Оперативный контроль в доу. «Рабочая шпаргалка по проведению тематического контроля в ДОУ Обзорный контроль в доу по фгос таблицы

Виды контроля в дошкольном образовательном учреждении

Л.А. Васильева,

заведующий ГБДОУ детского сада №115 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;

Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

Контроль за функционированием и развитием ДОУ делится

на внешний и внутрисадовский (внутренний) контроль.

Параметры контроля

Внешний контроль

Внутренний контроль

Цель контроля

Обеспечение социальной защиты каждого ребенка и гарантированное получение им минимума образования, необходимого для нормального развития

Совершенствование образовательного процесса во всех возрастных группах и оказание каждому педагогу конкретной помощи

Маркетинговое исследование микрорайона:

Расположение социально-культурных объектов;

Социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста;

Потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг;

Социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих ДОУ

Организационно-педагогической;

Образовательной;

Социально-психологической;

Медико-социальной;

Финансово-хозяйственной и других видов деятельности ДОУ

Требования к контролю

Руководителю важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;

Контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая целостно вопросы по образовательному процессу;

В процессе контроля важна не констатация фактов, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

Контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;

Необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, а не ограничиваться негативными фактами;

После контроля должно происходить гласное подведение итогов;

Контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда педагогов, работы коллектива

Алгоритм контроля

Цель контроля→объект контроля→разработка плана контроля→сбор информации (с помощью воспитателей, воспитанников, родителей)→первичный анализ изученного(изучение документации, обработка полученной информации, заполнение листов опроса, обсуждение на педсовете полученных данных, их анализ и интерпретация) → выработка рекомендаций (утверждение на педсовете направлений корректировки образовательного процесса, закрепление положительных традиций, передового педагогического опыта) → проверка исполнения рекомендаций

Работа административной группы (старшего воспитателя, завхоза, медицинского персонала);

Выполнение в соответствии с трудовым законодательством правил трудового распорядка, санитарно-гигиенического режима, норм охраны труда;

Проверка исполнения инструктивно-методических документов вышестоящих организаций, предложений инспектирующих лиц;

Качество освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы ДОУ;

Выполнение решений педагогического совета;

Сохранность оборудования и пособий в разных возрастных группах;

Ведение документации педагогами и администрацией;

Организация и осуществление работы с родителями;

Финансово-хозяйственная деятельность ДОУ;

Выборочный контроль за работой педагогов

Состояние образовательного процесса в разных возрастных группах;

Выполнение ОП ДО, внедрение новых педагогических технологий;

Календарно- тематическое планирование и документация педагогов;

Наличие и хранение детских работ;

Повышение квалификации и аттестация педагогов

Виды внутреннего контроля в ДОУ.

Вид контроля

Разновидность контроля

Примечание

Тематический контроль

Тематическая проверка

Привлечение внимания педагогического коллектива к определенным задачам дидактического, методического, образовательного и развивающего характера, которые в данном ДОУ решаются недостаточно успешно;

Изучение выполнения основной общеобразовательной программы ДОУ по конкретным образовательным областям и направлениям развития детей;

Выявление уровня работы ДОУ по задачам, намеченным в годовом плане ДОУ.

Планируется в годовом плане ДОУ. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. В зависимости от цели проводится в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. План контроля доводится до сведения педагогов за 1-2 месяца. Продолжительность – от 1 до 3 дней. По итогам контроля

составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.

Итоговый контроль

За квартал

Оценка уровня содержания работы (воспитательно-образовательной, методической и др.) и анализ реализации поставленной задачи.

Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля до педсовета или иных форм подведения итогов работы за указанный период и включает:

Освоение детьми ОП ДО;

Условия, созданные для педагогиче­ской деятельности;

Уровень педагогического мастер­ства педагогов.

По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.

За полугодие

Оценка результатов работы за полугодие на педсовете.

За учебный год

Выявление уровня решения годовых задач согласно ожидаемому результату в конце учебного года.

Персональный контроль

Изучение системы работы, оценка распространения передового педагогического опыта и внедрения инновационных технологий в практику работы определенными педагогами, имеющими высокий уровень профессионального мастерства;

Выявление состояния работы по устранению недочетов в воспитательно-образовательной работе педагога по определенной теме.

Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием темы и сроков контроля. О намеченном контроле педагогов предупреждают за 1-2 недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и заслушивается на педсовете.

Вид контроля

Разновидность контроля

Примечание

Фронтальный контроль

Предварительный контроль

Получение первичного представления о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, обеспечение) при принятии руководителя или старшим воспитателем ДОУ для его управления.

При организации фронтального контроля требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при соответствующей разновидности контроля. Проводится на основании приказа по ДОУ с указанием сроков контроля и состава комиссии. Предполагает всестороннюю проверку деятельности как педагога, так и ДОУ в целом. Изучаются: нормативно-правовые документы ДОУ, документация сотруд­ников, оснащение педагогического про­цесса, воспитательно-образовательная работа с детьми, детские работы, работа с родителями, повышение педагогиче­ской квалификации и другие аспекты педагогической деятельности. Проводится в любое время года, продолжительность от 3 дней до недели. По итогам контроля составляется аналитическая справка и обсуждается на педсоветах, некоторые вопросы выносятся на совещание при заведующего.

Текущий контроль

Выявление общего представления о профессиональной деятельности педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы конкретного воспитателя

Установление правильности осуществления основных направлений развития ребенка.

В процессе этого вида контроля в течение целого дня или нескольких дней изучается работа двух воспитателей, работающих в группе.

Итоговый контроль

Комплексная оценка деятельности ДОУ (самоанализ) перед процедурой лицензирования,

Выявление готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ).

Оперативный контроль

Предупредительный контроль

Профилактика возможных нарушений в образовательном процессе, отбор наиболее рациональных методов работы, повышение уровня управления ДОУ.

Применяется по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых парциальных программ, педагогических технологий и методик, передового педагогического опыта).

Проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации.

Вид контроля

Разновидность контроля

Примечание

Оперативный контроль

Экспресс-диагностика

Быстрый информативный сбор требуемых данных.

Направлен на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных педагогов на определенном этапе.

О своем приходе в группу контролирующее лицо предупреждает заранее.

Выборочный (эпизодический) контроль

Выявление причин отклонений качества образовательного процесса от существующих требований;

Установление причин несоответствия фактического уровня развития детей от требований ОП ДО.

Данный вид контроля может носить выборочный характер и включать проверку работы отдельных воспитателей (готовность воспитателя к проведению, оценка работы воспитателя за день, анализ воспитанности детей, анализ педагогических условий в группе).

Основные формы контроля: просмотр образовательной деятельности, беседы с педагогами, изучение документации, анализ планирования работы.

Сравнительный

кон­троль

Контроль работы воспитателей двух параллельных групп

Сопоставление результатов работы воспитателей параллельных возрастных групп.

Контроль осуществляется администра­цией ДОУ.

Контроль работы двух воспитателей одной возрастной группы

Выявление разницы в работе воспитателей одной группы.

Взаимоконтроль (взаимопосещение)

Развитие самоанализа и самооценки одного воспитателя в сравнении с опытом другого;

Распространение эффективного педагогического опыта, улучшение образовательного процесса.

Анализ и оценка педагогического процесса осуществляется самим педагогом в параллельной группе, либо в другой возрастной группе по решению администрации.

Самоконтроль

Предполагает самооценку, самоанализ, самокоррекцию, развитие у педагогов ДОУ умения объективно оценивать свою деятельность и намечать пути исправления недочетов.

Посещения могут быть связаны с обобщением опыта педагогов.

Тематический контроль.

Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.

Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.

Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

1-й этап. Постановка целей тематического контроля.

Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны:

    с улучшением учебно-воспитательного процесса,

    ростом профессионального мастерства педагогов,

    созданием условий для развития опыта лучших воспитателей,

    укреплением связей с родителями и т.п.

2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

Формы плана могут быть самые разные.

По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.

1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение.

4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.

5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога.

3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.

Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

В тематическом контроле, кроме заведующего и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

Задача старшего воспитателя - поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете . В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам , которые мы обозначили в плане тематического контроля.

Перед началом тематической проверки руководителем ДОУ издаётся Приказ о проведении тематического контроля, в котором указываются тема, сроки проверки .

Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки , разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

Руководитель, старший воспитатель ДОУ обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к инспектированию.

по итогам контроля.

I . Первая часть–вводная . «Что проведено?», «Кем?», «Когда?», «Зачем?». Она включает:

Предмет изучения;

Сроки изучения;

Тема контроля;

Цель и объект контроля;

Методы контроля;

Кто проверяет.

Пример. «Согласно годовому плану работы на 20 – 20 учебный год в период с.. по … проведен тематический контроль на тему «Уровень сформированности навыков культуры поведения в быту» в группе …»

Цели контроля:

    выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции в организации образовательного процесса,

    наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на формирование навыков культуры поведения у воспитанников.

Объект контроля: система воспитательно-образовательной работы по формированию навыков культуры поведения в группе...

Методы контроля: наблюдение за поведением детей в процессе хозяйственно-бытового труда, создание игровых ситуаций за столом, рассматривание серии картин.

Проверяющий: (заведующий, старший воспитатель, воспитатель…)

II . Вторая часть – аналитическая . Здесь излагаются сами факты, им дается оценка, выявляются причины, которые привели к выявленным недостаткам. Эта часть справки отвечает на вопросы: «Что произошло?», «В чем причины недостатков?».

Здесь рассматриваются:

- общая характеристика изучаемого в ходе проверки вопроса;

- достоинства и недостатки его решения;

- факторы, условия, причины появления как положительных, так и отрицательных сторон;

- установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение тех или иных результатов.

В основной части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств решения каждого из вопросов программы, ответить на вопрос, что способствовало удачам и негативным явлениям.

Пример . «В обследовании приняли участие … детей средней группы…, … детей средней группы …. В ходе тематической проверки были выявлены следующие показатели …

Сравнительный анализ результатов обследования уровня сформированности культуры поведения в быту показал, что:

У 80% детей средней группы … и у 82% детей старшей группы … сформированы навыки культуры поведения в быту;

В средней группе … навыки культуры поведения в быту сформированы: на высоком уровне – у 35% детей, на среднем уровне – у 45%, на низком уровне – у 20% детей, что обусловлено…

III . Третья часть – заключительная. В ней дается общая оценка состояния: «Что рекомендуется педагогу (педагогам)?». Здесь необходимо:

Обобщить результаты анализа, сделать выводы ;

Указать сроки и формы подведения итогов;

Поставить должность и подпись (с расшифровкой) автора справки;

Проставить дату составления справки

Оперативный (текущий) контроль.

Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Контроль - это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

Ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. Есть вопросы, которые требуют ежедневного контроля, есть вопросы, которые требуют контроля 1 раз в месяц, в квартал. План может быть представлен в такой форме:

Вопросы контроля

Возрастные группы, недели месяца

Подготовительная

Примерные вопросы для оперативного контроля.

    Вопросы, требующие постоянного контроля.

Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей;

Осуществление образовательного процесса, уровень развития детей;

Результаты медицинского осмотра детей;

Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня;

Организация питания;

Посещаемость;

Выполнение режима дня;

Выполнение санэпидрежима;

Вопросы преемственности в работе ДОУ и школы;

Повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства педагогов ДОУ;

Работа с молодыми воспитателями, наставничество;

Соблюдение здорового психологического климата в коллективе;

Работа с неблагополучными семьями;

Соблюдение правил внутреннего распорядка;

Техника безопасности;

Сохранность имущества;

Укрепление материальной базы;

Финансово-хозяйственная деятельность.

2. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.

Анализ заболеваемости;

Выполнение натуральных норм питания;

Выполнение плана по детодням;

Проведение физкультурных досугов и развлечений;

Состояние документации в группах;

Анализ детских творческих работ

Выполнение решений педсовета;

Документация и отчетность подотчетных лиц;

Проведение дней методической учебы педагогических кадров;

Уровень педагогического мастерства и состояние образовательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году;

Подведение итогов смотров и конкурсов.

3. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.

Участие педагогов в работе методических объединений;

Анализ детской заболеваемости;

Проведение дней здоровья;

Уровень проведения родительский собраний во всех возрастных группах;

Выполнение ОП ДО за квартал (по решению педагогического коллектива);

Циклограмма оперативного контроля работы

на 20 - 20 учебный год

Вопросы контроля

Месяцы

Санитарное состояние

Охрана жизни и здоровья

Анализ травматизма

Анализ заболеваемости

Выполнение режима прогулки

Культурно-гигиенические навыки при питании

Культурно-гигиенические навыки при одевании/раздевании

Культурно-гигиенические навыки при умывании

Режим проветривания

Проведение закаливающих процедур

Проведение фильтра

Проведение развлечений

Подготовка воспитателей к занятиям

Оборудование для сюжетно-ролевых игр

Оборудование для театрализованной деятельности

Наличие дидактических игр по задачам программы

План воспитательно-образовательной работы с детьми

Наглядная педагогическая пропаганда

Проведение родительских собраний

Оксана Коршунова
Контроль в дошкольном образовательном учреждении

Одним из самых важных и сложных разделов методической работы является организация контроля в дошкольном образовательном уч-реждении. Представленные ниже схемы контроля воспитательно - образовательного процесса помогут старшему воспитателю быстрее сориентироваться в отборе приемлемой для каждого раздела программы формы заполнения документально оформляемого материала контроля. А уже готовые набранные схемы помогут сэкономить время. Воспитателям стоит ознакомиться с данными материалами, чтобы иметь представление о том, на что важно обратить внимание при подготовке к проверке пед. процесса администрацией ДОУ или другим контролирующим органом.

Я в своей работе применяю все виды контроля:

Виды и цели контроля

Тематический - привлечь внимание коллектива к определенным задачам:

-Итоговый – подвести итоги работы педколлектива за определенный промежуток времени;

-Персональный – изучить систему работы для ППО, выявление состояния работы по устранению недочетов по теме;

Фронтальный - всесторонняя, глубокая проверка деятельности воспитателей и ДОУ в целом:

-Предварительный – первичное представление о состоянии деятельности ДОУ;

-Текущий – получить общее представление о работе педагога; -Итоговый – комплексная оценка деятельности ДОУ;Выявление готовности детей к обучению в школе.

Самоконтроль - изучение и обобщение опыта, оказание методической поддержки и помощи:

Работа на доверии.

Частичный контроль с коррекцией деятельности.

Оперативный - выявление состояния работы педколлектива, воспитателей на определенном этапе:

-Предупредительный – предупреждение недостатков, отбор рациональных методов работы.

-Экспресс-диагностика – информационный сбор данных (анкетирование, тестирование, срезы).

-Выборочный – состояние работы по разделам программы, отдельным задачам.

Сравнительный - сопоставление результатов работы воспитателей по различным направлениям:

Работа воспитателей в 2-х параллельных группах;

Работа воспитателей одной группы;

-Взаимоконтроль – анализ и оценка пед. процесса воспитателя параллельной группы или др. группы.

План контроля воспитательно-образовательного процесса

на 2013 – 2014 учебный год.

Сентябрь

Оперативный контроль

1. Готовность кабинетов и групп к учебному году.

Проверить состояние предметно-развивающей среды и определить ее соответствие требованиям ФГТ, Образовательной программе, санитарным требованиям.

Изучить документацию работников детского сада и определить готовность сотрудников к новому учебному году.

Определить соответствие окружающей среды требованиям охраны труда и техники безопасности, охраны жизни и здоровья детей.

Вопросы для контроля:

1. Организация игровой развивающей среды.

2. Наличие зон учебной деятельности.

3. Наличие наглядной агитации для родителей.

4. Организация предметно-развивающей среды в кабинетах, залах.

5. Соблюдение требований по охране труда и технике безопасности, противопожарного состояния. Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.

Октябрь

Оперативный контроль:

Культурно-гигиенические навыки детей во время умывания в младших

(сравнительный контроль параллельных групп)

Выполнение санэпидрежима;

подготовка и проведение родительских собраний;

Сравнительный контроль:

Выполнение требований ФГТ к оборудованию групповых помещений логопедических групп.

Тематический контроль:

Состояние работы коллектива по формированию единого здоровьесберегающего пространства

семьи, детского сада, социума. Контроль состояния коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

Предупредительный контроль

за работой молодых специалистов:

Подготовка и проведение совместной деятельности

Вопросы для контроля:

1. Соответствие содержания возрастным особенностям детей.

2. Использование атрибутов.

3. Эстетика атрибутов.

4. Роль воспитателя.

5. Привлечение к игре малоактивных детей.

6. Результативность проведения.

Ноябрь

Оперативный контроль:

Индивидуальный подход к детям.

Культурно-гигиенические навыки детей во время приема пищи (сравнительный контроль параллельных групп)

Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;

Выполнение санэпидрежима;

Календарное планирование работы в группах.

Предупредительный контроль:

за работой медицинской сестры:

Осмотр и прием детей

Осуществление контроля за соблюдением норм и качества продуктов.

Контроль заболеваемости. Проведение анализа заболеваемости.

Сбор детей на прогулку.

Сравнительный контроль:

работа воспитателей двух параллельных групп во время проведения прогулки.

Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе в подготовительных группах.

Тематический контроль:

Состояние работы п формированию навыков личной безопасности через обучение ОБЖ. Развитие новых форм дошкольного образования., кружковая работа в детском саду.

Декабрь

Оперативный контроль:

Подготовка и проведение рождественских и крещенских праздников с детьми.

Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния на пищеблоке.

Выполнение санэпидрежима.

Перспективное и календарное планирование работы в группах.

Предупредительный контроль:

За работой помощников воспитателей:

Помощь в подготовке и проведении занятий

Сбор детей на прогулку.

Тематический контроль:

Состояние работы по развитию познавательно-речевого развития детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

Сравнительный контроль:

Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе.

Январь

Оперативный контроль:

Культурно-гигиенические навыки детей во

время приема пищи (средние, старшие группы)

Выполнение санэпидрежима;

Оформление родительских уголков, стендов, папок-передвижек и т. д.

Календарное планирование.

Перспективное планирование.

Анализ причин отсутствия детей.

Культурно-гигиенические навыки детей во время умывания в младших и средних группах)

Тематическое и календарное планирование.

Предупредительный контроль:

Реализации образовательной программы.

За работой пищеблока. Контроль закладки блюд и выдачи готовой продукции. Ведение бракеражного журнала. Проверка наличия примерного меню. Соблюдение сроков реализации.

За работой членов ПМПк детского сада за отбором и подготовкой документации для обучения детей в логопедических группах.

Тематический контроль:

Состояние работы по сотрудничеству детского сада, семьи и школы, других организаций с целью формирования у детей интегративных качеств.

Февраль

Оперативный контроль:

За соблюдением режима дня.

Проведением прогулок

Выполнение санэпидрежима;

Календарное планирование работы по патриотическому воспитанию.

Сравнительный контроль:

Оформление участков, материал для прогулки зимой.

Тематический контроль:

Состояние работы по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности. Кружковая работа.

Март

Оперативный контроль:

За подбором материала и оформлением уголков патриотического воспитания.

Проведением прогулок

За соответствием мебели росту и индивидуальным особенностям детей;

Подготовка и проведение дня открытых дверей.

Календарное планирование работы в группах.

Предупредительный контроль

За работой пищеблока. Контроль закладки блюд и выдачи готовой продукции. Ведение бракеражного журнала. Проверка наличия примерного меню. Соблюдение сроков реализации продуктов.

Сравнительный контроль:

Оформление участков,

Выносной материал для прогулки.

Тематический контроль:

Состояние работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Апрель

Оперативный контроль:

За выполнением утренней и коррегирующей гимнастики.

Соблюдение санитарных требований при проведении непосредственно образовательной деятельности.

Выполнение санэпидрежима;

Подготовка и проведение родительских собраний;

Сравнительный контроль:

Работа воспитателей двух параллельных групп во время проведения прогулки.

Проведение подвижных игр и физических упражнений на воздухе в младших группах.

Тематический контроль:

Предупредительный контроль

За работой помощников воспитателей:

Помощь в подготовке и проведении занятий;

Сбор и сопровождение детей на прогулку.

Оперативный контроль:

индивидуальный подход к детям;

Соблюдение норм охраны труда, техники безопасности, противопожарного состояния;

Выполнение санэпидрежима;

подготовка и проведение режимных моментов.

Проведение анализа результативности освоения программных знаний.

Сравнительный контроль:

Культурно-гигиенические навыки детей во время приема пищи (сравнительный контроль параллельных групп).

Тематический контроль:

Результаты выполнение программ по возрастным группам и детскому саду.

Предупредительный контроль:

За работой помощников воспитателей:

Помощь в подготовке и проведении НОД

Сбор детей на прогулку.

Анастасия Уткина
Справка тематического контроля на тему «Создание условий для внедрения ФГОС в ДОУ»

Справка тематического контроля на тему «Создание условий для внедрения ФГОС в ДОУ »

Цель : оценить условия , созданные в группах детского сада для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС .

Проверяющие : старший воспитатель Уткина А. А.

Объекты контроля : все возрастные группы.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в нашем учреждении созданы условия для воспитания , обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды.

Поэтому, мною старшим воспитателем проводился тематический контроль , в ходе которого была проанализирована предметно – пространственная среда в нашем детском саду.

Развивающая среда создает благоприятные условия для ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую) .

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности : в движении, общении, познании. Среда построена таким образом чтоб у ребенка имеется самостоятельный выбор : с кем, где, как, во что играть. Развивающая предметная среда отвечает критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивает достижение нового, перспективного уровня в развитии детей. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Развивающая предметно пространственная среда отвечает принципам : содержательно- насыщенная, трансформируемая, полифункциональная.

Для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности пространство группы поделено на уголки.

Для социально – коммуникативного развития имеются - театрализованный уголок, уголок ряженья. Они помогают реализовать потребности ребёнка-дошкольника в положительных эмоциях, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно в общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, освоить социальные роли и профессии. Для развития трудовой деятельности имеются уголки дежурств, в которых расположены атрибуты для трудовой деятельности, график дежурства каждой группы.

Для формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе в каждой группе имеется уголок безопасности. Самый богатый уголок в группе «Солнышко» , здесь имеются различные наглядные пособия, игры, макеты, альбомы и др.

Для формирования патриотических чувств, любви к Отечеству, своему народу в группах созданы уголки патриотизма . Здесь имеются герб и флаги России, Удмуртии, Яра; альбомы с национальными костюмами, с достопримечательностями Яра и др.

Познавательное развитие включает в себя несколько уголков с познавательной активностью.

В уголке сенсорики размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам. Имеются большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем, дидактические игры на ознакомление с понятиями времени, количества, числа, размера, игры на развитие классификации, счетный и сенсорный материал, пирамидки и вкладыши, пособия «Сложи узор» , «Собери картинку» и т. д. В группах старших дошкольников имеются так же различные материалы, способствующие овладению математикой : печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, головоломки, а так же материалы, отражающие школьную тему : картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.

В оборудовании старших дошкольников имеются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, о космосе, детские журналы, альбомы. (Рекомендации : в группе «Кораблик» дополнить уголок сенсорики).

В экспериментальном уголке находятся материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций, перышки, бумага различных видов, металл, дерево, песок, глина, пипетки, линейки, нитки, краски, бусины, мерные емкости, стаканчики, контейнеры , лупы, алгоритмы проведения опытов, картотеки опытов и экспериментов, познавательная литература, энциклопедии, дидактические игры о свойствах предметов, их использовании, атласы, карты, глобус, весы, приспособления для сравнения по величине, весу.

В уголках природы имеются : комнатные растения, лейки, совочки для рыхления, дидактические игры о домашних и диких животных, среде их обитания, временах года и природных явлениях, макеты (в группе «Солнышко» их большой выбор, наборы с домашними и дикими животными различных климатических зон, познавательная энциклопедическая литература.

Уголок конструирования и строительных игр.

В группах расположены уголки строительно-конструктивных игр, в которых в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Уголок дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного уголка позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. (Рекомендации : пополнить альбомы схемами конструирования) .

Речевое развитие. В группах оформлены книжные уголки, в которых имеется литература с яркими иллюстрациями. Имеются пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные настольно-печатные игры. Здесь также расположены наборы сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, имеются картотеки речевых игр, дидактические игры на развитие речи, портреты известных писателей, различные виды детских театров (пальчиковый, перчаточный, конусный) .

Художественно – эстетическое развитие. В группах отведено место для изодеятельности детей. Здесь наши воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. На полочках расположены дидактические игры, альбомы с разными видами жанров, выставки с образцами народного художественного промысла. Бумага разных размеров и форм, картон белый и цветной, наклейки, ножницы, карандаши, восковые мелки, гуашь, штампики, краски, кисти, стаканчики для воды, пластилин, трафареты, раскраски, альбомы с произведениями разных жанров для рассматривания, дидактические игры по ознакомлению с различными жанрами живописи, направлениями архитектуры, видами народных промыслов, изделия народных промыслов и народные игрушки, алгоритмы и схемы поэтапной лепки и поэтапного рисования.

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в группах созданы музыкальные уголки , которые помогает воспитанникам переносить полученный на музыкальной деятельности опыт в другие условия , помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. (Рекомендации : в группе «Кораблик» пополнить музыкальный уголок, он слишком скудный).

Центр физической активности Во всех группах оборудованы физкультурные уголки, содержащие все необходимые пособия : ленты, платочки, мячи различных размеров, султанчики, ленты, мячики, скакалки, обручи, кольцебросы, кегли, дидактические игры о здоровом образе жизни, игры валеологической направленности, видах спорта, картотека подвижных игр, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики, гимнастика для глаз. Для проведения гимнастик после сна во всех группах есть дорожки здоровья.

Таким образом, разнообразие и богатство уголков, возможность свободного подхода к каждому уголку в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.

Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

«Внутрисадовский контроль - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВИДЫ КОНТРОЛЯ В ДОУ

К.Ю. БЕЛАЯ

1. КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

«Внутри садовский контроль - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».

Контроль может различаться по времени и содержанию .

По времени:

  • предупредительный,
  • текущий,
  • итоговый,
  • отсроченный.
  • фронтальный,
  • тематический.

Чаще всего контроль носит персональный характер, так как проверяется и анализируется деятельность конкретной личности (итоги деятельности).

В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Однако в практике работы дошкольных учреждений сложились и используются такие формы контроля, как оперативный, тематический, итоговый.

Контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы ДОУ. Практика показывает, что построение системной концепции внутрисадовского контроля, охватывающей все направления деятельности ДОУ, вызывает трудности у многих руководителей.

При помощи контроля руководитель получает информацию. В свою очередь, информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений и как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и объективной. Поэтому так важно остановиться еще раз на понятии «система».

СИСТЕМА - это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов.

Исходя из этого определения, мы можем говорить о системе контроля, где каждым отдельным ее компонентом являются:

  • цели,
  • задачи,
  • содержание контроля,
  • формы его проведения.

При реализации контроля от руководителя требуются следующие умения: собирать, обрабатывать и систематизировать поступающую информацию, затем анализировать и оценивать ее. Эти умения помогают применить наиболее правильные, наиболее обоснованные и оптимальные решения.

Можно говорить о системе, если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении.

ПОСТРОИТЬ СИСТЕМУ ВНУТРИ САДОВСКОГО КОНТРОЛЯ - ЗНАЧИТ:

  • определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовать эта система;
  • отобрать содержание в соответствии с представленными задачами;
  • выбрать формы, методы его проведения;
  • определить группу инспектирующих участников, которые будут осуществлять контроль, и их взаимодействие;
  • распределить полномочия и ответственность каждого.

Качество и эффективность контроля зависит не только от правильной постановки целей, отбора содержания, но и от того, какие эффективные и оптимально сочетаемые методы, средства, процедуры, формы избрал руководитель.

Следовательно, важно не только, что является предметом контроля, но и как он будет осуществляться.

Руководитель должен уметь выстроить определенную логическую структуру, четкую последовательность действий. Продумать их повторяемость, цикличность, воспроизводимость.

Даже хорошо продуманный, спланированный механизм организации контроля в процессе проведения может быть реализован с разной степенью успешности.

2. КАЧЕСТВО И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ

Для получения информации в ходе системного контроля важно на первое место ставить цели, задачи и содержание, а формы организации контроля (или его виды) - на второе. Руководителю иногда полезно как бы проинспектировать результаты своего контроля, поинтересоваться, была ли система контроля, как анализировалась деятельность педагогов, какие выводы, советы, рекомендации им давались, каковы результативность и эффективность осуществляемого контроля. Чтобы форма не стала преобладать над содержанием и смыслом контрольной деятельности, не всегда оправданно стремление отдельных руководителей педантично просчитывать и обозначать все виды контроля в плане. Отбирая содержание или изучаемый объект, нужно задуматься, какой вид контроля в данном случае будет более результативен.

Часто можно слышать различные формулировки типа «эффективность проведенного контроля низкая, почти равна нулю». Попытаемся ответить на вопросы:

  • Что мы вкладываем в понятие эффективности?
  • Какие показатели эффективности можно выделить?

Чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным.

Как правило, наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны.

Итак, чтобы учреждение нормально функционировало и развивалось, руководитель должен периодически получать информацию о фактическом положении дел и иметь возможность сравнивать ее с тем, что должно быть. Механизм контроля должен выявлять отклонения от ожидаемых результатов, т.е. контроль должен быть чувствителен к сбоям.

А чтобы система контроля была эффективной, она должна обеспечивать:

  • информированность;
  • полноту охвата и выделения проблем, их актуальность;
  • выбор целей;
  • четкую спланированность;
  • заинтересованность всех ее участников;
  • повторность.

В очередной раз мы подчеркиваем, что информационные потоки, полученные в ходе контроля, должны быть приведены в систему. Сбор, анализ и систематизация информации необходимы для осуществления коррекции и позволят проследить результативность и динамику управления педагогическим коллективом.

В ходе контроля оценивается деятельность педагога (сотрудника). Объективность оценки результатов зависит от того, чью деятельность оценивают, кто, где, когда, при каких обстоятельствах и в какой форме.

Важно установление между руководителем и педагогом отношений взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и сотрудничества.

Одна из задач, которую решает руководитель, - максимально раскрыть творческий потенциал воспитателя.

Успешному решению этой задачи способствуют:

  • отказ в ходе контроля от диктата и мелочной опеки;
  • создание стимулов к активной творческой деятельности, совместный поиск оптимальных вариантов организации;
  • моделирование педагогического процесса;
  • предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;
  • создание в коллективе условий для постоянного самосовершенствования педагогов на основе изучения индивидуальных особенностей каждого.

Увлеченность воспитателя может вывести его на самостоятельное оценивание результата работы с детьми. И тогда руководителю лучше использовать систему предупредительного, аудиторского контроля. В этом случае педагог воспринимает контроль как совет, помощь. Действительно, в данном случае подсказка, совместное обсуждение последовательности работы дает наибольший эффект и результат.

3. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ

В 1998 году Минобразования РФ направило в территории Рекомендации об инспектировании в системе общего и профессионального образования РФ

Органам управления образованием, образовательным учреждениям предложено руководствоваться этими рекомендациями при организации инспектирования.

В документе подчеркивается следующее.

Инспекционный контроль - это:

  • проверка результатов деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и их должностных лиц с целью установления исполнения законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе приказов, указаний, распоряжений руководителей и других должностных лиц, а также с целью изучения последствий реализации этих актов;
  • система проверок с использованием документального контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, экспертизы, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения обучающимися образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению целей контроля.

Внутренний контроль осуществляется руководителями органов управления образованием и образовательных учреждений в отношении подчиненных им подразделений и должностных лиц.

Инспектирование осуществляется в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и аудита.

МОНИТОРИНГ - постоянное наблюдение за нормируемой деятельностью объектов инспектирования, сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования.

АУДИТ - инспектирование по запросам с целью консультирования должностных лиц по вопросам применения законодательства и т.п., без принятия к ним мер административного воздействия, для установления правомерности их решений.

В рекомендациях раскрывается содержание инспектирования, проводимого государственными органами управления образованием субъектов РФ, органов местного самоуправления и муниципальных органов управления образованием, руководителями образовательных учреждений, их учредителями.

Руководитель образовательного учреждения и (или) по его поручению заместители руководителя осуществляют инспекционный контроль деятельности подразделений в данном случае детского сада и должностных лиц по вопросам:

  • использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по назначению, достоверности данных при составлении отчета учредителю (учредителям) и общественности о расходовании этих средств;
  • организации методического обеспечения образовательного процесса;
  • реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, рабочих программ курсов, дисциплин;
  • соблюдения утвержденных календарных учебных графиков;
  • соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения;
  • промежуточной аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля успеваемости в соответствии с уставом образовательного учреждения и Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • обеспечения в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных;
  • работы подразделений общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; в рамках компетенции образовательного учреждения и в соответствии с должностными обязанностями.

В 1998 году утверждена Инструкция о порядке инспектирования (04.06.98). К инструкции прилагаются Правила этики поведения инспектирующего, которые предполагают:

  • честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
  • стремление к точности и уважение к очевидности;
  • достоверность изложенных фактов;
  • вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;
  • уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы;
  • понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образованием, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
  • оценку результатов деятельности осуществлять по набору показателей с учетом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
  • признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
  • уважительное отношение и предположение в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
  • понимание того, насколько серьезно изложенное суждение (мнение) инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
  • действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности и указанием на конкретную проверку.

* * *

Контроль в образовательном учреждении может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ.

Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.

Инспектирование в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся, воспитанников и их родителей или других граждан, организаций, и регулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Инспектирование в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся и воспитанников, организация питания, выполнения режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

Инспектирование в виде административной работы осуществляется руководителем образовательного учреждения с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и воспитанников.

Минобразования России обращает внимание органов управления образованием, что инспекционно-контрольная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях должна быть направлена не на проведение непосредственных проверок деятельности педагогических работников, а на повышение качества образовательной деятельности педагогов путем совершенствования внутреннего контроля, проводимого руководством дошкольного образовательного учреждения.

(Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 2000 № 236/23-16
«Об организации контроля за деятельностью дошкольных образовательных учреждений»)

4. КАК ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТРУДА

Вопрос о разграничении полномочий в инспектировании деятельности ДОУ между органами образования и руководителем ДОУ всегда актуален.

Объектом инспектирования всегда является педагогический процесс. При этом объектом инспектирования (экспертизы) органами образования должна стать именно управленческая деятельность руководителя, старшего воспитателя ДОУ, а не работа воспитателя.

Качество работы воспитателя, музыкального руководителя, любого специалиста, а также оценка знаний, умений, навыков детей, их воспитанность должны изучаться и оцениваться руководителями ДОУ.

Однако и внутри ДОУ можно выделить объекты оценивания.

Реальная оценка, как результат внутрисадовского контроля, складывается из:

  • самооценки воспитателя;
  • оценки родителей;
  • оценки руководителя (или экспертной группы);
  • итоговой оценки.

Хорошо, если в учреждении разработана шкала оценок, которая имеет несколько вариантов оценок (словесная, цветовая, бальная, процентная). Это позволит в разных случаях использовать ту или иную оценку.

Так, при организации оперативного контроля лучше использовать цветовую оценку, а при анализе педпроцесса - словесные оценки результативности работы.

Например: «Вы провели занятие на высоком уровне».

В практике чаще используется четырехступенчатая система оценки, предложенная Б.И. Какаевым:

  • Высокий уровень (отлично).
  • Достаточный уровень (хорошо).
  • Критический уровень (удовлетворительно).
  • Недостаточный уровень (неудовлетворительно).

В практике организации контроля важно не только продумать цели и задачи, точно сформулировать вопросы, но и определить показатели результативности или критерии оценки. Критерии оценки должны иметь определенную степень выраженности. Например, при оценке профессиональных умений и качеств воспитателя используются знаки «++», «+», «–», «– –» (табл. 1).

Таблица 1. Примерная шкала оценок

Словесная

Цветовая

Бальная

Значок

Процентная

Высокий уровень

3 балла

«++»

от 76 до 100%

Достаточный уровень

2 балла

«+»

от 66 до 75%

Критический уровень

1 балл

«-»

от 41 до 65%

Недопустимый уровень

0 баллов

«- -»

от 0 до 40%

Оценка кадров - одна из важнейших функций в руководстве коллективом.

Оценка труда, в зависимости от того, как она осуществляется, будет способствовать развитию, творчеству или, наоборот, пассивности.

Важно и то, какие методы использует руководитель при организации контроля.

Так, для изучения состояния педагогического процесса наиболее эффективными являются следующие методы:

  • наблюдение (исследование и изучение наблюдаемого объекта);
  • анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);
  • беседа (обязательно с обменом мнениями);
  • анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);
  • хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);
  • изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса, или для получения иной информации);
  • устная или письменная проверка знаний.

5. ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ

Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль - это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, руководителю важно сравнить методы и приемы работы двух воспитателей, работающих в одной возрастной группе детского сада, и подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям.

Одно из требований, которое необходимо учитывать руководителю, - это плановость и гласность контроля.

Многие руководители ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. План может быть представлен в такой форме (табл. 2).

Таблица 2. План оперативного контроля

Вопросы

на

контроле

Возрастные группы, недели месяца

младшая

средняя

старшая

подготовительная к школе

День диагностики, регулирования и коррекции

Одной из новых форм организации оперативного контроля является проведение в дошкольном учреждении дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК).

Целью проведения этих дней является оперативная диагностика, выработка мер по регулированию деятельности педагогического коллектива, перевод на качественно новый уровень организации педагогического процесса.

ДРК - это микроисследование, в котором принимает участие весь педагогический коллектив. При этом от руководителя требуется умение подготовить коллектив, убедить в важности такого исследования собственной деятельности, правильно обозначить цель, задачи, объект, предмет, методы организации для регулирования и коррекции.

Тематика ДРК может быть разной, но организация всегда включает:

1. Инструктаж тех, кто проводит, и с кем будет проводиться ДРК.

2. Составляется общая программа дня, возможно, что каждый участник-организатор составляет свою программу.

3. Определяются сроки проведения ДРК и обработки полученных материалов.

4. Готовятся схемы, диаграммы, таблицы, отбираются диагностические методики, которые будут использоваться.

5. Предварительно анализируются материалы и документация по тематике ДРК.

6. Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях внутрисадовского управления в зависимости от цели и объема микроисследований: на педсоветах, методических мероприятиях, совещаниях и др.

6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по разделам программы, реализуемой в ДОУ, или по направлениям деятельности педагогов.

Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя.

Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане. Чтобы тематический контроль был результативным, необходимо провести подготовительную работу в несколько этапов.

1-й этап. Постановка целей тематического контроля.

Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Эти результаты могут быть связаны с улучшением учебно-воспитательного процесса, ростом профессионального мастерства педагогов, созданием условий для развития опыта лучших воспитателей, укреплением связей с родителями и т.п.

2-й этап. Составление плана тематического контроля с учетом специфики детского сада и результатов работы по выбранной теме в предшествующие годы.

Лучше всего взять конкретный раздел программы детского сада и выделить в нем то общее, что в первую очередь важно для всех возрастных групп. Следует обратить особое внимание на то, как усложняется раздел программы в зависимости от возраста детей; подобрать и изучить все соответствующие методические рекомендации, инструкции, приказы вышестоящих органов по теме.

Формы плана могут быть самые разные.

По какой бы теме не составлялся план тематического контроля, в нем всегда выделяется 5 блоков.

1. Выявление уровня знаний, умений, навыков, воспитанности детей.

2. Оценка профессиональных умений воспитателя. Эффективность используемых им методов и приемов работы с детьми. Формы организации детского коллектива. Система профессионального роста педагогов ДОУ.

3. Уровень планирования режимных моментов, системность и последовательность. Соответствие возрастным особенностям детей и программе, по которой работает учреждение. Наличие в методическом кабинете ДОУ разработок, рекомендаций в помощь к планированию.

4. Оценка предметно-развивающей среды, условий для организации педпроцесса по данному направлению, наличие разнообразных пособий.

5. Взаимодействие с родителями для развития ребенка. Использование разнообразных форм педагогического просвещения родителей. Оценка родителями результативности работы педагога (табл. 3).

Таблица 3.

План тематического контроля

Цель: _______________________________________________________
Проверка проводится с _____ 20____ г. по _____ 20___ г.

Подготовленный план необходимо представить воспитателям за две недели до начала проверки , разъяснить, какие вопросы, и в каком порядке будут изучаться, в чем смысл и каково значение тематического контроля для совершенствования работы детского сада.

Руководитель, старший воспитатель сада, обязаны оказать всю необходимую помощь воспитателям в подготовке к тематическому контролю.

Экземпляр плана контроля должен находиться в методическом кабинете и быть доступным для каждого воспитателя в любой момент.

3-й этап. Подготовка руководителя к проведению тематического контроля.

Она предусматривает составление вопросников, подбор диагностических методик, составление схем для фиксирования хода и результатов контроля. Руководителю целесообразно проанализировать записи в тетради посещения групп (какие недостатки уже отмечались, что предлагалось исправить, устранить, изменить, было ли это выполнено, насколько качественно).

В некоторых садах используется такой порядок тематического контроля:

  • изучаются отдельные, заранее определенные вопросы;
  • результаты каждого изучения фиксируются в специальных схемах-листах, тщательно анализируются.

Затем по результатам каждой отдельной проверки делается общий вывод о работе всех групп по изучаемому вопросу.

Составленные и проанализированные по единой схеме (независимо от того, кто проверял) материалы тематического контроля являются хорошим банком данных о состоянии дел в детском саду по разделам программы и по годам.

4-й этап. Распределение обязанностей, вопросов к изучению, определение сроков выполнения работ.

В тематическом контроле, кроме заведующей и старшего воспитателя, участвуют обычно и другие сотрудники: психолог, музыкальный руководитель, врач, медицинская сестра, инструктор по физической культуре, наиболее опытные воспитатели.

Задача руководителя - поставить перед каждым участником конкретную задачу, подробно разъяснить порядок ее выполнения, предоставить в помощь подробный вопросник или схему для заполнения.

Для того чтобы распределить обязанности и четко спланировать тематическую проверку во времени, руководитель может использовать таблицу (табл. 4).

Таблица 4.

Даты

проведения контроля

Возрастные группы

Младшая

Средняя

1-я половина дня

2-я половина дня

1-я половина дня

2-я половина дня

Понедельник

Просмотр

режимных

моментов

Проверка плана работы (ст. восп.)

Посещение

занятий (заведущ.)

Анализ

предметной среды

Вторник

Посещение

занятий

(ст. восп.)

Проверка плана работы

(заведующ.)

Итоги тематического контроля оформляются в виде аналитической справки и заслушиваются на педагогическом совете. В содержании аналитической справки должны быть представлены материалы по всем 5 блокам, которые мы обозначили в плане тематического контроля.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к аттестации.

7. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

В деятельности руководителя постоянно возникает необходимость подведения результативности работы за разные периоды, т.е. подведение итогов по самым разным вопросам. Инструментарием здесь является итоговый контроль. Если мы говорим о результатах педагогического процесса, то это итоги работы ДОУ за полугодие, учебный год, итоги летней оздоровительной работы. Могут быть итоги не временные, а содержательные - тематические.

Например, детский сад внедрял опыт работы «Построение педагогического процесса на интегрированной основе - проведение интегрированных занятий и использование тематического планирования», следовательно, необходимо подвести итоги данной работы. Или в детском саду использовали определенную систему закаливающих мероприятий, и важно проследить, оценить результаты, как это сказалось на здоровье детей.

В этих случаях руководитель может осуществлять мониторинг, основанный на сравнении показателей в начале, середине, по окончании работы.

8. МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Одним из направлений работы руководителя дошкольного образовательного учреждения является организации контроля деятельности различных его служб. Очень важно при этом правильно распределить контролирующие функции между ответственными лицами, которые входят в круг администрации детского сада и отвечают за одно, из направлений деятельности дошкольного учреждения.

Обычно:

  • старший воспитатель отвечает за воспитательно-образовательный процесс,
  • медсестра - за медицинскую деятельность, включая оздоровление и питание,
  • завхоз - за финансово-хозяйственную деятельность.

Детальный контроль работы по этим трем направлениям могут осуществлять специалисты, а руководитель должен уметь оперативно решать проблемы в целом и акцентировать внимание на актуальных вопросах.

Для оценки эффективности оздоровительной работы рекомендуется разработать план медико-педагогического контроля, учитывающий специфику деятельности дошкольного учреждения

Сегодня многие ДОУ имеют в штате не только медсестру и диетсестру, но и медицинских сестер по массажу, ЛФК и физиотерапии. Контролировать их работу должен врач, если он работает в ДОУ, или непосредственно руководитель детского сада. Для того чтобы правильно организовать контроль работы медицинских работников детского сада, руководителю необходимо владеть информацией по нормированию работы и формам отчетности медсестры массажа, медсестры ЛФК и медсестры физиотерапии.

Рассмотрим более подробно организацию контроля и анализа оздоровительной работы в ДОУ с учетом распределения контролирующих функций между вышеуказанными специалистами

Старший воспитатель контролирует:

Контроль работы воспитателей в группах осуществляется ежедневно, что позволяет возлагать на них персональную ответственность, например, за отсутствие проведения того или иного планового мероприятия.

Для обеспечения условий по оздоровлению детей медсестра ДОУ контролирует:

Выделим основные объекты медико-педагогического контроля:

  • санитарное состояние и содержание участка;
  • санитарно-гигиеническое состояние помещений;
  • оборудование помещений;
  • организация питания;
  • соблюдение питьевого режима;
  • динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  • состояние здоровья детей;
  • мероприятия, проводимые в случае карантина;
  • состояние одежды и обуви детей;
  • организация двигательного режима;
  • осуществление системы закаливания;
  • организация прогулок;
  • проведение физкультурных занятий с детьми;
  • проведение оздоровительных мероприятий в течение дня;
  • состояние искусственного плавательного бассейна и соблюдение правил его использования;
  • организация дневного сна;
  • организация физкультурно-оздоровительных праздников, досуга и развлечений.

АЛГОРИТМ КОНТРОЛЯ

При организации контроля необходимо соблюдать определенную последовательность или алгоритм осуществления контроля:

  1. Определение цели и объекта контроля.
  2. Разработка программы (плана) контроля или схемы предстоящего наблюдения.
  3. Сбор информации.
  4. Ее анализ.
  5. Выработка рекомендаций и определение путей их реализации.
  6. Проверка исполнения рекомендаций.

Правильно организованный контроль является одним из основных условий научного и рационального руководства воспитательно-образовательным процессом, повышает ответственность каждого воспитателя за качество его работы с детьми.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СИСТЕМНОГО КОНТРОЛЯ.

  1. Вопросы, требующие постоянного контроля.
  • Выполнение инструкции по охране жизни и здоровья детей.
  • Учебно – воспитательный процесс, уровень знаний, умений и навыков детей.
  • Результаты медицинского осмотра детей.
  • Проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня.
  • Организация питания.
  • Посещаемость.
  • Выполнение режима дня.
  • Выполнение санэпидемрежима.
  • Вопросы преемственности в работе детского сада и школы.
  • Повышение деловой квалификации и педагогического мастерства педагогов детского сада.
  • Работа с молодыми воспитателями, наставничество.
  • Соблюдение здорового психологического климата в коллективе.
  • Работа с неблагополучными семьями.
  • Соблюдение правил внутреннего распорядка.
  • Техника безопасности.
  • Сохранность имущества.
  • Укрепление материальной базы.
  • Финансово – хозяйственной деятельности.

2. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в месяц.

  • Анализ заболеваемости.
  • Выполнение натуральных норм питания.
  • Выполнение плана по детодням.
  • Проведение физкультурных досугов, развлечений.
  • Состояние документации в группах.
  • Анализ детских работ по ИЗО и ручному труду.
  • Выполнение решений педсовета.
  • Документация и отчетность подотчетных лиц.
  • Снятие остатков продуктов питания.
  • Проведение дней методической учебы педагогических кадров.
  • Уровень педагогического мастерства и состояние учебно - воспитательного процесса у аттестуемых воспитателей в текущем учебном году.
  • Подведение итогов смотров и конкурсов.

3. Вопросы, требующие контроля не реже одного раза в квартал.

  • Участие в работе методических объединений.
  • Анализ детской заболеваемости.
  • Проведение дней здоровья.
  • Уровень проведения родительских собраний во всех возрастных группах.
  • Выполнение программы за квартал (по решению педагогического коллектива).
  • Выполнение воспитателями рекомендаций аттестации и самообразования.

Литература

1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: Сфера, 2005.

2. Бондаренко А., Поздняк Л., Шкатула В. Заведующий детским дошкольным учреждением. М.: Просвещение, 1984.

3. Дошкольное образовательное учреждение в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов / Под ред. Р.Б. Стеркиной. М.: ACT, 1998.

4. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н . Управление дошкольным образованием. М.: Академия, 1999.

5. Третьяков П.И., Белая К.Ю . Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. М.: Новая школа, 2001.

6. Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.Н. Шамовой, П.И. Третьякова. М.: Прометей, 1995.

7. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.

КОНТРОЛЬ В ДОУ – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно- образовательного процесса целям и задачам образовательной программы, Устава ДОУ и Программы развития ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений.

« ВНУТРИ САДОВСКИЙ КОНТРОЛЬ - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития ДОУ, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы ДОУ, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции».

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной, социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и др.;

контроль образовательного процесса.

Контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным, гласным. При этом необходимо соблюдать УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ:

Условие генерализации предусматривает определение главных, кардинальных направлений деятельности управляемой подсистемы, подвергающихся контролю в первую очередь.

Условие интеграции подразумевает объединение усилий пед. и род. коллективов в осуществлении внутреннего контроля при условии приоритетного права руководителя ДОУ на координацию этого контроля.

Условие гуманизации всей системы отношений в коллективе требует в процессе контроля установления между субъектом и объектом отношений взаимопонимания и сотрудничества.

Условие индивидуализации означает необходимость обязательно учитывать своеобразие каждой творческой индивидуальности с целью создания в ходе деятельности возможностей для самовыражения этой личности.

Условие дифференциации предполагает взаимосвязь уровня контроля от результатов работы всего пед. коллектива и отдельных его групп, отличающихся по уровню профессиональной квалификации. В условиях демократизации управления ДОУ реализация этого положения должна способствовать переходу педагогов, добивающихся стабильно высоких результатов, к высшей форме контроля - самоконтролю, то есть работе на доверии.

КОНТРОЛЬ В ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы, нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность дошкольного образовательного учреждения по реализации контроля, локальные акты и документы (инструкции, правила, циклограмма приказов и др.), обязательные для исполнения всеми сотрудниками, повышающие ответственность персонала за выполнение поставленных перед ДОУ задач и конкретизирующие границы этой ответственности.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ :

  • следует не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений деятельности ДОУ;
  • контроль необходимо планировать;
  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, направленных на их устранение;
  • контроль будет действенным в том случае, если он осуществляется современно и рекомендации, выданные по его итогам, будут выполнены;
  • необходимо оказывать помощь в реализации рекомендаций тем, кому они были даны по итогам контроля;
  • контроль и его итоги должны быть гласными;
  • контроль должен быть направлен не только на выявление недостатков, но и на поиск нового, интересного, что дает высокие и стабильные результаты.

Все эти требования можно отнести и к контролю организации воспитательно-образовательного процесса, добавив к ним лишь то, что цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса и годовых задач ДОУ на текущий учебный год.

ВАЖНОСТЬ ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ В ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РЯДОМ ПОЛОЖЕНИЙ:

  • контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов:
  • устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им;
  • отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса;
  • контроль является важнейшим фактором воспитания кадров, усиления личной ответственности специалистов за исполнение своих обязанностей.