Сторожевик сметливый. Сторожевой корабль «Сметливый

Сторожевой корабль «Сметливый» первоначально был построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара, город Николаев, Украина, как большой противолодочный корабль проекта 61М (заводской № 1710). Закладка состоялась 15 июля 1966 года. 26 августа 1967 года был спущен на воду. 25 сентября 1969 года вступил в строй. 21 октября 1969 года введен в состав Черноморского флота.

Основные характеристики: Водоизмещение 4460 тонн. Длина 144 метра, ширина 15,8 метра, осадка 4,57 метра. Скорость полного хода 39 узлов. Дальность плавания 4000 миль при 20 узлах. Автономность плавания 10 суток (по запасам провизии). Экипаж 266 человек, в том числе 22 офицера.

Силовая установка: 72000 л.с. (2х36000 л.с.), газотурбинная, 2 винта.

Вооружение до модернизации:

2х2 76-мм артустановки АК-726, 2х2 ЗРК «Волна» (16 ракет), 1х5 533-мм торпедный аппарат (5 торпед), 4 реактивных бомбомета РБУ-1000.

Вооружение после модернизации:

2х4 ПУ противокорабельных ракет Х-35 «Уран», 1х2 76-мм артустановка АК-726, 2х2 ЗРК «Волна» (16 ракет), 1х5 533-мм торпедный аппарат (5 торпед), 2 реактивных бомбомета РБУ-1000.

В 1970-х годах посетил с визитом Сирию, Югославию, Болгарию, в 1980 году – Тунис.

С 1990 по 1995 год находился на модернизации, в результате которой был модернизирован по новому проекту 01090.

Главной особенностью этой модернизации стало применение нового морского неакустического комплекса МНК-300, антенной которого служит буксируемый за кормой 300-метровый кабель, принимающий комплекс различных излучении и реагирующий на тепловой, радиационный и шумовой след субмарины противника.

Так же на месте двух РБУ-1000 установили 8 направляющих для контейнеров противокорабельных ракет «Уран», демонтировали кормовую артиллерийскую башню и в кормовой оконечности надстроили помещение для МНК-300. Около ходовой рубки разместили системы постановок помех ПК-10 и ПК-16, а также несколько дополнительных РЛС и систем управления для ПКР.

В настоящий момент «Сметливый», бортовой номер 810, переклассифицирован в СКР, используется во всех боевых службах Черноморского флота.

В 2003 году в составе группы кораблей Черноморского флота участвовал в океанских военно-морских учениях в Индийском океане совместно с Тихоокеанским флотом и с ВМС Индии.

В 2006 году корабль прошёл плановый ремонт в Новороссийске на судоремонтном заводе.

В 2009 году корабль отметил свое сорокалетие.

В период 30 октября по 19 ноября.2011 корабль принимал участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2011» в Средиземном море.

С 01 апреля по 31 мая 2012 года нёс боевую службу в Средиземном море с заходом в порт Тартус (Сирия).

В октябре 2012 года нес боевую службу в Средиземном море.

С 08 по 10 ноября 2012 года принял участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2012» в Средиземном море.

12 сентября 2013 года вышел из Севастополя для выполнения задач в акватории Средиземного моря. С 05 по 09 ноября 2013 года принял участие в российско-итальянских военно-морских учениях «Иониекс-2013» в Средиземном море. После этого продолжит выполнение задач в составе группировки ВМФ России в Средиземном море.

08 февраля 2014 года СКР вернулся в Севастополь после дальнего похода, в котором пробыл пять месяцев.

14 сентября 2015 года к сдаче элементов задачи К-2. 18 сентября и взял курс на Средиземное море. 22 сентября в греческий порт Патры где состоялась церемония передачи частицы мощей святого апостола Андрея Первозванного. 05 октября в составе корабельных ударных групп по морским и воздушным целям из зенитных ракетных и артиллерийских комплексов. 13 декабря экипаж корабля, находившийся в 22 км от греческого острова Лемнос в северной части Эгейского моря, столкновение с турецким сейнером. 27 декабря вернулся в акваторию Черного моря. 28 декабря под командованием капитана 2 ранга Андрея Зайцева в Севастополь после выполнения задач в Средиземном море.

06 марта 2016 года корабль под командованием капитана 2 ранга Андрея Зайцева из Севастополя и взял курс на черноморские проливы, которые 07 марта. По сообщению от 25 октября в соответствии с планом боевой подготовки в морском полигоне в акватории Черного моря зенитную ракетную стрельбу по имитатору воздушной цели. 28 октября из Севастополя в Средиземное море, взяв курс на греческий порт Пирей, где примет участие в мероприятиях Года России в Греции, которые пройдут с 31 октября по 01 ноября в Афинах и Пирее. 02 октября, после завершения мероприятий делового захода, греческий порт Пирей. В соответствии с планом похода экипаж корабля продолжит выполнение задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море. 06 марта 2017 года в Севастополь, завершив выполнение задач в Средиземном море. По сообщению от 20 мая в полигоне боевой подготовки плановое одиночное учение по отражению атаки средств воздушного нападения противника. По сообщению от 22 мая к выполнению задач планового перехода из Севастополя в Средиземное море. По сообщению от 23 мая в Средиземном море в отработке проведения конвойной операции. По сообщению от 27 мая ракетную стрельбу комплексом «Волна» по воздушной мишени. Позднее «Сметливый» совместно с фрегатами и поразил огнем корабельной артиллерии морскую цель. Также корабли отработали атаку условной подводной лодки с выполнением стрельб реактивными глубинными бомбами. 03 июня, завершив выполнение задач в Средиземном море, на Главную базу ЧФ - Севастополь.

По сообщению от 26 февраля 2018 года артиллерийские стрельбы в морских полигонах Чёрного моря. По сообщению от 21 апреля совершает плановый из Севастополя в Средиземное море. По сообщению от 22 августа выполнение задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море и взял курс на Севастополь.


Сразу предупреждаю вопросы типа: "..почему поющий?.." Такое прозвище у корабля из-за мелодичного свиста газовых турбин.

Мне повезло оказаться в нужном месте и в нужное время, ведь когда возвращается "Сметливый" - это везение.

"Сметливый" один из самых старых, а возможно и самый старый из боевых кораблей в составе нашего флота. Его заложили 15 июля 1966 года на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. 26 августа 1967 года спущен на воду, а 21 октября 1969 года включен в состав Черноморского флота.

Моё знакомство со "Сметливым” произошло давно, несколько лет назад. Узнал я про этот корабль во время поездки в Москву, в 2012 году, когда встретился с Антоном Блиновым.

anton_blinov - безумный человек, который ради уникальной фотографии может пролететь пол земли. Так и в этом случае, ради фотографии скр (сторожевой корабль) "Сметливый" он полетел в Турцию, чтобы заснять его в Босфоре. Безумен он ещё и потому, что в лютый холод готов сидеть несколько часов в канализационном колодце, чтобы дождаться возвращения новейшей подводной лодки в Северодвинск. Сидели вместе - настоящий шипспоттер!

Моё знакомство со "Сметливым" состоялось так: я узнал о скором возвращении этого корабля: день и время. Специально приехал на южный мол и стал его ждать. На горизонте кроме морского тральщика "Иван Голубец" и пары яхт ничего не было. Решил вернуться в пансионат Мокроусова- загорать и купаться.


Как только приехал к площади Нахимова, то решил пройтись по набережной, купить мороженого и сфотографировать что-нибудь необычное. В какой-то момент на горизонте увидел дым, это оказался тральщик "Иван Голубец", о котором писал в одном из прошлых репортажей. Я был огорчен, ожидал увидеть "Сметливый", а тут морской тральщик, который уже пару дней "крутился" вокруг пансионата Мокроусова.

Естественно, его было необходимо тоже заснять, ведь для меня главное репортажи о флоте! Вокруг меня было много людей: в основном, встречающие моряков с корабля "Сметливый". Большинство из них, к моему удивлению, считали, что этот тральщик и есть "Сметливый. Нескольких человек я сразу убедил, что это не сторожевой корабль, так что потерпите, наверное, он скоро будет на горизонте. Я не ошибся.

Через несколько минут после прохода мимо нас тральщика "Иван Голубец" на горизонте появилась огромная струя дыма. Это был он самый.."Сметливый".

Я привык, что когда возвращаются подводные лодки, то они просто проходят мимо и встают у причала (причем, при выходе гудят друг-другу, как будто желая счастливого пути). У сметливого же все было по другому: экипаж выстроился в голубой тропической форме вдоль борта и под музыку "Легендарный Севастополь" приветствовал город.

Удивительное событие, из-за того, что горожане и туристы за несколько часов начинают готовиться ко встрече: флаги России и военно-морского флота, фотоаппараты и даже дуделки. Возможно, это и здорово, что наши заходы и возвращения подлодок не так афишируются.

Корабль «Сметливый» - единственное действующее судно отечественного флота из всех разработок проекта 61. Для Советского Союза «шестьдесят первые» считались действительно революционными изделиями среди существующих БПК. Отличительной особенностью этих кораблей была многорежимная газотурбинная установка. На флоте «шестьдесят первые» были окрещены поющими фрегатами за мелодичное посвистывание газовых турбин и изящность силуэта. Для проекта 61 были своего рода визитной карточкой.

Краткая история

СКР был построен в Николаеве и 25 сентября 1969 года пополнил флотилию. С тех пор корабль «Сметливый» принимал участие в многочисленных учениях, вооруженном конфликте, перевозил мощи Андрея Первозванного и был задействован еще во многих других мероприятиях. Несмотря на свой возраст, СКР все-таки есть чем огрызнуться. На борту корабля установлены восемь пусковых контейнеров ракетного противокорабельного комплекса «Уран».

В 2015 году 18 сентября СКР «Сметливый», несущий номер «810» на борту, после ремонта на тринадцатом судоремонтном заводе находился в составе 30-й дивизии Черноморского флота. Группа вышла в Средиземное море на боевую службу из Севастополя.

С началом проведения в Сирии операции российских ВКС в составе флотилии, возглавляемой крейсером «Москва» и сторожевиками «Пытливый» и «Ладный», противолодочный корабль «Сметливый» участвовал в учениях у сирийских берегов, переросших в патрулирование между Сирией и Кипром. Группа обеспечивала ПВО Латакии и Тартуса с приморского направления. Также осуществлялся конвой кораблей «Сирийского экспресса».

Мощи Андрея Первозванного

Сторожевой корабль "Сметливый" принял участие в международном мероприятии. И зашел в греческие порты Лафкада и Корфу. Во время захода в порт Патры 22 сентября митрополит Патрский передал ковчег с мощами Андрея Первозванного в качестве подарка Черноморскому Флоту. По заказу Фонда для сохранения священной реликвии изготовлен ковчег, который находится в Севастопольском храме Архистратига Михаила. Этому способствовал командующий Флотом адмирал Александр Витко. После проведения мероприятий корабль продолжил выполнение задач в Средиземном море в составе соединения ВМФ России.

Современное вооружение

Российские корабли проекта 1155 были оснащены современным вооружением. Глубокая модернизация целесообразной не была, но до сих пор постепенно проводится дальнейшее совершенствование. Основным направлением модернизации является оснащение современным вооружением. Обновленные корабли способны прослужить еще более десяти лет после ремонта.

Сегодня в состав ВМФ входят восемь больших судов проекта 1155 и одно построенное по усовершенствованной программе 1155.1. Не считая последнего, корабли такого типа оснащены противолодочными комплексами и ЗРК без крылатых ракет, поражающих береговые и надводные цели.

Российско-турецкие отношения

Утром 13 декабря произошли очередные события, способствовавшие формированию сегодняшних российско-турецких отношений. Корабль Черноморского Флота «Сметливый», стоящий на якоре возле побережья острова Лемнос на расстоянии двенадцати был вынужден сделать предупредительный выстрел по направлению движения турецкого сейнера «Балик Гечицилер Чилик», чтобы избежать столкновения. Это событие усилило напряженность в межгосударственных отношениях, возникшее 24 ноября 2015 года после атаки нашего бомбардировщика Су-24 в Сирии.

Теоретически СКР имел возможность в течение десяти минут запустить газотурбинную установку и двинуться вперед. Но, по словам Минобороны, якорь был на дне в это время. Если при этом корабль находился в боевой готовности, то снять с якоря его можно было только в течение 15-20 минут. Наш СКР явно не имел возможности дать ход или сняться с якоря, чтобы столкновения не произошло. Сейнер на своей обычной скорости доплыл бы до противолодочного корабля всего за три минуты.

Предупредительный выстрел

Не имея никакой возможности уйти с курса турецкого судна самостоятельно, командиры корабля «Сметливый» предприняли попытку привлечь внимание. Подавались сообщения по радио, визуальное оповещение световым семафором, а также Сейнер не отзывался, несмотря на приложенные усилия экипажа СКР.

Избежать столкновения не удавалось. Сейнер не сходил со своего курса. В сложившейся ситуации командиры корабля приказали сделать предупредительный выстрел. В соответствии с приказом по направлению движения сейнера с шестисот метров несколько раз были произведены выстрелы автомата Калашникова и пулемета.

Турецкое судно резко изменило направление движения, а затем просто ушло с места происшествия. «Сметливый» доложил немедленно на борт флагмана «Москва». Крейсер ретранслировал сообщение в столицу РФ.

Возможные причины

После ознакомления со всей имеющейся информацией будет целесообразным поинтересоваться причинами, побудившими сейнер к таким рискованным действиям. Поскольку мотивация турецких рыбаков остается неизвестной, можно только строить предположения. Остается просто перечислить некоторые возможные причины. Одной из них может оказаться банальное отсутствие профессионализма членов экипажа рыболовецкого судна.

Возможно, причина кроется в стремлении турецкой стороны столкнуть сторожевой корабль «Сметливый» с сейнером. Это происшествие можно будет использовать в качестве повода перекрыть проливы для движения наших судов. Также не исключается возможность связи данного события с проведением турецкими спецслужбами своих операций. Дело в том, что рыболовецкий сейнер довольно часто был замечен возле военных причалов НАТО в средиземноморье.

Показания военных моряков свидетельствуют о том, что на борту турецкой лодки находилось много радиоэлектронного оборудования. Это не является нормальным для Также не исключено, что к усилению напряженности между Россией и Турцией приложила руку третья сторона. Пролить свет на реальные причины этого события можно будет только после проведения соответствующего расследования.

Не в первый раз

Российские корабли уже неоднократно становились участниками конфликтных ситуаций с турецкими судами. Так, в 1985 году 25 сентября Р325 под турецким флагом стал препятствовать маневрированию советского учебного судна 1 ранга «Хасан» во время прохода через Учебный корабль в итоге протаранил катер и разрезал его на две части. Носовая часть Р325 опрокинулась и 5 членов экипажа погибли. Местные власти задержали корабль «Хасан» до выяснения обстоятельств, вина командования турецкого катера была доказана очень быстро.

Однажды нашу подводную лодку на обратном пути похода чуть не протаранил буксир, умудрившийся выскочить на фарватер военных судов не в самое подходящее время. Причиной тому для капитана послужила необходимость отлучиться в гальюн, а его помощнику в этот момент как раз нужно было сходить за сигаретами. Стажер остался у штурвала. Курс ему указали, но не сказали, как долго нужно по нему идти. Стажер и шел точно по указанному направлению, пока чуть не протаранил борт субмарины.

Бывало и хуже

Если рассматривать историю Черноморского Флота, происшествие у Лемноса нельзя назвать чем-то неординарным. Случались события посерьезнее тех, в которых участвовал сторожевой корабль «Сметливый». Состояние членов экипажа и морально психологическая обстановка на борту после случившегося, естественно, в полном порядке.

Происшествие отнюдь не уникально. При этом не исключается, что корабль «Сметливый» мог бы быть утерян в результате очередной попытки Турции «ответить» России за препятствие поставок нефти с территории Сирии, захваченной террористами ИГИЛ. Данное происшествие только усугубит наши отношения. Трудно понять причины такого поведения турецкой стороны. Возможно, дальнейшее развитие событий прольет свет на многие вопросы.

Заключение

Противолодочный корабль «Сметливый» является последней действующей разработкой советского проекта 61. Конструкторы сделали все возможное, чтобы подготовить СКР к несению службы в современных условиях. Для этого на борту установлено новое вооружение. Постепенно проводится дальнейшая частичная модернизация сторожевого корабля с бортовым номером 810. Конструкторы не видят необходимости полной замены деталей. Многие устаревшие комплектующие нормально функционируют. Корабль оснащен современной радиоаппаратурой и прекрасно показывает себя, даже в сравнении с некоторыми новыми моделями фрегатов.

У российского флота много кораблей, но каждый близок сердцу народа. Потому что в экипаже служат мужья, братья, сыновья, внуки. Корабли провожают и с нетерпением ждут возвращения. Они бороздят моря и океаны, ходят с дипломатическими, гуманитарными и военными миссиями в другие страны, участвуют в учениях. Многие из этих событий освещаются в прессе, и публикации зачитываются до дыр родственниками военнослужащих. Одной из таких «звезд» СМИ является «Сметливый» - корабль Черноморского флота.

История строительства

Оперативно-тактическое задание на разработку судна было получено и утверждено главнокомандующим ВМФ еще 14 марта 1956 года. Позднее проект получил номер 61. Возможно потому, что строился он на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. На создание и утверждение проекта и всех проектных решений ушло почти десять лет. Строительство началось только в 1966 году. Корабль проекта 61 «Сметливый» был задуман для противовоздушной обороны своих судов от самолетов и ракет противника, а также для противолодочной обороны. Снаряжен для этого всем необходимым вооружением и радиолокационными установками.

Строительство корабля было завершено в 1967 году, через год его проверили и внесли в списки ВМФ СССР, а 21 октября «Сметливый» - большой противолодочный корабль проекта 61 - был включен в состав Черноморского флота и начал свою службу.

Проект 61

Институт, занимавший эскизированием и проектированием корабля, рассматривал различные конструкторские решения. Например, было предложено семь вариантов размещения вооружения. В итоге оружие разместили по линейной схеме, что позволяет использовать все зенитные орудия разом с одного борта. Это очень удобно при массовой атаке с воздуха. Противолодочные ракеты убрали из боекомплекта, зато увеличили запас ЗУР до 24. Сначала энергетическую установку приняли котлотурбинную, но на утверждении проекта предложили рассмотреть вариант с газотурбинной установкой, что позволяло уменьшить Началась разработка первого в мире такого большого судна с газотурбинной энергетической установкой, которую используют на всех режимах плавания.

Если во многих странах для кораблей разрабатывают специальные ЗРК или используют технологии ВВС, то в СССР решили переработать зенитные ракетные установки сухопутных войск ПВО. На базе сухопутных ЗРК была создана новая пусковая установка «Волна» с доработанной для условий большой воды системы управления, хранения, подачи и заряжания.

«Сметливый» - корабль уникальный по своим конструкторским и объемно-планировочным решениям. Для достижения установленных технических характеристик приходилось менять корпус корабля, хотя изначально он был взят по 50, 56 и 57-бис. Расположение жилых и служебных помещений было принято стандартным за исключением командных пунктов, помещения энергетической установки, кают офицерского состава, коридоров и столовой, правила ведения современной войны предъявляли особые требования. Эти изменения принимались в соответствии с противоатомной защитой и компоновкой вооружения. Каюты и коридоры были сделаны закрытыми, без естественного освещения, команда может попасть в любой отсек корабля, не выходя на палубу. Командир из своего пункта мог наблюдать подводную, надводную и воздушную обстановку и управлять всеми боевыми системами корабля.

Поющий фрегат

«Сметливый» - корабль, который получил прозвище «Поющий фрегат». Он совсем не поет, не исполняет романсы, но его звучат очень мелодично. И при встрече корабля в порту или отправке можно услышать их звонкий перелив. Вряд ли такой эффект задумывался конструкторами заранее, это воля случая. Теперь, даже спустя много лет, забыв все заслуги корабля, его будут помнить как «Поющий фрегат»

Модернизация

Скоро будет полвека, как «Сметливый» несет свою службу. Меняется оружие, в обиход входят новые материалы. Технику необходимо обновлять, чтобы она оставалась эффективной. В 1990-1995 годах судно прошло модернизацию по проекту 01090. На корабль установили морской неакустический комплекс МНК-300 с антенной в виде 300-метрового троса за кормой, который улавливает след подлодки противника. Также вместо двух РБУ-1000 установили 8 направляющих для противокорабельных ракет «Уран». Смонтированы новые установки помех, системы РЛС и управления ПКР. Теперь это не большой противолодочный, а сторожевой корабль ЧФ «Сметливый», который может участвовать во всех боевых службах.

История предшественника

Вас никогда не интересовало, почему у кораблей такие имена? Возможно, что до первоисточника уже не добраться, но иногда можно найти очень любопытные истории. Вот, например, «Сметливый» - корабль, который был построен в 1967 году? Так, да не совсем. Дело в том, что «Сметливый» участвовал во Второй мировой войне. Только это был не а эсминец. Он участвовал в войне с Финляндией, а к 1941 году считался одним из лучших на флоте.

С воды постоянно проводил обстрел немецких позиций в Эстонии, стоял на ремонте в Ленинграде и снова возвращался в Таллинн. При совершении прорыва в Кронштадт «Сметливый» - единственный эсминец, полностью сохранивший боеспособность. Принимал непосредственное участие в обороне Ленинграда с сентября по октябрь 1941 года. Использовал свои орудия как артиллерию, для обстрела позиций противника и участвовал в операциях на воде.

Последняя операция эсминца «Сметливый»

Началась операция по эвакуации гарнизона с военно-морской базы Ханко. Предстояло совершить прорыв из Кронштадта, к тому времени заминированного. Эсминец «Сметливый» вместе с «Суровым», четырьмя тральщиками, четырьмя охотниками и торпедными катерами был во второй группе прорыва. Без потерь добрались до Ханко.

Во время стоянки эсминец попал под обстрел артиллерии, и ему повредили кормовое орудие. 4 ноября судно, приняв 560 человек, легло на обратный курс. Погода ухудшалась, и пройти оказалось затруднительно. Корабль шел в хвосте группы, ближе к ночи взорвалась первая мина. Эсминец остался на плаву, но потерял ход. После коротких ремонтных работ он продолжил движение и подорвался на второй мине, сдетонировал боезапас. Носовую часть корабля оторвало, она затонула через пятнадцать минут вместе с капитаном. Эсминец остался без хода и управления, начал тонуть. Третья мина оторвала корму. Подоспевшие катера и тральщики спасли три с половиной сотни человек.

Инцидент с турецкими моряками

Новость про столкновение турецких рыбаков и российских моряков 13 января 2015 года облетела все СМИ. Была перекручена по-разному. Турки утверждают, что никакого корабля не видели, двигались своим курсом, никаких сигналов и выстрелов не слышали, все в штатном режиме. Хотя как можно не увидеть «Сметливый» - корабль, фото которого вы видите ниже? Как передали со сторожевого корабля, в Эгейском море турецкий сейнер появился по правому борту и пошел на таран. «Сметливый» стоял на якоре и начал подавать сигналы и выходить на связь по рации, но никто не ответил. Когда до столкновения оставалось 600 метров, были произведены на безопасном расстоянии выстрелы из стрелкового оружия. После этого турецкий сейнер изменил курс и прошел вдоль борта на расстоянии 540 метров.

Встреча корабля. Севастополь

Корабль «Сметливый» возвращается в порт этого легендарного города, и здесь его всегда ждут. На берегу к встрече начинается подготовка за несколько часов. Люди собираются с флагами ВМФ России, фотоаппаратами и даже фанатскими дуделками. Туристы специально приезжают посмотреть на это событие. Когда корабль входит в порт, команда выстраивается вдоль борта в парадной форме и приветствует родной город под звуки песни «Легендарный Севастополь».

Служба

Корабль участвует во многих российских и международных учениях, несет конвойную и дозорную службу. Имеет славный послужной список и подходящее имя. Потому что когда силой победить нельзя, надо побеждать смекалкой, как издревле поступали русские воины. Он был самым большим противолодочным кораблем, а теперь это отличный сторожевой корабль «Сметливый». Фото, хоть и является лишь плоской картинкой, передает часть его силы и напора. Один его вид и боевая мощь поднимают боевой дух как у военных, так и у мирных жителей.

Кто-то посчитает это пустым патриотизмом, но без патриотизма человек не будет каждый день выполнять свой долг, защищать границы родины, быть верным присяге и моральным устоям.