Защита от угона. О нестандартном подходе к блокировкам …

В этой статье я постараюсь осветить моменты, связанные с грамотной блокировкой двигателя, причем не с точки зрения корректности разрывов электрических цепей в автомобиле, а с точки зрения угоностойкости самих блокировок, то есть поговорим о том, как выжать из обыкновенной сигнализации максимум по части блокировок. Но сначала – необходимые пояснения по теме – для большинства история вопроса может оказаться полезной.

Итак, как известно, у современной автомобильной сигнализации есть две важные функции, для чего их, сигнализации, собственно и покупают и устанавливают на самые разные авто. Важные – имеется в виду - в плане противодействия угону, а также с точки зрения защиты от разграбления. Первая функция – это непосредственно оповещение владельца и окружающих о таких попытках, а вторая – препятствовать, ну скажем так штампованно, несанкционированному запуску двигателя, или, по-другому – функция блокировки запуска. Вот о ней, о блокировке, и поговорим подробнее.

Так уж сложилось исторически, что подавляющее большинство сигнализаций используют реле в качестве исполнительных устройств. Наверное, поэтому девиз угонщиков всех времен и народов сегодня звучит так – «Шерше ля реле». Блокирующие реле могут быть встроены в модуль сигнализации, или для управления таким реле у сигнализации имеются специальные выводы на разъеме. Или очень маленькие, но высококачественные и мощные реле помещаются в корпус штатного автомобильного реле (как это видно на фотографии, рис.1), вместе со схемой управления, которая осуществляет коммутацию по кодированным командам, поступающим от блока сигнализации либо по специальному проводу, либо вообще без провода, а по коммутируемым цепям в виде высокочастотного кодированного сигнала. Понятно, что с помощью таких реле «с начинкой» можно организовать наиболее скрытные и трудные для нейтрализации на сегодня блокировки, ведь их наличие в автомобиле ничего не выдает, и угонщики должны обладать высокой квалификацией для того, чтобы найти таких маленьких жучков в современном автомобиле, буквально нафаршированном различными электрическими устройствами и кабелями. Однако сигнализации, умеющие управлять беспроводными реле, стоят гораздо дороже повсеместно распространенных простых систем с обыкновенными релейными блокировками. Но при наличии средств - для дела защитить свою машину от угона предпочтение нужно отдавать таким не дешевым системам, потому что разработчики этим красивым решением сумели дать установщикам достаточно действенное решение для борьбы с угонами – управляемое по штатной проводке автомобиля (или даже по радиоканалу) реле блокировки.

Почему? Потому как обычная стандартно установленная сигнализация не сможет противостоять угонщикам более чем несколько минут. И причина кроется не только в стандартности и предсказуемости «массовой установки», а еще и в том, что сами разработчики не уделили в свое время достаточного внимания важной функции блокирования двигателя, даже название для нее было придумано обидное – «вспомогательная». «Молодцы», конечно, что скажешь – одно встроенное реле или даже просто один провод – вот и все, что отводится ими для осуществления этой все-таки далеко не вспомогательной, а такой же основной функции сигнализации, наряду с оповещением.

Что ж, поглядим – что можно сделать для того, чтобы исправить положение «малой кровью». Для «поглядеть», однако, нужно хорошо представлять – какие алгоритмы блокирования двигателя используются в современных охранных автомобильных системах.

В современном автомобиле существует не более шести основных электрических цепей, разорвав которые, можно не дать завести или остановить двигатель. Какая же цепь заблокирована на вашем автомобиле? Далее мы подробно рассмотрим наиболее распространённые способы блокировки двигателя и описание вариантов их деблокировки. Данные цепи заблокированы на 99,5 % автомобилей. Это не чистая статистика, а сформированное утверждение, опирающееся на более чем 10-ти летнюю практику.

1. Блокировка силового провода группы потребителей +15 у замка зажигания, или попросту “блокировка по зажиганию”. Время обхода не более 1 мин.
Выявление: в охране при сворачивании личинки замка зажигания не включается ни один потребитель., приборная панель не зажигается. Поставьте автомобиль в охрану и включите зажигание. Если после поворота ключа ничего не происходит, кроме включения сирены, то на вашем автомобиле выполнена именно данная блокировка двигателя.

2. Блокировка управляющей цепи стартера. Наиболее распространённая блокировка при “салонной” установке сигнализации. Время обхода не более 1 мин.
Выявление: (ну тут всё просто) зажигание в охране включается, но стартер запустить невозможно.

3. Блокировка силового провода бензонасоса. Также является наиболее распространённой и простой блокировкой. Время обхода не более 1 мин. Обычно питание на бензонасос подается напрямую с прикуривателя. Второй вариант, когда установлено реле, погруженное в бензонасос, это подключение емкости 1-1,5 литра с бензином под давлением к впускному тракту двигателя под капотом напрямую. Выявление блокировки: в охране двигатель заводится и глохнет через 2-5 секунд.

4. Блокировка цепей питания форсунок. Время обхода не более 30 секунд при доступе в подкапотное пространство. Обход блокировки осуществляется подачей напряжение на форсунки напрямую проводом с аккумулятора в обход блокировки.
Выявление: в охране включается зажигание, но двигатель не заводится.

5. Блокировка цепей питания модуля зажигания. Время обхода, способ и выявление полностью аналогично блокировки цепей питания форсунок.

6. Блокировка цепей питания блока управления двигателем. Время обхода, способ и выявление полностью аналогично блокировки цепей питания форсунок. Обычно угонщик имеет в наличии т.н. “сеть”, которая с одной стороны имеет зажим для подключения к положительной клемме АКБ, а с другой три провода, на концах которых иглы - щупы. Цепи питания форсунок, модуля зажигания, и ЭБУ отрезаются от проводки и запитываются напрямую от щупов.

Существует еще несколько возможностей ""хитрых" , блокировок, как то разрыв датчика коленвала, путание последовательности впрыска и пр. Выявляются диагностикой с помощью пробника или тестера и затягивают время угона на дополнительные 5-7 минут. Нужно четко понимать, что угонщик - это прежде всего хороший автоэлектрик.

Реле блокировки может быть спрятано где угодно и иметь какие угодно размеры. Быть беспроводным, или управляться по цифровой шине, не важно. Как бы вас не уверяли установщики, что реле глубоко спрятано или вмотано в штатный жгут, время на поиск и деблокировку (обход) цепи, если двигатель заблокирован, составит не более 2-3 минут. Нужно четко понимать, что реле блокировки просто отключает напряжение питания одного из исполнительных устройств, и не составляет особого труда подать это напряжение напрямую.

А. Кондрашов
Содрано отсэда http://www.kondrashov-lab.ru/v-tyilu...a.-pravda.html
Вот,собственно, и все варианты блокировок))))

Следующее, во что он упрётся, блокировки двигателя.

Прежде, чем продолжить наш детектив, придётся в общих чертах разобраться, что блокировать, как блокировать и вообще, что это за зверь такой, блокировка. Пригодится для понимания дальнейшего развития событий. Получилось длинно, зато с картинками.


Блокировки должны быть выполнены так, чтобы принципиально исключить возможность их обхода без поднятия капота, которое в свою очередь должно быть максимально затруднено. Это краеугольный момент. Дальше будет немного нудятины, извините, без этого никак.

Необходимый ликбез

Для наглядности нарисовал картинку, которая чуть выше.

Современный двигатель работает под управлением бригадира, который представляет собой компьютер, именуемый ЭБУ (Электронный Блок Управления, в народе “мозги”). На входе показания всевозможных датчиков (слева вверху), на выходе команды на открытие форсунок в конкретных цилиндрах и воспламенение смеси (справа вверху).

Для запуска двигателя необходимо опознать ключ зажигания, чем занимается отдельный модуль, без команды от которого ЭБУ не разрешит запуск двигателя. Это как раз то самое, что угонщик .

Наконец, ЭБУ даёт добро на включение бензонасоса, стартера, а также подаёт напряжение много куда.

Ещё есть шина CAN, но эту песню споём отдельно.

Когда вы вставляете ключ в замок зажигания и поворачиваете его, получается что? Правильно, на приборке загораются лампочки. Но чуть раньше ЭБУ успевает опросить ключ, понять, что он свой, разрешить запуск двигателя, включить бензонасос. И только потом зажигает лампочки. После включения стартера ЭБУ переходит в режим опроса датчиков и выдачу распоряжений на впрыск и воспламенение топлива.

Физически это добро представляет собой кучу проводов, расползающихся от “мозгов” по всему подкапотному пространству. Их не очень хорошо видно, поскольку провода аккуратно уложены в жгуты и спрятаны подальше от кривых рук владельца, чтобы их случайно не повредить.

Как вы понимаете, если какой-нибудь провод перекусить, двигатель скорей всего работать не будет. Можете проверить. Если вы перекусили провод, а двигатель всё равно работает, попробуйте перекусить другой. Перекушенный провод, очевидно, является неисправностью. Устранить неисправность может сервисмен, тоже можете проверить, привезя машину на эвакуаторе. Нормальный сервисмен довольно быстро поймёт, в чём неисправность и найдёт перекушенный провод, причём он не будет перебирать все провода подряд. Это тоже важный момент, запомните его.

Что такое блокировка

Блокировка суть искусственно созданная неисправность, без устранения которой двигатель работать не может.

Очевидно, если, например, отключить бензонасос, топливо перестанет поступать в двигатель, и он работать не будет. Можно отключить цепь зажигания или форсунок (которые впрыскивают топливо), результат будет тот же.

Отключить следует понимать буквально - разрезать провод.

Суть блокировки как раз в этом, физически разрывается некая электрическая цепь, в место разрыва ставится кнопка, которую водитель должен удерживать нажатой во время движения. Отпустил кнопку - машина заглохла. Шутка. Но суть именно такова, только вместо кнопки используется реле, умеющее разрывать и замыкать цепь, создавая и ликвидируя таким образом неисправность по внешней команде, которую выдаёт блок сигнализации или иное устройство.

Блокировки можно разделить на несколько типов по исполнению и на несколько типов по подключению. То и другое имеет существенное влияние на угоностойкость, поэтому я вынес рассмотрение блокировок в отдельный пост, точнее даже в два поста.

Терминология местами моя собственная, поскольку никакой устоявшейся классификации не существует.

Типы блокировок по исполнению

Сначала простейшие аналоговые .

Первый вариант самый простой. Реле блокировки находится непосредственно в блоке сигнализации.

Разорванная цепь подключается прямо к блоку.

Достоинства . Простота реализации, отказоустойчивость.

Недостатки . Защитой от угона не является, поскольку добравшись до блока сигнализации (а ), можно без труда восстановить разорванную электрическую цепь.

Второй вариант является развитием первого. Реле блокировки выносится из блока сигнализации и прячется под капотом. Управление производится по проводу, соединяющему реле с сигнализацией простой подачей напряжения. Например, есть напряжение - замыкаем цепь, нет напряжения - размыкаем.

Достоинства . Отказоустойчивость. Угоностойкость чуть выше, чем у первого варианта.

Недостатки . Защитой от угона не является, поскольку добравшись до блока сигнализации (а ), можно без труда подать на управляющий провод напряжение, восстановив тем самым разорванную электричекую цепь.

Цифровые блокировки

Третий вариант - развитие второго. Физически всё выглядит точно так же, но для разблокировки по управляющему проводу требуется подать определённый цифровой сигнал, своего рода пароль. Простая подача напряжения не поможет. И вообще ничего не поможет, кроме правильного пароля.

Достоинства . Отказоустойчивость. Быстрому взлому не поддаётся.

Недостатки . Наличие кабеля от блока сигнализации к реле блокировки позволяет по этому кабелю найти реле и отключить блокировку.

Резюме . Возможность найти реле по кабелю порождает требование тщательно этот кабель спрятать, чтобы быстро найти реле было невозможно, что сделает бессмысленной попытку поиска. Подключение имеет право на жизнь.

Четвёртый вариант отличается от всех предыдущих отсутствием прямой физической связи между блоком сигнализации и реле блокировки. Управляющий сигнал подаётся по штатной проводке автомобиля. Сам сигнал цифровой, разумеется.

Достоинства

Недостатки . Угонщик может подать цифровой “шум” в проводку, воспрепятствовав тем самым передаче управляющего сигнала.

Резюме . Подключение имеет право на жизнь при условии, что предусмотрена ситуация подачи “шума” в электрическую сеть автомобиля без снижения угоностойкости. Кроме того, для надёжной работы требуется высокая квалификация установщика.

Тут может возникнуть вопрос: ну подал угонщик “шум”, ну не увидело реле управляющий сигнал, ну и что? Блокировка не замкнёт цепь, а ведь именно это и требуется! Не всегда. Бывают ситуации, когда блокировка по умолчанию выключена, а срабатывает только при наличии определённых условий. Об этом позже.

Пятый вариант . Управляющий сигнал передаётся по радиоканалу. Сигнал цифровой, конечно же.

Достоинства . Невозможность обнаружить блокировку по проводам. Быстрому взлому не поддаётся.

Недостатки . Угонщик может включить радиошумелку, которая помешает принять управляющий сигнал. Проблемы могут возникнуть и при повседневной эксплуатации в условиях сильного радиошума. Установщик вместе с владельцем должны всё это предусмотреть, чтобы не возникло опасных ситуаций.

Резюме . Подключение имеет право на жизнь при условии исключения проблем при эксплуатации и невозможности обойти блокировку шумелкой.

Резюме

Блокировки должны быть цифровыми, то есть, трёх последних типов. Только они не вскрываются простыми методами. Очевидно, что когда разрываемая цепь находится под капотом, и там же расположено реле блокировки, устранить её без поднятия капота невозможно в принципе.

Отсюда же следует полная бессмысленность располагать блокировки в салоне автомобиля, как это почти всегда делают при установке охраны у официальных дилеров. Обычно ещё и рядом с блоком сигнализации. Блокировка может быть очень умной, со сложными алгоритмами шифрования пароля и так далее, но когда к ней есть физический доступ, это не имеет никакого значения, угонщик просто замкнёт разорванную цепь. Ему даже не потребуется думать, что за цепь разорвана, незачем, когда реле блокировки вот оно, примотано изолентой к блоку сигнализации.

Пользуясь случаем, ещё раз подчеркну, что , не меньшее, чем качество самой системы. Аналогично очень важно и в процессе эксплуатации.

Однако, при установке и настройке совершенно необходимо учесть нюансы эксплуатации во избежание неприятных ситуаций, когда законный владелец не может воспользоваться собственным автомобилем. И наоборот, когда помеха, поставленная угонщиком, позволяет обойти блокировку - не должно быть никаких других способов обхода, кроме поднятия капота и восстановления разорванной цепи.

В рассмотрим не менее важный вопрос, что можно блокировать для затруднения запуска двигателя.

Реле блокировки двигателя является неотъемлемой частью любой противоугонной системы. С его помощью производится защита транспортного средства от угона злоумышленниками.

Особенности реле

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Работа реле блокировки двигателя осуществляется наряду с другими функциями и системами автомобильной сигнализации. Зашифрованный сигнал от иммобилайзера или центрального блока автосигнализации может передаваться тремя различными способами. Он может передаваться штатной проводкой, отдельный выделенным каналом или радиопередачей.

Наиболее часто осуществляется использование цифровых реле, которые для передачи данных используют штатную проводку. Проводка характеризуется наличием аналогового канала, что обеспечивает высокую скорость передачи сигнала. Ее прохождение осуществляется практически по всему периметру транспортного средства. При отправке сигнала автосигнализацией осуществляется проверка кода на легитимность, а также
передача сигнала владельцу транспортного средства на телефон или брелок оборудования.

Особенности работы сигнализации

Практически все современные автомобильные сигнализации характеризуются наличием датчиков удара или наклона. В период их срабатывания реле блокирует двигатель, что делает невозможным передвижение на транспортном средстве. Активизация работы устройства может производиться на расстоянии. Данная функция может оперативно активироваться только на одну поездку. Отключение устройства с режима охраны производится в два шага, что гарантирует максимально надежную защиту. При возникновении необходимости подключить персональный код, что значительно усилит охрану.

В салоне задерживается свет на несколько минут после постановления устройства на режим охраны. Сигнализация является универсальной охранной системой, с помощью которой можно полноценно защитить автомобиль от злоумышленников. Оборудование характеризуется простотой конструкции, что обеспечивает ей простоту установки. С помощью данного оборудования открытие багажника может производиться на расстоянии. Полноценная работа охранного комплекса осуществляется при температуре -40-+85 градусов, что позволяет его использовать в суровых климатических условиях.

Основной блок устройства имеет небольшие размеры, что позволяет его установить в любое удобное для автовладельца место транспортного средства. Выполнить ее достаточно просто. Изначально необходимо произвести подключение всех проводков в соответствии со схемой. После этого осуществляется настройка работы оборудования. Благодаря наличию силовых выходов на замки автомобиля может производиться запирание или отпирание дверей по желанию владельца транспортного транспортного средства. С помощью специального режима Валет все охранные функции могут отключаться в максимально короткие сроки.

Оборудование оснащается иммобилайзером, что обеспечивает ему отменные противоугонные качества. Для того чтобы ограничить угон автомобиля может перекрываться подача топлива, отключаться коробка передач или размыкаться электрическая цепь. Если возникнет необходимость в аварийном отключении, то человек может использовать персональный пин-код. Также на устройстве можно программировать два дополнительных канала. Удобства во время применения оборудования обеспечиваются с помощью дополнительных силовых выходов на замки и поворотники. С помощью данного оборудования определенные каналы могут задаваться удаленно. Оборудование является универсальным комплексом охраны, что гарантирует высокую стрепень безопасности автомобиля.

Расширенные возможности сигнализации

Оборудование оснащается специальным режимом, с помощью которого определяется наличие двусторонней связи. В экстренных ситуациях оно обходит неисправные зоны, что обеспечивает ему длительную и бесперебойную работу. Устройство с автозапуском может на расстоянии проверять температуру в салоне автомобиля. Благодаря режиму тихой охраны гарантируется максимально удобное управление автомобильной сигнализацией.

Функции охраны в оборудовании выполняются автоматически, что гарантирует удобное применение приспособления. Предоставляется возможность установки датчиков охраны на пять независимых зон. При управлении оборудованием пользователь получает звуковые оповещения, с помощью которых подтверждаются его действия. Руководство по эксплуатации дает информацию о том, что при использовании данного оборудования, можно управлять одновременно двумя брелоками.

Благодаря наличию электронной системы защиты в оборудовании исключается возможность его программного взлома. При использовании брелока любая его кнопка может быть заблокирована. Также предоставляется возможность одновременной блокировки всех кнопок. Иммобилайзер является эффективной противоугонной системой. Для управления ним требуется всего лишь одна кнопка. При попытке угона автомобиля функции производится его обездвиживание.

Автосигнализация может перекрыть подачу топлива, разомкнуть электрическую цепь или отключить коробку передач. Подача сигнала может осуществляться мгновенно или по истечению определенного времени. Запирание и отпирание дверей по желанию автовладельца может осуществляться благодаря наличию силовых выходов на замки.

Конструкция оборудования

Система реле блокировки двигателя характеризуется достаточно простой конструкцией. Это коробочка небольших размеров, материалом производства которой является пластик. Она является блоком, с помощью которого на дистанции включается автоматическая блокировка мотора. Блок состоит из электронной платы и микросхем реле, которыми осуществляется контроль за определенными датчиками транспортного средства.

Модуль автоматической блокировки также состоит из комплекта проводов. С их помощью осуществляется подключение штатной электрической проводки транспортного средства и системы автозапуска. Благодаря небольшим габаритам данного приспособления его установка может осуществляться в любом удобном месте автомобиля. Место расположения коробки должно характеризоваться наличием точек, с помощью которых она будет подключаться к штатной проводке транспортного средства.

Работа блока автоматической блокировки мотора может осуществляться с использованием одного из двух режимов: дистанционного или автоматического. При использовании автоматического режима задать время блокировки двигателя можно по таймеру. Его программирование может осуществляться по температуре в салоне, заданному времени, температуре двигателя. Дистанционное управление двигателям транспортного средства осуществляется автовладельцем на расстоянии. С этой целью может использоваться как мобильный телефон, так и брелок автомобильной сигнализации.

Блок автоблокировки может подключаться по двум схемам. В первом случае производится автономное подключение вместе с автомобильной сигнализацией. Такая схема подключения применяется в таком случае, если транспортное средство характеризуется отсутствием охранной системы. В данном случае подключение устройства может осуществляться к автомобилям с турбированным или атмосферным, дизельным или бензиновым. Работа такого модуля может осуществляться с автоматической или механической коробкой передач.

Установка автоблокировки может осуществляться мастером без соответствующего опыта благодаря простоте этой процедуры. С этой целью осуществляется применение модуля автоматической блокировки, а также блока обходчика иммобилайзера. Также можно использовать автосигнализацию, которая имеет данную функцию. При возникновении необходимости для установки системы автоблокировки можно обратиться за помощью к специалистам.

Снятие системы с функции автоблокировки

Отличительной особенностью схемы автозапуска дизельных двигателей является дополнительное подключение цепи контроля свечей накаливания. В данном случае при вхождении блока автоматического запуска в охранный комплекс изначально осуществляется автоматическое отключение блокировки автосигнализации, а после этого активируется зажигание и стартер. При автономной установке блока автозапуска изначально обихаживается иммобилайзер, а после этого модулем осуществляется подача питания на цепь зажигания и стартера.

Обход штатного иммобилайзера является достаточно важной операцией в период монтажа модуля автоматического запуска. Это объясняется тем, что одной из функций поротивоугонной системы является разрыв электроцепи (или нескольких из них). От этого зависит запуск мотора транспортного средства. Именно поэтому в период монтажа производится установка блока, который имеет цифровую микросхему. С ее помощью осуществляется устранение конфликтов между такими агрегатами, как противоугонное устройство и автозапуск. В большинстве случаев таким блоком выступает запасной ключ зажигания. В него осуществляется установка чипа деактивации иммобилайзера.

Независимо от того, автоматический или дистанционный принцип управления имеет система автоматического запуска, она характеризуется идентичной схемой работы. В установленное время или в период получения команд с пульта дистанционного управления или с мобильника производится подача электрического тока на цепь зажигания от модуля автоматического запуска. После этого в течение двух секунд осуществляется восстановление уровня давления масла в магистрали. На следующем этапе работы оборудования включается стартер.

Системой автоблокировки двигателя оснащаются практически все охранные системы. С их помощью ограничивается возможность кражи авто.

Цифровые реле блокировки двигателя



Рассказывая вам о новых электронных противоугонных системах, иммобилайзерах и прочей технике, мы, что уж греха таить, часто упоминаем какие-либо технологии вскользь, рассчитывая на то, что наш читатель — человек знающий и подкованный, и одновременно забывая о том, что именно мы и должны нести эти знания читателям.


Именно поэтому данный материал хотелось бы посвятить простому, даже элементарному на первый взгляд компоненту любого электронного охранного комплекса — блокировке двигателя.


Казалось бы, чего там думать — электромеханическое реле блокировки двигателя было известно еще при царе Горохе, а в современном автомобиле их насчитывают до нескольких десятков штук!


Ан нет, война между угонщиками и специалистами по охранным системам сыграла роль мощного двигателя прогресса, и если несколько лет назад все проблемы решались только с помощью подобных устройств блокировки двигателя, то сегодня вариаций компонентов, скрытно разрывающих жизненно важную электрическую цепь двигателя, великое множество, но начинать, естественно, необходимо сначала.


НОВОЕ СЛОВО


Всем хорошо было обычное аналоговое реле блокировки двигателя— небольшие габариты, возможность реализации как нормально-замкнутого, так и нормально-разомкнутого разрыва цепи, очень высокая надежность и простота инсталляции. К тому же его достаточно просто спрятать в дебрях салонной проводки. Однако все эти плюсы перекрываются одним минусом — для обезвреживания реле нужно просто обесточить цепь питания либо, наоборот, подать на нее напряжение. Остается одна проблема — найти необходимую цепь, но она легко решается, как только будет обнаружен центральный блок сигнализации или иммобилайзера, по разводке которого она и определяется. Если работают профессионалы, то на обход среднестатической сигнализации с аналоговыми реле уходит совсем немного времени.


Существенно повысить защищенность охранного комплекса помогло появление плеяды так называемых цифровых реле блокировки двигателя. На самом деле, у них много имен: беспроводные, однопроводные, кодовые реле, микроиммобилайзеры — все зависит от фантазии конкретного производителя. Не меняется лишь суть: подобные реле блокировки двигателя нельзя заставить переключиться в нужное состояние, просто подав напряжение на соответствующие контакты. Внутренняя начинка кодового реле блокировки двигателя отличается от обычного как небо и земля: кроме непосредственно самого реле под оболочкой скрывается и электроника, управляющая электромеханическим механизмом — без специальной шифрованной посылки команда на разблокирование подана не будет.


Но самым жирным плюсом подобной технологии является то, что число одновременно используемых реле ограничено только толщиной кошелька. То есть если вы захотите поставить, скажем, 20 реле, то никаких препятствий для осуществления этой идеи не существует.


УПРАВЛЕНИЕ БЛОКИРОВКОЙ ДВИГАТЕЛЯ


Принципиальные отличия между цифровыми реле блокировки двигателя автомобиля разных производителей кроются как раз в способе получения зашифрованного сигнала от центрального блока сигнализации или иммобилайзера. Всего можно назвать три основных вида передачи данных: по штатной проводке; использование отдельного выделенного канала (провода) для передачи команды и использование радиопередачи.


Самыми распространенными считаются цифровые реле блокировки двигателя с управлением по штатной проводке автомобиля. Применяемый термин «беспроводные» здесь от лукавого: конечно же, для передачи сигнала провода используются, однако теперь это не отдельный провод с аналоговым сигналом от основного блока, а любая штатная линия +12 вольт, которая проходит практически везде от заднего до переднего бамперов. Возникает резонный вопрос: а как же передать сигнал по проводу, если там уже есть напряжение бортовой сети?


Как оказалось, при современном уровне технического прогресса в этом нет ничего невозможного. Наша кодовая посылка отправляется от центрального блока к реле блокировки двигателя в виде сигнала переменной частоты, а начинка реле, в свою очередь, распознает его, отбрасывая постоянные +12 вольт, и проверяет код на легитимность. Кстати, подобный принцип передачи сигнала получил широкое распространение в бытовой сфере — достаточно вспомнить принцип ADSL модемов, который используется при подключении компьютера к Интернету или телевидению (Стрим-интернет, Стрим-ТВ) по телефонной линии. В результате у вас дома Интернет и телефон, причем друг другу они не мешают.



УСТАНОВКА БЛОКИРОВКИ ДВИГАТЕЛЯ


Кстати, сам принцип работы кодового реле блокировки двигателя по штатной проводке существенно облегчает установку сигнализации и одновременно считается потенциально уязвимым в системе защиты, так как кодовый сигнал «фонит» во все плюсовые цепи автомобиля. Теоретически существует возможность обезвредить охранный комплекс, если к любой питающей цепи подключить специальный жучок, который будет запоминать кодовые посылки и в нужное для угонщика время «выплевывать» их обратно в проводку. Считать это серьезным недостатком или нет — решать каждому, но мы к такой возможности относимся с изрядной долей скептицизма: для подключения жучка угонщик должен знать, какая именно охранная система или иммобилайзер стоит в вашей машине, и иметь доступ к ней, чтобы, собственно, повесить жучок. А если посторонний получил доступ к внутренностям автомобиля, то его возможности ограничены лишь временем и фантазией, а никак не подобными «дырами» в системе безопасности.


Сейчас многие производители прикрыли и эту, пусть даже и небольшую лазейку, выпустив цифровые реле с динамическим кодом, а хорошие установщики давно ставят индуктивные фильтры, не дающие распространяться сигналу по всему авто. Так что помехи в обе стороны и ограничения по мощности сигнала управления — единственные реальные соперники на пути всеобщего внедрения «беспроводных» реле в массы.


ЛЕКАРСТВО ОТ ПОМЕХ


От этих проблем избавлены однопроводные цифровые реле блокировки двигателя. Вместо штатной проводки они используют отдельную однопроводную шину, по которой идет передача сигнала. Соответственно, такому подключению сопутствует почти полное отсутствие помех, ненужных нагрузок, да и наращивание мощности сигнала никому не мешает. Побочным плюсом можно считать и полное отсутствие кодового сигнала в других электроцепях. Так что хочешь повесить жучок — ищи нужный провод. Хотя, опять же, если есть доступ к авто, найти основной блок сигнализации и по распиновке разъема нужный провод тоже не проблема… Минусов у однопроводных реле немного: это более сложная установка, чем у беспроводных, и присутствие того самого провода, по которому, следуя от основного блока, можно найти само реле. Второй недостаток легко устранить, убрав реле под капот, а на капот поставить замок.


Вообще меньшее распространение однопроводных блокировок связано не с какими-либо недостатками, а с тем, что идея блокировок-невидимок, о которых угонщик не должен подозревать, даже обнаружив центральный блок иммобилайзера или сигнализации, в данном случае нереализуема.


РЕЛЕ — МНОГО, БЛОК — ОДИН


Говоря о проводных кодовых реле блокировки двигателя, нельзя не упомянуть российскую компанию MAGIC SYSTEMS, которая на свой лад обыграла особенность проводного подключения, превратив канал связи реле и основного блока в универсальную шину LAN, к которой параллельно можно подключать и реле, и аксессуары, и дополнительные охранные компоненты вроде GSM-модуля. При этом в производственной гамме присутствуют и реле, управляемые по штатной проводке.


Обезвредить как беспроводные, так и однопроводные реле блокировки двигателя одной заменой основного блока системы на аналогичный невозможно — коды управления уникальны для каждого отдельного блока и, как правило, автоматически прописываются в память реле при первом включении охранного комплекса. Если же код управления динамический, то «знакомить реле и охранку» необходимо вручную с помощью специального режима.


ДА, ДА — Я СЛУШАЮ РАДИО…


Беспроводными в прямом смысле этого слова являются радиореле блокировки двигателя, причем принято различать 2 основных типа: работающие по команде блока охранной системы и независимые.


Первый тип радиореле практически ничем не отличается от своих проводных собратьев: они подчиняются сигналам центрального блока автосигнализации, также программируются в систему, но общаются с ней по радиоканалу. Достоинствами такого решения являются простота установки, связанная с полным отсутствием дополнительных проводов, и возможность установки вместо штатного автомобильного реле. Недостатки тоже есть: непонятно к чему приведут случайная помеха в радиоэфире и теоретическая возможность применения кодграббера.


Независимые радиореле, по сути, являются обычными иммобилайзерами с центральным блоком, находящимся внутри обычного корпуса реле, а управляются они, как правило, обычным радиобрелком сродни тем, что используются в автосигнализациях. Как и в случае с другими типами цифровых реле, максимальное количество блокировок здесь не ограничено, но каждый микроиммобилайзер программируется по отдельности, точнее брелок прописывается в память устройства, причем некоторые системы, как, например, SHERIFF T80‑TOR, могут «запоминать» брелки управления от одноименных автомобильных сигнализаций. Таким образом, одним нажатием кнопки мы управляем и сигнализацией, и радиореле.


Достоинств у них немало: максимально простая установка, невысокая цена, возможность использования вместо штатных автомобильных релеблокировки двигателя, удобство управления. Вместе с тем, учитывая, что у самых распространенных на российском рынке независимых радиореле используется протокол кодирования KeeLoq, причем в однокнопочном исполнении, ломающихся самыми простыми кодграбберами, на 100% быть уверенным в абсолютной стойкости к угону нельзя.


Со временем развитие технологий помогло избавиться радиомикроиммобилайзерам от вышеперечисленных недостатков. И хотя радиореле их не назовешь — основной блок у них действительно обладает небольшими размерами, но имеет совершенно другую форму и конструктив, к подобному классу устройств их приписать можно. Итогами работы производителей в этом направлении стали 2 семейства иммобилайзеров: SKYBRAKE и PANDECT. Основной блок в этих системах (он же и модуль блокировки) имеет очень компактные размеры и теоретически может скрытно вплетаться в жгут штатной проводки, лучше всего где-нибудь под капотом. Соответственно, у некоторых модификаций есть отдельный выход как на блокировку, так и на управление замком капота. Для активации/дезактивации иммобилайзера никаких дополнительных действий от владельца не требуется — применена транспондерная технология с активными метками, которые общаются с блоком на частоте 2,4 ГГц и защищены мощной диалоговой системой кодировки.


МОДЕЛИ И КОНСТРУКЦИИ РЕЛЕ БЛОКИРОВКИ ДВИГАТЕЛЯ


Помимо разработки новых алгоритмов управления и защиты от несанкционированного доступа к кодовым реле не обошлось и без вмешательства в конструктив самих устройств, произведенного для более качественного выполнения возложенных задач.


Понятно, что самым распространенным вариантом исполнения сейчас является цифровое реле в корпусе обычного аналогового реле с нормально замкнутыми/разомкнутыми контактами. Их проще всего устанавливать, да и логика работы такая же, как у простых электромеханических собратьев. В точно таком же корпусе предлагаются и реле с измененной логикой работы. Они не просто наглухо блокируют двигатель, а имитируют неисправность, то разрывая, то замыкая какую-либо цепь. Автомобиль через некоторое время после старта начинает дергаться, глохнуть, заводиться, скрывая наличие жесткой блокировки. Реальная польза от подобного поведения если и была, то только на начальном этапе распространения на рынке, когда не всем угонщикам было известно о подобных устройствах, сейчас же такими вещами никого не удивишь. Более продвинутым вариантом является реле со встроенным датчиком движения, останавливающим двигатель по факту начала движения автомобиля. Родоначальником и до недавнего времени единоличным производителем, освоившим технологию, стала компания «Альтоника», выпустившая реле WAIT UP. Преимуществ такого реле перед обычными немного, но они весьма существенны: во-первых, это невозможность «прозвонки» блокировки на неподвижном автомобиле, а во-вторых, это чуть ли не единственный способ без особого ущерба для угоностойкости организовать систему автоматического или дистанционного запуска двигателя.


Для реализации более творческой и качественной установки охранного комплекса можно использовать цифровые реле скрытой установки. Их корпус продолговатой формы небольшой толщины и ширины лучше всего подходит для незаметного постороннему глазу вплетения в штатную косу электропроводки. Такие реле, как правило, способны работать с меньшими токами, но повышенная скрытность перекрывает этот недостаток.


Не обошлось и без поддержки отечественного производителя: в производстве существуют кодовые реле, встроенные в датчики Холла переднеприводных автомобилей ВАЗ. Внешне ничто не выдает присутствия, а для того, чтобы нейтрализовать этот компонент, нужно иметь с собой оригинальный датчик.


Список специализированных микроиммобилайзеров можно завершить кодовым реле, управляющим замком капота и прекрасно завершающим картину хорошо защищенного автомобиля.


Итак, подводя некоторые итоги, можно сказать, что главное достоинство кодовых реле блокировки двигателя заключается вовсе не в скрытности или невозможности его найти, а в том, что при грамотной установке для угона автомобиля необходимо применять специальные средства, перехватывающие кодовый сигнал, или использовать так называемый «паук», дублирующий штатную систему зажигания, что, согласитесь, намного сложнее, чем просто подать напряжение на провод, идущий от сигнализации к аналоговому реле. А в случае с хорошей динамической кодировкой сигнала и грамотно установленным замком капота, под которым скрывается парочка «умников», самым слабым компонентом в охранном комплексе может оказаться сам владелец автомобиля, который, понадеявшись на защиту, потерял чувство бдительности. И чем навороченней охранный комплекс, тем сильнее этот фактор играет свою роль. А мы пожелаем одного: отдаете машину на мойку или техобслуживание — следите за ключами, брелками и метками или переводите охранный комплекс в сервисный режим.



Олег ТИХОНОВ