Водостойкие смазки. Лучшая водостойкая смазка для подшипников

Современный рынок смазочных материалов - это широкий ассортимент разнообразных средств, однако большая часть автомобилистов чаще всего использует именно литиевые смазки. Связано это с тем, что такие составы отличаются универсальностью и применять их можно в разных сферах.

В чем особенности?

Литиевые комплексные смазки привлекают внимание водостойкостью, механической стабильностью. Благодаря водостойкости смазка не смывается водой, а механическая стабильность сказывается на способности состава долгое время сохранять свою структуру под воздействием механических сил. От количества выделяемого масла зависит сохранение смазкой консистенции при хранении. Литиевые смазки выделяют достаточное количество масла в зоне контакта деталей, но при хранении масла также остается в достаточном количестве.

Особенность этой разновидности еще и в том, подобные средства обладают более высокой температурой каплепадения, то есть их можно эксплуатировать даже при высоких температурах. Этот показатель обеспечивается комплексообразователем, который входит в состав загустителя.

Популярные виды: «Литол-24»

Смазка «Литол» - самая популярная среди отечественных. Она представляет собой мягкую мазь вишневого цвета, которая широко применяется в различных узлах трения автомобилей. Благодаря своим качествам она способна заменить все виды солидола и многие другие смазочные материалы.

Использование этого состава позволяет уменьшить трение и, соответственно, износ деталей, а также увеличить интервалы между заменой смазки. К особенностям этой смазки относятся:

  1. Отличные консервационные свойства.
  2. Стойкость к воздействию влаги.
  3. Возможность эксплуатации в широком диапазоне температур.

Смазка «Литол» может применяться в герметизированных и негерметизированных узлах, таких как шарниры рулевого управления, подвески, карданные шарниры, ступицы передних колес и так далее.

Основные преимущества средства «Литол-24»

Многоцелевая смазка представляет собой нефтяное масло, которое имеет вязкость 60-75 мм 2 /с. В качестве загустителей использовано литиевое мыло, а также антиокислительная и вязкостная присадки. На смазку «Литол» цена одна из самых доступных: небольшой тюбик обойдется в 70 рублей РФ, банка в 0,8 кг - в 143 рубля РФ, а банка 33 кг - 2750 рублей РФ.

К преимуществам данной марки смазки можно отнести:

  1. Отменную смазывающую способность и эластичность при работе в условиях любого температурного режима.
  2. Отличную защиту всех деталей, которые подвергаются смазке, даже если они постоянно трутся.
  3. Прочность удержания на любых смазываемых поверхностях.
  4. Предотвращение развития изношенности деталей.

Немаловажно, что на «Литол» цена отличается доступностью, при этом по качеству смазка ничуть не уступает импортным аналогам. Так что, если вы стеснены в средствах, но покупаете только качественные смазочные материалы, продукция «Литол» подойдет для вас идеально. Применяется она как автомобильная смазка в транспортных средствах любого типа, в том числе и в специальной технике.

Стоит отметить, что чаще всего по мере эксплуатации поверхности трения подшипников подвергаются питтингу. По наличию антипиттинговых свойств лидирует как раз пластичная смазка «Литол».

"Фиол-1" и "Фиол-2"

Эта литиевая смазка применение получила самое широкое. По своему составу она представляет собой смесь нефтяных масел, которые загущаются специальными компонентами. Ее можно использовать при обработке узлов трения, которые смазываются через пресс-масленки или централизованную систему подачи смазки. Также применяется "Фиол" при обработке гибких валов или тросов управления в оболочках, маломощных редукторов и малогабаритных

Разновидностью смазки этой марки является "Фиол-2", который имеет меньшую вязкость. А "Фиол-3" максимально приближен по своим качествам к "Литолу-24". В составе разновидности "Фиол-2У" содержится около 5% дисульфида молибдена, при этом данная литиевая смазка применение также нашла обширное: прежде всего, она используется для повышения долговечности игольчатых подшипников в карданном вале автомобиля.

"Солидол Ж"

Эта смазка предназначена для эксплуатации в обычном температурном режиме. Ее широко применяют для обработки грубых узлов трения в разных машинах и механизмах транспортных средств, а также инструментов, винтовых и цепных передач, тихоходных шестеренчатых редукторов. По своим эксплуатационным свойствам "Солидол Ж" напоминает синтетический солидол, при этом он обладает лучшими вязкостно-температурными свойствами, меньшим уплотнением при хранении и стойкостью к разрушениям.

Литиевые смазки "Солидол" способны эксплуатироваться в температурном режиме от -30 до + 65 градусов. При этом используются они в мощных механизмах, на которые приходится большая нагрузка: подшипниках, шарнирах, блоках. "Солидол Ж" отличается:

Эта смазка на литиевой основе подходит для снижения трения в узлах и механизмах, уменьшения износа и предотвращения появления задир, сваривания и заедания. При применении "Солидола" нужно учитывать, во-первых, его способность распадаться под воздействием высоких температур (выше 80 градусов), поэтому использовать смазку нужно без предварительного расплавления. Кроме того, она способствует консервации запасных частей и поверхностей механизмов, хранение и транспортировка которых выполняется на свежем воздухе.

Смешивать "Солидол" с другими смазками не рекомендуется, поскольку он будет уплотняться и для его удаления потребуется разобрать узлы. Чаще всего используется состав при обработке грубых незащищенных узлов трения при невысоких интервалах температур.

"ЦИАТИМ-201"

Пластичные смазки этой марки являются популярными среди низкотемпературных составов. Применяется в узлах трения любых видов, которые работают под воздействием небольшой нагрузки, а также в узлах, которые обладают незначительным сдвигом, например, в гибком вале спидометра. К отличительным особенностям смазки относятся:

  1. Пластичность.
  2. Морозойстойкость.
  3. Возможность эксплуатации при температурах от -50 градусов до +120 градусов.
  4. Низкая механическая стабильность.
  5. Незначительный предел прочности.
  6. Полное соответствие ГОСТам.

Эта водостойкая смазка подходит для качественной обработки трущихся частей оборудования, защиты их от коррозии. Своевременная обработка предохранит узлы и детали от износа, а срок их службы станет существенно больше.

Mobil Unirex EP2

В основе этой смазки лежит высококачественное базовое благодаря которому обеспечиваются отличные эксплуатационные характеристики и длительность службы узлов. Состав широко применяется в узлах, на которые приходится огромная нагрузка, причем как в транспортных средствах, так и в промышленных механизмах. Литиевые смазки этой марки отличаются:

  • анотиокислительными свойствами, которые отвечают за химическую стабильность состава;
  • прекрасной антикоррозионной стойкостью;
  • длительным сроком эксплуатации;
  • широким диапазоном рабочих температур;
  • хорошей адгезией.

Преимущества Mobil Unirex EP2

Во-первых, смазка служит надежной защитой узлов и механизмов, предотвращая их преждевременный износ. Во-вторых, отличается противозадирными свойствами. В-третьих, ее можно использовать для узлов, которые эксплуатируются в низких температурах. Состав не отличается требовательностью к условиям хранения и транспортировки. Согласно исследованиям, смазка абсолютно безопасна для человека, обладает высокой адгезией и плохо смывается водой.

Смазки-аэрозоли

Одна из самых удобных форм, в которых выпускается смазка литиевая, - аэрозоль. Среди популярных марок можно отметить следующие:

  1. WD-40 SPECIALIST. Используется для металлических соединений, защищает их от коррозии и обеспечивает длительность защиты. Можно применять для поверхностей, на которые приходится большая нагрузка. Результаты использования - снижение трения и улучшение плавности движения механизма. Отличается устойчивостью к воздействиям внешних факторов среды, может эксплуатироваться при температуре от -18 до +145 градусов.
  2. Белая литиевая смазка RUNWAY - это термоустойчивый состав, стойкий к вымыванию. Отлично смазывает детали, придавая им водоотталкивающие свойства. Благодаря в составе средства детали надежно защищены от коррозии. Может использоваться как защита металлических деталей, петель дверей, тросов, подшипников и других движущихся механизмов.

Смазки в виде аэрозолей показывают глубокий проникающий эффект, благодаря чему обеспечивается качественная смазка и долговременная и надежная защита от коррозии.

Shell Gadus S2 V220AD 2

Пластичные смазки этой марки черного цвета используются для обработки подшипников, которые эксплуатируются в условиях высокой сложности. В составе смазки - минеральные масла с высоким индексом вязкости, где в качестве загустителя выступает смешанное литиево-кальциевое мыло. Благодаря различным присадкам - антиокислительным, противоизносным, противозадирным, адгезионным и антикоррозионным - обеспечивается качественная и надежная защита обработанных деталей. Состав может эксплуатироваться при температурах от -10 до +120 градусов.

Эта литиевая применяется для обработки деталей, применяемых в сложных условиях, подверженных высоким ударным нагрузкам и воздействию высокой влажности. Смазка отлично подойдет для обработки внедорожной техники, а также опорно-сцепных устройств тягачей.

Графитная или литиевая смазка лучше?

Наряду с литиевыми используется еще одна разновидность многоцелевых смазок - графитовые составы. Они соответствуют всем ГОСТам и способны работать при температуре от -20 до +70 градусов. В основе таких составов лежат цилиндровое минеральное масло и загущенные графитом и кальциевыми мылами. привлекает рядом положительных свойств:

  • надежной защитой механизмов от коррозии даже при больших нагрузках;
  • возможностью использования в тяжелых условиях работы;
  • надежной защитой механизмов от воды и пыли;
  • низким что обеспечивается содержанием в составе смазки твердых частиц.

Однако смазки на литиевой основе отличаются более высокой температурой каплепадения, поэтому их эксплуатация возможна и при высоких температурных режимах. За эту способность отвечает второй компонент комплексообразователь. Именно поэтому литиевые составы пользуются бОльшим спросом по сравнению с графитными смазками.

Смазка № 158

Эта смазка имеет синий цвет и используется в подшипниках автотракторного электрооборудования и в игольчатых карданных подшипниках. В таких узлах смазка работает стабильно и долго благодаря присадкам - антиокислительной и противоизносной. Специалисты говорят, что полноценной замены данному составу нет, а ближайшие аналоги - "Литол-24" или "ШРУС-4" - не так долговечны в эксплуатации.

Подведем итоги

Литиевые смазки - одни из самых популярных, что объясняется их улучшенными свойствами. Водостойкость, высокотемпературные показатели, прекрасные механические качества - все это привлекает внимание покупателей к данным составам. Они стоят дороже с точки зрения производственного процесса, зато по сравнению с другими аналогами имеют целый ряд преимуществ. Кроме простой литиевой смазки можно приобрести комплексную, которая отличается лучшей механической стабильностью и высокой водостойкостью. Разнообразие сфер применения служит гарантией того, что узлы и механизмы различных транспортных средств будут качественно и своевременно обработаны.

В условиях современного инжиниринга организация эксплуатации оборудования направлена на увеличение безремонтного периода, кардинальное снижение затрат на замену изношенных деталей и узлов и, естественно, на минимизацию работ по восстановлению работоспособности целых агрегатов и технологических линий. Влияние на работу узла трения оказывает огромное количество факторов: от технологических и конструктивных до параметров рабочей среды.

Одним из наиболее значительных факторов является воздействие воды и пара. Под воздействием влаги неспециализированные смазочные материалы вымываются из зоны трения что помимо увеличенного износа приводит к возникновению коррозионных поражений, либо такие смазки могут эмульгировать в себе воду и провоцировать коррозию даже в условиях смазывания.

Смазочная компания "ИНТЕРАВТО" разработала сверх водостойкую смазку с усиленными антикоррозионными свойствами и снижающую износ нагруженного оборудования - ИПФ ЕР-3

Водостойкая смазка ИПФ ЕР-3 - это уникальная смазка на основе синтетического масла и комплексом антизадирных присадок обеспечивает смазывание в самых тяжелых условиях. Идеально подходит для металлургического оборудования, нагруженных электродвигателей и другого оборудования. Чрезвычайно высокая температура каплепадения позволяет применять эту смазку не только во влажных но и в высокотемпературных условиях работы: ЕР-3 отлично зарекомендовала себя на бумажных, картонных производствах, на вагонетках производств силикатного кирипича и газобетона для подшипников колес, у нее отличные водоотталкивающие свойства.

Решить эту сложную, но весьма важную задачу можно посредством увеличения эксплуатационного срока подшипников за счет применения специализированных водостойких смазок . Соответственно, разработка материалов с мультифункциональными свойствами стала одним из наиболее перспективных и приоритетных направлений. Кроме того, использование эффективных и доступных по цене консистентных смазочных продуктов позволяет избежать усложнений конструкций узлов, диктуемых использованием жидкой централизованной смазки, и может существенно:

  • улучшить условия работы и безопасности персонала;
  • повысить энергоэффективность оборудования;
  • снизить затраты на содержание.

Для не сильнонагруженных подшипников трения, работающих при температурах до +160 градусов мы рекомендуем использовать смазку с очень высокой механической стабильностью - смазку Эрна-МФ , это великолепный продукт для обеспечения бесперебойной работы подшипников качения работающих при воздействии влаги и температуры.

Для подшипников со средними скоростями вращения и достаточно высокими нагрузками рекомендуется к применению пластичная смазка на основе полусинтетического масла ИПФ ЕР-2 с содержанием дисульфида вольфрама - высокая водостойкость и непревзойденная нагрузочная способность защищат подшипник от износа, а ваше производство от излишних затрат! Применяется для смазывания грануляторов, нагруженных опор, подшипников ступиц лесотехники и других узлов работающих во влажных средах, в том числе для узлов транспортных средств. Высокая адгезия к металлическим поверхностям позволяет смазке обеспечивать непревозойденное смазывание даже в тяжелых условиях эксплуатации.

Особенности эксплуатации и трибологии подшипников

Смазка подшипников минимизирует трение скольжения и качения, обеспечивает эффективный отвод тепла и вывод продуктов износа, предупреждает сваривание и разрушение его конструктивных элементов. При недостатке водостойкой многоцелевой или термостойеой смазки и неэффективности антифрикционных материалов происходит «масляное голодание» и происходит мгновенное схватывание контактных металлических поверхностей, что приводит не только к клину узла, но и вызывает дисбаланс в работе всего агрегата или механизма.

Учитывая характер эксплуатации подшипников, также нельзя игнорировать влияние влаги на их долговечность. Увеличение доли воды в смазочном материале до 0.05% практически вдвое снижает эксплуатационный срок службы, при этом стальная поверхность, поврежденная коррозионными процессами, не поддается реставрации.

Типовые минеральные масла, применяемые в промышленном и аграрном секторе при температурах до + 150˚С, содержат воду в количестве 0.005 ÷ 0.5%. Причем этот параметр может увеличиваться под воздействие влажности окружающей среды и знакопеременных колебаний температуры и при стабильных критически высоких или низких температурах. Соответственно, они не вызывают коррозию, но и не защищают от появления ржавчины и от снижения качества чистоты поверхности элементов качения и скольжения. Устраняют данные недостатки добавлением присадок, что приводит к удорожанию конечного продукта. Сегодня масла активно вытесняются консистентными смазочными материалами, которые демонстрируют лучшие эксплуатационные и энергетические показатели и характеризуются высоким пределом прочности на сдвиг и минимальной зависимостью от внешней среды.

Таким образом, чтобы обеспечить стабильную и безаварийную работу подшипников и для увеличения их срока службы рекомендуется использовать водостойкие смазки применяемые при широком интервале температур, способные формировать прочную пленку не вымывающуюся водой, а при попадании воды в объем смазки не терять своих эксплуатационных и реологических характеристик. Но, кроме, снижения трения и защиты от коррозии смазка подшипников должна обладать высокой термоокислительной стабильностью и высокой адгезией к металлическим и неметаллическим поверхностям, демонстрировать противозадирные свойства и оказывать демпфирующие действие - снижение переменных динамических нагрузок и продольно-поперечных колебаний при вращении. Именно качественные динамические характеристики оказывают прямое влияние на уровень вибраций и шума. Когда подшипники, равно как и другие пары трения, эксплуатируются в условиях высоких контактных давлений и при повышенном уровне влажности, может произойти разрушение масляной пленки, что соответственно увеличивает шумовой эффект и активизирует коррозию. И что самое опасное - данные процессы могут провоцировать аварийные резонансные явления.

Для корректной эксплуатации подшипников важно обеспечить оптимальную закладку водостойкой смазки. При чрезмерном ее количестве и излишках, она плохо будет отводить тепло от зоны трения что приведет к эффекту саморазогрева, не говоря уже о том, что это экономически не целесообразно, так как часть материала будет сброшена под воздействием центробежных сил, а при недостаточном ее объеме значительно сокращается срок службы подшипников.

Также не следует забывать, что для любой водостойкой или универсальной смазки важен ее ценовой порядок и степень экологической безопасности. Стоимость обуславливает порог материальных затрат на содержание, а вероятное наличие токсических компонентов делает процесс замены материала невероятно сложным и увеличивает временные затраты на техобслуживание и сметные расходы на сопутствующие мероприятия.

Основные повреждения подшипников

Итак, адгезионные, антифрикционные, противозадирные и водостойкие свойства консистентных продуктов напрямую определяют характер работоспособности и долговечность подшипников. Рассмотрим наиболее популярные дефекты, которые возникают из-за использования неэффективных масел или пластичных смазок с несоответствующими свойствами.

Усталостные разрушения поверхности

Они появляются из-за низкой вязкости базового масла - т.е. толщина масляной пленки меньше чем должна быть при данном характере нагрузки, как следствие происходит разрыв пленки, при работе в обводненной среде это может быть вызвано также и недостаточной водостойкостью смазки. На начальном этапе дефектная поверхность имеет индевелые следы. При дальнейшей эксплуатации на этих местах металл начинается отслаиваться, и появляются микротрещины.

Последующим проявлением усталостного разрушения станет критическое снижение чистоты поверхности и задиры, чрезмерный шум и нагрев узла. Постоянные перегрузки и загрязнение смазки продуктами износа будут только усугублять ситуацию и подшипник качения не прослужит и половины своего номинального срока.

Выкрашивание

По физической природе данный дефект практически идентичен усталости поверхности, но проявляется более глубокими трещинами и сильным повреждением металлических элементов. Обязательно возникнет, если некачественную смазку дополнят ошибки монтажа, искривленные оси валов и циклические нагрузки.

Абразивный износ

Засорение смазки механическими взвесями и продуктами износа провоцирует абразивное истирание металлических поверхностей, которые начинают темнеть и даже утрачивать свою первичную геометрию. Иногда мелкодисперсная абразивная пыль компилируется с влагой, находящейся в смазке, и тогда подшипник быстро забивается и стремительно выходит из строя.

Атмосферная коррозия

Влажный воздух попадает в конструктив узла из окружающей среды и при снижении температуры конденсируется. Это собственно и провоцирует разрыв пленки в местах контакта сопряженных поверхностей и появление ржавления.

Фреттинг-коррозия

Проявляется на посадочных местах и сопрягаемых плоскостях при возникновении малых колебаний и вибраций. Наиболее сильно проявляется при нарушении допусков посадок и при эксплуатации узлов в агрессивных средах из-за разрушения оксидной пленки. Отделяющиеся микроэлементы стальных сплавов, как продукт износа, сосредотачиваются на небольшой площади контакта или сцепления и провоцируют возникновение каверн. Небольшие изначально каверны постепенно увеличиваются, обуславливая повышение объема продуктов износа и так по нарастающей до появления микротрещин и усталостных проявлений.

Физико-химические процессы возникновения фреттинг-коррозии еще окончательно не изучены, но значительную роль в ее появлении играет совмещение использования смазки с несоответствующими показателями и деструктивная кинематика узла.

Истинное и ложное бринеллирование

При высоких температурах и ударных нагрузках в сочетании с недостаточным смазыванием узлов трения на обоймах подшипников можно увидеть характерные поперечные вмятины-дорожки (истинное бринеллирование). Такие конструктивные дефекты провоцируют шумы и увеличение вибраций.

Но еще пагубней для подшипников ложное бринеллирование, которое имеет ту же природу возникновения, но в результате сильных пластических деформаций проявляется совокуплением появления выбоин и смещения металла. Распознать его по внешним признакам удается далеко не сразу, лишь когда уже возникают вибрации и циклические колебания, спровоцированные непоправимым дефектом.

Термоотпуск

При недостаточном количестве смазывающего вещества или его несоответствующем применении может наблюдаться изменение цвета обоймы, как правило, сталь начинает приобретать темно синий или иссине- черный оттенок. Это явно демонстрирует нарушение температурного режима эксплуатации и в результате отсутствия или недостаточной толщины смазывающей пленки металл подвергается термоотпуску и стремительно теряет свои прочностные характеристики.

Мы перечислили основные причины выхода из строя подшипников. Но в реальных условиях многие из них подвергаются одновременному воздействию сразу нескольких негативных факторов, что тем более усугубляет необходимость применения консистентных водостойких смазок. В зоне риска больше всего находятся подшипники ступиц колесного и железнодорожного транспорта, карданные шарниры равных угловых скоростей легковых автомобилей (ШРУС или на жаргоне автовладельцев «граната»).

Выбор материалов

Сегодня на рынке водостойкие пластичные смазки представлены продуктами, загущенными мылами (могут быть кальциевыми или литиевыми, так как натриевые априори водорастворимы), полимерные и неорганические. Углеводородные рекомендуется применять для консервации или транспортировки.

При этом все консистентные продукты из этой группы, несмотря на то, что их также классифицируют на высокотемпературные, морозоустойчивые, специализированные и универсальные, способствуют снижению энергетических потерь, шумов и вибраций. Их всех отличает:

  • хорошая адгезия;
  • способность к влагоупрочнению;
  • стабильность термоокислительная, механическая и химическая;
  • инертность к загрязнению, расслоению, старению и выдавливанию из подшипника;
  • великолепные антифрикционные, противокоррозионные, антизадирные и противоизносные качества.

Использование кальциевой смазки в основном ограничивается невысокой термостабильностью. Она великолепно противостоит влаге и работоспособна, но только при температурах, не превышающих порог + 150˚С - например ею смазывают стиральные машины, как промышленные так и бытовые.

Более широким интервалом рабочих температур характеризуется литиевая смазка, что обуславливает ее повсеместное применение во многих отраслях народного хозяйства, но для обеспечения полноценной работоспособности пар трения, функционирующих в вакууме, она не рекомендуется.

Зато для таких целей можно использовать современные водостойкие смазки, разработанные на синтетической основе и обладающие высокой инертностью к старению, повышенным сопротивлением к окислению и загрязнению. Они несколько превышают по цене минеральные масла и мазеподобные аналоги, но зато имеют обширный потенциал применения и позволяют:

  • расширить рабочий температурный диапазон;
  • увеличить эксплуатационный ресурс;
  • смазки с содержанием дисульфида молибдена повышают нагрузочную способность
  • снизить энергетические затраты.

Водостойкие смазки не влияют на эксплуатационные свойства полимеров, а также препятствуют проникновению в подшипники агрессивных компонентов и их паров, демонстрируют отменные герметизирующие свойства при обслуживании производственных комплексов, трубопроводов, запорно-регулирующей арматуры и безупречны для обработки труднодоступных агрегатов, механизмов, расположенных под различным горизонтальным углом и узлов трения, меняющих направление работы.

Несмотря на массовое производство смазок на основе кальциевых и сульфанат кальциевых мыл, отечественные и зарубежные производители Al-содержащих материалов не только продолжают их изготовление, но и системно работают над оптимизацией их рецептуры и улучшением и так довольно хороших показателей водостойкости и реологических характеристик.

Как показывает практика эксплуатации современных смазок, созданных с добавлением алюминиевого комплекса, по сравнению с литиевыми продуктами они не уступают им в гидрофобности и превосходят их по стойкости к окислению и отделению масла в процессе хранения. При этом инженеры и эксперты ASTM сходятся во мнении, что Al-смазки:

  • обладают исключительными водостойкими свойствами;
  • демонстрируют стойкое сопротивление сдвиговым деформациям;
  • прекрасно выполняют свою антифрикционную и защитную функцию в температурном интервале от -40 до 177˚С;
  • могут применяться для обслуживания узлов и механизмов, функционирующих в режиме малых и высоких скоростей.

Для промышленности алюминиевые смазки представляют повышенный интерес также из-за хорошей прозрачности и очень гладкой текстуры.

Водостойкие автомобильные смазки

Учитывая характер эксплуатации легкового и грузового автотранспорта, наиболее всего от комплексного воздействия нагрузок, сил трения и влаги изнашиваются элементы ходовой части: подшипники ступиц колес, суппорты и направляющие, рулевые тяги и ШРУС, подшипники и крестовина карданного вала. Эти узлы негерметичны. В них постоянно конденсируется влага и попадают ливневые и талые воды, поэтому их эксплуатационный ресурс напрямую определяется показателями влагостойкости смазки, а также ее способностью удерживаться в узлах и сопротивляться вымыванию и сбрасыванию.

Соответственно, чтобы обеспечить стабильную и длительную эксплуатацию автомобилей, а также увеличить срок службы деталей, необходимо использовать специальные смазочные материалы, удовлетворяющие сразу нескольким требованиям. Они должны обладать высокой водостойкостью и сопротивлением к сдвиговым деформациям, способностью многократно снижать коэффициент трения, износ и коррозию даже при воздействии высоких температур и значительном скоростном факторе.

К тому же в автомобилях есть узлы, где пластичные смазочные материалы выполняют герметизирующую и буферную функцию и обеспечивают ресурсное смазывание. Соответственно качество автомобильных смазок, используемых при монтажной сборке, и, главное, их водостойкость напрямую влияет на:

  • функциональность агрегатов, долговечность деталей и узлов и общие показатели надежности автотранспорта в целом;
  • экономические затраты на содержание автомобиля;
  • периодичность и объемы техобслуживания.

Но в общее понятие «водостойкость» трибологи и автомеханики вкладывают несколько больше, чем обычные обыватели. Под этим определением специалисты подразумевают способность пластичной смазки сопротивляться воздействию воды и ее:

  • гигроскопичность (поглощение воды из окружающей среды);
  • сопротивление к вымыванию под воздействие струйной влаги и жидкостных сред;
  • способность формировать смазочную пленку, стойкую к проникновению парообразной и молекулярной влаги.

Учитывая последнее, антикоррозионные свойства смазочных материалов взаимосвязаны с их водостойкостью, что обуславливает ключевое значение данного параметра для автомобильных пластичных смазок.

В российской практике стандартизации тестирование данных продуктов на водостойкость не используется. Импортные смазки, предназначенные для пар трения автомобилей, подвергаются испытаниям, которые проводятся в соответствии с ASTM D1264. Данный стандарт оговаривает методологию определения параметров стойкости консистентных смазок к вымыванию водой из шарикоподшипника. Для этого продукт в количестве 4 граммов закладывают в подшипник, который потом вращают с частотой 600 об/мин. Далее в течение 60 минут через отверстие ø 1 мм в него подают теплую воду (79˚С) напорной струей со скоростью 5 мл/с. По окончании испытания методом контрольного взвешивания определяют процентное количество вымытой смазки.

Несмотря на то, что в реальных условиях автомобильная смазка не подвергается воздействию горячих жидкостей, данное испытание специально проводится с водой, нагретой до 175˚F. Это позволяет в очень короткий период получить объективные данные о водостойкости консистентной смазки и сравнить с эталонными цифрами наиболее качественных продуктов класса NLGI GC-LB. Напомним, что для автомобильной сферы допустимым считается не более 15% потери смазочного материала.

Как показывают лабораторные испытания в соответствии с ASTM D1264, водостойкие пластичные смазки производства российской компании «Интеравто» полностью ответствуют данной норме. Например, тестирование ИПФ-222 показало, что продукт прекрасно сопротивляется вымываю горячей водой и в процессе испытания потерял только 4%. К тому же продукция компании протестирована на влагостойкость многочисленными высококвалифицированными автомеханиками и получила хорошие отзывы и рекомендации для широкого применения при обслуживании личного и корпоративного автотранспорта от ведущих автосервисов.

Но компания «Интеравто» не останавливается на достигнутом и представила на рынке свою новинку - низкотемпературную синтетическую смазку ИПФ-280. Данный продукт разработан на ПАО-масле и комплексном загустителе и работоспособен при минусовых температурах вплоть до -55˚С и критических ударных нагрузках и вибрациях. Но, главное, ИПФ-280 демонстрирует прецизионную влагостойкость и инертность к эластомерам.

Узлы автомобиля

Основные требования к СМ

Подшипники ступиц колеса

Термоокислительная стабильность и водостойкость, стойкость к вибрациям и сопротивление ударным нагрузкам, вымыванию и сбрасыванию под воздействием центробежных сил

Смазка ИПФ-222

Шаровые шарниры рулевого управления, задней и передней подвески

Влагостойкость, отличный антифрикционный эффект, антикоррозионные свойства

Смазка ИПФ-222

Водостойкость, улучшенный антикоррозионный и противоизносный эффект

Смазка ИПФ-180 на основе полимочевинного загустителя

Благодаря вышеперечисленным характеристикам и преимущественным качествам пластичные водостойкие смазки все чаще используются для обработки подшипников качения и скольжения. В современных условиях производства их доля уже давно превысила 60% всех материалов, представленных сейчас на рынке. 1520 rubin

Смазка широко применяется в различных бытовых устройствах, в транспорте и т. д.

Водоотталкивающие свойства

Водостойкость позволяет смазке не разрушаться под действием воды. Эта способность определяется погружением исследуемого масла в теплую воду. Неводостойкий смазочный материал через 10–15 минут растворяется. По этому признаку смазки делятся на водостойкие и неводостойкие.

Водостойкость важна прежде всего для смазок, работающих в негерметизированных узлах или в контакте с водой. Такие смазочные материалы не должны смываться водой или изменять свои свойства при попадании в них влаги. Оценивая водостойкость, принимают во внимание гигроскопичность некоторых масел. Обводненные смазки теряют свои свойства. Водостойкость материалов зависит от рода загустителя. Большинство масел водостойкие. Недостаточно водостойки комплексные кальциевые смазки, несмотря на то, что они нерастворимы в воде. Низкую водостойкость комплексных кальциевых смазок обуславливает наличие мыл низкомолекулярных органических кислот, которые выполняют роль стабилизатора структуры. Поэтому в комплексные кальциевые смазки, работающие в условиях повышенной влажности, вводят гидрофобизирующие присадки. Низкую водостойкость имеют смазочные материалы, изготовленные на некоторых синтетических маслах (например, сложных эфирах). Высокую водостойкость имеют консервационные (защитные) смазки.

Применение

Водостойкие смазки востребованы во многих сферах промышленности. Они предназначены для подшипников скольжения и роликовых подшипников любого оборудования, которое работает при температуре до +120 °С. Применение данных смазочных материалов при температуре свыше +120 °С не рекомендуется.

Водостойкие смазки также используются на оборудовании, для которого требуются противозадирные смазочные материалы с эффективными влагостойкими качествами. Например, они используются в тех условиях, когда имеется высокая вероятность вымывания водой и при этом требуется обеспечить надежную защиту от задиров.

Также такие смазочные материалы могут использоваться для смазывания направляющих роликов цепных и червячных передач ворот и ставней. Их также применяют для цепей и звездочек мотоциклов, велосипедов, скутеров и прочей техники, что дает возможность получить долговременный водонепроницаемый и антифрикционный эффект.

Преимущества

  • Отличная водостойкость и структурная стабильность: влага не поглощается смазкой или поглощается в малых количествах и не оказывает влияния на свойства.
  • Большие сроки эксплуатации при повышенной влажности, что обеспечивает длительную защиту оборудования.
  • Незначительное смывание водой, не требует повторного смазывания.
  • Способность уменьшить расходы на обслуживание при работе во влажной окружающей среде.
  • Высокая механическая устойчивость в сложных условиях эксплуатации.
  • Отличная защита против налета и коррозии.
  • Предотвращение появления задиров или отслаивания при больших нагрузках.
  • Уменьшение трения и изнашивания оборудования.
  • Предохранение подшипников от попадания воды и примесей.
  • Противостояние вытеканию воды.
  • Противостояние преобразованиям консистенции во время обслуживания.
  • Поддержание текучести при разных обстоятельствах применения.

Купить водостойкие смазки можно в компании ООО «Клюбер Лубрикейшн», где представлен широкий выбор продукции. Цена на смазочные материалы Вас приятно удивит. Для заказа оставьте заявку на сайте или позвоните нам. Телефоны представлены в разделе «

На современных автомобилях число точек смазки усилиями конструкторов сокращено до минимума. Но все равно без смазок никак не обойтись при ремонте.

Пластичная смазка состоит из масла, различных присадок, наполнителей, красителя и загустителя, то есть вязкого вещества, подобно губке, удерживающего в себе молекулы масла. В качестве загустителя чаще всего используются мыла, так называются металлические соли жирных кислот - мягкие полужидкие массы.

По названию металла, образовавшего соль, именуется и смазка: литиевая, натриевая, кальциевая, бариевая. Мыло определяет, прежде всего, водостойкость и термостойкость смазки. Литиевые, кальциевые и бариевые смазки - водостойкие, а натриевые не очень, но зато выдерживают более высокую температуру, не становясь жидкими и не вытекая из узлов. Загустителями современных смазок часто служат и различные вязкие полимеры. Масло в составе смазки может быть минеральным или синтетическим (силиконовым, например).

Смазки бывают универсальными и специальными. Универсальные или многоцелевые смазки (multipurpose), как следует из названия, пригодны для применения везде, где от них не требуется каких-то особых качеств. Специальные смазки применяются там, где приходится работать при особо высокой или низкой температуре, в агрессивных средах, при повышенных нагрузках и скоростях скольжения, в течение долгого времени без замены. Существуют специальные смазки, проводящие электрический ток, не боящиеся морской воды и радиации, нерастворимые в топливе или предназначенные только для защиты от коррозии. Особые свойства обеспечиваются составом смазок, так, высокотемпературные смазки, допускающие нагрев свыше 150°C, содержат только синтетические масла. Смазки для тяжелых нагрузок содержат наполнители: дисульфид молибдена (MoS 2), графит, тонкодисперсные порошки мягких металлов (цинк, медь, свинец), фторопласт (тефлон), вязкие полимеры.

Современные универсальные смазки по своим свойствам не уступают многим специальным и вполне могут применяться вместо них. Вот основные марки универсальных автомобильных смазок российского производства*, их свойства и область применения:

Литол-24. Основная и самая распространенная в отечественной автомобильной практике универсальная смазка. Состоит из индустриального минерального масла, загущенного литиевым мылом. Темно-желтая или вишневого цвета мазь, очень водостойкая, выдерживает нагрев до 120°C, может долго работать без замены. Применяется в подшипниках колес и всех прочих узлах трения, но кроме шарниров равных угловых скоростей (ШРУС).

Лита, Фиол-1, Фиол-2, Фиол-2У, Униол, Северол, Зимол. Все эти смазки подобны по составу, свойствам и области применения Литолу-24. Северол и Зимол, как следует из названий, более морозостойки, то есть не сильно густеют на морозе. Фиол-2У содержит дисульфид молибдена, она черного цвета и применяется в игольчатых подшипниках карданных шарниров.

ШРУС-4. Смазка, специально предназначенная для шариковых шарниров равных угловых скоростей, где велики удельные нагрузки со скольжением и вероятность задира поверхностей. Состоит из литиевого мыла с минеральным маслом, противозадирные свойства обеспечивает дисульфид молибдена, которого в смазке много - 10% по массе. Он же придает смазке радикально черный цвет. Имеет большое число зарубежных аналогов, также предназначенных прежде всего для ШРУС. Термостойкость - до 120°C. Может применяться в подшипниках качения, для смазки резьбы, шлицев сцепления, червячных, цепных и зубчатых передач, винтов домкратов.

ШРБ-4. Бариевая смазка, созданная специально для шаровых шарниров подвески и шарниров рулевых тяг, работающих в окружении воды, грязи и дорожных реагентов. Вязкая, очень липкая, волокнистая масса желтого цвета, при разлипании тянется между пальцами длинными нитями. Исключительно водостойка, держит нагрев до 130°C, хорошо удерживается на деталях, защищает от коррозии, инертна к резине. Правда, у сегодняшних автомобилей все шарниры, как правило, неразборные и смазывать их не надо. Остаются: подшипники, колесные болты, оси педалей, выводы аккумуляторной батареи.

№158 («Номер 158»). Литиево-калиевая смазка на основе вязкого авиационного масла МС-20. Закладывается в игольчатые подшипники карданных шарниров на заводе на весь срок их службы. Мягкая мазь, содержит канифоль и эффективную антиокислительную присадку - фталоцианин меди, благодаря которой имеет ярко-синий цвет и ядовита . Будьте осторожны! Применять «сто пятьдесят восьмую» лучше в герметично закрытых узлах: подшипниках электромоторов (стартера), редукторах стеклоочистителей, разумеется, в тех же карданных шарнирах. Рабочая температура - до 100°C.

Графитная смазка УСсА. Состоит из солидола - кальциевого мыла с минеральным маслом и молотого графита. Блестящая, черная, рыхлая масса. Предназначена для грубых механизмов, работающих на открытом воздухе: рессор, цепных передач мотоциклов прежних лет выпуска, винтов домкратов, лебедок, колесных болтов, сцепных устройств. Стоит недорого, водостойка, долго сохраняется на деталях. Не годится для подшипников качения, горячих узлов и точных механизмов , поскольку частицы графита в ней довольно крупные и подшипнику придется их перемалывать, а солидол-основа плавится и распадается уже при 70°C.

МС-1000, МС-Вымпел. Металлоплакирующие универсальные литиевые смазки. По виду тёмно-серая плотная паста с металлическим блеском. Содержат дисульфид молибдена, микропорошки цинка и других металлов, благодаря чему обладают высокими антизадирными и противоизносными свойствами. Создают металлоплакирующий эффект, то есть образование на трущихся поверхностях тонкой металлической (цинковой или иной) пленки, выглаживающей микронеровности и обеспечивающей низкие потери на трение и минимальный износ. Очень водостойки. Выдерживают температуру до 150°C. Подходят для всех узлов, особенно с высокими нагрузками, в том числе ШРУС.

ЦИАТИМ-201. Авиационная (давно не существующий Центральный институт авиационных топлив и масел) литиевая смазка на основе вазелинового приборного масла. Создана, прежде всего, для работы в авиационных узлах при низкой температуре за бортом. Но давно и широко применяется не только в авиации, но и в промышленности и на автотранспорте. Желтая мягкая мазь. Водостойкая, температурный диапазон - от -60 до +90°C. Неприменима для высоконагруженных узлов, подшипников колес, ходовых резьб и т.п., поскольку масло слишком «легкое».

Смазки типа ЯНЗ-2 и 1-13, как и различные кальциевые смазки - солидолы, считаются устаревшими, упоминание о них можно встретить в инструкциях к старым машинам, и в продаже их также еще можно найти, но в узлах современных автомобилей применять их не рекомендуется. Все они могут быть заменены более совершенными Литолом, Фиолами, МС-1000.

Разумеется, у этих смазок не счесть аналогов иностранного производства. Большинство «магазинных» смазок относится к универсальным. Но при их покупке обращайте внимание на указанную на упаковке область применения или хотя бы на допустимую рабочую температуру.

Смазки выпускаются в банках, тюбиках и специальных круглых картонных тубах, рассчитанных на шприц-нагнетатель.

Срок хранения смазок составляет около пяти-семи лет, в том числе в нераспечатанной емкости. Это не означает, что ровно по окончании срока смазку следует выбросить, все-таки смазка - это не ветчина! Просто свойства постепенно ухудшаются, и закладывать ее после истечения этого срока, скажем, в ответственные узлы нецелесообразно. Признаками старения смазки можно считать ее расслоение на масло и загуститель, а также трещины на поверхности смазки в банке, похожие на трещины на дне пересохшего озера.

Смазки не следует смешивать. При обслуживании узлов трения необходимо обеспечить чистоту и исключить попадание грязи в узел и в банку со смазкой. В частности, накладывать смазку в узел следует специальной чистой лопаточкой или отверткой, но не той, которой только что отворачивали грязные винты. И уж никак не пальцем руки, наверняка измазанной грязью от разборки узла. Внимание! Не заполняйте смазкой весь объем подшипника, достаточно трети или половины. Излишек все равно вытечет, особенно если подшипник высокооборотный.

Сегодня выпускаются и пластичные смазки в аэрозольных баллонах. Пользоваться ими очень просто: жидкая смазка вылетает из баллона под давлением, быстро проникая в самые узкие места между деталями. Через некоторое время растворитель из смазки испаряется, и она становится по-настоящему пластичной. Удобно, поскольку не надо разбирать соединение.

Специальные смазки

Силиконовая смазка. Белая масса, приготовленная на силиконовом (кремнийорганическом) масле, обычно с синтетическим загустителем. Главное преимущество - смазка не вызывает растворения или разбухания обычной, немаслостойкой резины, инертна к пластмассам и прочим синтетическим материалам, менее вредна для кожи рук, чем препараты на минеральных маслах. Непригодна для тяжелонагруженных подшипников колес и подобных.

Технический вазелин. Мягкая полупрозрачная мазь, белая или с желтоватым оттенком. Дешевая и очень легкоплавкая (+45°C), поэтому применяется только как консервационная, для защиты выводов аккумуляторной батареи, да и там может быть заменена любой «настоящей» смазкой. Для любых подшипников непригодна, поскольку наверняка расплавится и вытечет!

Медная смазка. Смесь синтетического или минерального масла с тонкой медной пудрой в виде чешуек. Цвет - соответствующий: яркая розово-золотистая медь. Применяется для резьб, втулок и соединений, работающих при высоких температурах и давлениях, небольших перемещениях и там, где вероятна коррозия. Частицы меди при трении деталей втираются в их поверхности, выглаживая их, увеличивая площадь контакта и уменьшая трение. Обеспечивает защиту от пригорания, «прихватов», задиров, увеличивает токо- и теплопроводность. Может быть использована для крепежных и шлицевых соединений, стыков системы выпуска, резьбы свечей зажигания, колесных болтов, тросов, рессор, клемм аккумулятора, деталей подвески и тормозов. Но в подшипниках качения эту смазку лучше не применять, так как чешуйки меди в ней довольно крупные.

Пушечная смазка ПВК, иногда называемая пушечным салом. Коричневая или темно-желтая вязкая мазь, предназначенная для долговременного противостояния коррозии при хранении. Применяется для защиты армейской техники, стоящей под открытым небом, откуда и появилось это грозное название. Содержит петролатум (похожее на очень вязкое повидло вещество) и ингибиторы коррозии. Для смазки узлов трения, и подшипников в том числе, смазка ПВК совсем непригодна!