Должностная инструкция и обязанности казначея. Политические и финансовые преобразования благоверного Императора Павла I Из глубины веков

Бухгалтер царя, казенный человек, хранитель сокровищницы, персонаж из сказки, оперирующий золотыми монетами, мешками денег, несгораемыми сейфами, – такие образы навевает слово "казначей" на людей, напрямую не связанных с финансами. "Все это не удивительно, – делится своим опытом консультант Antal International Наталья Куркчи. – Мы все так широко образованы, что ничего не знаем об узких специалистах. У меня три образования в банковской и финансовой областях, а о смысле профессии "казначей" я задумалась впервые четыре года назад, когда пришла в Antal.

Слезая с сундука

Древняя обязанность казначея – оберегать казну – со временем обросла разными обстоятельствами, но осталась основной.

"Ликвидность компании – моя первоочередная задача, – рассказывает казначей АФК "Система" Игорь Бусаров. – Прежде всего – не потерять деньги, потом по возможности – приумножить . Отсюда две основные функции, возложенные на казначейство, – надежное размещение денег и управление различными рисками, валютными, процентными".

Современные казначеи почти не касаются наличных денег и на сейфах не сидят. "Это раньше были сокровищницы, и представители нашей профессии за ними наблюдали, – рассказывает генеральный директор компании "Конвертер" Сергей Астапенко, четыре года проработавший казначеем. – Сейчас ничего сверхъестественного нет, прежде всего это кропотливая работа с документами ". Хотя английское слово treasury (казначейство) в одном из вариантов перевода все еще имеет "драгоценный" оттенок.

"Однажды мы написали должностную инструкцию на английском языке и передали в агентство переводов, – рассказывает начальник отдела "Финансирование – банковские операции""Филип Моррис сэйлз энд маркетинг" Наталия Лукьяненко. – По версии переводчика наш отдел назывался "Департамент управления заемными средствами, инвестициями, финансовыми рисками, страхованием, валютными инструментами и драгоценными металлами ". Все это действительно наша работа, за исключением драгметаллов".

Стандартный функционал казначея в компании складывается из

анализа,
регулирования и контроля движения денежных средств,
выстраивания партнерских отношений с банками (как привлечение, так и размещение денежных средств),
финансового обслуживания экспортно-импортных сделок (в случае их наличия),
операций с ценными бумагами.

"И в банках, и в компаниях принципиальных различий в обязанностях, возложенных на казначеев, нет, – утверждает региональный директор "Kelly Финансовые ресурсы" Наталья Курантова. – Но в каждом конкретном случае могут быть несколько смещены акценты в зависимости от специфики бизнеса компании или банка".

Обязанности казначея напрямую зависят от крупности структуры: чем больше компания, тем уже специализация.
"Для банков, крупного бизнеса, тем более "публичного", все функции востребованы в полном объеме и выделены в отдельные структуры – казначейства, – комментирует директор компании по поиску высших управленческих кадров Green street Юна Скобликова.

– В среднем бизнесе обязанности казначея выполняет финансовый директор, прежде всего он обеспечивает ликвидность предприятия.

В маленьких компаниях решения, которые можно назвать казначейскими, принимаются первым лицом, а исполняются бухгалтерией".

Золотой человек

"Хороший казначей должен уметь реагировать на сложные ситуации, сравнивать и соотносить информацию из разных источников, быть стрессоустойчивым, не поддаваться массовой панике ", – отмечает консультант банковского направления рекрутинговой компании Marksman Анна Романова.

Кроме того, считается, что человек, занимающий эту должность, серьезен, несговорчив, у него есть привычка перепроверять все по десять раз.

Но в то же время представитель одной из самых консервативных профессий должен быть гибок .

Каждый день в его хорошо спланированный график может ворваться неожиданная сделка. "Один из наших кандидатов, устраиваясь на позицию директора казначейства в крупнейшую российскую FMCG-компанию, сравнил свою работу с работой врача, – говорит консультант отдела FMCG 3R Recruitment Company Евгения Гоголева. – Очевидно, что врач не имеет права на панику, как бы ни складывалась ситуация". Мысль развивает Игорь Бусаров из "Системы": "Когда быстро нужны деньги для финансирования незапланированного проекта, а их нет, казначей не может бегать и кричать: "Все пропало". Он должен включить новые схемы, задействовать все связи и найти необходимые средства ".

Другими словами, у хорошего казначея всегда есть план "B". По словам Сергея Астапенко, как у чекиста, у него должны быть горячее сердце, холодная голова и чистые руки. К деньгам компании казначей относится с любовью и уважением, как к собственным. "Если возникает трудная рабочая ситуация, и не знаешь, как поступить, нужно подумать о том, стал бы ты оформлять кучу документов, делать множество разных операций ради экономии собственных денег? Естественно, стал бы, – делится профессиональным опытом Наталия Лукьяненко из "Филип Морриса". – И все становится на места".

Основные инструменты казначея – голова и деньги .

В оперативной памяти хранителя казны должны быть знания в области предпринимательского, акционерного, банковского, налогового, гражданского права.

Вовремя и к месту он должен уметь цитировать валютное законодательство . "Кроме всех этих знаний, должен обладать продвинутыми коммуникативными способностями , – считает автор консультаций информационного банка "Финансист" системы "Консультант Плюс" и казначей со стажем Вячеслав Быков. – Ведь его работа предполагает активное общение с финансовыми институтами, от умения договариваться зависит эффективность бизнеса".

Драйв и стресс

Там, где кончается казначейский стресс, начинается казначейский драйв. Казначеи рассказывают, что когда мобилизуешь все силы для того, чтобы провести сложный платеж, и это удается сделать вовремя, чувствуешь азарт. "Приятно делать правильные прогнозы, например угадывать взлеты и падения финансовых рынков, – добавляет Игорь Бусаров, – можно и свою консервативность удовлетворить, и получить положительный денежный эффект".

Распространен среди казначеев творческий подход к размещению средств. "Банки предлагают разные условия, разные ставки, всегда можно найти наиболее выгодные, если поискать, – утверждает Сергей Астапенко. – И потом, всегда чувствуешь гордость от принадлежности к элите. Все-таки все профессии, связанные с деньгами, относятся к ней". Привычка управлять денежными потоками огромных компаний накладывает отпечаток на мировоззрение. "Мы привыкли шутить, что миллиардами ворочаем, а ведь это действительно так, – рассказывает Наталия Лукьяненко. – Через какое-то время после начала работы в казначействе становится сложно оценивать, дорого или дешево что-то из увиденного в магазине. Приходится возвращать себя на землю".

Но самыми большими деньгами в России ворочает не корпоративный, а государственный казначей – руководитель Федерального казначейства Татьяна Нестеренко. Доходы российского бюджета в 2007 году должны превысить 7 трлн рублей.

Кадры: Дорастем до миллиона

По данным Antal International, на одного достойного представителя профессии приходится пять-десять конкурирующих вакансий.

Причина понятна и кроется в специфике российского бизнеса: количество открывающихся компаний, банков несравнимо больше количества новых квалифицированных кандидатов на рынке, и соискатели просто не успевают появляться с такой скоростью.

Marksman отмечает, что в структурах нефтяного, телекоммуникационного, инвестиционного бизнеса зарплаты, в принципе, выше, чем в других отраслях . Естественно, это обстоятельство справедливо и для позиций в казначействе .

Например, годовой доход руководителя казначейства в статусе зампреда одного из десяти крупнейших отечественных банков может составлять семизначную цифру в долларовом эквиваленте.

Директор этого ведомства в крупной западной компании в основном будет ориентирован на решение задач в области корпоративных финансов и иметь зарплату порядка $10 тыс. в месяц, рассказывают в Kelly Services.
По статистике Green street и 3R Recruitment, казначеям среднего звена работодатели готовы платить3,5–4 тыс. в месяц.
Уровень компенсации сотрудников начальных, ассистентских позиций, а также специалистов по отдельным участкам работы равен 1,5–3 тыс.

Портрет: Идеальный мужчина

От казначея требуется в 90% случаев быть мужчиной. С аналитическим складом ума и примерно 30–40 лет от роду.

Ответственным и самоорганизованым.
Желательно – выпускником ведущих вузов страны, лучше – физмата или мехмата.
Обладать вторым высшим образованием в области финансового менеджмента.
Иметь опыт работы в банке.
Знать технологии финансовых операций, банковских услуг, правил работы с различными финансовыми и нормативными документами.
Уметь разрабатывать различные нормативно-методологические документы: регламенты, положения, методики.
Хорошо излагать мысли в письменном виде, описывать системы и процессы.
Свободно пользоваться компьютерным обеспечением, владеть корпоративными информационными системами (SAP, Oracle, "1С").
Сносно говорить по-английски.
Четко и системно управлять процессами и людьми.
Ну и, конечно же, иметь профессиональный опыт от трех лет.

Татьяна Юкиш
Финансовая Россия

Казначей - это профессия, которая издавна существовала на Руси. За несколько десятков веков произошла значительная трансформация должности, однако суть её осталась неизменной. Итак, давайте вместе разберёмся, кто такой казначей?

Сущность профессии

Издавна скарбником считался тот человек, который находился на службе у зажиточного гражданина и нёс ответственность за личные расходы и доходы имения (хозяйства). Сейчас данный вид профессии приобретает несколько иной вид. Казначей - это сотрудник компании, который контролирует ликвидность организации, то есть полностью следит за лентой платежей.

Удивительно, но такая должность присутствует и на государственном уровне. Главный казначей страны следит за расходами бюджета, выдавая платежи в соответствии с законом. Специалист коммерческой организации занимается не только расчётами, но и анализирует современное состояние рынка, проводит сравнения. В случае дефицита - привлекает инвесторов и клиентов.

Обязанности казначея

Специалист несёт ответственность за контроль и Причём не важно, осуществляет он свои обязанности в пределах одной компании или же всего государства. Казначей - это тот сотрудник, который отвечает за организацию отдела казначейства, если таковой присутствует. В его обязанности входит составление плана, согласно которому будет осуществляться выдача денежных средств. Ведение документации также возлагается на плечи казначея. В период рабочего времени специалист должен:


Личностные качества: квалификация и стимул

Не нужно быть экономистом, чтобы понять, казначей - это должность ответственная. Соответственно, наличие высшего образования - обязательный критерий при принятии на работу. Шансы на получение желаемой должности значительно повышаются при наличии экономической или финансово-кредитной квалификации.

Ещё более важно обладать системным мышлением. Осуществление сложных математических операций, их анализ не должны порождать путаницу в голове. Именно поэтому рынок труда нуждается в людях, имеющих опыт не только в финансовой области, но и получившие техническое образование.

В условиях информационного прогресса будущий казначей должен быть уверенным пользователем персонального компьютера, освоить разработку бизнес-планов, обладать навыками управления финансовыми рисками. Ни один офисный работник не может успешно осуществлять финансовую деятельность без умения составлять отчёты и вести документацию.

Казначей должен обладать аналитическим складом ума, быстро разрешать сложные финансовые ситуации. Ответственность, стрессоустойчивость, напористость и терпеливость - основополагающие качества специалиста данной профессии. Он должен не только получить качественное образование, но и заниматься самосовершенствованием. Именно такой подход позволяет в кратчайшие сроки достигнуть масштабных карьерных высот.

Минусы профессии

Любая должность предполагает отрицательные и положительные качества. Если вы решили заняться казначейской деятельностью, стоит знать о её главных недостатках.

  • Материальная ответственность.

Работа с денежными средствами всегда предполагала большие риски. Одно неверно принятое решение может являться следствием крупных денежных обязательств для фирмы. Поэтому перед тем, как приступать к должностным обязанностям, крепко подумайте, действительно ли вы готовы взять на себя такую ответственность и отвечать за принятые решения?

  • Напряжённый график работы.

Казначей - профессия практически круглосуточная. Особые сложности появляются с приходом налоговых проверок. А если вы занимаете должность в государственном учреждении, то в этот период и вовсе можно забыть о полноценном сне.

  • Стрессы.

Данный пункт напрямую вытекает из предыдущего. Ни одна проверка не проходит без замечаний. Отлично, если вы смогли устранить их на месте! И печально, если в результате контроля вы получаете дисциплинарное взыскание.

Положительные стороны

Наравне с чередой минусов, выбирая профессию казначея, вы можете похвалиться:

  • Престижной работой.
  • Комфортными условиями. Сейчас работодатели не скупятся на оформление красивого помещения, ведь фактически - это лицо фирмы.
  • Востребованностью - мало кто решится взять на себя ответственность за принятие решений, касающихся денег.
  • Высокой заработной платой - это, пожалуй, самый приятный компонент среди всех плюсов профессии казначея.

Впервые слово «казначей» встречается в штатном расписании казенного приказа, т.е. учреждения, заведовавшего царским казначейством от Иоанна III до Петра Великого.

Казна, Казенный Приказ (Двор), образованный в 1512 году, стали началом создания новой системы централизованного управления финансами Российского государства в XVI-XVII веках - приказной.

В XVII веке охрана финансовых интересов государства, его казны регламентировалась Соборным Уложением 1649 года. Недаром родилась и русская пословица: «Крепко царство казной».

В результате финансовых преобразований Петра Великого была создана Счетная или Казначейская контора (в 1710 году), которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

В 1785 году правительством Екатерины II была проведена реформа городского управления. В уезде как орган уездного финансового управления стояли уездные казначейства - учреждения исключительно кассовые.

В Москве и Санкт-Петербурге были открыты Государственные казначейства для штатных и остаточных сумм, действовавшие с 1780 по 1821 год. Они ведали всеми штатами, то есть бюджетными расходами, кроме расходов на армию и флот.

В короткое царствование Павла I на рубеже XVIII-XIX веков были сделаны попытки реорганизации управления финансами государства, была учреждена должность государственного казначея (в 1796 году). 4 декабря 1796 года на эту должность был назначен Алексей Иванович Васильев. С этого времени должность государственного казначея обособляется от должности генерал-прокурора, и управление финансовой частью становится самостоятельным. В именном указе, данном А.И. Васильеву, перечисляются учреждения, вверяемые его управлению, и дается поручение заняться выяснением бюджета государства.

«Определяя Вас государственным казначеем - гласит этот указ, -соизволяем, чтобы Вы по тому имели в точном ведении Вашем как казначейство, так и экспедиции о доходах, расходах, для свидетельства счетов и о доимках, причисляя к оным и особую экспедицию, для разбора и расчета внутренних долгов учрежденную. При самом вступлении в важную должность, на Вас возлагаемую, приложите старание собрать сведения и нам, как наискорее, доставить о всех доходах, о штатных и чрезвычайных или временных расходах, дабы мы, рассмотря оные и распорядя сообразно прямым нуждам государственным, могли поставить Вас в лучшую удобность управлять сею частию и отвратить всякий недостаток или затруднение».

Крупнейшим актом своего времени стал манифест царя Александра I от 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Вместо установленной при Петре I коллегиальности в рассмотрении дел и смешении ведомств пришло точное разграничение по ведомствам и усиление персональной ответственности их руководителей. В 1802 году учреждены собственно должности министров и при них канцелярии. Министерство финансов входило в число первых восьми учрежденных министерств.

Заведование делами государственного хозяйства было при этом вверено министрам финансов, канцелярии государственного казначея, отчасти министру внутренних дел. Министр финансов обязан был в конце каждого года составлять роспись государственных доходов и расходов на наступающий год и отсылать ее к государственному казначею для исполнения. К ведению последнего были отнесены в то время казенные палаты по части казенных сборов, установленных законом, доставления их в надлежащие места и хранение денежной казны, т.е. с позиции сегодняшнего дня казначейство выполняло функции налоговых органов по сбору налогов и функции государственного банка. Бюрократическое устройство получили в 1808 и 1809 годах экспедиции, находившиеся в ведении государственного казначея. Первая, вторая и четвертая экспедиции, ведавшие доходами, расходами и недоимкой, были соединены в одну экспедицию о государственных доходах, а третья и пятая экспедиции были соединены в одну государственную экспедицию для ревизии счетов.

Обособленное по закону от Министерства финансов ведомство государственного казначея, заключавшее в себя и контрольную часть, в действительности было в то время соединено с Министерством финансов. До смерти первого министра финансов ему принадлежало высшее руководство этим ведомством. Представления государственного казначея вносились в высшие учреждения и докладывались императору министром финансов. Когда же последний скончался, то все установления министерства, впредь до назначения министра финансов, переданы (2 и 14 сентября 1807 г.) в управление государственного казначея. Нового министра финансов назначено не было, и государственный казначей Голубцов оставался во главе обоих ведомств до разделения министерств в 1810 г.

25 июля 1810 г. был издан манифест о новом разделении государственных дел. Государственному казначейству поручено было «заведывание движением сумм, в доход поступивших, казначейству остаточным или запасов, казначейством текущих расходов, платежом долгов и пенсионов и пр.».

В 1811 году управление финансами разделили между Министерством финансов, которое ведало всеми доходами, государственным казначейством, ведавшим расходами, и государственным контролером, которому было поручено проводить ревизии всех счетов. Это был период раздельного управления доходами и расходами

В 1821 году в состав Министерства финансов было включено Государственное казначейство в виде обширного департамента из 14 отделений, разделенных на две части - распорядительную, ведавшую всеми делами по приему и хранению доходов и по обращению их на расходы, и счетную, которая в свою очередь делилась на контроль и бухгалтерию.

В 1890 году сфера деятельности расширилась. На него были возложены обязанности принимать и хранить все запасные средства. В 1899 г. казначейство стало распределять между государственной казной и земствами в установленном процентном соотношении поступающие поземельные сборы, а в тех городах, где не было отделений или контор Государственного банка, казначейство выполняло также банковские операции.

Практически в таком виде казначейство просуществовало до революции 1917 года. После революции, проводя линию на объединение всего сметно-расчетного и кассового дела, Совет Народных Комиссаров принял в октябре 1918 года постановление о слиянии казначейства с учреждениями Народного банка. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование народного хозяйства страны и аппарата управления страны, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением. На местах развернули свою деятельность финансовые отделы исполкомов местных советов. Кассовые функции казначейств по постановлению о слиянии казначейства с учреждениями Народного банка отошли к местным отделениям Народного банка.

В XIX веке у казначеев была даже своя клятва, вот ее текст: «Клянусь верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться не щадя живота своего, стараться споспешествовать пользе государственной, и всякую вверенную тайность крепко хранить, и положенный чин надлежащим образом по совести своей исправлять и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей присяги не поступать».

Можно отметить, что деятельность казначейства оставила «памятник» в литературе. Знаменитое произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души» связано с казначейской технологией. Казначейство в то время занималось сбором налогов, и был так называемый «подушный налог». Казначейство проводило перепись душ - «ревизскую сказку». Герой произведения Чичиков решил заработать, заложить в эту «ревизскую сказку» мертвые души.

М.Ю. Лермонтов в 1838 году опубликовал произведение «Тамбовская казначейша», основанное на реальных фактах из истории. Художник Тропинин нарисовал картину «Казначейша», эта картина в настоящее время находится в Русском музее г. Санкт-Петербурга.


11. Финансовые преобразования.

В XVIII веке финансовая система, введенная императором Петром I, «в общих чертах сохраняется. Со временем всё больше возрастает значение косвенных налогов в связи с невозможностью увеличить и далее подушную подать. Однако были и серьезные нововведения: императрица Елизавета Петровна под давлением дворян отменяет внутренние таможенные пошлины, Пётр III учреждает выпуск ассигнаций.

На 1762 год косвенные налоги дают уже 61,6 % доходов, а прямые - 38,4 % (при Петре I соотношение было обратным - 24,9 % и 55,5 %). 73 % всех расходов составляют военные, 14 % - расходы на двор, и только 12 % - на остальное государственное управление.

Екатерина II предпринимает ряд попыток навести порядок в государственных финансах, однако эти попытки сводятся на нет чередой дорогостоящих войн, ростом госаппарата и расходов на двор. Увеличиваются многие налоги, нарастает выпуск ассигнаций, начинаются заметные внешние и внутренние заимствования.

Императрица Екатерина II охотно прибегала к выпуску бумажных денег. В конце правления Екатерины II курс бумажного рубля составлял 68 с половиной копеек от металлического (серебряного)» .

«Кроме того, крупной проблемой екатерининского царствования были хронические дефициты. Для покрытия их впервые стали прибегать к систематическим займам как внутренним, так и внешним. В результате появился довольно солидный долг размером около 215 миллионов рублей, почти равный трем годичным бюджетам» .

Во времена правления императрицы, впрочем, как и ранее, были попытки бюджетирования в государственных масштабах, однако стройной системы учета доходов и расходов в масштабе государства так и не было создано. Не все бюджеты отдельных государственных учреждений сводились воедино, к сожалению, было очень много злоупотреблений. Большие военные расходы и расходы, связанные с освоением новых земель, увеличивали бюджетный дефицит.

Прекрасно понимая финансовые проблемы, стоявшие перед государство, в своем Постановлении вступивший на престол Павел I пишет: «Известно, что за несколько уже лет до кончины покойной императрицы курс на наши деньги крайне унизился и упал, так что иностранные принимали рубль наш не более 60 копеек или еще меньше; а серебро внутри государства сделалось так дорого, что лаж на серебряные рубли, возвышаясь с часу на час, достиг уже 45 копеек [...]. И все богатство всего государства превратилось только в бумажное и состояло в одних только ассигнациях [...]. Цена на все вещи поднялась, и все вздорожало» .

Для ликвидации столь внушительного долга и уменьшения инфляции император Павел I прибег к решительным мерам.

Для того чтобы решительно уменьшить инфляцию, было «приказано публично сжечь на Дворцовой площади перед дворцом бумажных денег на 5 млн. 316 тыс. 665 руб. (Клочков, стр. 100-101)» Выпуск бумажных денег был приостановлен, напротив - увеличен выпуск серебряной монеты. Император приказал, чтобы чеканка серебра, установленная в 1763 году, когда фунт серебра 72-ой пробы соответствовал 17 руб. 6 2/3 коп., была доведена до 14 руб. из фунта с повышением пробы до 83 1/3. Множество серебряных сервизов и прочих серебряных вещей придворного обихода было переплавлено для чеканки монет. Император приказывает собрать серебряные сервизы «по наместничествам и по большим боярам и отливать из них рубли во множайшем количестве». Таким образом, стоимость денежной единицы при размене поднялась и была доведена до 5,5 франков.

В общих чертах можно сказать, что в финансовой сфере вступивший на престол император Павел Петрович, прибег к мерам, имевшим то же

направление, что и все его преобразования. Основной задачей для императора являлась централизация власти, строгий контроль за доходами и расходами, по возможности, уменьшение их.

Важнейшим шагом на пути централизации стало учреждение 4 декабря 1796 года должности Государственного Казначея (именным указом Казначеем назначался Васильев) и Государственного Казначейства. Главному казначею император Павел подчинил казначейские экспедиции Сената, выделенные из ведения генерал-прокурора Сената

В обязанности казначейства входило составление смет государственных расходов и доходов. Впоследствии к этим обязанностям добавились функции упраздненного Долгового комитета и Казенной палаты. Таким образом, основные нити финансового управления стали сосредотачиваться в одном месте, что предопределило объединение этой отрасли в дальнейшем.

Был изменен порядок взимания пошлин с импортируемых товаров: ««Пошлину с ввозимых из-за границы товаров сбирать иностранной золотой и серебряной монетой (по установленному Советом Его Императорского Величества курсу рубля к иностранным деньгам».)» (Из постановления Павла).

Были внесены изменения в порядок взимания налогов. Одним из первых был Указ

«О восстановлении деятельности Петровских Коллегии в сфере финансового управления Империеи» 1796 г.,

В 1796 году Указом императора Павла от 10 декабря была произведена замена подушной подати, в виде хлебных сборов, денежными платежами «по 15 копеек за каждый четверик». 18 декабря 1797 г. последовала надбавка к подушной подати, определенной в 1 руб. 26 коп. с души.

Вместе с тем для поправления финансов Павел I обложил дворянство особым налогом, общая сумма которого в год простиралась до 1640000 р.

В области финансовой политики Павел держался того мнения, что доходы государства принадлежат государству, а не государю лично.

Стремясь к значительной экономии, император лично составил Бюджет на 1797 год из расчета расходов на 31,5 млн. руб. Однако эта цифра нуждалась в уточнении, так как расходы на оборону, на реформируемую армию и флот были значительны и не могли быть сокращены. По согласовании с правительствующими учреждениями бюджет был уточнен: около 80 млн. руб. - в том числе с расходом на оборону 34 млн. руб. и дефицитом 8 млн. руб.» (Шумигорский, 1907, стр 115). Валишевский приводит цифру истинного бюджета на 1797 год - порядка 64,7 миллиона рублей.

«1798 год - 76,5 млн рублей;

1799 год - 77,9 млн рублей;

1800 год - 78,0 млн рублей;

1801 год - 81,1 млн рублей.

Порядок ассигнований на различные статьи государственных расходов приводится Валишевским без более подробных ссылок на источники и год, однако более достоверные цифры без специальной исследовательской работы найти затруднительно:

Армия и флот...................................................... 25.000.000 руб.

Гражданские штаты.............................................. 6.000.000 руб.

Иностранный департамент.................................. 1.000.000 руб.

Духовенство.......................................................... 1.000.000 руб.

Школы и благотворительные учреждения........ 1.221.762 руб.

Погашение долгов............................................... 12.000.000 руб.

Кабинет (личные расходы императора) ............ 3.650.000 руб.

Двор...................................................................... 3.600.000 руб.

Императорская фамилия..................................... 3.000.000 руб.

В статьях доходов крупные суммы также доставлялись налогами на крестьян:

Подушных с казенных и помещичьих крестьян...... 14.390.055 руб.

Оброчных с казенных крестьян........................... .....14.707.921 руб.

Питейные сборы.................................................... .....18.089.393 руб.

Таможенные сборы........................................................5.978.289 руб.

Кроме того, с 1798 г. к повинностям казенных крестьян был прибавлен еще дополнительный налог на 6.482.801 руб» .

Важным источником доходов государства император Павел I видел также колонистов-поселенцев, принятых еще в годы царствования императрицы Екатерины II. Некоторые исследователи упрекают Павла Петровича в излишнем внимании к колонистам-немцам. На самом деле, к началу правления Павла Петровича в большинстве своем истекли сроки налоговых и иных льгот, положенных колонистам Екатериной II , и желание Павла I «опереться» на аккуратных, настроенных на исполнение законов и по-настоящему трудолюбивых немецких и иных поселенцев понятно и законно.

К сожалению, первоначальное желание Павла Петровича полностью отказаться от ассигнаций и свести к нулю внешние и внутренние займы оказалось невыполнимым в столь короткий срок, однако можно констатировать, что в целом четыре года его правления были годами некоторой стабилизации инфляции и уменьшения бюджетных дефицитов. А его деятельность в отношении всего централизации финансового устройства была продолжена в правления его сыновей.

Император Александр I при утверждении системы министерств подтвердил статус созданного Павлом I Государственного казначейства как еще одного, наряду с восемью министерствами, центрального учреждения государственного управления. Согласно данному указу, Экспедиция о государственных доходах подчинялась лицу, исполняющему должность Государственного казначея.

В отношении борьбы с инфляцией царствование Александра I не было особенно успешным. В связи с растущими расходами на содержание армии, и, в последующие годы, на войну с армией Наполеона Бонапарта, Александру Павловичу пришлось вернуться к внутренним и внешним займам, активному выпуску новых ассигнаций. Если в 1802 году курс бумажного рубля повысился до 80 копеек, то «начавшаяся с 1805 года огромная эмиссия бумажных денег обесценила бумажный рубль до 20 копеек» металлического после Отечественной войны. «Такое падение курса произвело огромное впечатление на государство; началась политика сокращения расходов, а с 1817 года начиналось даже уничтожение части ассигнаций, количество которых к 1823 году уменьшилось с 826 до 596 миллионов» .

II Внешняя политика.

«C воцарением Екатерины II начинается новый территориальный рост России. После первой турецкой войны Россия приобретает в 1774 году важные пункты в устьях Днепра, Дона и в Керченском проливе (Кинбурн, Азов, Керчь, Еникале). Затем, в 1783 году присоединяется Балта, Крым и Кубанская область. Вторая турецкая война оканчивается приобретением прибрежной полосы между Бугом и Днестром (1791 г.). Благодаря всем этим приобретениям, Россия становится твёрдой ногой на Чёрном море. В то же время польские разделы отдают России западную Русь. По первому из них в 1773 году Россия получает часть Белоруссии (губернии Витебская и Могилёвская); по второму разделу Польши (1793 г.) Россия получила области: Минскую, Волынскую и Подольскую; по третьему (1795-1797 гг.) - литовские губернии (Виленскую, Ковенскую и Гродненскую), Чёрную Русь, верхнее течение Припяти и западную часть Волыни. Одновременно с третьим разделом присоединено было к России и герцогство Курляндское» . Следует обратить внимание на то, что третий раздел Польши был завершен уже усилиями Павла I.

Калмыцкие степи, Горный Алтай, Аляска, Курильские и Алеутские острова, открытые русскими первопроходцами дополнили территориальное расширение империи. Все эти преобретения сильно расширили экономическую базу страны.

Придя к власти, Павел I посчитал своей обязанностью отказаться от наступательной политики, дабы провести реорганизацию армии, и освоить уже полученные территории. Во внешней политике Павел I стремился к установлению равноправного положения России с европейскими странами, взаимопомощи и честному исполнению взаимных обязательств. Несмотря на то, что Павел был противником наступательных войн, когда проигрывающая в войне с Наполеоном Европа и Турция в 1799 году попросила о помощи, русский император (противник французских революционных идей) согласился помочь. Турция просила дать в помощь русский флот, и, объединив его с турецким, под командованием адмирала Ф.Ф.Ушакова, освободить захваченные французами острова Ионического архипелага. Король Неаполя Фердинанд IV просил помощи русско-турецкого флота в освобождении Неаполитанского королевства и Папской области от французов. Австрийский монарх просил отправить объединенные русско-австрийские войска, под предводительством А.В.Суворова на освобождение австрийских владений Северной Италии. Англия просила отправить отряд в 45 тысяч человек в Нидерланды. По плану русско-английские войска должны были добиться независимости Голландии. Так же, ещё до создания II антифранцузской коалиции, за помощью к Павлу I пришел изгнанный французами Мальтийский Орден, вручив при этом ему цепь магистра. В силу своего характера и своего видения международных отношений, Павел I не мог отказаться, и в дальнейшем посчитал своим долгом вернуть Ордену отнятые земли.

Многие беглецы с Мальты, да и сам Орден (который расположился в Петербурге) нашли временный приют в России. Под руководством Ушакова «союзный русско-турецкий флот освободил от французов Ионические острова (Цериго, Занте, Кафеллония, Св. Мавра), 20 февраля 1799 захватил крепость Корфу, главный опорный пункт Франции на Адриатике. По его инициативе на Ионических островах было создано Свободное государство семи островов под временным протекторатом России и Турции. Летом 1799 привел русско-турецкий флот к берегам Южной Италии, где соединился с Балтийской эскадрой контр-адмирала П.К.Карцова. Способствовал изгнанию французов из Папской области и Неаполитанского королевства» . Союзные войска под предводительством Суворова полностью вернули северно-италийские владения Австрии. Только операция в Голландии не добилась успеха, причиной чему была плохая организация английских войск и желание английских командиров получить победу только русскими войсками. Русские войска вернулись на родину.

Таким образом, в 1798-1799 гг. Россия исполнила свои обязательства перед государствами антифранцузской коалиции. Следует подчеркнуть, что именно смелые, нестандартные действия русских войск позволили сводным силам коалиции выполнить поставленные задачи.

Присоединившись к антифранцузской коалиции, Англия («царица морей») так же направила свой флот под руководством Нельсона в Средиземное море. Нельсон, освободив от французов Мальту, отказал Павлу I в возвращении Мальтийского Ордена на свою родину. Более того Нельсон вражески выстроил свою флотилию против русского флота, когда Ушаков вступился на защиту итальянцев и пленных французов от Ордена Иезуитов. Ко всему этому следует добавить, - стоило только поразить французскую армию, и Вена, и Лондон «забыли» о русских: прекратились поставки вооружения и провианта. Русские войска выходили из тупикового положения с победой, опираясь только лишь на внутренние силы и душевный порыв воинов. Чего стоит только один вывод русских войск из альп.

Случайна ли эта забывчивость? Скорее всего - нет. Некоторые источники свидетельствуют, что Нельсон получил прямое предписание британского премьер-министра Уильяма Питта-младшего не давать России расширить своё влияние ни в Греции, ни в Италии. Это объясняет вызывающее поведение Нельсона, потребовавшего от Ушакова подчинение английским оккупационным правилам. Таким образом, открыто демонстрировалось превосходство Англии, и нежелание видеть в России равного партнера. Столь пренебрежительное и даже предательское отношение союзников к России заставило Павла I выйти из антифранцузской коалиции, отозвать на родину войска Суворова и Ушакова.

Разрыв отношений с Англией большинство историков считают ошибкой. Перед Павлом встал вопрос о налаживании военно-политических и торговых отношений с Францией.

«Начавшаяся с конца 1800 г. экономическая борьба России и Англии с каждым месяцем усиливалась, причем наиболее активно вел эту борьбу сам Павел» .

«23 октября 1800 г. генерал-прокурору и коммерц-коллегии было велено «наложить секвестр на все английские товары и суда, в российских портах находящиеся», что тогда же было исполнено. В связи с конфискацией товара поднялся сложный вопрос о расчетах и кредитных операциях между английскими и русскими купцами.

22 ноября 1800 г. был издан высочайший указ коммерц-коллегии: «Состоящие на российских купцах долги англичан впредь до расчета оставить, а имеющиеся в лавках и магазинах английские товары в продаже запретить».

30 ноября, по ходатайству русских купцов, английские товары разрешено было продавать для уплаты долгов, а для обоюдных долговых расчетов были учреждены ликвидационные конторы в С.-Петербурге, Риге и Архангельске».

Если общее предписание о запрете ввоза английских товаров исполнялось, то противодействовать вывозу русского сырья в Англию было гораздо труднее. 15 декабря объявили Высочайшее повеление, «чтобы со всею строгостью наблюдаемо было, дабы никакие российские продукты не были вывозимы никаким путем и никакими предлогами к англичанам». Однако, вскоре выяснилось, что, несмотря на запреты, русские материалы идут в Англию через Пруссию. Тогда последовало запрещение вывоза российских товаров в Пруссию. Самой крайней мерой в борьбе русского правительства с заграничным товарообменом стало общее распоряжение Коммерц-коллегии 11 марта 1801 г. (в последний день жизни Павла) о том, «чтобы из российских портов и пограничных сухопутных таможен и застав никаких российских товаров выпускаемо никуда не было без особого Высочайшего повеления». Естественно, это распоряжение уже не могло быть выполнено. Однако, на целый день вся страна стала закрытой экономической зоной, пусть даже лишь на бумаге. Очевидно, что эти указы нанесли немалый урон российской торговле»

«Порвав торговый союз с Англией, Россия возобновила торговлю с Францией. Впрочем, ряд договоров о торговле не мог существенно отразиться на торговых оборотах в виду того, что основные торговые пути на Севере и Западе были в руках англичан. Однако в области внешнеторговых соотношений можно выделить создание первой российско-американской компании в 1798 году.

Гораздо существеннее были попытки завоевать азиатский рынок. С этой целью предприняли ряд мер, способствовавших увеличению торговли с Персией, Хивой, Бухарой, Индией и Китаем. В 1798 г. разрешили вывозить в Азию железо, медь, олово, хлеб, иностранную золотую и серебряную монету. Запрещение сохранилось лишь на вывоз воинских снарядов. Были изданы распоряжения об охране купцов, торговавших в Среднеазиатских странах. До разрыва с Англией в этой торговле не было необходимости, но уже в сентябре 1800 г. генерал-прокурор, по указу императора, обратился к купечеству с предложением расширить торговлю с Хивой, для чего обещал поддержку правительства. 29 декабря 1800 г. состоялось Высочайшее распоряжение: «Сделать коммерц-коллегии положение о распространении торговли с Индией, Бухарой и Хивой, от Астрахани по Каспийскому морю и от Оренбурга, и составить план новому таможенному на тот край порядку, тарифу и устав предполагаемой компании; равномерным образом войти в рассмотрение средств для установления и распространения торговли по Черному морю». Интерес к азиатской торговле ослаб после смерти Павла, когда были восстановлены отношения с Англией.

Правительство, и купечество, почти порвав торговые отношения с Западом, не только занялись упрочением и расширением своей внутренней торговли, но и повернулись в своих проектах к Востоку и Югу, предполагая увеличить торговые сношения с азиатскими странами. Впрочем, разочарований в этой отрасли было гораздо больше, чем успехов».

Однако кроме простого торгового бойкотирования конечной целью Франции и России был раздел Британской и Османской империи. Для этого Павел I издал распоряжение о походе на Индию. В поход отправился экспедиционный корпус численностью в 22500 казаков под командой атамана генерала от кавалерии графа Федора Петровича Орлова-Денисова и казачьего атамана Платова.

Заключение.

В рамках небольшой работы практически невозможно всесторонне рассмотреть и полно оценить деятельность такого выдающегося Императора, которым, несмотря на свое короткое правление, являлся Павел I.

За недолгое время, проведенное на престоле Российского государства, Павел Петрович не успел реализовать все задуманное. Тем более важно и ценно для историков и для потомков то, что он успел осуществить.

Императором Павлом была практически выстроена во всех сферах, касающихся внутренней жизни государства, четкая вертикальная структура власти самодержавного монарха. И в судебной власти, и в финансовой системе, и в общем государственном устройстве мы можем видеть стройную иерархическую систему, основанную на идее служения Отечеству всех сословий, начиная от самого Государя и заканчивая крестьянами.

Несмотря на трудную личную судьбу и противоречия с матерью, Павел все же продолжил многие начинания Екатерины II, бывшей сильной самодержавной правительницей, ставившей заботу о благе Отечества в основу своего правления.

И Александр I, и Николай I, несмотря на то, что политика времен их царствований часто противопоставляется историками, были все же родными братьями и детьми своего отца. И если Александр I, особенно в начале своего правления был вынужден (можно только предполагать, по каким причинам), пресечь многие начинания своего отца и сделать шаг в сторону или назад, то Николай I, вступивший на престол при драматических обстоятельствах, для того чтобы сохранить Россию от разрушения осознанно принимал жесткие меры, во многом продолжавшие и закреплявшие то, что было начато его отцом.

Внимательно изучая законотворческое наследие Императора Павла Петровича, нельзя не увидеть, что принципы, положенные им в основание государственной системы, универсальны и в каком-то смысле идеальны. Идеалы высокого служения Отечеству на любом поприще, идеалы христианской нравственности как основы устройства государства, честность и рвение в исполнении своего служебного долга, милосердие и поддержка, обращенные к слабейшим членам общества, требовательность к тем, кто облечен властью и образован.

Очень надеюсь, что историки в области государства и права обратят свое внимание на законотворчество Императора Павла.

Сейчас как никогда наша страна нуждается в том, о чем мечтал Император Павел I - в приведении «всех частей государства порядком до равновесия, в котором должны быть, чтоб оное могло неразрушимо и невредимо стоять» ».

Выражаю благодарность Владимиру Мартову и Анне Бойко-Великой за помощь в
подготовке ряда материалов к этому исследованию. же.

Цит. по: Песков А.М. «Павел I» М., «Молодая гвардия», 2005. С. 327.

Список использованной литературы.

1.История судебной системы в России (Под редакцией Н.А.Колоколова). Москва, Закон и право. 2011 г.

2. Полное собрание законов Российской Империи. СПб., 1830 - тт. 24-31

Список законов Российской империи задействованных в данной работе: номера законов

17567; 17588; 17589; 17590; 17609; 17634; 17735; 17739; 17833;

3. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Т. IXA (СПб, 1893), XXA, (СПб, 1897), XXV (СПб, 1898).

4. Снегирев В. Административное деление и учреждения дореволюционной России по периодам // Энциклопедический словарь «Гранат». 1938. Т. 36, ч. 6 Приложение 1. С. 1-7.

5. Ключевский В.О. О русской истории М. Просвещение, 1993 год.

6. Валишевский К. Собрание сочинений в пяти томах, том 5: «Сын Великой

Екатерины Император Павел 1 (Его жизнь, царствование и смерть). М..

Ответ редакции

Флаг Федерального казначейства (Казначейства России) на его здании, расположенном на Биржевой площади в Москве. Фото: РИА Новости / Наталья Селиверстова

Казначейство России — это госструктура, которая занимается централизацией, управлением и распределением федеральных денежных потоков и финансовыми вложениями. Находится в ведении Минфина РФ. Образована в 8 декабря 1992 года.

Основные функции Казначейства России:

  • обеспечение исполнения федерального бюджета
  • кассовое обслуживание
  • учет и распределение поступлений
  • управления рыночными и валютными рисками.

Полномочия Федерального казначейства:

  • распределяет (по законодательно установленным нормативам) доходы, поступившие в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ;
  • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет реестр государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов;
  • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну и др.

Структура

Федеральное казначейство в своей структуре имеет 85 территориальных органов и одну подведомственную организацию — Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». За пределами России ведомство представительств не имеет.

История

Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея — должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III , казенных дворов.

В результате финансовых преобразований Петра I в 1710 году была создана Счетная или Казначейская контора, которая должна была следить за правильным поступлением налогов. Она просуществовала до 1742 года.

Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 году, в эпоху царствования Екатерины II , крупного правового акта «Учреждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 г. Согласно данному документу, в каждой губернии создаются казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества» и определяются основные их функции: «1) Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были, 2) Дабы доходы куда надлежит доставлены были, 3) Дабы доходы в целости сохранены были».

Сохранение казны уже в то время стало делом государственной важности. Зачастую казначеи хранили государственные средства с риском для жизни. Так, в период пугачевских волнений в селе Малыковка (ныне г.Вольск) Саратовской губернии казначейша Тишина была казнена бунтовщиками за то, что не отдала им дворцовую казну.

Следующим этапом развития казначейства стали реформы Александра I . В 1802 году им был подписан манифест «Об учреждении министерств», в соответствии с которым, наряду с другими министерствами, создается Министерство финансов. А 15 февраля 1821 года в структуре нового ведомства был создан Департамент Государственного казначейства, ставший ядром всей системы казначейской службы России.

В начале XX века роль казначейства усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств. Предметами ведения казначеев в то время были: прием и хранение всех доходов; продажа всякого рода гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов; выдача промысловых свидетельств и бесплатных промысловых билетов, перевод денег и так далее.

С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно-бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии — Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем — Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 и постановлением Правительства России от 27 августа 1993 года № 864 был решен вопрос о возрождении казначейства в России.