УАЗ "Козел": описание внедорожника. «Уазик» он же «Козлик» - история легендарного внедорожника История развития военного УАЗа

Вопрос знатокам: что это за автомобили? Нет, УАЗ здесь только один - тот, что вверху. А на переднем плане - не УАЗ, а UAZ. Точнее - UAZ Hunter, «Охотник». Отныне Ульяновский автозавод будет именовать свои новые модели именно так, латиницей и по-английски. По мнению маркетологов УАЗа, это должно «перепозиционировать продукт» и в корне поменять имидж «уазиков», которые в народе прозвали «козлами».

А чем еще, кроме названия, отличаются UAZ Hunter и УАЗ обыкновенный - так сказать, UAZ vulgaris?

Взятый нами на тест в качестве точки отсчета синий «козел» УАЗ-31519, выпущенный осенью 2003 года, - один из самых простых автомобилей в ульяновской гамме. Подвешенные на обычных четвертьэллиптических рессорах мосты с допотопными разъемными картерами, под капотом - нижневальный карбюраторный мотор УМЗ-421, ведущий свою родословную от двигателей Волги ГАЗ-21. В салоне - частокол рычагов. Два из них управляют старой раздаточной коробкой с прямозубыми шестернями, а еще один, с железной кнопкой в торце - «ручником». Как на УАЗах-469 первых годов выпуска!

Приметы времени в «козлике» все же заметны. Передняя панель облицована черным пластиком, рулевое колесо - с толстым пластиковым ободом (но, увы, с травмоопасной ступицей: это нам известно по краштесту УАЗа-3160 с такой же баранкой). Есть гидроусилитель. Подрулевые переключатели - от вазовских машин «восьмого» семейства, сиденья тоже похожи на «восьмерочные» и оснащены удобной бесступенчатой продольной регулировкой в виде встроенного винтового «домкрата».

Но Боже, с каким ужасным качеством все это сделано! Кресла неплохи, но болтаются так, словно не прикручены. Звукоизоляции никакой - на металлический пол кабины лишь кое-где брошены убогие резиновые коврики. Тканевая «обивка» на дверях вспучена, между дверьми и кузовом - зазоры в полпальца толщиной, дверные ключи гнутся от легкого усилия и уже успели заржаветь... Жуть! И за это просят около 170 тысяч рублей, то есть $6000...

Два поколения лицом к лицу. Вместо железного бампера - балка с пластиковой «кожурой», вместо клыков - «гражданские» проушины

Наш зеленый UAZ Hunter вышел из ворот завода тоже еще в 2003 году. Стоит он уже 200 тысяч рублей - на $1000 дороже «козлика». Кстати, в техпаспорте Хантер обозначен как УАЗ-315195. То есть от синего «козлика» его отличает лишь дополнительная пятерка в индексе. Ведь на самом деле и «козел», и Охотник - это просто вариации на тему базовой модели УАЗ-3151 с цельнометаллическим верхом вместо армейского тента. Теперь, после фактического рыночного провала «люксового» УАЗа-3160, именно эти простые «уазики» остались последней надеж дой завода на выживание. И «старый козел» начал свое превращение в Hunter...

Hunter. Хантер. Или Хунтер? Что за странная затея с английским названием для исконно российского вездехода? Ведь «уазик» - это такое же «наше все», как автомат Калашникова, «тридцатьчетверка» или трехлинейная винтовка Мосина.

Присмотритесь к нему. Правильные пропорции, лаконичные обводы крыльев, узнаваемый рисунок передка... Это вам не какой-нибудь безликий Симбир, а настоящий УАЗ - один из самых красивых отечественных автомобилей. Без иронии. Козел с большой буквы.

К счастью, Хантер остался тем самым «уазиком», который мы знаем и любим. А небольшие дополнения ему даже к лицу - это черные пластиковые бамперы и накладка на передке, взятые от тюнинговых УАЗов, иные зеркала (они меньше, но удобнее), а также окрашенные в белый цвет 16-дюймовые стальные колеса и распашная пятая дверь. Вообще, Хантер - это, так сказать, выставка почти что всех достижений уазовского народного хозяйства. Модифицированная рама с трехопорным подвесом силового агрегата, передняя пружинная подвеска и задний мост на малолистовых рессорах (как на Симбире), современные мосты типа Spicer с неразъемными литыми картерами, раздаточная коробка с косозубыми шестернями...

Интерьер более чем спартанский. Но посадка неплохая можно даже опереться левой рукой на узкий дверной «подлокотник»">

Узенькие составные двери с убогой обивкой остались прежними
Интерьер более чем спартанский. Но посадка неплохая - можно даже опереться левой рукой на узкий дверной «подлокотник»

В салоне, к сожалению, все тот же руль и убогая передняя панель с приборами, рассматривать которые приходится в соответствии со строками известной песни: «что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня». Против самих приборов мы ничего не имеем - пусть они кондовые, но других «уазику» и не надо. Только расположить их нужно по-другому - чтобы спидометр и указатель топливомера хотя бы не перекрывались ободом руля!

У Хантера (слева) удобные кресла, да еще и с регулировкой поясничного подпора! Но и у Козла (справа) сиденья хороши

Замок зажигания на Хантере посовременнее, на полу лежат шумоизоляционные коврики, прикрытые резиновыми матами, а удобные передние сиденья имеют регулируемый поясничный подпор (и он работает!). Болтаются кресла на салазках меньше, чем у Козла, продольная регулировка здесь уже ступенчатая. Кузовные зазоры поаккуратнее, появились дополнительные дверные уплотнения. Но качество окраски кузова, увы, лучше не стало. «Система микроклимата» та же - жестяная коробка с вентилятором и узкие прорези обдува у лобового стекла. Ни дефлекторов на панели, ни воздуховодов к задним пассажирам. Зато отовсюду висят «кишки» проводов, торчит поролон обивки...


Под «панелью» Хантера - жигулевские клавиши управления светом и вентилятором


Под «панелью» старого Козла - манетки «подсоса», «ручного газа» и вытяжная

0 / 0

Исчезли классические поворотные форточки - в оконных проемах боковых дверей теперь стоят сдвижные стекла, оснащенные пластиковыми фиксаторами. Сдвинуть их зимой, когда в направляющих замерзла влага, непросто. Зато если это все-таки удастся сделать, то вентиляция салона будет лучше, чем со старыми поворотными «треугольниками» и неподвижными основными стеклами.



Сдвижные форточки блокируются фиксаторами

0 / 0

Еще одно нововведение - распашная дверь багажника, установленная вместо старой двухстворчатой. С одной стороны, это удобно - в грузовой отсек попадаешь в один прием, а на стекле появился «дворник». Но само заднее стекло стало меньше. Кроме того, раньше на УАЗах было легко доски возить: откидываешь нижнюю секцию, просовываешь вагонку под раму заднего сиденья - и вперед. С Хантером такой номер не пройдет. Кроме того, единственная дверь получилась настолько тяжелой («запаска» крепится не на откидывающемся кронштейне, как раньше, а на самой двери), что при езде по бездорожью мы быстро «разбили» фиксатор замка.


Распашная дверь Хантера удобна, но доски уже не перевезешь. Заднее сиденье, как и в Козле, откидывается вперед. По бокам внизу - ящики (в левом находится бачок заднего стеклоомывателя)


В багажном отсеке Козла есть две скамеечки, а откидной борт позволяет возить «длинномеры»

0 / 0

Вкратце, первое впечатление от Хантера по сравнению с Козлом таково: это легкая заводская модернизация, которая приблизила допотопный «уазик» к легковым стандартам. Но не намного...

А каковы Козел и Охотник на ходу?

Вы никогда не замечали, что УАЗы трогаются с места на светофорах чуть позже остальных? Это неспроста. Поскольку педаль сцепления тяжелая, то стоять лучше на нейтрали. А когда зажжется зеленый, то водителю Козла нужно выжать сцепление, взяться за маааленький набалдашник на конце длинного и тонкого металлического стержня, что торчит из пола, и попробовать врубить первую передачу. Хррр... Не тут-то было! Рычаг сразу же «упирается» и с хрустом начинает вибрировать в руке, впиваясь в ладонь острыми гранями набалдашника при каждом ударе венцов несинхронизированных шестерен. Только после того, как хруст прекратится и рычаг уйдет вперед, можно прожимать тугие пружины в приводе акселератора и отпускать сцепление.

С ростом скорости Хантер начинает «плавать» и слишком резко, с доворотом, реагировать на отклонения руля: это плохо. Но в предельных режимах Охотник ведет себя вполне надежно, а дорожные шины К153 неплохо цепляются за мокрый и грязный асфальт

Поехали! Завыла прямозубая «раздатка», загудел нижневальный двигатель. Пора включать вторую. Выжим сцепления, движение рычагом на себя... Опять «хррр»: вторая передача здесь тоже без синхронизаторов. Если хотите обойтись без хруста, то придется осваивать двойной выжим сцепления, а при переходе «вниз» - еще и с перегазовкой. И только третья и четвертая в обычной уазовской коробке синхронизированы - они включаются заметно легче и без страшных звуков.

Речь пойдет о модели легендарного советского внедорожника, в народе прозванного Козлом (за подбрасывание легкой задней части автомобиля на неровностях), Бобиком (за букву «б» -УАЗ-469Б), УАЗКА (за рабочие качества, как лошадь, Савраска).

О прототипе

УАЗ-469 — легковой автомобиль повышенной проходимости, производимый на Ульяновском автомобильном заводе. Эта машина широко использовалась в Советской Армии, а также в странах Варшавского договора. Экспортировался в 70 стран мира. Серийно выпускался с 15 декабря 1972 года. Снят с производства в 2003 году в связи с переходом завода на выпуск УАЗ-Хантер.
На УАЗ-469 ставился рядный 4-цилиндровый 2,5-литровый двигатель УМЗ-451МИ, мощностью 75 л.с.
Автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач с синхронизаторами на двух верхних ступенях, двухступенчатую раздаточную коробку и отключаемый передний мост. Рулевой механизм и гидравлический привод барабанных тормозов не имели усилителей. Подвеска колес оставалась зависимой рессорной с рычажными гидравлическими амортизаторами. Рама машины - лонжеронная с поперечинами. Словом, конструкция УАЗ-469 была воплощением не революционных, а эволюционных решений. Но были и нестандартные (во всяком случае, для отечественного автомобилестроения) решения. Прежде всего - это колесные редукторы с шестернями внутреннего зацепления на модификации УАЗ-469. Редукторы позволяли не только увеличить дорожный просвет с 220 до 300 мм, но и усилить тяговые возможности машины. УАЗ-469, предназначенный для армейских нужд, оснащался предпусковым подогревателем и экранированным электрооборудованием.

Основные модификации:

  • УАЗ-469 — «Военная» версия, мосты с колесными редукторами
  • УАЗ-469Б — «гражданская» версия, обычные мосты
  • УАЗ-469БИ — версия 469Б, шасси для установки различного оборудования
  • УАЗ-469БГ — Медицинская версия, оборудован носилками.
  • УАЗ-469РХ — машина радиационно-химической разведки

Модель

Коробка

Упаковка модели выполнена из плотного картона , со снимающейся вверх крышкой, имеет достаточную жёсткость от механических повреждений. На крышке цветное изображение УАЗ-469 при движении в составе колоны. Название модели и остальной текст на Английском и Китайском языках. На боковых поверхностях приведены цветные проекции прототипа, в одной из схем окраски.


Нижняя часть коробки разделена на две части. В первой находятся литники с деталями, в другой детали кузова и тента. Все литники упакованы в отдельные полиэтиленовые пакетики.

Литники

В набор входят восемь литников из пластика защитного цвета, два литника деталей остекления, комплект резиновых шин, плата фототравления и декаль . Качество литья отличное, облоя и утяжин нет. Все детали пролиты очень хорошо. Следы от толкателей присутствуют, но все с внутренней стороны. Сам пластик матовый, приятный на ощупь.





Прозрачные детали тонкие, и действительно прозрачные. Светотехника дана полностью прозрачными деталями, для указателей поворотов и задних фонарей придётся воспользоваться лаками .

Отдельно хочется сказать о резиновых шинах. Качество высокое, протектор пролит хорошо. Полностью соответствует прототипу (Я-245). Через увеличительное стекло можно рассмотреть маркировку 215/90-15С (8,40 - 15).

На небольшой плате фототравления предложены брызговики, решетки радиатора, тяги стеклоочистителя, задние отбойники и даже эмблема УАЗ на облицовку радиатора.

Инструкция

Инструкция черно-белая на восьми страницах, достаточно подробная и понятная. Все очень детально прорисовано. Отдельно на двух листах предлагаются цветные варианты окраски. Всего их три, и без какой либо исторической привязки.

Декаль

Небольшая декаль, хорошего качества. Присутствуют варианты советских звезд , знак Гвардия, чешские знаки. Имеется приборная панель. Белая звезда с цифрой «5» и знак Гвардия не указаны в предлагаемых вариантах окраски в инструкции.

Соответствие модели прототипу

Теперь более подробно рассмотрим, что же нам предлагает фирма Trumpeter в данном наборе.
Название набора УАЗ-469, но мы моделисты любим точность поэтому скажу, что данный набор представляет версию УАЗ-469Б. Версия с так называемыми гражданскими мостами (без бортовых редукторов). Задние рессоры ставились семи листовые, в отличие от УАЗ-469 (девять листов). Использовался в народном хозяйстве, а так же в армии как шасси для установки различного оборудования. После модернизации в 1985 году получил новый индекс УАЗ-31512.

Представленная модель очень хорошо соответствует прототипу, как по геометрическим параметрам, так и по проработке отдельных узлов и агрегатов. Здесь производитель постарался. При изучении данной модели я использовал не только чертежи и справочные размеры, были произведены обмеры дверей, капота, заднего борта натурного автомобиля . Эти замеры, после пересчета в масштаб , полностью совпали с размерами этих деталей у модели.

И всё же, у данной модели, имеются некоторые упрощения и неточности, допущенные производителем. Связано это с технологией или какими другими факторами, сказать не могу. Поэтому рассмотрим их детально.
1. В моторном отсеке пространство между фартуком крыла и облицовкой радиатора должно быть закрыто.

2. Лючки доступа к топливным датчикам на модели не соответствуют оригиналу.

3. Арка заднего крыла не имеет встроенных рундуков. Придется изготовить самостоятельно из листового пластика. И соответственно убрать имеющиеся там выдавленные надписи.

4. Тоннель двигателя в моторном отсеке имеет более скруглённые формы. Хотя после установки двигателя, возможно, это и не будет заметно.

5. Топливные баки коротковаты по длине (в оригинале длина 930 мм.). Необходимо удлинить на 6 мм, да и в ширину прибавить 1,5-2 мм.. В оригинале бак начинается сразу за передним брызговиком и заканчивается перед пальцем крепления задней рессоры.
6. Деталь (C6) изображающая отопитель салона, имеет почему-то только один патрубок обдува стекла (D29) направленный в сторону водителя. Нужно добавить второй в сторону пассажира .
7. Вентилятор радиатора (деталь С23) имеет три лопасти, что не верно. С 1972 по 1983 год ставился шестилопастной вентилятор, после 1983 года ставился четырёхлопастной.
8. Поддон картера двигателя имеет упрощённую форму. При желании, можно придать нужную.

9. Десантные откидные сиденья неверной формы, в оригинале имели прямоугольную форму с закруглением в задней части сидушки.

10. Передний карданный вал (деталь D46) стоит немного подправить.

11. Тяга поперечная рулевая неправильной формы. В оригинале имеет П-образный изгиб в районе картера главной передачи.

12. Деталь (D59) имитирующая рулевую колонку с редуктором, это какая-то гнутая загогулина.

13. Брызговик двигателя (деталь 19 на плате фототравления) дан одной деталью, в действительности состоит из двух частей.

14. Приборная панель (С16) выполнена подробно, даже имеет лишние лампочки и кнопочки. Лучше сравнить с фото оригинала. Так же присутствует на панели тангента радиостанции и даётся сама радиостанция (D51). Нужна ли она там, дело хозяйское.

15. Немного остановимся на рессорах автомобиля. Как я уже упоминал выше, задние рессоры УАЗ-469Б имели семь листов. В данном случае это не принципиально, разницы в 35 масштабе не видно. С задними рессорами всё в порядке, они крепятся правильно. Передняя часть рессоры крепится на палец, задняя часть на серьгу. А вот передние рессоры Trumpeter предлагает крепить полностью на пальцы. Этакий нейтральный вариант. Вызвано это вот чем. С 1972 по 1988 год передние рессоры крепились так: передняя часть рессоры - серьга, задняя часть - палец. С марта 1988 года крепление изменили, стало по типу задних.

16. Крепление верхней части передних амортизаторов нужно изменить.

Вот такой получился перечень доработок. Но согласитесь, это действительно доработки, а не исправление критичных косяков геометрии. По двигателю, КПП и РК у меня претензий нет. Все сделано реалистично, на сколько позволяет технология. Хотя при желании можно и здесь поработать руками.

УАЗ "Козел" - легендарный внедорожник советского производства. Производился до 2003 года на В 70-х годах получил широкое распространение, став основной машиной командиров Советской Армии. В середине 80-х начался выпуск обновленных моделей, которые нацелены были на внутренний рынок. Почему УАЗ называют "Козлом"? Вопрос актуальный для начинающих автолюбителей. Прозвище внедорожнику перешло от модели ГАЗ-А, которая имела короткую базу и по пересеченной местности двигалась "скачками".

История

УАЗ "Козел" изначально разрабатывался для перевозки грузов и людей, а также для буксировки небольших прицепов. Предполагалось, что автомобиль получит проходимость по всем типам дорог. Разработка началась еще в начале 50-х годов. Первый УАЗ "Козел", фото которого в 1965-м году было в каждом журнале про автомобили, появился в 1958 году. Это был опытный образец и носил название УАЗ-460. В нем прослеживалась схожесть с американскими внедорожниками. Крепость, утилитарность - главные особенности, которыми мог похвастаться УАЗ "Козел". Тюнинг стал популярным явлением более позднего времени, но советский внедорожник для этого подошел неплохо. Существенным минусом автомобиля являлась неудобность.

Появление на дорогах

Первый УАЗ "Козел" сошел с конвейера 15 декабря 1972 года. Внедорожники были призваны сманить ГАЗ-69. Агрегатная база использовала знакомую для того периода механику, отличающуюся надежностью. Изначально автомобиль выпускался под индексом 469. Продолжалось это до 1985 года, после чего номер был изменен на 3151.

В 1974 году автомобиль был подвержен испытаниям, в ходе которых он смог подняться на высоту 4,2 километра на гору Эверест.

В 2003 году было прекращено производство УАЗов.

Возобновление производства

В начале 2010 года сообщил, что собирается вновь начать производить УАЗ-469. Однако ожидалось, что партия будет ограниченной. Была изменена конструкция внедорожника, которая существенно повышала комфорт при езде. Модель получила пружинную переднюю подвеску, дисковый тормоза, а также усилитель руля. Выпускались решения, в которых придерживались оригинальной конструкции.

Производство продолжалось до января следующего года. За этот период было выпущено около пяти тысяч внедорожников. Завод же решил вместо УАЗа-469 выпускать "Хантер Классик", стоит который существенно больше своего предшественника.

Конструкция

Кузов изготавливался открытым, имеется съемный тент. Присутствует 4 двери. Для погрузки багажа есть задний борт, который можно назвать пятой дверью. Сзади установлено два откидных сидения для размещения пассажиров. Всего внедорожник способен перевозить до 7 пассажиров. Дуги для установки тента можно снимать. Для облегчения транспортировки внедорожника ветровое стекло выполнено откидным. Смонтирован кузов на надежной и прочной раме в виде лонжерона.

Двигатель в автомобиле используется 4-цилиндровый УМЗ-451МИ на 2,5 литра. Мощность составляет 75 л.с. Для заправки используется бензин А76 или А72. В основе стоит сухое сцепление на один диск. Установлена 4-ступенчатая коробка передач. Для топлива используется два бака по тридцать девять литров. На 100 километров пути расходуется 16 литров бензина (скорость 90 км/ч).

Автомобиль может перевозить до 7 пассажиров и 100 килограмм багажа или 2 и 600 килограммов багажа. Способен буксировать прицеп, масса которого составляет 850 килограммов.

В 1985-м году внедорожник был модернизирован и обзавелся новой приставкой в названии. Теперь сцепление имело гидравлический привод. Были установлены карданные валы с более плотными подшипниками. Обновлению подверглись и фары. Полезным для многих автолюбителей стал омыватель стекла с электрическим приводом. Педали тормоза и сцепления стали подвесными, усиление получили ведущие мосты, улучшена тормозная система. Для комфорта водителя и пассажиров было доработано отопление, которое стало более надежным. Основным достоинством модернизированной модели стал двигатель, который теперь имел мощность 80 л.с. Возросла и максимальная скорость внедорожника - 120 км/ч.

Кроме потрясающей проходимости и популярности в России, УАЗ "Козел" может похвастаться интересными фактами.

В 1978 году новый советский внедорожник принял участие в автокроссе, который проходил в Италии. В турнире он стал лучшим, заняв первое место, за что получил награду "Серебряный домкрат".

В начале июня 2010 года УАЗ-469 установил новый мировой рекорд. В автомобиль вместилось 32 человека, общий вес которых составил 1900 килограммов. С таким грузом внедорожник проехал 10 метров, став самым вместительным в мире.

В народе УАЗ часто называют "Козлом" и "Бобиком".

В 1965 году вышел новый выпуск "Детской энциклопедии", на странице которой красовался УАЗ-469, несмотря на то что официальный выпуск модели состоялся только в 1972 году.

Автомобиль УАЗ может похвастаться тем, что имеет свои уменьшенные копии. Модельки внедорожника стали продаваться в 80-х годах.

Тюнинг

Модернизацией "козлика" занимаются и профессионалы, и любители. Самым распространенным является тюнинг колес. Владельцы внедорожников устанавливают широкую резину, чтобы добиться еще лучшей проходимости. Некоторые даже умудряются приделывать гусеницы, превращая автомобиль в танк. Многие охотники предпочитают именно УАЗ. Дополнительно многие из них убирают крышу, чтобы вести стрельбу прямо из транспорта, а также выкрашивают машину в камуфляжный цвет. Мастерам под силу превратить "Козла" в неплохой спорткар, полностью переделав корпус.

Наиболее популярны из моделей ульяновских производителей автомобили, в народе получившие название "козлик". Первая модель была выпущена в 1975 году и имела популярность многие годы.

Оснащены данные модели двигателем с рядным расположением цилиндров, рабочим объёмом 2.5 литров. Мощность данного агрегата достигает ста восьмидесяти литров. Коробка может быть различной: как четырёх ступенчатой, так и пяти. Также есть возможность переключение раздаточной коробки, в которой есть два режима: пониженная и повышенная.

Колёсная формула 4х4, что во много раз добавляет ей проходимости. Подвеска стоит на рессорах, из-за которых автомобиль подпрыгивает на кочках, что убавляет ему комфорт, но добавляет надёжности, что важно в полевых и лесных условиях. В салоне есть пять мест для сидения, а также в багажном отделе имеются два складных кресла.

Автомобиль набрал большую популярность в связи своей надёжностью и повышенной проходимости. Недостатком можно назвать лишь большой расход топлива. Уровень комфорта в машине относительный, так как многим по душе просторный салон автомобиля, возможность снятия крыши, боковых стёкол, откидывания лобового стекла. Но все же многим людям не нравиться твёрдая подвеска автомобиля и примитивный салон. Отсутствует на привычном месте бардачок. Руль довольно грубый, далеко не каждая модель оснащена гидроусилителем руля.

Популярны в наше время гонки на внедорожниках. Так называемые триал марафоны. В данных состязаниях УАЗ набрал огромную популярность, так как проходимости его уступит любой другой автомобиль. А также его надёжность и возможность улучшений не даёт никакой форы остальным автомобилям.

Существует множество видов апгрейдов, способных сделать автомобиль более удобным и проходимым. Часто люди меняют мосты на военные, слегка подымают и устанавливают колёса большим диаметром. Также для гонок важна защита и способность автомобиля иметь устойчивость. Поэтому привариваются различные типы кенгурятников, каркасов, устанавливается дополнительное освещение.

УАЗ "типа" козлик популярен и в наше время. Несмотря на то, что Ульяновский завод закончил выпуск данной модели, люди охотно приобретают поддержанные автомобили. Так как УАЗ - проверенная годами машина. Она практически универсальна для наших дорог, удобна и проста в эксплуатации для любого человека

Александр Климнов, фото ОАО УАЗ, denisovets.ru, gruzovikpress.ru, uazbuka.ru

В конце далекого уже 1972 года, если быть точнее – 15 декабря, без остановки производства, что в тогдашние «госплановские» времена считалось дополнительным трудовым подвигом, с конвейера Ульяновского автомобильного завода сошел первый серийный внедорожник или как тогда писали «джип» – УАЗ-469Б («гражданская» версия на безредукторных мостах). Армейская версия УАЗ-469 на мостах с колесными редукторами пошла на несколько месяцев позже. Полноприводному ульяновскому вездеходу оказался уготован сверхдлинный по автомобильным меркам век. Время показало, что конструкторы УАЗа по сути создали настоящий шедевр отечественного автомобилестроения, на долгие десятилетия ставший визитной карточкой марки из Ульяновска.


Новые УАЗ-469Б пошли с конвейера без остановки, сменив предшественника УАЗ-69М

В создании нового детища УАЗа (по сути третьей самостоятельной модели предприятия после УАЗ-450 и УАЗ-452, ведь первенец – внедорожник ГАЗ(УАЗ)-69 был передан с Горьковского автомобильного завода) принимали участие конструкторы, испытатели, специалисты технологических и проектных служб завода и многие другие, включая специализированный НИИ-21. В качестве агрегатной основы для «козлика» использовался легковой автомобиль ГАЗ-21 (двигатель УМЗ-451МИ мощностью 75 л.с. был адаптированной версией ЗМЗ-21 и был оснащен предпусковым подогревателем и экранированным электрооборудованием).


Внедорожник УАЗ-460Б из первой опытной партии 1960 года

Первые прототипы военной модели УАЗ-469 были изготовлены еще в 1961 году (кроме того, поисковый прототип УАЗ-471 с несущим кузовом, полностью независимой подвеской и V-образным двигателем) и заметно отличались от той модели, что пошла в серию в 1972-м.


УАЗ-471 с несущим кузовом, независимой подвеской и двигателем V4 сильно опередил свое время и потому остался только прототипом

В дальнейшем УАЗ-469 успешно прошел армейские (процесс принятия на вооружение, кстати, занял довольно много времени и потребовал внесения в конструкцию трансмиссии и шасси и значительных доработок) и государственные испытания, включая испытательный пробег на маршруте через Среднюю Азию и Памир к Каспийскому морю.


В 1961-м УАЗ-460Б даже успели показать на ВДНХ, но до освоения в серии оставалось еще 11 лет…

Базовая модель УАЗ-469 была оснащена мостами с колесными редукторами, увеличивавшими дорожный просвет до 300 мм, кстати, один из самых больших в мире для серийных автомобилей такого типа.


«Гражданская» версия УАЗ-469Б была оснащена «прямыми» безредукторными мостами, обеспечивавшими дорожный просвет в 220 мм.


Надо сказать, что в конце 1960-х были разработаны также версия с жестким металлическим верхом и модель с несущим цельнометаллическим кузовом, но основному заказчику (читай ВС СССР) они оказались не нужны и, несмотря на очевидную потребность в них народного хозяйства, в серию допущены не были.


Зато более востребована оказалась санитарная версия УАЗ-469БГ (позже обозначенная как УАЗ-3152), у которой заднее трехместное сиденье было заменено на одиночное для сопровождающего и место для носилок.


Салон УАЗ-469 отличался спартанской простотой, что вполне соответствовало армейскому назначению внедорожника.


Именно с моделью УАЗ-469 связаны самые яркие страницы истории и рекорды Ульяновского автозавода. Так, в августе 1974 года три абсолютно стандартных (без лебедок и противобуксовочных цепей) «козлика» впервые покорили Приэльбрусье, поднявшись на высоту 4200 метров над уровнем моря. Чистое время подъема составило всего 38 минут. Внедорожник Ульяновского автозавода стал тогда единственным автомобилем в мире, который преодолел этот маршрут без посторонней помощи.


УАЗ-469 стал первым автомобилем, покорившим Эльбрус

В 1978 году УАЗ-469 стал обладателем «Серебряного домкрата» – главного приза чемпионата Италии по автокроссу. В 1989 году УАЗ-469 принял участие в Международной экспедиции «Великий Шелковый путь» протяженностью 10 000 км.


Есть в карьере УАЗ-469 и победы на спортивных трассах. До сих пор на УАЗиках соревнуются на чемпионатах по автокроссу.


В 1985 году в результате достаточно глубокой модернизации (правда, практически не отразившейся, кроме задних фонарей, на внешности) модель УАЗ-469 сменила индекс на «нормализованный» УАЗ-3151, а версия УАЗ-469Б – на УАЗ-31512. С переходом к рыночной экономике стала востребована и версия с металлической крышей (разработана в 1967 году), которая пошла в серию в 1993 году как УАЗ-31514, а также ее модификация УАЗ-31514-010 с пружинной подвеской.


Модернизированный УАЗ-3151 с полутонным прицепом УАЗ-8901 (ранее ГАЗ-704)

В числе интересных моделей на базе УАЗ-3151 в 1990-х – удлиненный 9-местный УАЗ-3153, выпускавшиеся в 1996–2012 гг.


Удлиненный по базе до 2780 мм 9-местный УАЗ-3153 как бы продолжил дорогу модели следующего поколения УАЗ-3162 «Симбир»


Существовала и 11-местная удлиненная армейская модель УАЗ-2966, перевозившая целое отделение десантников

Мелкосерийно выпускался люксовый УАЗ-3159 «Барс» с расширенной до 1600 мм колеей, колесными редукторами, передней пружинной подвеской и задней распашной дверью. Часть этих нововведений потом пригодилась для последующей модели УАЗ-315195 ХАНТЕР.


Топовый УАЗ-3159 «Барс» (1999–2013) щеголял люксовой отделкой и рядом нововведений, еще не применявшихся на серийных УАЗах

Еще одной интересной моделью был укороченный УАЗ-3150, предлагавшийся в качестве маневренного автомобиля для подразделений быстрого реагирования (тип 1115), а в гражданской версии «Шалун» – облегченного пляжно-рекреационного внедорожника. Однако данная модель не устроила ни военных, ни гражданских заказчиков и так и осталась выставочным шоу-стоппером.


Короткобазный УАЗ-3150 «Шалун» не привлек собой ни военных, ни гражданских

В 2003 году на смену семейству УАЗ-3151 (которое, впрочем, параллельно выпускалось на экспорт еще до 2014 года) пришел глубоко модернизированный УАЗ-315195 ХАНТЕР, получивший несколько сотен изменений в конструкции, например, переднюю пружинную подвеску и передние дисковые тормоза, а в экстерьер – объемные пластиковые бамперы и сдвижные форточки дверей с фиксаторами, а также инжекторный 136-сильный двигатель ЗМЗ-409.10, мелкомодульную «раздатку» с единственным рычагом и мосты типа «Спайсер», при этом сохранивший главные признаки своего знаменитого предшественника – крепкую несущую раму и систему подключаемого полного привода с понижающей передачей.


УАЗ Hunter в топовом исполнении щеголял пластиковыми бамперами и накладкой на решетку радиатора

Спустя четыре года УАЗ выпустил модель Hunter Classic (а в 2010-м и, вообще, «УАЗ-469»), которая внешне напоминала легендарный за счет отказа от пластиковых накладок и бамперов. Несмотря на многоступенчатую модернизацию за все годы выпуска легендарный УАЗ «Хантер» сохранил свои основные потребительские характеристики, по достоинству оцененные во всех даже самых труднодоступных уголках планеты – непревзойденную проходимость, большую выносливость и неприхотливость в эксплуатации и обслуживании.


Возрожденный в 2010 году бюджетный «УАЗ-469» предлагали также в версии с матерчатым съемным верхом

В феврале 2015 года, к 70-летию Великой Победы, вышел УАЗ ХАНТЕР «Победной серии».


2017-й год ознаменовался для модели УАЗ ХАНТЕР выпуском «Юбилейной версии», отличительной особенностью которой стал «парадный мундир» в трехцветном исполнении, белые 16-дюймовые диски, откидной борт и «юбилейный» шильдик на котором представлен также порядковый номер автомобиля из спецсерии.


«Юбилейная» версия УАЗ ХАНТЕР дебютировала на Off-road show 2017 в Крокус-Экспо

Всего с момента запуска серийного производства автомобиля УАЗ-469/ -3151/ ХАНТЕР было реализовано порядка 2 миллионов автомобилей данной серии, причем, не только в России и СНГ, но и в странах дальнего зарубежья. Только сборка УАЗов осуществлялась кроме России также заводами Украины, Казахстана, Азербайджана, Германии, Вьетнама и Кубы.

Из отчёта по государственным испытаниям автомобилей УАЗ-469.

Одно из первых испытаний УАЗ-469 проводились с июля 1962-го по февраль 1963 года в несколько этапов в объёме 27,4–30,6 тыс. километров пробега. Первый этап пробеговых испытаний в объёме 9200 километров был проведён с 7 июля по август 1962 года по маршруту Ульяновск-Аральск-Ташкент-Ош-Хорог-Душанбе-Ашхабад-Баку-Волгоград-Ульяновск. Winter_test

Кроме того, дополнительно, с целью проверки эффективности доработки агрегатов и узлов, проведённой заводом по результатам первого этапа испытаний, два автомобиля УАЗ-469 с прицепами общим весом по 850 килограммов в октябре-ноябре 1962 года участвовали в Государственных испытаниях автомобиля ЗАЗ-967 и прошли 9500 километров по маршруту Ташкент-Ош-Хорог-Душанбе-Керки-Мары-Ашхабад-Красноводск-Баку-Тихорецк-Краснодар-Керчь-Запорожье-Ульяновск.


УАЗ-469 с честью прошел испытательный пробег через Каракумы и Памир к Каспийскому морю

Основная часть испытаний по горным дорогам проходила по Памиру (Ош-Хорог-Душанбе) на больших высотах. Дороги были в основном щебеночные, на отдельных участках - грунтовые. Они изобиловали крутыми затяжными подъемами и спусками с большим количеством крутых поворотов и перевалами значительной высоты.

UAZ-Martorelli – звучит гордо

Машина экспортировалась в 80 стран мира (причем в СССР в частные руки до перестройки продавалась лишь за особые заслуги) и пользовалась большой популярностью не только в странах третьего мира, но и в Европе. В Италии в 60-е годы появилась мода на «русский джип». Владельцы известной в Италии фирмы «Марброз» братья Марторелли - одни из тех, кто заразил итальянцев страстью к вездеходам. Все Марторелли были заядлыми спортсменами, участвовали в гонках и автокроссах.


Филипп Марторелли на 469-м УАЗе стал абсолютным чемпионом Италии по автогонкам

Команда Марторелли с 1971 года не выходила из списка сильнейших в Италии. Трассы соревнований всегда были крайне тяжелыми, с глубокими бродами и трудными участками по руслу ручья, усеянного каменистыми перекатами. В 1982 году УАЗ-469б занял абсолютное первое место в национальном чемпионате в классе полноприводных автомобилей с дизельным двигателем.

В 1983 году - второе место в общем зачете и первое место в своем классе. Результат итальянского чемпионата 1984 года: 1-е место - УАЗ-469-Б. В 1992 году Филипп Марторелли на 469-м УАЗе стал абсолютным чемпионом Италии по автогонкам.


В 1975 году четыре автомобиля УАЗ и мотоцикл «Днепр» за 40 дней преодолели
11 000 км знойных песков пустыни Сахары

УАЗ-469 установил мировой рекорд

УАЗ-469 установил мировой рекорд по вместимости легкового автомобиля. Внутри внедорожника одновременно поместилось 32 человека, примерно столько пассажирских мест размещено в рейсовом автобусе. Общий вес пассажиров вместе с водителем составил 1900 кг, что соответствует весу африканского слона. УАЗ 469 с полной загрузкой также проехал 10 м, как этого требуют условия установления мирового рекорда.


Водоплавующий «Ягуар»


На агрегатах УАЗ-3151 в 1970-80-х, например, была разработана амфибия УАЗ-3907 (проект «Ягуар»), к сожалению, так и не увидевшая серийного производства.