Отечественные электромобили. Российские электромобили

Электромобили с каждым годом становятся все более популярными во всем мире, в том числе и в нашей стране. На это есть вполне объективные причины, которые обусловлены преимуществами подобного вида транспорта. Электромобили не загрязняют окружающую среду, а также отличаются бесшумностью и высоким запасом прочности за счет отсутствия трения в трансмиссии. Каждый знает, что рынок электрокаров постоянно развивается. По прогнозам специалистов именно электромобили через некоторое время будут занимать основу всего транспортного рынка, существенно потеснив автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

Основные производители электромобилей

По мнению специалистов из ведущих исследовательских агентств, наиболее известными марками на рынке электромобилей являются:

  • Tesla;
  • Toyota;
  • Mitsubishi;
  • Smart;
  • Renault;
  • Nissan;
  • Ford;
  • Chevrolet;
  • Honda.

Именно электромобили этих производителей наиболее приспособлены для обычных городских условий. Кроме того, они могут успешно конкурировать с автомобилями на двигателях внутреннего сгорания. Самые первые и наиболее известные серийные электромобили - это Tesla Roadster, GM Chevrolet Volt и Nissan Leaf. Первым из них был Tesla Roadster, появившийся в 2006 году. Конечно, первопроходцами можно считать и электромобили Lotus, которые были созданы на базе бензиновой модели. Однако они не вошли в серийное производство, было выпущено всего лишь 2500 таких машин.

Cовременные марки и модели электромобилей

Tesla model S представляет собой люксовый комфортный четырехдверный седан, который впервые был показан в автосалоне во Франкфурте в 2009 году. Серийное производство этой машины началось в 2012 году в США.

Технические характеристики


  • Вес - 1732 кг.
  • Мощность электромотора - 362 л.с.
  • Мощность аккумулятора - 85 кВт/ч.
  • Запас хода без подзарядки - 502 км.
  • Время полной зарядки аккумуляторной батареи - 15 часов.
  • Максимальная скорость - 210 км/ч.
  • Разгон до 100 км/ч - за 4,5 секунд.
  • Привод - задний.

Tesla Roadster 3.0 - это электромобили спортивного плана, которые были представлены в США в 2014 году. Эта новинка появилась в нашей стране только в 2015 году, но уже сейчас можно сказать, что данная модель может стать очень популярной.

Технические характеристики


  • Производство США (Tesla Motors)
  • Вес - 1200 кг.
  • Мощность электромотора - 248 л.с.
  • Запас хода без подзарядки - 640 км.
  • Максимальная скорость - 250 км/ч.
  • Разгон до 100 км/ч - за 4 секунды.
  • Привод - задний.
  • Гарантия на аккумулятор - до 200 тысяч пробега или 8 лет.

Toyota RAV4 EV - это один из немногих внедорожников на электрическом ходу. Это электрокар, созданный на базе бензиновой модели RAV4. Первый его показ состоялся в 2010 в автосалоне в Лос-Анджелесе. Серийное производство модели началось в 2012 году на территории США. При этом аккумуляторные батареи, электродвигатели и электронику для этих электромобилей поставляет компания Tesla Motors. В перспективе компания Toyota Motor Corporation собирается приостановить производство этого внедорожника и заменить его на другие электромобили.

Технические характеристики


  • Производство Япония (Toyota Motor Corporation) и США (Tesla Motors)
  • Вес электрокара - 1600 кг.
  • Мощность электромотора - 154 л.с.
  • Мощность аккумулятора - 70 кВт/ч.
  • Запас хода без подзарядки - 166 км.
  • Время полной зарядки аккумуляторной батареи - 7 часов.
  • Максимальная скорость - 161 км/ч.
  • Разгон до 100 км/ч - за 7 секунд.
  • Привод - передний.
  • Гарантия на аккумулятор - до 160 тысяч пробега или 8 лет.

Volkswagen E-Golf представляет собой классический 5-дверный хэтчбек с электрическим мотором, который был создан на базе седьмой версии Golf. При этом модель практически не отличается от своего бензинового предшественника. Популярность этого электрокара обуславливается и тем, что его бензиновый вариант является самым популярным автомобилем в Старом Свете. Новинка появилась совсем недавно, в 2014 году.

Технические характеристики


  • Производство Германия (Volkswagen)
  • Вес электрокара - 1400 кг
  • Мощность электромотора - 115 л.с.
  • Мощность аккумулятора - 26,5 кВт/ч.
  • Запас хода без подзарядки - 190 км.
  • Время полной зарядки аккумуляторной батареи - 6-7 часов.
  • Разгон до 100 км/ч - за 10,2 секунды.
  • Привод - передний.

Volvo C30 Electric является компактным трехдверным электрическим хэтчбеком, который был создан шведскими специалистами на базе бензиновой модели Volvo C3. Отметим, что эта модель считается самой маленькой и легкой в модельном ряду компании Volvo. Собирают эти электромобили на заводе компании в Бельгии. Впервые они были представлены публике в автосалоне в Детройте еще в 2010 году.

Технические характеристики


  • Производство Швеция (Volvo)
  • Вес электрокара - 1725 кг.
  • Мощность электромотора - 113 л.с.
  • Мощность аккумулятора - 24 кВт/ч.
  • Запас хода без подзарядки - 150 км.
  • Время полной зарядки аккумуляторной батареи - 7-8 часов.
  • Максимальная скорость - 130 км/ч.
  • -Разгон до 100 км/ч - за 10,6 секунды.
  • Привод - передний.
  • Гарантия на аккумулятор - до 100 тысяч пробега или 8 лет.

Mercedes-Benz B-class Electric Drive - это одновременно стильный, компактный и скоростной электромобиль, который появился в нашей стране только в 2015. Он относится к классу компактвэнов вместительностью 5 человек. Модель начала выпускаться начиная с конца 2014 года и сначала была доступна только в Германии. Отличительной особенностью этого электрокара является наличие зуммера, который может работать при передвижении со скоростью до 30 км/ч. Это устройство создает специальный шум, который оповещает пешеходов об опасности.

Технические характеристики


  • Производство Германия (Mercedes-Benz)
  • Вес электрокара - 1750 кг.
  • Мощность электромотора - 180 л.с.
  • Мощность аккумулятора - 132 кВт/ч.
  • Время полной зарядки аккумуляторной батареи - 4 часа.
  • Максимальная скорость - 160 км/ч.
  • Разгон до 100 км/ч - за 8 секунд.
  • Привод - полный.
  • Гарантия на аккумулятор - до 100 тысяч пробега или 8 лет.

Kia Soul EV - это корейский электромобиль с кузовом хэтчбек. Этот электрокар был презентован в начале 2014 года на территории США. Микровэн начал серийно выпускаться и продаваться на территории других стран ближе к концу 2014 года. Отличительной особенностью электромобиля является встроенная система виртуального звука мотора, которая позволяет генерировать звуковой сигнал во время движения со скоростью меньше 25 км/ч. Это нужно для того, чтобы обеспечить безопасность пешеходов.

Технические характеристики


  • Производство Южная Корея (Kia Motors)
  • Вес электрокара - 1513 кг.
  • Мощность аккумулятора - 28 кВт/ч.
  • Запас хода без подзарядки - 160 км.
  • Время полной зарядки аккумуляторной батареи - 24 часа.
  • Разгон до 100 км/ч - за 12 секунд.
  • Привод - передний.

Nissan Leaf EV считается одним из наиболее популярных электрокаров в мире. Продажи этого электромобиля в 2014 году составляли более 25% от всех машин на электрическом ходу. Кроме того, именно эта модель является самым популярным и одновременно самым доступным электрокаром в мире. Серийное производство машины было начато в начале 2010 года.

Технические характеристики


  • Производство Япония (Nissan)
  • Вес электрокара - 1500 кг.
  • Мощность электромотора - 110 л.с.
  • Мощность аккумулятора - 25 кВт/ч.
  • Запас хода без подзарядки - 200 км.
  • Максимальная скорость - 150 км/ч.
  • Разгон до 100 км/ч - за 11,8 секунд.
  • Привод - передний.

Renault Zoe - представляет собой электрический хэтчбек с оригинальной внешностью и кузовом малолитражки. Мировой дебют электрокара состоялся весной 2012 года в автосалоне в Женеве.

Технические характеристики


  • Производство Франция (Renault S.A.)
  • Вес электрокара - 1400 кг.
  • Мощность электромотора - 90 л.с.
  • Мощность аккумулятора - 23 кВт/ч.
  • Запас хода без подзарядки - 210 км.
  • Время полной зарядки аккумуляторной батареи - 9 часов.
  • Максимальная скорость - 140 км/ч.
  • Разгон до 100 км/ч - за 8,4 секунды.
  • Привод - передний.

BMW i3 по праву считается первым серийным премиальным электромобилем. Эта модель была первоначально спроектирована как электрический хэтчбек. Однако она не является полной копией бензиновой версии. Модель представляет собой футуристический электрокар. В некоторых деталях конструкции электромобиля применяются магниевые суперлегкие сплавы. Впервые эти электромобили были представлены в автосалоне в Лондоне в 2013 году. Помимо чисто электрической версии, существует и гибридный вариант модели BMW i3.

Технические характеристики


  • Производство Германия (BMW)
  • Вес электрокара - 1200 кг.
  • Мощность электромотора - 170 л.с.
  • Мощность аккумулятора - 22 кВт/ч.
  • Запас хода без подзарядки - 200 км.
  • Время полной зарядки аккумуляторной батареи - 8 часов.
  • Максимальная скорость - 150 км/ч.
  • Разгон до 100 км/ч - за 7,3 секунды.
  • Привод - задний.

Ожидаемые новинки электромобилей

В 2015 году в нашей стране появится несколько новых электромобилей, которые уже известны во всем мире от таких производителей, как Nissan и Tesla. Для того, чтобы увеличить продажи японского электрокара, в Украине создали отдельную фирму, которая активно контактирует с официальным дилером корпорации Nissan. Компания Tesla также основала компанию, занимающуюся помощью в оформлении и доставке новинок. Кроме того, этот бренд планирует заниматься построением сети электрических заправок. Из ожидаемых новинок следует отметить также Renault Fluence ZE, который будет не намного дороже своего бензинового предшественника. Также планируется выпуск электрического фургона Kangoo, который станет идеальным вариантом для корпоративного парка.

Таким образом, рынок электромобилей развивается семимильными шагами, и уже в скором времени эти машины на электрическом ходу будут все чаще встречаться на улицах наших городов.

Некоторое время назад «АвтоВзгляд.ру» писал о том, что экологичные машины на самом деле не так уж и экологичны — гибриды, электромобили, во-первых, по-прежнему , а во-вторых, в подавляющем большинстве случаев они заправляются за счет все тех же углеводородов, просто они горят не в ДВС, а в печах электростанций. Тут, конечно, есть исключения, но они, увы, лишь подтверждают правило. Тем не менее у массы читателей, которые, в частности, начали тут же напоминать о машинах «Tesla», обвиняя автора (то есть меня) в предвзятости и недальновидности. Из этого можно сделать вывод, что электромобили и гибриды стали больной темой не только для развитых рынков, но и для развивающихся, в том числе российского. Поэтому мы сравнили двенадцать главных машин на электротяге, которые можно купить прямо сейчас. Хотя прежде чем это делать, почитайте про «газенваген», точнее, во всяком случае, не подкрепленных практикой восторгов по поводу экономичности гибридных и электрических авто у вас не останется.

Tesla Model S

Эту в общем-то новую модель от «Tesla» можно считать топовым электрокаром на сегодняшний день. Во-первых, это очень быстрый автомобиль, во-вторых, его эксплуатационные характеристики в ряде случаев почти на порядок превосходят возможности менее прогрессивных собратьев. Тут стоит отметить, что создание и производство электрических суперкаров было главной целью этого «стартапа», родившегося в Силиконовой долине около десяти лет назад, и менеджмент компании все это время стремился именно к ней.

Стоит признать, что задумка сработала. В мае этого года один из создателей «Tesla» небезызвестный Эллон Маск объявил о том, что фирма и теперь работает только на себя. Притом крайне важную роль в этом сыграл как раз , высокий спрос на который позволил погасить долги раньше намеченного срока.

Тем не менее этот автомобиль нельзя назвать дешевым. Базовая версия суперкара с батареей на 60 кВт/ч без учета опций и налогов в США стоит 63,5 тысячи долларов, средневзвешенный же вариант обходится клиенту примерно в 70-72 тысячи (есть еще две версии — 85 кВт/ч и 85 кВт/ч Performance, но за них нужно доплачивать 10 и 20 тысяч долларов соответственно). Но тут в общем-то есть за что платить: 5,9 секунды до 100 км/ч, запас хода в 208 миль, 8-летняя гарантия на батарею (или 125 000 миль пробега). Притом за год на «заправку» клиент в среднем тратит порядка $650, чтобы добиться того же результата с ДВС, нужно снизить расход до показателя 95 миль на галлон или примерно 2,48 литра на 100 километров. Мало того, не так давно «Tesla» начала развертывать сеть быстрых заправок, позволяющих пополнить заряд батареи на 50% всего за 20 минут.

В общем, на сегодняшний день это лучший EV-автомобиль, который можно купить. А единственный его серьезный минус — цена. И кстати, Model S распроданы уже на год вперед, что является следствием не столько ажиотажного спроса, сколько производственных возможностей компании.

Для этого, правда, ему сначала придется выложить 32 000 долларов за саму машину, а перед этим спланировать маршруты таким образом, чтобы пробег не превышал 11 миль (17 километров), а в пункте назначения имелась розетка. Максимальный запас хода составляет 870 километров, однако без ДВС в таком случае уже не обойтись. Стоимость годовой «заправки», как и у Volt, равна 950 долларам, но средний расход чуть выше — 2,48 литра на 100 километров. Зато заряжается Toyota за 1,5 часа.

Ford Focus Electric

Этот автомобиль появился относительно недавно, но все прелести клиентской нелюбви «Ford» уже ощутил. Спрос на новинку, мягко говоря, маловат. Но причины тому в общем-то понятны: стоит автомобиль как минимум $39 200. Chevrolet с этим ценником мучился довольно долго и теперь занимается агрессивным дисконтом. Впрочем, стоит сравнивать не с Volt, а с Leaf, который, во-первых, на треть дешевле, во-вторых, обладает как минимум теми же качествами.

Полностью заряженный Ford пробегает 76 миль, то есть 120 километров. В год его «заправка» обходится в 600 долларов (против 500 у Nissan), средний расход «топлива» при этом составляет всего 105 миль на галлон (2,24 литра на 100 километров), а у Leaf — 115. Заряжается он те же четыре часа, хотя поначалу , что это время будет как минимум вдвое меньше, чем у Leaf.

Единственный по-настоящему существенный плюс — 143-сильный мотор, который делает эту машину действительно довольно быстрой.

Honda Fit EV

В России больше известен как Jazz, хотя нам от этого не легче — автомобиль пару лет назад покинул рынок и возвращаться не собирается. Вот в Штатах модель прочно обосновалась в группе наиболее востребованных мини, поэтому в том, что электрический Fit дебютировал именно в США, нет ничего странного.

В таком Fit использованы литий-ионный аккумулятор на 20 кВт/ч и 92-киловаттный коаксиальный электродвигатель, который является модернизированным вариантом силовой установки от FCX Clarity. Но суть даже не в этом. Стоит Honda $36 600, правда, без учета скидок и других дисконтов, в последнее время ставших в этом сегменте достаточно частым явлением. Но в любом случае это недешево. Другое дело, что электромобиль не только продается, но и сдается в аренду за 399 долларов в месяц.

Запас хода — 130 километров, в год он высасывает из кошелька владельца примерно 500 долларов, и это лучший показатель в десятке. Кроме того, средний расход тут вышел из 2 литров на 100 километров — 1,99. Меньшим показателем может похвастать только Chevrolet Spark EV. Однако чтобы зарядить его батареи, нужно пить кофе в течение трех часов. Кроме того, американцы считают его слишком компактным.

Smart ForTwo Electric Drive

Впрочем, двухместный не так давно и вовсе обозвали «самым смущающим»: мол, покупая такой автомобиль, ты показываешь всем, что у тебя нет денег на нормальную, хотя бы четырехместную машину. В Европе подобные стереотипы давно атрофировались, поэтому Smart неплохо продается не только в оригинальном исполнении, но и в электрическом.

В США этот малыш стоит $28 800, то есть ровно столько же, сколько просят за Nissan Leaf. Однако в Старом Свете ценник на него гораздо гуманнее — 18 900 евро, плюс 65 евро ежемесячно за аренду батареи. Ее можно купить сразу, но тогда машина обойдется в 22 тысячи, кроме того, года через два аккумулятор надо будет менять. В общем, выгода в данном случае очевидна.

Тем не менее если посмотреть на остальные характеристики, тут не все так радужно: пробег — 110 километров, «топливная нагрузка» — 600 долларов, а «средний расход» — 2,2 литра. В конце концов, время полной перезарядки от обычной розетки — 6-7 часов… И это при том, что нормально разгоняется «электроSmart» только в городском диапазоне скоростей, до сотни он «тошнит» 11,5 секунды, хотя до 60 км/ч — за 4,8 секунды (на уровне приличного «хотхетча»).

Chevrolet Spark EV

В отличие от презентации Volt этот релиз GM готовил куда более тщательно. Как результат — лидирует в нашей десятке не только за счет более низкой стоимости ($27 500 без учета скидок), но и благодаря низкому эквиваленту среднего расхода, который зафиксирован на отметке 119 миль на галлон или 1,96 литра на 100 километров.

Максимальный пробег при этом составляет 130 километров, а среднее годовое потребление — 500 долларов. Однако чтобы полностью зарядить Spark EV (http://www..html) от бытовой розетки, понадобится около семи часов, то есть во время промежуточной остановки пополнить запас энергии будет, мягко говоря, непросто.

Mitsubishi I-MiEV

Этот субкомпактный Mitsubishi пока является единственным нормальным электромобилем, официально поставляемым в нашу страну. Теоретически у нас есть еще , но это барахло за полноценные автомобили принимать не стоит. Иными словами, налицо полное отсутствие конкуренции. С одной стороны, это понятно — инфраструктура в России к массовой электрификации автопарка пока не готова. С другой — до добра такая ситуация не доводит, по крайней мере у нас.

Итак, что мы имеем? Машину размером чуть больше Smart и стоимостью 1 799 000 рублей. Учитывая, что отнюдь не самые высокие, со стороны производителя любое объяснение выглядит как фраза из бородатого анекдота: «очень деньги нужны». Отсюда, кстати, и активное , поскольку японцы прекрасно понимают, что с приходом любого другого подобного продукта, обладающего более вменяемым ценником, халява кончится очень быстро.

Впрочем, формально Mitsubishi не так уж и плох. Запас хода — 150 километров, максимальная скорость — 130 км/ч. Проблема лишь в том, что первое напрямую зависит от второго, а также от нагрузки в бортовой сети. Как показала практика, полностью заряженный i-MiEV зимой способен высадить свою батарею минут за сорок стояния в «пробке». Разумеется, этим страдают все подобные авто, но в отличие от «Mitsubishi» их к нам не везут.

Заряжается автомобиль за шесть часов. В Европе процесс окажется более быстрым, но не настолько, чтобы вы могли успеть на важную встречу.

Renault Zoe

Zoe дебютировал и стал первым полноценным электромобилем «Renault», построенным с нуля. Его стоимость в Европе составляет 20 800 евро, то есть он примерно на четверть дешевле Leaf, но при этом чуть компактнее.

Зато максимальный запас хода тут составляет 210 километров. Кроме того, совместим со всеми типами зарядных устройств, мощность которых не превышает 43 кВт. Таким образом, чисто теоретически его можно дозаправить всего за час. Однако от бытовой розетки автомобиль заряжается около девяти часов. Что касается эксплуатационных характеристик, то за год автомобиль «съест» те же 550-600 долларов или 400-450 евро, а показатель «среднего расхода» тут вряд ли превысит два литра на сотню.

Renault Fluence Z.E.

По сути, электрический Fluence стал для «Renault» своеобразной пробой пера. На нем они обкатывали не только технологии, но и создание необходимой инфраструктуры. В частности, пилотным проектом для французов стал , где перед запуском модели они создали сеть станций по замене пустых аккумуляторов на заряженные. В итоге подобная система прижилась и в Дании.

Примечательно, что несмотря на возраст, характеристики этого авто по-прежнему выглядят вполне прилично. Заряжать машину нужно около семи часов, однако максимальный запас хода составляет 200 километров. Конечно, все в итоге будет зависеть от условий и манеры вождения, но тем не менее… Правда, стоит Fluence Z.E. 26 600 евро, причем это, как водится, только начало.

Пока обычные автомобили пользуются гораздо большим спросом по сравнению с обыкновенными гибридами. Однако в последние годы наблюдается ускоренное развитие электромобилей в мире. Так, в США продажи электрокаров за последние годы выросли на 20%. Сегодня электротранспорт является довольно перспективным сегментом рынка, который, безусловно, требует особенного внимания, но его массовый выпуск всё же сопряжен с определёнными проблемами и спорными вопросами.

  • Развитие электромобилей по всему миру
    • Американские электромобили
    • Европейские электромобили
    • Азиатские электромобили
    • Советские электромобили
  • Гибридные модели автомобилей
  • Как электромобили продвигают в массы?
    • Опыт некоторых стран
  • Прорыв компании Tesla
  • Прогноз рынка электромобилей
  • Перспективы развития электромобилей в России

Почему электромобили снова стали востребованы?

Увлекательная история создания электромобилей длиною в 2 столетия казалось подошла к концу. Но в середине 70-х годов прошлого века, когда цены на нефть резко подскочили, помыслы инженеров вновь обратились к хорошо подзабытой технологии электрического привода для автомобилей. Проблема массового использования электромобилей ещё более обострилась в связи с тем, что целый ряд государств в самом конце XX века значительно ужесточил своё законодательство об охране окружающей среды. Самые жёсткие законы были приняты в Калифорнии – наиболее загазованном американском штате, они подталкивали к постепенному и неуклонному увеличению использования машин, имеющих «нулевой выхлоп». Правда позднее, в результате лоббирования определённых кругов, законы пришлось смягчить, а основная масса электромобилей, произведённых в этот период, была по мере истечения срока их эксплуатации утилизирована за счёт штата.

Развитие электромобилей по всему миру

Американские электромобили

В 1996 году появился первенец второй волны электромобилей – EV1 от «Дженерал моторс», всего с 1996 по 2003 год было выпущено 1117 единиц этой марки. Это двухместное купе с обтекаемыми формами имело 137-сильный мотор и могло проехать без подзарядки до 225 км, разгоняясь до 130 км/ч. Когда вместо свинцово-кислотных аккумуляторов на нём стали использовать никель-металлогидридные, то это помогло увеличить пробег до 240 км.

После этой первой ласточки производство новых электромобилей уже не прекращалось. Сейчас подобные машины ездят почти повсюду, и стороннему человеку трудно бывает отличить их от обычных, поскольку внешне они выглядят точно так же. Помимо GM к производству авто на электрической тяге приступили и другие гиганты автомобилестроения: Ford, Honda, Toyota.

Европейские электромобили

Не отставало и большинство европейских производителей, которые примерно в то же время выпустили несколько удачных моделей. Так, у Volkswagen появились электрические версии малолитражек Jetta и Golf. С 1995 по 1998 год было выпущено порядка 200 подобных машин, названных City Stromer. В них стояли свинцово-кислотные аккумуляторы, которых хватало на 50-90 километров, а максимальный разгон был возможен до 100 км/ч.

Французский Peugeot («Пежо») разродился моделью Electrique, признанной самой экологичной в Европе (пробег 80 км, максимальная скорость 96 км/ч). Рено и Ситроен выпустили свои модели с похожими характеристиками.

Азиатские электромобили

Китайская промышленная революция ознаменовалась невероятным загрязнением воздуха над страной, поэтому правительство, стремясь ослабить эти негативные проявления, также хочет законодательно подтолкнуть китайских автопроизводителей к выпуску электрических моделей. Не менее серьёзно относятся к этой проблеме и в Индии. Например, индийская компания Reva Electric Car начала производство своих электромобилей даже раньше, чем GM – в 1994 году, доведя в 2009 году их ежегодный выпуск до 35 тысяч.

Более продвинутым выглядит японский концепт-кар Eliica, имеющий 8 колёс. Его конструкцию представили в 2003 году студенты: машина имела пробег до 200 км, а разгоняться могла до фантастической скорости – более 300 км/ч!

Попытки сделать первый советский электромобиль предпринимались на базе ВАЗа ещё в 1970-е годы. Но одной из непреодолимых проблем стала необходимость затраты массы электроэнергии на обогрев салона, необходимый в зимний период. Затем была ещё попытка продолжить это дело – производство под заказ на базе кузова «Оки» модели ВАЗ-1111Э.

Стоил такой автомобиль порядка 4000 долларов и имел следующие характеристики: максимальная скорость 90 км/ч, пробег в городском режиме до зарядки – 100 км, разгон до 60 км/ч за 14 секунд.

Последний показатель большого оптимизма не внушает. Были подобные, и также не слишком удачные попытки и на Украине – там старались сделать электромобиль на Запорожском автозаводе. Московское правительство в 2008 году также сотрясало воздух, намереваясь организовать в столице сборку электромобилей, но дальше разговоров дело не пошло.

Гибридные модели автомобилей

Ужесточение экологического законодательства вдохнуло новую жизнь не только в производство электромобилей, но и гибридных вариантов, в которых оптимально сочетаются лучшие черты как классических автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, так и электромобилей. Лидерство в развитии гибридных технологий захватила японская Toyota, именно она первой разработала и приступила к массовому производству гибридных машин модели Toyota Prius. Именно Prius стал в США самым продаваемым гибридным электромобилем. Модель стала выпускаться сотнями тысяч и задержалась на рынке на несколько лет. Также гибридные силовые установки стали устанавливать и на ряде модификаций престижных Lexus и Camry. Планы перспектив развития «Тойоты» предполагают, что к 2030 году с конвейеров этого автогиганта будут сходить исключительно гибридные модели.

На американском рынке гибридных автомобилей существенную конкуренцию Тойоте составляет Honda, которая выпустила вполне доступную модель Insight, считающуюся наиболее доступным гибридом на рынке США. Её официальную цену удалось сделать ниже на 2000 долларов, чем у популярной Toyota Prius.

Не стояла на месте и компания General Motors, которая использовала свои разработки для ранее производившегося электромобиля «EV1». На их базе она создала инновационный гибрид Chevrolet Volt, который произвёл фурор на Дейтройтском автосалоне в 2007 году. Этот автомобиль укомплектован 120-киловаттным электродвигателем, а его литий-ионные аккумуляторы на пике способны отдавать мощность 136 кВт. Машина развивает максимальную скорость в 190 км/ч, а до 96,5 км/ч разгоняется за 8,5 секунд. После 65 километров аккумуляторы Chevrolet Volt всё ещё сохраняют до 30% энергии. От сети напряжением 110 В время полной зарядки составляет 6-6,5 часов, а при напряжении 220 В на это потребуется не более 4 часов. Эту модель комплектуют различными двигателями, работающими на смеси этанола с бензином, чистом этаноле или биодизелями. Аккумуляторы можно заряжать с помощью 53-киловаттного генератора, приводимого в действие 1-литровым трёхцилиндровым двигателем внутреннего сгорания. Топливный бак автомобиля рассчитан на 45 л топлива, а вместе с полностью заряженными аккумуляторами машина сможет проехать до 1000 километров. Есть модели, где вместо двигателя внутреннего сгорания установлены топливные элементы, заполняемые 4 кг сжатого водорода.

Как электромобили продвигают в массы?

В мире в последние годы наступил бум альтернативной энергетики. В области автомобилестроения естественным продолжением этого бума стал рост спроса на электромобили. Так, если в 2011 году по всему миру их было продано около 50 тысяч штук, то в 2014 году это число возросло до 300 тысяч. Только в США за тот год было продано свыше 100 тысяч машин на электрической тяге. Сегодня бюджетный Nissan Leaf или высокотехнологичная Tesla Model S являются не менее популярными, чем многие обычные модели с бензиновыми или дизельными агрегатами.

Опыт некоторых стран

Власти Норвегии и Нидерландов изо всех сил пытаются популяризировать идею электромобилей. Поэтому в этих небольших странах за 2014 год было продано 43 000 и 45 000 электромобилей соответственно. Власти всячески приветствуют этот процесс: для электромобилей отменена плата за стоянку и пошлина при покупке, есть даже государственные субсидии, возвращающие покупателю «электрического чуда» 5-7 тысяч евро от его стоимости.

Другие страны также придумывают собственные системы льгот. Так, американцы, купившие электромобиль, получают от государства компенсацию в 7500 долларов, французы – 7000 евро.

Более всего в этом плане расщедрились китайские власти – в провинции они компенсируют 10 тысяч долларов, а в задымлённом Пекине и вовсе 18 тысяч!

Но рынок электромобилей стремительно развивается даже без искусственного стимулирования спроса и разнообразных послаблений. Так, японский Ниссан решил развивать электротакси. Он выпустил на европейские дороги более полутысячи такси с электрическим приводом. Клиенты отзываются о них вполне благожелательно. В 2015 году таксомоторные компании приобрели у Ниссана свыше сотни подобных машин, сделав его лидером на новом рынке. Электрические такси активно разъезжают и по Восточной Европе. Одна будапештская таксомоторная компания купила 65 электромобилей Nissan Leaf. Парк её экологически чистых такси является крупнейшим в Венгрии. Для их зарядки в Будапеште размещены 7 зарядных станций.

Прорыв компании Tesla

В коммерческом плане на рынке выделяется детище Илона Маска – компания Tesla. Не так давно этот американский производитель суперкаров открыл свой первый завод на территории Европы – в голландском Тилбурге. Здесь ежегодно выпускается около 23 тысяч машин, но при необходимости планку можно поднять до 52 тысяч. Также американцы хотят наладить производство электромобилей в Китае. Маск привлекает инвесторов тем, что в случае открытия такого производства в стране, цены на их продукцию на местном рынке упадут на 30%. В 2015 году «Тесла» намеревалась продать 55 тысяч машин, и довести до полумиллиона их выпуск в 2020 году. Темпы роста спроса на электромобили компании Тесла оказались даже выше прогнозируемых, что говорит о небывалой нацеленности рынка в этой нише.

Прогноз рынка электромобилей

По мере увеличения объёма производства будет снижаться стоимость таких машин, они будут становиться всё более привлекательными для массового покупателя, который всё чаще предпочитает их обычным автомобилям с двигателями внутреннего сгорания.

В целом во всём мире можно наблюдать рост продаж электромобилей. Прогноз развития рынка электромобилей в мире таков, что к 2025 году их будет продано 37 миллионов.

Однако к концу 2014 года появилась новая угроза для развития индустрии электромобилей - падение цен на нефть. Всего несколько лет назад считалось, что ограничение мировых нефтяных запасов станет решающим фактором в плане господства электромобилей как основного средства передвижения в будущем. В настоящее время эксперты сомневаются, что электрокары смогут дожить до счастливого ближайшего будущего, несмотря на то, что их рынок продолжает развиваться.

Видео об электромобилях будущего, которые могут конкурировать с Tesla:

Перспективы развития электромобилей в России

В 2013 году на международном энергетическом форуме, состоявшемся в Москве, была рассмотрена проблема перспективы развития электромобилей в России. Здесь же был рассмотрен вопрос о создании в центральных регионах государства зарядной инфраструктуры. Сразу же после форума стартовала программа широкомасштабного введения электротранспорта на территории страны.

Многие авторитетные специалисты заявляют, что российский рынок электромобилей существенно отстаёт от ведущих западных стран приблизительно на пять лет. Однако, несмотря на довольно медленные темпы, Россия всё же движется вперёд и добивается положительных результатов. Так, например, в 2013 году были выпущены пять новых автомобилей El Lada, которые сегодня выполняют роль местного такси в Кисловодске. Далее была выпущена пилотная партия в 100 электромобилей.

В настоящее время специальными колонками для заправки электрокар оборудованы Москва, Ставропольский край, Питер.

Специалисты считают, что в качестве стимула для развития электрической инфраструктуры в стране необходимо применять внедрение пассажирского транспорта. Позже планируется постепенно оснащать города электростанциями и для частных пользователей.

Развитие электромобилей в России в настоящее время зависит от того, насколько качественно будет финансироваться данный проект. По подсчетам специалистов, при мощности батареи автомобиля 1,7 кВт/ч ему потребуется аккумулятор стоимостью 8,5 млн рублей. За день такой электрокар будет проходить до 200 км.

Пока ещё трудно сказать, сколько потребуется времени, чтобы электромобили стали основным транспортным средством, бегающим по нашим дорогам. Проблема развития электромобилей ведь не только в создании более надёжных и ёмких источников питания, есть и ещё ряд причин, связанных с эксплуатацией растущего электропарка. К тому же, традиционные автомобили также совершенствуются, создаются новые модели, работающие на биологическом топливе.

Как Вы считаете, какое будущее ждет электромобилей? Как быстро будет развиваться их рынок? Поделитесь своим мнением в комментариях .

Электрический транспорт в нашей стране имеет широкое распространение. Почти каждый день мы видим трамваи, троллейбусы, электропоезда. Многие вспомнят о электропогрузчиках в гипермаркетах или электрокарах (электрических тележках) на заводах и вокзалах. А как же обстоит дело с электрическими автомобилями в России? Неужели их нет?

За последнее время электромобиль проделал огромный путь от салонных концептов до потребителя. В мире производятся и продаются сотни тысяч электрических машин (например, в 2013 году было изготовлено 242 тыс. шт.), также наблюдается быстрый рост производства – 44 % (в сравнении с 2012 годом).

Наша страна пока отстаёт в этом процессе. Ещё совсем недавно электромобили в России на дорогах официально не существовали: только 30 марта 2007 года был впервые зарегистрирован в ГИБДД и допущен к участию в дорожном движении электромобиль, переделанный Игорем Корховым из автомобиля с бензиновым двигателем. Конечно, до этого были экспериментальные и самодельные электромобили, но подобного разрешения на движение по дорогам общего пользования они не имели.

Сейчас в России насчитывается пара сотен электромобилей (точных данных нет), часть из которых была ввезена владельцами из-за границы самостоятельно. Основной причиной отставания от развитых стран можно назвать отсутствие реальной поддержки электромобилизации российским правительством. Такая поддержка в других странах выражается в освобождении владельца электромобиля от части налогов, выгодных программах кредитования или лизинга. Иногда возможен возврат части средств, потраченных на покупку электрического автомобиля.

Но прогресс не мог не затронуть и нашу страну. С 1 февраля 2014 по 31 декабря 2015 года отменены таможенные пошлины на ввоз электромобилей. В случае если правительство увидит развитие «электрического» сегмента авторынка, то действие данной меры будет продлено. Также важную роль мог бы сыграть отказ от взимания транспортного налога с электрических автомобилей, но пока данное предложение находится в стадии рассмотрения. Отметим, что в качестве эксперимента транспортный налог для электромобилей отменен в Калужской области.

Преимущества электромобиля в России по сравнению с автомобилем с двигателем внутреннего сгорания (ДВС):

  • уменьшение вредных выбросов в месте эксплуатации, путем перевода их на более высокий уровень (сами электромобили не выделяют вредных веществ, но большая часть электроэнергии производится на тепловых электростанциях, КПД которых выше, чем КПД ДВС);
  • низкий уровень шума (электродвигатель работает очень тихо, в основном шум идет от колес движущегося автомобиля и потоков воздуха, обтекающих его);
  • электромобиль многократно дешевле в эксплуатации (к тому же электромобиль можно заряжать по ночному тарифу).

Однако эти плюсы уравновешены следующими недостатками:

  • ограниченный запас хода (100 – 150 км для обычных электромобилей, 200 – 300 км для класса «люкс»; при использовании отопительных приборов он существенно сокращается);
  • длительное время для подзарядки аккумуляторов (7 – 8 часов при зарядке от бытовой сети, около получаса – на станции экспресс зарядки);
  • высокая стоимость приобретения, основной составляющей которой является цена аккумуляторов.

Какие электромобили продаются в России

Автомобильный рынок России является вторым по размеру в Европе (после Германии). Понятно, что такой «кусок автомобильного пирога» не мог долго оставаться вдалеке от электрических тенденции.

Рынок электротранспорта в России сейчас находится в стадии формирования. Первая и пока единственная компания, официально продающая серийные электромобили в России, – это «Mitsubishi», которая привезла электрический компакт «I-MiEV» в 2011 году. Данный городской электрокар не пользовался большой популярностью из-за высокой цены (хотя есть и другая оценка), которая достигала 1,8 млн. рублей.

После отмены ввозных пошлин цены на электромобили, продаваемые в России, должны снизиться и уже снизились. Так «Mitsubishi I-MiEV» подешевел до 999 тыс. рублей. Это делает его вполне конкурентоспособным. О росте продаж мы сможем судить только в начале 2015 года.

Какие ещё серийные модели электромобилей могут в скором времени появиться на российском рынке:

Производство электромобилей в России


В 2011 году на выставке «РоснанотехЭкспо» был представлен электромобиль «ВАЗ Ellada» , созданный на основе автомобиля «Lada Kalina».

Данный электромобиль прошел испытания и готовился под мелкосерийное производство в качестве такси для Ставропольского края. В результате было выпущено 100 автомобилей, однако руководство Ставропольского края выкупило только 5 автомобилей. Оставшиеся «Ellada» были направлены дилерам по себестоимости производства (1 млн. рублей), хотя изначально была заявлена цена 1,2 млн. рублей. После отмеченного выше снижения ввозных пошлин судьба проекта неясна, так как он становится неконкурентоспособным по цене. Возможно, переход к более крупной серии позволил бы снизить цену, а привлечение технологий от «Nissan», лидера рынка электрокаров, и «Renault» позволило бы повысить качество российского электромобиля.

В России также предлагается для покупки электробус (электрический автобус) «Тролза 52501» , разработанный производителем троллейбусов из г. Энгельс (Саратовская область). Он создан на базе низкопольного троллейбуса «Тролза 5265», что упрощает его эксплуатацию в парках общественного транспорта. Целью создания электробуса стала задача модернизации транспортной городской сети за счет исключения недостатков как автобусов (вредные выбросы), так и троллейбусов (контактная сеть).

«Тролза 52501» – это современное электрическое транспортное средство. Потребление электробусом электричества снижено на 35 – 40 % по сравнению с обычными троллейбусами, благодаря микропроцессорной системе управления тяговым приводом и рекуперативному торможению. Разработчики утверждаю, что их электробус почти в 2 раза экономичнее троллейбуса, а автобуса – в 6 раз.

Отметим, что «Тролза 52501» использует отечественные аккумуляторные батареи производства ООО «Лиотех», которые обеспечивают его работу в течение смены без подзарядки (заряд батарей позволяет преодолевать до 250 км пути). При этом время подзарядки используемых литий-ионных накопителей не превышает 3 часов (от высоковольтной сети).

Также стоит упомянуть, что в Россию завозятся небольшие партии китайских электромобилей «E-Car GD04A (GD04B)» , которые дорабатываются уже на месте для увеличения характеристик. Можно ли считать их российским проектом, остается под вопросом.

Зарядная инфраструктура для электромобилей («заправки»)

Важную роль в «продвижении» электромобилей в России играет внедрение соответствующей зарядной инфраструктуры – зарядных станций (в обиходе их часто называют «электрическими заправками»).

Несмотря на то, что зарядить электромобиль можно от обычной розетки, как правило, за 7 – 8 часов, – это время часто является неприемлемым. На станции экспресс-зарядки электромобиль можно подзарядить за полчаса – час, что существенно быстрее. Создание подобной сети зарядных станций делает электромобиль столь же удобным, как автомобиль с ДВС.

Развитием зарядной инфраструктуры в России занимается фирма «Revolta» . Ею была заявлена цель – создать 2000 зарядных станций . Они должны появиться в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре и Калуге.

Перспективы – подведём итог

Не стоит ожидать у нас быстрого роста количества электромобилей только из-за временной отмены ввозных пошлин, поэтому что стоимость электромобилей останется высокой в сравнении с автомобилями того же класса с ДВС, а также почти отсутствует зарядная инфраструктура. Заметные изменения могут произойти не ранее чем через 3 – 5 лет, но только при условии, что обязательно будет отменен транспортный налог и оставлена нулевая ввозная пошлина для электромобилей.

Электромобили в России могут найти применение в городах (в первую очередь крупных) в тех отраслях, где небольшие дневные пробеги. Они могут заниматься, например, развозом товаров. Предпочтительным является именно коммерческое использование, так как при недостаточной в настоящий момент зарядной инфраструктуре на территории предприятия можно создать станцию экспресс зарядки и организовать надлежащее обслуживание электромобиля. С этой точки зрения перспективным является и замена части троллейбусов и автобусов на электробусы, описанные выше.

Когда пробег на одной зарядке увеличится до 300 км, электромобиль станет полноценной альтернативой бензиновому/дизельному автомобилю и для обычных людей (помимо коммерческого использования). Сейчас же его можно рассматривать только как второй автомобиль для поездок по маршруту дом – работа и обратно, особенно с учетом уменьшения реального пробега без подзарядки в зимний период, когда необходим обогрев салона.

Вряд ли в ближайшее время будет налажено массовое производство электромобилей в России, но интерес к этой теме в нашей стране, безусловно, есть. Для создания конкурентоспособных легковых моделей необходимо привлечение заграничного опыта. На этом фоне очень достойно выглядит электробус от «Trolza» (учитывая, что Россия имеет огромный опыт эксплуатации и производства троллейбусов ), серийный выпуск которого наладить вполне реально – это будет зависеть от желания городских властей внедрять экологически чистый общественный транспорт.

Еще несколько лет назад электромобиль в России считался небывалой экзотикой. Машины, работающие на электричестве, использовались в основном в качестве погрузчиков и небольших машин для гольфа. Если же говорить о легковых электромобилях, то такого понятия в России долгое время даже не существовало, не принимая во внимание единицы экспериментальных моделей и конструкций, которые самостоятельно создавали российские энтузиасты. Причем делали это исключительно из собственного любопытства, но ни как не с целью наладки массового производства.

1. История появления современных электромобилей в России

Но в это время в мире начались активные разработки альтернативных видов топлива, и многие компании работают над созданием экологически чистых видов транспорта. При этом эти разработки уже давно успели выйти из группы концепт-каров на выставках автосалонов и постепенно обосновываются в автомобильных парках целого ряда стран. Хотя происходит это и медленно, но с каждым годом все более стремительно.

Именно благодаря такому развитию во всем мире, отечественные производители также задумались о перспективах, которыми обладают электромобили в России. Первым изготовителем, который представил электромобиль в России, стала японская компания Mitsubishi, представившая компактную модель автомобиля на электричестве – I-Miew. Из-за высокой стоимости представленный автомобиль не получил большого спроса, однако именно он стал провозвестником появления электромобилей на Российском рынке. После дебюта автомобиля множество других автоконцернов задумались о выводе своих моделей на отечественный рынок.

Одним из таких концернов является компания Renault и завод в Москве «Автофрамос». Данная компания начала активное продвижение своих моделей и производит серийные электромобили в России. На сегодняшний день компания изготавливает две модели электрокаров:

  • Грузовой автомобиль Kangoo;
  • Седан С-класса Fluence.

Оба этих автомобиля обладают запасом хода приблизительно на 200 км без подзарядки. Этого вполне достаточно для езды в пределах столицы.

Еще один бренд, который поставляет электромобили на отечественный рынок, TeslaMotors в России представил свое творение. Model S – это единственный в мире электромобиль, который, в зависимости от модели, способен проехать от 300 до 500 км без подзарядки аккумуляторов. При этом данный автомобиль отличается высочайшим уровнем комфорта.Tesla Model S в России можно приобрести уже сегодня. Однако стоимость автомобиля весьма высока и может достигать 5 000 000 рублей, поэтому на сегодняшний день позволить себе такую роскошь может далеко не каждый.

2. Преимущества электромобилей в России

Преимущества автомобилей, работающих на электродвигателях вполне очевидны. Первое и наиболее важное из их числа – это, конечно же, экологичность, в особенности это важно для больших городов, которые буквально задыхаются от огромнейшего количества вредных выбросов автомобилей. Помимо этого, электромобили являются практически бесшумными и гораздо более дешевыми в обслуживании и эксплуатации.

Учитывая некоторую ограниченность хода электромобиля, а также отсутствие специализированных заправок на дорогах России, такие машины могут ездить только в пределах крупных городов, с весьма небольшими дневными пробегами. Однако средней дальности пробега (150-200) километров, вполне достаточно для простых маршрутов, типа дом-работа-дом-дача и так далее.

Еще одно существенное негативное качество таких автомобилей является высокая стоимость. В первую очередь это объясняется использованием довольно дорогих литиево-ионных аккумуляторных батарей, а также небольшим тиражом производства. В Соединенных Штатах Америки и Европе этот недостаток решается благодаря разработке специальных программ стимулирования покупки такого автомобиля. В первую очередь, тот, кто владеет электромобилем, освобождается от целого ряда налогов, а сам автомобиль приобретается по выгодной программе кредитования либо лизинга.

В России же на сегодняшний день электромобиль в отношении налогов и таможенных платежей не имеет никаких преимуществ, и приравнивается к обычным автомобилям. Именно поэтому весьма важным является тот фактор, что продажей электрокаров в России заинтересовался «Автофрамос», который является крупнейшим налогоплательщиком в столице. Этот завод располагает значительной промышленной базой, которая может быть задействована и для выпуска электрических автомобилей.

О том, сколько стоит электромобиль в России говорить нельзя, так как стоимость варьируется в зависимости от модели и технических характеристик. Однако одно сказать можно с полной уверенностью – наиболее доступным является автомобиль Российского производства – электромобиль Лада.

3. Российский электромобиль

Отечественный производитель АвтоВАЗ представил действующий прототип первого электромобиля российского производства. Данный автомобиль выполнен на базе уже известной всем марки Lada Kalina. При этом электромобиль Лада имеет целый ряд преимуществ, по сравнению с обычными бензиновыми моделями:

  • Экологичность автомобиля;
  • Бесшумная работа;
  • Высокая мощность;
  • Простота в обслуживании.

Несмотря на все эти преимущества, данный автомобиль не выходит в серийное производство из-за высокой стоимости.

4. Обзор э лектромобилей в России, Сибирь: Видео

Электромобиль Калина не имеет никаких внешних отличий от своего бензинового собрата, за исключением того, что вместо привычного тахометра на панели приборов располагается амперметр, который показывает уровень потребления электроэнергии. Также под лючком бензобака нет горловины для заливки топлива, вместо этого вы обнаружите разъем для подключения кабелей для зарядки аккумулятора.

Под капотом электромобиль ВАЗ имеет 120-килограммовый аккумулятор, редуктор, а также сердце автомобиля – электромотор на 60 кВт. В привычных мерках – это означает 80 лошадиных сил. Можно с полной уверенностью сказать, что это будет самый дешевый электромобиль в России. Стоимость его весьма высока, но в сравнении с зарубежными марками – это наиболее доступный вариант для россиян.

Плюсов данный автомобиль имеет огромное множество. Во-первых, в электромобиль Лада не нужно заливать бензин, а учитывая нынешние цены на топливо, для российских автомобилистов – это довольно весомое преимущество. Помимо этого автомобиль абсолютно бесшумный, а динамика разгона приятно удивляет. Электромобиль Калина не требует сложного ухода, замены масла и фильтров. Однако единственным, но все же достаточно серьезным минусом данного автомобиля является его стоимость, которая на данный момент составляет 1 500 000 рублей.

Замначальника отделения автомобилей с альтернативными энергоустановками концерна АвтоВАЗ сообщает, что если заряжать аккумулятор данного электромобиля по циклам каждый день, то батареи хватит примерно на восемь лет, а если рассчитывать по пробегу, то где-то на полмиллиона километров. Однако на данный момент – это все теория, также как и разгон машины до ста километров, и технические параметры.

Еще один автомобиль отечественного производства, который работает на электричестве – это электромобиль ОКА.

Электромобили от АвтоВАЗ – это еще один шаг навстречу будущему. После проведения серии испытаний автомобили отечественного производства будет готов к серийному производству.