Какие нормы нужно использовать при списании гсм. Новые марки автотранспорта в перечне

Распоряжение Министерства транспорта РФ
№НА-51-р от 06.04.2018

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ", ВВЕДЕННЫЕ В ДЕЙСТВИЕ РАСПОРЯЖЕНИЕМ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 МАРТА 2008 Г. N АМ-23-Р

Внести изменения в Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. N АМ-23-р, согласно приложению к настоящему распоряжению.

Приложение
к распоряжению Минтранса России
от _________ N ___

1.В пункте 7 таблицу подпункта 7.1.1 дополнить позициями 103 - 111 в следующей редакции:

Lada Granta 219010 1.6
(ВАЗ-11186)

Lada Granta 219170 1.6
(ВАЗ-21127)

Lada Priora 217020 1.6
(ВАЗ-21116)

Lada Kalina 219410 1.6
(ВАЗ-11186)

Lada Largus 1.6 (RSOY5L)
(Renault K4M 490)

Lada Vesta 1.6
(ВАЗ-21129)

Lada XRay 1.6
(ВАЗ-21129)

Lada XRay 1.6
(Renault H4M)

УАЗ-3163-10 Patriot
(ЗМЗ-40905)

2.В пункте 8 таблицу подпункта 8.1.2 изложить в следующей редакции:

Модель, марка, модификация автомобиля

Число и расположение цилиндров

Мощность двигателя, л.с.

Рабочий объем, л

Базовая норма расхода топлива, л/100 км

326031
(вед. 25 мест ш. Урал 43203-1151-41;
ЯМЗ-236НЕ2-24)

476110
(вахт. 32 места; КамАЗ-43118-15;
КамАЗ-740.31)

А09214 "Богдан"
(вед. 23 места; Isuzu)

А09202 "Богдан"
(вед. 21 место; Isuzu)

А09204 "Богдан"
(вед. 21 место; Isuzu)

6270-10
(гор. 125 мест; Scania DC903)

2217
(6 мест; Chrysler)

2217
(6 мест; ЗМЗ-40524)

2217
(6 мест; УМЗ-421600)

2217
(7 мест; ЗМЗ-40522T)

22171
(10 мест; ЗМЗ-40630D)

22171
(10 мест; ЗМЗ-40630D)

22171
(10 мест; УМЗ-421600)

22171
(11 мест; ЗМЗ-405240)

22171
(6 мест; Chrysler)

22171-730
(7 мест; Chrysler)

221710 "Соболь"
(7 мест; Chrysler)

2217-288 "Бизнес"
(7 мест; УМЗ-421600)

22171
(11 мест; ГАЗ-560)

22177
(6 мест; ЗМЗ-40522R)

2752
(7 мест; Chrysler)

3221 "Бизнес"
(9 мест; УМЗ-421600)

3221
(школьный 13 мест; УМЗ-4216)

3221-216
(8 мест; УМЗ-4216)

3221-218
(8 мест; УМЗ-4216)

32213
(13 мест; ЗМЗ-405220)

32213
(13 мест; Chrysler)

32213
(14 мест; ЗМЗ-40260F)

32213
(7 мест; ЗМЗ-405240)

32213
(13 мест; УМЗ-421600)

322132
(14 мест; УМЗ-421600)

32213-408
(13 мест; ЗМЗ-405240)

322173
(14 мест; ЗМЗ-405220)

322173
(14 мест; УМЗ-421600)

323810 "Баргузин"
(7 мест; ЗМЗ-40630D)

32590C
(11 мест; УМЗ-421600)

22171
(11 мест; УМЗ-421640)

22177
(7 мест; УМЗ-421640)

32213
(13 мест; УМЗ-421640)

A65R32
(вед. 17 мест; Cummins ISF2.8s R148)

A65R33
(вед. 18 мест; A27400 Evotech 2.7)

4235-33
(вед. 26 мест; Cummins 4ISBe185B)

4235-01
(гор. 54 места; Cummins 4ISBe150B)

4235-31
(вед. 31 место; Cummins 4ISBe185B)

4235-32
(вед. 30 мест; Cummins 4ISBe185B)

4235-33
(гор. 56 мест; Cummins 4ISBe185B)

4238
(вед. 36 мест; Cummins 6ISBe 210)

423800
(м/г 37 мест; Cummins EQB210-20)

4238-02
(м/г 35 мест; Cummins 6ISBe 210)

4238-01
(вед. 40 мест; Cummins 6ISBe 210)

4238-45
(школьный 34 места; Cummins 6ISBe4210B)

5256.23-01
(вед. 28 мест; Caterpillar 3126)

5256.23-01
(пригор. 44 места; Caterpillar3126E)

5256.26
(гор. 110 мест; Caterpillar 3126E)

5256.26

5256.26
(гор. 104 места; Caterpillar 3126E)

5256.26
(пригор. 104 места; Caterpillar 3126E)

5256.36
(гор. 110 мест; ЯМЗ-6563.10)

5256.36

5256.36-01
(пригор. 88 мест; ЯМЗ-6563.10)

5256.45
(гор. 110 мест; КамАЗ-740.31)

5256.46-01
(пригор. 94 места; КамАЗ-740.65)

5256.53
(гор. 116 мест; Cummins 6ISB245B)

525623-01
(гор. 66 мест; Caterpillar 3126EA)

525623-01
(м/г 44 места; Caterpillar 3126)

525623-01
(пригор. 66 мест; Caterpillar 3126EA)

525633-01
(вед. 45 мест; ЯМЗ-236HE)

525653
(пригор. 88 мест; Cummins 6ISB245B)

525653-01
(вед. 45 мест; Cummins 6ISB245B)

5293
(гор. 100 мест; Caterpillar 3126E)

62132
(гор. 145 мест; MAN D0836LOH02)

62132
(пригор. 145 мест; MAN D0836LOH02)

103.003
(вед. 25 мест; Д-260.5E)

103.062
(вед. 25 мест; OM906LA)

103.065
(гор; 96 мест; OM906LA)

103.465
(гор. 100 мест; OM906LA)

103.565
(гор. 96 мест; OM906LA)

107.466
(гор. 145 мест; OM906LAIII)

226060
(вед. 31 место; OM904LA)

103485
(гор. 98 мест; OM906LA.V/3)

4251-01
(вед. 25 мест; Cummins ISDe140-30)

5277
(вед. 27 мест; ЯМЗ-236HE)

5277-01
(вед. 45 мест; Cummins 6ISBe270)

5299-10-15
(вед. 25 мест; КамАЗ-740.31)

5299-0000010-32
(гор. 109 мест; Cummins 6ISBe270B)

5299-0000010-33
(гор. 109 мест; КамАЗ-740.65)

5299-0000017-33
(м/г. 51 место; КамАЗ-740.62)

5299-10-15
(гор. 114 мест; КамАЗ-740.31)

5299-10-16
(вед. 45 мест; КамАЗ-740.31)

5299-10-33
(вед. 30 мест; КамАЗ-740.65)

5299-11-33
(вед. 46 мест; КамАЗ-740.62)

5299-17-32
(вед. 45 мест; Cummins 6ISBe270B)

5299-30-31
(гор. 101 место; КамАЗ-820.61-260)

5299-30-32
(гор. 101 место; Cummins 6ISBe270B)

32031-01
(вед. 23 места; Cummins 4ISBeB150)

320401-01
(гор. 52 места; Cummins B3.9-140)

320401-01
(пригор. 37 мест; CumminsB3.9-140)

320401-03
(вед. 26 мест; Cummins ISBeB185B)

320402-03
(гор. 43 места; Cummins ISBeB185B)

32053
(вед. 25 мест; ЗМЗ-523400)

32053
(приг. 41 место; ЗМЗ-5234.40S)

3205-30
(вед. 25 мест; ЗМЗ-511)

32053-70
(вед. 23 м; ЗМЗ-523400)

320538-70
(школьный 22 места; ЗМЗ-5234)

3206-110-60
(вед. 25 мест; ЗМЗ-52340S)

3206-110-70
(школьный 26 мест; ЗМЗ-5234)

3237-01
(гор. 55 мест; Cummins 4ISBe B150)

REAL
(вед. 23 места; Hyundai D 4AL)

REAL
(вед. 23 места; Hyundai D4DD)

320414-05
(гор. 64 места; Cummins ISF3.8s4 R168)

220600
(11 мест; ЗМЗ-409110)

22069-04
(13 мест; УМЗ-4218)

220695
(11 мест; ЗМЗ-409100)

220695-04
(9 мест; ЗМЗ-409100)

396252-03
(9 мест; ЗМЗ-40210L)

396254
(10 мест; УМЗ-42130A)

3255-0010-41
(вахт. 22 места; ЯМЗ-236-HE2)

32552-0010-01
(вахт. 23 места; ЯМЗ-236 M2)

ВОЛЖАНИН

32901-0000010
(вед. 18 мест; TATA 697 TC55)

5270-0000020-06
(вед. 33 места; Deutz BF6M1013)

5270-0000020-06

5270-0000020-06
(гор. 104 места; Deutz BF6M1013)

52701-10-06
(вед. 46 мест; Deutz BF6M1013ECP)

52701-000001-06
(вед. 41 место; Deutz BF6M1013)

52702-000001-06
(вед. 41 место; Deutz BF6M1013)

52702-000001-02
(вед. 45 мест; ЯМЗ-236HE2)

5270-0000010
(гор. 97 мест; MAN D0836LOH64)

3.В пункте 9 таблицу подпункта 9.1.1 дополнить позициями следующего содержания:

330202 (УМЗ-421640)

A22R32 Next (Cummins ISF2.8s 4129P)

A21R23 Next (A27400 Evotech 2.7)

ГАЗон Next C41R11 (ЯМЗ-53441)

4.В пункте 12 таблицу подпункта 12.1.1 дополнить позициями следующего содержания:

ГАЗ-2752 (УМЗ-421640)

ГАЗ-27527 (г/п; УМЗ-421640)

ГАЗ A23R33 Next (A27400 Evotech 2.7)

ГАЗ A32R32 Next (г/п; Cummins ISF2.8s4 R148;)

5.Таблицу в приложении N 2 изложить в следующей редакции:

"Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам Российской Федерации и их частям

Субъект Российской Федерации или его часть <1>

Количество месяцев и срок действия зимних надбавок

Предельная величина зимних надбавок не более, % <2>

5.0
01.XI..31.III

Белгородская область

4.0
15.XI..15.III

Брянская область

5.0
01.XI..31.III

Владимирская область

5.0
01.XI..31.III

Воронежская область

5.0
01.XI..31.III

Ивановская область

5.0
01.XI...31.III

Калужская область

5.0
01.XI...31.III

Костромская область

5.0
01.XI...31.III

Курская область

5.0
01.XI...31.III

Липецкая область

5.0
01.XI...31.III

Московская область

5.0
01.XI...31.III

Орловская область

5.0
01.XI...31.III

Рязанская область

5.0
01.XI...31.III

Смоленская область

5.0
01.XI...31.III

Тамбовская область

5.0
01.XI...31.III

Тверская область

5.0
01.XI...31.III

Тульская область

5.0
01.XI...31.III

Ярославская область

5.0
01.XI...31.III

Санкт-Петербург

5.0
01.XI..31.III

Республика Карелия

5.5
01.XI...15.IV

Республика Коми (за исключением городского округа Воркуты и городского округа Инты)

6.0
01.XI...30.IV

Городской округ Воркута и городской округ Инта Республики Коми

6.5
15.X...30.IV

Архангельская область (за исключением Ненецкого автономного округа)

6.0
01.XI...30.IV

Ненецкий автономный округ

6.0
15.X...15.IV

Вологодская область

5.0
01.XI...31.III

Калининградская область

4.0
15.XI..15.III

Ленинградская область

5.0
01.XI...31.III

Мурманская область

6.0
01.XI...30.IV

Новгородская область

5.0
01.XI...31.III

Псковская область

5.0
01.XI...31.III

Республика Дагестан

3.0
01.XII...1.III

Республика Ингушетия

3.0
01.XII...1.III

Чеченская Республика

3.0
01.XII...1.III

Кабардино-Балкарская Республика

3.0
01.XII...1.III

Карачаево-Черкесская Республика

3.0
01.XII...1.III

Республика Северная Осетия - Алания

3.0
01.XII...1.III

Ставропольский край

3.5
01.XII..15.III

Республика Башкортостан

5.5
01.XI...15.IV

Республика Марий Эл

5.0
01.XI..31.III

Республика Мордовия

5.0
01.XI..31.III

Республика Татарстан

5.0
01.XI...31.III

Удмуртская Республика

5.0
01.XI...31.III

Чувашская Республика

5.0
01.XI...31.III

Кировская область

5.5
15.X...31.III

Нижегородская область

5.0
01.XI...31.III

Оренбургская область

6.0
15.X...15.IV

Пензенская область

5.0
01.XI...31.III

Пермский край (за исключением Коми-Пермяцкого округа)

5.5
01.XI...15.IV

Коми-Пермяцкий округ Пермского края

6.0
01.XI...15.IV

Самарская область

5.0
01.XI...31.III

Саратовская область

5.0
01.XI...31.III

Ульяновская область

5.0
01.XI...31.III

Курганская область

5.5
01.XI...15.IV

Свердловская область

5.5
01.XI...15.IV

Тюменская область (за исключением Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов)

5.5
01.XI...15.IV

Ханты-Мансийский автономный округ Тюменской области

6.5
15.X...30.IV

Ямало-Ненецкий автономный округ Тюменской области

6.5
15.X...30.IV

Челябинская область

5.5
01.XI...15.IV

Республика Алтай

5.5
01.XI...15.IV

Республика Бурятия

6.0
01.XI...30.IV

Республика Тыва

6.0
01.XI...30.IV

Республика Хакасия

6.0
01.XI...30.IV

Алтайский край

5.5
01.XI...15.IV

Красноярский край (за исключением Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского, Туруханского, Северо-Енисейского районов)

5.5
01.XI...15.IV

Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края

7.0
15.X...15.V

Эвенкийский район Красноярского края

7.0
15.X...15.V

Туруханский район Красноярского края

7.0
15.X...15.V

Северо-Енисейский район Красноярского края

7.0
15.X...15.V

Иркутская область

6.0
01.XI...30.IV

Кемеровская область

6.0
01.XI...30.IV

Новосибирская область

5.5
01.XI... 15.IV

Омская область

5.5
01.XI... 15.IV

Томская область

5.5
01.XI... 15.IV

Забайкальский край

6.0
01.XI...30.IV

Республика Саха (Якутия)

7.0
15.X...15.V

Приморский край

5.5
01.XI...15.IV

Хабаровский край (за исключением Охотского района)

5.5
01.XI...15.IV

Охотский район Хабаровского края

6.5
15.X...30.IV

Амурская область

6.0
01.XI...30.IV

Камчатский край

6.0
01.XI...30.IV

Магаданская область

6.5
15.X...30.IV

Сахалинская область (за исключением Курильского, Ногликского, Охинского, Северо-Курильского, Южно-Курильского районов)

5.0
15.XI...15.IV

Курильский район Сахалинской области

6.0
01.XI...30.IV

Ногликский район Сахалинской области

6.0
01.XI...30.IV

Охинский район Сахалинской области

6.0
01.XI...30.IV

Северо-Курильский район Сахалинской области

6.0
01.XI...30.IV

Южно-Курильский район Сахалинской области

6.0
01.XI...30.IV

Еврейская автономная область

5.5
01.XI...15.IV

Чукотский автономный округ

6.5
15.X...30.IV

Острова Северного Ледовитого океана и морей районов Крайнего Севера

7.0
01.XI...31.V

Республика Адыгея

3.0
01.XII...1.III

Республика Калмыкия

5.0
15.X...15.III

Краснодарский край

3.0
01.XII...1.III

Астраханская область

5.0
15.X...15.III

Волгоградская область

5.0
15.X...15.III

Ростовская область

4.0
15.XI..15.III

Республика Крым

4.0
01.XI..01.III

Город Севастополь

4.0
01.XI..01.III

<1> Названия субъектов Российской Федерации даны в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России с изменениями на 2018 год.

<2> Значения зимних надбавок учитывают перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029".".


Заместитель Министра Н.А. АСАУЛ

Для обновления норм расхода топлива на 2020 год руководствуйтесь приказом Минтранса в последней редакции. Это позволит списать затраты на ГСМ правильно и избежать претензий инспекторов. В статье - удобная таблица с лимитами, которую можно скачать. Также вы узнаете как рассчитать нормы самостоятельно и обосновать их.

Внимание! Эти образцы документов и справочники помогут учесть расходы на ГСМ в соответствии со всеми требованиями законодательства. Они спасут от обидных штрафов и защитят от ошибок. Актуальность подтверждена экспертами программы БухСофт. Скачивайте бесплатно:

Изменились ли нормы расхода топлива на 2020 год?

В 2020 году продолжает действовать распоряжение Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р. Последнюю редакцию документа ведомство утвердило распоряжением от 06.04.2018 № НА-51-р.

Поправки расширили перечень легковых автомобилей, автобусов, грузовиков, фургонов и другого автотранспорта. Также скорректированы лимиты расхода топлива, таблица с предельными значениями зимних надбавок к нормам, порядок применения повышающего коэффициента и др.

Оформляйте путевые листы в программе БухСофт. Она простая и удобная в работе. Быстро скачали файл размером 8 мегабайт, легко установили и можно сразу приступать к работе. Документы формируются автоматически - а перепроверить самые распространенные ошибки помогут эксперты программы БухСофт.

Новые марки автотранспорта в перечне

В перечень вошли такие отечественные марки автомобилей, как Lada Granta, Lada Priora, Lada Vesta, УАЗ-Patriot и другие, перечисленные в таблице 1.

Таблица 1. Новые марки автомобилей в приказе Минтранса № АМ-23-р

Новый повышающий коэффициент для городов-миллионников

Изменения ввели отношении транспорта, который используют:

  • в городах с населением от 1 до 5 миллионов человек - норму повысили на 25%;
  • в городах с населением свыше 5 миллионов человек - норму повысили на 35%.

Новый порядок применения повышающего коэффициента к нормам расхода ГСМ в 2020 году

Претерпел изменения порядок применения повышающего коэффициента к нормам в зависимости от возраста и пробега авто. Теперь коэффициент можно использовать:

  • в значении до 5%, когда пробег авто составил более 100 000 километров либо возраст превысил 5 лет;
  • в значении до 10%, когда пробег авто составил более 150 000 километров либо возраст превысил 8 лет.

Напомним, что расходы на топливо нормируют:

  • по базовой норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом средней загрузки автомобиля);
  • по транспортной норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом транспортной работы);
  • по автобусной норме (масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
  • по самосвальной норме (масса и нормативная загрузка ТС);
  • по транспортной норме в литрах и тонно-километрах (в отношении грузовых автомобилей).

Изменение предельных значений зимних надбавок

Оно заключается во внесении в таблицу предельных значений зимних надбавок к нормам скорректированных в соответствии с Конституцией названий субъектов РФ.

Так, из Крыма выделили город федерального значения Севастополь. Из Сахалинской области - Курильский, Ногликский, Охинский и другие районы.

Распоряжение от 20.09.2018 № ИА-159-р предусматривает возможность выбора порядка расчета базовой нормы расхода топлива на пробег легкового автомобиля:

  1. По формулам, установленным ранее Приказом № АМ-23-р
  2. На основании информации о расходе топлива, полученной от завода-изготовителя авто. Причем данные должны быть составлены по всемирной согласованной процедуре испытаний транспортных средств малой грузоподъемности WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures) в соответствии с Глобальными правилами Организации Объединенных Наций № 15 "Всемирная согласованная процедура испытания транспортных средств малой грузоподъемности".

Нормы расхода топлива на 2020 год в удобной таблице

Основные нормы расхода топлива на 2020 год приведем в таблице 2.

Таблица 2 . Нормы расхода топлива на 2020 год от Минтранса

Обязательно ли применять нормы?

Раньше Минфин и налоговики утверждали: именно в пределах лимитов Минтранса нужно списывать расходы на топливо.

Но для некоторых моделей ТС норм от Минтранса нет. Как быть в такой ситуации? Долгое время чиновники считали, что поначалу можно руководствоваться соответствующей технической документацией либо информацией от производителя машины. И в дальнейшем следует обратиться в специализированную организацию, которая разработает показатели для конкретного автомобиля.

Но в 2013 году позиция ведомства изменилась. В письме от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12 Минфин указал, что нормирование таких расходов Налоговым кодексом не предусмотрено. Поэтому компания сама решает нужно ли учитывать рекомендации Минтранса или нет.

Таким образом, можно без споров с инспекторами использовать те лимиты, которые фирма разработала самостоятельно. Практика показывает, что при возникновении споров судьи на стороне компаний. В своих решениях они подчеркивают, что глава 25 Налогового кодекса не требует нормировать расходы на топливо.

Как обосновать нормы расхода топлива

Любые расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Для контроля расхода ГСМ и подтверждения экономической оправданности затрат нужно определить внутренние лимиты расхода ГСМ для автомобильного транспорта, который числится на балансе фирмы.

Разработать собственный лимит можно как на основании рекомендаций Минтранса, так и исходя из рекомендуемой нормы расходов, которая определена производителем транспортного средства.

Приказ об утверждении лимитов может выглядеть так:

Утвержденные лимиты должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Для того чтобы правильно установить внутриорганизационные лимиты по отдельным видам служебного транспорта, следует провести контрольные заезды автомобилей в заданных условиях. Их результат оформляют актом контрольного заезда в произвольной форме. Также имеет смысл отдельным приказом назначить комиссию, которая будет постоянно проводить контрольные замеры расхода топлива на транспортных средствах.

При разработке собственных лимитов можно использовать базовую норму расхода ГСМ, рекомендованную Минтрансом на 2020 год.

Нормы расхода ГСМ 2020: поправочные коэффициенты

Целесообразно утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Кроме того, лимит может зависеть и от численности населения в том регионе, где будет эксплуатироваться машина. Необходимые поправочные коэффициенты также могут быть утверждены приказом по организации.

Приказ об утверждении поправочных коэффициентов может выглядеть так:

Если фирма превысит установленные лимиты и не сможет документально подтвердить обоснованность этого превышения, то затраты на ГСМ сверх установленных ею же норм учитывать при расчете налога на прибыль нельзя.

Сверхлимитные расходы на ГСМ в таком случае экономически оправданными не будут.

Как рассчитать нормы расхода ГСМ в 2020 году

Рассмотрим особенности расчета на примере легковых авто. Пункт 7 раздела II Распоряжения № АМ-23-р, содержит формулу расчета значения для легковых автомобилей:

Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) ,

где Qн - норматив, л;

Hs - базовая норма расхода топлив на пробег ТС, л/100 км;

S - пробег ТС, км;

D - коэффициент к норме, в %.

Пример

У компании в городе с населением не более 200 000 человек есть служебный автомобиль Chevrolet Lacetti.

Пробег авто в зимнее время - 200 км.

Лимит фирма определяет в соответствии с распоряжением Минтранса РФ:

  • базовая норма расхода топлива (Hs) - 7,6 л./100 км;
  • надбавка (D) по критерию численности города – 10%;
  • надбавка за работу в зимнее время – 15%.

Лимит расхода ГСМ в 2020 году по машине:

Qн = 0,01 × 7,6 × 200 × (1+0,01 ×(10+15)) = 19,0 л.

Вадим Байбуз , старший партнер коллегии адвокатов «Байбуз и партнеры»

План семинара:

С 14 июля 2015 года действуют новые нормы расхода топлива (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р в ред. распоряжения Минтранса России от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). Изменений в этот раз много. Возросли надбавки для крупных городов. Увеличили коэффициенты для технологического транспорта. Это означает, что теперь можно списать больше расходов.

Кроме того, Минтранс дополнил и уточнил нормы для некоторых марок автомобилей. Обязательно проверьте нормы, установленные в вашей компании, на актуальность.

Какие нормы и коэффициенты установил Минтранс

Список автомобилей, для которых Минтранс России установил нормативный расход топлива, заметно пополнился. В частности, появились базовые значения для следующих моделей: Chevrolet Cruze, Nissan Juke, Opel Corsa, Renault Duster, Toyota Prius, Lada Priora (ВАЗ-21116) и др.

До 14 июля отдельные повышающие коэффициенты компании могли использовать, если выполняется сразу два условия. Первое: машина проехала определенное количество километров. Второе условие – срок эксплуатации. Так, на 5 процентов можно было увеличить базовые нормы для машин, которые проехали более 100 тыс. км и находятся в эксплуатации более пяти лет. И на 10 процентов – для транспорта, который используется более восьми лет, а общий пробег составляет свыше 150 тыс. км.

С 14 июля Минтранс России позволил применять эти послабления, если выполнено хотя бы одно из двух условий. То есть 5-процентную надбавку можно провести, когда пробег машины более 100 000 км или срок ее использования более 5 лет. А если пробег уже больше 150 000 км, то максимальная надбавка вырастает до 10 процентов вне зависимости от срока эксплуатации. То же самое для машин с пробегом меньше 150 000 км, которые используют больше восьми лет.

До 20 процентов увеличилась максимальная надбавка и в отношении технологического транспорта. Раньше предел был 10 процентов. Эта надбавка предназначена для транспорта, который используют в основном в производственных помещениях, на промышленных площадках и т. д. Например, погрузчики, экскаваторы, промышленные и строительные краны, машины для загрузки, горные комбайны, шахтные погрузочные машины, самоходные бурильные каретки, бетоноукладчики и т. д. Словом, те машины, которые крайне редко появляются на дорогах общего пользования.

Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому в холодное время года, чаще всего с середины октября или ноября, компании вправе применять зимнюю надбавку. Ее размер и период применения зависят от конкретного региона, в котором используют транспорт (приложение № 2 к распоряжению № АМ-23-р).

Все эти коэффициенты можно сложить и использовать одновременно. То есть умножить базовую норму на сумму коэффициентов.

Вопрос участника

– Автомобили с работающим кондиционером потребляют больше топлива. Можно ли увеличить расходы в налоговом учете?
– Да, для машин с кондиционерами предусмотрена отдельная надбавка. Максимальный размер – 7 процентов. Но важно помнить, что этот коэффициент не применяется одновременно с зимней надбавкой (п. 5 распоряжения № АМ-23-р). То есть в теплое время года вы вправе применять набавку за кондиционер. А в холодное время года – зимний коэффициент. Другое дело, если в машине установлена система «климат-контроль». В таком случае 7-процентная надбавка применяется при движении автомобиля независимо от времени года.

Как перейти на новые правила

Чтобы начать применять новые нормы, издайте приказ в произвольной форме (см. образец ниже. – Примеч. ред.). Поставьте дату после 14 июля 2015 года. В начале приказа пропишите, что издаете его, руководствуясь обновленным распоряжением Минтранса России. Так проверяющим будет понятно, почему организация вдруг решила пересмотреть нормы расхода топлива.

Перейти на новые повышенные надбавки можно в любое время начиная с 14 июля. Нет ничего страшного в том, что компания начнет применять новые коэффициенты, скажем, с нояб-ря или вовсе со следующего года. Ведь в таком случае расходы компания точно не завысит.

Детально распишите информацию об автомобиле, для которого меняете норму. Укажите марку, модификацию, государственный регистрационный знак. Назначьте ответственного за соблюдение новых норм – руководителя АХО, начальника транспортного отдела или другого работника. Ознакомьте этого сотрудника, а также бухгалтера, который ведет на ГСМ, с приказом под подпись.

Можно ли использовать свои замеры

Использовать нормы Минтранса – право, а не обязанность организации. С этим согласны и в Минфине России. Подтверждение этому – письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875 .

О лекторе

Вадим Николаевич Байбуз – член Адвокатской палаты Московской области. С 2012 года является старшим партнером юридического бюро «Байбуз и партнеры». С 2008 года – управляющий партнер адвокатского бюро «Джейнови».

Действительно, Налоговый кодекс не требует нормировать расходы на горюче-смазочные материалы. Тем не менее всем известно правило: при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Именно поэтому безопаснее учитывать затраты по нормам Минтранса.

Вопросов со стороны проверяющих к вам точно не будет. А уж если в распоряжении Минтранса России № АМ-23-р нет норм для какой-то марки, то установите свои значения.

Ведь компания вполне может использовать комбинированный метод признания расходов на ГСМ. То есть по одним машинам применять нормы Минтранса, а по другим – свои значения. При этом ориентируйтесь на данные производителя из технической документации автомобиля. Проведите контрольные заезды и составьте акт. В нем пропишите марку машины и расход топлива из расчета на 100 км. Он не должен сильно отличаться от значения, заявленного производителем.

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист , форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

ФАЙЛЫ

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула , применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

N расх. = 0,01 х N предусм. х (1 + х К х 0,01)

  • N расх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • N предусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Нормой расхода топлива называется величина, отражающая среднюю потребность в ГСМ для разных видов автотранспорта на определенный километраж. Как правило, расчет нормы производится из расчета литров затрачиваемого горючего на сто километров пути.

Данный показатель актуален для компаний, имеющих в распоряжении служебные автомобили, которые обеспечиваются горючим. Нормы расхода ГСМ дают возможность вести учет расходов на топливо, контролировать его перерасход и списывать бензин со счетов организации в соответствии с действующим законодательством.

Кроме этого, нормы расхода горючего необходимы:

  • для ведения отчетности;
  • определения себестоимости определенной поездки с участием служебного автотранспорта (или всех поездок в целом);
  • расчета налогообложения.

Показатели затрат ГСМ не нормированы: каждая организация может тратить на горючее столько, сколько считает необходимым, и сколько требует производственный процесс.

При этом следует помнить, что при расчете налога на прибыль учитываются исключительно обоснованные расходы. Инспекторы могут просить предоставить документы, которые подтверждают обоснованность затрат (к примеру, сведения о контрольных замерах затрат ГСМ).


Особенности расчета

Нормы затрат ГСМ рассчитываются исходя из расхода, указанного в паспорте автомобиля, который определялся в благоприятных условиях – на ровной дороге, при определенной скорости движения, без каких-либо препятствий. Поскольку реальные условия часто отличаются от идеальных, нормативный расход определяется математическим путем с учетом коэффициентов.

Коэффициенты учитываются следующие:

  • население района;
  • интенсивность движения на автодорогах, наличие пробок;
  • время года и погодные условия;
  • техническое состояние транспортного средства и его оснащенность (прицепом, кондиционером и т. д.).

Нормы расхода горючего можно рассчитывать самостоятельно, опираясь на рекомендации Министерства транспорта РФ, или не учитывая их.

Самый простой способ расчета: разделение литров топлива на пройденный километраж и умножение на сто (так определяется количество бензина, необходимое автомобилю для ста километров пути).

Следует учитывать, что если автомобиль будет ездить по городу на небольшой скорости, с загрузкой, в холод или жару, расход ГСМ будет намного выше рассчитанных норм. Именно для этого и нужны коэффициенты, перечисленные выше. К примеру, в городах с населением больше пяти миллионов человек для каждого автомобиля нормы увеличиваются на 35%. Подобных правил в рассматриваемом документе достаточно много.

Минтранс России еще в 2008 году выпустил рекомендации относительно расчета норм расхода топлива, которые были закреплены в распоряжении №АМ-23. Чтобы эти рекомендации соответствовали реальным условиям, документ постоянно обновляется и дополняется новыми значениями. К примеру, недавно таблица была дополнена такими марками, как Lada Granta 219020 1,6, Honda Accord IX 2,4, Toyota RAV4 2,0 2W, кроме того, было внесено много других дополнений.

Утвержденными в 2015 году. Именно тогда в документ вносились последние правки. Эти рекомендации не являются обязательными, но могут учитываться при проведении расчетов.

Чтобы узнать нормативные величины расхода ГСМ для конкретного авто, необходимо открыть таблицу, соответствующую типу транспорта (легковой, грузовой, тягач, спецназначения) и выбрать нужную марку.

В перечень Минтранса РФ входит более 800 автомобилей.

Для каждого из них указан ориентировочный расход топлива и перечень повышающих коэффициентов. К примеру, для авто Lada Granta норма расхода ГСМ на сто километров пути определена в объеме восьми литров. Для этого же расстояния для автомобиля «Шевроле Нива» из-за большей мощности норма составляет уже 10,6.

Для таких автомобилей как КАМАЗ, «Газель», УАЗ, установлены свои нормы. К примеру, для УАЗ-3159 они составляют 15,9 литров, для «Газели» – от 19 до 21 литра, для КАМАЗа – от 20 до 31 литра.

  • предприятия, деятельность которых направлена на осуществление грузоперевозок, списывают ГСМ с использованием путевых листов, в которых фиксируется пробег автомобилей;
  • для ведения бухучета используются специальные счета и субсчета (приходное топливо учитывается в дебете счета 10, списанное – в кредите этого же счета);
  • налоговый учет предусматривает списание в материальных либо прочих расходах (затраты ГСМ для автомобилей, перевозящих грузы, учитываются в материальных затратах, а расходы топлива для служебных авто – в прочих расходах);
  • налоговый учет может выполняться как с использованием норм, так и с фактическим количеством ГСМ;
  • для автотранспорта, не прописанного в рекомендациях Минтранса РФ, нормы могут рассчитываться индивидуально.

В холодное время года нормы затрат ГСМ возрастают на 5%-20%. Аналогичная надбавка прибавляется при передвижении в горной местности. Повышающие коэффициенты применяются и с учетом возраста автомобилей. Чем дольше эксплуатируется авто – тем больше повышающие коэффициенты.