Как расшифровывается vin код автомобиля. Что означает идентификационный (VIN) номер автомобиля

Vin-код – это семнадцатизначный идентификационный номер автомобиля, который имеет в составе буквы и цифры. По этому коду можно узнать, в каком году выпустили авто, производителя, модель, марку, тип коробки, V двигателя, цвет машины и т.д. Ещё при покупке автотранспорта по вин-коду можно определить, кто владелец данной автомашины и не в угоне ли она. Вот только как найти, где находится vin-kod?

Многие производители размещают вин-номер в нескольких местах. Он может быть где угодно, чтобы у преступников не было желания угонять авто. Ведь перебить код довольно сложно. При покупке б/у машины клиент должен узнать vin-код и проверить по нему авто, чтобы не было проблем. В интернете много сайтов, где в специальное окно вставляешь вин-номер и узнаешь всю информацию об автомобиле, например, здесь: http://vincarfax.ru/probit-vin-kod. Местонахождение ИНН авто может быть под капотом, возле рулевого управления, на лобовом стекле, на стойке передней двери, под обшивкой пола, где сидит водитель. Часто встречается этот номер под крыльями, в багажнике.


Вин-код прописан в бумагах на транспортное средство: техническом паспорте, страховке, регистрационном свидетельстве. Символы номера в документах должны совпадать с цифрами и буквами на автомашине.


Теперь узнаем, как расшифровать вин-номер. Первый символ означает страну-производителя: J – Япония, S – Англия, V – Испания, Y – Швеция. Второй – это фирма-производитель, третий – вид авто. Следующие шесть букв и цифр – это полное описание машины. С 10-го по 12-й символ – дата выпуска данного автомобиля. А последние цифры – это номер кузова. Расшифровку символов можно найти на просторах интернета.

Покупая автомобиль, будьте бдительны. Любому автолюбителю нужно знать, что такое вин-код и для чего он служит. Ведь зная этот номер, вы можете быть спокойны, что ваш автомобиль “чистый” (не попадал в аварии) и главное – не краденный.

Каждый автомобиль имеет свой собственный уникальный идентификатор - VIN-номер, по которому можно узнать информацию о нем. Данный номер присваивается машине заводом-изготовителем, и водитель должен обязательно знать, как определить VIN-номер, какую из него информацию можно почерпнуть, какими способами можно проверить машину по VIN-номеру и другую информацию об этом уникальном идентификаторе.

Оглавление:

Где находится VIN-номер автомобиля

Строгих правил для производителей автомобилей, где именно нужно наносить VIN-номер, не существует, поэтому на разных машинах код может быть расположен в разных местах. Европейскими автомобильными брендами принято указывать VIN-номер под лобовым стеклом с левой стороны и на стойке со стороны водительской двери. На автомобилях американских производителей VIN-код можно обнаружить справа на полу от переднего пассажирского кресла, либо под капотом со стороны пассажирского кресла. В некоторых моделях автомобилей можно найти VIN-код в багажнике.

Обратите внимание: Если вы не знаете, где находится VIN-код у вашего автомобиля, поищите данную информацию в книге по технической эксплуатации машины, либо на форумах.

На некоторых автомобилях VIN-код нанесен непосредственно на поверхность какого-либо узла, у других он выгравирован на табличке, которая прикручена в необходимом места. Сам VIN-код может быть нанесен в один или в два ряда, при этом в каждом ряду должны иметься все буквы или цифры, принадлежащие к одной группе кода.

Важно: VIN-код не наносится чернилами, краской и не приклеивается в виде наклейки. Он специально делается гравировкой или чеканкой, чтобы удалить его было максимально сложно.

Что в себе содержит VIN-код

Автомобильные производители озадачились необходимостью стандартизации информации о машинах в начале 1980-х годов. Была принята единая структура кода автопроизводителями разных стран, которая соответствует стандарту ISO 3779-1983.

Согласно принятому стандарту, под VIN-кодом подразумевается 17-символьная надпись, состоящая из букв латинского алфавита (прописных) и арабских цифр.

Важно: В VIN-коде производители автомобилей не могут использовать буквы Q, O и I. Такой запрет принят для того, чтобы не воспринимало путаницы между указанными буквами и цифрами, на которые они могут быть похожи (0 и 1).

Как было отмечено выше, VIN-код состоит из 17 символов. Эти 17 символов разделены на 3 группы: WMI (3 символа), VDS (6 символов), VIS (8 символов).

Как расшифровать VIN-код автомобиля

Чтобы понять зашифрованную в VIN-коде автомобиля информацию, нужно понять, что автомобильный производитель зашифровал в каждой группе символов - WMI, VDS и VIS.

WMI

Первые три буквы (цифры) каждого VIN-кода - это WMI. Этот код дает информацию о производители автомобиля.

Первая буква (цифра) в WMI - это данные о географической зоне, где производится автомобиль:

  • Буквы от S до Z - Европа;
  • Буквы от J до R - Азия;
  • Буквы от A до H - Африка;
  • Цифра от 1 до 5 - Северная Америка;
  • Цифра от 6 до 7 - Океания.

Второй символ (иногда два символа для точной идентификации) - это код страны, где произведен автомобиль. Для автомобилей, выпущенных в США, это цифры от 10 до 19, для немецких машин комбинация символов от W0 до W9, для канадских автомобилей комбинация символов от 2A до 2W и так далее.

Третий символ, указанный в WMI, говорит о конкретном производителе, и он присваивается всем производителя национальной автомобильной организацией.

Обратите внимание: Если производитель за год выпускает меньше 500 автомобилей, третий символ у такого VIN-кода будет цифрой 9.

VDS


Вторая часть VIN-кода - это VDS. Она состоит из шести символов, которые в общем VIN-коде располагаются с 4 по 9 позицию. Данная группа символов указывает, какая конкретно модель у автомобиля.

Обратите внимание: VDS, согласно принятым правилам, состоит из 6 символов. Если производителю автомобиля не требуется 6 символов для обозначения информации об автомобиле, он имеет право заполнить оставшиеся позиции нулями.

Первые три цифры в коде VDS указывают на тип кузова автомобиля, установленный двигатель и модель. Следующие символы обозначают другую информацию, которую автопроизводитель посчитал необходимой заложить в VIN-код. Чаще всего это серия автомобиля, максимальная масса, тип шасси, тип трансмиссии, тип тормозной системы и так далее.

Важно: У каждого производителя свои VDS-коды. Чтобы узнать, какая информация заложена в конкретном коде, нужно ознакомиться со сведениями для конкретного автопроизводителя.

VIS

Эта часть кода находится с 10 по 17 позицию в VIN-номере. Первый символ этого кода указывает на год, когда автомобиль сошел с конвейера. Вторая цифра или буква - это указание завода, где собирался автомобиль. Остальные 6 символов - серийный номер автомобиля. Он мало о чем говорит владельцу автотранспорта, но серийный номер может потребоваться, если начнется отзывная кампания из-за проблем с серией машин.

Как проверить автомобиль по VIN-коду

Проверить автомобиль по VIN-коду достаточно просто, но важно понимать, что большое количество информации получить не удастся. Перед покупкой автомобиля не лишним будет его проверить по онлайн-базам, где указывается VIN-номер, чтобы определить, не числится ли машина в угоне, либо не находится ли она в залоге у банка.

Если хочется просто узнать подробности об автомобиле, нужно найти справочную информацию по расшифровке VIN-номера конкретной марки автомобиля, и по ней разбираться в том, что зашифровал производитель в коде.

Каждый владелец автотранспортного средства когда-нибудь сталкивается с понятием VIN автомобиля (он же — ВИН код). Его, например, нужно предоставлять при регистрации в ГИБДД, оформлении страхового полиса, розыске угнанной машины, приобретении запасных частей. Покупая автомобиль, даже новый, совсем не лишним будет понимать информацию, заложенную производителем в этот код. Это поможет не поддаться на обман во время заключения сделки купли-продажи.

Табличка с ВИН кодом автомобиля выглядит примерно так

ВИН код автомобиля включает в себе набор из 17-ти символов (разрешены строго буквы латиницы и арабские цифры). Не используются буквы I, Q, O – из-за похожести написания цифр 1 и 0. Каждая позиция кода заключает в себя зашифрованную информацию, например, о марке, модели, двигателе, годе выпуска и т.п. Любой код является уникальным по всему миру (как отпечатки пальцев или ДНК), позволяя однозначно идентифицировать автомобиль и его характеристики независимо от того кем и где он произведен. Поэтому не удастся выдать машину за то, чем она не является.

Итак, что такое vin автомобиля разобрались. Теперь нужно научиться читать его и применять на практике.

Что прячется в ВИН коде

Структурно строка ВИН кода состоит из последовательно расположенных секций (всего их три), названия которых определяются следующими аббревиатурами:

  1. WMI (от World Manufacturers Identification – индекс производителя, единый во всем мире) представлен тремя символами и идентифицирует месторасположение и торговую марку производителя автомобиля.
  2. VDS (от Vehicle Description Section – раздел описания автомобиля) включает в себя 6 символов и содержит описание характеристик автомобиля, например, модель, модификацию двигателя, вид кузова и т.п. Состав предоставляемой здесь информации определяется каждым изготовителем самостоятельно.
  3. VIS (от Vehicle Identification Section – раздел опознавания автомобиля) состоит из 8-ми знаков, определяющих год выпуска, серийный номер, завод-производитель (в крупных компаниях).

Рассмотрим каждую позицию ВИН кода в отдельности.

Как расшифровать ВИН код

Как правило, при наличии необходимых сведений, расшифровка вин кода автомобиля не вызывает особых трудностей. С одной оговоркой: если машина не «моложе» 1980 года выпуска, т.к. единый стандарт на VIN появился именно в этом году. Ранее производители автомобилей действовали на свое усмотрение. И опять «но»: чтобы расшифровать ВИН код, его необходимо сначала найти. :-))

На рынке встречаются заготовки, которые, при известной сноровке, могут превратиться в ВИН код

Производители располагают Вин код в различных местах кузова автомобиля, обычно недоступных снаружи. В сравнительно новых моделях, как правило, код можно увидеть на стойке водительской двери либо на панели приборов (в обоих случаях код можно рассмотреть через лобовое стекло. Но не существует правил без исключений: в более «древних» машинах табличку с ВИН кодом можно обнаружить на дверном пороге, а в «очень крутых тачках» – спрятанной внутри приборной панели. Как только VIN найден, можно приступать непосредственно к его расшифровке.

Расшифровка WMI (позиции 1÷3)

  • 1 – страна (регион, географическая зона);
  • 2 – производитель автомобиля (если компания небольшая и выпускает меньше чем 500 единиц транспортных средств за год, то всегда ставится значение «9»);
  • 3 – подразделение компании-производителя автомобиля (либо тип транспортного средства).

Возможно вам окажутся полезными таблицы для расшифровки WMI: , . Они помогут пробить машину по вин коду на первоначальном этапе расшифровки.

Примечание. В некоторых случаях у производителя может быть более одного WMI. Но два разных производителя никак не могут числиться под одним WMI. Стандартом закреплено положение, что если производитель «приказал долго жить», то его идентификатор можно отдать другой компании не ранее, чем через 30 лет.

Расшифровка VDS (позиции 4÷9)

  • 4 — тип кузова;
  • 5 – тип двигателя;
  • 6 – модель;
  • 7, 8 – любые сведения на выбор изготовителя автомобиля. К примеру, вид кузова, системы тормозов, кабины и т.п. Если производитель не использует все позиции 4÷8, то пустые заполняются нулями;
  • 9 – значение контрольной суммы ВИН кода, т.е. проверяется его подлинность. Контрольную сумму можно рассчитать самостоятельно. Для этого нужно все буквы, встречающиеся в коде, заменить на цифры следующим образом:

Теперь перемножаем значение каждой позиции на ее вес и все суммируем. Полученный результат делим на 11.

Значение контрольного символа может принимать значения от 0 до 9, а также Х

Остаток, полученный после деления, является контрольным значением в позиции 9 ВИН кода. Когда остаток равен десяти, то ставится «Х». Приведем пример вычисления значения контрольной суммы:

  1. Имеется код VIN: 1G1BL52P7TR115520 (значение «7» в позиции 9 является контрольным).
  2. После замены букв на цифры код приобретает вид: 17123527739115520.
  3. Каждая позиция VIN имеет свой множитель: 8-7-6-5-4-3-2-10-0-9-8-7-6-5-4-3-2.
  4. Производим вычисления: (1х8) + (7х7) + (1х6) + … + (2х3) + (0х2) = 337.
  5. Результат делим на 11: 337 / 11 = 30 (получили целое значение).
  6. Остаток от деления составит: 337 — (30х11) = 7. Эта семерка является искомым значением контрольной суммы.

Можно воспользоваться для вычисления контрольного значения одним из онлайн-калькуляторов, но надежнее все же проделать это вручную.

Расшифровка WIS (позиции 10÷17)

Можно воспользоваться программами, автоматизирующими расшифровку ВИН кода

  • 10 – модельный год (т.е. год постановки данной модели автомобиля на конвейер). Не следует путать с годом выпуска. Обозначение имеет 30-ти летний цикл (первые 21 год обозначаются буквами, следующие 9 – цифрами). Затем все повторяется. Таким образом, получаем следующие значения; 1980 (А) … 2000 (Y), 2001 (1) … 2009 (9), 2010 (А) … 2030 (Y) и т.д. Если модель начала выпускаться в последней трети года (сентябрь-декабрь), то производителю разрешается указывать следующий модельный год;
  • 11 – содержит сведения о заводе, который собрал автомобиль;
  • 12-17 – серийный номер авто по внутри заводскому учету. Имеет смысл для людей, которые покупают либо продают раритетный автомобиль: разница между серийниками 000001 и 000002 выливается в немалое количество долларов.

Заметьте, что последние 4 символа кода (а для США – 5) всегда содержат только цифры. Для того, чтобы произведенная вами проверка авто была самой полной и точной последуйте одному совету. Определив по WMI страну и производителя автомобиля, найдите соответствующий официальный сайт. С него нужно взять сведения, которые зашифрованы в позициях 4-8, а иногда и в 10, 11. Связано это с тем, что некоторые автомобильные компании, к сожалению, довольно-таки вольно трактуют положения стандарта.

Основные положения и структура VIN-кода сформулированы в соответствии со стандартом ISO 3779-1983, принятым в феврале 1977 года и описывающим формат Vehicle Identification Number (идентификационный номер транспортного средства), сокращенно VIN,

VIN занимает первые семнадцать позиций номера кузова. В состав VIN входят три самостоятельные части:

World Manufacturers Identification (WMI ) -мировой индекс изготовителя
Vehicle Description Section (VDI ) - описательная часть
Vehicle Identification Section (VIS) - отличительная часть

· WMI представляет собой код, назначаемый изготовителю с целью его идентификации. Код состоит из трех знаков: первый означает географическую зону, второй - страну в этой зоне, третий - определенного изготовителя.
· VDS - это второй раздел VIN и состоит он из шести знаков, описывающих свойства автомобиля. Сами знаки, последовательность их расположения и их смысл определяет изготовитель. Неиспользованные позиции изготовитель вправе заполнить выбираемыми по собственному усмотрению знаками.
· VIS представляет собой состоящий из восьми знаков третий раздел VIN, причем последние четыре знака этого раздела обязательно должны быть цифрами. Если изготовитель пожелает включить в состав VIS обозначение модельного года или сборочного завода, рекомендуется помещать обозначение модельного года на первую позицию, а обозначение сборочного завода - на вторую.

За исключением последних четырех позиций VIN имеет алфавитно-цифровую структуру. Для его составления разрешается использовать следующие арабские цифры и латинские буквы:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z

Буквы I, O и Q не используются ввиду со схожестью с цифрами 0,1

В соответствии со стандартом ISO 3779, девятая позиция 17-значного номера отводится для проверочной цифры. Она получается путем арифметических манипуляций над остальными 16 цифрами VIN.

При составлении VIN правил вычисления проверочной цифры придерживаются все американские фирмы и все другие фирмы для автомобилей, поставляемых на рынок США. Однако, некоторые европейские фирмы, в частности BMW, придерживаются ISO и на европейских автомобилях.

Проверка правильности VIN позволяет в частности с большой степенью надежности определить перебитый номер, поскольку как правило подделываются "похожие" цифры и буквы, а в этом случае затруднительно подогнать новый VIN под проверочную цифру.

Что обозначают буквы и цифры VIN кода

Что такое VIN code ?

Любой автомобиль, сошедший с конвейера имеет свои регистрационные данные(технический паспорт и свидетельство о регистрации и т.д.)-- номера, выбитые на агрегатах. Документы легко подделать. Конечно, можно уничтожить и номера. Автомобильные регистрационные номера можно спилить, стереть, выбить новые, но, тем не менее, именно на их подделке чаще всего попадаются торговцы крадеными машинами.

Благому делу идентификации автомобиля могут служить лишь номера, нанесенные на те узлы, которые законодательно имеют статус идентификационных. До недавнего времени таковыми считались двигатель, кузов и шасси. Сейчас, как правило, только кузов, в номере которого закодирована вся информация об автомобиле и его отдельных агрегатах.

С начала 80-х годов большинство фирм предпочитает использовать общий для всего автомобиля 17-значный буквенно-цифровой индекс(до 80 годов 7-значный) - в странах СНГ он называется ИНА (идентификационный номер автомобиля), на Западе -- VIN (Vehicle Identification Number). Чтобы составить общее представление о том, по каким принципам строится VIN, подробно рассмотрим что означают цифры и буквы VIN кода.

До 80 годов почти все автомобили идентифицировались по 7-значному номеру шасси, состоявшему только из цифр. С начала 80-х автопроизводители, сочтя такую идентификацию не слишком информативной, перешли на 17-значный буквенно-цифровой индекс.

Пример 1.WBA 4711 000 7817 985

Первые 3 позиции - международный код производителя, где W-фирма производитель - Германия (WBA - собственно BMW; WBS - BMW-Motorsport).

Пример 2. WAUZZZ44ZEN096063

Первые 3 позиции - международный код производителя, W-Германия,AU-собственно AUDI

Позиции 4-6 указываются только на автомобилях, поставляемых на американский рынок. У европейских машин на этом месте пишут три литеры Z, которые недобросовестные продавцы иногда пытаются представить как обозначение тройной оцинковки кузова.

Пример 3. WVWDB4505LK234567

W-Германия, VW-собственно VW.

С 11-й по 17-ю в этих примерах - порядковый номер изделия.

Остальные порядковые номера во всех примерах означают тип транспортного средства, тип кузова, систему ремней безопасности, модель автомобиля, модельный год, место сборки, дату выпуска.

К примеру, идентификационный номер BMW подвергался переделке в 1980, 1983, 1989 годах. Порядковый номер изделия, бывший до этого 7-значным, сделали 5-значным, а перед ним, на 12-й позиции, стали писать букву, обозначающую партию изделий.

Освободившуюся 11-ю позицию заняли под код завода-изготовителя и т.д.

Для достоверной идентификации автомобиля полиции и таможне достаточно 7 последних символов.

При большом желании (хотя это очень трудно) можно опознать машину и по другим номерам. Например, по номеру двигателя. До сентября 1984 года он, за редкими исключениями, совпадал с 7 последними символами VIN (потом количество знаков в номере мотора было увеличено до 8). При заводской замене двигателя старый номер, где бы он ни располагался, спиливается, а новый наносится на заднюю часть головки блока цилиндров. К нему добавляется буква A (что значит "для замены") или N ("новая деталь"), а также данные о количестве цилиндров и объеме. Таким образом, если при покупке машины выяснится, что номер двигателя не стыкуется с VIN, не спешите поднимать тревогу, а постарайтесь узнать, не меняли ли двигатель на заводе - это, кстати, должно быть отражено в документах на машину.

Многие фирмы метят автомобили не только идентификационными, но и специальными внутризаводскими номерами (как правило, это порядковый номер изделия и код даты выпуска машины по производственному календарю предприятия). Специальный внутризаводской номер архивируется в банке данных завода-изготовителя (и, по непроверенным данным, в Интерполе). Он, как и VIN, вполне пригоден для идентификации автомобиля, но воспользоваться им без содействия правоохранительных органов вы вряд ли сможете - для этого надо послать запрос в фирму, а, как показывает практика, очень немногие компании соглашаются открывать свои архивы частным лицам (Интерпол - тем более). Другое дело - официальный запрос. Тогда, может быть, помогут. Бумага с гербовой печатью, говорят, благотворно влияет на ход переговоров.

Каждая фирма строит VIN по-своему, соблюдая лишь самые общие каноны. Почти все ставят на 1-е место в индексе международный код производителя. А вот далее возможны варианты. Одни считают двигатель идентификационным узлом и стыкуют его номер с VIN, другие - нет (в США, например). Кто вводит в индекс данные о типе коробки передач, кто о наличии или отсутствии air bag, кто указывает материал и цвет обивки салона... Особой дотошностью отличаются американцы - Chrysler, например, у некоторых моделей оговаривает даже тип ремней безопасности, причем не где-нибудь в конце надписи, а на почетном 4-м месте, после страны изготовления, фирмы-производителя и типа транспортного средства.

Стоит добавить, что каждая фирма хотя бы раз в 3-5 лет вносит изменения в свой VIN , и можно представить себе, насколько трудно ориентироваться в автомобильных "татуировках".

Это и хорошо, и плохо. Плохо - потому что нормальному человеку жизни не хватит, пожелай он в этой казуистике разобраться. Хорошо - потому что те, кто машины ворует и перепродает, тоже люди. Им тоже времени не хватает. И они ошибаются, когда сочиняют краденым машинам новые "родословные". Причем часто.

Человеку, покупающему автомобиль, особенно с рук, полезно иметь с собой расшифровку VIN данной марки.

Конечно, криминальные "татуировщики" свое дело знают. Но поймать их можно. Как утверждают представители правоохранительных органов, сбытчики краденых машин делятся на две категории:

Первые делают ставку на покупателей-"лохов", которым можно подсунуть любую "липу" (расчет в большинстве случаев оказывается верным) - номера выбиваются "от балды", их содержание зачастую лишь слегка привязано к особенностям конкретного автомобиля. Марка, год выпуска, количество цилиндров и другие основополагающие данные совпадают, а всевозможные тонкости - нет.

Вторая группа - люди более серьезные. К их работе придраться трудно, поскольку номера не выдуманы, а взяты у других, реально существующих или существовавших машин, модификации которых аналогичны продаваемым. Может быть, те машины бегают где-нибудь в других странах (очень много сбываемых в Азербайджане, России и других странах СНГ с рук автомобилей оказываются двойниками тех, что зарегистрированы, например, в Польше), а может быть, уже давно разобраны на запчасти или покоятся на свалках металлолома - а номера их живут и кочуют. Одним словом - мертвые души. По запросам, понятно, здесь все чисто. Но даже в этих случаях есть шанс, хоть и маленький, обнаружить ошибку. Потому что абсолютных двойников не бывает. Какая-нибудь мелочь в номере, нет-нет, да и выдаст.

Допустим, покупаете вы Chrysler, оснащенный автоматическими ремнями безопасности. Читаете VIN: 1C3BC41... и так далее. Сравниваете с фирменным каталогом. Вроде все сходится - тип кузова, количество дверей, объем двигателя. Стоп! Литера B на 4-й позиции, если верить каталогу, означает, что на машине должны быть обычные ремни. А автоматическим положено кодироваться в VIN буквой C.

Другой пример. BMW. Берете с рук машину с номером, допустим, WBA HC12 014 H A12345, выпущенную после 1989 года. И, обратившись к специалистам обнаруживаете, что буквы H, I, O и Q на 11-й позиции VIN фирмой BMW не используются (не используются ввиду со схожестью с цифрой 0,1 и т.д.) Если, конечно, сделку еще не успели оформить.

Или, к примеру, Nissan. Предлагают вам Patrol, у которого VIN начинается с JN1 -- это международный код производителя (В данном случае Япония). А произведена машина, как следует из документов, в Испании. Patrol испанской сборки должен иметь другой, неяпонский код - VSK.

"Географические" неточности вообще очень часты: допустим, из расшифровки VIN следует, что автомобиль сделан в таком-то городе, а при детальном анализе вдруг выясняется, что модификация с данным типом кузова и с данной комплектацией там никогда не производилась.

Еще несколько советов:

1. Большинство современных автомобилей помимо "главного" ключа - так называемого master-key, годного для всех замков (зажигание, двери, багажник и бардачок), - имеет еще и "малый" ключ. Им можно только открыть двери и включить зажигание. Это - для работников автосервиса и гостиничной обслуги, чтобы при отгоне вашей машины на стоянку и при ремонте персонал не шарил по багажнику и бардачку. Один из характерных признаков "нечистой" машины: "главный" ключ не подходит к замку бардачка. Как правило, это значит, что все замки сменили, а на бардачке - то ли забыли, то ли не стали возиться. Очень распространенная оплошность.
И еще учтите, что к машине должно прилагаться как минимум 2 комплекта ключей (есть марки, к которым дают и 3 комплекта). Если Вам предлагают только один, это верный признак того, что второй остался либо у продавцов, которые могут им воспользоваться в будущем, либо у ограбленного законного владельца автомобиля.

2. Старайтесь критически оценивать все, что продавец рассказывает о предлагаемом автомобиле. Например, если он уверяет вас, что машина привезена с Дальнего Востока, и даже подтверждает это какими-то справками - есть повод насторожиться. В наше время гнать или, тем более, везти машину по железной дороге из такой дали в Европу нет никакого коммерческого смысла. Скорее всего, это попытка скрыть ее истинную "родословную". При проверках таких автомобилей часто выясняется, что они угнаны в соседних странах или в Баку, в Баку и продаются.

3. Если продавец - не Ваш знакомый, ни в коем случае не покупайте автомобиль по генеральной доверенности. Это хотя и самый дешевый способ (никому не надо платить комиссионные), но и самый ненадежный. Если машина окажется краденой, следов сбытчика уже не найдешь.

Наиболее безопасные пути покупки подержанной машины: либо через комиссионный магазин, либо по договору о купле-продаже через ГАИ. Если продавец наотрез отказывается придерживаться официальных каналов продажи, лучше не соглашайтесь на сделку (можно сделать вид, что Вы собираетесь её оформлять в ГАИ).

4. Не гоняйтесь за дешевизной. Явно заниженная цена свидетельствует о том, что вам подсовывают либо загримированную развалюху, либо - краденый автомобиль. А может, и то, и другое сразу.

Где выбит VIN code на Вашем автомобиле.

Традиционными местами нанесения VIN являются блок и головка блока цилиндров, стойки кузова, дверные пороги, перегородка между двигателем и салоном, а у машин с рамной конструкцией (в основном это внедорожники) - еще и лонжероны.

Естественно, номера на легко доступных для обозрения местах перебивают очень аккуратно. А вот на скрытых - не всегда. Иногда, даже вообще этого не делают. В правоохранительных органах считают, что это не небрежность, а, скорее, расчет на нормальную человеческую лень (как показывает практика, достаточно верный).

Техника перебивки номеров, как правило, филигранная. Но встречаются, хоть и очень редко, грубые подделки: новые символы выбивают поверх старых, если их графика похожа. Например, 0 меняют на 6 или 9, P на R, 1 на 4 , W выбита двумя V.

Фирмы-производители иногда сами облегчают работу дельцам теневого автобизнеса, меняя технологию нанесения регистрационных номеров. К примеру, в салонах старых Ford Scorpio (на полу, рядом с порогом двери) номер не выбивался, а выдавливался штампом. Надпись получалась рельефной, и подделать ее было практически невозможно. А на новых Scorpio номер стали выбивать общепринятым способом, не деформируя стальной лист. Счистить заводскую надпись и набить на ее месте новую - полчаса работы. Угонщики по достоинству оценили столь роскошный подарок фирмы.

Идентификационный номер автомобиля выбивается не только на кузове, шасси и двигателе, но и на специальной маркировочной табличке - она либо привинчивается, либо приклепывается где-нибудь на видном месте в моторном отсеке. Если табличка на винтах (некоторые модели Mercedes), определить, меняли ее или нет, невозможно. Это, видимо, тоже подарок угонщикам. А вот к заклепкам имеет смысл присмотреться повнимательнее, лучше через лупу (на Москвиче 2141). Они должны быть маленькие и аккуратные. И вокруг заклепок - на кузовном листе и на табличке - не должно быть царапин и вмятин.

(Использованы материалы WMI Pages и FGI Ltd)

Введение

Основные положения Стандарта ISO 3779-1983

Vehicle Identification Number (VIN), в соответствии со Стандартом ISO 3779-1983, занимает первые семнадцать позиций номера кузова. В состав VIN входят три самостоятельные части: World Manufacturers Identification (WMI) - мировой индекс изготовителя, Vehicle Description Section (VDI) - описательная часть, Vehicle Identification Section (VIS) - отличительная часть

WMI представляет собой код, назначаемый изготовителю с целью его идентификации. Код состоит из трех знаков: первый означает географическую зону, второй - страну в этой зоне, третий - определенного изготовителя.

VDS - это второй раздел VIN и состоит он из шести знаков, описывающих свойства автомобиля. Сами знаки, последовательность их расположения и их смысл определяет изготовитель. Неиспользованные позиции изготовитель вправе заполнить выбираемыми по собственному усмотрению знаками.

VIS представляет собой состоящий из восьми знаков третий раздел VIN, причем последние четыре знака этого раздела обязательно должны быть цифрами. Если изготовитель пожелает включить в состав VIS обозначение модельного года или сборочного завода, рекомендуется помещать обозначение модельного года на первую позицию, а обозначение сборочного завода - на вторую.

За исключением последних четырех позиций VIN имеет алфавитно-цифровую структуру. Для его составления разрешается использовать следующие арабские цифры и латинские буквы:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z

ЗАПРЕЩЕНО использовать буквы: I, O, Q

Определение даты выпуска автомобиля

Установление даты выпуска автомобиля возможно следующими способами: по данным, зашифрованным в VIN-коде, по обозначениям на деталях, по серийным номерам кузова и двигателя и по комплектации.

по VIN коду

У большинства производителей автомобилей год выпуска указывается в системе VIN в виде букв или цифр, расположенной на 10 позиции в VIN-коде. Исключение составляет фирма FORD (европейское отделение) у которой знак года выпуска находится на 11 позиции, а на 12 - месяц выпуска.

Ниже приведена таблица знаков служащих для обозначения года выпуска.

Год

Знак

Год

Знак

Год

Знак

Год

Знак

1971

1981

1991

2001

1972

1982

1992

2002

1973

1983

1993

2003

1974

1984

1994

2004

1975

1985

1995

2005

1976

1986

1996

2006

1977

1987

1997

2007

1978

1988

1998

2008

1979

1989

1999

2009

1980

1990

2000

2010

Год различают календарный и модельный. Календарный год - год, в котором произведен автомобиль. Модельный год определяется самим изготовителем и может отличаться от календарного. Начало модельного года определяется началом выпуска новой модели автомобиля, а поэтому модельный год может существенно опережать календарный. При этом в VIN-коде указывается знак, соответствующий не текущему, а следующему календарному году (например , модельный год 1998 у фирмы Audi/VW начался в августе 1997 года).

Но точную дату можно узнать из «подстрочного» номера, т.е. последних 6-10 цифр. У разных производителей может быть разное количество символов VIN кода, т.н. номер изделия. Дату выпуска можно узнать несколькими способами: послать запрос в представительство фирмы или воспользоваться специальными программами.

… другими способами

Существует большое количество деталей автомобиля маркируемых при изготовлении специальными обозначениями времени изготовления. При решении о времени выпуска автомобиля по деталям, необходимо учитывать, что между датой изготовления детали и сборкой автомобиля может пройти срок от трех до шести месяцев.

Наиболее доступными для осмотра деталями, на которых указывается дата их изготовления следующие: двигатель, ремни безопасности, стойки амортизаторов капота и багажника, оконные стекла и некоторые пластмассовые детали.

Двигатель . Многие производители указывают дату изготовления на двигателе. Данные обозначения производятся одновременно с отливкой блока цилиндров и имеют вид выпуклых знаков. Порядок маркировки рассматривается по-каждому производителю отдельно.

Ремни безопасности . На нижней части ремня безопасности в большинстве случаев имеется ярлык, пристроченный у одного из двух краев, на котором, как правило, с помощью штампа, нанесена дата изготовления ремня. Обозначения дат бывают двух видов, например:

Аналогично содержание дат, указываемых на фиксаторах ремней безопасности, однако они имеют вид вдавленных знаков и располагаются со стороны сидений, для которых они предназначены.

Стекла . Большинство стекол имеют обозначения года и месяца изготовления. Год изготовления обозначается только одной цифрой, поэтому цифра «2» может соответствовать как 1992, так и 1982 году. Как правило, каждый производитель использует свою систему обозначений времени изготовления стекол, которые время от времени меняются.

SPLINTEX (dot 24) - Бельгия

При обозначении года используются цифры, а для обозначения месяцев - буквы, например:
F GH 7 - июнь 87
7 A BC - январь 87
январь обозначается буквой «А», далее по алфавиту до декабря, который обозначается - «М»

ВНИМАНИЕ! Стекла, поставляемые фирме «FIAT», маркируются таким образом, что январю соответствует буква «В», а декабрю - «N».

Определение изготовителя

Определить изготовителя автомобиля необходимо для: проверки соответствия времени выпуска автомобиля периоду изготовления автомобилей определенной модели; установления страны происхождения автомобиля. Существуют два способа определения изготовителя: по первым трем знакам VIN кода (WMI) или по международному коду завода-изготовителя (Herstellerschlussel - KBA).

Код завода-изготовителя можно посмотреть на заводской табличке или на оригинале документов придающихся с автомобилем, поставляющимся из-за границы.

Зная «Код изготовителя» (Herstellerschlussel - KBA) и «Код модели» (Typschlussel (TSN)) вы можете более точно определить модель автомобиля и его отдельные показатели. Следует помнить, что данные коды не являются уникальными для каждой модели и могут распространяться на несколько модификаций

Проверка контрольной цифры (9 символ VIN)

Контрольная цифра вводится специально производителем, как дополнительная защита от фальсификации VIN кода. К сожалению, не все производители используют данный символ.

Ниже, приводится алгоритм проверки контрольной цифры:

1. Берем VIN, например WBAGB330402182616, разобьем его по знакам так
W B A G B 3 3 0 4 0 2 1 8 2 6 1 6
1 2 3 4 5 6 7 8 CHK 10 11 12 13 14 15 16 17

9-ый символ - CHK - контрольная цифра.

2. Меняем буквы на цифры в соответствии с таблицей:
A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z
1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 7 9 2 3 4 5 6 7 8 9

обращаем внимание, что буквы I,O,Q не используются из-за схожести начертания с цифрами, соответственно, есть и смещение цифр.

Получится:
6 2 1 7 2 3 3 0 ? 0 2 1 8 2 6 1 6

3. Умножаем каждую цифру VIN на каждую цифру этого магического числа.
8 7 6 5 4 3 2 10 ? 9 8 7 6 5 4 3 2
CHK пропускаем.
Произведения складываем.
6*8+ 2*7+ ... +6*2 =246

4. Делим нацело полученное число на 11.
246/11 = 22, и остаток=4.

5. Остаток равен цифре в 9-ой позиции (CHK). 4=4 следовательно, VIN корректен (не перебит).
Если остаток 10, то CHK должен быть "X".

VIN-коды скоро закончатся

Мировые производители скоро исчерпают запасы свободных идентификационных номеров.
Мировые потребности в новых машинах растут столь быстро, что скоро производители исчерпают свободные идентификационные номера автомобилей (VIN).

Теоретически существует астрономическое количество уникальных комбинаций VIN, но они разбиты на блоки между странами, производителями и моделями. Поэтому количество возможных кодов для каждой страны ограничено.

Общество автомобильных инженеров (SAE - организация, ответственная за распределение кодов), хочет изменить систему, действовавшую 21 год, но это может вызвать серьезные проблемы для автопроизводителей. Добавление в VIN всего одного дополнительного знака может повести за собой многомиллионные траты на перенастройку заводских компьютерных баз данных, которые используются, в том числе, в случае отзыва автомобилей.

Есть и несколько других путей решения этой проблемы. В частности можно было бы использовать старые VIN, что может привести к еще большей путанице, или передавать часть кодов внутри каждой страны от мелких производителей крупным.

Каждому автотранспортному средству присваивается индивидуальный идентификационный номер (VIN). Он всегда семнадцатизначный и состоит из буквенных и цифровых знаков. По этому уникальному коду можно узнать много полезной информации об авто: дата выпуска, место сборки, марка, производитель. И это далеко не все сведения. Так, например, по VIN-коду, можно узнать, не участвовал ли автомобиль в ДТП, не подвергался ли он возгоранию или не был затоплен. Умение правильно расшифровать идентификационный номер даст вам большое преимущество при приобретении автомобиля с рук. Вы сможете предостеречь себя от покупки сомнительного автомобиля.

Не существует единого международного стандарта, который определял бы порядок построения идентификационного номера VIN. Каждый изготовить сам устанавливает правила его формирования. Система выстроена по такому принципу, чтобы ни в коем случае не допустить повторения номера – сочетание знаков должно быть уникальным за последние 30 лет. Каждому автомобилю присваивается только один VIN, причем он единственный и не может встретиться на другой машине. Обычно VIN-код транспортному средству присваивает конечный изготовитель, тот, который непосредственно вводит машину в эксплуатацию. Для каждого автомобиля обязательно должна осуществляться проверка VIN номера .

Весь номер VIN делится на разделы. Допустимые символы, которые можно использовать в номере – это сочетание арабских цифр от 0 до 9 и букв латинского алфавита. Исключение составляют буквы I, O, Q. Их не используют, чтобы исключить возможность подделки номера, потому что такие буквы легко перебить на другие. Возможно использовать символы-разделители, чтобы выделить отдельные подгруппы номера, обозначить начало кода или его концовку.

Раздел I – WMI

Он заключается в трех символах, по которым можно определить изготовителя автомобиля, а также страну, где он находится, и географическое положение. Если автозавод производит меньше 500 автомобилей за год, в третьем символе WMI устанавливается цифра 9.

Знак № 1 – это страна, где был произведен автомобиль (1 – США; J – Япония; X – СНГ).

Знак № 2 (вместе с первым) – страна, в которой произведен автомобиль.

Знак № 3 – завод изготовитель либо тип автомобиля (грузовик, легковой и т.д.). При производстве менее 500 автомобилей в год, третий знак обозначается цифрой «9», а производитель определяется 12-14 символами VIN.

Раздел II (описательный) – VDS

Состоит из 6 знаковых единиц. В них указываются общие особенности, характерные для данного автотранспортного средства (например, модель кузова или тип мотора). Изготовитель самостоятельно устанавливает порядок, каким образом сгруппировать все символы, чтобы закодировать информацию в соответствии с общими требованиями, установленными на момент формирования номера.

Раздел III (идентификационный) – VIS

Он расположен в группе символов с 10-го по 17-й и несет информацию о комплектации авто.