Прощальная проповедь пророка мухаммада. Прощальная пророведь пророка мухаммада

Возлюбленный Пророк Мухаммад, да ниспошлёт ему Аллах Свои благословения, родился в Мекке приблизительно в 570 н.э. Будучи замечательным человеком, он является примером для всего человечества. Он превосходил других во всех слоях общества, будучи пророком, правителем, оратором, солдатом, мужем, другом, отцом, дядей, племянником, и дедушкой.
Он был человеком любви, терпения, храбрости, мудрости, великодушия, интеллекта и величины, вдохновившей миллионы жизней во всем мире.
Всевышний говорит в Коране, что он был послан как милость для всех людей в мире:
“Тебя, (о, Мухаммад!), послали Мы никак иначе, как милость Нашу для миров!” (Коран 21:107)
Его пророческая миссия началась приблизительно в 610 г. н..э., и продолжалась до 632 н.э.. С пути невежества, человечество было наставлено на прямой путь, благословлённое Божьим руководством.
Незадолго до смерти пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует!) произнёс проповедь во время хаджа, вошедшую в историю под названием “Прощальная проповедь”. Эта заключительная проповедь была не только напоминанием его последователям, но также означала нечто чрезвычайно важное: последняя проповедь подтверждала конец его пророческой миссии.

10-й год исламского календаря, как полагают, является одним из самых существенных лет по трём причинам:

Во-первых, он был годом, когда Пророк произнёс свою Последнюю Проповедь в течение его прощального паломничества в Мекку.

Во-вторых, он был годом, когда несколько депутаций ожидало Пророка, чтобы воздать должное или заключить мир с мусульманами.

В-третьих, это был золотой период Ислама, когда множества людей входили в Ислам, принимая сообщение Пророка.

Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует!) предпринял его прощальное паломничество в 10 году хиджры. Его прощальное паломничество в – одно из самых существенных исторических событий в умах мусульман, поскольку это было первое и последнее паломничество, сделанное пророком Мухаммадом (Да благословит его Аллах и приветствует!), послужившее примером выполнения пятого столпа Ислама, Хаджа.

Заключительная проповедь пророка Махаммада была произнесена в течение Хаджа года 632 н.э., на девятый день Дуль Хиджа, 12-ый месяц лунного года, на Арафате, в наиболее благословляемый день года. Множество мусульман сопровождавшие Пророка в его последнем паломничестве, слушали его Прощальную Проповедь.

Прощальная проповедь:

После молитвы и вознесения благодарности Всевышнему, Пророк да благословит его Аллах сказал:

“O люди, внимайте моим словам, поскольку я не знаю, буду ли среди вас здесь снова после этого года. Поэтому, слушайте то, что я говорю Вам очень тщательно и передайте эти слова тем, кто не мог присутствовать здесь сегодня.

O люди, также, как вы почитаете Священными этот месяц, этот день, этот город, так же священны и неприкосновенны для вас кровь ваша, ваше имущество и честь.
Возвращайте порученное вами для хранения их законным владельцам.
Не травмируйте никого, чтобы никто не мог травмировать вас.
Помните, что вы действительно встретите вашего Бога, и что Он, поистине, даст вам расчёт за ваши деяния.
Бог запретил вам заниматься ростовщичеством, поэтому от всякого обязательства процента вы впредь будете отказываться. Ваш капитал, однако, принадлежит вам.
Не сотворяите никому несправедливости – и несправедливость минует вас.
Бог запретил ростовщичество, и я начинаю с того, что отменяю всякий процент, касающийся Абу Аббсаса Ибн Абдельмутталиба [дяди Пророка]. Воистину, отменяю полностью...

Остерегайтесь Сатаны для безопасности вашей религии. Он потерял всякую надежду, что когда-либо будет способен увести вас (с Пути истинного) в больших вещах, так остерегайтесь же его в мелочах.

O люди, бойтесь Аллаха в отношениях с женщинами. Воистину, вы берёте их в жёны под покровительство Аллаха и они законны для вас, согласно слову Аллаха! Истенно говорю вам: у вас есть права по отношению к вашим жёнам, но они также имеют права по отношению к вам. Если они соблюдают ваши права, тогда и им принадлежит право на еду, одежду и доброту. Относитесь к вашим женщинам хорошо и будьте добрыми к ним, поскольку они – ваши спутники и преданные помощники. И это ваше право: не позволять им водить дружбу ни с кем, кого вы не одобряете, так же как никогда не быть нецеломудренными.

O люди, слушайте меня хорошо: поклоняйтесь Богу, соблюдайте ваши пять ежедневных молитв, поститесь в Рамадан, и давайте ваш закят (очистительную милостыню). Совершайте хадж, если вы имеете средства.

Всё человечество – от Адама и Евы. Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества над чёрным, чёрный не имеет преимущества над белым; [никто не имеет превосходства над другим], кроме как в благочестии и хорошем нраве. Знайте, что каждый мусульманин – брат мусульманину, и что мусульмане составляют единое братство. Ничто, принадлежащее мусульманину, не будет законно другому мусульманину, если оно не отдавалось свободно и с охотой. Поэтому, не будьте несправедливы к самим себе.

Помните, однажды что Вы явитесь перед Богом и ответите за ваши дела. А потому остерегайтесь, не отклоняйтесь от пути справедливости после того, как я вас покину.

O люди, никакой пророк или апостол не явится после меня, и никакой новой веры не будет низведено. Поэтому, внимайте мне, о люди, и вникайте в слова, которые я передаю вам. Я оставляю вам две вещи, Коран и мой пример, Сунну, и если вы последуете им, вы никогда не собьётесь.

Все те, кто слушает меня, должны передать мои слова другим, а те другим; и может быть, что последние поймут мои слова лучше чем те, кто слушает меня теперь. О Аллах, будь моим свидетелем, что я передал твоё сообщение твоему народу..”

Таким образом закончил возлюбленный Пророк свою Прощальную Проповедь. После проповеди, неподалёку от вершины Арафата, было низведено откровение:

“Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам. …” (Коран 5:3)

Даже сегодня Последнюю Проповедь пророка Мухаммада передают каждому мусульманину в каждом уголке мира всеми возможными средствами связи. Мусульманам напоминают о ней в мечетях и на лекциях. Действительно, значения, найденные в этой проповеди являются поистине поразительными, касающиеся самого важного: прав Бога у человечества, и человечества по отношению друг к другу. Хотя душа Пророка оставила этот мир, его слова всё ёще живут в наших сердцах.

Обращенная к его последователям и рассказанная им до его смерти в 632 г. н. э. В этой аутентичной версии проповеди, взятой из источников (в отличие от популярной искаженной версии , которая не имеет ссылки на источник), Мухаммед приказал побивать непокорных женщин , что соответствует аяту Корана 4:34 . Также он сравнивает женщин с домашними животными.

Текст прощальной проповеди

О люди, послушайте мои слова! Я не знаю, встречу ли я вас здесь снова в этом же месте на следующий год. О люди, ваша кровь и ваша собственность священны и неприкосновенны до тех пор, пока вы не встретитесь с Господом, также как священен для вас этот день и этот месяц. Несомненно, что вы встретитесь с вашим Господом, и он спросит вас о делах ваших. Мне это [уже] стало известно. Пусть тот, кто взял залог, вернет его тому, кто доверил его ему; всё ростовщичество упразднено, но ваш капитал принадлежит вам. Не поступайте дурно, и с вами не поступят дурно. Аллах постановил, чтобы не было больше ростовщичества, и ростовщичество Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба упразднено, всё вообще. Кровь, пролитая во времена язычества, не подлежит отмщению. Первая кровь, которую я отменяю, это кровь ибн Рабиа ибн аль-Хариса ибн Абд аль-Мутталиба, который был на воспитании у Бану Лайс. Его убили люди из Бану Хузайль. Это - первая кровь, пролитая во времена невежества, с которой я начинаю. О люди! Шайтан теряет надежду на то, что когда-нибудь ему будут поклоняться на этой земле. Но если все же вы будете послушны ему в других делах, то он будет доволен вашими дурными делами, которым вы не придаете значения. Так опасайтесь же его в вашей религии, о люди. Перевод времени - это увеличение неверия, посредством чего неверующие отойдут от истинного пути. В один год они объявляют месяц дозволенным, незапретным, а в другой год - запретным и нарушают тем самым установленное Аллахом число. Они объявляют незапретными месяцами те, которые Аллах объявил запретными, и объявляют запретными те месяцы, которые Аллах объявил незапретными. Время движется так же, как и в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Число месяцев у Аллаха - двенадцать, из них четыре запретные: три [месяца] последовательно и месяц раджаб, [почитаемый племенем Мадар], который приходится на время между месяцами джумада и шаабан. О люди! Вы имеете право на ваших жен, и они имеют право на вас. Вы вправе [требовать], чтобы они не позволяли никому, кто противен вам, ступать на ваше ложе; и чтобы они не совершали никакой открытой непристойности. Если они поступят так, то Аллах разрешает вам закрывать их в отдельных комнатах и бить их , но не сильно. Если они воздержатся от [дурного], то у них есть право на пищу и одежду в соответствии с обычаем. Обращайтесь с женщинами хорошо, поскольку они [подобны] вашему домашнему скоту, ничем не владеют . Вы взяли их себе только как доверительную собственность от Аллаха, и вы получаете удовольствие от них (их тел) в соответствии со словом Аллаха, так слушайте и внемлите моим словам, о люди. Я передал послание и оставил вам то, следуя чему, вы никогда не собьетесь с пути - книга Аллаха и сунна его пророка. Слушайте слова мои, о люди, и внемлите [им]. Знайте наверняка, что каждый мусульманин - брат другому мусульманину, и что все мусульмане - братья. Недозволено человеку [брать] у брата чего-либо, за исключеним того, что тот дает ему по собственной воле, так что не обижайте друг друга. Поняли ли вы мои слова?

Тексты, относящиеся к тематике

Передают со слов Амра ибн аль-Ахваса аль-Джушами, что во время прощального паломничества Пророк воздал хвалу Аллаху и возблагодарил Его, а потом стал наставлять и увещевать (людей,) сказав: «Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо они подобны пленницам в ваших руках , и вы не имеете права ни на что иное, разве что сделают они что-нибудь явно непристойное. Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа и бейте их , но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них. Поистине, есть у вас право на ваших жен, и у ваших жен есть право на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть. Что же касается ваших жен, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их».

Хадис ат-Тирмизи №104

У вас есть право на ваших жен, и они имеют право на вас. У вас есть право на то, что они не должны осквернять вашу постель, и они не должны открыто вести себя неприлично. А если они будут, то Аллах позволяет вам помещать их в отдельные комнаты и бить их , но не сильно. Если они будут воздерживаться от этих вещей, то они имеют права на их еду и одежду с добротой. Налагайте предписания на женщин с добротой, ибо они - пленницы, не имеющие никакой власти над собой . Вы берете их как доверительную собственность от Аллаха, и имеете удовольствие от них согласно слову Аллаха, так и понимайте…

Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте . Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах - Возвышенный, Большой.

Ас-Саляму алейкум уа рахьматуЛах1и уа баракятух1у.
Знаю что у вас загруженый график, но давно ищу ответ …
думаю почти все об этом слышали: «Последняя проповедь пророка», .. очень хотелось бы узнать насколько она достоверная.
Джазака Лллаху хайр!

Ва ‘алейкум салям ва рахматуЛлахи ва баракатух!

В книге шейха Насируддина аль-Албани, да помилует его Всевышний Аллах, которая называется «Хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором рассказал Джабир, да будет доволен им Аллах», приводится проповедь, которую произнёс посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время прощального хаджжа. Он пишет:

ПРОПОВЕДЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ В (ДЕНЬ) АРАФАТА

Он, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к людям с проповедью, в которой сказал:

Воистину, ваша кровь и ваше имущество неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля ! [И [, воистину , {Абу Дауд, ад-Дарими, Ибн Маджах, аль-Байхакъи}] все, что творилось во времена джахилии (доисламского невежества), под [этими {Ибн Маджах, Ибн аль-Джаруд}] моими ногами отныне запрещено ! Запрещена (месть за) кровь, пролитая во времена джахилии, и, прежде всего, я запрещаю мстить за кровь (нашего родственника), сына Раби‘а ибн аль-Хариса [ибн Абд аль-Мутталиба {Абу Дауд, аль-Байхакъи}]! Его отдали на воспитание кормилице из рода бану Са‘д, и племя Хузейл убило его! Запрещено ростовщичество времен джахилии, и, прежде всего, я запрещаю лихву, взимаемую нашим родом – ‘Аббасом ибн ‘Абд аль-Мутталибом. Отныне ростовщичество запрещено полностью! Бойтесь Аллаха в обращении с вашими женщинами, ведь вы взяли их благодаря доверию Аллаха [в другой версии хадиса сообщается: …ведь вы взяли их как то, что доверено вам на хранение (аманат) Аллахом {Абу Дауд, аш-Шафии, Ибн Маджах, аль-Байхакъи}] , сделали дозволенными для себя и стали обладать ими по Слову Аллаха ! И [, воистину {Абу Дауд, ад-Дарими, Ибн Маджах, аль-Байхакъи},] вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится , а если они сделают это, то бейте их, но не жестоко ! . А они вправе требовать от вас, чтобы вы кормили и одевали их надлежащим образом! [Поистине {Ибн аль-Джаруд, аль-Байхакъи},] я оставил вам то, благодаря чему вы никогда не впадете в заблуждение, если будете крепко придерживаться ее: это – Книга Аллаха ! . Вас спросят обо мне [в другой формулировке передается: »вы будете спрошены обо мне» {Абу Дауд, ад-Дарими, Ибн Маджах, Ибн аль-Джаруд, аль-Байхакъи}], и что же вы тогда скажете ?” Люди ответили: “Мы засвидетельствуем, что ты донес [послания своего Господа {Ибн аль-Джаруд}], выполнил (свою пророческую миссию), дал верные наставления [своей общине и совершил то, что на тебя было возложено (Аллахом) {Ибн аль-Джаруд}]”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял указательный палец к небу, а затем указал им на людей и сказал: “О Аллах, засвидетельствуй (это)! О Аллах, засвидетельствуй (это)! О Аллах, засвидетельствуй (это)!”

Эту книгу можно скачать вот .

Смысл этого высказывания состоит в том, что строго запрещено начислять на первоначальный капитал какой-либо излишек (в виде процентов и т.п.). Всевышний сказал:

وإن تبتم فلكم رؤوس أموالكم

»А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал» (сура »Корова», аят 279). Под словом »запрещено» подразумевается отвержение (ар-радд ) ростовщичества и его отмена (аль-ибталь ).

В этих словах содержится побуждение к тому, чтобы соблюдать права женщин, завещать им (свое имущество) и по-доброму к ним относиться. О завещании (имущества) женщинам, о соблюдении их прав, а также о запрете ущемлять их права свидетельствуют многочисленные достоверные хадисы. Желающим подробнее узнать об этом вопросе следует обратиться к труду “ат-Таргъиб ва ат-Тархиб” (3:71-74) имама аль-Мунзири, а также к сборнику хадисов “Рияд ас-Салихин” («Сады Праведных») имама ан-Навави.

В »Шарх Сахих Муслим» (в »Комментарии к »Сахиху» Муслима») приводится четыре толкования смысла этого высказывания. Наиболее правильным из них является тот, в котором говорится, что здесь подразумеваются следующие Слова Всевышнего:

فانكحوا ما طاب لكم من النساء

«Женитесь на женщинах, которые нравятся вам » (сура »Женщины», аят 3).

Наиболее предпочтительным является следующее толкование смысла этих слов: не разрешается никому, кто вам не нравится, входить в ваши дома и находиться в них, будь то посторонний мужчина, женщина или человек, состоящий в кровном родстве с вашей супругой. Данный запрет охватывает все вышеперечисленные категории лиц, о чем сказал имам ан-Навави. Завершение рассуждений на данную тему см. в »Шарх Сахих Муслим».

Смысл этого высказывания заключается в следующем: если они сделают это, то бейте их, но не сильно, и не причиняйте им боль.

— Подобная форма воспитания, как крайняя, вынужденная мера, указывает на попечительство мужчин над женщинами, о чем сказал Всевышний Аллах:

الرجال قوامون على النساء بما فضل الله بعضهم على بعض وبما أنفقوا من أموالهم فالصالحات قانتات حافظات للغيب بما حفظ الله واللاتي تخافون نشوزهن فعظوهن واهجروهن في المضاجع واضربوهن فإن أطعنكم فلا تبغوا عليهن سبيلا إن الله كان عليا كبيرا

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Великий» (сура »Женщины», аят 34).

Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. редактора) говорю:

— Истину сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку люди из последних поколений мусульман, за исключением лишь немногих из них, перестав придерживаться Книги Всевышнего Аллаха и следовать Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, впали в заблуждение и сбились с верного пути. Это произошло тогда, когда мнения людей и их мазхабы стали основой, к которой они стали обращаться при возникновении своих разногласий. То, что совпадало из Книги Аллаха и из Сунны с их мнениями и мазхабами, они принимали, а то, что не совпадало, они отвергали. Дело дошло до того, что некоторые из них стали говорить следующее: “Всякий аят или всякий хадис, который противоречит нашему мазхабу, скорее всего, был отменен”. Да помилует Аллаха имама Малика, который сказал: “Конец этой общины (уммы) сможет исправить только то, что исправило её начало”. Поэтому мусульмане должны придерживаться Книги своего Господа и руководствоваться ею во всех своих делах, не следуя мнению никого из людей, будь то на востоке или на западе”. Пер. Дамир Хайруддин.

Он подчинился и выполнял свою миссию более двадцати лет, неся на своих плечах залог счастья в обоих мирах для всего человечества. Он был гарантом прогресса в сфере человеческого сознания, погрязшего в иллюзиях эпохи невежества, отягощенного и опутанного узами лишь мирских устремлений.

Когда же часть людей смогла подняться выше обыденности, взглянуть на мир другими глазами и стать его верными спутниками на тернистом пути, начался поединок с теми, кто страстно желал потушить зажженный в сердцах людей свет веры.

И первое сражение, сражение за сердца людей, еще не закончено, ибо оно продлится до начала вечности. Ему не даст прекратиться шайтан, греховные цели и деяния которого в глубинах душ не останавливаются никогда.

На протяжении более чем двадцати лет, несмотря на все тяготы жизни, преодолевая бесконечные трудности, проявляя исключительное терпение в любых обстоятельствах, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не прекращал свой призыв, от которого ничто не могло его отвлечь.

Более двадцати лет он стремился пробудить в людях то естественное признание Бога, что заложено внутри каждого.

Простаивая ночи в молитвах, со слезами на глазах взывая ко Всевышнему, читая Его коранические и вселенские знамения, он был полон трепета и мольбы ко Всевышнему за свою умму, за всех тех, кто последует по его пути вплоть до Судного Дня.

В течение всей своей жизни, оставаясь на самом высшем уровне благонравия и верности, набожности и праведности, где слова подтверждают действия, а действия — слова, он олицетворял наилучший пример для тех миллиардов людей, что примут его призыв и ответят на него.

Что же изменилось к моменту завершения пророческой миссии?

Весь Аравийский полуостров, где ранее царил дух невежества с искаженными критериями ценностей, был распространен произвол и рабство, безумная роскошь соседствовала с крайней степенью нищеты, покорился его призыву. Разрозненные племена и народы объединились. Не осталось ни принужденных, ни принуждаемых, ни господ, ни рабов, ни притеснителей, ни притесняемых. Ибо все люди стали равны пред Творцом. Теперь преимущество арабов и неарабов, белых и черных определялось лишь степенью благочестия, ибо все люди являются потомками Адама, а Адам сотворен из земли. Для людей того периода стали реальностью человеческое единство и социальная справедливость. Был создан мир, основанный на чистоте, свободе, на вере, справедливости и достоинстве. Лик земли преобразился. Изменился весь ход истории.

Доведя до людей вверенное ему, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) почувствовал, услышал своим сердцем тайный голос, предвещавший приближение конца его пребывания на этой земле. Известен эпизод, когда, отправляя в очередной раз в Йемен Му‘аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), увозившего с собой Божьи откровения, посланник Аллаха сказал:

يَا مُعَاذُ إِنَّكَ عَسَى أَلاَّ تَلْقَانِي بَعْدَ عَامِي هَذَا…وَ لَعَلَّكَ أَنْ تَمُرَّ بِمَسْجِدِي وَ قَبْرِي

«Му‘аз, возможно, что в следующем году ты уже не встретишь меня. Ты сможешь посетить разве что мою могилу и мечеть».

Глаза Му‘аза наполнились слезами, и он замер на месте от услышанного /2/ .

Но прежде, чем Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) покинул сей мир, Всевышний пожелал показать Своему Любимцу плоды его призыва и дать ему возможность встретиться с представителями разных племен, чтобы донести прощальные назидания.

На десятый год хиджры Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) объявил о своем намерении совершить хадж. В Медину съехалось огромное множество людей, каждый из которых желал принять участие в паломничестве под руководством посланника Аллаха. Со слов Джабира передается: «Когда верблюдица Пророка достигла аль-Байда, я обратил взор вперед и повсюду были люди: пешие и верхом; посмотрел по правую, левую стороны — также, взглянул назад — не было видно ни конца, ни края собравшимся людям» /3/ .

Во время этого паломничества, которое стало самым благодатным и благословенным из всех, Пророк произнес речь, состоявшую из мудрых наставлений и названную впоследствии خطبة الوداع — Прощальной Проповедью. Ведь он знал, что многих своих сподвижников, преданно любивших его, он видит в последний раз…

Каждый из собравшихся в тот день в долине Арафа, внемля словам посланника Божьего (да благословит его Аллах и приветствует), был особенно внимателен. В дальнейшем именно эти слова пронесли сквозь века многие из тех, кто желал быть одним из его последователей. Сегодня же та проповедь обращена к каждому из нас.

Что сказал пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в последней проповеди?

Ниже приведу то, что хотел донести до людей пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) — Гордость рода человеческого, лучшее из творений Божьих, прежде чем покинуть сей бренный мир…

"О люди, внемлите моим словам, ибо не знаю, увижу ли я вас снова здесь, на этом месте после сего года.

Поистине, ваша жизнь и ваше имущество должны быть для вас столь же священны, сколь священен сей день, сей месяц, сей город (Мекка). Поистине, Господь запретил вам проливать кровь и посягать на имущество других подобно тому, как запретил это в данном городе в столь священный день и месяц.

Без всякого сомнения, вы встретитесь с вашим Господом, и Он спросит о ваших поступках и деяниях. Я же довел до вас то, что было на меня возложено.
Пусть тот, кому что-то вверяется на хранение, возвращает это его владельцу (будьте надежны во вверенном вам)!

Все ростовщические сделки, проценты с долгов, имевшие место быть между вами ранее, отменяются. Вам же надлежит возвращать только ту сумму, которую вы берете в долг. Не посягайте на права и свободы других и не будут нарушены ваши. Аллах запретил брать проценты с долгов, и поистине, все проценты с долгов, причитавшиеся моему родному дяде Аббасу ибн Абдуль Мутталибу, отменяются.

Поистине, отменяется все, что было во времена язычества, отменяется и месть за кровь, пролитую в тот период, и первая кровная месть, которую я отменяю, — это месть за кровь Ибн Раби‘ бин аль-Хариса.

О люди! Воистину, Дьявол потерял надежду на то, что ему когда-либо будут поклоняться на вашей земле (Аравийском полуострове). Но он будет доволен, если вы покоритесь ему хотя бы в том, что на ваш взгляд незначительно. Сторонитесь и этого, дабы уберечь свою религию!

О люди, поистине, перенесение священного месяца на срок иной — укрепление неверия. Этим вводятся в заблуждение те, кто не веруют. Они считают дозволенным этот месяц в один год, в другом же — делают его запретным, чтоб привести в согласие с тем сроком, который повелел Творец считать запретным. Тем самым они разрешают запрещенное Богом и запрещают разрешенное Им.

Поистине, время, непрестанно движущееся по кругу, достигло момента, в котором оно было в день сотворения Богом небес и земли. В году — двенадцать месяцев, из них четыре священных: Зуль-Ка‘да, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб.

Я завещаю вам страшиться Божьего гнева, соблюдая права и свободы женщин! Поистине, у мужей есть права на своих жен, и у жен есть права на своих мужей. Вы имеете право на то, чтобы ваши жены не приводили в ваши дома кого-либо, кто неприятен вам (кого-либо, не испросив вашего согласия), а также на то, чтобы они не переходили границ приличия. Если же они будут так поступать, то вы вправе покинуть их ложе и выказать укор. Права же женщин в отношении вас состоят в том, чтобы вы обеспечивали их материально согласно общепринятым нормам. Относитесь к женам благожелательно, ибо, поистине, они привязаны к вам словно пленницы и ничем не обладают единовластно (женясь, вы всецело отвечаете за них пред Богом). Ведь вы взяли их в жены как доверенную вам Господом ценность и с именем Творца вступили с ними в законный брак.

Прислушайтесь, о люди, к моим словам! Поистине, я донес до вас возложенное на меня. И я оставил для вас то, руководствуясь чем вы никогда не собьетесь с пути истинного. Это — Священное Писание и жизненный путь Пророка!

О люди, внемлите моим словам и осмыслите их. Твердо знайте, что мусульманин — брат мусульманину и что все мусульмане — братья. И недозволительно человеку брать что-либо из принадлежащего другому, кроме того, что тот передаст ему по доброй воле. Так не притесняйте же самих себя (нанося ущерб другим)!

О люди, Всевышний дал каждому его права. Не полагается доля завещания наследнику [поверх того, что он законно получил]. Дети принадлежат тому, у кого они родились. Касательно прелюбодеев: они обречены на лишения. Гнев Аллаха, проклятие ангелов и всех правоверных на том, кто вздумает утверждать, что относится к роду иному, нежели его отец, и на том, кто претендует на чужих родственников. Аллах не примет от таковых ни возмещения, ни оправдания.

О Господи, донес ли я возложенное на меня?

Поистине, вы предстанете пред вашим Создателем! Так не посягайте на жизнь друг друга после меня, предавшись старым, языческим заблуждениям!

Пусть присутствующий передаст это наставление отсутствующему. Возможно, тот, кому оно будет передано, поймет и воспримет его лучше того, кто находится здесь и слушает.

О люди, поистине, не будет пророка после меня и не будет общины после вас [это — заключительный этап религиозного развития человечества], так поклоняйтесь вашему Господу, совершайте пять молитв, соблюдайте обязательный пост, выплачивайте закят с вашего имущества по своей воле, совершайте хадж к Дому Господа, подчиняйтесь вашим [законным] правителям, и вы войдете в Рай.

Завтра (в Судный День) вы будете спрошены обо мне. Что же вы скажете?"

Сподвижники Пророка ответили: «Мы засвидетельствуем, что ты донес до нас религию, что ты добросовестно выполнил свою миссию, что давал нам советы и наставлял нас».

После этого Пророк, указав на присутствующих людей, трижды воскликнул: «Будь же свидетелем, о Господи! Будь же свидетелем, о Господи! Будь же свидетелем, о Господи!»

После того как Пророк завершил свою прощальную проповедь, Всевышний ниспослал следующие слова:

…Сегодня Я довел до совершенства для вас религию, и довел до конца милость Свою, и одобрил для вас Ислам в качестве религии…

Священный Коран, 5:3

По истечении восьмидесяти одного дня после ниспослания данного аята Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), завершив свою миссию, покинул сей мир, умер.

Материалы взяты с сайта: umma.ru

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Коран, сура «аль-Маида», аят 3).

Это откровение Аллах ниспослал Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) на горе Арафат, после того, как он завершил свою последнюю проповедь. О том, что завещал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего), рассказал Тимергали хазрат Юлдашев в рамках еженедельных лекций в Галеевской мечети.

С ниспосланием пророку (мир ему и благословение Всевышнего) Божьего веления: «Встань и увещевай!» (сура «аль-Муддассир», аят 4) он подчинился и выполнял свою миссию более двадцати лет, неся на своих плечах залог счастья в обоих мирах для всего человечества. В возрасте 40 лет Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) начал читать проповеди и призывать людей к исламу. К концу его жизни Мекка и Медина стали оплотом ислама. В течение всей своей жизни, оставаясь на самом высоком уровне благонравия и верности, набожности и праведности, он олицетворял наилучший пример для людей, пророк (мир ему и благословение Всевышнего) на исходе своей жизни услышал своим сердцем тайный голос, предвещавший приближение конца его пребывания на этой земле.

Известен эпизод, когда, отправляя в очередной раз в Йемен Му‘аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), увозившего с собой Божьи откровения, посланник Аллаха сказал: «Му‘аз, возможно, что в следующем году ты уже не встретишь меня. Ты сможешь посетить разве что мою могилу и мечеть».

Однако прежде, чем покинуть этот мир, Всевышний пожелал, чтобы пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) в последний раз смог совершить хадж, увидеть плоды своей деятельности на благо ислама и оставить людям последнее прощальное назидание.

На десятый год хиджры Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) объявил о своем намерении совершить хадж. В Медину съехалось огромное множество людей, каждый из которых желал принять участие в паломничестве под руководством посланника Аллаха.

Во время этого паломничества, которое стало самым благодатным и благословенным из всех, Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) произнес речь, состоявшую из мудрых наставлений и названную впоследствии Прощальной Проповедью. Это стало важным завещанием для мусульман.

Когда пророку (мир ему и благословение Всевышнего) после проповеди был ниспослан аят Корана, в котором говорится о том, что Всевышний завершил для людей формирование религиозных постулатов, многие догадались, что пророческая миссия Мухаммада подходит к концу. Это понял и Абу Бакр, самый верный его друг и сподвижник, мир ему. Сейчас, про прошествии множества веков с того дня, последние наставления Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) не потеряли своей актуальности и обращены к каждому из нас.

К сожалению, сейчас мы с вами можем наблюдать, что наша умма постепенно стала забывать, что нам завещал Пророк (мир ему и благословение Всевышнего). Мы перестали исполнять обещания, вычеркнули из памяти такие понятия, как «справедливость» и «равенство», занимаемся ростовщичеством. А ведь Аллах через Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) призывал нас совсем к иному.

«О люди, слушайте меня внимательно, ибо я не знаю, буду ли среди вас после этого года. Послушайте же, что я скажу, и передайте мои слова тем, кто не смог присутствовать сегодня».

В своем последнем обращении к мусульманской умме Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) завещал остерегаться ростовщичества, быть справедливым.

«О люди, так же, как вы чтите священность этого месяца, этого дня, этого города, почитайте и считайте священной жизнь и достояние каждого мусульманина. Возвращайте доверенное вам законным владельцам. Не притесняйте других, тогда и вас не будут притеснять. Помните, что вы непременно встретитесь с вашим Господом, и Он обязательно спросит с вас за ваши деяния. Бог запретил вам ростовщичество, поэтому всякое ростовщичество отменено. Ваше имущество, тем не менее, принадлежит вам. Не причиняйте несправедливости, и с вами не поступят несправедливо. Господь постановил, что ростовщичества быть не должно, и первыми отменяются все проценты Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба».

Отдельным блоком говорится и о женщине, о ее положении в обществе и семье. Пророк МУхаммад (мир ему и благословение) просит помнить о том, что, как мужчина имеет права в отношении своей супруги, так и жена обладает определенными правами на своего мужа.

«Помните, что вы взяли их в жены только с дозволения Бога. Если они соблюдают ваши права, тогда и им принадлежит право на еду, одежду и доброту. Относитесь к вашим женщинам хорошо и будьте добрыми к ним, поскольку они – ваши спутники и преданные помощники. И это ваше право: не позволять им водить дружбу ни с кем, кого вы не одобряете, так же как никогда не быть нецеломудренными».

Важное место в последнем завещании занимает соблюдение всех пяти столпов ислама.

«O люди, слушайте меня внимательно: поклоняйтесь Богу, соблюдайте пять ежедневных молитв, поститесь в Рамадан и выплачивайте закят (очистительную милостыню). Совершайте хадж, если имеете средства».

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) напомнил всем собравшимся, что в исламе нет превосходства представителей одной национальности над другими, богатого над бедным, араба над неарабом. Только благочестие и хороший нрав могут и должны отличать человека.

«Все человечество – от Адама и Евы. Араб не имеет никакого превосходства над неарабом, и неараб не имеет никакого превосходства над арабом; белый не имеет никакого преимущества перед черным, черный не имеет преимущества перед белым; (никто не имеет превосходства над другим), кроме как в благочестии и хорошем нраве. Знайте, что каждый мусульманин – брат мусульманину, и что мусульмане составляют единое братство. Ничто, принадлежащее мусульманину, не будет законно другому мусульманину, если оно не отдавалось свободно и с желанием. Поэтому не будьте несправедливы к самим себе».

Важная мысль, которую Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) нес через всю свою жизнь, отмечал в каждой произнесенной проповеди, - за каждое деяние человек будет отчитываться перед всей уммой и перед Создателем в Судный день. Поэтому крайне важно следовать Корану и Сунне именно сейчас, не откладывая соблюдение норм, предписанных шариатом на завтра.

«Помните: однажды вы предстанете перед Богом и ответите за ваши деяния, так будьте же осторожны, не сходите с пути благочестия после моего ухода.

О люди, не будет после меня пророка или апостола, не возникнет ни одной новой религии. Поэтому, внимайте мне, о люди, и вникайте в слова, которые я передаю вам. Я оставляю вам две вещи – Коран и мой пример (Сунну), и если вы последуете им, то никогда не собьетесь».

«Все те, кто слушает меня, должны передать мои слова другим, а те – следующим; и может быть, что последние поймут мои слова лучше, чем те, кто слушает меня теперь. О Аллах, будь моим свидетелем, что я передал твое сообщение твоему народу!».

Ильмира Гафиятуллина, Казань