Предлог под конспект логопедического занятия. Конспект занятия на тему "предлоги на, под"

Тема урока: « Предлоги».

Цели:

Отрабатывать умения правильно употреблять предлоги в речи, продолжать развивать слуховое внимание, умение выделять предлоги в тексте, подбирать предлоги по смыслу, уточнить конкретно – пространственные значения предлогов, развивать навыки связной речи;

Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.

Оборудование: набор карточек с предлогами, картины, предметы на карточках, мяч, зеркальце, магнитофон, записи.

I . Оргмомент. Психолого-педагогическая подготовка. « Улыбка»

Беседа о времени года. «Весна»./Музыка /

Упражнение « Строим птичкам дом» /развитие мелкой моторики рук/

II .Введение в тему урока.

Прослушивание стихотворения А.Шибаева « Предлоги»

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок!

У нас учитель строгий

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

Что значит – «по»

Что значит - «за»

И «за» и «по» - предлоги.

А хорошо бы –за порог

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги.

III . Работа над темой урока.

1. Сообщение темы урока, целей.

Запись даты и темы урока в тетрадь.

2. Повторение по таблице предлогов.

Повторение правила о предлогах.

Работа по картине « Покажи, где?»

Кот идёт к дому, кот в доме, кот перед домом, кот за домом, кот на крыше, кот вылезает из трубы, кот под крыльцом.

3. /Смена динамических поз. /

Построились.

Коля, встань за Аней,

Диана за Колей, Толя перед Аней,

Миша между Колей и Дианой.

Ответьте на вопросы:

Коля, за кем ты стоишь?

Аня, перед кем ты стоишь?

Между кем стоит Коля?

Толя, впереди кого ты стоишь?

Диана, позади кого ты стоишь?

Миша, с кем рядом ты стоишь?

4. Игра « Кто первый?»

Запишите слова в сочетании с предлогом.

/ на доске картины: стол, дом, девочка/

на в за под у под у к

в перед за у к от

у за с без на к

5. Игра « Не пропусти» /используется магнитофонная запись/

/ У детей набор каточек с предлогами./

Логопед читает текст стихотворения К.Чуковского « Федорино горе», дети услышав предлог поднимают карточку с предлогом./

6. Работа у доски - распределение предлогов

    предлоги, обозначающие место: где? –в /доме/

на /столе/, перед /домом/, у / дома /, возле, около, под, над.

    предлоги, обозначающие направление: куда? откуда?

в дом, из дома, через забор, по полю, вдоль забора,

от стены, до двери, к лесу, из-под камня, из-за леса, за дом.

Физминутка.

Дыхательная гимнастика « Я подую…»

Упражнение « 1,2,3,4 – руки выше, ноги шире,

Влево, вправо поворот,

Наклон назад, наклон вперёд.»

Гимнастика для глаз. «Солнечный зайчик». / Используется зеркальце/

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке.

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы пойдём его искать.

7. Самостоятельная работа учащихся: « Правда, или шутка?» /прочитать, исправить ошибки, если они имеются, записать в тетрадь./

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.

Шашки на сосне, шишки на столе.

8. Игра с мячом. Поймать мяч и назвать предлог с противоположным значением:

В школу,- в сумку-, над окном,- к дому, - . перед уроком -, до города_, перед машиной_.

9. Работа со стихотворением.

Логопед читает стихотворение, дети распределяют на своих картинках предметы в соответствии с текстом.

С.Лаврова.

У куста растёт ромашка.

Под кустом сидит букашка.

Над кустом летает пташка.

Н а кусте висит рубашка,

Потому что за кустом,

Возле речки, за мостом

Сохнет мокрый рыболов

Без рубашки, без штанов.

Дома удочку забыл,

И руками рыб ловил.

Так увлёкся, что споткнулся,

С головою окунулся

У реки в тоске сидит,

Сохнет, мёрзнет и грустит.

IY .Заключительный этап.

Итог работы, комментирование деятельности детей, похвала.

Цель: Систематизировать знания у детей о предлогах, их значении

1. Активизировать и расширять знания у детей о предлогах, их значении, схеме.
2. Учить детей правильно употреблять предлоги в, на, под, у, над и др., с существительными.
3. Упражнять детей в составлении предложений, используя предложно-падежные конструкции, по картинке.
4. Упражнять детей в составлении схемы предложений.
5. Развивать фонематический слух.
6. Развивать словесно-логическое мышление, произвольную память.
7. Воспитывать у детей самостоятельность, творческие способности.

Оборудование: набор картинок, лесной почтальон, письмо, набор схем для составления предложений, схемы предлогов, изображение куста, ромашки, букашки, пташки, рубашки, шифровки, загадки, изображение леса.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята, сегодня к нам в гости прилетел лесной почтальон с письмом. А письмо не простое, в нем задания от лесных жителей.

Вот задание от лесного почтальона: «Это правда или нет?»

Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Овечки в речки, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет

Дети произносят предложения правильно.

Какие слова перепутались? Какие маленькие слова вы знаете? Какое значение имеют маленькие слова? Дети отвечают на вопросы

Отгадайте от кого следующее задание:

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? … (Зайка)

2. Вот задание от зайки:

Я прочитаю Вам стихотворение от зайки, а Вы разложите картинки, так как говориться в тексте.

У куста растет ромашка.
Под кустом сидит букашка.
Над кустом летает пташка.
На кусте висит рубашка.
Потому что за кустом
(Возле речки за мостом)
Сохнет мокрый рыболов

Дети расставляют предметы возле куста.

Чье следующее задание:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса.
Кто это?…(Лиса)

3. Задание от лисы:

Лиса прислала нам очень хитрое задание, зашифрованное (схемы предлогов и картинки наклеены на полотно). Давайте расшифруем, что же написано, превратим схемы и картинки в слова и узнаем кто, где находится.

Медведь спит в берлоге. Белка прыгает с ветки.
Заяц убегает от волка. Птицы летают над лесом.

От кого следующее задание:

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной …(медведь)

4. Задание от медведя (физминутка):

Движения выполняются по тексту:

Эй, ребята, что вы спите!?
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все в весёлый круг!
Под весёлые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова поклонись!
(И.Лопухина)

Чье следующее задание:

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу. (Белка)

5. Задание от белочки: «Прятки» (по картинкам)

Лесные жители решили поиграть в прятки, но не знают куда кому спрятаться, так, чтобы их не было видно. Помогите им ребята.

Куда спрячется лиса? Белочка? Волк? Медведь? Птичка? Мышка? Заяц?

Каждый ребенок называет в своем предложении маленькое слово

От кого это задание?

Без тропинки, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это ….(Еж)

6. Задание от ежа: «Составь предложение».

На доске выставляются картинки, по которым дети составляют предложения с маленьким словом.

Затем каждый ребенок составляет схему своего предложения.

7. Итог занятия:

Логопед: С каким маленькими словами мы сегодня работали? (Дети отвечают).

Молодцы! Вам понравилось сегодняшнее занятие? Чье задание было самым интересным? Дети отвечают

Лесной почтальон улетает в лес, чтобы рассказать, как вы выполняли задания зверят.

Воробьева О.С.,
учитель-логопед

Екатерина Непейвода
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Предлог из-за»

Задачи :

Уточнить пространственное значение предлога из-за ,

Упражнять детей в правильном употреблении предлога из-за ,

Учить составлять различные предложения с данным предлогом .

Оборудование :

кошка, игрушечная мебель (стол, стул, кровать, шкаф, комод, схема предлога из-за , предметные картинки : улитка, жук, мышка, гусеница, лиса, заяц, листик, грибок, пенек, кустик земляники, цветок, дерево; мяч, картинки животных, птиц, насекомых, схема предложения (индивидуально для каждого) .

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Сядет на свое место тот, кто придумает, где в доме может спрятаться кошка (Дети называют : за кроватью, за шкафом, за креслом, за стулом, за столом и т. д.)

2. Объявление темы.

Наша кошка спряталась дома за разными предметами – видимо , она сильно напроказничала и сейчас боится, что ее накажут. Посидела она в укрытии немного и решила выглянуть, подсмотреть за хозяйкой.

На столе расставляется игрушечная мебель : стол, стульчик, шкаф, комод, кровать. Кошку прячем за каким-нибудь предметом и спрашиваем детей : где наша кошка? (за стулом) . А сейчас наша Мурка выглядывает оттуда. Как нам правильно сказать, откуда она выглядывает? (выглядывает из-за стула ) .

Подобным образом отрабатываются все предметы , привлекается внимание детей на новое короткое слово – из-за .

Давайте с вами подумаем, что значит это короткое слово? Когда мы его употребляем в речи?

Мы его используем, когда мы говорим об объекте, который находится за каким-нибудь предметом и движется оттуда .

На доску выставляется схема предлога , еще раз обращается внимание детей, что из-за – это предлог движения : объект был за предметом и начинает оттуда двигаться (выходить, выбегать, выглядывать, выползать и т. д.) .

3. Закрепление материала

Детям рассказывается история, как в лесу жили сказочные герои – звери и насекомые, но была у них одна беда – они все боялись злого серого волка . Пока его не было, они весело играли на полянке, но как только волк приближался, все наши сказочные герои разбегались и прятались.

Детям предлагается 2 ряда картинок :

Улитка, жук, мышка, гусеница, лиса, заяц

Листик, грибок, пенек, кустик земляники, цветок, дерево

Придумайте, где могут спрятаться наши сказочные герои (картинка из первого ряда за картинкой из второго ряда?

Дети по очереди «прячут» улитку за листик, мышку за пенек и т. д., обязательно проговаривая действия, используя предлог за . Когда всех спрятали, я еще раз по очереди спрашиваю, где жук, где улитка.

Молодцы, спасли наших героев от злого серого волка ! Волк походил по полянке, никого не нашел – да убежал. А наши звери и насекомые теперь могут выходить из своих убежищ.

После этого детям предлагается вернуть наших героев на полянку, проговаривая свои действия : мышка выбегает из-за пенька , лиса выглядывает из-за дерева и т . д.

Дети по очереди возвращают героев на полянку, проговаривая действие, используя предлог из-за .

4. Динамическая пауза

Игра с мячом «Скажи наоборот» : я буду называть разные места, куда можно зайти, спрятаться, а вам надо сказать наоборот – откуда можно выйти. Детям по очереди бросаю мяч.

За забор, за теплицу, за грядку, за яблоню, за гараж, за машину, за баню и т. д.

Брать слова, которые не использовались ранее.

5. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

У каждого ребенка на столе картинки с изображениями разных животных, насекомых, птиц.

Я каждому из вас положила картинки разных животных, птиц, насекомых, и они сейчас начнут играть в прятки. По очереди придумывайте и называйте, куда спрятался ваш герой и откуда он выйдет, когда его найдут. Вам надо составить предложение с использованием предлога из-за .

Например : кошка спряталась за комодом, кошка выйдет из-за комода .

Каждому ребенку предлагается схема предложения из 4 слов , в котором 3 слово – предлог (коротенькая полоска) . Дети, составляя предложение с предлогом из-за , пальчиком соотносят каждое слово с полоской в схеме.

Таким образом закрепляем понятия «предложение » , «слово» , предложение состоит из слов и слова в предложении пишутся отдельно .

Наше занятие подходит к концу . Сегодня мы с вами выяснили, что обозначает предлог из-за , когда правильно его употреблять, потренировались составлять с ним предложения .

Индивидуальная оценка работы детей.

Разделы: Начальная школа

Цели:

  1. Познакомить детей со значением предлога «из».
  2. Учить детей правильно употреблять предлог «из», понимать разницу значений предлогов «из» и «с».
  3. Развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, память и воображение.

Ход занятия

1. Организационный момент.

1) Графическое упражнение «Заколдованные фигуры».

Ребята, перед вами лежат листы с геометрическими фигурами: круги, квадраты и другие. Дорисуйте каждую фигуру до целой картинки. Все картинки должны отличаться друг от друга.

2) Работа с сюжетной картинкой.

Посмотрите на картинку:

Ночь. Все спят. Где спит белочка? (В дупле ). Где спит медведь? (В берлоге ). Птичка? (В гнезде ). Лиса? (В норе ).

Наступило утро. Звери стали выходить из своих домиков. Откуда вылез медведь? Лиса? Белочка? Птичка?

2. Основная часть.

– Какое маленькое слово помогло рассказать, откуда утром вышли звери?

– Сегодня мы будем учиться правильно, употреблять предлог «из». Предлог «из» – маленькое слово.

– Посмотрите, откуда я достала мяч? (Из стола ). Карандаш? (Из стакана ). Книжку? (Из шкафа ). Вы все говорили маленькое слово – предлог «из». А сейчас слушайте внимательно!

Если предметы находятся внутри чего-то и оттуда движутся или их достают, мы говорим маленькое слово – предлог «из».

Игра «Ответь на вопросы Незнайки».

– Незнайка прислал нам посылку, в которой много интересного. Посмотрим. Это, ребята, вопросы для вас. Слушайте внимательно.

  1. Откуда приехал мальчик, если он ездил в Москву?
  2. Откуда вышла старушка, если она была в магазине?
  3. Откуда пришёл мальчик, если он был в школе?

Игра «Загадки Незнайки».

– Ещё Незнайка прислал загадки. Если вы их отгадаете, появится герой сказки.

На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок,
Румяный бок,
Покатился … (Колобок.)

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка.)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит.)

У отца был мальчик странный –
Необычный, деревянный.
Всюду нос совал он длинный.
Кто же это? … (Буратино.)

– Из каких сказок пришли эти герои? (Дети составляют предложения с предлогом «из»).

Игра «Ромашка».

– Незнайка прислал игру «Ромашка». Давайте поиграем в неё.

(На обратной стороне каждого лепестка ромашки нарисована предметная картинка. Ребёнок отрывает лепесток и составляет предложение со словом-названием этой картинки и предлогом «за».)

3. Дифференциация предлогов «из» и «с».

– Когда предмет был на поверхности и его оттуда взяли (или он оттуда движется), какой предлог мы употребляем? («с» ).

– Когда предмет находится внутри чего-то и оттуда движется, какой предлог мы употребляем? («из» ).

Упражнение «Волшебный мяч».

– Это мяч волшебный. Он может появляться из разных мест. Посмотрите, откуда я его достану. (Со стола, из-за стола, с полки, из кружки, с пола) . Откуда я достала мяч?

Упражнение «Помоги Незнайке».

– Незнайка не смог закончить предложения, помогите ему.

  • Мальчик спрыгнул (откуда?) … с дерева.
  • Девочка вылила воду (откуда?) … из ведра.
  • Папа взял книги (откуда?) … со стула.
  • Белочка перепрыгнула (откуда?) … с ветки.
  • Мальчик пил компот (откуда?) … из чашки.

4. Итог.

– С чем познакомились на занятии?

– Придумайте предложения, используя предлог «с» или «из». (Показываю картинку.)

ТЕМА: «ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, ЗА»

Путешествие в страну маленьких слов

ЦЕЛИ:

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА; упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.

Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.

Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.

Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент .

Логопед обращается к детям:

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать .

Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» - предлогов: в, на, за, под.

Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.

2. Сообщение цели занятия . (Игровая мотивация)

: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем звуковое письмо» (вкл. магнитофон).

Игра «Незнайкино письмо» . Дети слушают магнитофонную запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под ) нашем городе новые дома. (За ) улицах ходят нарядные жители. (Под ) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за ) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под ) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)

3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри ;

НА – когда предмет находится сверху ;

ПОД – когда предмет находится внизу ;

ЗА – когда предмет находится сзади.

Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».

4. «Предлоги» (по демонстрационной таблице-схеме, авторская разработка )

5. Составление предложений с предлогами (по картинке).

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Дидактическое упражнение «Составь предложение» . Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)

Мяч лови, и мяч бросай,

предложение составляй!

На коврофоне – совместное составление схемы предложения (Например, Шустрик уснул под комодом ), его анализ.

Какой полоской обозначаем предложение?

Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?

Что поставим в конце предложения?

Сколько слов в предложении?

Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).

Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?

(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)

Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.

6. Динамическая пауза.

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка -

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте

Вы, надеюсь, не устали?

7. Выделение предлогов из стихотворных текстов.

Логопед: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (Выставляется плоскостное изображение Синеглазки)

Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:

Солнечный лучик упал на волну,

Солнечный лучик попал в глубину.

На горе, на горке,

на крутом пригорке

Стройная рябинка,

будто на картинке.

Стройная береза выросла в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

На Незнайкиной подушке вышита кукушка..

Длинноухий заяц мчится,

за ним гонится лисица.

Если хочет Тюбик спать,

Он приляжет на кровать.

Знайка в комнату вошел

и поставил сок на стол.

Закатила барабан

Синеглазка под диван.

8. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)

Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.

Примеры предложений:

Котенок закатил резиновый мячик под диван.

Незнайка увидел машинку под шкафом.

В комоде лежали платья Синеглазки.

Логопед направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.

9. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Логопед включает магнитофонную запись: «Спасибо, ребята, за то, что вы научили Незнайку правильно использовать предлоги, составлять предложения. В благодарность Вам за ваши знания, за старания мы дарим на память свои фотографии».

Логопед раздает «фотографии» маленьких человечков каждому ребенку, при этом оценивая его деятельность на занятии.