Замена электролита в аккумуляторной батарее. Электролит для аккумуляторов Объем электролита в аккумуляторе 55

Аккумуляторная батарея - это цепь соединённых последовательно банок, наполненных специальным токопроводящим раствором. От его плотности зависит сила тока и ёмкость батареи. Поэтому главным условием исправной работы устройства является нормальный уровень свинцово-кислотного раствора. Сколько электролита в аккумуляторе 55, указано в техпаспорте изготовителя. Ещё в каждой банке есть специальные пластины, катод и анод. Все элементы помещены в пластмассовый корпус.

Эксплуатация и техническое обслуживание

Аккумуляторная батарея - это самое слабое звено в цепи механизмов современного автомобиля. Для того чтобы она исправно служила долгое время, необходимо постоянно контролировать её состояние и обслуживать согласно требованиям изготовителя. Поэтому каждый владелец машины должен соблюдать следующие правила пользования батареей:

Аккумуляторная батарея 6СТ-55 и 6СТ-190

Электролит - это раствор серной кислоты определённой плотности . У заряженного аккумулятора она составляет 1,28 ±0.005 г/куб. см. Уровень электролита должен находиться на 15 мм выше верхнего края пластин. Сколько литров его в аккумуляторе 55, указано в его эксплуатационной характеристике.

Ёмкость накопителя постоянного электрического тока автомобиля - это количество электрического заряда, который в нём содержится. Например, имеет ёмкость 55 ампер / час, это значит, что он в течение одиннадцати часов может питать потребителей силой тока в 5 А.

Аккумуляторы из серии 190 А/ч - это стартерные аккумуляторы, изготовленные с дополнительной защитой против вибрации . Выдерживают многочисленные удары и тряску при езде по неровной местности.

Идеально подходят для пуска двигателей большой мощности. Благодаря использованию новых более толстых пластин имеют повышенную устойчивость к циклическим разрядам и малому потреблению воды.

Параметры:

  1. Напряжение - 12 вольт.
  2. Ёмкость - 190Ah.
  3. Пусковой ток - 1200A.
  4. Размеры (L x B x H/H1) - 513 x 222 x 195/220 мм.

Продаются 190 Ah в сухозаряженном состоянии, поэтому перед эксплуатацией необходимо залить кислотный раствор.

Информацию о том, сколько надо электролита в 190 аккумулятор, можно найти в техническом паспорте этого изделия или в справочнике автомобильного механика.

Характеристика стартерной батареи :

Контроль состояния источника питания

Проверка аккумулятора возможна только тогда, когда имеются необходимые приборы. Абсолютный минимум - это цифровой вольтметр, ареометр и нагрузочная вилка (тестер), с помощью которой нужно нагрузить аккумулятор током, равным трёхкратной величине его ёмкости, для 55 А/ч величина тока составляет 160 А.

Диагностика начинается с осмотра внешнего вид а, то есть проверки на наличие возможных утечек жидкости. Если есть такая неисправность, аккумулятор не подходит для использования. Следующий шаг - это измерение и визуальное определение его окраски, контроль напряжения на полюсных клеммах.

Полностью исправный источник тока имеет прозрачный электролит. В случае с изделиями, не требующими обслуживания (закрытый тип или AGM), проверка заключается в измерении напряжения покоя.

Если имеется соответствующий измерительный прибор, тогда после этих действий необходимо проверить пусковой ток, он должен быть в соответствии с описанием на этикетке.

Напряжение на контактных клеммах аккумулятора проверяют обычным вольтметром . Для этого необходимо включить и настроить прибор на DCV (напряжение постоянного тока), а также выбрать диапазон работы до значения 20 или 200, а затем приложить концы измерительных проводов к соответствующим полюсам аккумуляторной батареи.

Красный провод соединить с положительным полюсом контакта, а чёрный - с отрицательным контактом.

Напряжение исправного полностью заряженного аккумулятора должно находиться в диапазоне от 12,4 до 12,6 вольта. Конечно, при более низком напряжении аккумулятор будет крутить стартер, но нужно больше заряда.

Однако прежде чем это сделать, стоит проверить, состояние генератора и величину тока заряда. Напряжение батареи проверяется на выключенном двигателе, а ток зарядки - на работающем. Вольтметр должен указывать во время зарядки от 14 до 14,5 вольта.

Если напряжение ниже, стоит проверить, все ли зажимы плотно прилегают к полюсам. Если выше - существует риск его повреждения. Однако это не относится к автомобилям с регенерацией энергии, у них это напряжение может доходить даже до 16 вольт. Проблема может быть в электрической проводке, поэтому нужно проверить, нет ли утечки тока по пути от генератора до аккумулятора.

Интерпретация полученных результатов:

  • низкая плотность электролита в одной или в двух банках и напряжение ниже 11 вольт - произошло внутреннее короткое замыкание, источник тока непригодный для дальнейшей эксплуатации;
  • нормальная насыщенность кислотного раствора в банках и напряжение выше 12,5 V - полная зарядка;
  • низкая однородная плотность электролита во всех банках - электрический накопитель необходимо подзарядить;
  • электролит во всех банках имеет коричневый цвет (измерение напряжения в этом случае неуместно) - батарея изношена или перегружена.

Тест только тогда вызывает доверие, когда он основан на реальной нагрузке аккумулятора током, пропорциональным его ёмкости, в течение 10 секунд. Тестеры электронные могут косвенно указать на состояние электрического устройства, но не дают полной достоверной информации.

Симптомы разряженной аккумуляторной батареи:

  • низкое значение плотности электролита;
  • большая величина зарядного тока;
  • повышенный нагрев электролита при восстановлении;
  • значительное снижение ёмкости батареи.

В случае небольшого уровня разрядки аккумулятор заряжается током от 0,02 до 0,05 А. Каждые 12 часов нужно делать перерыв на 40 минут. Сильно разряженный автомобильный накопитель тока, например, 6СТ-55, можно восстановить. Для этого необходимо удалить электролит с аккумулятора, наполнить его очищенной водичкой и восстанавливать током величиной I = 0,03 до показателя плотности 1,17 г/см3. Затем слить содержимое из аккумулятора, наполнить его свежим электролитом с плотностью g = 1,28 г/см3, какой объем электролита в 55 аккумуляторе можно узнать в справочнике или инструкции завода-изготовителя.

Заряжать током силой I = 0,05 ампера до появления признаков полного заряда. После зарядки рекомендуется провести разряд батареи для определения его ёмкости. Если батарея покажет 50% номинальной ёмкости, прибор пригоден к дальнейшей эксплуатации. Однако придётся постоянно контролировать количество электролита в аккумуляторе 55, так как в изношенном источнике тока происходит повышенный расход воды.

Саморазряд аккумулятора

При длительной стоянке машины источник питания постепенно разряжается. Причиной саморазряда могут быть различные датчики и реле. Непосредственно к питанию в бортовой сети подключены электрические приборы и механизмы:

  1. Контакт реле обогрева заднего стекла.
  2. Бензонасос.
  3. Выключатели освещения.
  4. Контакт реле поворот.
  5. Выключатель освещения багажника.
  6. Включатели внутреннего освещения.
  7. Часы.
  8. Все приводы.
  9. Реле системы впрыска топлива.
  10. Сигнализация.

Чтобы проверить, есть ли где-то утечка тока, необходимо отключить все потребители электрической энергии, которые на постоянной основе включены в электросеть.

Снять с аккумулятора клемму и подключить последовательно амперметр. Можно сначала провести проверку контрольной лампочкой наличие тока. Если после отсоединения потенциальных потребителей по-прежнему обнаруживается утечка электричества, необходимо снять все предохранители. В случае продолжения утечки, искать причину в повреждённой проводке . Для этого необходимо осмотреть все доступные пучки проводов. Есть шанс, что найдётся неисправность. Если при снятых предохранителях нет потребления тока, нужно по очереди вкладывать их в гнёзда, наблюдая за амперметром. Таким образом, определится место утечки энергии.

Зарядка накопителя энергии автомобиля

Чтобы зарядить аккумулятор, во многих случаях достаточно просто поднять капот, подключить зарядное устройство и запустить его. Только в автомобилях с нежной электроникой и во время так называемой быстрой зарядки (большой силы тока) нужно обязательно отключить аккумулятор.

Если в гараже отрицательная температура, аккумулятор необходимо снять и перенести в более тёплое помещение, где есть хорошая вентиляция . Однако перед началом зарядки следует дать ему немного времени на восстановление.

Перед зарядкой хорошо привести аккумулятор в порядок, тщательно очистить зажимы и контактные штыри. Обязательно проверить, сколько электролита в аккумуляторной батарее. Если его слишком мало, необходимо долить дистиллированную воду до такого уровня, чтобы она закрыла пластины. Это можно сделать только в тех корпусах, где предусмотрены пробки. В новых автомобилях, как правило, батареи полностью необслуживаемые, в них электролит не пополняют, а меняют аккумулятор.

В моделях, оснащённых цветным показателем, путём оценивания цвета. Чёрный означает соответствующий, жёлтый или белый - низкий уровень.

Перед подключением зарядного устройства при необходимости стоит очистить штыри полюсов от бело-серого налёта. Это можно сделать специальным приспособлением или обычной мягкой щёткой и мелкой наждачной бумагой. После очистки штыри нужно смазать техническим вазелином.

Зарядку аккумулятора можно выполнять различными типами зарядных устройств. Самые популярные - автоматические, которые контролируют величину напряжения . Некоторые типы позволяют регулировать силу тока зарядки. Для безопасности рекомендуется установить 10% от ёмкости аккумулятора, например, 55 А/ч, можно нагружать током 5 А. Процедура в среднем занимает около 8 часов, и после этого времени зарядное устройство выключается автоматически или можно отключить самостоятельно.

Меры предосторожности

Отсоединение зарядного устройства, в принципе, наиболее опасная операция . Теоретически это может привести даже к взрыву, но без преувеличения. Взрывчатое вещество - это водород, который выделяется во время химической реакции, проходящей в электролите. Такие ситуации, как правило, происходят в автомобильных мастерских, а не в индивидуальных гаражах, где пользователи используют небольшие зарядные устройства.

Тем не менее стоит помнить, что к загружаемой батарее нельзя подходить с открытым огнём или зажжённой сигаретой. Если зарядка проходит в гараже, стоит его сначала слегка проветрить перед выключением зарядного устройства. Снимать клеммы с аккумулятора можно после отключения зарядного устройства от сети переменного тока.

Несмотря на то, что сегодня большую часть прилавков в магазинах по продаже автомобильных аккумуляторов занимают батареи, не требующие частого обслуживания или так называемые условно необслуживаемые источники питания, бывают ситуации, когда избежать этого невозможно. Одной из самых важных и сложных сервисных операций является замена электролита. О том, как она проводится, и что для этого нужно, поговорим дальше.

У нас вы сможете не просто приобрести электролит высокого качества, но и получить полный спектр по проверке, заливки и диагностики аккумулятора, с возможной заменой батарею на новую и более свежую, с минимальной доплатой, которая значительно сэкономит ваши деньги.

Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея - прибор, предназначенный для хранения энергии при помощи химических реакций, происходящих в растворе серной кислоты и дистиллированной воды. Этот раствор называется электролитом, и периодически нуждается в замене. Решение данной задачи особенно актуально, если речь идет о восстановлении старой батареи. В этом случае поменять электролит перед зарядкой стоит обязательно.

Для того чтобы заменить электролит в аккумуляторе, вам понадобится несколько инструментов и несложных приспособлений. В частности, приготовьте:

  • Аэрометр - прибор для измерения плотности жидкости.
  • Воронка, с помощью которой электролит будет заливаться в « банки».

Кроме того, для приготовления электролита понадобится вода и серная кислота (возможно применение готового раствора, который продается в магазинах).

Теперь перейдем к главному - рассмотрим пошаговую инструкцию по замене электролита в автомобильном аккумуляторе:

  1. Перед заменой электролита промываем батарею изнутри дистиллированной водой. Это позволит удалить механические загрязнения из корпуса. При промывке аккумулятор желательно интенсивно потрусить, пока вся угольная крошка не выйдет вместе с водой. После этого устраняем отложения солей на электродах, и приступаем к следующей операции.
  1. Берем бутылку с готовым электролитом, плотность которого должна составлять 1,28 г/с м³ , и заливаем его в каждую из « банок» через воронку с узким горлышком. При необходимости или по желанию на этом этапе в электролит можно добавить специальные присадки, например, для удаления сульфата с электродов. После того, как под действие электролита из корпуса выйдет весь воздух, а присадка полностью растворится, можно приступить к зарядке. Не торопитесь — обычно полное растворение присадки наступает не ранее, чем через 40-48 часов.
  1. Открутите пробки и подключите . Аккумулятор после замены электролита должен заряжаться циклично, то есть, соблюдая схему « зарядка-разрядка». Этот процесс длится до тех пор, пока плотность полностью не восстановится. При таком режиме зарядки ток должен составлять 0,1 А. Следите за тем, чтобы электролит не « выкипал». О полной зарядке свидетельствует напряжение 2,4 В на каждый секции или 14-15 В на клеммах.
  1. После достижения номинального напряжения следует уменьшить зарядный ток в два раза. В том случае, если на протяжении 2 часов плотность остается неизменной, зарядку можно прекращать.
  1. Разряжаем батарею с применением тока 0,5 А до тех пор, когда напряжение будет около 10 В. Из времени продолжительности разряда и величины имеющегося тока необходимо вычислить емкость. В том случае, если этот показатель ниже 4 ампер/часов, цикл заряда нужно повторить.
  2. А так же можно для экономии времени просто напросто т.е. аккумулятор и с доплатой приобрести новую стартерную аккумуляторную батарею.

Электролит - это смесь из серной кислоты и дистиллированной воды. Он является не отъемлющей составляющей любого аккумулятора. Очень важно следить за его состоянием и уровнем и при необходимости доливать или менять. В противном случае АКБ может выйти из строя.

Содрежание

Для чего нужен электролит в аккумуляторе

В свинцово-кислотных батареях происходят электрохимические процессы, благодаря которым получается электричество. Эти процессы возможны только при непосредственном участии электролита.

В АКБ имеются отрицательно и положительно заряженные пластины. В их состав входят свинцовые токоотводящие элементы. Они могут иметь различные добавки, от которых зависит тип аккумулятора.

В зависимости от плотности электролита зависит степень заряженности аккумулятора. Если она будет повышенная, то АКБ будет перезаряжена, а агрессивная среда вообще может нанести вред батареи. Когда она понижена, то батарея будет разряжена. Плотность концентрированной кислоты для аккумуляторной батареи составляет 1,835. Для того чтобы привести к нормальному показателю необходимо использовать дистиллированную воду.

Диапазон показателей нормально заряженного аккумулятора находится в пределах 1,23 – 1,25 гр/см3. При старте двигателя, включении аудио и световых элементов происходит разрядка АКБ. Происходит это из-за протекания электрохимической реакции. Вещество теряет серную кислоту, в результате чего происходит падение плотности и разрядка батареи.

Сколько электролита должно быть в аккумуляторе

Владелец автомобиля должен постоянно следить за уровнем электролита. Если он понизится, то необходимо будет долить дистиллированную воду. В зависимости от емкости батареи будет зависеть объем смеси:

  • 55 Ач – 2,5 л;
  • 60 Ач – 2,7-3 л;
  • 62 Ач – около 3 л;
  • 65 Ач – около 3,5 л;
  • 75 Ач – 3,7-4 л;
  • 90 Ач – 4,4-4,8 л;
  • 190 Ач – около 10 л.

В зависимости от производителя, технологии и модели эти цифры могут разниться, поэтому они условные. Главное запомнить, что электролит должен полностью покрывать пластины на 10-15 мм и они ни в коем случае не должны выступать.


Датчик на крышке аккумулятора

Как проверить уровень электролита в аккумуляторе

У большинства АКБ на банках есть шкала со значением MIN и MAX именно в этом диапазоне должен находиться электролит. Встречаются модели с пластиковыми язычками под пробками опускающиеся внутрь банок, они должны погружаться в жидкость на 5 мм.

Современные аккумуляторы оснащены специальным датчиком на корпусе, который говорит о низком уровне электролита и о степени разряженности батареи.

Если по какой-то причине никаких обозначений нет, то можно прибегнуть к следующему способу:

  1. Взять не большую чистую трубочку;
  2. Протираем начисто и насухо корпус аккумулятора;
  3. Откручиваем крышки со всех банок;
  4. Под прямым углом опускаем трубочку в банку и касаемся ее пластин;
  5. Плотно зажимаем пальцем верхнее отверстие трубочки;
  6. Аккуратно вытаскиваем и замеряем высоту жидкости (должно быть на уровне 10-15 мм);
  7. Повторяем процедуру со всеми банками.

Если в банках не будет хватать смеси, то нужно будет долить дистиллированную воду. Доливать нужно до тех пор, пока пластины полностью не закроются. Дистиллированную воду можно купить в аптеке. Заливать обычную водопроводную воду нельзя.

Если эксплуатировать автомобиль с «оголенными пластинами», то они быстро осыплются и развалится.

Сейчас на рынке имеются необслуживаемые аккумуляторы. Если на корпусе отсутствуют крышки, то в него долить воду не получится.

Почему может упасти уровень электролита

Если батарея не герметично запаянная, то жидкость потихоньку испаряется и выкипает. Поэтому периодически требуется доливать дистиллированную воду.

Так же при зарядке всегда происходит закипание смеси, поэтому после каждой зарядки рекомендуется замерять уровень электролита. Предварительно нужно подождать, пока не прекратит кипеть электролит.

Что можно доливать в аккумулятор воду или электролит

Если пластины аккумуляторной батареи не закрыты, значит, уровень вещества недостаточно высокий и необходимо долить дистиллированную воду. При этом простую воду заливать нельзя, поскольку в ней имеются различные примеси, которые могут нарушить работу АКБ вывести его из строя.

Если смесь имеет достаточную плотность, то доливается дистиллированная вода. Если приближается к нижней отметке, то можно доливать щелочную смесь. При прохождении тока через аккумулятор, происходит расход кислоты. Процесс называется диффузией H2SO4 между объемом и электродом. Так происходит поддержание напряжения на клеммах аккумуляторной батареи.

Что делать если низкий уровень электролита

В случае падения уровня электролита его необходимо будет долить. Для начала стоит залить дистиллированную воду и поставить аккумулятор на зарядку. Если плотность не начнет повышаться, то можно попробовать слить всю жидкость и полностью заменить электролит.

Иногда АКБ разряжается до такой степени, что доливка новой смеси может быть нецелесообразной. Если элемент прослужил не долго, то сделать такую процедуру можно. Но это не всегда работает на старых батареях. Они приходят в негодность, если эксплуатируются на электролите с низким щелочным уровнем.

Остались вопросы по уровню электролита или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Электролит в аккумуляторе отвечает за создание нужной среды для накапливания энергии. От его качества зависит, сколько циклов выдержит зарядный элемент перед тем, как выйти из строя.

Некоторые аккумуляторы продаются без этого вещества, и водителю приходится самому его докупать или же делать самостоятельно. Процесс создания электролита не отличается особой сложности, но требует времени.

Внимание! При создании электролита вам придётся работать с серной кислотой. Поэтому крайне важно иметь индивидуальные средства химической защиты строгой направленности.

По своей сути электролит для аккумулятора представляет раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Во время смешивания плотность химического реагента должна быть 1,4.

Готовить вещество лучше всего в деревянной, эбонитовой или керамической бочке, обложенной свинцом. Стеклянная тара непригодна для серной кислоты. Она быстро покрывается трещинами и приходит в негодность.

Важно! Хранение в стеклянной таре допускается. Главное при этом герметично закрыть сосуд и опечатать его сургучом.

Консервация электролита для аккумулятора важная и ответственная задача. Дело в том, что при его производстве в 90% случаев образуются излишки. Выливать драгоценный раствор неразумно, поэтому его нужно бережно слить в стеклянные сосуды с последующим опечатыванием. При этом необходимо наклеить на бутылку соответствующую надпись, где будет указана дата создания.

Процесс изготовления

Возьмите электролит плотностью в 1,4 г/см3 и налейте его в специальный бак, обложенный свинцовыми листами. Долейте дистиллированной воды, не торопясь, перемешайте полученную субстанцию.

Совет! Для перемешивания лучше всего использовать эбонитовую палочку. Она не только не поддаётся влиянию серы, но и не вступает в реакцию с ней.

Важным моментом приготовления электролита для аккумулятора является сам процесс смешивания реагентов. Ни при каких обстоятельствах нельзя добавлять воду в серу. Сначала наполните ёмкость дистиллированной водой, и потом, постепенно вливайте серную кислоту.

Необходимо, чтобы H2SO4 лилась тоненькой струйкой, это обеспечит стабильность реакции и станет главной предпосылкой создания качественного электролита для аккумулятора. Если же делать наоборот, то раствор вскипит. Будет огромный выброс тепла. При таком раскладе в разы повышается вероятность попадания химического реагента на кожу.

Попадание серной кислоты на кожу вызывает резкое жжение и раздражение. Если жидкости слишком много, то она может вызвать химический ожог 2—3 степени. Именно поэтому так важно соблюдать правила безопасности.

Важно! Плотность H2SO4 должна быть 1,83 г/см3. Далее, 650 миллилитров серной кислоты нужно не торопясь влить в воду.

К сожалению, водителям не всегда удаётся отыскать дистиллированную воду, и тогда они используют первую попавшуюся жидкость прозрачного цвета. Этого ни при каких обстоятельствах делать нельзя. Дело в том, что посторонние минералы, присутствующие в минеральной воде препятствуют химической реакции, тем самым делая электролит для аккумулятора менее эффективным.

В крайнем случае возьмите простую воду из-под крана и дайте ей отстояться. Это самый малозатратный вариант, но по времени он занимает не менее двух дней. Значительно практичнее использовать дистиллированную жидкость.

В процессе создания электролита для аккумулятора нужно внимательно отслеживать плотность раствора и температуру. Во время приготовления оптимальной считается температура в 15 градусов по Цельсию.

Очень важно рассчитать хотя бы приблизительный объём АКБ. Обычно он варьируется в диапазоне от 2,5 до 4 литров. Бывают, конечно, и исключения. Но этот канон редко нарушается. Данный показатель верен только для легковых автомобилей, с ёмкостью аккумуляторов в диапазоне от 55 до 60 А*ч.

Замена электролита в аккумуляторе

Подготовка

Перед тем как осуществить замену электролита в аккумуляторе необходимо позаботиться о подборе подходящего для этой задачи инструментария, вам понадобится:

  • зарядное устройство;
  • полиэтиленовая воронка;
  • серная кислота;
  • аэрометр или денсиметр;

Зарядное устройство должно быть мощностью в 12 В. Это оптимальный показатель для легковых автомобилей. Перед тем, как заменить электролит в аккумуляторе, его необходимо промыть. Мало того, емкость нужно хорошо потрусить. Данная процедура позволит избавиться от грязи, прилипшей к внутренним стенкам.

Устраните отложения солей на электродах. На этом подготовка к заливке электролита в аккумулятор считается завершённой. Сам процесс не отличается особой сложностью и не требует какой-либо особенной подготовки.

Процесс замены

Чтобы со стопроцентной гарантией заполнить аккумулятор вам понадобится как минимум четыре литра. С излишками вы знаете, что делать. После того как раствор приготовлен, возьмите полиэтиленовую воронку. Именно через неё нужно заливать полученный электролит в аккумулятор.

Жидкость должна быть выше пластин на 10—15 миллиметров . Перед тем как установить аккумулятор обратно в машину, подождите несколько часов, пока электролит впитается.

После того как электролит залит в аккумулятор, пришло время его зарядить. Для этого нужно использовать ток, мощность в 10 раз меньше от номинальной величины зарядного элемента.

Важно! В конце заливки проверьте уровень плотности.

Для измерения плотности электролита используется специальный прибор денсиметр, достаточно погрузить его в жидкость, как он выдаст вам нужные показания. При этом перед погружением его необходимо тщательно протереть и очистить от любой грязи, так как посторонние элементы сильно искажают выдаваемые показатели.

Плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом

Среди автомобильных экспертов всех мастей уже давно идут бурные дискуссии о том, какова должна быть плотность электролита в аккумуляторе зимой и летом. Дело в том, что однозначного ответа на этот вопрос просто не существует. Каждый аккумулятор — это уникальная конструкция, имеющая индивидуальные параметры. Рекомендованные же показатели указываются в идущем в комплекте мануале.

В инструкции можно найти много полезной информации, к примеру, нуждается ли аккумулятор в доливке воды или же является полностью самообслуживаемым. Мало того, технологии изготовления разных компаний сильно отличаются друг от друга, как и материалы, используемые в конструкции.

От плотности электролита во многом зависит работоспособность всего аккумулятора. Причём ощутимый вред может нанести как заниженная, так и завышенная плотность. Мало того, при определённых обстоятельствах жидкость внутри просто замерзает.

Ёмкость и плотность аккумулятора имеют прямую связь. Соответственно, если она низкая, то батарею придётся чаще подзаряжать. Слишком высокий показатель плотности также ни к чему хорошему не приведёт, даже наоборот, он будет способствовать скорейшему разрушению накопителя.

Повышенная плотность электролита в аккумуляторе ведёт к тому, что он начинает активно разрушаться. Дело в том, что молекулы находятся слишком близко друг к другу, из-за этого химический процесс не прекращается ни на секунду.

Как видите, подобрать подходящую плотность электролита в аккумуляторе не так-то уж и просто. Больше всего данная задача усложняется с приходом зимы. Нужно найти оптимальную консистенцию, которая сохранит работоспособность автомобиля в сильный мороз и при этом не разрушит аккумулятор.

Для каждой климатической зоны есть свои уникальные показатели, которых нужно придерживаться. Если вы находитесь на Крайнем Севера, показатель плотности должен быть на уровне 1,29 г/см3. Мало того, необходимо учитывать не только климатическую зону, но и данные по критическим температурам в области.

Если же брать общий показатель плотности электролита в аккумуляторе по РФ, то он лежит в диапазоне от 1,26 до 1,27 г/см3. Тем не менее есть некоторые граничные цифры, ниже которых плотность не должна проседать, а именно 1,23 г/см3.

Годовой диапазон температур для каждой области разный, поэтому подбирая плотность электролита в аккумуляторе для зимы и лета в первую очередь нужно ориентироваться на граничные показатели. Также есть ряд рекомендаций, которые помогут поддерживать работоспособность устройства в любую пору года:

  1. Зимой электролит может сильно охлаждаться, поэтому перед поездкой лучше прогреть его. Для этого достаточно включить дальний свет
  2. При сезонном понижении температуры нужно контролировать состояние клемм. Если плотность электролита в аккумуляторе уменьшается, то увеличивается внутреннее сопротивление, как результат сила пускового тока становится меньше.
  3. Чтобы долить в электролит аккумулятора воды необязательно снимать его с машины, это можно сделать, просто открыв капот.

Если долив воды внутрь резервуара, для понижения плотности — вполне распространённая практика, то использовать таким же образом серу ни при каких обстоятельствах нельзя. Это не только не повысит плотность субстанции, подобное действие полностью выведет из строя деталь.

Уровень электролита в АКБ

Обслуживание аккумулятора не представляет собой особенной сложности, достаточно время от времени проверять его состояние и при необходимости доливать воды. Также нужно со вниманием относиться к сроку службы устройства.

Большинство современных аккумуляторов являются необслуживаемыми. Всё что нужно от водителя — это периодически заряжать батарею. Но если вам всё же повезло наткнуться на старую модель, тогда за ней придётся внимательно следить. Это позволит в значительной мере продлить срок её эксплуатации.

Обслуживаемые батареи можно легко отличить по пробкам на отсеках. Крышки банок лучше всего откручивать обычной монетой. Отвёртка может легко повредить поверхность, нанеся серьёзный вред детали. После этого начинается диагностика, она состоит из трёх взаимосвязанных процедур:

  • проверки плотности,
  • проверки уровня,
  • проверка заряда.

Внимательно осмотрите корпус аккумулятора. Там должна быть специальная пометка, указывающая на рекомендованный уровень электролита. Точнее, это целая шкала, которая обозначает допустимый диапазон наполнения ёмкости для корректной работы устройства.

К сожалению, некоторые аккумуляторы не обладают шкалой измерения электролита. В таком случае можно воспользоваться простой пластиковой трубкой, и по ней определить заполнение ёмкости.

Возьмите трубочку и опустите её внутрь аккумулятора с электролитом. При этом отверстие необходимо заткнуть пальцем, после чего нужно вытащить приспособление и оценить, сколько жидкости поместилось внутри.

Внимание! Нормальный уровень электролита в аккумуляторе от 12 до 15 мм.

При зарядке аккумулятора кипит электролит

Когда во время зарядки аккумулятора автомобилист видит, как начинает кипеть электролит — это действительно пугает. В действительности ничего страшного здесь нет. Это вполне нормальный процесс, обозначающий, что устройство уже зарядилось.

Кипение электролита в аккумуляторе и близко не является данным процессом. Температура жидкости не доходит до нужной для кипения отметки. Это просто пузырьки воздуха, появляющиеся в жидкости в результате электролиза. Проще говоря, через субстанцию проходит ток, разлагая вещество на молекулярном уровне.

Итоги

Электролит для аккумулятора крайне важный расходный материал, от которого зависит качество работы батареи, её мощность, объём заряда и устойчивость к погодным условиям. При необходимости конфигурацию жидкости можно менять, добавляя воды.

Рассчитывая подходящую плотность электролита в аккумуляторе нужно в первую очередь брать показатели граничных температур в данном сезоне и на их основе менять конфигурацию субстанции.

Хотя водители используют сегодня необслуживаемые аккумуляторные батареи, замерить уровень электролита в аккумуляторе, или его плотность, никогда не будет лишним. Для этого следует вооружиться стеклянной трубкой с внутренним диаметром 3-5 мм, и обзавестись ареометром.

Измерить уровень

Чтобы измерить уровень электролита в аккумуляторе, надо сорвать упаковочную ленту, если она сохранилась. Выкручивание пробок с каждой банки разрешает получить доступ к электролиту. Стеклянная трубочка погружается в электролит до самого сепаратора, один ее конец закрывается, и тогда извлекаем трубку. Так необходимо проделать с каждой банкой аккумулятора, соответственно, каждый раз необходимо обращать внимание на уровень электролита, который остается в трубке. Эти показатели не должны быть ниже 10мм.

Измерить плотность

Если же показатели ниже допустимой нормы, следует долить электролит. Но, это еще не все. Электролит бывает разной плотности, и заливать что попало в аккумуляторную батарею не следует. Поэтому надо воспользоваться ареометром и определить плотность электролита в каждой банке батареи. При этом разброс не должен превышать 0,01.

Для южных районов России нормальной считается плотность, если она не ниже 1,25 единиц, а для северных, где морозы покрепче, а лето прохладней – 1,29. Жители средней полосы могут взять за норму среднеарифметическое значение – 1,27 единиц.

В зависимости от показаний ареометра добавляем электролит. Допустим, значение плотности находится на уровне 1,18 единиц, и аккумуляторная батарея эксплуатируется в средней полосе России. Вполне достаточно будет взять электролит плотностью 1,29, и долить его в банку до получения нужной плотности.

Долить электролит

Для того, чтобы уровень электролита в аккумуляторе довести до нормы, и сохранить нужную плотность, сначала, с помощью груши отбираем с банки рабочий электролит плотностью меньше. Потом заливаем в банку свежий электролит в объеме, равном половине объема изъятого. После этого проверяем плотность ареометром.

При недостаточном значении снова доливаем свежий электролит в объеме четверти изъятого с банки изначально. Если же значение нормализовалось – доливаем нормальный электролит плотностью 1,27. Приготовить его можно самостоятельно, смешивая свежий и рабочий электролит.

Алгоритм добавления свежего электролита прост: при каждом последующем шаге, уменьшать его количество вдвое, чтобы не получить слишком плотный раствор. Если же такое по каким-либо причинам произошло, то желательно иметь под рукой дистиллированную воду, чтобы исправить ситуацию. Кроме дистиллированной, никакой иной воды в аккумулятор доливать нельзя, чтобы не допустить замыкания пластин. После всего, снова проверяем, сколько электролита в аккумуляторе.