Стоит ли брать дизельный автомобиль в россии. Бензин или дизель: Что выгоднее Чем плохи автомобили на дизеле

Современный рынок автомобилей предоставляет потребителю широкое разнообразие видов и моделей. Некоторые автолюбители отдают предпочтение коробке автомат, некоторые механической коробке. Кто-то любит седаны, а кто-то внедорожники. Но первое, с чем нужно определиться при покупке автомобиля, какой тип двигателя выбрать.

Что представляет собой дизельный двигатель?

Несмотря на активное развитие электромобилей, большую часть отечественного рынка занимают дизельные и бензиновые модели. Задумываясь о покупке именно дизельного агрегата, следует изучить все тонкости дизельных автомобилей.

Бензиновые и дизельные автомобили тяжело отличить на первый взгляд, это связано с тем, что главное отличие заключается в двигателе . Практически все остальные детали и узлы могут быть идентичными, и подходить для моделей разного типа.

Конструкционные отличия двигателей связаны с особенностями используемого топлива . Для воспламенения бензина нужна свеча зажигания, которая воспламеняет поступающую в цилиндр смесь бензина и воздуха. Для воспламенения дизельного топлива свеча не нужна, воспламенение происходит из-за высокой температуры воздуха, сжимаемого в цилиндре перед подачей топлива.

Исходя из этих особенностей, каждый тип двигателя имеет преимущества и недостатки. Потому задаваясь вопросом, стоит ли покупать дизельный автомобиль в России, стоит изучить все тонкости и особенности.

Плюсы

Очень редко дизель оставляет хорошее впечатление на первых парах эксплуатации, но если перебороть недоумение и смятения, в него можно влюбиться. Многие автолюбители, которые ездили на таких автомобилях некоторое время, больше не могут пересесть на бензиновые модели, и строго уверены, что бензиновый двигатель уступает дизельному по всем статьям.

Среди главных преимуществ стоит выделить:

  • Экономия . Энергоэффективность дизеля превышает показатели бензина, из-за чего расход топлива ниже примерно на треть. Учитывая более низкую стоимость дизтоплива, экономия при частой эксплуатации автомобиля составляет существенную суму. Именно это привлекает потенциальных покупателей больше всего. К этому пункту также можно отнести меньшую необходимость частого посещения заправок. Также, учитывая меньшую долю дизельных моделей в России, практически всегда колонка с необходимым топливом будет свободно.
  • Экологичность . В отличие от бензина, дизель не так летуч, из-за чего меньше испарений выделяется в воздух. Также при его сгорании выделяется меньше токсичных элементов. Поэтому автомобили такой модели отлично подойдут людям, которые заботятся об окружающей среде, себе и своих близких.
  • Долговечность . Дизельные агрегаты более надежные чем аналоги, их составные части меньше изнашиваются и могут служить многие годы. Также механизм не содержит таких частей, как система зажигание и свечей, которые очень часто выходят из строя и требую замены. Система зажигания топлива в дизеле намного проще.
  • Мощность . Конструктивные особенности таких двигателей предусматривают возможность захвата большего количества кислорода, из чего при сжигании одинакового объема топлива выделяется большее количество энергии. Что, учитывая больший коэффициент полезного действия, делает дизельные агрегаты намного мощнее бензиновых аналогов.

Минусы

Анализируя недостатки стоит отметить, что их намного больше, но они менее существенные чем плюсы. К минусам можно отнести:

  • Топливо . Чтобы двигатель работал качественно и не выходил из строя долгое время, топливо должно быть высокого качества и отвечать требованиям производителя. Иногда очень тяжело найти заправку в доступной близости с топливом нужного качества, из-за чего приходиться наматывать лишние километры. Стоит отметить, если обратиться в сервис на гарантийном сроке, первое, что сделают, проверят качество топлива в баке. Если оно не соответствует необходимым требованиям, ремонт придется делать за свой счет. Также проблемой является застывание топлива при низких температурах , что особенно актуально в нашей стране, это происходит из-за наличия в составе большого количества парафинов. Поэтому зимой нужно заправляться специальным зимним топливом, которое дороже. При этом отличить на внешний вид качественное и низкокачественное дизтопливо невозможно.
  • Стоимость . Если сравнивать два типа автомобиля, одинаковой мощности с одинаковой комплектацией, дизельный практически всегда будет дороже.
  • Дополнительное оборудование . Учитывая сложности с эксплуатацией автомобиля на морозе, требуется использование дополнительного оборудования и аксессуаров. Иногда требуется дополнительный обогреватель салона, так как заводской может не справляться со своими функциями. Также иногда следует приобрести и установить сепаратор топлива с подогревом.
  • Страховка . Стоимость страховки считается в процентном соотношении к стоимости автомобиля, из-за чего КАСКО на дизельные модели дороже чем на бензиновые.
  • Обслуживание . Также стоит отметить, что обслуживания намного затратнее, но только если использовать некачественное дизтопливо. Если правильно обслуживать автомобиль, он будет ломаться намного реже. Стоит учитывать много факторов и не экономить на масле и расходных материалов, стоимость которых значительно ниже стоимость ремонта серьезной поломки.

Вывод

Вопрос покупки бензинового или дизельного автомобиля должен рассматриваться в индивидуальном порядке . Автовладелец должен изучить все преимущества и недостатки каждого типа, какие для него существенные, а какие не стоят внимания. Учитывая климатические особенности нашей страны, стоит учитывать в каких условиях планируется эксплуатация автомобиля.

Для северных регионов все же лучше подходят бензиновые модели, для средних и южных широт отлично подойдет и дизельный. Нужно помнить, что при правильной эксплуатации и обслуживании, никаких хлопот с ним не будет, можно получать только дополнительную экономию на топливе.

Борщик красный, но без свеколки. Ну или как-то так. Можно описать технологию дизельного двигателя полноценно использующего как топливо бензин. Это Mazda детка, разработала инновационный двигатель Skyactive-X.

Инженеры японской автомобилестроительной компании Mazda разработали новый двигатель внутреннего сгорания Skyactive-X, который будут устанавливать на новые автомобили с 2019 года. Японцы использовали дизельный цикл, однако в качестве горючего выступает бензин.

Речь идет о принципиально новой силовой установке, сочетающей дизельный цикл и бензин в качестве двигателя.


Как известно, дизель является поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Он использует дизельное топливо и является весьма экономичным. Отличием дизельного двигателя от бензинового является то, что в первом случае топливо самовоспламеняется при подаче в цилиндр с предварительно сжатым воздухом. У дизельного двигателя степень сжатия в цилиндрах значительно выше, чем у бензинового. В целом, дизель проще по своей конструкции, чем бензиновые аналоги, а его цикл более экономичен.

Новый SkyActiv-X воспламеняет воздушно-топливную смесь без искры — посредством сжатия, как это делает дизельный двигатель. За счет сочетание системы сжатия с нагнетателем Mazda смогла повысить крутящий момент. Использованная концепция позволила японцам одновременно увеличить мощность двигателя и уменьшить загрязнение окружающей среды.

Идеальный цикл дизеля характеризируется четырьмя этапами: адиабатным сжатием рабочего тела, изобарным подводом теплоты к рабочему телу, адиабатным расширением рабочего тела и изохорным охлаждением рабочего тела.

Отметим, что сейчас все автомобилестроительные компании активно работают над повышением экономичности своих детищ, что не в последнюю очередь связано со стремительным распространением электрических авто. В самой Mazda говорят, что Skyactive-X будет на 20-30% экономичнее других бензиновых двигателей компании. Такие гиганты мирового автомобилестроения, как Daimler и General Motors, уже заинтересовались новой разработкой японцев. С деталями нового изделия Mazdа, вероятно, поделится позже. Известно, что руководство компании планирует начать устанавливать Skyactive-X на автомобили начиная с 2019 года.

Новый двигатель представляет собой часть стратегического плана японского автопроизводителя, направленного на электрификацию и минимизацию выбросов. План рассчитан до 2030 года. Mazdа хочет объединить свои усилия с Toyota и создать новые электромобили. Между тем отказываться от «бензинового» направления японские специалисты явно не спешат, о чем неоднократно давали понять.

Ка же дела обстоят на данный момент? Что будет если в дизель залить бензин и как поведёт себя бензиновый двигатель при использовании дизельного топлива?

Не всегда в такие ситуации попадают «чайники» или «блондинки», зачастую даже опытные водители могут попасть впросак. Знаете, сам был свидетелем такой ситуации - у меня есть знакомый, который купил вторую машину в семью (еще у него одна рабочая) — то есть всего три автомобиля. Долго мечтал о мощном внедорожнике — по его мнению, в целях экономии все же взял дизель (долго выбирал дизель или бензин). А старую машину, у него седан оставил жене. В общем как обычно прикатил на заправку после действительно сложного рабочего дня (проще сказать мозг вынесли) и встал на заправку с бензином, чисто по инерции - далее просто залил бензин в дизельный двигатель! Осознание пришло только через пару километров, когда автомобиль начал дергаться и как-то странно себя вести.

Для начала стоит отметить что бензин и дизель это по сути разные, два вида топлива. Двигатели работают по различным принципам, хотя и там, и там есть и поршни и коленвал с шатунами.

Принципы воспламенения жидкостей

Бензин . Самый распространенный вид двигателя, а поэтому вспомним его первым.
Помним, что он четырехтактный (впрыск, сжатие, воспламенение, выход отработанных газов). Но принцип зажигания, здесь основан на свечах зажигания, да и воспламеняют они топливную смесь (бензин + воздух), которая подается через впускной коллектор. Без свечей топливо не воспламенилось бы, хотя справедливости ради иногда происходят «детонации», но очень редко. Также стоит отметить — что компрессия в цилиндрах примерно от 9,5 до 11 атмосфер, это важно! Конечно, сейчас есть двигатели «СКАЙАКТИВ» от MAZDA, там компрессия доходит до 13,5, но все же это исключение из правил, нежели общая тенденция.

Дизель (в России еще называют - «солярка»).
Здесь также четыре такта (впрыск, сжатие, воспламенение, выход отработанных газов). Вот только воспламенение топлива происходит по-другому, здесь вообще нет свечей зажигания, да и впрыск здесь совершенно другой. Во-первых, хочется сказать — что воспламенение дизельного топлива происходит за счет сжатия (компрессия на дизелях доходит до 20 атмосфер). Во-вторых, топливо не смешивается с воздухом и не подается в качестве топливной смеси — здесь отдельно воздух и отдельно солярка. Как все происходит - поршень сжимает воздух в цилиндре, из-за чего тот очень сильно разогревается, дальше почти в пиковой точке, происходит впрыск топлива, под очень большим давлением (через форсунки), после чего оно воспламеняется.

Как вы можете видеть различия существенные, внешне схожие агрегаты, очень разные внутри, да и система подачи топлива здесь различна.

Что будет если залить бензин в «дизель»?

Мягко сказать это не очень хорошо. Однако все зависит от того сколько бензина вы добавили, бывает что бак у вас на 100 литров, а вы «плеснули» всего 5 литров, то дизельный двигатель скорее всего этого просто не заметит - «прожует» как миленький. Разговаривал с матерыми дальнобойщиками, так они до появления «антигелей для дизеля» добавляли в бак немного бензина, чтобы дизель не был такой густой при морозе, говорят — реально помогает. Однако добавление должно быть в пределах 3%, ну максимум 4 - 5, не больше!
Однако если залили очень много, больше половины или вообще почти полный бак, то это может пагубно повлиять на дизельный двигатель, а точнее на его системы. Что произойдет в начале? Да все просто ваш автомобиль встанет, и не будет запускаться. Все дело в том, что, как я писал сверху, для бензина нужна искра, а вот сжатие ему как бы «по барабану». Соответственно нормальной работы не получится, и двигатель заглохнет.
В баке и системе авто, находятся фильтры тонкой и грубой отчистки, они рассчитаны на дизельное топливо, и если в них попадает бензин, а он более «активный» и жидкий, то он их попросту «убьет». Однозначно замена.

Страшное слово для всех владельцев дизельных двигателей — ТНВД (топливный насос высокого давления) + сопутствующие форсунки которое это топливо впрыскивают в цилиндры.

Так вот «заточены» они именно под дизель! «Как это проявляется?» — спросите вы. Да все просто, современная солярка, если можно так выразиться - маслянистое топливо, в составе есть небольшое количество смазывающих составов, именно они смазывают ТНВД и форсунки, продлевая их жизнь. А вот в бензине такого нет, он наоборот является прекрасным растворителем, то есть он смывает все смазывающие материалы. Также бензин намного жиже, он совершенно другой консистенции. Таким образом эти важные элементы могут выйти из строя — а это ой как не дешево, если сменить все 4 форсунки + сам насос, то по это примерно 20-30% от стоимости вашего авто. Помню, чистка одной форсунки с разборкой на ФОЛЬКСВАГЕН ТУАРЕГ вышла в 14000 рублей, а это не замена - просто чистка!

В общем то и все - сам двигатель не пострадает, может «накрыться» топливная система и фильтры.

Действия после того как заметили

Хочу немного успокоить - если заметили сразу же, например — на заправке, либо после пары минут работы. То в 80% случаев ничего страшного не произойдет, бензин попросту может не закачаться в систему. Однако нужно выполнить несколько несложных действий:


  • Глушим машины и больше ее не запускаем! Это нужно усвоить!

  • Вызываем эвакуатор или друга с тросом, чтобы отбуксировали на СТО.

  • На СТО снимают бак и промывают его - обязательно, нужно — чтобы полностью удалили бензин.

  • Промывают все систему подачи топлива, обычно выполняется сжатым воздухом, опять же убираем остатки из системы.

  • Замена топливных фильтров, тонкой и грубой очистки.

Если вам повезет, то ТНВД и форсунки останутся целыми. Затем просто привозите нормальную солярку, заправляете и дальше в путь. Конечно, работа по прочистки системы будет не дешевая, знакомый отдавал примерно 7000 рублей, но сделать нужно обязательно, ибо если не выполнить эти шаги, то дорогостоящий ремонт топливной системы дизеля - гарантирован!

ДИЗЕЛЬ В БЕНЗИНЕ

Обратные ситуации тоже случаются. Но при попадании солярки в бензиновую машину ситуация изменяется кардинальным образом. Плотность бензина меньше, чем плотность дизеля, поэтому уже во время заправки вся соляра опускается на дно бензобака и норовит незамедлительно попасть в топливную магистраль. То есть почти сразу водители начинают чувствовать те же стуки в моторе, потерю динамики, а соседи по потоку еще и видят облака черного дыма, извергающиеся из выхлопной трубы.

Первоначальные действия при ошибочной заправке те же, что были описаны выше: нужно немедля осушить бак и залить нужное топливо. Однако попадание солярки в бензиновый мотор по большей части не грозит ужасными последствиями. Если бак был пустой и солярка в нем — преобладающее вещество, то мотор заглохнет практически мгновенно и не успеет испортиться. Степени сжатия ДВС и искры от свечи просто не хватит, чтобы воспламенить дизель.

Если машина до заезда на АЗС была заправлена наполовину или больше, то движение, возможно, получится. Во время отведенных автомобилю километров на такой топливной смеси начнут засоряться фильтры, форсунки двигателя, а при долгой эксплуатации возможно повреждение мотора, который не сможет правильно синхронизировать работу цилиндров. В дизеле содержится много парафина, который забивает все магистрали и мембраны фильтров, что происходит с удвоенной скоростью при отрицательных температурах. Однако для этого нужно иметь полное равнодушие к симптомам, которые проявляет автомобиль.

Если заправку бензиновой машины удалось прекратить в самом начале, скажем, на 50-литровый бак пришлось порядка пяти литров соляры, то, скорее всего, машина этого не почувствует. Важно только помнить, что бак должен быть заправлен под завязку бензином, желательно с октановым числом повыше рекомендуемого.

Таким образом, ошибка на заправке не катастрофична. Если вовремя осознать ее и действовать по правильному алгоритму, ситуацию можно выправить довольно просто и без жертв. Или хотя бы минимизировать ущерб, если не игнорировать сигналы машины.

Делитесь своим опытом и впечатлениями если попадали в неловкую ситуацию из-за перепутанного топлива.

Источники:

Авторы: Владимир Егоров, Андрей Далимаев
Источник: сайт

Что такое дизельный автомобиль?

Дизельный автотранспорт использует двигатель, у которого цикл сгорания не такой как у бензинового мотора.

В бензиновом двигателе, топливо смешивается с воздухом, поступает в цилиндр и воспламеняется свечой зажигания. В дизельном же, воздух нагнетается в цилиндр и сжимается сначала без топлива. Эта компрессия нагревает воздух до такой высокой температуры, что, когда топливо затем впрыскивается в цилиндр, оно воспламеняется.

Используя более высокий уровень компрессии и более высокие температуры сгорания, дизели работают более энергоэффективно. В результате этого, автомобили с дизельным двигателем достигают лучшей , чем их бензиновые аналоги. Кроме того, в литре дизельного топлива примерно на 10 % больше энергии, чем в литре бензина. Эти два фактора помогают современным дизелям достичь примерно на 50 % лучшей топливной экономичности, чем у их бензиновых аналогов. В настоящее время на дизельные транспортные средства приходится почти половина всех продаж новых автомобилей в Европе, и небольшая, но растущая доля рынка в США. В России же в 2009 году доля рынка новых автомобилей занятого дизелем составила всего 5,6 % по данным агентства «Автостат».

Преимущества дизеля

  • Более высокая топливная экономичность (на 20-40 % больше, чем у бензиновых транспортных средств).
  • Дизельные двигатели служат дольше и получают более высокую стоимость при перепродаже.
  • Дизельные двигатели могут использовать в качестве топлива биодизель.
  • Дизель обеспечивает больший крутящий момент; отлично подходит для быстрого разгона и буксировки.
  • Запас хода на одном баке больше.

Недостатки дизеля

  • В России дизтопливо очень низкого качества.
  • Ассортимент моделей с дизельным двигателем невелик.
  • Дизтопливо доступно не на всех автозаправочных станциях.
  • Дизельные транспортные средства, как правило, дороже.
  • Выбросов выхлопных газов оксидов азота и твердых частиц, как правило, больше.
  • Рассматривая преимущества и недостатки дизеля, можно сделать вывод, что последние не являются существенными и могут быть преодолены.

Мечты о дизельном гибриде

«Toyota», «Ford», «Volkswagen», «Peugot» и «Citroën» производят концептуальные автомобили, которые комбинируют дизельный двигатель с гибридной системой. Дизель-гибрид «Citroën C-Metisse», представленный в 2006 году на автосалоне в Париже, изображен ниже. Объединение двух топливосберегающих технологий в одном транспортном средстве может дать феноменальный результат.

К сожалению, дополнительные затраты на комбинирование дизельного двигателя с гибридной системой обходятся ох как недешево. Большинство аналитиков предсказывают, что дизель-гибрид будет специализированным товаром.

Постоянный рост цен на дизельное топливо заставляет многих автовладельцев задумываться над вопросом о возможности установки ГБО на дизельный двигатель своих автомобилей. Чисто технически это сделать вполне реально, но решение этой задачи наталкивается на два серьёзных сомнения:

  1. Будет ли это целесообразно с точки зрения экономии
  2. Потребует ли это переоборудование внесения необратимых изменений в конструкцию мотора, насколько оно уменьшит его ресурс и снизит общие технические характеристики автомобиля

Получив ответы на эти вопросы, владельцы авто смогут определиться, стоит ли им переделывать двигатель своего автомобиля с дизеля на газ или лучше и выгоднее оставить всё как есть.

Воспламенение топлива, в дизельном двигателе, происходит в камере сгорания за счёт впрыска его под давлением в сжатый воздух.

Поэтому в настоящее время используется два технических решения, позволяющие поставить обычное газовое оборудование на любой дизельный двигатель. Разница между ними принципиальная:


Также существуют заводские модели газодизелей на метане. Например VOLVO (Вольво) FH/FM и КамАЗ 5490 NEO с силовой установкой Mercedes-Benz. Но такие машины пока не получили широкого применения.

Принцип работы газодизельного двигателя

Переход на газовое топливо осуществляется при помощи переключателя из салона авто после прогрева мотора, либо автоматически. Управляется процесс подачи газа электронным блоком управления ГБО установки.

Газ на дизельный двигатель подаётся дозированно с помощью во впускной коллектор. Откуда смешиваясь с воздухом, на такте впуска, он поступает в цилиндры через впускные клапаны. Затем в сжатую поршнем газовоздушную смесь (такт сжатия) распыляется дизельное топливо, где из-за давления и температуры происходит взрыв. Д/т здесь выступает как запал, так как температура возгорания газа выше солярки и сам он не может воспламениться.

Виды топлива, которые может потреблять дизель на газу

Переделать мотор на систему двойного топлива можно только под конкретный вид газа. Либо это будет .

Сделать дизель на метане дороже, но он будет работать с лучшим экономическим эффектом, чем вариант с пропаном. К тому же метан дешевле. При подаче пропана на дизель вклад в общий расход горючего не будет превышать 30-50%. А вот долю потребления метановой компоненты можно увеличить до 80%. Всё зависит от режима работы ДВС, где учитываются:

  • скорость автомобиля;
  • время года (лето, зима);
  • рельеф местности (горы, равнина);
  • давление и температура газа;
  • с турбонаддувом дизель или нет.

Преимущества и недостатки перевода дизеля на газ

Главным достоинством установки ГБО для метана, или пропан-бутановой смеси на дизельный двигатель является снижение расходов на топливо от 10-50%. Кроме того:

  • происходит увеличение КПД, ресурса мотора. При этом мощность и крутящий момент остаются прежними, либо возрастают, в отдельных случаях, на 5-25%;
  • повышается срок службы штатной топливной системы в 1,5-2 раза (большой плюс для систем Common Rail);
    снижаются вредные выбросы выхлопа (дымность);
  • двигатель на газу работает мягче, снижается его шумность;
  • понижение нагара, отложений в цилиндрах, камерах сгорания, сажевых фильтрах;
  • сокращаются расходы на замену ;
  • увеличивается пробег ТС при двухтопливном режиме движения;
    не требуются переделки ДВС.

Из серьёзных недостатков:

  • высокая стоимость переоборудования;
  • увеличение времени и затрат на обслуживание, настройку, ремонт системы;
  • поиск , сокращение полезного объёма из-за них;
  • повышение веса транспортного средства.

При ненадлежащем соблюдении технологии переоборудования, (например, неправильная установка или отсутствие датчика температуры на выпускном коллекторе) может ощутимо возрасти износ силовой установки. Так как в камере сгорания и выпускной системе при взрыве газовоздушной смеси и дизтоплива начинает образовываться высокая температура.

Дизельные транспортные средства, которые можно переоборудовать под газодизель

Любой двигатель на дизтопливе можно переделать под использование газа в качестве дополнительной составляющей. Не имеет значение, какой тип топливной системы применяется базово, механический топливный насос высокого давления (ТНВД), насос-форсунки или рампа/рейка «Коммон рейл». Также с бортовой сетью 12/24 V. С турбиной или атмосферный.

При этом расходы на модернизацию легкового автомобиля будут значительно меньше затрат на переделку мотора грузового автомобиля, из-за количества устанавливаемых баллонов, крепежа и к ним или вентилей в случае с метаном. Также для двигателей с большим объёмом применяют 2 .

Но независимо нужно ли ставить ГБО на дизельные грузовики, легковой транспорт или сельхоз технику (тракторы и прочее), при должном подходе экономический эффект будет очевиден .

Можно ли дизель перевести на газ своими руками

Поставить самому все дополнительные устройства на дизельный силовой агрегат невозможно без наличия серьёзной инструментальной базы в личном подсобном хозяйстве, или гараже. Наиболее трудоёмкими операциями являются:

  • Подключение газового оборудования.
  • Адаптация/синхронизация штатной топливной системы.
  • Установка контрольно-измерительной аппаратуры и электроники.

К тому же потребуется специальное программное обеспечение для . Но при наличии большого желания, переоборудование возможно.

Важно не забывать об обязательной дополнительной топливной установки, что является не быстрой процедурой. Где также потребуются соответствующие документы от СТО.

Стоимость переоборудования для грузовых и легковых автомобилей

Средние цены на полный комплект оборудования с учётом стоимости топливных баллонов для легковых машин начинается от 50 тысяч рублей, а для грузовых и пассажирских ТС – ГБО может стоить от 100 до 500 тыс. руб.! (подбирается всё индивидуально). Монтаж оборудования в специализированной компании стоит от 15-30 тыс. руб. В конечную цену нужно также включить расходы на легализацию сделанных изменений.

Специалисты ожидают, что к концу текущего десятилетия дизельные двигатели исчезнут из-под капотов большинства европейских автомобилей, сообщает агентство Reuters. Скептицизм обуял инженеров после того, было подсчитано, сколько компании придется потратить на приведение ее моторов в соответствие с более жесткими нормами выбросов, установленными после скандала с , а также на прохождение новой процедуры тестирования, которая заработает с 2019 года.

И Renault, и его конкурент Peugeot, которые активно вкладывались в дизельные технологии, поначалу бросились защищать свои инвестиции. Однако недавно директор по конкурентоспособности « » Тьерри Боллоре заявил, что перспективы у моторов на тяжелом топливе далеко не блестящие: «Ужесточение нормативов и методов тестирования приведет к росту затрат на технологические разработки до такого уровня, что дизели будут вытеснены с рынка». Ему вторит аналитик известной консалтинговой фирмы IHS Automotive Паван Потлури: «Все отказываются от дизелей, поскольку после 2017−18 годов они будут становиться все более и более дорогими».

Несомненно, дизельные моторы более эффективны, чем бензиновые — кто же с этим поспорит? Но одновременно они и более дорогие. Поэтому агрегаты такого типа уже давно не устанавливаются на самые маленькие автомобили Renault, вроде — задолго до дизельгейта, кстати. Дополнительные затраты на их приобретение просто-напросто не окупаются экономией на топливе. А вот к 2020 году ужесточение норм Euro 6 по выбросам приведет к тому, что от дизелей придется отказаться и машинам размерных классов B и С — то бишь, Clio, Megane и Fluence.

Нас в России это мало касается, однако продажи моделей мини, супермини и гольф-класса в Европе составили 1,6 млн штук, и более чем 60% из них были дизельными. Ожидается, что доля автомобилей с моторами, работающими на солярке, к 2030 году до 9% с нынешних 52% процентов. И вот серьезный удар по доходам, полученный автомобильными производителями там, уже стопроцентно аукнется нашим соотечественникам тут в виде очередного повышения цен и ухудшения сервиса.

Кому выгодна начинающаяся истерика? Несомненно, лоббистам . Они всячески запугивают и правительства своих стран, и простых потребителей. Дескать, «в повседневной жизни» дизеля выбрасывают в атмосферу в пять раз больше вредных веществ, чем во время тестовых испытаний, что выхлопные газы способствуют образованию кислотных дождей, что вызванные ими респираторные заболевания ежегодно приводят к сотням тысяч смертей по всему миру.

При этом защитники за чужой счет — как правило, неспециалисты и демагоги — дружно хранят гробовое молчание касательно экологической вредности электромобилей, начиная с производства энергии на далеко не экологичных станциях и заканчивая проблемой массовой утилизации аккумуляторных батарей.

В то же время люди, непосредственно связанные с традиционной автомобильной индустрией, куда менее склонны к резким популистским заявлениям в русле нынешнего лицемерного мейнстрима. Так, директор по техническому развитию д-р Штефан Книрш настаивает: «Я по-прежнему убежден, что дизели имеют огромный технический потенциал».

Собственно, у меня и в мыслях не было отрицать право на жизнь транспортных средств на электрической тяге. Пусть себе развиваются — но только в честной, открытой конкуренции с автомобилями, вооруженными двигателями внутреннего сгорания, без массового шельмования последних. Это будет для всех полезнее. А пока создается впечатление, что в открытой борьбе