Познакомить с понятием звук в старшей группе. Цель: Формирование представлений о звуках

Цель: продолжать учить детей определять количество предложений в тексте; формировать знания дошкольников о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие; побуждать детей к самостоятельному поиску путей решения задачи гласный – согласный; проводить звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными, пользуясь соответствующими фишками; закреплять умение проводить линии, не отрывая карандаша от бумаги; развивать внимание; воспитывать аккуратность.

Материал: индивидуальные карточки с изображением животных и дорожек к домикам, фишки для обозначения гласных, согласных мягких и твердых, предметные картинки, карандаши.

Ход занятия в детском саду со старшими дошкольниками

Воспитатель: Со сказкой мы уже встречались не раз,

И снова она придет к нам сейчас.

— Любите ли вы сказки? Почему?

— Садитесь на стулья, сказка начинается.

СКАЗКА О ЗВУКАХ

В одном бумажном замке жили братья – звуки. Да-да, те самые, что слышатся нашими ушами. Жили в мире-согласии, пока один из них нагло не заявил: «Я самый нужный, я старший». Что здесь началось! Звуки подняли такой шум! Каждый начал хвастаться:

— Я кругленький и меня легко произносить,- произнес звук…..(о).

— Нет, я. Хотя меня уже и труднее произносить, но я первый,- заспорил (А).

— Ой-ой, большой! А я умею гудеть, да и еще очень громко,- сказал звук (у).

Они так громко спорили, что разбудили мудрую фею. Собрала фея крикливых и голосистых.- А вы догадались, какие это звуки? (Да, это [а,о,у,е,ы,и…]- гласные звуки)

— Да, назвала фея их гласными. А какой фишкой их обозначают? Почему? (Потому, что во время их произношения воздух свободно вытекает из открытого рта.)

Дети показывают фишку для обозначения гласного звука.

— А тех, что были тихие и спокойные, что не могли кричать и петь, а только шипеть, свистеть, шуршать, фея назвала как? (Согласными.)

— Какой фишкой их обозначают?

Дети показывают фишку на обозначение согласного звука.

— Фея сказала, что все звуки очень важны, потому что, сливаясь, они образуют…что? (Слова)

— Поэтому я буду называть слова, а вы с помощью фишки будете определять, с какого звука они начинаются.

Слова: оса, заяц, антенна, коза, ученик, улитка, индюк, птица, собака, рука, журавль, жук, арбуз, указка, игла.

Воспитатель называет слова, дети выделяют начальный звук и показывают соответствующую карточку.

— Из звуков складываются слова, а из слов состоят …. (предложения).

— Звуки с недоверием слушали фею. Поэтому она предложила им создать слова, из слов составить предложения, а из предложений-текст. Но звуки были невнимательными и не смогли найти окончаний предложений. Я буду читать вам текст, а вы помечайте концовку каждого предложения хлопанием в ладоши.

У мамы сын. Его зовут Дима. Дима поймал сома. На, мама, сома.

Воспитатель: Сколько в этом тексте предложений? Как вы определяете, что предложение закончено? (Делается пауза.)

— Повторите первое предложение. Определите количество слов в нем. Есть ли в этом предложении слово-помощник?

— Составьте схему первого предложения.

— Молодцы, вы помогли звуками. Все стало на свои места, и всем стало понятно, что жить надо дружно.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре,

(Ходьба на месте.)

Вправо, влево, ноги шире.

(Повороты туловища, руки на поясе.)

Встали, спинки все ровненько.

(Основная стойка, руки согнуты в локтях.)

И на месте побежали.

(Легкий бег на месте.)

Надо мышцы размять.

Будем вместе прыгать

(Прыжки на обеих ногах.)

Все присели-встали.

Вновь присели-встали.

(Приседания.)

Разомните хорошенько пальцы,

(Руки вытянуть вперед, несколько раз сжать пальцы в кулачки и разогнуть.)

Потанцуйте стильные танцы.

(Танцевальные движения.)

Время уже немножко нам поиграть

И загадки отгадать.

Воспитатель выставляет картинку с изображением лиса.

Воспитатель выставляет картинку с изображением леса.

Звуковой анализ слов лиса и лес, моделирование их на основе схемы звукового анализа и фишек.

Игра с мячом «Назови звук»

Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука и бросает мяч воспитателю.

Усложнение: воспитатель называет мягкий согласный звук, а ребенок –твердую пару названного звука.

Игра «Проведи животное»

— У вас на столах лежат карточки с изображением животных. Среди них найдите животное, название которого начинается на _________ звук, и проведите эту зверушку к любимому лакомству.

Проведите линию, не отрывая карандаша и не заходя за линию дорожки. (Раздать карточки с дорожками.)

Итог. Рефлексия

— Закончилась наша сказка.

— С каким настроением слушали сказку о звуках?

Какие звуки вы запомнили?

Цель: учить изменять голос по высоте, тембру, громкости; научить детей определять место звука А в слове, развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, развивать координацию речи с движениями; вызвать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.

Материал: ширма, бумага, ножницы, ручка; зеркала на каждого ребенка; большой красный круг из картона и маленькие на каждого ребенка; полоска из картона, разделенная на три части.

1.Оргмомент

Сегодня мы перенесемся в страну звуков. Узнаем, какие они бывают разные.

2.Развитие слухового внимания

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы молчать.

Вокруг нас очень много звуков. Послушайте их. Что вы слышите?

А теперь угадайте, что я буду делать с бумагой. (Логопед за ширмой рвет, режет, мнет бумагу).

Послушайте стихотворение:

Где-то собаки рычали:

В стойле коровы мычали:

В комнате мухи жужжали:

Мимо машины бежали:

Гудели от ветра все провода:

Капала в кухне из крана вода:

Перекликались в ночи поезда:

Листья на ветру шумели:

Змеи в лесу шипели6

А комары все пели:

Непоседа мячик днем и ночью

Успокоиться не хочет:

Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели –

Днем мороженное ели!

Кхх! Кхх!

Значит звуки возникают во время действий с предметами, звуки издают… животные. А человек не просто издает звуки, он говорит, обладает речью. Звуки речи объединяются и получаются слова.

3.Координация речи и движений.

Я обещала перенести вас в страну звуков. Повторяйте за мной.

Логопед плавно разводит руки в стороны и одновременно произносит: «А-а-а-а-а».

Вздохни поглубже: «А-а-а-а»,

Тяни подольше: «А-а-а-а»,

Вот и она

Необычная страна.

4. Знакомство с артикуляцией звука А.

Ребята, садись на стульчики, отдохните.

Мы уже в волшебной стране звуков, посмотрите, что-нибудь изменилось? (Нет).

Правильно. Ведь это страна звуков, значит, нужно внимательно слушать.

Между прочим один житель-звук нас уже встретил. Как вы думаете, что это за звук? Какой звук я просила вас тянуть подольше? (Это звук А).

Вы очень хотите его увидеть? (Да). Тогда возьмите зеркало, произнесите: «А-а-а-а!»

Что вы видите? (Рот широко открыт.)

Выходи звук А, дети тебя увидели. (Логопед показывает большой красный круг).

5.Развитие просодии

Ребята, звук А хочет подарить вам свой портрет. Портрет получит каждый, кто сможет произнести звук А по-разному: высоко и низко, далеко и близко, шепотом и звонко, тихонько и громко.

А! – со мною вместе пойте,

А! пошире рот откройте!

А! – споем мы высоко,

А! – споем мы низко.

А… - как будто далеко,

А… - мы слышим – близко.

А, - шепнем,

А! – крикнем звонко,

А, - тихонько,

А! – так громко!

Все теперь мы будем знать:

Вот как может А звучать!

6.Определение позиции звука А в слове.

Поиграем со звуком А в прятки. Я буду произносить разные слова, а вы, если услышите звук А, поднимете его портрет.

Слова: адрес, обруч, август, аист, узел, мак, озеро, бак, иней, арбуз, абрикос, река.

Одновременно логопед демонстрирует полоску, разделенную на три части. Если в слове есть звук А, то дети определяют положение звука в слове (начало, середина, конец). Тогда звук А (красный кружочек) выглядывает над полоской (вначале, середине или конце).

7.Итог занятия.

Во многих именах, тоже можно услышать звук А. Так кто же встречается со звуком А каждый день? (Вася, Саша, Полина, Эсмира, Марк, Марина, Алина, Артём, Таня.)

Теперь узнаем тебя мы всегда

Наш новый знакомый, звук А!

Что ж прощаться пора,

До свидания, звук А!

Олеся Герасименко
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «Изучение понятия «гласный» и «согласный» звук»

Задачи :

1. Познакомить детей с понятием «гласный » и «согласный » звук ;

2. Уметь отличать «букву» от «звука » ;

3. Развивать мелкую моторику и координацию движений;

4. Развивать фонематический слух;

5. Закреплять умения делать звуковой анализ слова ;

6. Применить дифференцированный подход к выполнению заданий.

Материалы : карточки для звукового анализа слова ; лента букв; песок; фишки

Ход НОД

1. Сюрпризный момент (дети стоят на ковре)

Давайте, послушаем мелодии, которые я вам подготовила.

(хруст снега под ногами, пение снегирей, зимняя вьюга, катание на коньках и на лыжах)

Что вы слышали, ребята?

Все, что мы произносим, читаем, пишем, как это называется? (Наша речь) .

Из чего состоит наша речь? (из слов)

А слова? (из звуков )

А увидеть звук мы можем ? А написать звук можно ? (буквами)

- Звук мы произносим и слышим. А буквы мы видим и пишем.

2. Знакомство с понятием «гласные звуки » .

Сегодня я хочу рассказать вам о звуках , которые произносит человек.

Давным-давно жили-были звуки . И было их шесть. У каждого звука был свой характер :

А - радостный и веселый, (он любил широко открывать рот )

У - умный, (складывал губки трубочкой, как уточка)

О - очень любил всему удивляться, (его ротик был похож на колесо)

И - игривый, улыбчивый, (ротик его всегда улыбался)

Э -рассудительный, (его рот был приоткрыт , а язык с выгнутой спинкой приподнят)

Ы - самый настойчивый, (пел низко, немного улыбаясь с приоткрытым ртом , с оттянутым назад языком)

Звуки были разными , но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и высоко , и низко, и громко, и тихо. Ходили звуки по свету , голосисто пели, за это их стали называть гласными звуками , а чтобы они отличались от других звуков им подарили красные рубашки.

-Гласные звуки мы можем пропеть и воздух во рту не встречает преград!

Есть песенка, которая поможет нам запомнить, как же произносятся гласные звуки .

Заучивание стихотворения

- Гласные тянутся в песенке звонко,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбели ребенка качать

Я уже говорила, что гласные звуки любили петь . Вот сейчас мы и попробуем с вами спеть, что же у нас получится. Выходите гласные звуки к доске .

(закрепить за ребенком определенный звук )

А) группа1

-Гласные звуки хорошо пели :

По одному (-А-, -У-, -О-, -И-, -Э-, -Ы-)

Парами, дуэтом (АО, УИ, ЭЫ; АУ,ОЫ, ЭИ)

По трое, трио (АУО, ИЭЫ

Б) группа2

Звуковой анализ слова (дым, дом, мак,сыр, лук)

Как мы делали звуковой анализ слова ?

Для чего нам нужны клеточки?

Ваше задача-найти гласный звук , определить где он стоит (в начале, в конце, в середине) и выделить его теперь красной фишкой, а не белой)

В) группа3

Упражнение «Узнай звук , который я произнесла без голоса»

4. Физминутка. Игра «Затейники»

5. Проверка звукового анализа . Работа 1-2 детей и у доски.

6. Знакомство с понятием «согласные звуки » .

В русском языке есть и другие звуки . Послушайте продолжение сказки.

Сказка о согласных звуках

Так себе и жили гласные звуки : «А» , «О» , «Э» , «У» , «Ы» , «И» очень долго. Пели звонкие песни, но вот однажды их услышали другие звуки . И так им тоже захотелось петь, что они попросили гласные звуки их научить петь .

"П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал : "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

«Ф-Ф-Ф – зафыркал звук «Ф» .

"Не печальтесь, не певучие звуки , - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки , сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны ?" "Согласны ! Согласны !" - закричали звуки . И с тех пор их стали называть согласные звуки .

Вопросы :

А как вы думаете, почему согласные звуки не смогли ничего спеть?

Что им мешало петь? Что встречают на совеем пути согласные звуки ? (преграду-язык, зубы, губы)

Есть песенка и про согласные звуки , которую мы тоже постараемся выучить и повторять на каждом занятии .

Заучивание стихотворения

А согласные согласны –

Шелестеть, свистеть, сопеть,

Громко хлопать и шипеть,

Но не хочется им петь.

И вот согласные звуки тоже захотели себе рубашки. И им гласные звуки подарили рубашки синего и зеленого цвета.

А почему некоторые согласные звуки выделены синим и зеленым цветом, как вы думаете?

(синий-всегда твердый, зеленый – всегда мягкий; а если показан и синий и зеленый цвет-то звук бывает и мягким и твердым)

Знакомство с лентой звуков .

7. Закрепление понятий «твердый-мягкий звук »

Работа у доски, за столами. Звуковой анализ слова кит и кот.

Сколько звуков в слове кит ?

Сколько гласных звуков ? Назовите гласные звуки ? Какой фишкой мы отмечает гласные звуки ? («И» , «О» красным)

Остальные звуки как называются ? (согласные )

В слове кит назовите первый звук («Кь» , «К» ); последний («Т» )

Какую фишку мы поставим на звук «КЬ» , «К» ? почему?

Какую фишку мы поставим на звук «Т» ? почему?

8. Практическая часть.

Но однажды сели звуки на полянке и задумались :

Как же так? - говорит А. - У всех есть дома, а у нас нет

У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал У.

О, и у каждой птички есть гнездо! - подхватил О.

И люди в домах живут, - тихонько заметил И.

Это что же получается? Одни мы без постоянного места жительства! - возмутились Э и Ы.

Ребята, а где живут звуки ? (Ответы детей) Каждый звук живет в своей букв

Звук А живет в букве А , звук О живет в букве О и т. д. Вот и они подумали-подумали, тоже себе домики захотели.

Из чего или как можно буквам домики смастерить? (Предположения детей) Можно построить из соломы, из кирпича, из брёвен, изо льда…

А я предлагаю вам построить домики для наших звуков из …

Только вы должны отгадать загадку :

Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? - (песок)

А песок наш непростой,

он волшебный и живой!

Алина :

Правила поведения

Чтоб заданья выполнять

Надо правила все знать.

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Ты с песком играй, лепи,

Только руки не мочи.

Будет наш песок сухой

И подружится с тобой!

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Я хочу построить дом,

Чтобы звуки жили в нём .

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

«О» в окошечко глядит,

«Ы» на крыше там сидит,

«И» стоит на лесенке,

распевает песенки,

«У» заснул у нас в трубе,

не дождался звука «Э»

«А» в гамак забрался,

Загорать собрался.

Вот такие гласные , гласные – прекрасные !

Работа с песком.

7. Рефлексия (на ковре)

Ребята, подумайте, что для вас было сегодня сложным, что простым, что интересным, а что нет?

Какие звуки называют гласными ? Какие согласные ?

Что мы узнали о звуках ? (их мы слышим и произносим)

Что мы узнали о буквах? (мы их пишем и видим)

Сегодня хочу отметить тех ребят, которые активно отвечали и работа на занятии…

Разработала учитель-логопед

Гимадиева Людмила Павловна

МБ ДОУ д/с № 53 Асбестовского городского округа Свердловской области.

Цель: Формирование представлений о звуках.

Коррекционно - образовательные: Формирование представлений о звуках. Знакомство с понятием «Звук», «Звуки речи». Расширение словарного запаса. Развитие понимания обращенной речи.

Коррекционно-развивающи е: Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, развитие пространственного восприятия, ориентировки в схеме собственного тела, ориентировки в схеме тела человека, сидящего напротив, слухового внимания, координации речи с движением, развитие быстроты реакции, длительного плавного выдоха.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Звучащие игрушки, ширма, индивидуальные зеркала, артикуляционный профиль, артикуляционная гимнастика в картинках, карточка подсказка «Звуки», аудиозапись песни Радионяня «Что такое звук», аудиозапись разных звуков: шуршание бумагой, ревущий мотор, плачущий ребенок, рычание льва, вой ветра и т.д.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте дети!

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие (т.е. далеко от своего города). Длится оно будет целый год.

Ребята, мы на наших занятиях попадем в город Красивой речи. Наши встречи будут интересными, иногда трудными.

Как называют людей, которые путешествуют?

Путешественники - люди совершающие путешествия с научными целями, чтобы что-то узнать.

Значит, кем мы с вами станем?

Путешественниками.

2. Игра «Кто внимательнее» (ориентация в схеме собственного тела, ориентация в схеме тела человека, сидящего напротив).

Для того, чтобы не заблудиться, нам нужно хорошо ориентироваться в пространстве, в незнакомой местности..

Покажите свою главную руку, которой вы держите карандаш. Назовите её. Поднимите другую. Назовите.

Покажите своё левое плечо, правую бровь, ухо. Левой рукой покажите правый локоть. Правой рукой левый глаз. Левой рукой левое ухо.

Сядьте на свои места. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите правое плечо соседа. Левую руку соседа.

Вы готовы к путешествию.

3. Сообщение темы.

Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.

Вот сейчас и узнаем что такое звуки.

4. Игра «Молчанка».

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по- разному. Послушайте эти звуки. (аудиозапись разных звуков - шуршание бумагой, ревущий мотор, плачущий ребенок, рычание льва, вой ветра и т.д.).

5. Игра «Угадай, что звучало».

Ребята, посмотрите, что стоит на столе? - Мишка, кукла, лошадка, погремушка, свисток, юла (звучащие игрушки).

Как можно все эти предметы назвать одним словом? - Игрушки.

Посмотрите перед вами игрушки одинаковые или разные?

Разные.

А чем они отличаются, как вы думаете? Размером, цветом, а ещё они сделаны из разного материала.

Перечислите из какого материала они сделаны? - С помощью логопеда дети отвечают: плюшевый мишка, резиновая кукла, пластмассовый свисток, погремушка, железная юла.

А для чего нам нужны игрушки? - Чтобы играть.

Вот сейчас игрушки с вами и поиграют.

Вам нужно отгадать эти предметы по звучанию, но сначала, уточним их название игрушек. (Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало).

Как вы думаете, что вы слышали? Как это называется одним словом?

Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. Чем мы слушали? (Ушами.) Уши - это орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Ответы детей - помощь логопеда).

Ребята, послушайте: А, К, У, О, Т, Б, Д

Как вы думаете, звуки, которые произнесла я, и звуки которые издают игрушки одинаковые или разные?

Разные.

Чем отличаются? (Ответы детей). (Речевые - неречевые)

А звуки, которые мы будем изучать на наших встречах - это звуки речи. - Звуки - это то, что мы слышим и произносим. (Выставляется карточка - подсказка). Закрепляется понятие «Звук» и соотносится с карточкой-подсказкой.

Путешествие мы продолжаем

И слова все повторяем

Звуки все мы произносим.

Что не ясно сразу спросим.

Все живые существа тоже издают звуки.

6. Физкультминутка с мячом игра «Кто как разговаривает»

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Логопед поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.

Звуки издают животные, а мы с вами - говорим. (Звуки - это то, что мы слышим и произносим).

7. Игра «Домик звуков».

Что помогает нам произносить звуки? (Губы, язык). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот - домик звуков. Логопед знакомит детей с органами артикуляции.

И не сбиться с пути,

Не цепляться за сучок,

Разомните язычок.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Чтобы закрепить понятие звук прослушайте песню Радионяни «Что такое звук».

8. Итог.

Чем мы сегодня занимались? - путешествовали, играли.

Что мы слушали?

Чем мы слушали?

Чем произносили звуки?

Что нового узнали? О чем ещё хотелось бы узнать?

Путешествовали долго

Мы идём сейчас домой!

Но не бойтесь вместе скоро,

Мы придем сюда с тобой.

Список литературы:

  1. Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук Мяч и речь.- СПб.: Дельта, 2001. — 96 с.
  2. Е.А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов. -М.: Изд. Владос, 1999.

Конспект ННОД по обучению грамоте в старшей группе, тема «Проделки Буквоежки»

Задачи:

Закреплять знания детей о гласных звуках А, О, У, Ы, Э и буквах, обозначающих эти звуки.
Упражнять в подборе слов с гласными звуками в разных позициях.
Продолжать учить детей выделять первый и последний звук в слове.
Закреплять понятия «звук», «буква».
Упражнять в определении количества слогов в слове.
Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения.
Упражнять в выработке плавной воздушной струи.
Развивать логическое мышление, память и мелкую моторику детей.
Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Материал:

Силуэты гласных букв; магнитная доска; пособие «Домик»; предметные картинки, в названии которых 1,2,3 слога; карточки на развитие воздушной струи; игрушки; раздаточный материал: цветные камешки, пуговицы, палочки.

Ход НОД:

Дети входят в зал, где развешаны изображения букв.

Логопед:

Посмотрите, сколько здесь букв и все они сделаны вашими руками. А я знаю загадки об этих буквах и предлагаю вам их отгадать, найти нужную букву и вывесить на магнитную доску.

Загадки про буквы

Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву...
(О)

В старом дереве дупло
Ну совсем как буква...
(О)

Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь звук ты...
(У)

Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Эллине с Аллочкой
Эскимо на палочках.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква...
(Э)

Я не знаю в чем секрет,
На эту букву слова нет.
Только буквы все важны,
Мы запомним букву...
(Ы)

Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
(А)

Логопед:

Вы отгадали все загадки и правильно выбрали буквы. Скажите, а какие звуки обозначают эти буквы (гласные). Почему эти звуки называют гласными? (Произносятся без препятствия, тянутся, поются). Давайте пропоем гласные звуки:

Мальчики - громко,
Девочки – тихо;
Протяжно – отрывисто;
От тихого до громкого и наоборот.

Игра «Немые звуки»

Взрослый (или ребенок) показывает артикуляцию гласного звука, а дети громко произносят этот звук.

Появляется Буквоежка и убирает с магнитной доски все буквы.

Логопед:

Молодцы! Звуки мы что делаем? (произносим и слышим). А что мы видим и пишем? (Буквы). Давайте еще раз посмотрим на буквы. Куда же делись все буквы. А! Я кажется, догадалась. Это проказы Буквоежки, которая спряталась за мольбертом.

Буквоежка:

Что, буквы не можете найти? А это я, Буквоежка их съела. Но буквы могут снова появиться, если вы сможете выполнить все мои задания.

Логопед:

Ну что, ребята, попробуем выполнить задания Буквоежки и вернуть буквы? Ну, тогда за дело!

Задание 1: подбор слов со звуком А

Буквоежка:

Отгадайте-ка загадку:

Жил, да был зверёк в лесу,
Боялся волка и лису.
Шкурка серою была.
А в названии – звук А.

Что же это за зверёк? (Заяц). Дети произносят слово, выделяя голосом звук А – за-а-аяц.

Есть у зайца огород.
Что же у него растёт?
Овощи ты называй,
Про звук А – не забывай!

Дети подбирают слова, в названии которых есть звук А.

Логопед:

К зайцу гости приходили
И игрушки подарили.
А в названьях, шла молва,
У игрушек был звук А.

Давайте и мы подарим Зайчику игрушки со звуком А в названии.

Мальчишки подарят игрушки, которыми играют мальчики, а девочки – игрушки, которыми любят играть девчонки. Дети подбирают и дарят игрушки зайчику.

Логопед:

Игрушки, с каким звуком мы подбирали? (Ответы детей) Можем ли мы увидеть звук А? (нет), а что мы можем увидеть? (букву А) Первое задание мы выполнили. Возвращай, Буквоежка, нам букву А.

Задание 2: изменение существительных по падежу

Буквоежка:

А умеете ли вы играть в игру «Один-много»? (Да).

Логопед:

Наши дети любят играть в эту игру, и тебя мы приглашаем поиграть вместе с нами. Игра с мячом: логопед кидает мяч ребенку и произносит слово в единственном числе, ребенок возвращает мяч логопеду и произносит это же слово во множественном числе.

Шар – шары
Стол – столы и т.д.

Буквоежка:

Скажите, ребята, а какой звук стоял в конце ваших ответов (звук Ы). Этот звук вы можете увидеть? (нет), А что вы можете увидеть (букву). Молодцы, справились и с этим заданием. Получайте обратно вашу букву Ы.

Задание 3: дыхательная гимнастика

Буквоежка: Я приготовила вам следующее испытание «Заколдованные картинки». Если сумеете их расколдовать, то верну вам еще одну букву.

Дети садятся в круг, перед каждым картинка, закрытая цветной бумагой, нарезанной полосками.

Логопед:

Ребята, я знаю, как нам расколдовать картинки. Поднесите картинку к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него, не надувая щёк, так, чтобы картинка открылась.

Игра с цветным камнем. После выполнения дыхательного упражнения один ребёнок называет свою картинку, затем передает камень другому с вопросом: «У меня утка, а у тебя?» Так до тех пор, пока каждый не назовёт свою картинку.

Буквоежка:

Какой звук слышится в начале каждого из этих слов? (Звук У). Можем ли мы увидеть звук У? (нет), а что мы можем увидеть? (Букву У). Третье задание вы выполнили. Возвращаю вам букву У.

Задание 4: динамическая пауза «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись»

Буквоежка:

Назовите части лица, в названии которых прячется звук О. (Нос, рот, лоб.). А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные. Предлагаю вам поиграть в игру «Покажи - не торопись, и смотри не ошибись».

Взрослый предлагает детям указательным пальцем правой руки показать – рот, нос, лоб. Затем несколько раз меняет порядок слов, усложняя игру неправильным показом.

Логопед:

Какой гласный звук прячется в середине слов: рот, лоб, нос? (звук О). Можем ли мы увидеть звук О? (нет), а что мы можем увидеть? (букву О). Четвертое задание мы выполнили. Давай, Буквоежка, возвращай нам букву.

Задание 5: определение количества слогов в словах

Буквоежка:

По дороге к вам пробегала я мимо стройки. Строители построили дом, в нем много этажей, как можно назвать, какой это дом (многоэтажный). Но жителей в этом доме еще нет, он стоит пустой и когда я громко крикнула, то в ответ услышала... (эхо).

Логопед:

Давайте, ребята заселим этот дом, чтоб в нем не было пусто и грустно. На первый этаж поселим жителей, в названии которых 1 слог, на второй этаж – жителей с 2 слогами в названии, на третьем - с 3 слогами, на четвертом – с 4 слогами.

Дети подбирают картинки и расставляют по окошечкам дома.

Буквоежка:

Ну, вот. Заселили весь дом. Сейчас хоть кричи, хоть не кричи, а эхо уже не услышишь.

Логопед:

Не расстраивайся, Буквоежка. Эхо можно услышать в горах.

Буквоежка:

А какой первый звук в слове ЭХО? (Э). Вы увидите в горах этот звук? (Нет).

Логопед:

Звук мы не сможем увидеть, а что мы увидим, ребята? (букву). Ты, Буквоежка не хитри, а лучше верни нам букву Э.

Буквоежка возвращает последнюю букву.

Логопед:

Ребята, посмотрите внимательно на буквы. Вам не кажется, что буквы у Буквоежки какие-то не такие, больные? Давайте покажем Буквоежке, какими должны быть буквы и выложим их из палочек, камешков и круп. А ты, Буквоежка, посмотри, кто у нас ловчее: девочки или мальчики.

Дети делятся на две команды: мальчики и девочки, и выкладывают буквы из предложенного материала.

Буквоежка:

Какие молодцы и девчонки и мальчишки, ловкими пальчиками выложили все буквы правильно. А какие звуки обозначают этими буквами (гласные). Вы отлично справились с моими заданиями, и я хочу подарить вам подарок, чтобы вы и дальше тренировали свою память и пальчики и писали красиво все буквы, с которыми вы уже познакомились и с какими вам еще предстоит познакомиться.