Автомобиль чайка технические характеристики. «чайка» — легендарный автомобиль ссср, на котором ездил сталин

ГАЗ‑13 - такой же символ промышленного и духовного подъема 1950‑х, как новые кварталы, великие сибирские стройки, совсем иные, чем прежде, фильмы и книги. Ну и, конечно, Чайка, ставшая теперь культовым автомобилем, - это символ мощи советской индустрии, автомобиль, как принято было писать некогда, высшего класса. Машина эта, как известно, не продавалась, ездили на ней только чиновники высокого ранга, приближенные к власти особы, а позднее и некоторые молодожены.

Конечно, даже на рубеже 1960‑х годов было понятно, что Чайку делали по американским лекалам. Но по каким и в какой степени? Написано на эту тему немало, но на многие вопросы внятных ответов по-прежнему нет. Попробуем их найти, разложив ГАЗ‑13 если не на атомы, то хотя бы на молекулы.



Крылья застоя

ГАЗ‑13 Чайка - это в известной мере компиляция достижений американского автопрома, но очень умелая и грамотная. Чайка получилась куда более самобытной, нежели . А если немного отвлечься от дизайна, то примерно настолько же самобытной, как .

Другое дело, что американский автопром шел в те годы семимильными шагами, особенно в части стилистики. Чайка и в конце 1950‑х явно не выглядела прорывной по сравнению с зарубежными аналогами, - а уж в 1960‑е, тем более в 1970‑е, и подавно! Однако машина, которую выпускали до 1981 года, была сделана для совсем другой жизни и совсем иных потребителей…

.


В середине 50-х годов 20 века возникла необходимость создать автомобиль представительского класса, соответствующий модным тенденциям, преобладающим в автомобилестроении. Реализовать идею взялись конструкторские бюро ГАЗ и ЗиС -ЗиЛ - разработчики главного конкурента газ 13 – ЗиЛ 111. Их предшественник - газ м-12 на тот момент уже морально устарел.

Результат совместного труда сотрудников КБ ГАЗ - автомобиль газ 13 «Чайка» впервые был представлен в 1956 году, а серийно начал производиться спустя 2 года, с 16 января 1959 года.

Фото газ 13 чайка

На протяжении 22 лет создали всего 3189 автомашин . Автором легендарного образа "Чайки" является известный дизайнер автомобилей ГАЗ - Лев Еремеев. Очевидно, что на дизайнера оказали свое влияние два автомобиля Паккард, приобретенных НАМИ в конце 1955 года, поэтому в экстерьере "Чайки" прослеживаются черты американского автопрома середины века. Определенности в названии модели не было, рассматривали два варианта «Чайка» и «Стрела». Газ 13 по своему классу превосходил " ", выпускаемую тем же заводом. А взлететь над Волгой сможет только Чайка...

Видео тест-драйв газ 13 чайка


Не сразу автомобиль «Чайка» газ 13 приобрел свои узнаваемые формы. По оставшимся в сохранности фото, предполагают, что тандем скульптора Лебедева Б.Б. и конструктора Дуарте Л.Э. создали, основываясь на сохранившихся фотографиях, два кузова. Они отличались от серийного формой задних фонарей, передних подфарников, рамкой лобового стекла и молдингами колесных арок.
Для закрытой выставки НАМИ 1957 года изготовили опытные образцы автомобиля газ 13.

Их оснастили мотором объемом 4,9 литра, вместо серийного 5,5 литрового. После выставки приступили к мелкосерийному производству. Для тестовых испытаний на дорогах СССР собрали 9 автомашин, которые различались только окраской. Под маркой Э-2 «Чайка» участвовала на ЭКСПО 58 в Брюсселе.

Применение автомобиля ГАЗ 13 в СССР.

Серийно автомобиль «Чайка» газ 13 выпускался в четырех модификациях:
  • Четырехдверный семиместный седан
  • Пятидверный универсал;
  • Шестиместный кабриолет (Фаэтон ГАЗ 13 Б);
  • Лимузин (ГАЗ 13 А) отличие от седана заключается в наличие перегородки отделяющей водителя от пассажиров. Произвели ограниченное количество машин в такой модификации.

В широкой продаже автомобили газ 13 не участвовали и использовались в различных государственных структурах. «Универсалам» нашлось применение в качестве карет «Скорой помощи», а седаны и кабриолеты перевозили высших деятелей государства, военных чинов, высокопоставленных иностранных гостей, советских звезд кино и театра.

Технические особенности автомобиля.

В «Чайке» реализовали весь потенциал нашего автомобилестроения. Дизайн салона поражал своей ультра-современностью и высоко-технологичностью. Помимо кожи, используемой при отделке и стекол с затемнением, автомобиль оборудовался радиоприемником, колонки которого располагались как спереди, так и сзади, электрическим стеклоподъемником, электро прикуривателем и отличной системой отопления. Был установлен гидроусилитель руля и усилитель тормоза, противотуманные фары и омыватель лобового стекла. Советские машины никогда не комплектовались подобным оборудованием.

Видео обзор двигатель ЗМЗ V8 - Газ 13 чайка


Очень впечатляют технические характеристики ГАЗ 13 «Чайка»: .

  • Впервые вместо рядной «шестерки» применили верхнеклапанный карбюраторный V8 ЗМЗ-13(Д) из алюминиевого сплава с объемом – 5 526 см куб;
  • Мощность - 195 лошадиных сил. Иногда устанавливался двигатель ЗМЗ-13Д, мощностью 215 лошадей;
  • Расход топлива: 20 литров на 100 км, это результат повышенной мощности;
  • Новый двигатель «Чайки» был способен разогнать двухтонную машину до скорости 100 км/ч за 20 секунд.
  • Новинкой была установленная гидромеханическая КПП с кнопочным переключением скоростей.
  • Дорожный просвет – 18 см.

Не будет полной характеристика газ 13 без упоминания о раме Х-образной формы, к которой кузов крепился с помощью резиновых подушек. Боковые лонжероны отсутствовали. Передняя подвеска была пружинной независимой, а заднюю - сделали рессорной. 1977 год характерен выпуском новой модели – ГАЗ 14, но серийно газ 13 выпускался до 1981 года .

Дата публикации: 23-12-2015, 01:23

Не будь снобом... Сделай репост!

Первый опытный образец будущего автомобиля ГАЗ-13 «Чайка» был построен в 1955 году на базе представительского автомобиля ГАЗ-12 «ЗИМ» , этот опытный образец получил индекс ГАЗ-12В, но уже носил название «Чайка». Прототип уже комплектовался решеткой радиатора, на которой находилась декоративная деталь в виде крыла птицы. ГАЗ-12В «Чайка» был выпущен как минимум в двух экземплярах, которые внешне отличались незначительно, основное отличие было в двигателях, объем которых составлял 4.9 и 5.5 литра.

Однако все работы по модернизации «ЗИМа» в новую модель решили прекратить, как не крути, а его кузов по меркам тех лет уже устарел. Было решено начинать разработку «Чайки» с чистого листа, дизайнером нового кузова ГАЗ-13 стал Лев Еремеев. В 1956 году были созданы первые ходовые прототипы, которые внешне уже напоминали серийный автомобиль, но все еще существенно отличались в деталях.

Изначально автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» выпускали в 4-дверном кузове типа седан, в салоне которого могли разместиться 7 пассажиров. В 1961 году появилась модификация с 6-местным кузовом типа «кабриолет» (другое название «фаэтон»), это модель, которая обозначалась как ГАЗ-13Б, имела складной тент с электрогидравлическим приводом, у него отсутствовали рамки стекол дверей, а сами боковые стекла имели легкую металлическую окантовку. В этом же году по спецзаказу начали выпускать лимузин ГАЗ-13А, данный автомобиль был оснащен перегородкой между водителем и пассажирским отделением.

В 1978 году автомобиль модели ГАЗ-13 «Чайка» был снят с производства, хотя некоторые его модификации продолжали выпускать небольшими партиями.

Дизайн и конструкция

Новый автомобиль ГАЗ-13 «Чайка» получил совершенно новый 8-цилиндровый V-образный двигатель прогрессивной конструкции, блок цилиндров, головки, поршни и выпускной коллектор были выполнены из алюминиевого сплава. В те времена алюминиевые детали двигателя были крайне редкими, к примеру, Америка начала выпускать первые алюминиевые двигатели только в начале 60-х годов, но особое распространение они не получили.

Кроме нового двигателя ГАЗ-13 получил полностью автоматическую гидромеханическую коробку переключения передач. Выбор диапазона работы трансмиссии осуществлялся при помощи 4-кнопочного блока расположенного в левой части приборной панели. Обозначения кнопок были такими: «Н» - нейтраль, «Д» - движение, «Т» - торможение, «ЗХ» - задний ход. Так же «Чайка» получила новый 4-камерный карбюратор и гидроусилитель руля, это был первый автомобиль Горьковского автозавода такого оснащения.

Кузов «Чайки» по сравнению с ГАЗ-12 по своей конструкции уже не была несущим, для «Чайки» конструкторы использовали отдельную облегченную раму оригинальной конструкции, к которой крепился кузов в 16 точках через виброизолирующие резиновые прокладки. Благодаря такому решению масса автомобиля была практически на уровне ГАЗ-12, несмотря на то, что его геометрические размеры увеличились, а жесткость и долговечность кузова существенно возросла.

В 1962 году автомобиль ГАЗ-13 подвергся модернизации, у него изменился карбюратор, появились новые колесные диски и радиоприемник с автопоиском и антенной с электроприводом, изменился материал отделки интерьера.

Модификации

Базовый седан c закрытым четырёхдверным кузовом с тремя рядами сидений без внутренней перегородки

Лимузин, который производили по спецзаказам, в основном Министерства обороны. Автомобили выпускались с установленной внутренней перегородкой между водителем и пассажирским отделением. На данный момент сохранился лишь один экземпляр ГАЗ-13А с кузовом лимузин.

Автомобиль с открытым кузовом типа «фаэтон» ("кабриолет). мягкий верх поднимался и опускался электрогидравлической системой, управляемой с места водителя. Всего было изготовлено около 20 экземпляров "Чаек" без крыши.

Выпускаемый заводом РАФ в 1973 - 1982 годах санитарный универсал, который собирался вручную. Автомобиль оснащался перегородкой в кузове и носилками. Всего за 9 лет было выпущено порядка 20 автомобилей с кузовом типа "универсал".

Фотографии

ГАЗ-13 (ЗМЗ-13); ГАЗ-13Д (ЗМЗ-13Д)

И создание коллекций отечественных и иностранных классических автомобилей;

  • полная реставрация автомобилей ГАЗ 13 Чайка и ГАЗ 14 Чайка, текущий ремонт и сервисное обслуживание;
  • комплектация автомобилей ГАЗ 13 и ГАЗ 14 недостающими запасными частями, изготовление утраченных оригинальных элементов;
  • техническая модернизация советских классических автомобилей и надлежащее оформление необходимых документов.
  • В 1957 году Горьковский автомобильный завод разработал новую модель легкового автомобиля представительского класса с заводским индексом ГАЗ 13 и названием "Чайка". Эта машина была создана с применением множества новейших для советской автопромышленности технологических решений и пришла на смену устаревшей к тому времени конструкции ГАЗ-12 «ЗИМ» .

    Среди новаторских технических решений стоит отметить в первую очередь двухрядный V-образный восьми цилиндровый двигатель, рабочий объем которого составлял 5,5 литра, а мощность внушительные 195 л.с. С этим мотором автомобиль с общей массой около трех тонн легко разгонялся до 160 км/ч и расходовал 20 литров бензина на сто километров пути.

    Силовой агрегат оказался настолько удачным, что с незначительными изменениями использовался как на грузовых автомобилях, так и на бронетранспортерах. Среди новинок и автоматическая коробка передач (расположенная на рулевом колесе), и гидроусилитель рулевого управления, и вакуумный усилитель тормозов. Всего с 1959 года по 1981 свет увидело чуть более 3100 автомобилей, среди которых несколько особых модификаций: ГАЗ-13С - санитарный универсал и ГАЗ-13Б - кабриолет. Наследником модели ГАЗ 13 является ГАЗ 14. Автомобиль также не был массовым и собирался вручную. Всего за период с 1976 по 1989 было собрано 1 120 автомобилей ГАЗ-14 всех модификаций.

    Видеоролик об одной из ГАЗ 13 "Чайка", побывавшей в мастерской компании:

    Предоставляем Вашему вниманию перечень работ по реставрации ГАЗ 13, выполняемых компанией "Антикварные Автомобили", при проведении ремонтно-восстановительных работ с автомобилями ГАЗ 13 "Чайка" и ГАЗ 14 "Чайка". По этим данным Вы можете получить представление об объемах работ. Для составления детализированной сметы необходим осмотр Вашего транспортного средства, дефектовка и диагностика систем автомобиля, а также согласование технического задания. По результату этих предварительных действий Вы получите смету и наглядный график выполнения работ.

    Перечень выполняемых работ выполняемых компанией "Антикварные Автомобили" при реставрации автомобилей ГАЗ 13:

    1. Полная разборка автомобиля
    2. Дефектовка, диагностика деталей, узлов, агрегатов, сборочных единиц
    3. Мойка и чистка деталей, узлов, агрегатов, сборочных единиц
    4. Очистка и работы по восстановлению кузова и кузовных деталей
    5. Ремонт и восстановление рамы автомобиля
    6. Капитальный ремонт и восстановление двигателя
    7. Стендовые испытания двигателя
    8. Капитальный ремонт и восстановление коробки передач
    9. Капитальный ремонт и восстановление ходовой части
    10. Капитальный ремонт и восстановление трансмиссии
    11. Капитальный ремонт и восстановление механизмов управления
    12. Ремонт и восстановление электрооборудования
    13. Ремонт и восстановление (реставрация) интерьера салона
    14. Ремонт и восстановление тентов, механизмов кабриолетов
    15. Гальванические работы по восстановлению комплектов деталей
    16. Полная окраска сборочных единиц
    17. Полная окраска кузова и кузовных деталей
    18. Сборка автомобиля
    19. Антикоррозионная обработка автомобиля
    20. Регулировка и настройка всех систем автомобиля
    21. Обкатка автомобиля

    На все выполненные работы предоставляется гарантия . Осуществляется дальнейшее техническое и послегарантийное обслуживание автомобилей.

    Сократить расходы на реставрацию автомобиля ГАЗ 13 "Чайка" возможно по нескольким позициям:

    1. На первое место стоит поставить грамотный выбор исходного объекта для реставрации. От состояния автомобиля во многом зависит количество нормо-часов арматурных, жестяно-сварочных и стапельных работ. Комплектность машины также играет существенную роль. Кроме того стоит обратить внимание на состояние хромированных деталей. Мы готовы осуществить подбор автомобиля или предложить готовые варианты.
    2. Вместо лужения деталей при ремонте кузова Чайки можно использовать немецкие современные защитные составы для цинкования деталей. Оцинкованный кузов автомобиля будет надежно защищен от ржавчины и коррозии на длительный срок.
    3. В связи с тем, что количество автомобилей ГАЗ 13 и ГАЗ 14 "Чайка" весьма ограничено, а популярность этого автомобиля велика - сегодня наблюдается ажиотаж и высокие цены на запчасти для автомобиля. В процессе работы мы создали собственный склад запчастей и обменный фонд. Благодаря этому удается отказаться от услуг посредников и перекупщиков, а наши доверители в свою очередь получают возможность скомплектовать машину необходимыми деталями со значительной экономией.

    Дизайн внутреннего пространства и интерьера салона играет важную роль при восстановлении автомобиля ГАЗ 13. Т.к. множество автомобилей "Чайка" ремонтируются с целью пополнения парка арендных и прокатных автомобилей, важным вопросом является отделка машины. Хотите Вы оригинальный заводской интерьер или желаете получить индивидуальный - мы всегда найдем подходящий вариант:

    Работы по реставрации ГАЗ 13:

    Продается ГАЗ 13А - автомобиль с установленной внутренней перегородкой между водительским и пассажирским отделениями выпускался по спецзаказам Министерства обороны СССР. Лимузин с индексом ГАЗ-13А производился в исчезающе-малых объемах (по заводским данным не более 12 штук). Машина прошла полный цикл работ по ремонту, обкатана и готова к эксплуатации. На автомобиль предоставляется гарантия.

    Отзыв о реставрации и ремонте автомобиля ГАЗ 13 "Чайка" в мастерской компании:

    Компания "Антикварные Автомобили": машина Вашей мечты - наша работа!
    Познакомиться с другими выполненными работами Вы можете на этой странице .
    Получить консультацию по ремонту и реставрации Вашего автомобиля Вы можете по телефону:

    Разработка автомобиля начиналась, когда горьковский автозавод еще носил имя наркома и министра иностранных дел Молотова, поэтому первоначально она называлась М-13. Но вскоре Молотов попал в опалу, и заводское обозначение изменилось на ГАЗ-13 . О том, что у нового автомобиля "несчастливый" индекс, похоже, никто тогда не задумывался - строителям коммунизма не пристало быть суеверными.
    Помимо цифрового индекса, автомобилю присвоили новое имя - "Чайка" . Один из создателей автомобиля Б.Лебедев как-то сказал, что решение так назвать машину вполне символично. Ведь будущий автомобиль, предназначавшийся для обслуживания особо важных персон, должен был стать классом выше до сих пор выпускавшихся на заводе, и если есть "Волга", то над ней должна парить "Чайка".
    А вот проспекты Всесоюзного объединения "Автоэкспорт" трактовали название несколько иначе: "Горьковчане - жители города, стоящего на великой русской реке Волге, часто любуются красивым стремительным полетом чаек над ее гладью, поэтому, когда встал вопрос о названии новой машины ГАЗ-13, было предложено имя "Чайка".

    Большие представительские автомобили в СССР всегда создавались с оглядкой на Америку, но советская промышленность не могла так же быстро менять модели. В результате нам ЗИМ, созданным по лекалам американской моды 40-х годов, к середине 50-х выглядел уже изрядно устаревшим. Кроме того, за это время возросли требования к мощности мотора, комфортабельности и прочим характеристикам автомобиля.
    Назревал вопрос о замене ЗИМа машиной более высокого класса.

    Для изучения новейших образцов американской автомобильной промышленности в конце 1955 года в Центральном научно-исследовательском институте (НАМИ) закупили два легковым автомобиля: Packard Patrician (на фото справа) и Packard Cabribbean . Машины подверглись всестороннему изучению специалистами НАМИ, конструкторами ГАЗа и ЗИЛа. Вполне понятно, почему новые легковые автомобили представительского класса ЗИЛ-111 и ГАЗ-13 в Москве и в Горьком оказались столь похожими между собой - и одновременно на Packard .
    После изучения прототипа работа над новым автомобилем в 1956 году началась, что называется, с чистого листа. Ведь, помимо обновления внешности машины, повышения комфортности и улучшения динамических показателей, предстояло избавиться от хронических недостатков ЗИМа. А их было немало: повышенная шумность в задней части салона, высокие усилия на органах управления, слабые тормоза, недолговечность рычажных амортизаторов, слабая передняя подвеска, неэффективное отопление салона, низкая коррозионная стойкость кузова.

    В отличие от ЗИМа с несущим кузовом, новая машина обзавелась своеобразной хребтовой Х-образной рамой без боковых лонжеронов. К ней через резиновые подушки в шестнадцати точках крепился кузов. Применить торсионную подвеску передних колес, входившую тогда в обиход на американских автомобилях, советские конструкторы не решились, поэтому ходовая часть тринадцатой модели имела спереди обычеую независимую подвеску на витых пружинах и продольные полуэллиптические рессоры сзади.
    Впервые в отечественном автомобилестроении "Чайка" оснащалась бескамерными шинами. Наши конструкторы применили и такие непривычные для советских граждан агрегаты, как автоматическая трансмиссия с кнопочным управлением, состоящая из гидротрансформатора и планетарной коробки передач, гидроусилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов.
    Нужно ли говорить, что этот набор агрегатов сильно облегчал водителю задачу управления большим, мощным и тяжелым автомобилем.
    Среди особенностей двигателя ГАЗ-13 - алюминиевый блок, гильзы "мокрого" типа, центробежный масляный фильтр, впервые примененный в отечественной автомобильной практике.
    В просторном и комфортабельном салоне "Чайки" свободно размещались семь человек, вдое из них на специальных откидных стульчиках - страпонтенах.
    Эффективная система отопления равномерно обогревала все пассажирское помещение.
    Впервые на советском легковом автомобиле появились пятидиапазонный радиоприемник с автоматической настройкой и электрическим приводом подъема и опускания антенны, электрические стеклоподъемники в дверях.
    Охватывая взглядом все новшества этой машины, можно утверждать, что с технической точки зрения ГАЗ-13 стал значительным шагом вперед для советского автомобилестроения.

    "Тридцать три"




    Комедия Георгия Данелия с Евгением Леоновым в главной роли. Выйдя на экраны в 1965 году, фильм не продержался в прокате и двух недель. Одна из версий гласит, что причина тому - присутствие в кадре кортежа автомобилей ГАЗ-13 "Чайка" в сопровождении эскорта мотоциклистов. Увидев эту сцену, главный цензор СССР, секретарь ЦК КПСС по идеологии Михаил Суслов обнаружил в ней пародию на встречу космонавтов и приказал убрать "клевету на нашу социалистическую действительность". Режиссер отказался вырезать "неполиткорректные" кадры, в результате чего фильм был снят с широкого проката.



    Случаи, когда "Чайки" попадали в частные руки, можно пересчитать по пальцам. В подарок от Хрущева "Чайки" достались революционеру Фиделю Кастро , писателю Михаилу Шолохову , первой женщине-космонавту Валентине Терешковой и балерине Галине Улановой .

    СНАРУЖИ И ВНУТРИ


    Большое влияние на экстерьер и интерьер "Чайки", бесспорно, оказал американский автопром





    На ГАЗ-13 две выхлопные трубы от V-образного двигателя, концы которых спрятаны в торцах заднего бампера

    Восьмицилиндровый V-образный двигатель выглядит очень скромно в подкапотном пространстве. Множество электроприводов и обилие других потребителей электроэнергии на "Чайке" вынудили конструкторов поставить огромный генератор Г-101 Вместо масляного фильтра на машине стоит "вечная" масляная центрифуга: достаточно помыть-почистить - и снова в путь "Гармошка" под капотом "Чайки" не что иное, как вакуумный усилитель привода тормозов

    ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

    Схема автомобиля ГАЗ-13 "Чайка"

    Технические характеристики ГАЗ-13 "Чайка" Масса:
    Число мест 7 снаряженная 2100 кг
    Максимальная скорость 160 км/ч полная 2660 кг
    Время разгона до 100 км/ч 20 сек на переднюю ось 1305 кг
    Расход топлива при скорости 40 км/ч 14 л / 100 км на заднюю ось 1355 кг
    Тормозной путь со скорости 80 км/ч 49 м
    Электрооборудование 12 V Дорожные просветы:
    Аккумуляторная батарея 6СТ-68 под передней осью 180 мм
    Генератор Г-101 под задней осью 210 мм
    Реле-регулятор РР-101
    Стартер СТ-221 Наименьший радиус поворота:
    Прерыватель-распределитель Р-13 по колее переднего наружного колеса 7,3 м
    Свечи зажигания А-9Н-1 по наиболее выступающей части 7,8 м
    Размер шин 8,20-15
    • Подвеска передняя: независимая, рычажная на двух цилиндрических пружинах, амортизаторы гидравлические телескопические
    • Подвеска задняя: зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические телескопические
    • Рулевой механизм: глобоидальный червяк с двугребневым роликом, с гидроусилителем, передаточное отношение 18,2
    • Тормоза: рабочий - передние дисковые, задние барабанные, привод гидравлический с двумя независимыми контурами, каждый из которых действует на одно переднее и одно заднее колесо, вакуумный усилитель
    • Коробка передач: гидравлический трансформатор, работающий с автоматической планетарной трехступенчатой коробкой передач (коэффициент трансформации 2,35)
    • Передаточные числа: I - 2,84; II - 1,62; III - 1,00; задний ход - 2,0
    • Главная передача и ее передаточные числа: одинарная гипоидная - 3,38
    • Карбюратор: К-114
    • Максимальная мощность: 195 л.с. при 4400 об/мин
    • Максимальный крутящий момент: 42 кгс.м при 2200-2500 об/мин