Тексты для проведения конкурса чтецов "живая классика". Сергей Силин (Сборник рассказов) Скачать презентацию с силин везунчик

Живая классика-2018

Тексты для заучивания наизусть.

С. Силин Везунчик

Антошка бежал по улице, засунув руки в карманы куртки, споткнулся и, падая, успел подумать: «Нос разобью!» Но вытащить руки из карманов не успел.
И вдруг прямо перед ним неизвестно оттуда возник маленький крепкий мужичок величиной с кота.
Мужичок вытянул руки и принял на них Антошку, смягчая удар.
Антошка перекатился на бок, привстал на одно колено и удивлённо посмотрел на мужичка:
– Вы кто?
– Везунчик.
– Кто-кто?
– Везунчик. Я буду заботиться о том, чтобы тебе везло.
– Везунчик у каждого человека есть? – поинтересовался Антошка.
– Нет, нас не так много, – ответил мужичок. – Мы просто переходим от одного к другому. С сегодняшнего дня я буду с тобой.
– Мне начинает везти! – обрадовался Антошка.
– Точно! – кивнул Везунчик.
– А когда вы уйдёте от меня к другому?
– Когда потребуется. Одному купцу я, помнится, несколько лет служил. А одному пешеходу помогал всего две секунды.
– Ага! – задумался Антошка. – Значит, мне надо
что-нибудь пожелать?
– Нет, нет! – протестующе поднял руки мужичок. – Я не исполнитель желаний! Я лишь немного помогаю сообразительным и трудолюбивым. Просто нахожусь рядом и делаю так, чтобы человеку везло. Куда это моя кепка-невидимка запропастилась?
Он пошарил руками вокруг себя, нащупал кепку-невидимку, надел её и исчез.
– Вы здесь? – на всякий случай спросил Антошка.
– Здесь, здесь – отозвался Везунчик. – Не обращай на
меня внимания. Антошка засунул руки в карманы и побежал домой. И надо же, повезло: успел к началу мультфильма минута в минуту!
Через час вернулась с работы мама.
– А я премию получила! – сказала она с улыбкой. –
Пройдусь-ка по магазинам!
И она ушла в кухню за пакетами.
– У мамы тоже Везунчик появился? – шёпотом спросил своего помощника Антошка.
– Нет. Ей везёт, потому что мы рядом.
– Мам, я с тобой! – крикнул Антошка.
Через два часа они вернулись домой с целой горой покупок.
– Просто полоса везения! – удивлялась мама, блестя глазами. – Всю жизнь о такой кофточке мечтала!
– А я о таком пирожном! – весело отозвался Антошка из ванной.
На следующий день в школе он получил три пятёрки, две четвёрки, нашёл два рубля и помирился с Васей Потеряшкиным.
А когда, насвистывая, вернулся домой, то обнаружил, что потерял ключи от квартиры.
– Везунчик, ты где? – позвал он.
Из-под лестницы выглянула крохотная неряшливая женщина. Волосы у неё были растрёпаны, нос грязный рукав порван, башмаки просили каши.
– А свистеть не надо было! – улыбнулась она и добавила: – Невезуха я! Что, расстроился, да?..
Да ты не переживай, не переживай! Придёт время, меня от тебя отзовут!
– Ясно, – приуныл Антошка. – Начинается полоса невезения…
– Это точно! – радостно кивнула Невезуха и, шагнув в стену, исчезла.
Вечером Антошка получил нагоняй от папы за потерянный ключ, нечаянно разбил мамину любимую чашку, забыл, что задали по русскому языку, и не смог дочитать книгу сказок, потому что оставил её в школе.
А перед самым окном раздался телефонный звонок:
– Антошка, это ты? Это я, Везунчик!
– Привет, предатель! – буркнул Антошка. – И кому же ты сейчас помогаешь?
Но Везунчик на «предателя» ни капельки не обиделся.
– Одной старушке. Представляешь, ей всю жизнь не везло! Вот мой начальник меня к ней и направил.
Завра я помогу ей выиграть миллион рублей в лотерею, и вернусь к тебе!
– Правда? – обрадовался Антошка.
– Правда, правда, – ответил Везунчик и повесил трубку.
Ночью Антошке приснился сон. Будто они с Везунчиком тащат из магазина четыре авоськи любимых Антошкиных мандаринов, а из окна дома напротив им улыбается одинокая старушка, которой повезло первый раз в жизни.

М.М. Пришвин Мои тетрадки.

Из Берендеева на Ботик стала ходить повариха, хорошая, ласковая женщина, Аграфена Ивановна; никогда к детям она не придет с пустыми руками, и одевается всегда чистенько, дети это очень ценят. Женщина она бездетная, за мужем своим бывало ходила, как за ребенком, но муж пропал без вести на фронте. Поплакала, люди утешили: не одна она ведь такая осталась на свете, а на людях и смерть красна.

Очень полюбилась этой бездетной вдове в детдоме на Ботике одна девочка, Валя, - маленькая, тонкая в струнку, личико всегда удивленное, будто молоденькая козочка. С этой девочкой стала Аграфена Ивановна отдельно прогуливаться, сказки ей сказывала, сама утешалась ею, конечно, как дочкой, и мало-помалу стала подумывать, не взять ли и вправду ее себе навсегда в дочки. На счастье Аграфены Ивановны, маленькая Валя после болезни вовсе забыла свое прошлое в Ленинграде, и где там жила, и какая там у нее была мама и кто папа. Все воспитательницы в один голос уверяли, что не было случая, когда бы Валя хоть один раз вспомнила что-либо из своего прошлого.

Вы только посмотрите, - говорили они, - на ее личико, не то она чему-то удивляется, не то вслушивается, не то вспоминает. Она уверена, что вы ее настоящая мама. Берите ее и будьте счастливы.

То-то вот и боюсь, - отвечала Аграфена Ивановна, - что она удивленная и как будто силится что-то вспомнить; возьму ее, а она вдруг вспомнит, что ж тогда?

Крепко подумав, все взвесив, совсем было решилась вдова взять себе в утешение Валю, но при оформлении вдруг явилось препятствие. Хотя в детдоме все были уверены, что отец Вали погиб, об этом говорили и прибывшие с фронта бойцы: погиб у них на глазах, - но справки о смерти не было, значит, по закону нельзя было отдать на сторону девочку.

Возьмите, - говорили ей, - условно, приедет отец - возвратите.

Будет вам шутить, - отвечала Аграфена Ивановна, - дочку так брать страшно, все будет думаться - придет час, и отберут: нет уж, что уж тут, брать так брать, а так уж, что уж тут!

После этих слов повариха целый месяц крепилась, не заглядывала на Ботик. Но, конечно, дома, в своем желтом домике в Берендееве, тосковала по дочке, плакала, а девочка тоже не могла утешиться ничем: мама ее бросила! А когда повариха не выдержала и опять пришла с большими гостинцами - вот была встреча! И опять все уговаривали взять условно, и опять Аграфена Ивановна упорно повторяла свое:

Брать так брать, а то уж, что уж так-то брать.

Так длилось месяца два. В августе пришла бумага о смерти отца Вали, и Аграфена Ивановна увезла свою дочку в Берендеево. Кого прельстит рыженький блеклый домик в три окошка, обращенный в туманы Берендеева болота! Никому со стороны не мило, а себе-то как дорого! Все ведь тут сделано руками своих близких людей; тут они рождались, жили, помирали, и обо всем память оставили. Собачку отнимут от матери, принесут в чужой дом, и то, бывает, пузатый кутенок озирается вокруг мутно-голубыми глазами, хочет что-то узнать, поскулит. А Вале, девочке-сироте, было в рыжем домике все на радость. Валя ко всему тянется, весело ей, как будто и в самом деле пришла в свой родной домик к настоящей маме. Очень обрадовалась Аграфена Ивановна и, чтобы девочке свой домик совсем как рай показать, завела патефон. Сейчас и на Ботике есть патефон, а в то время, когда Валю брали, дети там патефона вовсе не слышали, и Валя не могла помнить патефон вовсе. Но патефон заиграл, и девочка широко открыла глаза.

Соловей мой, соловей, - пел патефон, - голосистый соловей...

Козочка удивилась, прислушалась, стала кругом озираться, что-то узнавать, вспоминать...

А где же клеточка? - вдруг спросила она.

Какая клеточка?

С маленькой птичкой. Вот тут висела.

Не успела ответить, а Валя опять:

Вот тут столик был, и на нем куколки мои...

Погоди, - вспомнила Аграфена Ивановна, - сейчас я их достану.

Достала свою хорошую куклу из сундука.

Это не та, не моя!! И вдруг у маленькой Козочки что-то сверкнуло в глазах: в этот миг, верно, девочка и вспомнила все свое ленинградское.

Мама, - закричала она, - это не ты!

И залилась. А патефон все пел:

"Соловей мой, соловей".

Когда пластинка кончилась и соловей перестал петь, вдруг и Аграфена Ивановна свое что-то вспомнила, закричала, заголосила, с размаху ударилась головой об стену и упала к столу. Она то поднимет со стола голову, то опять уронит, и стонет, и всхлипывает. Эта беда пересилила Валино горе, девочка обнимает ее, теребит и повторяет:

Мамочка, милая, перестань! Я все вспомнила, я тебя тоже люблю, ты же теперь моя настоящая мама.

И две женщины - большая и маленькая, - обнимаясь, понимали друг друга, как равные.

И. Пивоварова Замечание в дневнике

На следующий день первый урок был математика. Вера Евстигнеевна что-то объясняла у доски. А я сидела за партой и смотрела в окно. Там вдалеке, между деревьями, бегала какая-то рыжая собака. Я никак не могла разглядеть, есть у неё на спине чёрное пятно или нет.

- Синицына, - сказала вдруг Вера Евстигнеевна, - куда ты смотришь? Повтори, что я сейчас сказала!

- Вы сказали: Синицына, куда ты смотришь?

Все засмеялись. Вера Евстигнеевна нахмурилась.

- Интересно, - сказала она, - что в этом смешного, если ученик не слушает урок и ещё при этом дерзит учителю?! Синицына, если я ещё раз замечу, что ты меня не слушаешь, я напишу тебе замечание в дневник. Садись!

Я села и стала слушать. Я слушала изо всех сил. Мне вовсе не хотелось получать замечание в дневник. Я не сводила глаз с Веры Евстигнеевны. Я даже шевелила губами, повторяя про себя её объяснения…

А Вера Евстигнеевна стояла у доски и говорила:

- Возьмём икс и игрек. Если мы сложим икс и игрек, то у нас получится…

Получится… У нас получится… Ну ещё бы! У нас, конечно, получится! Мы обязательно его найдём! Да он наверняка где-нибудь тут поблизости ходит. Такой коричневенький весь, симпатичный, одно ухо белое!.. Может быть, даже он сидит сейчас вот под этим окном…

И вдруг за окном кто-то залаял!

Я подскочила на месте и толкнула Люську локтем в бок.

- Ой! - на весь класс завопила Люська. - Ты что, с ума сошла?

- Косицына, в чём дело? - медленно и раздельно сказала Вера Евстигнеевна.

Я согнулась над тетрадкой и замерла.

- Наври чего-нибудь, - тихонечко, сквозь зубы пробормотала я.

А Люська уже вставала за партой, охая и держась обеими руками за левый бок, как будто там была огромная рана, из которой текла кровь.

- Сама толкается, а сама говорит, чтобы я врала, - растягивая слова, плаксиво говорила Люська. - Пусть сама врёт, если хочет…

- Так, - сказала Вера Евстигнеевна. - Значит, опять Синицына? Ну, на сегодня хватит. Дай-ка, Синицына, сюда свой дневник! Скорее, скорее.

И через минуту в моём дневнике на чистой зелёной странице, разлинованной в полосочку, появилась размашистая запись:

«Т. родители! Ввиду безобразного поведения вашей дочери на уроках прошу вас зайти в школу для разговора».

Илья Ильф, Евгений Петров Честность


Когда гражданин Удобников шел по своему личному делу в пивную, на него сверху свалилось пальто с песьим воротником.

Удобников посмотрел на пальто, потом на небо, и наконец взор его остановился на большом доме, усеянном множеством окон и балконов.

– Не иначе как пальто с этажа свалилось, – совершенно правильно сообразил гражданин Удобников.

Но с какого этажа, с какого балкона свалилось пальто – понять было невозможно.

– Черт бы их подрал, жильцов стоеросовых, – сказал вслух Удобников. – Кидают свои песьи шубы, а ты их подымай!

И, перекинув на руку пальто, Удобников быстро пошел…

В первый этаж Удобников и не заходил. Ему было ясно, что оттуда пальто свалиться не могло.

И он начал обход квартир со второго этажа.

– Пардон, – сказал он в квартире № 3. – Не ваше ли пальтишко? Шел, понимаете, по личному делу, а оно на меня и свалилось. Не ваше? Жаль, жаль!

– Ведь вот, граждане, – разглагольствовал он в квартире № 12. – Я-то ведь мог пальто унести. А не унес! И жильцы, хотя бы вы, например, могли бы сказать: «Да, наше пальтишко. Спасибо вам, неизвестный гражданин!» А ведь не сказали. Почему? Честность! Справедливость! Свое не отдам и чужое не возьму. Ну, пойду дальше, хотя и занят личным делом. Пойду.

И чем выше он поднимался, тем теплее становилось у него на душе. Его умиляло собственное бескорыстие.

И вот наконец наступила торжественная минута. В квартире № 29 пальто опознали. Хозяин пальто, пораженный, как видно, добропорядочностью Удобникова, с минуту молчал, а потом зарыдал от счастья.
– Господи, – произнес он сквозь слезы. – Есть еще честные люди!
– Не без того, имеются, – скромно сказал Удобников. – Мог я, конечно, шубенку вашу унести. Но вот не унес! А почему? Честность заела. Что шуба! Да если б вы бриллиант или же деньги обронили, разве я бы не принес? Принес бы!
Дети окружили Удобникова, восклицая:
– Честный дядя пришел!
И пели хором:
На тебя, наш честный дядя,
Мы должны учиться, глядя.
Потом вышла хозяйка и застенчиво пригласила Удобникова к столу.
– Выпьем по стопке, – сказал хозяин, – по севастопольской.
– Простите, не употребляю, – ответил Удобников. – Чаю разве стакашек!
И он пил чай, и говорил о своей честности, и наслаждался собственной добродетелью.
Так было бы, если бы гражданин Удобников действительно отдал упавшее на него пальто. Но пальто он унес, продал и, сидя пьяный в пивной, придумывал всю эту трогательную историю.

И слезы катились по его лицу, которое могло бы быть честным.

Б. Л. Васильев "В списках не значился»

Когда Плужников выбежал наверх - в самый центр незнакомой, полыхающей крепости, - артиллерийский обстрел продолжался, но в ритме его наступило какое-то замедление: немцы начали переносить огневой вал за внешние обводы. Снаряды еще продолжали падать, но падали уже не бессистемно, а по строго запланированным квадратам, и поэтому Плужников успел оглядеться.

Кругом все горело. Горела кольцевая казарма, дома возле церкви, гаражи на берегу Мухавца. Горели машины на стоянках, будки и временные строения, магазины, склады, овощехранилища - горело все, что могло гореть, а что не могло - горело тоже, и в реве пламени, в грохоте взрывов и скрежете горящего железа метались полуголые люди.

И еще кричали лошади. Кричали где-то совсем рядом, у коновязи, за спиной Плужникова, и этот необычный, неживотный крик заглушал сейчас все остальное: даже то жуткое, нечеловеческое, что изредка доносилось из горящих гаражей. Там, в промасленных и пробензиненных помещениях с крепкими решетками на окнах, в этот час заживо сгорали люди.

Плужников не знал крепости. Они с девушкой шли в темноте, а теперь эта крепость предстала перед ним в снарядных всплесках, дыму и пламени. Вглядевшись, он с трудом определил трехарочные ворота и решил бежать к ним, потому что дежурный по КПП должен был обязательно запомнить его и объяснить, куда теперь являться. А явиться куда-то, кому-то доложить было просто необходимо.

И Плужников побежал к воротам, прыгая через воронки и завалы земли и кирпича и прикрывая затылок обеими руками. Именно затылок: было невыносимо представить себе, что в его аккуратно подстриженный и такой беззащитный затылок каждое мгновение может вонзиться иззубренный и раскаленный осколок снаряда. И поэтому он бежал неуклюже, балансируя телом, странно сцепив руки на затылке и спотыкаясь.

Он не расслышал тугого снарядного рева: рев этот пришел позже. Он всей спиной почувствовал приближение чего-то беспощадного и, не снимая рук с затылка, лицом вниз упал в ближайшую воронку. В считанные мгновения до взрыва он руками, ногами, всем телом, как краб, зарывался в сухой неподатливый песок. А потом опять не расслышал разрыва, а почувствовал, что его вдруг со страшной силой вдавило в песок, вдавило настолько, что он не мог вздохнуть, а лишь корчился под этим гнетом, задыхаясь, хватая воздух и не находя его во вдруг наступившей тьме. А затем что-то грузное, но вполне реальное навалилось на спину, окончательно пригасив и попытки глотнуть воздуха, и остатки в клочья разорванного сознания.

Но очнулся он быстро: он был здоров и яростно хотел жить. Очнулся с тягучей головной болью, горечью в груди и почти в полной тишине. Вначале он - еще смутно, еще приходя в себя, - подумал, что обстрел кончился, но потом сообразил, что просто ничего не слышит. И это совсем не испугало его; он вылез из-под завалившего его песка и сел, все время сплевывая кровь и противно хрустевший на зубах песок.

«Взрыв, - старательно подумал он, с трудом разыскивая слова. - Должно быть, тот склад завалило. И старшину, и девчонку ту с хромой ногой...»

Думал он об этом тяжело и равнодушно, как о чем-то очень далеком и во времени и в пространстве, пытался вспомнить, куда и зачем он бежал, но голова еще не слушалась. И он просто сидел на дне воронки, однообразно раскачиваясь, сплевывал окровавленный песок и никак не мог понять, зачем и почему он тут сидит.

В. Кондратьев Сашка

Немец поежился от звука взводимого затвора и пошел, поначалу часто оборачиваясь на Сашку, видно боясь, что тот может стрельнуть ему в спину. Сашка это понял и сказал наставительно:

Чего боишься? Мы не вы. Пленных не расстреливаем.

Мы, - ударил он себя в грудь, - нихт шиссен тебя, - уставил палец на немца. - Ферштеен?

Из блиндажа слышался только комбатов голос, а немца словно и не было. Молчит, зараза! А чего молчит? Рассказал бы все, выложил начистоту, и отпустил бы его капитан. Упрямый немец. Зло на него поднялось у Сашки - все задумки из-за него, гада, пошли прахом.

Наконец затихло в блиндаже и потянулась тишина... Сашка уж полцигарки искурить успел, а оттуда ни слова. Думает комбат чего-то...

Ко мне! - расколол тишину капитанов голос.

И Сашка с ординарцем, слетев мигом с лестницы, оказались опять в полутьме блиндажа.

Желтый свет керосиновой лампы освещал капитана сбоку, резко обозначая морщины у губ и прямую складку у переносицы. На столе лежал русско-немецкий разговорник и зловеще поблескивал вороненым металлом капитанов пистолет. Немец стоял в тени, и когда Сашка, проходя вперед, коснулся его плеча, то почувствовал, как бьет немца дрожь.

У капитана ходили желваки на скулах и играли руки. Он стоял - большой, в свалившейся с одного плеча шинели и оттого какой-то скособоченный, странно непохожий на себя прежнего, прямого и собранного. Он грузно опустился на табуретку, вытирая пот со лба и откидывая одновременно назад волосы, и тихо, словно бы через силу, выдавил:

Немца - в расход.

У Сашки потемнело в глазах и поплыло все вокруг - и стены блиндажа, и лампа, и лицо комбата, даже качнулся Сашка... Но потом, придя в себя, бросился к немцу, схватил того за грудки и закричал:

Да говори ты, гад! Говори! Убивать же будут! Понимаешь? Говори, чего капитан спрашивает! Говори, зараза!

Немец, обмякший, недвижный, только мотнул головой и закусил губу.

Не понимаешь? Шиссен будут! Тебя шиссен! Говори...

Сколько у вас в роте было человек? - спросил капитан, упершись в Сашку тяжелым взглядом.

Сто пятьдесят, товарищ капитан.

Сколько осталось?

Шестнадцать...

И ты гада этого жалеешь? - гаркнул капитан, переходя на "ты".

Я... я... не жалею... - У Сашки сметало рот, занемели губы, и он еле-еле выдавливал слова.

И сказал он неправду. Жалел он немца. Может, не столько жалел, сколько не представлял, как будет вести его куда-то... К стенке, наверно, надо (читал он в повестях о гражданской войне, что к стенке всегда водили расстреливать), и безоружного, беспомощного стрелять будет... Много, очень много видал Сашка смертей за это время - проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании, и он пролепетал:

Не могу я, товарищ капитан... Ну, не могу... Слово я ему давал, - уже понимая, что ни к чему его слова, что все равно заставит его капитан свой приказ исполнить, потому как на войне они, на передовой и приказ начальника закон.

Я жду! - прикрикнул капитан и положил ладонь на ручку ТТ.

Ординарец дернул Сашку еще сильнее, и Сашка, уже обессиленный этим неравным поединком, прошептал чуть слышно:

Есть немца - в расход...

Не слышу! - перебил капитан.

Есть немца - в расход, - погромче повторил Сашка.

О выполнении доложить!

О выполнении доложить...

Теперь сначала и как следует!

Есть немца - в расход. О выполнении доложить.

Выполняйте! - Капитан отвернулся от Сашки и сел.

Немец опять вскинулся, и пришлось Сашке принять его взгляд, а лучше бы не видеть... Померкшие глаза и мука в них: чего тянешь, чего душу выматываешь? Приказ есть приказ, ничего тут не поделаешь, кончай скорей...

И тут послышался какой-то крик со стороны Чернова. Обернулся Сашка и обмер - маячила вдалеке высокая фигура комбата, шедшего ровным, неспешным шагом прямиком к ним, а рядом ординарец Толик, то забегавший поперек капитана, то равнявшийся с ним. Он-то и кричал что-то, наверно, Сашку звал.

Уже на ходу, на миг остановившись, комбат повернулся к Сашке и бросил:

Немца отвести в штаб бригады. Я отменяю свое приказание.

У Сашки засекся голос ответить "есть", закружилось все, и чуть не осел он у обгоревших бревен, чувствуя, как железный обруч, стягивавший его голову все это время, начинает понемногу ослабевать и наконец отпускает совсем.

А. П. Чехов Моя «она»

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

. Везунчик.

Вечером Антошка получил нагоняй от папы за потерянный ключ, нечаянно разбил мамину любимую чашку, забыл, что задали по русскому языку, и не смог посмотреть детектив, потому что испортился телевизор.
А перед самым окном раздался телефонный звонок:
– Антошка, это ты? Это я, Везунчик!
– Привет, предатель! – буркнул Антошка. – И кому же ты сейчас помогаешь?
Но Везунчик на «предателя» ни капельки не обиделся.
– Одной старушке. Представляешь, ей всю жизнь не везло! Вот мой начальник меня к ней и направил. Завтра мы выиграем миллион рублей в лотерею, и я вернусь к тебе!
– Правда? – обрадовался Антошка.
– Правда, правда, – ответил Везунчик и повесил трубку.
Ночью Антошке приснился сон. Будто они с Везунчиком тащат из магазина четыре авоськи любимых Антошкиных мандаринов, а из окна дома напротив им улыбается одинокая старушка, которой повезло первый раз в жизни.

Задания

2. Определите стиль текста. Докажите.

3.Как вы поняли, кто такой Везунчик?

4. Объясните значение выражения ни капельки не обиделся.

5 . Какие слова передают состояние участников диалога?

6. Выпишите и разберите по составу 2 глагола с возвратным суффиксом.

6. Найдите и выпишите глаголы с орфограммами. Графически объясните орфограммы.

7. Объясните знаки препинания в первом предложении.

8. Что вы можете сказать о роли глаголов в этом тексте?

Вводный урок по теме «Диалог». 5 класс.

. Добрый лесной разбойник.

Минуты не прошло, как влез через окно в комнату страшного вида мужик, схватил ручку и над листом склонился. Тут Марфуша из-под кровати и выбралась. Здравствуйте! говорит. Вы кто такой? Вздрогнул мужик от неожиданности, но не испугался. Я Никодим, добрый лесной разбойник. Вы почему мои сказки переписываете? А потому, отвечает Никодим. Надоело злым разбойником быть! Все от меня только плохого и ждут. А ведь я добрый!

Минуты не прошло, как влез через окно в комнату страшного вида мужик, схватил ручку и над листом склонился. Тут Марфуша из-под кровати и выбралась.
– Здравствуйте! – говорит. – Вы кто такой?
Вздрогнул мужик от неожиданности, но не испугался.
– Я Никодим, добрый лесной разбойник.
– Вы почему мои сказки переписываете?
– А потому, – отвечает Никодим. – Надоело злым разбойником быть! Все от меня только плохого и ждут. А ведь я добрый!

Задание:

    Расставьте знаки препинания в первом тексте.

    Сравните два варианта записи текста. В каком варианте, текст читается и воспринимается легче? Почему?

    Как вы поняли поступок Никодима?

    Выпишите слова с чередованием безударных гласных в корне, объясните орфограмму.

Комплексный анализ текста. Интегрированный урок русского языка и литературы. 8 класс.

Владимир Киршин. Дзен, религия лентяев.

Сбросив рюкзаки под куст и размяв спины, братья, не мешкая, взялись налаживать удочки и готовить наживку. Димка деловито поглядывал на Шурика, якобы проверяя, все ли у того правильно, сам же тщательно копировал высоту установки поплавка и способ насадки червя. Но чтобы насадить этого самого червя, надо было прежде поймать крючок, свисавший на длиннющей леске откуда-то с неба. Димка знал, как это делается. Он ловко, немного рисуясь, взмахнул удилищем, крючок качнулся от него, потом - к нему, Димка ухватил леску чуть повыше грузила, но крючок крутнулся у него под рукой и... надежно вцепился в рукав фуфайки. Димку прошиб пот: ситуация была классическая - растяпа-рыболов на собственном крючке... Покосившись на Шурика, увлеченного своими снастями, Димка принялся осторожно выпутывать крючок из ткани. Крючок был хороший и не отцеплялся. Оскалившись и тихонько шипя, Димка дергал его из стороны в сторону, пока не вырвал из рукава вместе с ватой. Подавив облегченный вздох, он нагнулся над банкой с наживкой. Выбрал червя повкуснее и напялил его на крючок…

Шурик забыл обо всем на свете. Не сводя влюбленных глаз с неказистых самодельных поплавков, он нетерпеливо топтался, приседал, опять вставал, потом вдруг резко нагибался к удилищу и - хищно уставившись на оживший поплавок - ласково брал теплый бамбук в руку. Медленно-медленно, едва дыша, поднимал он длиннющую уду, дожидался, нетерпеливо шевеля губами, когда поплавок нырнет в воду поглубже, и - дергал! В воздух победоносным "челленджером" взлетала до обидного малюсенькая рыбешка и, трепыхаясь, падала в траву. Шурик сразу же как-то успокаивался, словно бы нехотя подтягивал ее к себе, отцеплял и, совсем уже не глядя, нанизывал на кукан, а иногда отпускал обратно в пруд - подрасти. И все повторялось сначала.

Задания

1. Определите тему и главную мысль текста.

2. Озаглавьте текст.

3. Определите стиль текста. Свой ответ аргументируйте.

4. Охарактеризуйте героев, на основании чего вы сделали такой вывод.

5. Какие средства выразительности речи вы видите в тексте.

6. Объясните значение слов: наживка, кукан .

7. Подберите синонимы к словам: рисуясь, неказистых (поплавков)).

8. сделайте морфемный разбор слов: увлеченного, оскалившись, победоносного.

9. Выделите и объясните орфограммы в суффиксах.

9. Графически обозначьте обособленные члены предложения.

Пермский писатель Сергей Васильевич Силин Выполнил: Ваганов Дмитрий

Сергей Васильевич Силин Родился 26 августа 1955 года на Урале, в Пермской области. Его мама была учительницей русского языка и литературы, отец работал в милиции. Детство будущий писатель провел в деревне. В школьные годы любил читать сказки, фантастику, научно-популярную литературу. Увлекался спортом – борьбой и лыжами. Узнал множество профессий. По словам самого автора, он «работал санитаром на скорой помощи, станочником на заводах, учителем русского языка и литературы в школе, педагогом в детских центрах, воспитателем в детских лагерях, корреспондентом газет и радио, охранником, спасателем, журналистом».

С. В. Силин закончил филологический факультет Пермского государственного университета. Первые публикации появились в 1982 году. В журнале «Нева» была напечатана его сказка «Звездочка». В том же году появились публикации сказок в газете «Литературная Россия» и первые юмористические рассказы в газете «Вечерняя Пермь». Сегодня у С. В. Силина более десятка авторских и коллективных книжек. А опубликованных сказок и рассказов в региональных и центральных периодических изданиях несколько сотен. Его произведения печатались в журналах «Колобок», «Костер», «Пионер», «Трамвай», «Куча мала», «Ералаш», « Кукумбер », « Тошка » и др. Не случайно произведения Сергея Силина включены в сборник, составленный Львом Яковлевым и представляющий авангард современной детской литературы, -- «Новые сказки». Известно также, что более десяти сказочных повестей лежат в ящике стола, ждут своего часа.

Жанр Сергей Силин работает на стыке жанров юмористической сказки и фантастики. Литературный критик О.Корф говорит «о причудливости фантазии писателя, об умении строить увлекательный сюжет, о чувстве языка и о своеобразном интонационном гипнозе, который не позволяет отрываться от текста и заманивает в глубь таких по-настоящему серьезных проблем, с которыми нынешние дети редко встречаются на книжных страницах».

Творчество Творческое кредо Сергея Силина выражено так: «Источниками сюжетов многих моих сказок являются русские народные сказки, фольклор, славянская мифология. Считаю обязательным наличие в сказках динамичного сюжета, познавательного и воспитательного элементов. Авторские сказки, как и сказки народные, должны нести в себе установки здорового отношения к жизни, в них не должно быть грубости, они должны показывать варианты поведения в социуме и пути решения жизненных проблем, оставлять заряд хорошего настроения и бодрости, развлекая, учить думать».

Роль Важную роль в успехе детской книги играет ее оформление. По словам С. Силина, он любит работать «с теми художниками-иллюстраторами, кто чувствует текст и добавляет к моему юмору свой. Получается суперкнижка. Автору и художнику важно мыслить и чувствовать созвучно». Как очень удачную он отмечает работу с художниками А.Гурьевым («Торт на колесиках»), А.Лукьяновым («Похититель золотых яблок»).

О своем творчестве … О своем творчестве Сергей Силин говорит так: «Мне нравится быть веселым писателем-сказочником, потому что в сказке можно все. В сказке у меня даже главные герои руки не моют, а Торты на колесиках сами собой приезжают на дни рождения. Еще мне нравится доставлять радость другим и удивляться самому себе. Придумаешь иногда что-нибудь, а потом удивляешься: «Ну надо же такое придумать, елки зеленые!.. И откуда что берется?..».

Сергей Силин

В гостях у Сергея Силина

Спасибо за внимание!

Антошка бежал по улице, засунув руки в карманы куртки, споткнулся и, падая, успел подумать: «Нос разобью!» Но вытащить руки из карманов не успел.
И вдруг прямо перед ним неизвестно оттуда возник маленький крепкий мужичок величиной с кота.
Мужичок вытянул руки и принял на них Антошку, смягчая удар.
Антошка перекатился на бок, привстал на одно колено и удивлённо посмотрел на мужичка:
– Вы кто?
– Везунчик.
– Кто-кто?
– Везунчик. Я буду заботиться о том, чтобы тебе везло.
– Везунчик у каждого человека есть? – поинтересовался Антошка.
– Нет, нас не так много, – ответил мужичок. – Мы просто переходим от одного к другому. С сегодняшнего дня я буду с тобой.
– Мне начинает везти! – обрадовался Антошка.
– Точно! – кивнул Везунчик.
– А когда вы уйдёте от меня к другому?
– Когда потребуется. Одному купцу я, помнится, несколько лет служил. А одному пешеходу помогал всего две секунды.
– Ага! – задумался Антошка. – Значит, мне надо
что-нибудь пожелать?
– Нет, нет! – протестующе поднял руки мужичок. – Я не исполнитель желаний! Я лишь немного помогаю сообразительным и трудолюбивым. Просто нахожусь рядом и делаю так, чтобы человеку везло. Куда это моя кепка-невидимка запропастилась?
Он пошарил руками вокруг себя, нащупал кепку-невидимку, надел её и исчез.
– Вы здесь? – на всякий случай спросил Антошка.
– Здесь, здесь – отозвался Везунчик. – Не обращай на
меня внимания. Антошка засунул руки в карманы и побежал домой. И надо же, повезло: успел к началу мультфильма минута в минуту!
Через час вернулась с работы мама.
– А я премию получила! – сказала она с улыбкой. –
Пройдусь-ка по магазинам!
И она ушла в кухню за пакетами.
– У мамы тоже Везунчик появился? – шёпотом спросил своего помощника Антошка.
– Нет. Ей везёт, потому что мы рядом.
– Мам, я с тобой! – крикнул Антошка.
Через два часа они вернулись домой с целой горой покупок.
– Просто полоса везения! – удивлялась мама, блестя глазами. – Всю жизнь о такой кофточке мечтала!
– А я о таком пирожном! – весело отозвался Антошка из ванной.
На следующий день в школе он получил три пятёрки, две четвёрки, нашёл два рубля и помирился с Васей Потеряшкиным.
А когда, насвистывая, вернулся домой, то обнаружил, что потерял ключи от квартиры.
– Везунчик, ты где? – позвал он.
Из-под лестницы выглянула крохотная неряшливая женщина. Волосы у неё были растрёпаны, нос грязный рукав порван, башмаки просили каши.
– А свистеть не надо было! – улыбнулась она и добавила: – Невезуха я! Что, расстроился, да?..
Да ты не переживай, не переживай! Придёт время, меня от тебя отзовут!
– Ясно, – приуныл Антошка. – Начинается полоса невезения…
– Это точно! – радостно кивнула Невезуха и, шагнув в стену, исчезла.
Вечером Антошка получил нагоняй от папы за потерянный ключ, нечаянно разбил мамину любимую чашку, забыл, что задали по русскому языку, и не смог дочитать книгу сказок, потому что оставил её в школе.
А перед самым окном раздался телефонный звонок:
– Антошка, это ты? Это я, Везунчик!
– Привет, предатель! – буркнул Антошка. – И кому же ты сейчас помогаешь?
Но Везунчик на «предателя» ни капельки не обиделся.
– Одной старушке. Представляешь, ей всю жизнь не везло! Вот мой начальник меня к ней и направил.
Завра я помогу ей выиграть миллион рублей в лотерею, и вернусь к тебе!
– Правда? – обрадовался Антошка.
– Правда, правда, – ответил Везунчик и повесил трубку.
Ночью Антошке приснился сон. Будто они с Везунчиком тащат из магазина четыре авоськи любимых Антошкиных мандаринов, а из окна дома напротив им улыбается одинокая старушка, которой повезло первый раз в жизни.

«Развитие качества образования» - Проблематика появления муниципальных (государственных) заданий. Школа может получать несколько заданий. Ключевые модели. Как финансируем и как расходуем средства. Расчет регионального подушевого норматива финансирования ОУ. Дистанционное образование. Как муниципалитеты не доводят средства до школ. ФГОС.

«Эффективность образования» - Проблемы равноправия в образовании. Введение новых программ. Проблема равенства. Консорциум европейских научно-исследовательских институтов. Международные рейтинги. Эффективность в образовании. Общие расходы на образование во Франции. Социология образования. Понятие «efficiency». Внутренняя эффективность образования.

«Качество образования выпускника» - Контрольные измерительные материалы - 2012. 1. Плановые и внеплановые проверки по ГККО 2. Государственная аккредитация 3. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 классов. Сравнение доли участников, не преодолевших минимальную границу по обязательным предметам (за 3 года). Г(И)А выпускников 9 классов в 2012 году.

«Повышение качества образования» - Объемы и источники финансирования Программы осуществляется: - за счет средств бюджета (федерального, регионального, муниципального – 80 %; - за счет внебюджетных источников (спонсорской и благотворительной помощи) – 20 %. Создание дидактическо - методической системы по формированию творческих и интеллектуальных возможностей учащихся.

«Совершенствование качества образования» - Учебно-познавательные компетенции. Основные составляющие компетентности. Общекультурные компетенции. Компетенции личностного самосовершенствования. Формирование коммуникативных компетенций. Правила для учителя. Введение инновации. Пути формирования компетентностей учеников. Ключевые образовательные компетенции.

«Качество знаний учащихся» - Качество знаний учащихся за 3 года. Качество знаний учащихся основных школ района. Сравнительная характеристика качества знаний учащихся средних городских школ. Качество знаний учащихся старшей ступени 10-11 кл. за 3 года. Сравнительный показатель качества знаний учащихся Гаврилово-Посадского района и области.

Всего в теме 12 презентаций