Образец заполнения бланка путевого листа грузового автомобиля. III

Описание общих процедур по ведению путевых листов грузового автомобиля. Рассмотрены виды и формы путевых листов, порядок их заполнения для предприятий, а так же последующая обработка и хранение путевых листов.

Следует сразу оговориться, что данное руководство разработано для применения еще во времена СССР, и соответственно стоит его использовать, только в частях не противоречащих .

I. Общие указания

1. Путевые листы для грузового автомобиля изготавливаются трех видов:

  • типовая междуведомственная форма (сдельная), применяемая при осуществлении перевозок грузов на условиях оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам Единых тарифов на перевозки грузов автомобильным транспортом;
  • типовая междуведомственная форма (повременная), применяемая при выполнении работы автомобилем по перевозке грузов на условиях оплаты за работу автомобиля по повременным тарифам;
  • ведомственная форма (междугородная), применяемая при выполнении работы грузовым автомобилем по перевозке народнохозяйственных грузов в междугородном сообщении в соответствии с положениями об организации междугородных автомобильных перевозок грузов, утверждаемыми в установленном порядке Советами Министров союзных республик и уставами автомобильного транспорта союзных республик. На лицевой стороне этой формы путевого листа наносится полоса красного цвета с типографской надписью "междугородные перевозки".

2. Изготовление бланков путевых листов с типографской нумерацией (как документов строгой отчетности) производится Госкомиздатом СССР по заказам министерств, ведомств и других организаций в количествах, удовлетворяющих потребность в них.

Бланки междугородных путевых листов формы N 4-м изготавливаются Госкомиздатом СССР только по заказам органов управления автомобильным транспортом общего пользования союзных республик.

3. Снабжение путевыми листами предприятий, организаций и учреждений производится централизованно их вышестоящими организациями в установленном порядке.

Бланки междугородных путевых листов грузовыми автостанциями или другими предприятиями автомобильного транспорта общего пользования, на которые в данной местности возложена организация междугородных перевозок грузов, могут выдаваться в подотчет предприятиям, организациям и учреждениям других ведомств, когда предприятия автомобильного транспорта общего пользования не имеют возможности выполнить междугородные перевозки грузов и эти перевозки разрешают осуществить ведомственным автотранспортом.

4. Бланки хранятся на складах предприятий, организаций, учреждений и по мере потребности выдаются под расписку лицу, ответственному за эксплуатацию автотранспорта (заведующему гаражом, начальнику эксплуатации, диспетчеру и др.).

5. Путевые листы формы N N 4-с, 4-п, оформленные в соответствии с настоящей инструкцией, выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. На более длительный срок при междугородных перевозках грузов путевые листы формы N 4-м выдаются только в случае, когда водитель выполняет перевозки в течение более суток. Выдаваемый путевой лист должен обязательно иметь штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.

6. Путевые листы формы N N 4-с, 4-п, 4-м хранятся совместно с товарно - транспортными накладными.

II. Заполнение путевых листов

7. Заполнение реквизитов путевых листов производится последовательно в соответствии с настоящими указаниями и является обязательным для всех государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, имеющих как собственные, так и арендуемые грузовые автомобили.

8. Ответственность за правильное заполнение путевых листов несут руководители предприятий, организаций, учреждений, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.

Участие водителя в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля.

9. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером автотранспортного предприятия или уполномоченным на то лицом в следующей последовательности:

9.1. На лицевой части путевого листа под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в диспетчерском журнале.

9.2. В строке "Режим работы" записывается код или наименование режима работы (работа в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, в день субботника, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю.

9.3. В строке "Колонна, бригада" записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель.

В строке "Автомобиль" записываются марка, государственный номер и тип автомобиля, а также его гаражный номер.

9.4. В строке "Водитель" записываются фамилия, инициалы, номер служебного удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу. В строке "Табельный номер" записывается номер, присвоенный водителю в автопредприятии.

9.5. В строках "Прицепы" записываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки.

9.6. В строке "Сопровождающие лица" записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.).

9.7. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графах 2 и 3 записывается время (часы и минуты) выезда и возвращения автомобиля по графику.

9.8. В разделе "Задание водителю" в графе 16 "В чье распоряжение" на основании заявки или разового заказа заказчика записывается наименование заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания.

9.9. В графе 17 "Время прибытия" записывается время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора.

9.10. В графах 18 "Откуда взять груз" и 19 "Куда доставить груз" записываются адреса пунктов погрузки и разгрузки согласно заявке, разового заказа заказчика или по условиям договора.

9.11. В графе 20 "Наименование груза" записывается наименование предъявляемого к перевозке груза на основании заявки или разового заказа заказчика.

9.12. В графе 21 "Количество ездок с грузом" на основании заявки или разового заказа записывается количество ездок с грузом, необходимое для выполнения задания.

9.13. В графе 22 "Расстояние" записываются расстояния перевозок грузов, определяемые по данным дорожных органов, или по карте района (плану города) при помощи курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера или по показателям спидометра автомобиля (на сезонных перевозках), зафиксированным актом автотранспортного предприятия или организации и заказчика.

9.14. В графе 23 "Перевезти тонн" записывается количество груза, которое необходимо перевезти для заказчика.

Право изменения задания, указанного в разделе "Задание водителю", имеет только автотранспортное предприятие. Лишь в исключительных случаях заказчик может по согласованию с автотранспортным предприятием изменить задание с соответствующей записью в строках "Особые отметки". В этой же строке производится запись в случаях использования автомобиля по специальному назначению (органами милиции, врачами и т.д.).

9.15. На лицевой стороне путевого листа в строке "Выдать горючее" записывается прописью количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы.

9.16. В строке "Подпись диспетчера" диспетчер своей подписью удостоверяет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения.

10. Заполнение путевого листа до выезда из гаража производится в следующей последовательности:

10.1. В разделе "Движение горючего" в графах 7, 9 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче - смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное на то лицо записывает количество выданного горючего, а также серии и номера выданных талонов на горючее и удостоверяет эти записи своей подписью.

Количество горючего, выданного талонами, приравнивается к горючему, выданному в натуре.

10.2. На лицевой стороне врачом или другим медицинским работником при осуществлении предрейсового медицинского осмотра подписью удостоверяется состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем.

10.3. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 5 "Показания спидометра" механик контрольно - пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 "Время фактическое" штамп - часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп - часов время записывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы, минуты.

10.4. В разделе "Движение горючего" в графе 10 "Остаток при выезде" механик КПП или ОТК записывает количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе.

10.5. В строке "Подпись механика" механик КПП или ОТК удостоверяет подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража, а в строке "Подпись водителя" - водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.

11. Заполнение путевого листа на линии производится в следующей последовательности.

В разделе "Последовательность выполнения задания" формы N 4-с:

11.1. В графе 24 грузоотправитель записывает последовательно номера выполненных ездок. Запись предназначена для разнесения прилагаемых товарно - транспортных документов по ездкам.

11.2. В графе 25 "Номера приложенных товарно - транспортных накладных" грузоотправителем записываются все номера товарно - транспортных накладных, относящихся к данной ездке.

11.3. В графе 26 "Время прибытия" проставляется время (часы и минуты) предъявления шофером путевого листа грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно - пропускном пункте в пунктах погрузки или разгрузки (кроме станций железных дорог).

При отсутствии въездных ворот или контрольно - пропускного пункта указанная графа не заполняется, время прибытия в пункт погрузки или разгрузки проставляется в товарно - транспортной накладной (ТТН).

11.4. В графе 27 "Подпись и печать" грузоотправитель расписывается и ставит печать, подтверждая правильность заполненных им реквизитов путевого листа.

12. Графа 28 "Отметки автопредприятия" может использоваться автопредприятием для отражения дополнительных учетных показателей работы автомобиля и прицепа.

13. В разделе "Простои на линии" работник службы техпомощи или уполномоченное на то лицо в соответствующих графах записывает причину простоя, дату и время начала и окончания простоя и удостоверяет эти записи своей подписью.

14. В строках "Особые отметки" на лицевой стороне записываются сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки органов Госавтоинспекции, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля, различных дорожных служб и т.п.).

15. При возвращении автомобиля в гараж заполнение путевого листа производится в следующей последовательности:

15.1. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 6 механик КПП или ОТК записывает или проставляет штамп - часами фактическое время возвращения автомобиля в гараж (число, месяц, часы, минуты) и заполняет графу 5 "Показания спидометра".

15.2. В разделе "Движение горючего" механик КПП или ОТК заполняет графу 11 "Остаток при возврате" и расписывается под ней.

15.3. В разделе "Движение горючего" заправщик, техник по ГСМ или уполномоченное на то лицо при сдаче водителем талонов на ГСМ заполняет графу 12 "Сдано" и расписывается под ней.

15.4. В строке "Сдал" водитель подписью удостоверяет сдачу автомобиля механику КПП или ОТК в технически исправном (неисправном) состоянии. Механик КПП или ОТК в строке "Принял" подписью удостоверяет правильность заполнения граф 5 и 6 строки "Возвращение в гараж" раздела "Работа водителя и автомобиля" и прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.

16. После сдачи водителем путевого листа диспетчер или другое уполномоченное на то лицо заполняет его в следующей последовательности:

16.1. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 4 "Нулевой пробег" по таблице расстояний записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до гаража.

16.2. В разделе "Движение горючего" в графе 13 "Коэффициент изменения нормы" записывает один общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода горючего, связанного с работой автомобиля по повышенной норме расхода горючего, в графе 14 "Время работы спецоборудования" и графе 15 "Время работы двигателя" на основании соответствующих записей в приложенных к путевому листу ТТН записывает соответственно время работы спецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условиях эксплуатации (работа двигателя, вращающего погрузочно - разгрузочные механизмы и т.п.). Эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расхода горючего. Правильность заполнения данных реквизитов диспетчер заверяет подписью под соответствующими графами.

16.3. В разделе "Последовательность выполнения задания" диспетчер в графе 24 записывает общее количество ездок, а в строке "ТТН в количестве" - общее количество сданных товарно - транспортных накладных. За общее количество сданных и принятых товарно - транспортных накладных водитель расписывается в строке "Сдал водитель", а диспетчер - в строке "Принял диспетчер".

III. Особенности заполнения путевых листов формы N 4-п и N 4-м

17. В путевом листе формы N 4-п в разделе "Задание водителю" в графе 16 "В чье распоряжение" на основании заявки или разового заказа заказчика диспетчером записывается наименование и адрес заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания, в графах 17 и 18 - плановое время прибытия и убытия, в графе 19 - плановое количество часов работы и в графе 20 - количество ездок по плану.

18. Путевой лист формы N 4-п имеет отрывной талон заказчика, который является основанием для предъявления автопредприятием счета на оплату транспортных услуг и прилагается к нему.

19. В отрывном талоне заказчик:

19.1. На основании предъявленного водителем путевого листа заполняет в соответствующих строках номер и дату выдачи путевого листа, наименование автопредприятия, на подвижном составе которого производится перевозка грузов, марки и государственные номера прибывших автомобиля и прицепов.

19.2. В строке "Заказчик" записывает наименование организации, фамилию и инициалы должностного лица, ответственного за использование автомобиля.

19.3. В строке "Время" указывает время при прибытии и убытии автомобиля от заказчика.

19.4. В строках "Спидометр" записывает показания спидометра при прибытии к заказчику и убытии от него.

19.5. В строке "Приложенные ТТН" вписывает номера ТТН, один экземпляр которых прилагается к путевому листу, и указывает их общее количество.

Приложение ТТН к путевому листу автомобиля, выделенного для работы с оплатой по повременным тарифам, не является основанием для изменения формы оплаты за работу автомобиля.

19.6. В строке "Количество ездок" проставляет общее количество выполненных ездок.

19.7. В строке "Подпись и штамп заказчика" расписывается и ставит штамп, подтверждая правильность заполнения реквизитов соответствующих строк путевого листа.

20. В разделе "Выполнение задания" заказчик записывает маршруты движения откуда - куда по каждой ездке и удостоверяет эти записи своей подписью.

21. В путевом листе формы N 4-м в разделе "Прохождение контрольного пункта УТЭП, КДП и ГАС":

  • диспетчер автопредприятия в графе 26 записывает наименование контрольного пункта, пункта отдыха и ночлега, через которые должен следовать автомобиль, а также УТЭП, КДП и ГАС, на которых водитель получает загрузку автомобиля, в том числе и автомобилей, следуемых в попутном направлении, в графе 27.1 - дату и время их прохождения по графику;
  • диспетчер УТЭП, КДП или ГАС в графе 27.2 записывает фактическое время и дату прохождения контрольного пункта, пунктов отдыха и ночлега, выводит отклонение от графика и записывает в графе 27.3 "Отклонение", в графе 28 расписывается и ставит штамп.

IV. Обработка путевых листов

22. Обработка путевых листов может производиться автоматизированным с применением ЭВМ, механизированным с применением ПВМ и КВМ и ручным способами.

Путевые листы, подлежащие автоматизированной обработке на ЭВМ, проходят предварительную обработку, которая заключается в кодировании информации (заполнении граф), подготовке и переносе информации на машинные носители.

23. При автоматизированной обработке путевых листов данные машинограмм, полученных с ЭВМ, могут не переноситься на бланки путевых листов. При этом машинограмма должна содержать показатели, соответствующие утвержденному разделу "Результаты работы автомобиля и прицепов".

24. В разделе "Результаты работы автомобиля и прицепов":

24.1. Расход горючего определяется по общему пробегу и выполненным тонно - километрам автомобиля за день (смену) его работы. При подведении итогов работы в путевом листе указываются наряду с фактическими расходами расходы по нормам, утвержденным для отдельных марок автомобилей.

24.2. Время в наряде в часах определяется с момента выезда автомобиля из гаража до его возвращения в гараж, за вычетом времени на обед и отдых водителя (согласно положению, существующему на автотранспорте). Целодневные простои из-за бездорожья, технических неисправностей и т.п. из часов в наряде исключаются.

Время в движении составляет разницу между временем в наряде и временем в простоях. Время в простоях определяется путем суммирования времени простоев под погрузкой и разгрузкой, времени на простои, вызванные техническими неисправностями автомобиля в пути, заменой резины, непроезжим состоянием дорог и др. Простои под погрузкой и разгрузкой определяются по записям о простоях, указанных в товарно - транспортных накладных.

Простои по техническим неисправностям и прочим причинам определяются по записям в разделе путевого листа "Простои на линии". Итоги по простоям даются отдельно по простоям под погрузкой и разгрузкой, сверхнормативным простоям и простоям, вызванным техническими неисправностями.

24.3. Количество ездок с грузом определяется путем подсчета всех ездок с грузом между пунктами погрузки и пунктами разгрузки.

24.4. Общий пробег автомобиля должен соответствовать разнице между показаниями спидометра при возвращении в гараж и при выезде из гаража.

Пробег с грузом равняется сумме расстояний по всем ездкам с грузом, указанным в ТТН.

Пробег без груза составляет разницу между общим пробегом и пробегом с грузом.

24.5. Общее количество перевезенного автомобилем груза определяется по товарно - транспортным накладным путем подсчета количества груза, доставленного в пункты назначения.

24.6. Тонно - километры определяются путем умножения количества (массы) перевезенного груза по каждой ездке (заезду) на расстояние каждой ездки (заезда) между пунктами погрузки и разгрузки.

Общее количество тонно - километров, сделанных грузовым автомобилем за день работы (смену), будет равно сумме тонно - километров по всем ездкам (заездам) с грузом.

25. Зарплата водителю указывается на основании данных таксировки всех товарно - транспортных накладных, приложенных к путевому листу.

Путевой лист для легковых автомобилей является важнейшим документом не только для тех компаний, которые занимаются перевозками, но и для любых других предприятий, где имеется рабочее авто. Он позволяет вести точный учет эксплуатации самого транспортного средства, а также контролировать расход топлива, что в конечном итоге дает возможность существенно экономить.

Основные сведения о документе

Путевой лист автомобиля является основным документом, который позволяет контролировать работу водителя, а также режим эксплуатации транспорта:

  • время в пути и простоя;
  • маршрут движения;
  • график движения;
  • расход топлива и т. д.

Такой документ выдается каждому водителю, который берет в эксплуатацию коммерческий автомобиль.

Зачем же нужен такой документ? В первую очередь, большинство юридических лиц используют путевые листы не столько для контроля транспортного средства, сколько для снижения налогооблагаемой базы. В путевом листе всегда отображается количество затраченного на маршрут топлива, соответственно – эта сумма не облагается налогом, что позволяет предпринимателям получить дополнительную экономию.

Также стоит отметить и другие назначения данного документа:

  • Исключение возможности использования сотрудниками коммерческого транспорта в личных целях. Особенно актуально это для служб такси, где имеется большое количество легковых авто.
  • Контроль износа автомобиля, а также необходимости в техническом его обслуживании. Благодаря наличию путевых листов можно высчитать общий срок эксплуатации транспортного средства и вовремя сдавать его в сервис.
  • Снижение затрат на топливо за счет строго контроля следования автомобиля по заранее спланированному маршруту.

Таким образом, путевой лист повышает эффективность эксплуатации легковых транспортных средств, а также позволяет сделать ее менее затратной.

Ответственность за заполнение путевого листа всегда ложиться на владельца самого предприятия, а также должностное лицо, которое отвечает за выдачу транспортных средств в пользование сотрудникам. Сам водитель не имеет права вносить какие-либо изменения или делать отметки в документе. Все, что от него требуется – подписи, которые подтверждают прием и сдачу автомобиля.

Форма 3 путевого листа и порядок его заполнения

Существует специальная форма 3 путевого листа, которая была утверждена Госкомстатом. В ней уже учтены все необходимые реквизиты, которые нужно указывать при заполнении документа. Вы можете скачать пустой бланк путевого листа для легковых авто по форме 3 для последующего его заполнения .

Но стоит отметить, что с недавнего времени она не является обязательной для использования. Законодательство позволяет предпринимателям самостоятельно разрабатывать бланки для путевых листов. Главное – в них должны указываться все те реквизиты, которые имеются на установленной форме.

Рассмотрим более подробно, как заполняется форма 3 для путевого листа легкового автомобиля:

  1. Шапка документа . В ней обязательно должно указываться наименование самого документа, а также его номер, ведь в дальнейшем он должен сохраняться в архиве не менее 5 лет и отмечаться в специальном журнале при сдаче.
  2. Срок выдачи . Сразу после указания названия документа и его номера следует указывать сроки, на которые был выдан путевой лист в формате с «день месяц до день месяц год».
  3. Реквизиты компании . В данном пункте необходимо прописывать все данные о юридическом лице, на которое оформлен автомобиль. Сюда входят: полное наименование и юридический адрес, код ОКПО и ИНН/КПП.
  4. Информация об автомобиле . Обязательно указывается тип транспортного средства. В данном случае – легковой автомобиль. Кроме того, прописывается его марка и модель, например, Ford B-MAX, BMW X5 xDrive40d и т. д. Также обязательно должен указываться номер и код его регистрационного знака.
  5. Информация о водителе . Полностью прописывается ФИО самого водителя, номер его водительского удостоверения, а также категория прав, по которой он осуществляет управление транспортным средством.
  6. Технические данные . В них включены разрешения на выезд, а также информация о техническом состоянии автомобиля. Кроме того, в нем указываются данные о топливном расходе по маршруту – прописывается марка горючего, остаток до выезда на маршрут и после, нормы по расходу топлива и фактические показатели.
  7. Задание самому водителю . В данном пункте указывается цель поездки, а также время выезда и заезда, оставляются пометки об опозданиях, остановках, простоях и т. д.

Все данные, прописанные в путевом листе, обязательно заверяются ответственными лицами.

После заполнения вступительной части, где указываются все данные, начинается основная часть документа. В зависимости от типа организации она может отличаться. Для тех предприятий, которые работают в сфере перевозок, обязательно должна составляться карта прохождения водителей. Она состоит из следующих пунктов:

  • дата проведения медосмотра до и после поездки;
  • время проведения медосмотра до и после поездки;
  • ФИО лица, которое ответственно за проведение медосмотра (указываются оба лица, если до и после поездки медосмотр проводили разные сотрудники);
  • подпись ответственного лица ставится как после, так и до поездки.

После этого указывается информация о маршруте, который был пройден легковым автомобилем. Она состоит из следующих пунктов:

  • дата начала и завершения маршрута;
  • время начала и завершения маршрута;
  • показания одометра до и после маршрута;
  • ФИО лица, несущего ответственность за контроль;
  • подпись ответственного лица;
  • пункты, через которые проходит маршрут;
  • общее количество пройденных километров.

В завершении таблицы указывается суммарное количество пройденных километров за все маршруты, которые были осуществлены транспортным средством. После этого ставятся подписи всех ответственных лиц: водителя, начальника кадрового отдела и бухгалтера.

Важно помнить, что все пункты путевого листа должны быть обязательно заполнены. В противном случае документ может вызвать подозрения у работников контролирующих служб и налоговых инспекторов.

Кроме того, предлагаем ознакомиться с видео-роликом, в котором вам более подробно расскажут о правильном составлении путевого листа:

Требования по оформлению и использованию

Существуют определенные требования, которые устанавливаются по отношению путевых листов для легковых авто (касательно их заполнения, а также последующего обращения). Рассмотрим их далее:

  • Все путевые листы должны быть отмечены в журнале и пронумерованы для упрощения последующего их поиска в архиве.
  • В соответствии с законодательством путевые листы должны сохраняться на предприятии в течение 5 лет.
  • Существуют определенные нормы по расходу топлива и смазочных материалов, которые устанавливаются законодательной базой. Но они носят исключительно рекомендательный характер, поэтому придерживаться их при подсчетах необязательно.
  • Начиная с 2017 года, было отменено обязательство ставить печать организации на путевом листе, поэтому за ее отсутствие вам не имеют права выписать штраф.
  • С июня 2017 года был введен запрет на найм ИП или водителей, которые имеют иностранные водительские удостоверения.
  • Любые коммерческие перевозки должны сопровождаться составлением путевого листа по всем вышеописанным требованиям.

В случае нарушения каких-либо правил по составлению и предоставлению путевых листов на легковые авто вам могут выписать штраф, размер которого определяется типом нарушения, а также статусом лица, которым оно было совершено.

Когда нужен и не нужен путевой лист для легкового авто?

Первым делом рассмотрим те случаи, когда нет необходимости в оформлении путевого листа на легковой автомобиль. К ним относятся:

  • транспортное средство находится в распоряжении физического лица и используется им исключительно в личных некоммерческих целях;
  • если автомобиль состоит на учете предприятия и при этом не используется для совершения перевозок пассажиров, грузов или багажа, а сам руководитель не нуждается в учете топливного расхода.

В законодательной базе прописано, что любой автомобиль, который состоит на учете коммерческого или некоммерческого предприятия, а также совершает перевозки багажа, пассажиров или грузов, обязан документироваться путевым листом. При этом он всегда должен находиться в транспортном средстве и быть предъявлен по просьбе сотрудника полиции.

Ежедневное заполнение путевого листа может быть весьма затруднительной задачей для компаний, в которых нет штатного диспетчера, поэтому в законодательстве предусмотрено, что путевой лист собственного формата может заполняться на любой срок, не превышающий одного месяца. В случае же с унифицированными формами не допускается выдача документа на срок свыше одного дня или поездки.

В случае отсутствия путевого листа нарушителю выписывается предупреждение или штраф в размере 500 рублей.

Путевой лист позволяет упростить контроль эксплуатации транспортных средств, а также пресечь его несанкционированное использования. Поэтому рекомендуется со всей ответственностью относиться к таким документам и заполнять их по всем требованиям.

В целях фиксации работы грузового автомобиля используется специальный бланк путевого листа по форме 4-С вне зависимости от того, арендуется ли транспортное средство или находится в собственности. Этот документ предназначен для того, чтобы можно было рассчитать заработную плату водителю и списать ГСМ в качестве расходов на обслуживание грузовика.

Основные моменты по работе с путевым листом по форме 4-С

Данный путевой лист используется, если водитель работает по сдельной форме оплаты труда. При отсутствии у водителя заполненного путевого листа к нему применяются штрафные санкции согласно ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ — 500 руб.

Унифицированная форма путевого листа 4-С утверждена на законодательной основе — Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. № 78. Использовать ее должны только автотранспортные предприятия, остальные хозяйствующие субъекты могут разрабатывать свою форму путевого листа. Обязательное условие — в документе должны содержаться обязательные реквизиты, а сам бланк должен быть закреплен в учетной политике организации.

Скачать пустой бланк путевого листа 4-С можно по этой

Порядок заполнения путевого листа по форме 4-С

О правилах заполнения путевого листа 4-С указано в Постановлении №78. Бланк содержит лицевую и оборотную стороны, которые заполняются следующим образом:

Заполнение лицевой стороны

На лицевой стороне путевого листа 4-С нужно проставить название документа и его дату, затем вписать наименование организации, код по ОКПО, адрес и телефон. Дополнительно необходимо указать кодировку колонны, бригады и режима работы.

Затем нужно отразить информацию о грузовом транспортном средстве, в том числе его марку, гос.номер, гаражный номер, при наличии прицепа — сведения о нем. После этого вносится информация о водителе — ФИО, табельный номер, данные водительского удостоверения.

  • работа водителя и транспортного средства (дата и время выезда и заезда в гараж, фактическое время работы, показания спидометра);
  • движение горючего (марка, сколько выдано, остаток на начало и конец работы, время работы транспорта, коэффициент расхода горючего по отношению к нормам компании);
  • задание водителю (наименование и адрес заказчика, время прибытия, адреса погрузки и разгрузки, наименование груза, расстояние транспортировки и объем груза);

Кроме того, на лицевой стороне путевого листа должна быть следующая информация:

  • от диспетчера о проверке водительского удостоверения, выдаче задания и горючего;
  • от медработника о проведении медосмотра и допуске водителя к выполнению задания;
  • от механика о проведенном техосмотре транспортного средства;
  • от водителя о приеме грузового автомобиля и его сдаче после выполнения задания.

О каких-либо дополнительных моментах, например, ДТП, ремонте и пр. можно указать в специальном блоке «Отметки организации — владельца автотранспорта».

Образец заполнения лицевой стороны путевого листа по форме 4-С скачайте

Заполнение оборотной стороны

На оборотной стороне указывается последовательность выполнения водителем полученного задания, то есть именно здесь необходимо прописать маршрут следования транспортного средства. При этом сведения включают:

  • пункты погрузки и разгрузки (перецепки прицепов);
  • дату и время приезда и уезда;
  • номера сопроводительных товарно-транспортных документов;
  • наименование и подпись грузоотправителя (или грузополучателя).

Ниже делаются отметки о том, были ли по маршруту какие-либо простои, каковы их причины, вид и продолжительность. Эта информация может свидетельствовать о том, почему водитель задержался в пути и потратил горючего больше, чем по нормативу. Данные разделы подписываются непосредственно водителем и диспетчером.

Во второй части оборотной стороны путевого листа 4-С (результаты работы автомобиля и прицепов) отражается общая информация о том, как отработал водитель свою смену. При этом необходимо включить следующие сведения:

  • расход горючего по норме и по факту;
  • время работы автомобиля и прицепа, в том числе в движении и простое (при погрузке/разгрузке и по техническим причинам);
  • количество ездок;
  • пробег автомобиля и прицепа, в том числе с грузом;
  • количество перевезенного груза, в том числе на прицепах;
  • пройдено километров, в том числе с прицепом;
  • начисленная зарплата водителю.

В этом разделе информацию заполняет не только диспетчер, но и таксировщик с проставлением подписи и расшифровки к ней.

Образец заполнения оборотной стороны путевого листа по форме 4-С скачайте

О форме путевого листа грузового автомобиля № 4-п мы рассказывали в . В этом материале приведем бланк путевого листа грузового автомобиля 4-с.

Путевой лист грузового автомобиля 4-с

Путевой лист 4-с содержит основные разделы, позволяющие вести учет времени работы транспортного средства, водителя, а также движение горючего. Эта информация сгруппирована в следующих основных блоках путевого листа:

  • работа водителя автомобиля;
  • движение горючего;
  • задание водителю;
  • последовательность выполнения задания;
  • результаты работы автомобиля и прицепов.

Путевой лист по форме 4-с: бланк скачать

Необходимо иметь в виду, что утвержденный Госкомстатом образец путевого листа грузового автомобиля 4-с содержит не все обязательные реквизиты (п. 3 Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152 , Письмо Минфина от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). К примеру, в нем не предусмотрено заполнение даты и времени проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя. Этими реквизитами необходимо дополнить применяемую организацией форму путевого листа грузового автомобиля.

Организации, во владении которых есть грузовые транспортные единицы, обязаны заниматься заполнением определенных разновидностей документов. Исключением не является и путевой лист грузового автомобиля. Его заполнение осуществляется тогда, когда автомобиль отъезжает с базы в целях осуществления водителем работы. Целью создания данной бумаги является фиксация расходов, и учет рабочего времени каждого автомобиля. На базе ключевых параметров производятся расчетные мероприятия по сумме зарплат для водителей. Что представляет собой этот тип документации, и каковы особенности его заполнения – будет рассмотрено в статье.

В рамках любого мероприятия по перевозке груза, которой занимается автомобиль компании, наблюдается соответствие определенной формы документа, которая подтверждена Министерством транспорта.

Существует несколько нормативов, на базе которых произошел процесс официального принятия шаблонов:

  • приказ Министерства транспорта №152, имеющие соответствующие редакции и поправки;
  • устав, сформированный на законодательной базе 259;
  • указ, созданный силами министерства транспорта;
  • законодательная норма, находящаяся под номером 402.

Это обязательные бумаги, заполнение которых должно быть осуществлено в строгом соответствии с законом. Любой рейс в определенное место сопровождается заполнением формы сотрудниками, например, уполномоченным директором или бригадиром. Заполнение происходит по 4-п, 4-с и междугородной бумаге 4-м. Можно без проблем скачать бланк путевого листа грузового автомобиля.

Общие принципы взаимодействия с документацией

Заполнение документа осуществляется разово в сутки до того, как машина отправится в путь. Есть оговорка, предполагающая тот факт, что листы, выданные за прошлые смены, уже были возвращены организации на базу. Заполнение отрывных бланков осуществляет партнер-заказчик. Именно он и осуществляет процесс оформления счета к оплате. Когда работа завершается, документ отправляется обратно в компанию, где происходит фиксация информации о числе отработанных часов и прочих данных. Рассмотрим образец заполнения путевого листа грузового автомобиля в четкой последовательности действий.

Предполагается содержание определенной информации, которая является ключевой:

  1. Данные о реквизитах компании, которая выдает документ.
  2. Дата – момент заполнения документа наряду с порядковым номером.
  3. Пометка исправности автомобиля, подтвержденная подписью лица, проведшего осмотровые мероприятия.
  4. Сведения о машине – регистрационный код, марка, прицеп или его отсутствие.
  5. Данные и сведения, связанные с личностью шофера: ФИО, удостоверение и его номер.
  6. Производится обязательное заполнение информативной таблицы, в рамках которой происходит отражение движения горючего вещества – его количестве, марки, продолжительности пребывания в рабочем состоянии.
  7. Происходит описание задания водителя, подлежащее обязательному процессу выполнения.

Пример заполнения данных об автомобиле и водителе в путевом листе

Существует специальный бланк путевого листа грузового автомобиля, на основании которого можно ознакомиться с информацией, требуемой к указанию. На следующем этапе происходит детальное заполнение таблицы, содержащей информацию о таких моментах, как «работа водителя и авто». В ней должны быть указаны следующие интересные сведения:

  • показания, отмеченные спидометром;
  • временные интервалы совершения рабочих действий;
  • время отработки по факту.

Во второй части путевого листа присутствует таблица, отражающая и характеризующая точную последовательность, в которой происходило выполнение задания. Ее заполняет непосредственно водительский специалист, а также здесь имеются данные обо всех передвижениях, совершенных в рамках времени работы, а также об итоге выполненных задач. Нахождение путевого листа должно быть у водителя в течение всего процесса поездки. Если понадобится, документ предоставляется сотруднику ГИБДД.

Проверка путевого листа инспектором ГИБДД

Заполнение путевого листа в рамках формы 4-п

Эта форма оформляется силами уполномоченного лица, несущего ответственность за выполнение всех норм и обязательств. Помимо этого, ответственными являются лица, которые руководят процессами. Если водитель успешно сдал документ, относящийся к прошлой смене, под расписку он может претендовать на получение очередной бумаги. Существует перечень дополнительных бумаг, предоставляемых водителю. Они даются в ситуации, когда происходит перевозка ТМЦ. В бухгалтерии обеспечивается их совместное хранение. Образец путевого листа грузового автомобиля прост и понятен, в нем содержится базовый набор всех данных.

В данном случае подразумевается применение повременного оплатного тарифа. Происходит вписывание номерных значений данных документов в путевой лист. Форма 4-п поступает к водителю непосредственно перед стартом смены, при этом важную роль играет сдача путевого листа за прежнюю смену. Далее водителю следует расписаться о получении листа, проверить факт наличия штампа и печати, а также ознакомиться с датой выдачи. Когда смена завершается, документация отправляется в компанию, являющуюся собственником грузового авто.

В рамках данного процесса заказчик получает отрывной талон, включающий определенные сведения:

  1. Время, которое оплачивается.
  2. Общий автомобильный пробег груженого и пустого авто.
  3. Показатель перепробега, если такой имеется.
  4. Тоннаж.
  5. Сумма, которую требуется оплатить.

Пример заполнения путевого листа грузового автомобиля можно посмотреть на просторах интернета и сделать это достаточно просто. Выписка может осуществляться в рамках учетной программы.

Особенности заполнения путевого листа по 4-с

Вне зависимости от того, является ли транспортное средство арендованным или собственным, компания обязуется заниматься составлением документации в рамках сдельного образца 4-с. Обязательный тип формы документа предусмотрен в рамках действующего законодательства. Компания вправе заниматься самостоятельной разработкой бланка. Типовой лист типа 4-с применяется при использовании в ходе расчета сдельных показателей.

Что должно быть на лицевой стороне

В этом процессе компания проставляет штамп, код, наличие или отсутствие прицепа. В рамках первой таблицы следуют записи данных, связанных с работой шофера. Здесь же происходит предоставление плановых и фактических параметров, связанных с датой и временем. Последующие графы подразумевают указание типа и кода топливного ресурса, который применяется для заправки. Также отмечаются его показатели на начало дня и конец. Впоследствии наемный специалист осуществляет заполнение сведений о задании, которое стоит перед водителем. В нем включено указание названия, информация о грузе, число поездок, тоннаж и особенности километража. В документе имеет место быть раздел, связанный с особыми метками. В нем включена информация о ДТП. Это далеко не весь перечень сведений, обязательных к содержанию в рамках данного документа.

Что должно быть на обратном обороте

Рассматривая вопрос, как заполнить путевой лист грузового автомобиля, стоит обратить внимание на оборот бумаги. На другой стороне осуществляется запись о процессе выполнения задач: во сколько времени, и в какой пункт прибыла машина, в каком количестве присутствуют сопроводительные документы, и каковы их номера. Важно, чтобы происходило заверение данных посредством подписей и печатей. Ниже отмечаются сведения о простоях, а также их причинах, продолжительности. Заполняется и нижняя таблица, в которую диспетчером вносятся сведения о результатах, связанных с расходом топлива.

Каковы нюансы заполнения документации

Рассматривая образец заполнения путевого листа 4С, стоит обратить внимание на несколько моментов. Стоит учесть то, что вся ответственность за грамотность заполнения лежит на плечах директора фирмы и только впоследствии переходит на должностных лиц. Это относится к механику, диспетчеру и непосредственно водителю. Если есть иные уполномоченные лица, их подписи также играют важную роль.

Заполнение документа по форме 4-м

Транспортные и другие организации, которые занимаются осуществлением грузовой доставки на крупные расстояния, могут осуществлять оформление специализированного путевого листа, который выписывается на весь рейс и имеет длительность в несколько суток. Это межотраслевая форма 4-м. Особую роль играет ее заполнение в случае, когда отправка грузов происходит за пределы страны. Оформляется и заполняется такая путевка для грузового автомобиля достаточно просто, для этого необходимо соблюдать особенности для лицевой и оборотной стороны.

Образец бланка путевого листа форма 4-м

Лицевая часть и ее заполнение

В принципе, суть заполнения остается той же, что и при других формах, например, 4-п или 4-с. Данные остаются теми же и включают в себя штамп компании с наименованием, порядковое номерное число документации и дата, в которую она была составлена. Под штампом происходит указание общего режима работы авто и номера колонны. После этого ниже наблюдается заполнение наименования машины и ФИО водительского специалиста. Аналогично происходит заполнение таблицы о движении горючих веществ, указание всех данных происходит в литрах. В конце следуют подписи всех сторон.

Оборотная часть

Ее заполнение происходит в рамках процесса, в течение которого выполняется поставленная задача. В таблице, отображающей последовательность выполнения, содержатся номера сопутствующих документов, на основании которых происходит грузовая перевозка. Также есть таблица, содержащая сведения о простоях на линиях, в ней указываются факты простаивания машины без работы, а также причины и даты. Ниже отмечается количество накладных, передаваемых между специалистами. Все это заверяется посредством подписей руководящих сторон и сотрудников, пребывающих в подчинении.

Каждое предприятие должно ответственно подходить к этому моменту, чтобы все документы были в порядке. Это позволит избежать непониманий внутри фирмы и предотвратить штрафные взыскания со стороны государственных органов, служб и структур.

Образец маршрутного листа для водителя грузового автомобиля можно посмотреть далее. Если грамотно подойти к организации данного процесса и привлечь к труду более компетентных сотрудников, результатом станет грамотно заполненная форма, призванная обеспечить отражение текущей действительности.