Как восстановить аккумулятор автомобиля и имеет вообще смысл восстановление акб. Как восстановить старый аккумулятор автомобиля Восстановление плотности аккумулятора

В общем, ситуаций может быть только две:

  1. Аккумулятор вроде бы работает, но очень быстро разряжается.
  2. Аккумулятор сел в ноль и вообще не хочет заряжаться.

Первая ситуация: потеря емкости

В первом случае у аккумулятора упала емкость и с этим придется смириться. Полное восстановление аккумуляторов после глубокого разряда невозможно (это касается всех Li-ion аккумуляторов: 18650, 14500, 10440, аккумуляторов от мобильников и т.д.). Даже теоретически нельзя вернуть емкость литиевого аккумулятора.

Снижение емкости - абсолютно нормальный процесс. Это происходит во время каждого цикла заряда/разряда, независимо от того, насколько правильно эксплуатируется аккумулятор. Однако, если в процессе эксплуатации часто допускаются глубокие разряды или, наоборот, длительные перезаряды (более 500%), то скорость потери емкости может существенно возрасти.

Последние исследования показали, что литиевые аккумуляторы теряют свою емкость даже если вообще не эксплуатируются. Например, во время обычного хранения на складах. По данным исследований, аккумулятор теряет примерно 4-5% емкости в год.

Вторая ситуация: не хочет заряжаться

Теперь рассмотрим второй случай - аккумулятор не заряжается.

Обычно эта ситуация возникает, когда какое-либо устройство (телефон, планшет, мп3-плейер) долго лежали без дела с разряженным аккумулятором. Или если литиевые аккумулятор подвергся глубокому охлаждению.

В принципе проблем с зарядкой таких аккумуляторов быть не должно. Внутри каждого аккумулятора - между самой банкой аккумулятора и теми клеммами, которые мы видим - находится модуль защиты, который отключает банку от клемм при снижении напряжения ниже определенного порога. Внешне это проявляется как полное отсутствие напряжение на выходе аккумулятора (ноль вольт).

На самом деле, как правило, на самой банке в этот момент напряжение составляет около 2.4-2.8 Вольта.

В случае блокировки аккумулятора по перегрузке (КЗ в нагрузке), модуль защиты также запирает транзистор FET1. Нет никакой разницы от чего сработала защита - от переразряда или от короткого замыкания. Результат один - открытый транзистор FET2 и закрытый полевик FET1.

Таким образом, при глубоком разряде плата защиты литий-ионного аккумулятора ни в коей мере не препятствует заряду аккумулятора.

Проблема лишь в том, что некоторые зарядные устройства считают себя слишком умными и когда видят, что на аккумуляторе слишком низкое напряжение (а в нашем случае оно вообще будет равно нулю), они считают, что произошла какая-то недопустимая ситуация и напрочь отказываются выдавать зарядный ток.

Это сделано исключительно в целях безопасности. Дело в том, что при внутреннем коротком замыкании аккумулятора, заряжать его становится опасно - он может сильно перегреться и вспучиться (со всякими спецэффектами вроде вытекания электролита, выдавливания крышки планшета и т.п.). В случае же обрыва внутри аккумулятора, заряжать его становится совершенно бессмысленно. Так что логика работы таких умных зарядников вполне понятна и оправдана.

О том, как обхитрить зарядку и восстановить работоспособность литиевого аккумулятора после глубокого разряда читайте далее.

Как заставить заряжаться?

По сути, восстановление литий ионных аккумуляторов после глубокого разряда сводится к тому, чтобы вернуть его в штатный режим работы. Надо понимать, что потерю емкости это никоим образом не компенсирует (это невозможно в принципе).

Чтобы все-таки заставить слишком хитрое зарядное устройство заряжать наш сильно севший аккумулятор, необходимо сделать так, чтобы напряжение на нем превысило некий порог. Как правило, достаточно 3.1-3.2 Вольта, чтобы ЗУ посчитало ситуацию штатной и разрешило зарядку.

Поднять напряжение на аккумуляторе можно только с помощью сторонней (более глупой) зарядки. В народе это называется "толкнуть" аккумулятор. Для этого достаточно просто подключить к клеммам аккумулятора внешний блок питания, ограничив при этом максимальный ток.

Для наших целей подойдет любое зарядное устройство для сотового телефона. Чаще всего современные зарядники имеют выход в виде USB-гнезда и, соответственно, выдают 5В. Нам осталось только лишь подобрать резистор, ограничивающий ток заряда.

Сопротивление резистора рассчитывается по закону Ома. Возьмем худший сценарий - на внутренней банке литий-ионного аккумулятора напряжение составляет 2.0 Вольта (померить его, не разбирая аккумулятор, мы не сможем, поэтому просто предположим, что это так).

Тогда разница между напряжением источника питания и напряжением на аккумуляторе будет составлять:

Рассчитаем сопротивление токоограничивающего резистора, чтобы ток заряда не превышал 50 мА (этого вполне достаточно для первоначального заряда и в то же время вполне безопасно):

R = 3В / 0.050А = 60 Ом

Теперь узнаем, какова мощность будет рассеиваться на этом резисторе, в случае внутреннего короткого замыкания аккумулятора (тогда на резисторе будет падать все напряжение блока питания):

P = (5В) 2 / 60 Ом = 0.42 Вт

Таким образом, чтобы восстановить аккумулятор 18650 после глубокого разряда, берем любой блок питания на 5В, ближайший подходящий резистор - 62 Ом (0.5Вт) и подключаем все это к аккумулятору следующим образом:

Подойдет источник питания и на другое напряжение, достаточно будет пересчитать сопротивление и мощность ограничительного резистора. И нужно помнить, что в схемах защиты li-ion, как правило, используются полевые транзисторы с небольшим напряжением сток-исток, поэтому брать блок питания с большим выходным напряжением нежелательно.

Надежный контакт при подключении проводов к клеммам аккумулятора 18650 помогут обеспечить небольшие неодимовые магнитики.

Если заряд не идет (резистор не греется, а на аккумуляторе полное напряжение блока питания), то либо схема защиты ушла в совсем глубокую защиту, либо она просто вышла из строя, либо имеет место внутренний обрыв.

Тогда можно попробовать снять наружную полимерную оболочку аккумулятора и подключить нашу импровизированную зарядку напрямую к банке. Плюс к плюсу, минус к минусу. Если и в этом случае заряд не пошел, то аккумулятору кранты. Зато если пошел, то нужно дождаться пока напряжение поднимется до 3+ Вольт и дальше можно заряжать уже как обычно (штатной зарядкой).

Конечно, с помощью данной приспособы можно зарядить аккумулятор полностью, но тогда ждать придется очень долго (все-таки ток заряда очень маленький). К тому же в этом случае придется очень плотно контролировать напряжение на банке, чтобы не прозевать момент когда там станет 4.2V. А, если кто не знает, напряжение ближе к концу заряда начнет подниматься очень быстро!

Теперь другая ситуация - резистор, наоборот, ощутимо нагревается, но на аккумуляторе нулевое напряжение, значит где-то внутри имеется короткое замыкание. Потрошим аккумулятор, отпаиваем модуль защиты и пытаемся зарядить саму банку. Если дело пошло, значит плата защиты неисправна и подлежит замене. Впрочем, можно использовать аккумулятор из без нее.


Запуск автомобильных двигателей и других силовых установок осуществляется стартером, представляющим собой специальный электрический двигатель. Для создания пускового момента ему требуется электроэнергия, получаемая от внешнего источника - аккумуляторной батареи. Однако с течением времени в процессе эксплуатации у батареи могут возникнуть различные неисправности, и тогда у владельцев появляется вопрос, как восстановить аккумулятор. Эта задача решается различными способами, в зависимости от конструкции и технического состояния батареи, с использованием специального оборудования и инструмента.

Устройство кислотного аккумулятора

Основная функция аккумулятора состоит в кратковременной подаче мощного электропитания к стартеру, обеспечивающему запуск различных силовых установок. На короткое время АКБ снабжает электричеством все бортовые приборы до запуска двигателя, после чего питание к ним начинает вырабатываться генератором. Для автомобилей выпускаются устройства двух типов - кислотный и щелочной аккумулятор. Восстановительные мероприятия чаще всего касаются первого варианта, который и будет рассмотрен более подробно в качестве примера.

Все батареи имеют достаточно надежную конструкцию, но несмотря на это все равно случаются повреждения и неисправности из-за неправильного обслуживания или неаккуратной эксплуатации. Если кислотный аккумулятор старый, то ремонтировать его нет никакого смысла. Как правило восстановительные мероприятия проводятся в отношении сравнительно новых АКБ. Для этого нужно хорошо представлять конструкцию данных устройств.

Любая батарея помещается в закрытом пластиковом корпусе, из которого наружу выходят две клеммы плюса и минуса. Конструкция предполагает возможность обслуживания аккумулятора или же модель является необслуживаемой. В первом случае в верхней части корпуса имеются отверстия, закрывающиеся пробками. Во втором случае данные конструктивные элементы отсутствуют, за исключением одного небольшого отверстия, через которое отводятся газы. Подобные устройства обладают улучшенными характеристиками.

Внутреннее пространство корпуса разделено на 6 частей, называемых секциями или банками. Они заполнены рабочими элементами - свинцовыми пластинами с положительным или отрицательным значением, на которые нанесено активное вещество. Пластины аккумулятора располагаются поочередно таким образом, чтобы плюс чередовался с минусом. Между ними расположен сепаратор, исключающий возможность случайного соприкосновения. Пластины соединяются в общие блоки на каждом из которых установлена выводная перемычка, соединенная с мостом. Таким образом, все элементы соединяются в единый мост и выводятся на клеммы.

Принцип работы АКБ

Образование и передача электроэнергии в АКБ осуществляется путем химических реакций. С этой целью в каждую банку заливается электролит, представляющий собой раствор, в котором в строго определенных дозах смешаны кислота и дистиллированная вода.

Аккумулятор не может самостоятельно вырабатывать электроэнергию, он лишь получает ее из посторонних источников и сохраняет в течение определенного времени. В процессе зарядки электричество поступает на клеммы, после чего происходит его преобразование в химическую энергию. Разряжаясь, батарея вступает в обратный процесс, когда химическая энергия превращается в электрический ток.

Когда к аккумулятору подключается нагрузка, начинается реакция между губчатым свинцом, расположенным на отрицательных пластинах, двуокисью свинца с положительной пластины и электролитом. В результате происходит высвобождение электроэнергии, которая затем и используется по назначению. В это же время отрицательные пластины покрываются слоем сульфата свинца. Во время зарядки АКБ весь процесс происходит в обратной последовательности, после чего сульфат оказывается растворенным в электролите, а положительные пластины покрываются слоем диоксида свинца.

Основные неисправности батареи

Положительные и отрицательные пластины аккумулятора помещаются в закрытую пластмассовую емкость, внутрь которой заливается электролит, представляющий собой раствор соляной кислоты. Совместно со свинцовыми пластинами он образует так называемую гальваническую пару. К клеммам поступает ток от генератора или зарядного устройства. Когда он накапливается в достаточном количестве, аккумулятор сам превращается в источник электричества.

Потери электроэнергии, затраченной на пуск и другие нужды, восполняются с помощью генератора. Однако через определенное время накопленных запасов становится недостаточно для нормальной работы. В процессе эксплуатации наступает старение пластин. В отдельных случаях батарею можно реанимировать. Но для этого нужно вначале точно установить причину нерабочего состояния аккумулятора, чтобы восстановить АКБ автомобиля в домашних условиях.

Чаще всего батарея выходит из строя из-за сульфатации свинцовых электродов. В случае глубокой разрядки кристаллы не успевают раствориться. Кроме того, сульфатация возникает по причине регулярной недостаточной зарядки и продолжительного хранения АКБ в состоянии полной разрядки. Она легко определяется визуально, достаточно всего лишь открутить пробки и взглянуть на пластины, покрытие светло-коричневым налетом.

В других случаях при наличии сульфатации батарея начинает быстро закипать при зарядке, при полной зарядке она не вращает двигатель стартера и садится в течение нескольких минут даже под самой незначительной нагрузкой. Корпус покрывается белым налетом и вернуть первоначальное состояние уже проблематично.

Другая широко известная причина неисправности АКБ заключается в разрушении пластин и их дальнейшем осыпании. Основным внешним признаком является черный цвет электролита. В случае разрушения многих решеток ремонт такого аккумулятора становится невозможным и восстановлению он уже не подлежит.

Неисправность батарей нередко связана с замыканием пластин, расположенных рядом. Они деформируются или осыпаются, а на дне корпуса образуется осадок, вызывая замыкание одной из секций. В этом случае электролит в данной банке при зарядке не закипает, или кипение наступает очень медленно. Напряжение вообще не растет или поднимается крайне слабо. В этом случае неизвестно, можно ли вернуть устройство в начальное состояние.

Иногда аккумулятор выходит из строя по причине замерзания электролита. Это случается, когда батарея находится на морозе в состоянии сильной разрядки. Если корпус разорван льдом, то и пластины скорее всего тоже деформировались и замкнулись. При целом корпусе батарею следует разморозить в теплом месте и затем попытаться решить задачу, как восстановить аккумулятор.

Перед началом ремонта корпус нужно очистить. С его поверхности удаляется грязь, после чего он промывается содовым раствором с целью нейтрализации электролита. Клеммы очищаются от налета средней наждачной бумагой. Иногда после очистки клемм батарея сразу же частично восстанавливает свою работоспособность.

Десульфатация методом КТЦ

В результате сульфатации на поверхностях пластин оседает сернокислый свинец, препятствующий проникновению электролита в глубину активной массы. По этой причине какая-то часть массы уже не принимает участия в химической реакции. Поэтому в АКБ наблюдается рост внутреннего сопротивления, из-за чего емкость падает. Аккумулятор не может полностью зарядиться и очень быстро теряет набранный заряд.

Одним из основных методов решения проблемы, как восстановить автомобильный аккумулятор, считается контрольно-тренировочный цикл, с помощью которого сульфатация может быть ликвидирована на ранней стадии, а емкость АКБ восстановлена. Суть метода состоит в зарядке и разрядке, которые выполняются единым циклом. Необходимо заранее подготовить зарядное устройство, вольтметр, ареометр, потребитель в качестве нагрузки и можно восстанавливать работоспособность.

Вначале батарея полностью заряжается. Для этого используется сила тока, составляющая 10% от номинальной ёмкости АКБ. То есть, батарее на 60 ампер-часов потребуется ток, силой 6 ампер. По окончании зарядки выполняется проверка плотности электролита во всех банках, который в норме должен быть 1,27. Если показатель меньше номинала, необходимо поднять плотность до нужного уровня и еще полчаса заряжать батарею для перемешивания электролита.

Далее выполняется контрольная разрядка при помощи нагрузки, подключенной к клеммам. При этом потребляемая электроэнергия составляет не более 10% от емкости аккумулятора. В процессе разрядки выполняются периодические замеры напряжения, которое должно снизиться на клеммах до 10,2В. Данный показатель соответствует полному разряду устройства. Одновременно нужно следить за временем разрядки. Новой батарее для этого требуется примерно 10 часов. Меньшее время разрядки соответствует большей потере емкости АКБ. Таким образом, решается задача, как восстановить аккумулятор автомобиля.

Аккумулятор не должен оставаться разряженным слишком долго. После полного разряда он должен быть сразу же поставлен на зарядку до тех пор, пока заряд полностью не восстановится. В результате этой операции ёмкость восстанавливается, а внутреннее сопротивление батареи снижается после понижения сульфатации.

Замена электролита

Иногда электролит, содержащийся в банках, становится мутным и приобретает черный цвет. В этом случае требуется его замена. Подобное состояние характерно для коротких замыканий или старых аккумуляторов, которые не использовались в течение длительного времени. Одним из способов восстановления аккумулятора автомобиля, считается замена электролита.

Испорченную жидкость нужно слить путем вытягивания ее резиновой грушей. Откачивать электролит рекомендуется не только с испорченной, но и со всех остальных банок.

В пустые банки заливается дистиллированная вода, после этого корпус АКБ нужно немного покачать и выполнить слив. Переворачивать батарею нельзя, иначе частички осадка могут застрять между пластинами. Процедура повторяется неоднократно, пока сливаемая вода не будет чистой.

  • Заливается электролит с плотностью 1,28 и отстаивается в течение суток, пока изнутри не выйдет весь воздух.
  • Зарядка током силой 0,1 А пока плотность полностью не восстанавливается. Электролит не должен сильно кипеть, а корпус - сильно нагреваться. Если нужно, зарядка прерывается, чтобы жидкость остыла. Батарея должна зарядиться до 14-15 вольт.
  • После проверки показаний ареометра, ток уменьшается и остается еще на 2 часа. Если плотность за это время осталась на прежнем уровне, зарядку можно прекратить.

С помощью тока 0,5 ампер старый аккумулятор разряжается до 10 вольт. При достижении напряжением этой отметки менее чем за 8 часов следует повторить весь предыдущий цикл. Если же все в норме, батарея заряжается до своего номинального значения.

Вам понадобится

  • - готовый электролит
  • - дистиллированная вода
  • - ареометр
  • - зарядное устройство – например «Кедр» с автоматическим режимом цикл, исключающим перезарядку
  • - десульфатирующая присадка, добавляемая в электролит
  • - пипетка и маленькая клизма

Инструкция

Чаще всего из строя выводит неправильная эксплуатация. Простаивание в пробках с включенными фарами, вентилятором, магнитолой истощают его настолько, что повторный запуск двигателя становиться невозможным. Забывчивость водителей, оставляющих на длительное время включенными габариты – также приводят к проблемам при включении стартера .
Если у него снизилась емкость за счет длительной разрядки, сульфатации пластин – вернуть его к жизни поможет длительный зарядно-разрядный цикл.

«Реанимацию» следует начинать с промывки аккумулятора дистиллированной водой, вылив старый электролит. Перевернуть и вытрясти из него весь мусор. А дальше по пунктам:

Развести в электролите присадку и залить его в аккумулятор.

Подключить зарядное устройство (заливные пробки не закручивать!) и начать зарядно-разрядный цикл в автоматическом режиме.

Цикл проводить, пока напряжение на клеммах не достигнет 13,8-14,2 вольта.

Разрядить аккумулятор через подсоединенную лампочку до напряжения 10, 8 вольт.

Снова начать зарядно-разрядный цикл, отмечать время зарядки и величину зарядного тока. Перемножив, определить емкость аккумулятора. При достижении номинала емкости, восстановление закончить.
Эти операции помогут не только восстановить аккумулятор автомобиля для дальнейшей эксплуатации, но и научат правильно обращаться с ним в дальнейшем.

Источники:

  • восстановления аккумулятора

Причин "гибели" аккумулятора достаточно много, это может быть и засульфатированность пластин, пребывание на сильном морозе и многое другое. Чтобы "реанимировать" аккумулятор, нужно провести ряд действий, которые помогут восстановить его работоспособность.

Вам понадобится

  • - электролит;
  • - присадка;
  • - дистиллированная вода;
  • - зарядное устройство.

Инструкция

Оставьте на 48 часов, это необходимо, чтобы электролит выдавил лишний воздух, а хорошо растворилась. Если после этого не хватает объема жидкости, то долейте электролит до рекомендуемого уровня. Обычно на х стоит отметка, до которой должен быть налит электролит.

Подсоедините и включите цикл "зарядка-разрядка". Это нужно для восстановления емкости аккумулятора, заряжать сразу нельзя. После своеобразной "реанимации", включите прибор в режим "зарядка". Включите ток около 0,1 А, не забывайте следить за напряжением на клеммах. Будьте внимательны, нельзя допускать нагревания или кипения электролита, если такое произойдет, уменьшите ток. Заряжайте до тех пор, пока ток на клеммах не достигнет 2,3 - 2,4 В на каждую из секций.

Уменьшите вдвое ток зарядки и оставьте аккумулятор еще на 2 часа. В это время плотность электролита и ток должны оставаться неизменными. Если после прокачки аккумулятора жидкости немного не хватает, долейте электролит или обычную дистиллированную воду.

Разрядите аккумулятор с помощью обычной лампочки. Повторите весь цикл работы с аккумулятором сначала. Его необходимо хорошенько прокачать. Если разрядка происходит очень быстро, попробуйте добавить еще немного присадки. Данный способ восстановления емкости и работоспособности поможет продлить жизнь аккумулятора на долгие годы.

Если во время зарядки электролит безнадежно закипает, можете смело выкинуть аккумулятор, ему уже ничего не поможет. Это же можно сделать и с перемороженным прибором, когда даже визуально можно заметить "распухшие" бока.

Аккумулятор является важнейшей частью автомобиля. Он приводит в движение стартер машины, необходимый для создания оборотов коленчатого вала, который заведет мотор. Автомобили оснащены специальным зарядным реле, которое заряжает батарею во время работы двигателя. Но разрядка аккумулятора все равно может произойти по ряду причин. Во время длительной эксплуатации батареи плотность электролита падает и приходиться восстанавливать аккумулятор.

Вам понадобится

  • - электролит с плотностью 1,27-1,29;
  • - зарядное устройство;
  • - ареометр;
  • - десульфатирующая присадка;
  • - дистиллированная вода.

Инструкция

Выверните пробки аккумулятора. При помощи ареометра измерьте плотность. После этого слейте электролит с батареи. Необходимо промыть его секции при помощи дистиллированной воды. Залейте в каждую горловину воду и через время вылейте ее. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока вода не станет выливаться чистой, без угольных примесей и прочего мусора.

Залейте в аккумулятор новый электролит и добавьте десульфатирующую присадку. Теперь в течении двух суток ожидайте, пока присадка раствориться в электролите. За это же время произойдет удаление воздуха из секций батареи. После этого замерьте плотность и в случае необходимости добавьте электролит.

Подключите зарядное устройство к аккумулятору. Пока не нужно заряжать его полностью. Выставите силу тока в 0,1 ампер. Разряжайте и заряжайте его при помощи выпрямителя. Это необходимо для обеспечения нормальной емкости. Делайте это до тех пор, пока напряжение на клеммах не достигнет значения 13,8 Вольт. Следите за тем чтобы электролит не кипел и не нагревался. Это может привести к разрушению батареи. Далее уменьшите силу тока вдвое. Если при зарядке в течении нескольких часов напряжение на клеммах не измениться, прекращайте заряжать.

Долейте дистиллированную воду до необходимой плотности. После этого разряжайте аккумулятор до 10,2 Вольт. После этого проверяйте плотность, и заряжайте снова. Затем добавьте присадки в батарею. После этого аккумулятор можно использовать.

Полезный совет

В восстановленный аккумулятор, также как и в обычный, никогда не добавляйте электролит. Для доведения до необходимой плотности всегда используйте дистиллированную воду. Зарядку проводите на более низких токах.

Если вы имеете на руках не работающий аккумулятор, его можно попробовать восстановить. Конечно, в некоторых случаях, к примеру, если он перемерз и при зарядке электролит сразу же закипает, сделать это невозможно. При некоторых других неисправностях – засульфатированность, частичное разрушение угольных пластин – работоспособность АКБ можно восстановить.

Вам понадобится

  • - электролит;
  • - дистиллированная вода;
  • - зарядное устройство;
  • - маленький ареометр;
  • - тестр;
  • - десульфатирующая присадка.

Инструкция

Слейте электролит. Промойте дистиллированной водой. Потрясите, переверните, вытряхните весь мусор. Делайте это до тех пор, пока не перестанет вымываться угольная крошка. Если этого не происходит, угольные пластины разрушены. Прекратите промывание - вашему уже ничто не поможет. Однако достаточно часто эта процедура помогает устранить замыкание пластин.

Следующий этап – устранение отложений солей на пластинах. Залейте свежий электролит. Добавьте . Оставьте АКБ на двое суток. За это время присадка растворится, пузырьки воздуха поднимутся на поверхность. При необходимости долейте электролит до номинального объема. Кстати говоря, присадку можно растворить заранее.

Снимите пробки, подключите зарядное устройство. На этом этапе предстоит «тренировка» т.е. зарядка и разрядка аккумулятора до тех пор, пока не восстановится его нормальная емкость. Выставьте ток зарядки приблизительно 0,1 А. Следите, чтобы электролит не нагревался. При необходимости уменьшите ток зарядки. Следите за напряжением на клеммах. Оно должно достигнуть 2,3-2,4 В на каждую секцию аккумулятора.

Уменьшите ток в два раза и продолжите зарядку. Если в течении двух часов напряжение на клеммах не меняется, зарядку прекратите. Доведите плотность до номинальной. Для этого долейте электролит или дистиллированную воду.

Подключите к аккумулятору лампочку, ток которой приблизительно равен 0,5-1 А. Разряжайте аккумулятор до получения значения напряжения на клеммах 1,7 В на каждую секцию. Если емкость не достигает номинального значения, повторите цикл зарядки и добавьте в электролит еще немного присадки. Закройте пробки. Работоспособность вашего аккумулятора восстановлена. В дальнейшем следуйте общим рекомендациям по обслуживанию АКБ.

Видео по теме

Большинство автомобилистов, радуясь, что худо-бедно аккумулятор отслужил гарантийный срок, избавляются от него. Быстрая потеря емкости, частая подзарядка – говорят, как им кажется, о приближающейся кончине батареи. Так ли это на самом деле, и можно ли восстановить автомобильный аккумулятор?

Вам понадобится

  • - зарядное устройство;
  • - аммиачный раствор трилона Б (этилен диамин тетра уксуснокислого натрия);
  • - дистиллированная вода;
  • - свежий электролит.

Инструкция

В практике умельцев применяется несколько способов восстановления работоспособности аккумуляторов. Среди них, например: перезаряд малым током и лечение аккумулятора с глубоким разрядом. Эти способы требуют практически неотлучного присутствия человека и занимают много времени – до нескольких суток.

Электрохимический способ восстановления автомобильного аккумулятора проводится с помощью специального зарядного устройства. Батареи восстанавливаются при заряде их асимметричным током. Этот способ позволяет восстанавливать засульфатированные батареи аккумуляторов, а также проводить профилактическую обработку исправных АКБ.

Наиболее радикальный и быстрый способ восстановления автомобильного аккумулятора – химический. Для проведения химического восстановления емкости вам понадобится аммиачный раствор трилона Б (этилен диамин тетра уксуснокислого натрия), который содержит 2% трилона Б и 5% аммиака.

Перед тем как приступить к химическому восстановлению, полностью зарядите аккумулятор. После этого аккуратно, с соблюдением мер предосторожности, вылейте из него весь электролит. Затем промойте, желательно дистиллированной водой на 2-3 раза.

В тщательно промытый аккумулятор залейте приготовленный аммиачный раствор трилона Б. Оставьте аккумулятор в таком состоянии на десульфатацию, которая будет сопровождаться выделением газа и образованием мелких брызг. Через 40-60 минут газообразование прекратится, что будет свидетельствовать о завершении процесса.

Слейте раствор и снова промойте 2-3 раза аккумулятор дистиллированной водой. Залейте в банки электролит стандартной плотности и поставьте на зарядку до номинальной емкости. Всё. Еще 2-3 года восстановленный аккумулятор послужит.

Аккумуляторы бывают:

  • Кислотные;
  • Щелочные;
  • Гелевые.

Кислотный аккумулятор наиболее популярный. Пластиковый короб разделен на шесть секций, внутри которых находятся балки, наполненные серной кислотой с дозой воды, и свинцовые пластины, с положительным и отрицательным зарядом. Пластины установлены поочередно – положительный/отрицательный заряд, между ними стоит сепаратор, исключающий случайное соприкосновение друг с другом. АКБ выполняет роль хранилища, а энергия поступает на специальные клеммы, превращаясь в химическую реакцию. При первичном запуске авто, АКБ теряет заряд энергии, которая восполняется через некоторое время. В заряженном состоянии серная кислота находится в электролите на положительных электродах, а в разряженном – в виде сульфата на отрицательных электродах.

Причины и устранение разрядки АКБ

Внешнюю причину неисправности легко обнаружить при осмотре: соединение с бортовой сетью нарушается из-за окисления клемм или из-за повреждения пластикового корпуса (трещины или пробоины механического характера). При серьезных неисправностях починить и пользоваться аккумулятором можно, только если он относится к обслуживаемым АКБ. Окись на клеммах легко удалить, а трещины запаять, предварительно слив весь электролит. Дополнительная промывка батареи может затянуться на месяц, так как после сливки электролита в него заливают дистиллят, промывают, и ставят заряжать. Более быстрая химическая промывка проводится при помощи аммиачного раствора и «Трилона Б». Перед процедурой с разряженного аккумулятора сливают электролит, а аммиачный раствор, добавленный после предварительной промывки дистиллятом, будет кипеть. После кипения, раствор сливают, коробку промывают, заряжают по новой.

Хуже, если повреждены сами пластины: сульфатация – снижение мощности, перегрев, закипание электролита или осыпание намазки с замыканием свинцовых пластин. Удалить неисправность в таких случаях практически невозможно. Именно неправильное обслуживание АКБ (долгий заряд, или, напротив, недостаточный) приводит к необратимым нарушениям.

Чтобы удалить беловатый налет окисления, используйте ветошь, а затем аккуратно зачистите контакты при помощи наждачной бумаги.

Второй шаг – полная зарядка батареи с последующей разрядкой (цикл заряд-разряд при емкости батареи 60Ач при напряжении не более 3,6А). Если все сделано правильно, плотность АКБ должна составлять 1,27. После полной зарядки используют автомобильную лампу накаливания для контрольного разряда. Мощность лампы должна соответствовать емкости батареи. При правильной разрядке, напряжение в клеммах должно понизиться до отметки 10,2 В. Затем вновь поставьте аккумулятор на заряд, на этот раз окончательный.

Более щадящий метод – снабжение АКБ энергией при помощи минимальных зарядов тока. Для этого необходимо иметь специальный генератор.

Если батарея вздулась на морозе, то восстановлению не подлежит, только полная замена. Чтобы проблем с авто не возникало, раз в шесть месяцев проводите полноценную зарядку АКБ.

Как восстановить аккумулятор автомобиля? Такой вопрос возникает не только у новичков, но и у опытных водителей. Ведь от того, насколько хорошо он функционирует, зависит работоспособность автотранспорта, скорость запуска.

Перед тем как провести восстановление автомобильного аккумулятора своими руками, изучаются причины поломки.

Емкость теряется по нескольким причинам:

  • Образование сульфата свинца. Такая неисправность возникает постоянно. Определить порчу аккумуляторов можно по потере заряда.
  • Выход из строя банки, которая входит в состав источника питания. Возникает из-за короткого замыкания, которое возникает между свинцовыми пластинами. При последующем использовании электролитический состав начинает кипеть, емкость падает.
  • Разрушение свинцовых пластин. Остатки попадают в электролитический состав, меняют его свойства. В этих случаях аккумуляторная батарея не восстанавливается.
  • Замерзание электролитического состава. Некоторые аккумуляторы заполняют веществом, которое отличается повышенной плотностью. При отрицательной температуре состав замерзает, корпус разрушается. Реанимировать аккумулятор своими руками невозможно.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что нарушение работоспособности аккумуляторной батареи происходит из-за неправильной эксплуатации источника питания.

Эффективные способы восстановления автомобильной аккумуляторной батареи

Зная, как восстановить автомобильный аккумулятор собственными силами, можно избавиться от множества проблем.

Десульфатация свинцовых пластин

В свинцово-кислотных источниках питания при поглощении энергии образовываются кристаллы, которые включают сульфат свинца. При постоянном использовании сульфатация практически не влияет на работоспособность батареи. Прослеживается и другая зависимость:

  • Небольшой разряд приводит к появлению маленьких кристаллов. Они достаточно быстро растворяются в электролитическом составе.
  • После глубокого разряда образуются сульфаты больших размеров. Они не разрушаются.

Очистка свинцовых пластин выполняется:

1. Физическим способом

Автоаккумулятор в домашних условиях демонтируется. После этого изымаются пластины, очищаются. Для упрощения процесса изъятия в крышке формируются отверстия. Для этих целей используют паяльник, при помощи которого проще провести работу.

Очищенные вручную пластины промывают. Для этого используют дистиллированную воду. Она необходима и для промывки внутренней части банки. Ведь промывка аккумулятора способствует восстановлению работоспособности.

После этого пластинки помещают обратно, заливаются электролитическим составом. Аккумуляторную батарею заряжают.

Реализовать такой способ сложно, так как целостность пластин легко нарушить.

2. Химическим способом

Для чистки применяют раствор, в состав которого введены активные вещества. Восстановление акб химическим способом требует 1–3 часа. Но перед реализацией требуется подготовка вещества.

Восстанавливаются источники питания поэтапно:

  • Полная зарядка батареи.
  • Слив электролитического состава.
  • Чистка, промывка аккумулятора автомобиля. Для этих целей используют дистиллированную воду.
  • Раствор заливают на 1–2 часа. Этого времени достаточно, дабы сульфаты растворились. В процессе выделяются газы.
  • Повторно помыть аккумулятор важно. Ведь из внутренней части корпуса необходимо изъять остатки сульфата.
  • Заливка электролитического состава с требуемыми показателями.
  • Повторная зарядка источника питания.

При химической очистке есть вероятность попадания свинца в банки, между пластинами. Это нередко провоцирует КЗ.

Реанимация с помощью зарядного устройства

Как восстанавливать старый аккумулятор самостоятельно? Можно использовать зарядные устройства. Но данный способ занимает немало времени, сил. Ведь требуется чередование разряда-заряда аккумуляторной батареи. Это приводит к постепенному растворению сульфатов свинца.

Перед реализацией проверяют уровень электролитического состава. Перед зарядкой проводят заливку электролита или дистиллированной воды, если это необходимо.

Восстановление выполняют обычным или импульсным зарядом. Выбирая вариант, необходимо учитывать состояние аккумуляторного агрегата, продолжительность его эксплуатации.

Импульсная зарядка

Для реанимации аккумуляторного источника применяют ЗУ, которое укомплектовано такими функциями:

  • Десульфатация.
  • Импульсный заряд.

Такой агрегат подводят к автомобильному аккумулятору, который вы пытаетесь оживить. Провода сначала подключаются к источнику. После этого подводят ЗУ в сеть.

Заряд подается в течение 9–10 минут на малом токе. После этого подается соответствующая нагрузка. Этого достаточно, дабы источник питания полностью разрядился.

Допускается установка и других временных интервалов.

Импульсный заряд применяют при условии, что состояние батареи нормальное. Ведь стоимость подобного устройства достаточно высока.

Применение стандартного ЗУ

Реанимация аккумулятора возможна и с помощью стандартного ЗУ. Перед тем как приступить к восстановлению, нужно почистить агрегат, удалить остатки окисла, подтеки электролитического состава.

  1. Зарядка источника питания на малых токах на протяжении 9–10 часов. Уровень тока снижается, если агрегат чрезмерно нагревается, электролитический состав закипает. Если все выполнено правильно, напряжение немного увеличивается.
  2. Аккумуляторный источник питания отключается от зарядки. В состоянии покоя оставляется на 12–24 часа.
  3. Повторное подключение к ЗУ. Ток поднимается до 2,5А на 6–8 часов. Это способствует повышению уровня плотности электролитического состава, увеличению напряжения.
  4. Разрядка источника питания до 8–9 В. Для этого к устройству подводят лампу.

Мероприятия повторяют до тех пор, пока не установится оптимальная плотность, напряжение в 12–12,5 В.

Восстановление аккумулятора обычным зарядом занимает больше времени. Но с его помощью реанимируют даже старые источники питания.

КЗ «банки» аккумуляторной батареи

Такая поломка приводит к необратимым последствиям, если не принять своевременно меры. Ведь постепенно ухудшается работоспособность неповрежденных «банок», так как на них поступает огромный ток.

Для восстановления автоаккумулятора выполняют последующие мероприятия:

  • Определение банки, которая вышла из строя. В процессе зарядки нерабочий элемент кипит или вообще не функционирует.
  • Из поврежденной банки сливается электролитический состав. Такие действия выполняют в резиновых перчатках. Ведь при попадании на кожу электролита формируется ожог.
  • Подготавливается отверстия, через которое изымаются пластины из свинца. Их промывают, применяя дистиллированную воду.
  • Определение причины КЗ. В старых аккумуляторах причина – осадок, который сосредотачивается на дне банки. Поэтому нужно знать, как промыть банку.
  • В очищенную банку помещают пластины свинцовые, заливается электролит.
  • Сформированное отверстие аккуратно запаивается.

При аккуратном выполнении всех процессов источник питания восстанавливают.

Реанимация необслуживаемой аккумуляторной батареи

Могут восстанавливаться и необслуживаемые источники питания. Ведь создавать отверстие в крышке запрещено, так как это негативно сказывается на системе газоотвода.

Процесс реанимации необслуживаемых автоаккумуляторов включает:

  • Определение уровня электролитического состава. Для этого корпус просвечивается осветительным прибором.
  • При недостатке в корпусе подготавливается отверстие. Оно должно быть немного выше, чем уровень электролитического состава. Величина отверстия – 2–4 мм.
  • Заливка дистиллированной воды. Осуществляется при помощи шприца.
  • Закрывать отверстие можно при помощи пайки.

Емкость устройства восстанавливается за счет разрядки и зарядки. Эти процессы выполняются циклично.

Восстановление гелиевого источника питания

Реанимация источников питания гелиевого типа более простая. Ведь нет необходимости в подготовке отверстий. Восстановление включает такие действия:

  • Демонтаж верхней крышки.
  • Аккуратное изъятие колпачков из резины, которые располагаются под крышкой.
  • Просвечивание банок, которые включены в состав. Банки считаются работоспособными, если сохранены внутренности. При обнаружении трухи или других загрязнений реанимацию источников питания не проводят.
  • В каждую доливают дистиллированную воду (1–2 кубика). После этого источник запечатывается. Эта процедура выполняется аккуратно, дабы обеспечить герметичность.

Восстановление гелиевого АКБ не проводят в таких случаях:

  • Полное разрушение свинцовых пластин. Это может быть результатом продолжительной эксплуатации источников питания при повышенной температуре.
  • Вздутие источника питания.

Реанимация и дистиллированная вода

Оживить автомобильный аккумулятор можно и при помощи дистиллированной воды. На реализацию этого способа требуется 45–60 минут.

Если аккумуляторная батарея села полностью, то перед реанимацией ее заряжают. После этого электролитический состав сливается. Для этого свинчивают пробки, которые сосредоточены на крышке.

Корпус и элементы промывают дистиллированной водой. После этого заливают специальный раствор, с помощью которого выполняется десульфатация.

Процесс десульфатации сопровождается выделением газа. Поэтому помещать источник восстановления лучше в помещении, в котором работает вентиляционная система.

Для очистки используют дистиллированную воду. Процедура промывки выполняется 2–3 раза. Только после этого внутрь заливается электролитический состав, который имеет требуемую плотность.

Реанимированный источник питания подключают к зарядному устройству и сети.

Такой способ восстановления прост в реализации. Поэтому им могут пользоваться новички, опытные автомобилисты. Но продолжительность эксплуатации восстановленного источника питания сложно установить. Все зависит от:

  • Своевременности технического обслуживания.
  • Соблюдения условий использования.
  • Периодичности применения автотранспорта.

К примеру, частая эксплуатация автоаккумулятора в разряженном виде приводит к тому, что восстановить его невозможно.

Процесс восстановления автомобильного источника питания включает множество аспектов, правил. И от того, насколько точно они будут реализованы, зависит, сможете ли вы оживить агрегат. Поэтому все этапы необходимо выполнять в соответствии с рекомендациями специалистов.

Видео про восстановление аккумуляторов разными методами


При всем многообразии моделей и типов автомобилей, все они собраны из узлов, блоков и механизмов, выполняющих четко определенную роль. Свои задачи в этой инженерной конструкции стоят и перед аккумулятором, ценник которого нельзя назвать дешевым. В случае выхода АКБ из строя, не спешите утилизировать это устройство: после правильного восстановления автомобильный аккумулятор будет работать даже лучше нового.

Роль аккумуляторных батарей в системе

Аккумулятор в автомобильной конструкции решает сразу две задачи:

Осуществляет запуск силового агрегата, который состоит из, сцепления и коробки передач;

Обеспечивает питание всей бортовой сети при выключенном двигателе.

Без АКБ автомобиль не заведется и встанет на прикол.

Причины, из-за которых аккумулятор может выйти из строя:

Неправильное обслуживание устройства;

Как устроена аккумуляторная батарея

Аккумуляторы с момента их изобретения постоянно совершенствовались с целью увеличения срока эксплуатации аппарата и его производительности. В инженерных инновациях применялись появляющиеся новые материалы с улучшенными характеристиками.

Автомобильные аккумуляторные батареи состоят из закрытой пластмассовой емкости, внутри которой расположены формировочные баки с пластинами разной полярности. Баки делают из эбонита, стекла или деревянных заготовок со свинцовым покрытием, а для производства пластин используются специальные сплавы. Основное пространство емкости заполнено серной кислотой.

Принцип работы АКБ

Серная кислота необходима для образования гальванической пары. Когда ток поступает к клеммам, внутри аккумулятора запускается процесс накопления электроэнергии в аккумуляторной батарее, которая на определенном этапе уже сама становится источником тока со сверхнизким напряжением в 12 вольт - условно безопасным для здоровья и жизни человека.

Когда водитель, отправляясь в рейс, включает стартер, происходит разряд автомобильного аккумулятора. В процессе работы мотора батареи в обязательном порядке должны восполнять затраченное электричество, но так бывает не всегда. Причины, по которым у АКБ не хватает мощностей вращать стартер, определяет специалист.

Какими бывают неисправности аккумулятора

Наиболее распространены следующие причины выхода из строя АКБ:

Сульфатация пластин.

Признаки: быстро падающая емкость батареи, нехватка мощности для вращения стартера, повышенное напряжение на выходах, перегрев пластин и электролита.

Нарушенная целостность пластин, а для угольных - их осыпание.

Признаки: потемневший цвет серной кислоты. В этом случае аккумулятор восстановлению не подлежит.

Замыкание рядом расположенных пластин секции.

Признаки: горячие стенки секции, выкипающий электролит. В данном случае возможно восстановление аккумулятора путем замены вышедших из строя пластин.

Несоблюдение правил хранения (особенно в зимний период) и эксплуатации АКБ.

Признаки: повреждение корпуса емкости и свинцовых пластин. В этом случае не может быть и речи о восстановлении аккумулятора.

Реанимация аккумуляторов

Неисправный источник тока возвращают к жизни пошагово.

Действие первое

После снятия клемм с аккумулятора его тщательно осматривают. Покрытые налетом свинцовые электроды очищают ветошью, а его выводы - наждачной мелкозернистой бумагой. Слой порошка на электродах может быть разной толщины и разного цвета (зеленого, белого, синего). Кстати, контакты, покрытые таким порошком, во многих случаях являются основной причиной слабой работы стартера.

Действие второе

Оно более сложное, поскольку включает цепочку: зарядка - разрядка аккумулятора. АКБ сначала правильно заряжают, а затем полностью разряжают.

На сегодняшний день в продаже имеются современные приборы с такой уникальной функцией. В импульсных стационарных аппаратах эти два противоположных действия заложены, как говорят, «в одном пакете» чтобы вести борьбу с неприятным процессом сульфатации пластин на самой начальной стадии.

Старые зарядные устройства потребуют от исполнителя большого терпения, поскольку при силе тока в десять раз меньшей самой емкости батареи, на подзарядку уходит в среднем десять часов. В этом наглядно убеждает такой пример: для зарядки батареи емкостью 75 А/ч определяется ток в 7.5 Ампер.

Когда зарядное устройство старого образца завершит свою работу, приступают к процессу разрядки батарей. Для этого используют обычную автомобильную лампочку: подключают ее к АКБ и ждут, когда она перестанет гореть. После того, как лампочка полностью потухнет, ее убирают, а аккумулятор вновь подключают к зарядному устройству.

Вот так, через строго последовательные циклы, происходит реанимация источников тока для автомобилей.

Действие третье

Если в аккумуляторе произошло короткое замыкание, используют специальную десульфатизирующую присадку. Для восстановления АКБ потребуется несколько дней, потому что присадка полностью растворяется в электролите в течение двух суток. Этот ингредиент добавляют в электролит с плотностью 1.28 г/куб. см.

По истечении двух дней полученное жидкое средство заливают в батарею и еще раз проверяют плотность. Если новый показатель остался прежним или оказался очень близким к этой цифре (1.28), проводят несколько последовательных циклов зарядка/разрядка аккумулятора.

Во время зарядки необходимо наблюдать за электролитом. Если он не кипит, а стены емкости имеют температуру окружающей среды и не нагреваются, то можно в два раза снизить величину поступающего тока.

Через два часа вновь измеряют плотность электролита, и если получают снова номинальное значение, то процесс зарядки завершают - аккумулятор полностью восстановлен и готов к работе.

В случае изменения показателя плотности электролита в большую сторону, его разбавляют дистиллированной водой. Если показатель плотности ниже 1.28 г/куб. см, доливают серную кислоту. В обоих случаях после корректировки плотности аккумулятор снова ставится на зарядку.

Ускоренная зарядка

Принцип зарядки аккумулятора ускоренными темпами следующий:

1. АКБ заряжается и после этого из нее сливается электролит.

2. Емкость промывается дистиллированной водой и заливается на час раствором (трилон Б - 2% и аммиак - 5%). В некоторых случаях промывку повторяют.

3. Выполняется повторная промывка водой, после чего емкость заполняется свежим электролитом.

4. Аккумулятор ставится на полную зарядку.

Чтобы батареи служили долго и надежно, не надо предпринимать сверх усилий: просто следите за чистотой аккумулятора и раз в полгода делайте ему полную зарядку стационарным устройством.