Что следует предпринять при заднем ослеплении. Что делать, если встречный автомобиль ослепил вас дальним светом? Обязаны ли Вы переключить дальний свет на ближний, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покаж

По новым ПДД, вступившим в силу 20.11.2010 ближний свет фар нужно использовать всегда. Это делает машину более видимой в потоке, особенно в пасмурные дни. Согласно п. 19.2 ПДД, запрещается использование дальнего света фар в населенных пунктах, если дорога освещена. Однако во многих городах вечером, даже при освещенной улице, видимость очень плохая. Я всегда в таких случаях включаю дальний, если, конечно, нет встречных машин.

На трассе ночью удобнее ездить с дальним светом, однако всегда рекомендую переключать на ближний свет, когда навстречу едут другие машины и они вас ослепляют или просят вас морганием дальнего света об этом. Кроме того, рекомендую обращать внимание на подъемы и повороты. Ночью очень хорошо видно свет фар, поэтому переключите на ближний не тогда, когда увидите фары встречной машины, а перед этим. Довольно часто многие водители переключает свет на ближний, когда увидят ваши фары, хотя можно делать это раньше, т.к. свет фар ночью виден раньше. Чтобы избежать ослепления, не смотрите на фары встречных машин (особенно тех, которые выезжают на подъеме или повороте). Порой бывает, что встречная машина едет с дальним светом и не переключает на ближний, даже когда вы просите. У каждого свои действия на этот счет, лично я после серии мигания дальним переключаю на ближний и прижимаюсь к обочине.

Перед переходом на ближний свет постарайтесь максимально узнать, что впереди на дороге, ногу необходимо перенести с педали газа на тормоз. Переключать на дальним можно только тогда, когда машины поравнялись кабинами, в противном случае, этим вы сильно ослепляете другого водителя.

Однако не всегда дальний свет лучше. В метель и туман видимость будет гораздо лучше при использовании ближнего света.

При остановке на обочине параллельно дороге часто водители не отключают фары (хотя это и не противоречит правилам дорожного движения, смотри п. 19.3 ПДД). Для встречных машин, особенно осенью в дождь, это сильно снижает видимость дороги из-за возможности ослепления даже от ближнего света фар. Кроме того, включенные фары показывают другой машине, что Ваш автомобиль движется, поэтому у водителей встречных машин может возникнуть подозрение – «а по той ли полосе они едут». Поэтому я рекомендую при остановке оставлять включенными только габариты. Если остановились на трассе, даже на обочине или остановке общественного транспорта настоятельно рекомендую включить аварийку. Вообще советую отключать фары при любой остановке, даже во дворах, т.к. они сильно затрудняют видимость других участников движения.

Разговор световыми сигналами

Световые приборы автомобиля служат не только для указания маневров. Они могут выполнять функции переговоров с другими участниками дорожного движения. Смотрите таблицу.

Наименование действия Назначение
Одиночное моргание дальним светом фар 1. Предупреждает о нахождении на шоссе сотрудников ГИБДД. Понятно, что в этом случае необходимо принять все меры предосторожности. Соблюдая данную водительскую солидарность не забывайте и вы извещать других водителей об увиденных работниках ГИБДД.
2. Перед обгоном можете мигнуть дальним, тем самым, показывая впереди идущей машине, что сейчас будете обгонять.
3. Если вы просите пропустить, например, поворачивая налево, а встречных очень много, то одиночное моргание встречного автомобиля означает - «разрешаю».
4. Используется на трассе (хотя допустимо и в городе), если вас ослепляет встречная машина, и служит указанием водителю встречного автомобиля для отключения дальнего света фар. Если одиночного моргания недостаточно, используется периодичное.
5. Если двигаетесь по участку дороги, где двум машинам не разъехаться, необходимо моргнуть дальним светом машинам с другой стороны участка, чтобы не пришлось потом маневрировать задним ходом.
Периодичное (нервное) моргание дальним светом фар 1. Используется чаще всего на трассе, когда есть несколько полос для движения. Если впереди едет машина медленнее вашей, сначала мигните дальним один раз, если результата не будет - можете поморгать дальним светом с требованием уступить дорогу. Если и тут нет результата - посигнальте или объезжайте.
2. Кроме того, можно попросить дальним светом фар пропустить вас, если поворачиваете налево, а встречных очень много или во всех других случаях, когда по ПДД вы должны всех пережидать. Как правило, если не просить, то стоять можно очень долго.
3. Также это используется, когда на перекрестке кто-то перед вами не заметил разрешающий сигнал светофора (это намного лучше, чем сигнал клаксона).
Как правило, во всех указанных трех случаях - для начала достаточно моргнуть один раз, но если не заметили или не поняли - тогда несколько нажатий.
Левый сигнал поворота 1. Этот сигнал обычно показывается (нужно показать), когда вашу машина обгоняют, а впереди есть опасность, которая видна только вам. Это может быть встречная машина на подъеме, повороте или другое. Иначе говоря, этот сигнал предупреждает других водителей о том, что обгон сейчас опасен.
2. Левый поворот полезно включить на короткое время в случае, если вы едете на высокой скорости на трассе в левой полосе и через 300-500 метров будете поворачивать налево. При этом за вами либо уже едет другой автомобиль, либо догоняет. Также данный способ подходит там, где на дороге идут несколько подряд съездов налево. В этом случае водитель сзади поймет, что на ближайшем перекрестке вы будете поворачивать, поэтому заранее сбавит ход или спокойно перестроится вправо и продолжит движение. Но помните, что важно включить именно «на короткое время». Если вы долгое время едете в левом ряду с включенным левым поворотником, возможно, вы его включили непроизвольно или забыли выключить!
Аварийка 1. Показывается обычно на трассе, когда впереди есть опасность. Обычно после данного сигнала сразу следует торможение.
2. Аварийку также необходимо включить в ситуациях (чаще всего на трассе), которые потребовали резкого торможения, с тем чтобы водителям сзади проще было среагировать.
3. Когда вас в пробке пропускают при перестроении нужно на секунду включить аварийку, т.е. поблагодарить. То же самое можно сделать, когда вы обогнали машину, водитель которой помог выполнить данный маневр (показал правый сигнал поворота или прижался к обочине).
3. Аварийкой можно также извинится, если кого-то «подрезали» или нарушили правила, помешав другому автомобилю.
Правый сигнал поворота Обычно используется для информирования на трассе участников движения, которые хотят осуществить обгон. Если впереди идущий автомобиль показывает правый поворотник без снижения скорости, то можно обгонять. Но лучше перед этим все проверить. Обгоняйте только убедившись в безопасности данного маневра.
Когда обгон идет навстречу вам. Включением правого поворотника, вы подскажите водителю обгоняемого автомобиля, что поедете вправо, он будет пытаться проехать посередине.
Выключение-включение фар Порой водители забывают включать ближний свет, чтобы им напомнить и служит данный сигнал.

Помните, что перечисленные способы разговоров световыми сигналами известны не всем, поэтому не стоит полностью на них полагаться.

Дальний свет должен быть переключен на ближний:

  • В населенных пунктах, если дорога освещена;
  • При встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
  • В любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

Какие внешние световые приборы Вы должны использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог населенного пункта?

Ответ на билет ПДД . В населенных пунктах Правила предписывают Вам использовать при движении в темное время суток на освещенных участках дорог только фары ближнего света . Движение с включенными габаритными огнями запрещено, так как они недостаточно хорошо обозначают Ваше ТС для других участников движения. Фары дальнего света, учитывая его ослепляющее воздействие на других водителей, использовать также запрещено.

Двигаясь в темное время суток вне населенного пункта с дальним светом фар, Вы догнали движущееся впереди Вас транспортное средство. Ваши действия?

Ответ на билет ПДД . Поскольку дальним светом фар могут быть ослеплены не только встречные водители, но и водители, движущиеся в попутном направлении (через зеркало заднего вида), Правила предписывают вам переключать свет на ближний во всех случаях, когда возможно ослепление.

Обязаны ли Вы переключить дальний свет на ближний, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого?

Ответ на билет ПДД . Принимая во внимание возможность изменения угла наклона светового потока в зависимости от профиля дороги, нагрузки и других факторов, Правила обязывают Вас при встречном разъезде переключить дальний свет на ближний на расстоянии более 150 м до ТС, если водитель встречного ТС периодическим переключением света фар покажет необходимость этого.

Как Вы должны поступить при ослеплении Вас дальним светом фар встречных или попутно движущихся транспортных средств?

Ответ на билет ПДД . При ослеплении водитель на некоторый период (до полной адаптации глаз) теряет возможность объективно оценивать ситуацию на дороге, и поэтому Правила предписывают вам конкретный порядок действий, безопасный для других участников движения: включить аварийную световую сигнализацию, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.


Безопасное передвижение автомобиля в ночное время обеспечивается собственной системой освещения. Для лучшего кругозора водитель использует дальний свет фонарей. Каждый автомобилист знает, но почему-то не выполняет предписание регламентирующее выключение дальнего света при приближении встречного автомобиля менее чем на 150 метров. Такое пренебрежение правилами может спровоцировать аварию, так как ослепленному фарами водителю очень тяжело сориентироваться на дороге.

Что делать при ослеплении дальним светом

Человеческий глаз неспособен мгновенно переключатся от яркого света к полной темноте и наоборот. Для восстановления зрительных способностей потребуется не менее 10 секунд. Для машины, двигающейся по дороге со скоростью 80 километров в час – это длительный промежуток времени, за который может произойти серьезная авария.

Не всегда ослепление на дороге происходит специально, срабатывает обычная усталость, забывчивость и нерадивость. Также у водителя могут быть неправильно отрегулированы фары ближнего света. Взаимное уважение и культура поведения на дороге помогут избежать аварийных ситуаций.


Если на встречу движется автомобиль с включенными фонарями дальнего освещения и не собирается их переключать, попробуйте следующий метод: прикройте один глаз, а вторым внимательно наблюдайте за автотрассой. После того как машина «нарушителя» проехала мимо приоткройте глаз и зажмурьте ослепленный. Этот способ прекрасно работает и дает возможность спокойно продолжать дальнейшее движение по дороге.

Не обязательно, что человек за рулем специально не выключает дальний свет, он может просто забыть переключиться. Напомните ему, просто помигайте фарами, в большинстве случаев это срабатывает.

Но если встречная машина не прореагировала на вашу просьбу, следует снизить скорость движения или даже остановиться, прижавшись к обочине, оставив включенным ближний свет.

Бывает, что происходит ослепление при обгоне, когда первый водитель смотрит в зеркало заднего вида. «Ослепшему» водителю следует снизить скорость перемещения и уйти в сторону от обгоняющей машины иначе столкновения можно просто не избежать.

Для водителей, попавших под воздействие дальнего света фар, существуют конкретные правила дорожного движения: «Нужно снизить скорость, не меняя траекторию движения, при этом обязательно включение аварийной сигнализации».


Новичку на дороге сложно будет выполнить такие действия вслепую. Особенно если до предполагаемого поворота осталось несколько десятков метров и на ощупь в него войти невозможно. Вовремя включенная аварийная сигнализация, предупредит остальных водителей, и даже резкое снижение и прекращение движения спасет машину от столкновения. Конечно, если водитель успел запомнить участок дороги, то лучше свернуть на обочину и там прекратить движение, так как середина скоростного шоссе не лучшее место для восстановления зрительных способностей.

Как наказать невежливого водителя

Обидно, когда автомобилист сигналами фар просить встречную машину переключится на ближний свет, а та не реагирует. Водитель понимает, что его сейчас ослепят и желает отомстить. Неплохой способ вендетты – резкое включение дальнего света при приближении «нерадивого» водителя. Конечно, встречный автомобилист надолго запомнит этот «урок». Подобное действие может спровоцировать аварию. Особенно неприятно если столкновение произойдет с машиной «водителя-мстителя».

Наказание водителя не приведет ни к чему хорошему. Если человек просто забыл переключиться, моргните ему несколько раз своим дальним светом, если это не помогло, то никакая «наука» не сработает. Такой водитель беспокоиться только о своем комфорте, а на остальных участников движения ему просто наплевать. Поэтому в первую очередь побеспокойтесь о своей безопасности и примите все необходимые меры для избегания аварийной ситуации.

Каждый, кто хоть раз ездил за рулем ночью, знает, каким ослепляющим может быть свет фар. Достаточно, чтобы из-за подъема резко появился встречный автомобиль, как у водителя наступает временная слепота. Это явление довольно опасное, поскольку автомобилист продолжает движение, практически не контролируя происходящее на дороге. Неудивительно, что ПДД в таких случаях предписывают включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться.

Но почему же свет встречных фар обладает столь негативным эффектом? Оказывается, есть несколько причин. Вам никогда не казалось, что современные фары светят гораздо ярче, чем раньше? Если да, то вы совершенно правы. Дело в том, что нынешняя светотехника изготавливается совершенно по другим технологиям. Если раньше в оптике применялись исключительно галогенные лампы, то в дальнейшем распространение получил еще и ксенон, а в последнее время – светодиоды. То есть почти с уверенностью можно сказать, что чем современнее машина, тем ярче светят её фары. Вроде бы это – однозначное достоинство, ведь темная дорога освещается лучше. Однако оказывается, у такого достижения есть и недостатки, ведь одновременно с распространением более ярких фар растет и количество ДТП из-за ослеплений. Например, по статистике полиции Великобритании только в 2014 году по этой причине в королевстве произошло минимум 320 ДТП - на 11% аварий больше, чем в 2010 году. А исследователи говорят, что на самом деле количество подобных инцидентов куда больше, просто в случае мелких аварий водители не обращаются в полицию.

"Мы получаем тысячи жалоб, - рассказывает Рой Милнес, активист движения Lightmare, борющегося за снижение уровня яркости автомобильных пар. – Проблема в том, что яркость фар намного превышает человеческую выносливость". С ним соглашается профессор-офтальмолог из Венского университета Петер Хайлиг. По его словам, резкий свет вызывает реакцию, схожую с получением болевых ощущений. "Из-за такого света в мозг посылается предупреждающий сигнал, говорящий: "Хватит!". Это можно сравнить с тем, как если вы вдруг неожиданно ударились суставом. Из-за этого можно вздрогнуть, или самопроизвольно закрыть глаза", - поясняет ученый. Правда ли современные лампы хуже тех, что были раньше? Профессор Хайлиг уверен, что так. "У яркого синего света гораздо выше сила излучения. То есть такая лампочка светит гораздо ярче галогенной, поскольку имеет более короткую длину волны", - отмечает он.

Демонстрация работы адаптивных фар

Одновременно ученые выяснили, что с возрастом у водителей растет и вероятность ослепления. Дело в том, что хрусталик и роговица глаза прозрачные не до конца. Поэтому яркий свет, проходя через них, так или иначе преломляется, в результате чего у человека возникает ослепление или размытое изображение. "Такой же эффект можно наблюдать, если попытаться посмотреть на яркий свет через запотевшее стекло, - рассказывает профессор-офтальмолог Джон Маршалл из Университетского колледжа Лондона. – Но чем старше вы становитесь, тем больше изменений происходит с вашими глазами, даже если вы абсолютно здоровы. Например, хрусталик и роговица становятся менее прозрачными. Отсюда и проблемы с ослеплением. Ночью ваш зрачок расширяется, чтобы впустить как можно больше света. А когда в глаза неожиданно бьет свет фар, вас ослепляет", - пояснил он.

Итак, фары нас слепят потому, что глаз не готов отреагировать на внезапный световой поток. Современная светотехника обладает гораздо большим ослепляющим эффектом, чем старая, а с возрастом вероятность получить временное ослепление в дороге увеличивается. Интересно, что при этом о данной проблеме водители знали еще на заре автомобилестроения. К примеру, впервые данный эффект был обнаружен еще в далеком 1927 году. Причем в разные годы с ослеплением пытались бороться. Например, в советское время у водителей была очень популярна установка "антифары" – специального устройства, создающего синеватый фон. Предполагалось, что благодаря этому глаза будут быстрее адаптироваться к свету от встречного автомобиля. Правда, эффективность данного устройства никогда не была доказана, и поэтому в итоге его просто перестали применять. Зато в последние лет 20 проблемой ослепления всерьез занялись мировые автопроизводители. Например, в наши дни на многих моделях применяются так называемые адаптивные фары, которые поворачиваются при повороте автомобиля, а также опускают лучи, при возникновении мощного встречного светового потока. Но, несмотря на продвинутость данной технологии, ученые указывают, что системе еще нужно отреагировать на появление встречного автомобиля, из-за чего вероятность ослепления остается. Есть еще матричные фары, отключающие часть секций. Они снижают риск ослепить водителей встречных машин почти до нуля. Но пока такая технология очень дорогая и применяется лишь на самых престижных моделях.

Для улучшения видимости водители используют дальний свет фар на загородных дорогах. Его используют, когда нет встречных или попутных машин. При приближении переключаются на ближний. Что делать, если навстречу едет автомобиль с дальним светом и не собирается его отключать.

Что делать?

Есть один проверенный способ, который накажет забывчивого автолюбителя. Когда он приблизился, то необходимо резко включить дальний свет. Это проучит его от такого поведения на дороге и он выключит лампы. Иногда бывает, что встречный водитель просто забыл его выключить. Как правило, однократное моргание фарами - как раз говорит ему об этом.

Данное поведение может быть ошибочным. Например, у автолюбителя в фарах стоят плохие лампочки, которые засвечивают «встречку». Или неправильно отрегулированы фары, просели пружины и другие причины - тогда при включенном ближнем свете будет казаться, что Вас ослепляют. Просто моргните , адекватные водители сразу поймут в чём дело.

Бывает другая категория автолюбителей и у каждого есть свои способы борьбы. Конечно, мифы про сброшенные бутылки на крыши машин или другие способы, которые могут повредить имущество всего лишь миф, а если применяются, то в самых крайних мерах. Например у дальнобойщиков имеется дополнительный источник фар, который намного мощнее лампочек обычной легковушки. После такое точно вспомнишь про элементарные правила этики на дороге.

Как быстро восстановить зрение?

Например, навстречу едет автомобиль с дальним светом и не собирается его выключать. Для этой ситуации есть старый «дедовский» способ. Нужно закрыть один глаз, а после проезда этого «индивидуума» открыть его. Секундная задержка не повлияет на безопасность, а Вам будет легче.

Не стоит забывать, что встречный автолюбитель мог забыть переключить дальний свет. Тогда следует напомнить ему, «моргнуть» пару раз. Как правило, после этого водители в 90 процентах случаев переключаются на ближний.

Еще создается впечатление включенного дальнего света у «встречки», когда например установлен псевдоксенон или неправильно отрегулированы фары - они могут светить выше чем положено. Также, если перегорела лампочка в правой фаре, то левая станет светить ярче, что также создаст дискомфорт для встречных водителей. Бороться с данными автолюбителями - бесполезно.

Многие водители жалуются на плохое зрение при ночном вождении. Есть советы от бывалых, что нужно положить ломтик лимона под язык, чтобы вернуть остроту. Но виноваты в этом плохое зрение. Когда днём нормально видно, а ночью нечёткая картинка. Попробуйте примерить плюсовые очки. Если картинка улучшиться, то можно их одевать только при езде ночью на машине.

Автоматический переключатель

Иногда хочется «врубить» дальний свет фар, но не мешать ни попутным, ни встречным водителям. Вы скажите: это мечта и нереально? Нет, ведь автомобильные инженеры разрабатывают новые системы для облегчения жизни обычному водителю.

Они создали новую систему управления световым потоком. Если включены фары, и вы приблизитесь к встречному или попутному автомобилю, то система самостоятельно изменит направление светового потока. Т.е. фары будут освещать только ту часть дороги, на которой нет ближайших автомобилей. А зону, где находятся другие автомобили, будет просто «затемнять». Это позволит увидеть обстановку на дороге на несколько десятков метров, и не ослепить других водителей.

Как работает?

Система управления световым потоком бездействует, на ближайшем расстоянии автомобилей нет.

Световой поток меняет направление при приближении встречной машины.

При появлении попутного авто световой поток также меняет направление.

В данной системе важен не алгоритм работы, а сами фары. Хотя обычными их трудно назвать, скорее это видеопроекторы, которые моделируют освещение на дороге. А следит и подает сигналы о приближении автомобилей видеокамера, которая установлена на зеркале заднего вида в салоне.

Система может не только регулировать световой поток фар, но и заглядывать за поворот или освещать обочину, если заметит там человека. В общем, все сделано для удобства и безопасности.