, устранить которые можно только при промывке конструкции и заливке качественной охлаждающей жидкости.

Антифриз выполняет в автомобиле одновременно две важных функции: во-первых, он предохраняет двигатель от чрезмерного нагревания, помогает поддерживать оптимальную температуру; во-вторых, защищает элементы двигателя от коррозии и растрескивания. Использование охлаждающей жидкости способствует значительному продлению срока службы двигателя автомобиля.

Широко применяются красный, зеленый и синий антифриз. Есть еще желтый и фиолетовый, но они используются не столь широко, как первые разновидности.

Антифриз любого цвета на 80% состоит из смеси этиленгликоля и воды (или пропиленгликоля и воды). Этиленгликоль это спирт, по структуре одноатомный (подобные спирты – этандиол, пропиленгликоль), способный выдерживать температуру до 196°C выше нуля; правда, ниже нуля не замерзает только до –11°C. Этиленгликоль разбавляют с водой, как раз для того, чтобы он был менее восприимчив к низким температурам. Так, при правильной смеси, его порог замерзания возрастает до – 65°C, что для северных широт России очень актуально. На основе какого спирта сделан антифриз – этиленгликоля или пропиленгликоля – зависит от разновидности антифриза (G11, G12 или G13).

Остальные 20% в составе антифриза приходятся на присадки, которые и сообщают жидкости определенный цвет – зеленый, красный или синий. Присадки призваны защищать металлические корпуса радиаторов и резиновые патрубки от разрушения, иначе спирт их разъест буквально за несколько месяцев.

Присадки различаются по своему воздействию, и чтобы внешне их тоже отличать, их решили окрашивать в разные цвета. Цвет обозначает, на что способна жидкость, какими свойствами она обладает.

Таким образом, все антифризы отличаются между собой только по присадкам. Тогда, какого цвета антифриз следует выбрать для своего автомобиля? Что лить – зеленый, синий или красный антифриз? Для этого, выясним, какими плюсами и минусами обладает каждый из видов.

Тосол (синий)

Бывает синего и красного цвета. Тосол синего цвета способен не замерзать до – 40°C.

Красный тосол не замерзнет до –65°C – это, конечно, максимум, но он комфортно работает при –50°C.

В тосоле используются традиционные химические присадки. Чтобы защитить детали системы охлаждения двигателя, они образуют тонкую пленку на их поверхности. В настоящее время, эта технология, хоть и используется в производстве охлаждающих жидкостей, но уже морально устарела.

Минусы тосола:

  • Эффективно работает не более 3-х лет. По этой причине, его нужно полностью менять через каждые 3 года;
  • Начинает кипеть при 115°C.

Лить тосол в иномарку нельзя, потому что эта охлаждающая жидкость имеет самый агрессивный состав из всех ОЖ. К тому же, для некоторых иномарок 110°C – это вполне себе рабочая температура, а тосол начнет кипеть почти сразу. Материалы, из которых производят двигатели для иностранных машин, тоже иные, нежели в российских автомобилях – состав тосола для них противопоказан.

Продолжаем выяснять разницу – между синим, зеленым и красным антифризом.

Антифриз G11 (зеленый)

Зеленый антифриз – это более продвинутый состав, по сравнению с тосолом (хотя далеко от него и не ушел). Стандартно антифриз G11 выпускают в зеленом цвете, хотя бывает G11 и желтым, и синим. В зеленом антифризе используют не только химические присадки, но и небольшое количество органических присадок. Органическую часть составляет карбоновая кислота (повторимся, ее там очень не много). Есть еще обозначения «G11 +» и «G11++», плюс обозначает более высокое содержание карбоновой кислоты. Антифриз «G11++», по своему составу, уже более приближается антифризу «G12».

Эти присадки способны обволакивать пленкой и защищать внутренние стенки патрубков системы охлаждения, а так же локализовать появляющиеся очаги коррозии.

Минусы зеленого антифриза:

  • Уменьшается отвод тепла, из-за защитной пленки внутри патрубков;
  • Пленка, через время, начинает осыпаться, и ее хлопья забивают мелкие каналы;
  • Полная замена, максимум, через 3 года.

Плюсы:

  • Защита деталей, благодаря образованию пленки;
  • Скорость появления коррозии уменьшается.

Антифриз G12 (красный)

Красный антифриз имеет еще более прогрессивный состав, по сравнению с зеленым антифризом. Основная часть присадок в нем – органического происхождения, здесь много карбоновой кислоты.

Благодаря своим свойствам, присадки в G12 не образуют пленки, которая затем осыпается, тепло отводится лучше. Этот состав, хорошо предотвращает развитие коррозии, образуя устойчивую тончайшую пленку на ее очагах. Есть еще составы «G12 +» и «G12 ++». Здесь, также как и в составах G11, плюс обозначает большее содержание в присадке карбоновой кислоты, по отношению к химической составляющей.

Несмотря на очевидную прогрессивность, G12 тоже имеет свои минусы:

  • Состав, хоть и предотвращает дальнейшее развитие коррозии, но не предупреждает ее появления, отсутствие профилактики коррозии;
  • Карбоновая кислота хорошо защищает медные и латунные поверхности, а вот алюминиевые – плохо.

Плюсы:

  • Работает до 5 лет;
  • Предотвращает разрастание ржавчины;
  • Не осыпается;
  • Хорошо отводит тепло.

Итак, мы выяснили, в чем состоит разница между синим, красным и зеленым антифризом, каковы плюсы и минусы каждого из них. Чтобы решить, какой антифриз нужно лить в свой автомобиль, нужно помнить, что антифриз G12 (красный) плохо справляется с защитой деталей из алюминия, а G11 (зеленый) – плохо защищает детали из меди и латуни.

А из какого материала, преимущественно, сделаны детали системы охлаждения вашего автомобиля? Логично, если сплавов из меди и латуни больше, отдать предпочтение красному антифризу, если больше сплавов из алюминия – зеленому. Учитывайте эти особенности, смотрите и следуйте рекомендациям производителя в этой части, и тогда вы не разочаруетесь в выбранном антифризе.

Антифриз - общее название технических автомобильных жидкостей, которые используются для охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Температура кипения комбинированной смеси на основе этиленгликоля или пропиленгликоля выше, чем средняя рабочая температура внутри мотора, а температура замерзания ниже нуля. За счёт этой разницы двигатель не закипает и без проблем запускается в условиях отрицательных температур, например, зимой в −10..−40 градусов по шкале Цельсия. С назначением понятно, сложнее разобраться в чём разница между красным, зелёным и синим антифризами. Чтобы это понять, придётся изучить состав, основные свойства компонентов и разобраться с принципом работы охлаждающих жидкостей.

Состав и свойства охлаждающей жидкости

У антифризов разных цветов состав практически не отличается. Основа у смесей этого типа одинаковая - двухатомный спирт и вода. Помимо них, производители добавляют в охлаждающие жидкости антикоррозионные, антикавитационные, антипенные и флуоресцентные присадки.

Чистый двухатомный спирт - этиленгликоль, пропиленгликоль, - замерзает при температуре −12,3 градуса. При смешивании с водой, чья температура замерзания 0 градусов, происходит эвтектика, изменяющая свойства готового продукта. Поэтому температура кристаллизации готового антифриза гораздо ниже, чем у его компонентов - вплоть до −75 градусов.

В основе антифризов находится водно-гликолевая смесь, которая обеспечивает их стойкость при низких температурах

Чистая смесь спирта и воды довольно активная. Без специализированных синтетических и органических присадок такая охлаждающая жидкость в считанные месяцы разрушит двигатель изнутри. Чтобы этого не происходило, производители добавляют:

  • Ингибиторы коррозии;
  • Антикавитационные вещества;
  • Противопенные компоненты;
  • Флуоресцентные красители.

Ингибиторы коррозии образовывают на внутренней поверхности двигателя и его узлах тонкую защитную пленку, которая не даёт активному спирту разрушать деталь. Антикавитационные и противопенные компоненты минимизируют разрушающее воздействие локального кипения на стенках агрегата. Флуоресцентная краска нужна для обнаружения возможной течи охлаждающей жидкости.

Какого цвета бывает антифриз

Сегодня рынок предлагает десятки наименований охлаждающих жидкостей. Это в советские годы автовладельцы не знали других вариантов, кроме «тосола», сейчас при взгляде на прилавок автомагазина легко растеряться. Чтобы упростить процесс выбора среди массы предложений, производители ввели единую систему классификации ОЖ: TL 774. Изначально классификация родилась внутри концерна Volkswagen, но быстро распространилась на весь мировой рынок продукции сегмента.

Согласно TL 774, выделяют следующие классы антифризов: G11, G12, G12+, G12++, G13. G11 почти всегда зелёного цвета; G12, G12+ - красные; G12++, G13 - фиолетовые охлаждающие жидкости последнего поколения.

Синий (тосол)

Привычный русскому человеку цвет антифриза - синий. Именно в синий цвет красили первую советскую силикатную ОЖ «тосол». Делалось это для того, чтобы по изменению цвета технической жидкости автовладелец мог определить степень её выработки, и вовремя позаботился о промывке и замене охладителя.

«Тосол» производят из смеси этиленгликоля, воды и неорганических присадок: силикатов, нитритов, фосфатов, аминов и их комбинаций. Срок службы неорганических ингибиторов - до 2 лет, а допустимый предел рабочей температуры редко превышает 105–108 градусов. Современные двигатели внутреннего сгорания работают на более высоких температурах, потому с такой ОЖ двигатель очень быстро выйдет из строя.

В состав тосола входит 20% дистиллированной воды, а всё остальное - этиленгликоль

Плюсы «тосола»:

  • Низкая цена.

Минусы «тосола»:

  • Низкая температура кипения;
  • Вредные для поверхностей неорганические присадки;
  • Срок службы - до 2 лет.

Зелёный (G11)

Гибридный антифриз G11 подкрашивают зелёным красителем разной насыщенности, реже - жёлтым или бирюзовым. В его основе всё тот же этиленгликоль с водой и неорганические ингибиторы, но менее активные, чем в «тосоле».

Силикаты и фосфаты в составе зелёного антифриза менее опасны, чем «советские», но и этот класс охлаждающих жидкостей редко допускают к использованию в двигателях последних поколений.

Антифриз G11 обычно имеет зелёный цвет, но может быть жёлтым, бирюзовым и даже синим

  • Фосфатная пленка защищает внутренние стенки агрегата от корродирующего воздействия этиленгликоля;
  • Температура кипения ниже рабочей температуры в двигателях автомобилей старше 10 лет.

Минусы G11:

  • Фосфатная плёнка уменьшает отвод тепла;
  • Защитное покрытие со временем кристаллизуется и осыпается;
  • Срок службы - до 3 лет.

По цене зелёные антифризы недалеко ушли от «тосола», поэтому их часто выбирают для обслуживания отечественных автомобилей или старых иномарок.

Красный (G12)

Карбоксилатный антифриз G12 подкрашивают красным - от бледного до насыщенного бордового оттенка. Антикоррозийные присадки в них имеют органическую природу - их синтезируют из карбоновых кислот. Карбоксилатные ингибиторы работают точечно: они покрывают защитной плёнкой не всю внутреннюю поверхность автомобильного двигателя, а только участки с зарождающейся коррозией. При этом покрытие настолько тонкое, что коэффициент отвода тепла во внешнюю среду практически не снижается.

По заявлениям представителей Volkswagen, именно красный антифриз считается оптимальным решением для большинства двигателей внутреннего сгорания.

Антифризы G12 не защищают от окислений алюминиевые радиаторы, однако для медных или латунных красный антифриз – оптимальный выбор.

  • Точечное воздействие на очаги зарождения коррозии;
  • Отсутствие эффекта кристаллизации защитной плёнки;
  • Можно менять не чаще, чем раз в 5 лет.

Минусы G12:

  • Присадки не обеспечивают профилактику появления очагов коррозии, а только воздействуют локально на имеющиеся повреждения поверхности агрегата;
  • Карбоксилатные смеси не эффективны для защиты алюминиевых радиаторов.

На время своего первого появления на рынке красный антифриз G12 и его модификация G12+ считались серьёзным прорывом в области разработки эффективных охлаждающих автомобильных жидкостей. На фоне примеров из предыдущих поколений недостатки карбоксилатного антифриза не выглядят существенными.

Фиолетовый (G13)

Лобридные антифризы G12++ и G13 красят в фиолетовый. Их изобрели сравнительно недавно - в 2012 году. В основе средства практически безвредный двухатомный пропиленгликоль и органика, дополненная минеральными присадками для защиты и усиления эффективности состава.

Органические силикаты расходуются на создание защитной плёнки с пористой структурой, препятствующей перегреву стенок агрегата. Карбоновые ингибиторы работают точечно - скапливаются в местах зарождения коррозии и не дают ей распространяться дальше.

В отличие от предыдущих ОЖ, антифризы класса G13 содержат в себе пропиленгликолевую основу

Плюсы G12++ и G13:

  • Бесконечный срок эксплуатации, при условии заливки в новый двигатель;
  • Менее опасный для окружающей среды состав основы и присадок;
  • Высокая температура кипения - от 135 градусов.

Минусы G12++ и G13:

  • Высокая цена.

По сути, присадки разных цветов - это разные поколения охлаждающих жидкостей. Те, что изобретены раньше, опаснее для окружающей среды и менее эффективны, если сравнивать их с более современными разработками производителей автомобильной химии.

В чём разница между охлаждающими жидкостями разных цветов

В магазине можно найти антифризы традиционного, гибридного, карбоксилатного и лабридного типов. Они отличаются по цвету, а также ключевым свойствам, присущим охлаждающим жидкостям. Проще всего объяснить отличия на примере основных свойств, ради которых используют охлаждающие жидкости для двигателей внутреннего сгорания:

  • Защита от коррозии. Традиционный «тосол» её практически не обеспечивает, тогда как красный и фиолетовый антифризы за счёт присадок способны довольно долгое время сохранять целостность узлов и внутренних поверхностей агрегата.
  • Температура кипения. Чем она выше, тем лучше жидкость препятствует перегреву двигателя в процессе работы. У синих и зелёных составов она находится в пределах 102–110 градусов, что при средней рабочей температуре двигателя современной иномарки 105–115 градусов считается крайне низким показателем. Для сравнения: фиолетовая ОЖ закипает при 135–137 градусах.
  • Температура замерзания. Она должна быть ниже, чем абсолютный погодный минимум в регионе, где вы будете эксплуатировать машине. Средний показатель для всех ОЖ - −20..−40 градусов. Но традиционные и гибридные при остывании ниже нуля практически сразу начинают густеть, что усложняет работу мотора, с карбоксилатными и лабридными такого не происходит.

Одни производители используют дорогие присадки, другие дешёвые, однако цвет ОЖ зависит не от состава, а от красителя

Из вышесказанного следует вывод: чем свежее разработка, тем она эффективнее по всем параметрам, предъявляемым при оценке качества охлаждающей жидкости.

Можно ли смешивать антифриз разных цветов

Смешивать антифризы разных цветов не следует. Даже жидкости одного класса, но разных производителей, заливать в двигатель одновременно нежелательно. При взаимодействии присадки нивелируют действие друг друга, тем самым ухудшая свойства и уменьшая срок службы охлаждающей жидкости.

Исключения из правила существуют, но только для экстренных случаев. Так, смесь антифриза любой категории с G13 считается пригодной для использования, но обладает ослабленным антикоррозионным эффектом. Независимо от того, в каких пропорциях были смешаны составы, результат получится аналогичным по свойствам продукту низшей категории. Например, если смешать G11 и G13 результат будет аналогичен чистому зелёному антифризу.

Единственный весомый повод экспериментировать со смесями - когда нужно срочно долить жидкость в систему, а необходимой под рукой нет. При первой же возможности «коктейль» нужно слить, провести промывку и залить новую охлаждающую жидкость. К сожалению, гарантии того, что импровизированная смесь технических жидкостей не нанесёт вреда двигателю, в длительной перспективе нет.

Таблица для долива антифриза в систему охлаждения

Нет хороших и плохих антифризов. Охлаждающие жидкости разных цветов отличаются по свойствам из-за разницы в составе. Какой охладитель выбрать - зависит от типа двигателя. Потому при подборе ОЖ для автомобиля необходимо смотреть в первую очередь на рекомендации производителя для конкретного агрегата.

Антифриз – красный, зеленый, синий… В чем разница? Влияет ли цвет на состав охлаждающей жидкости для автомобиля? Что будет, если смешать антифризы двух различных цветов?

Этими вопросами перед наступлением зимы активно задаются автолюбители. Что ж, попробуем разобраться в этом.

Что означает цвет антифриза

Антифриз представляет собой специальную жидкость определенного состава, предназначенную для охлаждения силового агрегата автомобиля. Отличием антифриза от обычной воды в данном случае служит стабильность эксплуатационных свойств в широком диапазоне температур, включая весьма низкие. То есть, используя антифриз, можно быть уверенным в том, что он не замерзнет в холодное время года.

Задач, стоящих перед производителями антифризов, весьма много. К главным из них относится стабильность химических свойств антифриза, его нейтральность к металлическим и резинотехническим элементам двигателя и системы охлаждения, гарантии от возникновения нерастворимых осадков в процессе эксплуатации. Обеспечить все заданные характеристики изготовителям удается за счет применения специального пакета присадок, придающих жидкости требуемые свойства.

Еще совсем недавно различия в химическом составе антифризов определялись визуально – исходя из цвета охлаждающей жидкости, который может быть красным, зеленым или синим. Так, красный цвет соответствовал антифризам кислотным, а синий и зеленый – силикатным. Сегодня подобная градация применяется не всегда, однако касательно силикатных и кислотных антифризов разделение до сих пор остается в силе.

Как понятно из предназначения, антифриз любого состава призван выполнять одну и ту же функцию – охлаждать двигатель и делать это как летом, так и зимой без существенных изменений собственных физических свойств. По сути, этому критерию отвечает любой антифриз, имеющийся на рынке, включая отечественный тосол.

Однако на практике критериев оказывается гораздо больше. К ним можно отнести:

  • стойкость к пенообразованию;
  • эффективность работы антикоррозийных присадок;
  • гарантии от появления нерастворимого осадка при длительной эксплуатации и т.д.

Собственно говоря, по этим характеристикам антифризы и отличаются. Некоторые «работают» более эффективно, другие – менее. Эти особенности обязательно учитываются при проектировании автомобиля, и автопроизводитель предоставляет собственные рекомендации касательно антифриза, оптимального для использования в двигателе конкретного автомобиля.

Так, например, отечественный «Тосол» обладает небольшим числом защитных присадок и склонностью к вспениванию, что ограничивает его применение в современных турбированных силовых агрегатах большинства иномарок и многих отечественных моделей.

Видео — можно ли смешивать антифризы разных марок:

Еще одним важным нюансом является ресурс антифриза, то есть, срок его службы в качестве охлаждающей жидкости двигателя. Для большинства зарубежных антифризов он равен примерно 120-150 тысячам километров пробега, а для вышеупомянутого «Тосола» составляет, в лучшем случае, порядка 60 тысяч километров.

Говоря о составе антифризов, стоит отметить, что все они – от отечественного «Тосола» до самых дорогих фирменных жидкостей, имеют одну и ту же основу, роль которой выполняет этиленгликоль.

Это вещество обладает очень низкой температурой замерзания и позволяет применять антифризы на его основе в любые морозы. Однако само по себе данное вещество весьма активно и при «голом» применении вызовет быструю коррозию внутренних металлических элементов.

Именно по этой причине все производители антифризов применяют специальные присадки, которые препятствуют образованию ржавчины, снижают вспенивание состава, увеличивают смазывающие свойства и прочее. Вот от этих присадок во многом и зависит цвет антифриза.

Красный, зеленый или синий …

Изучив разницу между антифризами, многие автомобилисты задаются вопросом о том, какой антифриз лучше – красный или зеленый, или, быть может, синий? На него можно ответить кратко – самый лучший антифриз тот, который рекомендует для использования производитель автомобиля .

Связано это с тем, что автопроизводители проводят собственное тестирование определенных составов, и при использовании рекомендуемой жидкости есть гарантия того, что в системе охлаждения все узлы будут работать подобающим образом, и отсутствует риск появления коррозии.

Соответственно, при использовании охлаждающей жидкости иного состава, пусть даже более дорогой, не всегда может привести к лучшему результату на конкретном моторе.

При этом цвет ОЖ не играет совершенно никакой роли – что посоветовали, то и льем. Само собой, что и говорить в такой ситуации о том, какой антифриз лучше или хуже, не приходится.

Можно ли смешивать антифризы разных цветов

Как мы уже писали выше, цвет антифриза нередко продиктован особенностями его химического состава, точнее, характеристиками внедренных в него присадок. Соответственно, для долива следует использовать антифриз аналогичного состава.

Связано это с тем, что многие присадки могут довольно агрессивно реагировать друг с другом. Подобное химическое взаимодействие может выражаться появлением осадка, повышенной склонностью к пенообразованию и другими малоприятными особенностями.

При этом проявляются они не сразу, а в течении длительного времени.

По факту это означает одно – если вы долили в систему антифриз другого цвета и состава, чтобы доехать до дома, а затем заменили охлаждающую жидкость в моторе на рекомендованную производителем, то вреда никакого не будет. Если же вы эксплуатируете автомобиль на подобной смеси в течении длительного срока, то существует довольно большой риск нанести вред системе охлаждения.

Видео — можно ли смешивать синий и зеленый антифриз:

В первую очередь, в «группе риска» находится помпа, которая вполне может выйти из строя из-за коррозии либо осадка, который будет оказывать абразивное воздействие на ее механизмы.

Итак, как мы выяснили, в большинстве случаев смешивание антифризов разных цветов нежелательно. Однако, стоит заметить, сегодня наметилась тенденция на выпуск близких по составу антифризов, в которых цвет жидкости может различаться.

Исходя из этого, следует обращать внимание не столько на цвет ОЖ, сколько на ее состав, указываемый на канистре. При совпадении параметров жидкости вполне подходят для смешивания даже в том случае, если их цвет отличается друг от друга.

При этом далеко не все антифризы одного и того же цвета могут оказаться взаимодополняющими ввиду различий в составе используемых в них присадок.

Какой антифриз лучше заливать и в каких случаях

Замена антифриза, в большинстве случаев, мероприятие сезонное. Часто оно приурочивается также к ремонту системы охлаждения, например, замене радиатора. Кроме того, антифриз наряду с другими эксплуатационными жидкостями рекомендуется к замене . И вот в таком случае часто возникает вопрос о том, какой антифриз заливать и в каких случаях.

Говоря об антифризе, в первую очередь стоит отметить тот факт, что большинство жидкостей разделяются на определенные классы — G11, G12 и G13.

К классу G11 относятся дешевые антифризы, содержащие минимальный комплект присадок. Собственно говоря, к нему можно отнести отечественный «Тосол» и его аналоги.

Классу G12 подразумевает более дорогие антифризы, созданные на основе карбоксилатных присадок. Они обладают лучшими способностями по теплоотведению, а также дают лучшую защиту от коррозии.

Антифризы класса G13 созданы на основе полипропиленгликоля, что делает антифриз более экологичным в использовании. Такая жидкость не ядовита, и при этом обладает всеми преимуществами антифризов других типов. Собственно говоря, большинство современных автопроизводителей рекомендуют к использованию именно антифризы этой группы, и руководствуются при этом не только техническими аспектами, но и понятиями экологической чистоты.

Соответственно, смотреть надо именно на класс продукта, а не на его цвет, который роли, в данном случае, не играет.

По сути, при замене антифриза следует руководствоваться исключительно в соответствии с техническими характеристиками вашего транспортного средства, а также спецификациями к допуску. Последняя у каждого автомобиля своя и обозначается определенным кодом, который также указывается и на канистре с антифризом.

К примеру, для спецификация к допуску обозначается как SSM-97B9102A, у Volkswagen — VW TL-774, в BMW — №600.69.0. и так далее. Соответственно рекомендации автопроизводителя и следует подбирать антифриз, который вы будете использовать на протяжении всего срока эксплуатации.

Следует помнить, что антифриз представлен на рынке двумя типами – концентратом и жидкостью, уже готовой к употреблению. Отличием концентрата является то, что он разводится дистиллированной водой в указанной пропорции, которая, в большинстве случаев, равна 1:1.

При этом разницы в том, какой антифриз использовать – разведенный или концентрат, нет никакой. По сути, готовый антифриз в канистрах – суть тот же концентрат, но уже разбавленный до вас производителем. Так что тут играет роль лишь фактор личного удобства, но никак не рабочие характеристики охлаждающей жидкости.

Выводы

Исходя из всего вышесказанного мы видим, что рабочие характеристики антифриза зависят не столько от его цвета, сколько от состава и, что самое главное, пакета применяемых в нем присадок.

При этом следует использовать лишь антифризы, рекомендованные для вашего автомобиля, а любые эксперименты со смешиванием возможны лишь в экстренной ситуации, но никак не для постоянного использования в автомобиле.

При этом следует четко соблюдать регламент замены охлаждающей жидкости и не забывать о мерах безопасности, ибо любой антифриз на основе этиленгликоля (а это все составы, представленные на рынке), является высокотоксичным продуктом, который необходимо держать вдали от детей и использовать весьма аккуратно.